2008-09-26. Запись 100. История террористов Овечкиных

Так как 14 сентября вместе с компашкой я побывал на аэродроме Вещево, известного прежде всего тем, что именно там происходил захват самолета с террористами Овечкиными, я поискал в Интернете информацию по этой широко известной истории. Нашел немного - лишь краткие упоминания в энциклопедиях терроризма, да отдельные статьи в газетах и журналах. Но люди помнят! Какая трагическая история, где нет выигравших, и все проиграли - и семья музыкантов, и пассажиры, и спецслужбы. То был вызов государству и обществу. Можно ли винить в этом один только политический строй? - нет, конечно, и Овечкины были и останутся террористами, хладнокровно застрелившими бортпроводницу и попытавшие взорвать самолет (на суде они честно признались: "О пассажирах мы не думали"). Но как все сложно и запутано: ведь это был 1988 год!! Всего-то год-другой, и было бы совсем по-другому, в другой стране!! И кто они? - музыканты-джазисты из Иркутска! Не могу никого обелять или чернить. Все слишком пессимистично: проиграли все. И в довершение ко всему добавляет пессимизма судьба оставшихся в живых Овечкиных. Все они спились, померли в пьяных драках, разошлись по тюрьмам. Вот и задумываешься: почему так получилось? Так ли их поломала история вокруг захваченного самолета, или они такими были изначально - скажем, генетическая предрасположенность, воспитание? И так ли уж прав Сальери: "Ведь гений и злодейство несовместны?".

http://planeta.rambler.ru/users/vivazoia/40445870.html - Из книги "Альфа - сверхсекретный отряд КГБ"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%9E%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85 - Энциклопедический материал в Википедии
http://pressa.irk.ru/sm/2006/09/004001.html - Овечкиным надоело быть живыми сувенирами
http://pressa.irk.ru/kopeika/2004/41/009001.html - Террористы, вылетевшие из Иркутска. Часть 1
http://pressa.irk.ru/kopeika/2004/42/004001.html - Террористы, вылетевшие из Иркутска. Часть 2
http://pressa.irk.ru/kopeika/2004/43/009001.html - Террористы, вылетевшие из Иркутска. Часть 3
http://www.aif.ru/society/article/16421 - Волки в облике Овечкиных, "АиФ"
http://pressa.irk.ru/friday/2004/47/010001.html - Осужден убийца Ольги Овечкиной

2008-09-20. В разделе "Рецензии" появились две рецензии на прочитанные недавно книжки: "Туристская Бурятия". Улан-Удэ, 2008
и Фрид Е.Г. "Устройство судна". Л., Судостроение, 1990

2008-09-20. Запись 099. Путешественное. Путешествие на аэродром в Вещево

14 сентября 2008 года, в воскресенье, наша изрядно пополневшая компашка (коневецкий рекорд побит, сегодня собралось аж 20 человек!) во главе с неизменным лидером компашки, Андреем Шпартько, совершила поездку на аэродром в Вещево, что под Выборгом. Все началось, как всегда: с опаздания Андрея. Только на сей раз Андрей таки опаздал по-настоящему, и нам пришлось ехать в Выборг электричкой, а он догонял нас автобусом. Но вот беда: в пути уже застряли мы, в Выборг приехали с опазданием на полтора часа, что дало повод для Андрея пожурить нас всех в опаздании – теперь уже нашем коллективном. На автобусе мы доехали до Вещево, где прогулявшись немного по осеннему карельскому лесу, перебрались через колючую проволоку и вышли к аэродрому. Говорят, это был один из самых крупных военно-транспортных аэродромов Северо-Запада; он прославился на всю страну в марте 1988 года, ведь именно на этом аэродроме происходил захват спецслужбами самолета, угнанного террористами Овечкиными. На аэродроме находятся многочисленные ангары – просторные сооружения, они были замаскированы сверху, у многих сохранились металлические ворота. Ближе к диспетчерской кто-то разложил множество труб, в них можно было побегать и поснимать кучу фильмов ужасов ;-). В самой диспетчерской не было ничего интересного, а вот за ней находилась уже собственно взлетно-посадочная полоса. Широченная, длиной насколько хватает глаз – и заброшенная вот уже пятнадцать лет. Сквозь бетонные плиты пробивается растительность, ангары разрушаются – здесь нет людей, и заброшенные просторы одного из крупнейших аэродромов Северо-Запада впечатляют своим размахом. Затем был автобус до Лебедевки, и дорога на электричку. Следующий вопрос я адресую лично Андрею Шпартько: ну почему, почему все наши путешествия начинаются одинаково (Андрей опаздывает?) и заканчиваются одинаково (мы все бежим на электричку?).

2008-09-20. Запись 098. Путешественное. Небольшой обмен впечатлений о поездках на Байкал трех экспедиций

В субботу, 13 сентября 2008 года, у меня в гостях состоялось небольшое выездное собрание компашки Андрея Шпартько – обмен впечатлениями и просмотр фотографий. Как известно, летом этого года на Байкал было совершено аж три путешествия: первое из них под руководством Петра Гладилина, второе под руководством Андрея Шпартько (там еще участвовали Полина и Олег), третьей под руководством Артема Александрова (где, в частности, присутствоввал я). Вот мы и встретились вшестером: Петр, Андрей, Полина, Олег, Артем и я. Для начала мне было принесено огромное количество печенюшек и тортов – хорошо извесстно, что, по натуре злой, от сдобы я добрею, а будучи в гостях, наверняка ожидаешь хорошее настроение хозяина. Сначала показывал свои фотографии я; иногда меня подменял Артем – в частности, всем было очень интересно посмотреть на электровозы. Затем фотографии показывал Петр; в отличие от нас с Андреем, ходивших по КБЖД, Петр съездил на Ольхон и остался очень доволен. Рассказ и фотографии Петра запомнились больше всего – впечатлило! Напоследок Артем показал свои фотографии из горного похода на Алтай, но там завелись какие-то вирусы, и все фотографии мы так и не смогли увидеть – благо что народ начал расходиться по домам, а Артем все еще мучался с карточками. На том выездное заседание клуба путешественников было завершено. Спасибо всем!

2008-09-20. Запись 097. Путешественное. Небольшое путешествие Ялкала – Комарово

6 сентября 2008 года, когда я только-только вернулся из долгой поездки на Байкал, и уже как два дня находился в Питере и успел отдохнуть, я собрался в новое путешествие. На этот раз Андрей Шпартько вместе с компанией затеял небольшую, «карманную» прогулку по ближайшим окрестностям Питера. Нашей целью стал Зеленогорск.

Сначала мы посетили музей Ялкала. В разгар революционных событий в этом небольшом финском домике скрывался Ленин, и в советские времена здесь был устроен музей. Вообще, удивляешься, как много наследил Ленин – здесь его действительно «каждый камень знает», а на карельском перешейке он скрывался каждый день под новым именем и на новом месте. Хотя, с другой стороны, хорошо иметь столько друзей, сколько вождь мирового пролетариата – в каждой маленькой финской деревушке найдется по другу, который пустит переночевать :-). В советские времена в Ялкале побывал Хрущев, музей был широко популярен, и музей не уступал прославленному шалашу в Разливе. Но в начале 90х музей ждали тяжелые времена; была поставлена задача восстановления финского хутора и изучения жизни и быта финно-угорских племен. На территории музея под большим навесом сохранился небольшой приземистый домик – место пребывания Ленина, довольно симпатичный памятник Ленину, а еще небольшой музей с крохотной экспозицией, повествующей и о расселении финно-угорских племен, и о их жизни и быте, и о советско-финляндской войне, и о великих людях, живших в этих местах. Ленину остался посвящен только один стенд: на нем мы видим загримированного, совершенно неузнаваемого человека. Через несколько месяцев он будет делать революцию, а пока что он живет в тиши скромного карельского сосняка.

Ну а потом мы посетили заповедное болото где-то в районе Комарово. В Интернете про него можно прочитать много интересного, что это, де, заповедник, что тут растут редкие виды мхов, но на самом деле оно ничем не примечательно. Обычное верховое болото, обильно заросшее мхами, с большим количеством невысоких хилых елочек. Болото принадлежит одному научно-исследовательскому институту, который организовал на болоте мониторинговые исследования по гидрологии и биологии. Домики института находятся на горочке, в самом болоте располагается метеостанция с многочисленными ящиками, антеннами, металлоконструкциями неясного предназначения, разными деревяшками и железяками. Через болото размерами примерно два на два километра проложены гати – собственно, они к гидро- и метеорологическим станциям и ведут. Гать была качественной, и мы достаточно быстро преодолели первый километр, как вдруг она испортилась: на болоте лишь неясным силуэтом обрисовывалась тропинка, доски утопали в болоте, и нам уже ничего не оставалось делать, как топать ножками по мшинистому болоту, и утопая в воде по голень, пройти метров 50. Говорят, в Питере в августе лето было особенно дождливым. И это так: в болоте было ужасно много воды, не осталось ни одного сухого участка, и уход с гати карался сквозным промоканием. Впрочем, я был только рад такому экстриму – на Байкала нам болот не попадалось, и я успел изрядно соскучиться по северо-западным ландшафтам. В целом путешествие получилось чрезвычайно приятным – спасибо за болота!!

Подробный отчет с фотографиями ожидается в ближайшем будущем :-).

