2009-03-26. Запись 040. Об анонимках

Есть ВКонтакте такой замечательный сервис: МНЕНИЯ. Сервис сей был открыт специально к 14-му февраля 2008 года; предполагалось, что посредством этого сервиса можно будет писать анонимные признания в любви. Идея хороша, вот только пользуются анонимным сервисом не с целью признаний в любви, а с целью обматерить друга и высказать ему все, что ты о нем думаешь. Странно: почему-то так сложно признаться человеку в симпатии, но так легко оскорбить его! Впрочем, этот вопрос я уже поднимал, я же хотел сказать о другом.

Все хотят знать, кто же им пишет эти анонимки, я же, напротив, категорически против этого! Странное ощущение: передо мной загадка, кто-то из моих друзей написал мне анонимку. Я могу подозревать любого из них, я могу теряться в догадках. Но мне нравится это ощущение и я не хочу терять его! Это же так загадочно и романтично! Если какая девушка захочет осчастливить, пусть признается в любви – конечно, анонимкой :-). У меня ВКонтакте накопилось не так уж и много анонимок. Одна из них негативная – не желаю знать, кто ее написал. Вторая тоже негативна, но написана уж больно знакомой стилистикой – я знаю, кто это, и мне это не нравится :-(. Третья и четвертая позитивны, светлы и приятны, и я был несколько разочарован, узнав, что обе они написаны одним человеком. И если этот человечек захочет меня обидеть, пусть признается в своем авторстве, ведь тогда я лишусь красивой тайны :-(.

2009-03-26. Запись 039. Вероисповедание христианское, хотя и не сторонник прочих религий и сект

Есть у меня один замечательный товарищ, большой любитель точности. Помню, во время нашего достославного путешествия по Сибири в августе 2008 года он заходился в истерике по поводу малейшей неточности в моих формулировках, вроде различий между альпинистами и горными туристами. Вот только, заглядывая на его страничку ВКонтакте, я никак не могу врубиться в смысл предложения «Вероисповедание скорее христианское, хотя и не сторонник других верований». Уж сколько не смотрел на это предложение, никак не мог понять его смысл. «Хотя и не сторонник» - это ЗА или ПРОТИВ? Звучит непонятно, пробую призвать на помощь логику и разобраться.

Сначала я пробовал провести логический анализ этого утверждения. У меня получилось тройное отрицание «хотя», «не», «противник», что в русском языке встречается не так уж и часто. Я думал, толковый словарь поможет мне в этом, объяснив значение «ХОТЯ». Анализ ни к чему не привел, ибо получился парадокс «А и НЕ А», что может говорить о проблемах с логикой в голове моего товарища. Но потом я вспомнил, что русский язык славится существованием двойного отрицания. Мы говорим «я никогда не буду этого делать», тогда как логичней было бы «я всегда буду это не делать» или «я никогда буду это делать».

Логический анализ тут не подходит, попробуем семантический… Фраза «хотя и не против» ясно говорит, что человек ЗА. Стало быть, фраза «хотя и не сторонник» говорит, что человек ПРОТИВ. В этом случае опять получается парадокс, ибо «хотя и» имеет оттенок некоторого смягчения, маловероятного, но возможного. Можно было бы сказать «хотя не сторонник», но «хотя и не сторонник» уже не звучит. Что делать, как понять смысл выражения «хотя и не сторонник»? – не понимаю!

Одно ясно: когда я, сомневаясь, спросил автора этих слов, что сие значит, он сказал твердо: «Да, я именно это и хотел сказать!». А мне почему-то вспомнилось известное изречение: «Кто ясно излагает, тот ясно мыслит»…