2008-09-20. В разделе промышленной архитектуры появились отдельные странички у следующих предприятий: Склады Кокоревых, Чугунолитейный и механический завод Ф.К. Сан-Галли, Склады "Успенский двор"

2008-09-04. Запись 096. "Сибирь-2008". Завершено путешествие "Сибирь-2008"

Итак, 4 сентября было завершено напряженное месячное путешествие "Сибирь-2008" - совместно с Александровым Артемом. Путешествие началось 7 августа и продолжалось 28 дней. Посещено 6 регионов: Алтайский край, Кемеровская область, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область и республика Бурятия. Засняты практически все великие реки России: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Селенга, Кама, Волга, Москва. Снято порядка 10 гигабайт фотографий, многочисленные видео. Представляю вашему вниманию краткий отчет по совершенному путешествию.

7 августа 2008 года, четверг
В этот день я отправился в путь, путешествие "Сибирь-2008" началось! Расписание поездов по Москве составлено таким образом, что на Ленинградский вокзал прибываешь рано утром, а с Казанского вокзала отправляешься вечером, так что и по дороге туда, и по дороге обратно в Москве пришлось провести очень много времени. 7 августа я прибыл в Москву около 10 утра, а отправляться надо было в 19.40. У меня был в распоряжении весь день для осмотра Москвы. Культурная программа одинакова для всех туристов, и я тому не исключение: Лубянка, Красная площадь, Москва-река, Мавзолей (я видел Ленина!), Кремль, Александровский сад с почетным караулом у вечного огня, Арбат, МИД, московское метро, Дом правительства ("Белый дом"). Дойдя до Белого дома, я не мог не заметить Москву-Сити - район активного строительства небоскребов, туда и отправился. Ну а в 19.40 на Казанском вокзале меня уже ждал фирменный поезд Москва-Барнаул.

8 августа 2008 года, пятница
Итак, я в пути уже 12 часов. Просыпаюсь рано утром и оказываюсь в Казани. Единственно интересный момент этого дня - пересечение уральского хребта. По сравению с тем, что я вижу на Байкале, конечно, фигня, но даже здесь это впечатляет! Урал - это, оказывается, тоже горы!

9 августа 2008 года, суббота
Где-то ночью проехали Екатеринбург и Тюмень, единственный крупный город сегодня - Омск. Перевалив за Урал, изменилась погода. Если там, на Европейской равнине, шли дожди (и, говорят, будут идти весь август!), в Омске настоящее лето. Теперь отныне во все время моего путешествия мне будет сопутствовать Солнце - и в Барнауле, и в Кемерово, и в Абакане, и в Тайшете, и в Иркутске, и в Улан-Удэ, и на Байкале.

10 августа 2008 года, воскресенье
В 5 утра прибытие в Барнаул. Заселение в гостиницу "Алтай", далее осмотр города. Единственное развлечение этого города - покатушка на теплоходике по реки Оби. Затем - осмотр главной улицы Барнаула - улицы Ленина, осмотр достопримечательностей, местной художественной галереи. Обязательно посещение вокзала, локомотивного депо, где, как говорят, сооружен железнодорожный музей.

11 августа 2008 года, понедельник
Утром небольшой экскурс по Барнаулу, снова река Обь, улицы и переулки Барнаула. Днем - встреча с Александровым Артемом, возвращающегося из горного похода по Горному Алтаю. Мы недолго гуляем по Барнаулу, возвращаемся на вокзал, и в 17.32 отправляемся электричкой на Среднесибирскую. Путешествие началось! По прибытии на станцию выходим на автотрассу, там еще несколько километров, и вот мы в самом начале автотрассы Алтай-Кузбасс. Нам повезло: отреагировала первая же машина, и нас подвезли аж на 170 километров - мы уже в Кемеровской области!

12 августа 2008 года, вторник
Переночевав в палатке у ручья, рано утром мы отправились стопить машины до Белово. Но вот неудача! - пять часов стоим, и все ни в какую, не остановилась ни одна машина!! Наконец, остановились грибники; они рассказали, что водилы напуганы орудующей на трассе Алтай-Кузбасс бандой, потому нам и не повезло. Они подвезли нас до деревни Малая Салаирка, откуда уже совсем недалеко было до Гурьевска, а оттуда - на Белово. Я на Кузбассе!! Подумать только, сколько слышал о нем, и вот я здесь!! В Белово мы сели на скоростную электричку Новосибирск-Новокузнецк, на которой и доехали до Новокузнецка. Времени на осмотр города, к сожалению, было очень мало, нам надо было спешить на поезд Новокузнецк-Абакан.

13 августа 2008 года, среда
Ехать в общем вагоне поезда Новокузнецк-Абакан - это жесть!! Забито все до отказа, а народ все валит и валит. Засыпаю на столике боковушки. Среди ночи меня будят, столик опускают - на каком-то полустанке подсела шумная компания алкашей. Один пьянчуга все время порывался кому-то набить морду. Наконец, ему находят верхнюю полку, и он засыпает. Среди ночи приезжаем в Аскиз, далее - рельсовым автобусом РА1 на Абазу. В рельсовом автобусе задремал, а когда проснулся, не мог скрыть восхищения проплывающими пейзажами. Раннее утро, туман, широкая бурная река Абакан, скрытые туманом высоченные горы, и наша железка, вьющаяся меж скал вдоль реки, поднимающаяся все выше и выше. Абаза интересна уже тем, что это первое слово во всех энциклопедических словарях. . Высокие горы Саян и широкая сибирская река Абакан: Абаза - то самое место, что произвело на меня особо сильное впечатление. По прибытии в Абазу мы изучили станцию, залезли на гору, оттуда решили сходить к рудникам. Посетив шахты, осмотрели город Абазу, откуда решили пройтись по железной дороге, дойдя до соседней остановки Хараджуль. Погода была потрясающей, железная дорога и проходящий по ней подвижной состав вызывали полный восторг. Поднялись на гору, откуда заснял шикарные панорамы, а также отличные кадры РА1. На ночь встали на берегу реки Абакан.

14 августа 2008 года, четверг
Рано утром выглянув из палатки, был шокирован: кто-то украл горы! Да нет, оказалось, опустился туман, среди него наощупь проверяю дорогу, добрались до о.п. Хараджуль. Тот же рельсовый автобус РА1 довез нас аж до Абакана. Погода к тому времени улучшилась, и я наблюдал в окошке настоящие степи, какие видел лишь в прошлом году - в Казахстане. Всколыхнуло ностальгию по столь поразившей меня Средней Азии - вот и Хакасия мне понравилась, очень-очень! Прибыли в Абакан. Сразу отправились на автовокзал, откуда маршруткой километров на 100 отправились в город Саяногорск. Далее автобусом еще 20 километров до Черемушек. Саяногорск знаменит своей Саяно-Шушенской ГЭС, ее мы и хотели посетить. Мы ее, конечно, увидели, но, увы, главная смотровая площадка была закрыта - шло строительство нового водоотвода, и до 2010 года там делать нечего. Зато мы осмотрели уникальный трамвай от ГЭС до Черемушек - фоткали и общались с водителем. Уже поздно вечером мы вернулись в Абакан. Здесь нас ждали обломы, один за другим. На вокзале отказали в ночевке, закрылась камера хранения, где, между прочим, лежали наши спальники и палатка! В поисках хоть какого-то ночлега нарвались на собак... В результате ночного экстрима добрались до Парка Культуры и Отдыха, там под кустиком на ночь и разложились. Но долго спать не получилось - холодно!! Уже в 3 часа ночи мы проснулись и пошли гулять по городу, к 5 утра вернувшись на вокзал.

15 августа 2008 года, пятница
В 8.09 отправляется наша электричка на Кошурниково. Прибыв в Кошурниково, осмотрев памятник Кошурникову (трагически погиб при изысканиях Южно-Сибирской железной дороги) и не попав в местный краеведческий музей, мы сели на щетинкинский автобус и доехали до Стофато. Нашей следующей целью являлось изучение перевала через Восточный Саян - железная дорога проходит здесь в особо сложных условиях, серпантином забираясь на высокую гору, проходя три тоннеля и высокий мост. В этот день мы осмотрели станцию Стофато; недоходя до станции Джебь, встали на ночевку на живописнейшей скале.

16 августа 2008 года, суббота
Выспавшись и собравшись, отправились в путь - продолжать изучать перевал через Восточный Саян. Осмотрев мост, мы с Артемом разделились - он пошел напрямик через перевал, поднимаясь в гору, я же решил воспользоваться старой автодорогой. Места эти были дикими, заселенными злыми ВОХРовцами (еще бы, в непосредственной близости, просматривая друг дружку, находились три тоннеля и высоченный мост!), поэтому идти было не только трудно, но еще и опасно. Артему повезло больше - он шел хотя бы кустами; я же, как оказалось, вышел на ВОХРовскую дорожку, обходящую все посты охраны. Когда я вышел к первой табличке "Стой! Проход запрещен!", делать уже было нечего - других дорог нет! Так я преодолел стратегический виадук, а потом, колючками да заборами, внезапно вышел к домику охраны тоннеля - буквально в 50 метрах от него! Я бродил по тщательно охраняемой территории, и меня не заметили! Невероятно! И только потом, когда я уже встретился с Артемом и решил шпионски проползти сквозь кустарник, дабы сфотографировать тоннель - только потом, рассматривая фотографии, понял, что все это время находился под колпаком ВОХРа: на снимке тоннеля был явственно виден ВОХРовец с биноклем, смотрящий на меня в упор. Видно, в тот день нас посчитали случайно забредшими к тоннелю туристами и не стали требовать документов, хотя за нами и следили. Но теперь все позади, мы поднялись в гору и теперь уже медленно спускались к Щетинкино. Перевал позади, а ночью нас ждал поезд до станции Кравченко.

17 августа 2008 года, воскресенье
Снова общий вагон. Мест полно, можно залечь на верхнюю полку и отдохнуть, как ночью вагон забился до отказа путейцами. Среди ночи меня будят: случайно оговорившись соседу, куда я еду, он меня будит, за что ему спасибо большое! Быстро собираемся и пулей вылетаем на станции Кравченко. 1.30 ночи. Кромешная темнота. Мелкая морось. Необходимо срочно вставать на стоянку. Благо лес рядом, мы пересекаем небольшое поле и оказываемся в болоте. Времени искать лучшее место уже нет, да и фигушки такой ночью его найдешь. Между тем Артем заводит эгоистичную истерику, и, памятуя его же принципу "Никогда ничего не забывать", этого поступка ему не прощу. Так или иначе, проснувшись утром в промокшей палатке, в дурном настроении побрели осматривать станцию Кравченко. Сфотографировав здание ДСП (по сути, больше ничего тут и не было), нам удалось - для поднятия духа Артема - впроситься к машинисту локомотива ТЭМ2, что должен был отпрваиться с балластером на Саянскую. Дождь закончился, на Саянской начался долгий путь автостопщика на Иркутск. Идея автостопа себя дискредитировала. Проехать за два дня 900 километров до Иркутска не получилось. Нет, машины останавливались, быстро и легко - вот только это были исключительно машины местных жителей. Дальнобойщики нас не брали - два человека с рюкзаками вряд ли куда поместяться, а местные жители не могли подвезти дальше 50 километров. Тремя машинами доехали до федеральной автотрассы Москва-Владивосток. Первая машина на трассе порадовала - парни довезли аж до Канска, это достаточно далеко. Далее две локальные машины до Новой Поймы, где мы и встаем на ночлег. Мы понимаем, что до Иркутска как было, так и остается еще очень далеко...

18 августа 2008 года, понедельник
Двумя машинами доезжаем до Тайшета. Дурное настроение Артема не позволяет продолжить поездку на Иркутск поездом - он все еще грезит идеей автостопа. В результате мы выезжаем автобусом в Байроновку, далее двумя машинами до станции Разгон. Здесь федеральная автотрасса пересекает Транссиб, и человек 50 в оранжевых фуфайках затеяли ремонт переезда. Капитально так затеяли - сняли плиты, разгребли щебенку. Приехав сюда к 14 часам, выехать не могли до 19... Потом переезд открыли, но было уже поздно - от нас уехали все поезда, уехали все машины. Лишь двое очень подозрительных типа (всерьез пронеслись мысли о применении газовых балончиков) довезли до леса, а затем один водила добросил "До Петрухи". То была стоянка дальнобойщиков, где можно было перекусить, а недалеко в лесу устроиться на ночлег.

19 августа 2008 года, вторник
Идея автостопа дискредитировала себя так сильно, что рано утром, проснувшись, отправились на вокзал станции Алзамай. Выяснилось, что Иркутск живет по другому времени, чем Красноярск - похоже, из-за этого мы и пропустили вчерашние электрички в Разгоне. Электропоезд из Разгона добросил нас до Нижнеудинска. Снова стояние - поезд на Иркутск пойдет только поздно вечером, и практически весь день придется коротать здесь, в Нижнеудинске. Артем снова впал в истерику, вспомнив все на свете, в том числе и меня. Правда, выспавшись на скамеечке у памятника, он заявил, что ему стало много лучше. Поздно вечером - общий вагон до Иркутска.

20 августа 2008 года, среда
Рано утром прибытие в Иркутск. Осмотр города. Из-за того, что мы неизвестно зачем поперлись на дальний мост через Ангару, потеряли до обидного много времени. На осмотр центра города осталось совсем ничего, поэтому пришлось в форсированном темпе осматривать городской музей, Детскую железную дорогу, иркутский трамвай и речной порт. Далее - срочно ехать на вокзал! Поздним вечером отправление электрички на Слюдянку.

21 августа 2008 года, четверг
Прибытие в Слюдянку в два часа ночи. Шикарно оформленный вокзал мертв - не у кого спросить о комнатах отдыха, можно ходить где угодно, и я воспользовался туалетом, не зная, что вход туда стоит больших денег. Слюдянка забита туристами, на полу зала ожидания разложены коврики и спальники. Примеру этой группы туристов последовали и мы - разложились на ночь, уснули. Проснувшись рано утром и так и не связавшись с группой Андрея Шпартько (в это самое время он должен был прибыть в Слюдянку - мы хотели все вместе забраться на пик Черского), мы с Артемом решили сходить на Ангасолький перевал. Но сначала - Байкал, он всего в 100 метрах от вокзала! Вот так, ранним утром 21 августа 2008 года я впервые в своей жизни увидел Байкал. Вот он! Быстро осмотрев город Слюдянку, мы вышли на железную дорогу и прошлись ею вплоть до Ангасолки, видев кучу достопримечательностей, всласть пофоткав железную дорогу, электровозы, Слюдянку и Култук, а также живописнейшие виды Байкала. На ночь мы остановились там же - в зале ожидания вокзала, разобрав рюкзак и разложив спальники.

22 августа 2008 года, пятница
Ночью шел достаточно сильный проливной дождь. К счастью, утром он закончился, мы решили пройтись на восток от Слюдянки. Немного не доехав на маршрутке до Байкальска, мы вышли на железную дорогу и прошлись ею вплоть до о.п. Муравей. Ночью - общий вагон до Улан-Удэ.

23 августа 2008 года, суббота
Рано утром прибытие в Улан-Удэ, где у Артема был отличный знакомый - настоящий бурят, Баир! В Улан-Удэ мы провели два дня, гостеприимство - высший класс! Наконец-то мы смогли помыться, переодеться, выспаться, наесться (уж в чем-чем, а здесь Баир не обделял ;-) ), воспользоваться Интернетом и вылезти ВКонтакт :-). В этот день мы осмотрели центр города, Селенгу, железнодорожную станцию, восточную развязку, а также линию на Наушки, огибающий город участок.

24 августа 2008 года, воскресенье
Продолжаем осматривать Улан-Удэ - проходим живописнейшим участком железной дороги Улан-Удэ - Наушки. Железная дорога проходит вдоль реки Селенга, панорамы шикарнейшие! Потом нас встречает Баир и отвозит на автомобиле в Иволгинский дацан. Это - столица буддийской мысли России, самый-самый главный буддийский монастырь. Здесь я покупаю своего личного буддийского бога - небольшой амулет, освященный в главном храме дацана. Вечером - отправление общим вагоном в Слюдянку.

25 августа 2008 года, понедельник
Ночевка в Слюдянке - на сей раз на стульчиках, не раскладываясь. Рано утром - отправление автобусом в Култук; начинается наше четырехдневное путешествие по КБЖД. КБЖД (Кругобайкальская железная дорога) была построена в начале 20-го века как часть Транссиба. Западная часть Байкала, в отличие от восточной, представляет собой высокие, обрывающиеся в озеро скалы - именно здесь глубина озера достигает километра. Строительство железной дороги в таких условиях было чрезвычайно сложным - на 90 километрах КБЖД присутствует 40 тоннелей, 19 галерей, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок, 172 памятника архитектуры. Уже в 1982 году КБЖД от Порта Байкала до Култука была объявлена архитектурно-ландшафтным заповедником, а ныне включен в состав Прибайкальского национального парка. После строительства в Иркутске плотины и строительства новой железной дороги Иркутск-Слюдянка через Ангасолький перевал, участок Слюдянка-Култук-Порт Байкал оказался тупиковым. Сейчас он входит в состав Прибайкальского национального парка как инженерно-технический памятник, его назначение - познавательный и экологический туризм, он включен в программу развития туризма на Байкале. Железнодорожное сообщение практически отсутствует, туристов до чрезвычайности много (очень много иностранцев), обо всех связанных с фотографированием объектов железной дороги проблем можно забыть напрочь - здесь туризм и фотографирование только поощряется, можно осмотреть все виадуки, пройтись всеми тоннелями и сфотографироваться на память с путейцем.

26 августа 2008 года, вторник
Продолжаем движение по КБЖД. Проходим Маритуй и останавливаемся недалеко от Половинного

27 августа 2008 года, среда
Рано утром, выспавшись, в 10.35 испытываем землетрясение (см. запись 095. Я находился в эпицентре байкальского землетрясения 27 августа 2008 года). Далее - небольшой пеший переход, ночевка в заброшенном тоннеле (и это несмотря на опасность землетрясения!).

28 августа 2008 года, четверг
Четвертый день пешего перехода по КБЖД. Приближается Порт Байкал, он и Листвянка уже хорошо видны, поэтому мы останавливаеся в трех километрах от Порта Байкала.