2009-03-26. Запись 038. О соответствии слов в разных языках

Я тут вот что подумал. Берем мы, к примеру, русско-английский словарь и ищем там слово «красный», и находим, что по-английски это «red». На то он и словарь: каждому русскому слову дается английский эквивалент. Но откуда следует, что такие эквиваленты вообще должны существовать? В фонетике, например, вовсе не обязательно, что русский звук А аналогичен английскому А, и в пособиях обязательно уточнят: «Отдаленно напоминает русский звук». Так с чего вдруг английское «красный» должно быть эквивалентно русскому «красный»? Может быть, «red» - это некий оттенок, обоюдным соглашением англичан названный «red», тогда как русские понимают под «красным» нечто другое? Иначе говоря, два иностранных слова представляют собой два разных предмета, которые в силу расплывчатости отображаемого образа есть множества – пересекающиеся, но не совпадающие! Разве мы не говорим, что одно и то же слово имеет разные смысловые оттенки, не совпадающие в разные языках? Тогда на какой же основе строятся словари? Сдается мне, тут происходит взаимодействие культур и языков. Пусть даже понятия не идентичны друг другу, однако же со временем народы, общающиеся друг с другом и составляющие словари, будут вынуждены унифицировать словарный запас, и слова будут обозначать одно и тоже понятие. Здесь играет роль обратная связь, столь хорошо описанная в науке об информации.

2009-03-26. Запись 037. Самая дурацкая ошибка

Недавно я совершил самую дурацкую ошибку, какую только можно придумать в расчете. Приносишь документ начальнику, ругаешься с ним, доказываешь свою правоту, отвечаешь на вопросы. И вот, наконец, уломал, и он соглашается поставить автограф на титульном листе, и… не находит места для подписи!

2009-03-14. Страничка, посвященная Рэю Брэдбери, готова. Теперь самое время переходить к другим страничкам, как литературным, так и музыкальным :-)

2009-03-10. Запись 036. 8 марта

Я, как и многие мужчины, шатался в этот день по цветочным магазинам. И скажу я вам, толпа там невероятная! Зашел в Цветоптторг на Испытателей, а там толкучка, очередь на 50 человек в две кассы, и теснотища ну будто в метро в час пик. И у всех цветы, да еще охапками!! Аналогичная картина наблюдалась и в Цветоптторге на Байконурской, 26. И даже в моем, казалось бы, небольшом цветочном павильоне на Вербной – полный аншлаг! Одновременно пять мужиков, и всем чего-то надо, и три бедные девушки-продавщицы бегают с букетами и охапками роз, и не успевают обслужить всех посетителей. А выйдешь на улицу, и видишь тех же самых мужиков, и все они с букетами, и все с розочками, хризантемами и мимозами. И все-таки приятно, чес-слово, приятно за женщин, что есть у нас такой замечательный праздник 8-е марта! Все-таки русские мужики – самые лучшие мужики в мире, и это неправда, будто бы в России исключительно самодовольные эгоистичные лентяи. У нас женщин любят, ценят и уважают!!

Тем более что с погодой в тот день повезло: в пятницу, субботу и воскресенье в Питере было ясно: выглянуло солнце, небо расчистилось. И если тебя не обдувает ветер, а ты стоишь на солнечной стороне, то ясно чувствуешь, что солнце ГРЕЕТ. И уже начинает потихонечьку таять лед на крышах, и подходы к домам огородили бело-красными лентами «Осторожно, сосульки!», и лед потихоньку превращется в ледяное крошево, и побежали первые ручьи. Зимой солнце не только не греет, но и не светит, а тут его стало больше – заискрился мартовский снег, и окна закрылись занавесками от изобилия света, и мир вспыхнул солнечными бликами. 8 марта – это праздник весны, и весна в Питере уже началась.

2009-03-10. Запись 035. Вам, специалисты по теории чисел!

Как известно, дарить следует только нечетное количество цветов. Однако постоянно возникают ситуации покупки цветов для ДВОИХ людей – тогда, если ты покупаешь нечетное количество цветов, кому-то достанется нечетное, а кому-то четное. В связи с этим я предлагаю математикам-специалистам по теории чисел задуматься над следующей прикладной проблемой: найти два таких нечетных числа, сумма которых была бы числом нечетным.