29 августа 2008 года, пятница
Рано утром отправляемся в Порт Байкал. Небольшой осмотр крохотного поселка, затем - судно на подводных крыльях "Комета", что в 10.10 отправляется в Северобайкальск. Этот рейс - последний в навигации-2008. Пассажиров достаточно много (впрочем, большинство из них - американцы, едут на Ольхон), их не отпугивает даже цена - 3000 от Иркутска до Северобайкальска - очень много! Поезд Иркутск-Тайшет-Северобайкальск гораздо дешевле, хотя и едет сутки - мы же плывем всего десять часов. Впрочем, нас это устраивает в чисто туристическом плане - Комета несется рядом с западным берегом, и по пути мы, пересекая весь Байкал с юга на север, осматриваем всего его достопримечательности - Ольхон, Малое море, Байкальский хребет. По пути знакомимся с замечательным человеком - Георгием. Как и мы, он спешил на Ракету с тем, чтобы утром отправиться поездом, только мы - на Москву, а он - на Красноярск. Ночевали уже вместе, на побережье Байкала.

30 августа 2008 года, суббота
Рано утром исчез Георгий - уехал на Красноярск. Артем будит меня и благополучно исчезает. Его поступок был странен: если хотел дать поспать - тогда бы и не будил. Но если уж разбудил и заявил, что вернется через 40 минут, так и надо было возвращаться через 40 минут, чтобы уже вместе идти осматривать Северобайкальск. А так и ни туды, и ни сюды - и разбудил, и сам ушел. Ну а когда он вернулся этак через три часа, выпендрежа не было границ: небрежно развалившись на коврике, закинув нога на ногу, он небрежно кинул, что "тебе все равно было бы не интересно, я не нашел администрации и памятника Ленину". И уже в поезде я узнал, что сей поступок Артем совершил из мести. Что ж, надо отдать должное - ему удалось. Памятую его же принципу "Никогда ничего не забывать", я записал его северобакальское злодеяние в книжечку и теперь сам готовлюсь к страшной мести. Станцию Кравченко и Северобайкальск НЕ ПРОЩУ! Ну а теперь мы вынуждены были разделиться, и я в одиночку побрел осматривать город Северобайкальск. К сожалению, осмотра города не получилось, ибо еще вчера утром на КБЖД я потянул ногу. Когда проснулся - еще ничего, а когда уже дошел до вокзала, боли были дикими (растянутые связки всегда болят), и я, тяжело хромая, добрался до вокзала, там и дождался поезда. Началось четырехдневное путешествие из Северобайкальска до Москвы. Первый день был самым интересным, ведь мы ехали по Байкало-Амурской магистрали! Сразу за Северобайкальском необходимо было преодолеть Байкальский хребет, и это было впечатляющее зрелище: какие высокие горы, какие шикарные пейзажи проплывают за окном! Этим же днем проехали Усть-Кут, пересекли реку Лену.

31 августа 2008 года, воскресенье
Второй день путешествия поездом Северобайкальск-Москва. Ночью в наш полупустой поезд садится народ из Братска. Утром Тайшет, стоим долго, поэтому успеваю осмотреть станцию чуть подробнее, чем это было 18 августа (тогда очередное дурное настроение Артема помешало осмотреть даже вокзал). Днем Красноярск, где нас ждала приятная встреча. Ночью проехали Новосибирск - сколько наслышан о нем, но так ни разу и не видел!

1 сентября 2008 года, понедельник
Третий день путешествия поездом Северобайкальск-Москва. Рано утром - Барабинск, весь день ожидаю Тюмень. Мы проехали при свете дня, так что успел сбегать и кратко осмотреть станцию. Ночью Артем выходит на станции Свердловск.

2 сентября 2008 года, вторник
Четвертый день путешествия поездом Северобайкальск-Москва. Перевалив за уральский хребет, вступаем в зону холодов. Уже в Перми мерзкий дождь и пронизывающий холод. Подобная погода и в Кирове. Ночью подъезжаем к Нижнему Новгороду. Большой город на широкой реке - достойное окончание путешествия!

3 сентября 2008 года, среда
В 4.32 прибытие в Москву, на Казанский вокзал. Еще некоторое время потусовавшись на Казанском и Ленинградском вокзале, сдав рюкзак в камеру хранения, отправляюсь гулять по Москве. В кармане 40 рублей, в сумке одна шоколадка, батон красноярского хлеба и бутылка воды (вручила соседка по плацкарту) - все деньги отданы Артему, и теперь я могу позволить себе только одну поездку на метро и один маленький пирожок. Впрочем, в отличие от вечно голодного Артема, перспектива голодной Москвы после четырех дней полуголодного существования в поезде меня не пугала - благо что не впервой. Опять же ввиду отсутствия денег, к сожалению большому, я вынужден был отказаться от посещения музеев, а также от услуг городского транспорта - весь день ходил пешком. По Садовому кольцу дошел до Москвы-реки, а далее вдоль реки, мимо Кремля - к Воробьевым горам. Там я застрял надолго, ибо потянутая нога снова разболелась, и с ней надо было что-то делать. Далее, посетив Академию Наук, МГУ, вышел к Дому Правительства, и по Арбату вышел к Кремлю. Ну а в 22.20 меня ожидал заключительный, финишный рывок: поезд Москва-Петербург. Наконец-то домой!

П.С. Подробный отчет с фотографиями ожидается в необозримо ближайшем будущем :-). Ну и еще я намерен в этом же блоге размещать кой-какие заметки и небольшие аналитические материалы. Так что прошу считать все изложенное ранее как своеобразный анонс.

2008-09-04. Запись 095. "Сибирь-2008". Я находился в эпицентре байкальского землетрясения 27 августа 2008 года

Как всем хорошо известно, в августе сего года я путешествовал по Сибири. На 25-29 августа был намечен переход по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) - так называются 90 километров живописнейшей железной дороги на западном побережье озера Байкал, между Култуком и Портом Байкалом. 27 августа было третьим днем путешествия; на ночь мы остановились недалеко от мыса Половинный - нам предстояло еще встретить местный поезд, поэтому мы решили выспаться и утром никуда особо не торопиться. Как раз намечался завтрак, и я полез под скальный обрыв к Байкалу, мыть котелки. Занятием это было неприятным, по принципу "И котелки отмоешь, и сам искупаешься". Еще со вчерашнего дня, 26 августа, происходило что-то непонятное: на Байкале, бывшем до того гладкой озерной гладью, вдруг поднялась волна, появились белые барашки, о берег опрокидывались буруны. Волнение явно достигало 5 баллов по шкале Бофорта, если бы не одно НО - ветра-то не было! Весь день мы наблюдали байкальский шторм незнамо от чего, пока утром не случилось землетрясение. Я как раз был внизу, мыл котелки, как вдруг почувствовал, что вокруг все запрыгало и замелькало... Так как я находился у КБЖД, подумал было, поезд идет. Скалы подо мной активно вибрировали, а вокруг слышался отчетливый подземный гул. Все это продолжалось секунд десять. Примерно через полчаса, лежа на земле, я отчетливо ощутил еще два небольших толчка.

Сомнений быть не могло - это было землетрясение. В процессе нашего путешествия по Байкалу мы находились в состоянии информационной изоляции, так что мы ничего не узнали и о землетрясении. В тот день, 27 августа, до нас доходили лишь отдельные слухи от местных жителей. Здесь же, в Половинном, нам сказали, что произошли завалы на КБЖД, остановились поезда на участке Ангасолка - Слюдянка (де, ребята, не ждите поезд!). Нам пожаловались на разрушенную печную трубу на Половинном, а также не отсутствие мобильной связи, что, впрочем, я и сам заметил. Чуть позже мне удалось поболтать с двумя женщинами. Они оказались гораздо более информированными того "сарафанного радио" на Половинном - оказывается, информацию о землетрясении передавали по федеральным новостям и радио. Тут я и узнал, что эпицентр землетрясения в 8 баллов находится в районе Слюдянки, поговаривали о разрушениях в Байкальске, Слюдянке и Култуке (эпицентр находится под Байкалом, в одинаковой близости от этих населенных пунктов, опоясывающих южное побережье Байкала). Здесь я впервые услышал слух о разрушенном доме в Ангарске - теперь он будет перепечатываться из одного СМИ в другой, пока не окажется газетной уткой. Также мне расказали о разрушенном виадуке на перегоне Ангасолка - Слюдянка и завалах на 139-м км и Маритуе КБЖД. В Иркутске состоялась большая паника, хотя никаких жертв и разрушений не было. В довершение меня напугали тем, что через час состоится новое землетрясение силой до 10 баллов. Ох уж эти слухи, ох уж эта паника! Услышав прогноз на будущее, я не мог расхохотаться: покажите мне того умника, который научился прогнозировать землетрясения, да еще с указанием времени, да еще с указанием силы! (см. также http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=47230). 10 баллов по шкале Рихтера - это, знаете ли, катастрофическое землетрясение, и при нем не то что люстры раскачиваются - город был бы сметен с лица земли, как это уже происходило в Алма-Ате, Ташкенте, Ленинакане (нынешний Гюмри), Нефтегорске.

Первая официальная информация дошла до меня уже в Тайшете, газета "Бирюсинская новь". В небольшой заметке "Землетрясение в Иркутской области" значилось "В Иркутской области зафиксировано мощное землетрясение. Оно произошло 27 августа в 10.35 утра по местному времени. По данным геофизической службы Сибири, эпицентр находился в южной части Байкала. В городе Байкальске магнитуда подземных толчков составляла восемь баллов по 12-бальной шкале. В Иркутске отмечены шестибальные колебания. Многие жители города покинули здания: в течение часа в областном центре не раотали административные службы, рестораны и магазины. После землетрясения в Иркутске пропало электричество, какое-то время не было связи".

И только по приезде в Питер я полез в Интернет смотреть, что же на самом деле произошло! Информации очень много, порой самой разноречивой. Чрезвычайно много слухов. Прочитав и критически проанализировав десятки сайтов, новостных лент и газетных статей, можно резюмировать следующее. Землетрясение произошло в 10.35 по местному времени под озером Байкал, где-то между Портом Байкалом, Слюдянкой и Байкальском - примерно в 10 километрах от мыса Половинный и Маритуй на КБЖД. В эпицентре сила землетрясения достигла 9 баллов по шкале Рихтера (я был как раз в эпицентре, на мысе Половинном). В Байкальске, Слюдянке и Култуке сила достигла 8 баллов (они пострадали больше всего), в Иркутске 6 баллов. Землетрясение было отмечено в Улан-Удэ, Чите, Кемерово - по 2-3 балла. Жертв и разрушений нет. Большая паника возникла в Иркутске, и то, думаю, лишь потому, что в высотных сооружениях землетрясение чувствуется сильнее, чем в одноэтажных - а других крупных городов на южном Байкале и нет. Кое-где было отключено электричество, обесточены микрорайоны и предприятия - но все это потому, что кто-то очень умный, запаниковав, взялся за рубильник. Из-за перегрузок вырубились системы мобильной связи. В Иркутске МЧС было переведено в 1-ю готовность, началась эвакуация, служащие офисов, рабочие заводов были распущены по домам. Насчет информации диспропорция страшная: в Интернете вся инфа исключительно про Иркутск, а как раз там-то ничего и не происходило - лишь паникерство да слухи, один другого хлеще. Слухи о разрушенном доме в Ангарске не подтвердились - сначала говорили, что рассыпался дом, потом сказали об обрушившимся балконе, потом заявили, что появилась трещина в стене. Слухи об обрушившимся виадуке на перегоне Ангасолка - Слюдянка также не подтвердились - просто обеспокоенные железнодорожники решили перекрыть на время движения и проверить целостность пути и сооружений. Тем более не подтвердились слухи об аварии на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате в городе Байкальск. Да, действительно, работа комбината была прекращена, хлор слит в емкости, но никаких аварий не происходило - за исключением обрушившейся железобетонной плиты. Наибольшие разрушения произошли в Слюдянке и Култуке. Ходили слухи о разрушенной пятиэтажке в Слюдянке. На проверку оказалось, что речь идет о здании школы в Култуке - здание не разрушилось, но потрепало его основательно - возможно даже, придется сносить. Култук пострадал больше всех - разрушены все кирпичные трубы, пострадали многие здания. Но больших разрушений и тем более жертв нет.

Отсюда я делаю такой вывод. Да, землетрясение было, и достаточно сильное. НО! Байкал всегда был и остается сейсмоопасной зоной, в год тут происходит по 300 землетрясений, а 8-бальное землетрясение случается не так уж и редко - раз в 30 лет. Все сооружения на Байкале строятся с учетом сейсмоопасности, Иркутск же вообще находится на Сибирской плите. Не забудем также, что в зоне Байкальского разлома никогда не отмечались катастрофические землетрясения - в отличие от Камчатки, Японии, Ташкента или Спитака. Опыт показывает, что количество погибших зависит не от силы землетрясения, а от скученности населения и антисейсмичности зданий. Так, 10-бальное землетрясение в Японии вызовет меньше погибших, чем 6-бальное в Турции, а самые катастрофичные землетрясения отмечены в Китае (пять из десяти крупнейших в мире, включая крупнейшее!). Иркутску сильное землетрясение не грозит в принципе, а зона Прибайкалья всегда отмечалась незаселенностью. Так что нефига паниковать, и 27 августа это показало в полной мере - паника, истерика, а в сухом остатке - ни жертв, ни разрушений - НИЧЕГО. Вот Култуку не повезло - да, но, честно говоря, и то ерунда... И завалы на КБЖД разобрали быстро, тем более что они бывают там каждый год.

Эпицентр и сила землетрясения:

  

Интересные ссылки:

http://www.seis-bykl.ru/ - Байкальский филиал геофизической службы
http://www.angara.net/forum/t8912?p=0 - Форум "Ангара.Нет", на котором активно велось обсуждение землетрясения 27 августа
http://www.rg.ru/2008/08/28/baykal.html - Газета "Российская газета", статья Ирины Дугиной и Ириной Полонской "Байкальские баллы"
http://www.newizv.ru/news/2008-08-28/96841/ - Газета "Новые известия", статья Людмилы Наздрачевой "Растолкать всех"
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1017139 - Газета "Коммерсант", статья "Байкал нагнал волну на сушу"
http://www.aif.ru/society/article/20585 - Газета "Аргументы и факты", статья Юлианы Юлькевич и Валерии Кузнецовой "Паника в Иркутске: город сотрясло землетрясение"
http://irk.kp.ru/daily/24153/369235/ - Газета "Комсомольская правда", статья Ольги Липчинской "На Байкале в поселке Култук повреждены дома"
http://irk.kp.ru/daily/24158.4/372756/ - Газета "Комсомольская правда", статья Ольги Липчинской "Жителям Култука и Слюдянки срочно нужна помощь!"
http://earthquake.usgs.gov/eqcenter/shakemap/global/shake/2008wfac/ - Мониторинг сейсмической активности
http://www.gazeta.ru/social/2008/08/27/2823005.shtml - Газета.Ру. Статья Семена Столярова и Сергея Громова "Байкал запугал Иркутск"
http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=47166 - Бабр.Ру: Землетрясение в Иркутске: информация о жертвах и разрушениях
http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=47168 - Бабр.Ру: Серия землетрясений в Прибайкалье затухает
http://ihtiandr.info/zemletryasenie-v-irkutske.html - Превосходный блог очевидца из Иркутска
http://www.zacepilo.net/2008/08/27/zemletryasenie-v-irkutske/ - Превосходная статья о землетрясении в Иркутске
http://www.utro.ru/articles/2008/08/27/762847.shtml - Утро.Ру: Статья Анны Лучининой "Сильнейшее землетрясение на Байкале потрясло всю Сибирь"
http://www.regnum.ru/news/1046942.html - Информационное агентство REGNUM: "Серьезных повреждений после землетрясения в Иркутске не обнаружено"
http://i38.ru/?doc=4837 - Новости Иркутской области и Байкальского региона
http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=47230 - Бабр.Ру: землетрясение глазами геофизика
http://fast-news.org/category/zemletryasenie-v-irkutske/ - Интернеснейшая подборка материалов
http://www.zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=49613&mode=thread&order=0&thold=0 - Новый взгляд на Забайкалье. Сегодня, 27 августа, в Чите были отмечены подземные толчки
http://www.vesti.ru/doc.html?id=204311 - Информационный канал Вести. В Иркутске парализована работа всех предприятий
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20080827102317.shtml - РБК. Возобновлено движение на ВСЖД, оставленное в связи с проверкой путей после землетрясения
http://www.amic.ru/news/91462/ - Информационное агентство АМИК.Ру. Страшное было реально: воспоминания очевидцев о землетрясении
http://www.regnum.ru/news/fd-siberia/1046920.html - ИА Регнум. На Восточно-Сибирской железной дороге в связи с землетрясением задержано 12 поездов

Улыбнуло:

Однажды Владимир Владимирович Путин сидел в своем рабочем кабинете и читал новости.
- Международная изоляция, - бормотал Владимир Владимирович, - Международное право… Прискорбно… Фондовый рынок… Стабильности нет… Террористы снова захватили самолет… Землетрясение на Байкале… О!
Владимир Владимирович немедленно достал из кармана аппарат правительственной мобильной связи с золотым двуглавым орлом вместо клавиатуры и нажал на кнопку вызова депутата Государственной Думы, члена комитета Государственной Думы по обороне, первого заместителя руководителя фракции “Единая Россия” Артура Николаевича Чилингарова.
- Слышь, брателло! - взволнованно спросил Владимир Владимирович, - Ну как вы там?
- Да кто ж мог знать, что так получится! - воскликнул Артур Николаевич, - Мы ее только потрогали, а тут!
- Кого потрогали? - не понял Владимир Владимирович.
- Да тут на дне торчала какая-то пимпочка, - пояснил Артур Николаевич, - Ну такая, вроде маленькой палочки. Мы ее манипулятором потрогали, потеребили, то, се… а оно вдруг как тряханет!
Владимир Владимирович побледнел.

http://vladimir.vladimirovich.ru/2008-8-27/#an2739

2008-08-06. Запись 094. Депрессивно-угнетающее. Потерянное поколение?