2009-03-09. Запись 034. Юмор. Правила поведения на танцевальных вечерах

2009-03-05. В разделе "Мои рецензии" появились рецензии еще на две прочитанные недавно книги: Мельников Р.М. "Линейные корабли типа "Императрица Мария"". СПб, Гангут, 1993 // Серия "Корабли отечества", выпуск 2 , Брэдбери Рэй "Кошкина пижама". М., ЭКСМО, 2008

2009-03-05. Запись 033. 1 марта прошли выборы в муниципалитет. Прикольный чувак :-))

2009-03-05. Запись 032. О разумном и духовном

Случился у меня на днях интересный разговор. Вспомнили мы детскую психику, сойдясь во мнении, что дети представляют собой саму непосредственность, а стало быть, они наиболее жестоки и агрессивны. Вспомнился нам и Конрад Лоренц, который говорил, что он скорее отдаст маленького сына под присмотр своего ротвейлера, чем четырехлетнего племянника. Оно и понятно: дети движимы эмоциями, а стало быть, тем, что заложено в них природой – животным инстинктом. И только к 20-годам, сказал я, у человека развивается РАЗУМ, который позволяет контролировать животное начало. «Ты ошибаешься» - сказали мне, - «Твоя теория излишне материальна, тогда как первично не тело, а душа», после чего последовал следующий перл: «К 20-ти годам у человека развивается ДУША».

Разве нам не говорили богословы, что «душа есть искра Божия и дается при рождении человека»? Что еще за эволюционный взгляд на развитие души? – впервые слышу об этом! Неужели она может рождаться, изменяться и умирать? Но если это так, терпит крах идеалистическая философия – согласно ей, душа не может умереть! Приходится признать, что душа есть материя, стало быть, под душой понимается нечто другое, материальное. Интересная история! Сдается мне, происходит подмена понятий: феноменология одинакова, РАЗУМ = ДУША, и вот уже два человека, технарь и гуманитарий, воюют друг с другом, говоря то о материи, то о душе, имея в виду одно и тоже. И кто ошибается? – не скажу за всех, но в данном случае – мой собеседник.

2009-03-03. Запись 031. О социальной функции подарка

Гальперина Г. «Язык подарков». М., Центрполиграф, 2007

С помощью подношений-подарков люди стремятся решить две основные задачи:

поддержание определенных социальных связей;
уход от скучной повседневности.

В этом и заключаются главные функции подарка.

Социальные связи — это определенная структура межчеловеческих отношений, чаще называемая специалистами социальными сетями. В подобных структурах существует общее поле и индивидуальные социокультурные поля. Вникнуть в подобные тонкости можно на примере родственных связей. Так, несмотря на различия в социальном статусе, принадлежности к определенной профессиональной и кон­фессиональной общности, а также на удаленность мест проживания, члены одной семьи (имеется в виду семья из близких и дальних родственников) неред­ко продолжают поддерживать родственные отношения и тем самым образуют определенную социальную сеть (семейную, или клановую). Аналогичные социальные связи, носящие название неродственных со­циальных сетей, встречаются среди близких друзей и хороших знакомых.

Как правило, социальные сети являются своеобразными каналами, по которым осуществляется обмен различными ресурсами не только между индивидуумами одного социокультурного поля, но и между несколькими общностями (полями). Одна из наиболее распространенных форм социального ресурсообмена — оказание посильной помощи (в том числе и материальной).

Необходимо отметить, что, попадая в ту или иную социальную сеть, человек может не только рассчитывать на поддержку, но и значительно увеличить свой потенциал. Такая ситуация, когда занятие места в социальной сети позволяет в процессе обмена получать определенные дивиденды, характеризуется в условиях рыночных отношений как социальный капитал. Примером подобных прибыльных социальных связей может служить частное предпринимательство. Вступая в ту или иную социальную сеть, располагающую значительными связями и материальными ресурсами (бизнес-ресурсами), человек приобретает определенный кредит доверия от других участников данной сети, что позволяет ему без особого труда получить денежный или товарный кредит (нередко льготный).

Как уже отмечалось ранее, социальная сеть — это не только канал достижения материальной выгоды, но и средство получения поддержки в других сферах жизни. Так, по социальной сети осуществляется прохождение административных ресурсов: например, знакомство с каким-либо чиновником способствует получению «своим человеком» нужной информации, скорейшему продвижению его бумаг по инстанциям, помогает быстрее попасть на прием к нужному на­чальнику и т. п.

Следует отметить, что обмен ресурсами в различных социальных сетях может принимать разные формы: например, с одной стороны оказываются административные услуги, в другую сторону направляются материальные средства.