Как-то так получилось, что одно потянуло за собой другое, и вслед за многочисленными разрозненными фактами, деталями и мелочами один хороший человечек вдруг выдвинул убийственно точную мысль. И задумался я: а вдруг правда? А вдруг действительно все те, кому "посчастливилось" родиться в конце 70х - начале 80х годов есть потерянное поколение, уже не советское, но еще не российское, поколение, разрывающееся между эпохами, не нашедшее себя, воспитанное на жестоких временах перемен - перестройки 80х и бандитских 90х? Такие мыслишки посещали меня и раньше, но сейчас они стали особенно отчетливы. В последнее время я активно общаюсь с одной большой компашкой, их средний возраст по крайней мерез на 8 лет младше меня. Это совсем другие люди - счастливые, нашедшие себя в жизни, активные и оптимистичные по жизни. Но я оглядываюсь среди своих сверстников - мои однокурсники, коллеги по работе - просто ровесники! Я не вижу в их глазах энтузиазма, зато вижу пессимизм и душевное угнетение. Может быть, я просто не хочу видеть этого? - мне тыкают пальцем: а помнишь такого-то человечка?, а того?, а этого? И я вынужден признать: они действительно смятены, многие из них не нашли себя в жизни, еще больше неудачливы в личной жизни. Примеров слишком много, чтобы отмахиваться от них, тем более если есть пример выросших в 70х и 90х... Так что это было? Потерянное поколение, о котором еще будут писать социологи, как поколении, выросшем во время больших социальных перемен и вследствии этого социально неприспособленных и неустойчивых? Или это только моя мнительность?

2008-08-05. Запись 093. Путешественное. 19 июля 2008 года состоялось путешествие на маяк Стирсудден

19 июля 2008 года состоялось путешествие на маяк Стирсудден. Этот маяк находится недалеко от станции Яппиля, на северном побережье Финского залива, отграничивая Невскую губу совместно с маяком Шепелево. Для меня это путешествие ценно уже тем, что я впервые в своей жизни выполнил его если и не в одиночку, то целиком полагаясь на свои силы. Мой рюкзак был забит до отказа - я собирался ехать с ночевкой, и впервые в жизни мне нужно было сделать все самому - как минимум дотащить тяжеленный рюкзак до залива, а там поставить палатку, разжечь костер, приготовить ужин. Дойти от Яппиля до маяка Стрисудден и вернуться обратно на автобусе - Андрей Шпартько когда-то реализовал этот план за один день, однако я ехал с ночевкой, поэтому спешить мне никак не стоило. Как вывод - частые остановки и многочисленные купания в озерах и Финском заливе. Народа было на удивление много, суббота выдалась по-июльски жаркой, и леса были забиты многочисленными биваками - люди приезжали большими семействами, на машинах, расставив колоссальные тенты. Смотря на это убожество, я не мог не презирать изнеженных городчан, которым для отдыха на природе и прицепа мало - для их стоянки требовалось ужасно много инвентаря, они приезжали большими компаниями, они пили пиво и смотрели телевизор. И только я тащил свой тяжеленный рюкзак все 20 километров до Финского залива, и там снова были они - слушающие громкую музыку, пьющие пиво и смотрящие футбольные матчи "Зенита". Июльский зной донимал ужасно, а до Озерков надо было еще идти несколько километров. Пришлось заняться автостопом. Повезло: машина остановилась практически сразу. Водила довез нас до Озерков, а когда узнал, что нам нужны не Озерки, а Стирсудден, с удивлением обнаружил, что он, бывалый водила и знаток здешних мест, проехал мимо маяка! Удивившись, увлекшись, он уже не мог выгнать нас из машины, а повернул обратно, накручивая круги, пока не обнаружил маяк и не подвез нас к самой лестнице. Все-таки удивительно, какие добрые люди бывают на свете! На маяке нас попросили подойти на следующий день, и этот вечер мы посвятили изучению Финского залива (все также забитого кемпингами автолюбителей), купанию, устройству палатки и приготовлению ужина. А на следующий день нас ожидало посещение маяка Стирсудден. Он не был высоким, наподобие 76-метрового Стороженского, и, по правде говоря, не особо и впечатлял. А вот то внимание, что проявил к нам смотритель маяка Эдуард, приятно удивило :-). Он открыл нам маяк, мы залезли наверх, все осмотрели, а потом он пригласил нас к себе в гости, и мы уселись на кухоньке, где нас угостили чаем, а жена Эдуарда угостила рыбными пирогами, а мы все слушали их рассказы о Гогланде, о жизни смотрителей маяков... Набрав кучу сувениров, и сказав большое спасибо хозяевам, мы отправились на автобус. А автобуса-то и нет! Транспортная проблема усугубилась тем, что начался дождь. И ладно бы мелкий накрапывающий, но достаточно сильный, непрекращающийся часами - он лил вот уже с семи утра, и мы насквозь промокли, а автобуса все не было, и надо было что-то делать... Подождав приличия ради 15 минут, я занялся автостопом. Мне повезло - скоро остановился небольшой грузовик, в пустом кузове которого свободно разместился огромный рюкзак, а мы заняли место в кабине. Добродушный водила с удовольствием добросил нас аж до самого вокзала в Зеленогорске. И снова удивляешься: ведь какие добрые на свете бывают люди - шикарно!

Подробный отчет с фотографиями ожидается в невообразимо ближайшем будущем.

2008-08-05. Запись 092. Культурное. Мультфильм "Валли"

Теперь о самом мультфильме "Валли". Действие происходит этак в 2500 году, когда человечество покинуло планету Земля и находится где-то в далеком-далеком космосе. Планета Земля к этому времени замусорена до беспредела и превратилась в гигантскую свалку. Ее последние жители - тараканчик да робот Валл-И - как зовут его на самом деле; его функция - брикование мусора. Однако Валли оказался на редкость сентиментальным и романтически настроенным роботом - и среди свалок он натыкается на никчемные мелочи, антиквариат, которые он, однако же, с любовью собирает в своем небольшом домике. Среди этих мелочей найдется игрушка Санта-Клауса, вилка, кубик Рубика, а еще видеокассета с отрывком музыкального фильма и маленький кусочек из сентиментального фильма - галантный мужчина нежно берет даму за руку и они идут навстречу закату... Вот так Валли со своим другом-тараканом и проводит день за днем на раздираемой мусорными бурями планете Земля. Но вдруг появляется робот Ева, и Валли с первого же вгляда влюбляется в нее... У нее своя миссия, она должна найти жизнь на Земле, доставить ее на далекий корабль и уничтожить ее. Но Валли так просто отпустить Еву уже не может - он следует за ней, он пытается робко взять ее за пальчики, он ее любит...

Не так уж и часто я ходил в кино, современных мультфильмов видел и то меньше. Что я до этого видел: "Шрека", "Ледниковый период", "Корпорацию монстров". "Валли", похоже, перещеголял их всех (и, наверное, даже "Шрека") - своей теплотой и сентиментальностью чувств одного робота к другому... Очень красивая, добрая и приятная любовная история. Я это вот к чему: в качестве романтического свидания с девушкой (как, например, было в моем случае), идеальнее фильма было бы не придумать! В самую точку!!

2008-08-05. Запись 091. И вновь я посетил бывший Варшавский вокзал

Эх, давненько я не писал ничего новенького в свой LiveJournal! А теперь ведь поди-ка еще и вспомни, вот ведь в чем проблема-то! 23 июля 2008 года мне удалось посетить киношку. Расположение киношки само по себе интересно - оно находится в ТРК "Варшавский экспресс", а это тот самый бывший Варшавский вокзал, столь ностальгичный для меня, неизменно несущий мягкую грусть... Все происходящее в тех местах вызывает с моей стороны колоссальный отклик, и я пристально следил за уничтожением вокзала, устройством музея натурной ж.д. техники, устройства ТРК. И вот я наконец-то побывал внутри торгового комплекса. Это было шикарно, снимок ниже. Пространство между двумя крыльями вокзала разделено этажами, а над корпусом вознесся стеклянный дебаркадер. Подумать только, и это - бывший вокзал!

2008-08-01. Запись 090. Астрономическое. В Петербурге наблюдалось неполное солнечное затмение

Сегодня жители России наблюдали уникальное астрономическое явление - солнечное затмение, прозванное "русским" за то, что его можно было наблюдать только на территории России. Больше всего повезло сибирякам, жителям городов Надыма, Нижневартовска, Горноалтайска, Барнаула и Новосибирска. Забавно: мой друг Артем как раз в эти дни отправился покорять вершины Алтая - неужто он окажется очевидцем полного солнечного затмения? Ну а я пока что в Питере, и у нас затмение началось в 12.50, достигло кульминации в 13.56 и закончилось в 15.02. Максимальная фаза достигла аж 0,61 - но мне, как очевидцу, что-то в эту цифру не верится...

Я бы пропустил все на свете, кабы совершенно неожиданно мне не позвонили на телефон. Уже чуть ли не кричат: "Забыл сказать! Через три минуты начнется солнечное затмение!". Но как же мне повезло, вы себе не представляете! - именно в этот момент я находился в подходящем для наблюдений месте (река Невка), да еще с фотоаппаратом, да еще в условиях ясной безоблачной погоды (что для Питера большая редкость - учитывая, что к вечеру небо таки затянуло тучами, обещался дождь). Но вот беда! - как же мне смотреть на Солнце?! Я был в панике, думал было забежать куда-нибудь, купить хотя бы фотопленку... Но мне повезло: из стоящего рядом офиса выбежала кучка людей, и среди них была девушка. Она смотрела на Солнце сквозь гибкий диск дискеты (сколько их было попорчено сегодня!), я вежливо попросил посмотреть, и она была не только добра (согласилась!), но и находчивой, сообразив, как разорвать дискету и от всей души подарила мне вторую половинку диска :-). Блин, как же мне повезло! Повезло с погодой, повезло с тем, что я оказался в нужном месте, да еще с фотоаппаратом - я еще час бродил по набережной, ловя разные фазы затмения. Забавно было наблюдать, как у офисов кучковались толпы сотрудников, сквозь дискеты, бутылки и фотопленки рассматривающие Солнце!

Даешь полное солнечное затмение!!

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Сайт "Википедия"
http://astrogalaxy.ru/solar_eclips_2008.html - Сайт "Астрогалактика"
http://elementy.ru/news/430768 - Сайт "Элементы"
http://lenta.ru/news/2008/08/01/eclipse2/ - Сайт "Лента.Ру"

2008-08-01. В разделе промышленной архитектуры появилась страничка у предприятия Северная ткацкая мануфактура братьев Гук, Машиностроительный завод Н.Н. Струна, Чугунолитейный завод К.К. Экваля, Механический завод "Новый Лесснер", Здание АО Российской бумагопрядильной мануфактуры К.В. Гергарди, Механический завод "Людвиг Нобель", Лесопильный завод и льноджутовая мануфактура Д.Н. Лебедева, особняк и контора завода Кеннига со служебным флигелем, производственное строение на Нейшлотской 23-25, Выборгская понижающая подстанция городского трамвая

2008-07-30. В разделе путешествий появились еще два фотоотчета 2004-07-19. Великий Новгород и 2004-07-21. Великий Новгород

2008-07-29. В разделе промышленной архитектуры появились странички у следующих предприятий: Завод "Арсенал", Водоподъемная станция общества заречного водопровода, Инструментальные мастерские механического и машинистроительного завода "Феникс", Петроградский металлический завод, Охтинская бумагопрядильная мануфактура, Канатная фабрика М.Я.Эдварса и У.А.Кавоса (канатный цех), Меднопрокатный и трубный завод "Розенкранц" (после 1918 - завод "Красный Выборжец"), Пивоваренный завод "Новая Бавария", Механический завод "Промет"

2008-07-15. В разделе промышленной архитектуры появились странички у следующих предприятий: Мясокомбинат имени С.М. Кирова, Петроградский хлебозавод, сооружения городского трамвая на Барочной 12, Государственная типография, Подстанция Волховской ГЭС

2008-07-15. Запись 089. Путешественное. Путешествие в Реконьскую пустынь

12-13 июля 2008 года состоялось еще одно путешествие под руководством незабвенного Андрея Шпартько. На сей раз мы отправились в Новгородскую область, в местечко Хотцы, что между Будогощью Лен.области и Неболчами Новгородской области. В 20 километрах севернее Неболчей, в сторону Тихвина, располагается заброшенный Реконьский монастырь – цель нашего путешествия. Хорошо еще, мы знали, куда идти и что искать! Но информации о монастыре мало, и вряд ли местный дачник, ползающий по болотам в поисках ягод или грибов, знает о его существовании. Какой это будет для него шок! – в 15 километрах от ближайших деревень, среди лесов и болот, на берегу небольшой речушки Реконьки вырастает монастырь. И не просто крохотная церковка, а комплекс каменных сооружений, делающих честь любому русскому городу. На одном берегу реки располагается самое мощное сооружение – собор, а также высоченная колокольня. На другом берегу – еще одна церковь с колокольней, остатки опоясывающей монастырь стены с башенками и каменными воротами. По лесам раскидано некоторое количество каменных сооружений. Одним словом, размах каменного строительства, за прошедшие 90 лет завоеванного окружающими лесами, ВПЕЧАТЛЯЕТ!

Маршрут путешествия таков: по пестовской железной дороге мы добрались до станции Хотцы, где прошли порядка 20 километров по бывшей узкоколейной железной дороге (в качестве сувенира откопал костыль + обнаружили дрезину). Далее пять километров до Реконьской пустыни, ночлег, рано утром небольшой десятикилометровый переход до Верхнего Заозерья, затем до Рапли. В Рапле мы погрузились в заказанный ГАЗик, на нем и доехали до Тихвина.

В целом поход выдался на редкость цивилизованным и культурным. Грамотно подобранный режим движения и отсутствие экстрима делают возможным прогулку для всех.

2008-07-15. Запись 088. Питерское. Открытое письмо к тете Вале

Много-супер-уважаемая Валентина Ивановна! Я внимательно слежу за вашими попытками спасти город от транспортного коллапса. В самом деле, народ торопится на работу, домой, в магазин – улицы запруживаются все больше, возникают автомобильные пробки. Я всецело поддерживаю вашу идею об уничтожении трамвайного движения в Питере, и более того, хочу развить вашу идею. Ежедневно пытаясь пробиться через пробку на улице Репищева, я обратил внимание, что в пробке стоит подозрительно много автобусов. И это понятно – рядом располагается АТП-2. Автобусы длиннющие, с гармошками – подумайте только, если убрать все эти маршруты, сколько освободится места!! Предлагаю уменьшить численность маршрутов автобусов и убрать все автобусы с гармошкой, оставив лишь ограниченный набор желтых «Газелей» - все, кому надо, доедут на личном авто, остальные прогуляются пешочком, для здоровья полезней (отсюда экономия Минздраву!). И еще одна идейка посвящена многострадальным переездам на Поклонногорской улице и Скобелевском проспекте. В час пик, когда автомобилей становится особенно много и возникают пробки, РЖД по какой-то совершенно неизъяснимой причине пускает дополнительные электрички, из-за которых переезды закрываются каждые четверть часа. Это недопустимо!! Предлагаю РЖД пересмотреть свою политику и отправлять электрички исключительно по ночам.

Даешь автомобильный транспорт, самый экологически чистый и безаварийный транспорт в мире! Даешь желтенькие «Газели», гастарбайтеров за рулем и повышение тарифов! Ура, товарищи!!

2008-07-11. Запись 087. Лучшей Оксанке - с Днем Рождения :-)

Лучшей Оксанке - с Днем Рождения!!!!

2008-07-10. Запись 086. Tempo Rei

Музыкальный диск "Pulse of Brasil" подарила мне на День Рождения дорогая Оксаночка (да-да, та самая Оксаночка, которую я буду поздравлять следующим постом). А я взял, да притащил диск на работу, и потихонечьку рисуя теоретический чертеж, слушал бразильский музон, тихонько попискивая от удовольстия.

http://www.temporei.com/

         

Группа TEMPO REI создана в 1999 году
Соло DARIA TOFFALI
Дискография: BOSSA NOVA" (1999), "MUSICA POPULAR BRASILEIRA" (2000), "INSTINTO TROPICAL" (2001)

А вот моя любимая мелодия: Acustico. Part 1, Acustico. Part 2 .

И вообще, мне тут в голову внезапно такая мысль пришла: ведь есть же в Питере миниатюрные музыкальные кафешки с самодеятельными музыкантами и красивым соло. Даже был как-то на концертульках, отлично помню :-). А сейчас вдруг так захотелось посидеть и послушать... ХОЧУ!!!!

2008-07-10. Запись 085. Продолжение двух наболевших историй :-(

1. Снова о столовой. Этот вопрос я поднимал неоднократно, и вот я обнаруживаю, что со столовой становится все хуже и хуже :-(. Открывается позже, работает одна раздача, посажена самая медлительная кассирша… Хорошо еще, положение спасал буфет. Но ведь теперь и буфет не работает!! Буфетчица благополучно ушла в отпуск и это в такой напряженный момент!! Я в ужасе!! Между тем мужики говорят, что стоят в очереди столовой по 40 минут!! Придется отказываться от столовой и кушать бутербродики…

2. Снова о ремонте Главной улицы. Черт, похоже, автолюбители прознали о существовании Поклонногорской улицы от переезда до Афонской… Вчера с ужасом обнаружил, что на Вербной собирается автомобильная пробка – машины стоят по всей Поклонногорской, перегораживают Афонскую и выходят на Вербную… Движение по Афонской перекрыто!! А так как я ехал в тот день на 40-м автобусе, был поражен ювелирным мастерством управления такой громадиной, как большим автобусом с гармошкой! Водиле мой респект и уважуха!! Впрочем, это мне не шибко помогло – на переезде на Скобелевском тоже пробка, и там я решил пройтись пешочком.