Социальные сети являются и каналом получения моральной поддержки, что нередко становится более важным, чем материальная выгода.

Социальная сеть в любом своем виде будет жизнеспособной только в условиях более или менее устойчивого взаимодействия составляющих ее членов. Неработающая социальная сеть утрачивает потенциал, что ведет к ее постепенному угасанию.

Одним из главных условий поддержания возможностей социальной сети является ее «инвестирование». Иными словами, межчеловеческие отношения дают полную отдачу только в том случае, когда в них вкладываются душевные силы, внимание, определенные средства (в том числе и материальные). Однако подобные вложения должны осуществляться с учетом принципа взаимности. То есть, если отмечаются «инвестиции» только с одной стороны, а вторая лишь пользуется вкладываемыми ресурсами, социальная сеть становится неустойчивой и со временем может полностью разрушиться.

Следует учитывать тип отношений, положенных в основу той или иной связи. Например, в отношениях между простыми знакомыми принцип взаим­ности играет важную роль, поскольку в подобных сетях особое внимание уделяется поиску обоюдной выгоды. При несоблюдении негласных правил такие сети могут быстро разрушаться.

Принципом взаимности руководствуются и члены дружеских сетей. Однако в отношениях данного типа обмен ресурсами иногда происходит через какой-то промежуток времени, то есть возможно получение своеобразного кредита, основанного на принципе «я помогаю тебе сегодня, а ты выручишь меня когда-нибудь после».

Родственные сети, как правило, базируются на долгосрочном «кредитовании»: на протяжении многих лет родители вкладывают свою любовь, внимание, душевное тепло и материальные средства в детей в надежде, что в старости последние станут им опорой и будут оказывать посильную помощь. Нередко принцип взаимности в семейных сетях действует на уровне поколений: родители безвозмездно снабжают ресурсами своих детей, помня о том, что родители в свою очередь так же безвозмездно заботились о них.

Необходимо отметить, что в дружеских и родственных сетях, помимо принципа взаимности, решающую роль играют такие основополагающие факторы, как моральные обязательства, доверие и т. п. Ведь, если человек навещает родителей только во время болезни или с целью получения каких-либо материаль­ных благ, а с друзьями общается, лишь когда они ему необходимы, это значительно подрывает устои социальной связи и неизменно ведет к угасанию отношений.

Одной из наиболее действенных инвестиций, поддерживающих работу тех или иных социальных сетей, является подарок. Подношение в виде подарка не только указывает на принадлежность к одной сети, но и свидетельствует о готовности того или иного ее члена вкладывать в развитие налаженных отношений определенные ресурсы (в том числе и материальные).

Подарки позволяют устанавливать и поддерживать различные социальные сети. Так, например, практика обмена ими в знак взаимной симпатии и дружественных отношений между державами существует с давних времен у государственных деятелей. Подар­ки также преподносят друг другу предприниматели, члены трудовых коллективов (если среди сотрудников сложились доброжелательные отношения). Однако наиболее часто обмен подарками происходит между членами семьи, ближайшими родственниками и друзьями.

Следует отметить, что в политических, экономических и административных сетях подарки нередко ассоциируются со взяткой. Действительно, провести четкую границу между этими двумя понятиями достаточно сложно. Обычно под взяткой понимается оплата какой-либо оказанной должностным лицом услуги, то есть люди, дающие и принимающие подношение, выступают одновременно участниками административных и рыночных отношений и не являются членами одной социальной сети. При этом взятка и услуга должны быть равноценны по стоимости и неразрывны по времени (дача взятки влечет за собой немедленное оказание услуги).

В отличие от этого подарок характеризует отношения внутри той или иной социальной сети, которые иногда могут приводить к серьезным экономическим последствиям. Обычно подарок является своеобразной платой за членство в сети, где принцип взаимности обеспечивается обменом привилегированными услугами, а подношение-подарок и услуга могут быть неравноценными по стоимости.

Как уже говорилось ранее, отграничить подарок от взятки практически невозможно, поскольку достаточно часто встречаются ситуации, когда человек одаривает другого с целью проникновения в ту или иную социальную сеть, надеясь на определенную вы­году в дальнейшем. По форме такое подношение является подарком, а по существу — взяткой.

Еще одна пограничная ситуация — напоминание о себе поздравлением к какому-либо празднику или памятной дате. Оно может принимать вид письма или открытки, происходить по телефону или в вербальной форме при личной встрече. Целью такого поздравления является «освежение» межличностных отношений, напоминание о существовании сети. Это сближает поздравление с подарком, но в отличие от последнего практически не имеет меновой стоимости.

Как уже было упомянуто ранее, еще одной важной функцией подарка является стремление уйти от повседневности, внести живительную струю в привычный уклад жизни. Повседневностью называют устойчивую структуру человеческой деятельности, ха­рактеризующуюся повторяемостью одних и тех же действий в течение длительного промежутка времени. Иными словами, это размеренные будни, рутина, ключевыми моментами которой являются ежедневные покупки привычных продуктов питания, приготовление пищи, походы на работу, ношение повседневной одежды, просмотр телепередач и сериалов и т. п.

Казалось бы, повседневность вносит в жизнь каждого человека стабильность и размеренность, иногда доходящие до автоматизма. Но ежедневное повторение одних и тех же действий нередко ассоциируется с бесконечным бегом по кругу, вырваться из которого достаточно сложно. Как только однообразие будней достигает апогея и возникает сильнейшее душевное утомление, у человека появляется желание вырваться из замкнутого пространства повседневности и прервать привычный бег по кругу. В этом случае отду­шиной становится праздник, становящийся богатым источником положительных эмоций.

Едва ли не самым главным элементом праздничного ритуала считается подарок. Он выполняет функцию разрыва повседневного потребления и доставляет радость не только тому, кому он предназначен, но и одаривающему.

В том случае, когда рутина становится нестерпимой, а до праздничных торжеств еще очень далеко, можно прибегнуть к такому средству, как подарок самому себе. Человек просто придумывает праздник, конструирует его определенным образом и приобретает товар или услугу неповседневного характера. В качестве такого подарка могут выступать красивая одежда, которую давно хотелось приобрести, но было жалко денег, предметы интерьер (картина, светильник, декоративное кашпо), сладости (торт, пирожные, большая коробка дорогих шоколадных конфет) и др.

Многие назовут такой социологический подход слишком циничным – в стиле Мальтуса. Они будут ссылаться на правила хорошего тона и культуру, другие сошлются на понятие души, но все они не примут эту теорию. Почему? – да наверное потому, что она слишком обидна для человека, который хочет быть Человеком, а не Разумной Обезьяной. Мы уверяем других, что дарим подарки в знак благодарности и уважения, тогда как на самом деле оплачиваем членство в группе и требуем ответных услуг. Не хочется верить в это? Но если есть теория, которая описывает факты, мы обязаны принять ее, как вынуждены принять, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, и что человек произошел от обезьяны, и что на нашу жизнь влияет не разумное, а подсознательное по Фрейду. Наше общество опутано социальными сетями, каждая из которых недалеко ушла от обезьянних стаек с признаками «свой-чужой». Знаете ли вы, что наша культура есть признак «своей группы», ведь если человек зайдет в помещение и не поздоровается, он автоматически настроит против себя людей, ведь «Здрасте!» есть физиологически пустой звук, столь социально необходимый при опознавании «свой-чужой». И культура как таковая вроде традиций отмечать Новый Год непременно с елкой и боем курантов есть отличительная черта руского человека в отличие от жителя Зимбабве или Афганистана. Так что и подарки есть не что иное, как оплата членства в группе в расчете на помощь в будущем. Человек, который является потребителем подарков без ответной отдачи или с сугубо неравноценной отдачей, вызывает у дарителя негативные впечатления – это ведет к распаду социальной связи.
Эту тему можно развить и дальше; я люблю наблюдать, а еще люблю теоретизировать. И дабы не быть обвиненным в цинизме (впрочем, меня уже обвиняли) и не приводить примеров, дающих тень на уважаемых мною людей (а также и на себя), на том тему и закроем.

2009-03-03. Запись 030. О двух моих хороших знакомых :-)

Есть среди моих знакомых два человечка, которых я считаю верхом совершенства. Я смотрю на них и говорю сам себе: «Но ведь таких людей не бывает!». Но вот же они – рядом! Они средоточили в себе все хорошее, что есть в человеке – интеллигентность, мягкость в общении, вежливость, готовность помочь другу. Есть ли у них хоть какая-то отрицательная черта? – я знаю их годы, но ничего отрицательного не видел… Они – совершенство, и я преклоняюсь пред ними, потому что хочу быть таким же, как они.

Но вот что забавно. Интернет – большая свалка, и если кто и вспоминает своих знакомых, то только в части клеветы и обвинений. Когда-то обвиняли и меня; более того, внес свою лепту в очернении других и я. А сказать хорошие слова в адрес тех двоих людей не могу. Стесняюсь дико, ведь знаю же, что они читают эти строки; один заявляет это открыто, второй интеллигентно отмалчивается, будто бы ничего не видел. Но я-то знаю – он читал про себя. И если я бы написал критику на него, я бы чувствовал себя спокойно и уверенно. Но в той заметке я расхваливал его на все лады, и то, что он мог прочитать это, вызывает у меня дискомфорт.

Это все к вопросу о все критикующих дураках. Почему же так просто, комфортно и спокойно на душе очернить другого человека и так сложно выразить ему признательность и уважение?

2009-03-03. Запись 029. Что-то я не верю современной медицине

Что-то я не верю современной медицине. Нет, конечно, я признаю, что за последнее время она сделала огромный скачок вперед. Если раньше из шести детей в семье выживало двое, если раньше продолжительность жизни редко достигала 50 лет, а по миру прокатывались эпидемии, то сейчас мы живем в счастливое время, когда достижения хирургии, эпидемиологии, гигиены без проблем спасают нас в тех случаях, которые еще в начале 20-го века были бы смертельными. Но все-таки медицине есть куда двигаться и к чему стремиться. В самом деле, разве наш организм не есть подкосившийся сарай, а медицина – лишь попытка подпереть его? Сарай будет гнить и дальше, он будет падать, а медицина будет ставить новые и новые подпорки, пока уже и они не выдержат, и сарай рухнет окончательно. Разве можно считать лечением гангрены удаление отечной конечности, лечение пульпита – удаление нерва, а лечение кариеса пломбированием инородным телом? Пытаясь читать описания болезней, диагнозы которых мне пытались поставить врачи, я обратил внимание на любопытный факт: для большинства болезней неизвестны причины, их порождающие! Конечно, есть хорошие лекарства и эффективные методики, но если не известна причина и неизвестен ход болезни, эти лекарства дадут лишь временное решение проблемы – болезнь же будет накапливаться со временем, пока медицина не сможет с ней справиться вообще. Как написано в законах Мерфи, «Всякая программа усложняется до тех пор, пока не превысит способностей программиста» - разве здесь не то же самое?

Потому я не верю в современную медицину, она не способна вылечить человека, она может лишь дать человеку со сломанной ногой костыли, тогда как неизлеченная болезнь всегда будет прогрессировать. Потому меня пугают редкие симптомы; и несмотря на то, что они быстро проходят и забываются на протяжении лет, сдается мне, они еще вернутся :-(. Однако я верю в медицину будущего, основанную на достижениях молекулярной биологии и генетики. Сейчас эти науки переживают взрывообразный рост и нам повезло, что мы находимся во времена биологической революции, и я верю в то, что уже через 10-20 лет мы получим ощутимые результаты в излечении некоторых болезней, как когда-то излечились от чумы.

2009-03-01. В разделе "Мои путешествия" появился отчет по совершенному недавно путешествию 2009-01-07. Невский лесопарк. Насте Марковой посвящается :-)

2009-03-01. В разделе "Мои рецензии" появилась рецензия на недавно прочитанную книжку "История отечественного судостроения" в 5-ти томах. Том 3 "Судостроение в начале XX века". СПб, Судостроение, 1995

2009-03-01. Запись 028. О финансовом кризисе

Вчера я съездил в гости к своей замечательной подруге, Маше Чурилиной, что живет на углу Ленинского и Маршала Жукова. Ехал я на 2-м маршруте с Кировского завода, и с большим удивлением застрял на Маршала Жукова в пробке! Но откуда?!! Где причины? Я понимаю, пробка у меня в Коломягах: у меня и движение оживленное, и улицы узкие, и железнодорожные переезды закрываются. Но ЗДЕСЬ, где такие широкие улицы?!!

Я тут что подумал... Вот говорят: финансовый кризис, денег нет, люди вынужден во всем себе отказывать, затягивают потуже пояса... Я было подумал, что сейчас обанкротятся торговые центры, что люди пересядут с автомобилей на метро и пробки рассосутся. Но как бы не так! - люди все также отовариваются в торговых центрах и стоят в автомобильных пробках! Где же кризис? Сдается мне, кризис - всего лишь отмазка, дающая право отказать любому нуждающемуся в деньгах; свои же развлечения неприкосновенны. Об этом я писал в 26-й заметке: то, что мой друган отказался идти на свадьбу, еще можно назвать последствием кризиса; но почему он тогда не отказывает себе в изобилии потребляемого им спиртного?!

А интересно, как делаются словари? Вот идет по улице филолог, и все слова вспоминает: есть это в словаре или нету? Вдруг услышит что-нибудь, и сразу лезет в словарь: а не записано ли оно там, или, быть может, пропущено? Нет, ты смотри-ка, есть такое… И вот он идет дальше и вспоминает новые слова, и постоянно в словарь лезет :-).

Когда я был маленьким, мне казалось, что улицы, названные в честь каких-то людей, так названы, потому что они теснейшим образом связаны с этими людьми. Например, если есть улица Пушкина, то на ней наверняка жил Пушкин! А если есть Ленинский проспект, то это потому, что тут когда-то гулял Ленин. Но я был умным мальчиком и понимал, что во времена Ленина Ленинский проспект еще не существовал, и на этом месте были леса. Тем лучше! – значит, тут была просека, по которой гулял Ленин, а потом эту просеку заботливо сохранили и устроили на ее месте Ленинский проспект :-).

2009-02-27. Запись 027. Для тех, кто глухой и в танке!

Вчера я встретился с замечательной подругой, Людой, дабы передать ей компакт-диск; по дороге домой (а живем мы рядом) мы активно общались. Я доверяю Людмиле и внимательно слушаю ее – дело в том, что она хоть и выглядит молодо и живет яркой жизнью, однако же вырастила детей и может многое рассказать о жизни. Люди старше меня обладают солидным жизненным ОПЫТОМ. Вещь, кстати, крайне полезная. Когда-то, с дурости своей 18-летним юнцом, я считал себя самым умным. Потом я понял, что это не так – в душу мою закралось сомнение, что мое теперешнее мировоззрение тоже может оказаться неправильным – стало быть, надо обраться к людям постарше. И мне чертовски приятно сознавать, что их мысли совпадают с моими. Это значит, что я на верном пути :-).

К чему это я? В последнее время я затеял одну неприятную переписку, потом к ней случайным стечением обстоятельств присоединился разговор с Людой – в результате появилась гневная сентенция, уже когда-то озвученная ВКонтакте, и повторяемая снова и снова. Специально для вас! Для тех, кто глухой, и кто в танке! «Хочешь быть счастливым? – будь им!». «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Я особенно напираю на глагол ХОЧЕТ. Ваши мечты материальны, и от степени вашего желания зависит достижение цели! Странно, но еще только две недели тому назад я говорил с замечательной подругой Мариной – она занимается экстремальной психологией; она полностью поддержала меня: нет ничего случайного, и все, что происхоит в жизни, есть отображение ваших помыслов и мечт. Я лично знаком с человеком, которому нравится болеть. Он страдает, он ноет, он жалуется, ходит по врачам, но те лишь разводят руками, а боли лишь усиливаются… Если с человеком происходит несчастный случай, он попадает в катастрофу, подумайте – быть может, он ХОТЕЛ этого? О «Правильном мышлении» говорят все верующие люди, о «позитивном мышлении» - все психологи.

И еще. Нельзя тупо сидеть и ждать. Известен анекдот о верующем, который достал уже ангелов своими молитвами дать ему выигрышный лотерейный билет, когда на просьбу осоловевших ангелов дать ему, наконец, крупный выигрыш, Бог отвечал: «Пусть он хотя бы лотерейный билет купит!». Я не верю, что