2008-07-10. Запись 084. Путешествие Токсово – Рагозинка – болото Соколье

В субботу состоялась небольшая экспедиция, переход по территории ржевского арт.полигона из района Токсово-Пери, через Рагозинку и болото Соколье – к трассе А120 и Ладожскому озеру. Переход достаточно длинный и напряженный, но не экстремальный – я ожидал большего. Мы просто шли по лесам. Впрочем, при отсутствии дорог и слабопроглядывающим тропинкам заблудиться можно было проще простого. Через леса и болота мы вышли к заброшенной воинской части Рагозинка, где залезли на наблюдательную вышку, осмотрели многочисленные бетонные конструкции, а также посетили несколько комплексов, где, как говорит Андрей, располагались химические лаборатории. Подивившись на абстрактные бетонные конструкции непонятного назначения, мы отправились вдоль речушки в сторону Сокольего болота. Вечерело, комаров становилось все больше, дорогу сильно разверзло. На речушке Рагозинке случился редкий экстремальный момент похода – ведь речушку надо было пересечь! За ней километра два жуткого валежника, когда под ногами рушатся трухлявые березы и чернеет топь. Ну а затем уже безо всяких дорог, напролом через лес, согласно GPS-навигатору, через болота и валежник, пока не вышли к Сокольему Мху, согласно карте - непроходимому, глубиной два метра. Но и оно было преодолено (причем не так экстремально, как хотелось бы), и вот мы вышли на шоссе А120. Затем компашка разделилась: трое отправились на Ладожское озеро, а четверо решило испытать экстремальную покатушку с симпатичным «мешочком картошки» на коленях – вплоть до Питера.

2008-07-10. Запись 083. О невозможности освоения языка цветов

Прочитал я тут недавно книжку, посвященную языку цветов. Ведь всем известно, что каждый из цветов что-то, да значит, а то, какого он цвета – так тем более. А уж если ты подготовил целый букет, так это же не то что предложение – аж рассказ! А прочитав книжку, поплелся я в ближайший цветочный магазин, дабы выяснить ассортимент. Вот и обнаружилось, что книжка-то бесполезна, ибо цветочные ларьки крайне скудны ассортиментом. В них присутствуют розы – белые, розовые, красные, желтые (почему нет чайных?!). Ага, еще хорошо, на прошлых выходных я сумел найти белые с тончайшими прожилками красного – шик! Хорошо, возьмем это за основу, как оказалось, эти цвета есть во всех ларьках – белые, розовые, красные (желтые не упоминаю по известной причине – надеюсь, всем?). Еще есть гвоздики – есть красные, есть белые. Гвоздики всегда ассоциируются у меня с официозно-кладбищенской тематикой, не покатит… Хризантемы в Японии считаются цветком скорби, у георгинов неширок выбор цветов, лилии вообще не в тему. Ну и где мне искать голубые герберы и анютины глазки? Подснежники в июле явно не в тему… У метро бабушки торгуют ромашками – э…, о их смысле мне говорили еще задолго до прочтения книги… Так что же тогда остается? Белые, розовые и красные розы? И это все?!!!

2008-07-10. В разделе "Мои рецензии" появились рецензии на недавно прочитанные книжки: Миронова Татьяна "Язык жестов". М., Центрполиграф, 2007 , Сурдин Владимир "НЛО: записки астронома". Фрязино, Век 2, 2007 // Серия "Наука сегодня" , "Обитаемые подводные аппараты", коллектив авторов , Сурдин Владимир "Неуловимая планета". Фрязино, Век 2, 2006 // Серия "Наука сегодня" , Гальперина Галина "Язык подарков". М., Центрполиграф, 2007

2008-07-03. Запись 082. Лесоводческое

Когда я гуляю по лесам да по болотам, я постоянно натыкаюсь на делянки. Они довольно часты, но они кажутся такими небольшими, а вокруг них так много непорубленного леса, что кажется, что каждая из делянок есть лишь незаметное включение вырубки среди сплошных лесов. Но это не так!! Посмотрите на снимок из космоса: вот он, обычный лес Ленинградской области. Все леса выглядят именно так, причем не только в Лен.области, а по всей России. Нельзя не видеть, что тут и не пахнет никакими "редким включениями вырубки", что это уже называется хищнической вырубкой под корень, после которого лес уже не может вырасти самостоятельно, после которого может остаться только безжизненная пустыня! Такими темпами через десять лет у нас вообще ничего не останется!! Неужто вы думаете, что лес - возобновляемый ресурс? Нет, он закончится также, как нефть, газ, уголь - Россия исчерпает все природные ресурсы и останется без ничего, без нефти и без леса. Вы только посмотрите: как хищнически рубятся леса! Какая уж там культивация и свежие лесопосадки! - нет, все происходит по принципу "завтра - хоть потоп", снимаются сливки, в то время как на делянках гниют невывезенные бревна, валяются сучьи и поваленный кустарник. Нерентабельно, понимаете ли, разрабатывать всю делянку до остатка, когда вокруг еще столько много леса!

Нет черным лесорубам и хищнической вырубке леса! Даешь сохранение лесного потенциала Ленинградской области!!

2008-07-02. Запись 081. В пику Андрею Шпартько: снова о больших и малых компаниях

Как-то в блоге своего сайта я опубликовал небольшую заметку «О больших и малых компаниях». Еще когда эта заметка только появилась, на нее отреагировал Андрей Шпартько, человек весьма широко известный, причем не только в узких кругах специалистов. Андрей написал мне письмо «К критике больших и малых компаний», вся суть которого сводилась к следующему: вот, де, мы в походы ходим большими компаниями, приезжай да посмотри, как мы это делаем! С тех пор я совершил порядка десяти путешествий в больших компаниях под руководством Андрея. Такое бывает, что со временем ли, под действием ли внешних факторов, но мнение человека меняется. Я же продолжаю стоять на своем: я люблю маленькие компании, а существование больших компаний понять не могу! Попробую аргументировать свою точку зрения.

1. Как оказалось, большие компании привлекают к себе ненужное внимание местных жителей. Два-три человека еще могут затеряться, но когда через деревню Заполье прошла компашка из 15 человек, на нас не могла не обратить внимания местная жительница Татьяна… Не надо забывать, что в походах самый страшный зверь – это человек, и его лучше обходить стороной. Ходить большими компаниями – значит привлекать к себе совершенно ненужное внимание.

2. Большие компании совершенно немобильны. Ездить электричками и автобусами, конечно, хорошо, но когда мы застряли в Коробицыно большой толпой в 15 человек, стало немного не по себе… Можно, конечно, заняться автостопом – но что делать с оравой в 15 человек?!! В тот день до дома доехали все, но то, как она была проведена (с помощью машин своих родственников и друзей) – мягко говоря, неспортивно.

3. Я убедился в правоте своих слов, что в компании старых друзей новичков не особо жалуют. Не поймите меня неправильно – их не бьют и не окатывают холодным взглядом презрения. Просто на них не обращают внимания, хотя и не со зла. В самом деле, о чем говорить с новичком? Пока что не найдены общие темы для разговоров, каждый человек идет по принципу минимума энергии – можно пообщаться со своими старыми товарищами, с которыми УЖЕ есть о чем поговорить. Это потом, когда новичок вольется в компашку, такие темы найдутся – по крайней мере, обсуждение предыдущих походов. Но в ПЕРВЫЙ РАЗ в новой компании всегда сложно. Я знаю, о чем говорю: в компашке Андрея я был не единственным новичком, посему могу говорить не только об отношении к себе, но и об отношении к другим новичкам. С другой стороны, с тех пор, как я более-менее влился в компашку, теперь уже я могу относиться ТАК к тем, кого не знаю Я, пусть даже они являются активными участниками группы и их знают все остальные. Вывод: теория подтверждена не только по отношению ко мне, и по моему отношению к другим.

4. И вообще, много друзей не бывает. Социологи говорят, что группа не может быть больше пяти человек – это следует еще из объединений приматов! Мы можем говорить о тысячах друзей, но все они имеют разную степень близости к нам. Если разделить их на знакомых, дальних и близких друзей, то окажется, что самых близких-то всего человек пять, не больше. И опять не получается большой группы, и опять из всей толпы приходится кого-то выделять. Группа Андрея состоит из 50 человек, но догадайтесь, скольких людей я выделил? – не больше ПЯТИ! А в самом походе? Опять группа разбивается на подгруппы «по интересам», и опять в каждой из них не больше трех человек, максимум пяти. И снова я вижу подтверждения своей теории малых групп – куда не кинь, всюду клин, долой большие компании!

5. И все-таки кой-какие косметические поправки моей теории сделать можно. Я говорил, что народ в большой компании уподобляется молекулам в броуновском движении. Что ж, здесь я этого не наблюдал, и то потому, что все держалось на фигуре харизматичного лидера Андрея Шпартько. В этом ему не занимать, и я отдаю ему должное в умении организовывать и брать ответственность на себя. Кому-то это дано, кому-то нет. Например, организаторские способности Артема меня никогда не вдохновляли, сам я когда-то пробовал что-то сделать, но понял, что только себе хуже. Андрею это удается, и тем лучше для компашки - сплоченнее и организованней.

А вообще-то, знаете, все от людей зависит. Не стоит принимать мою теорию как особо одиозную – я хоть и хожу в больших компаниях, но дискомфорта не чувствую. Да все потому, что я ею не управляю – вот тогда бы я действительно изнервничался! А так – фигня!, в хвосте плыть всегда приятно :-). Так что сколько бы плохих слов в адрес больших компашек я не сказал, я выбираю нейтральную позицию: хожу в походы в больших компаниях, ничего против них не имею, но и своего мнения не изменяю :-р.

Но вот о чем еще хотелось бы сказать два слова, так это о математической теории больших и малых компаний! Даже математики подтверждают: малые компании – это круто!! Не верите? – прочитайте здесь:

http://lenta.ru/news/2008/04/28/committee/ 
http://lenta.ru/articles/2008/04/29/parkinson/
http://lenta.ru/articles/2008/04/30/parkinson/

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz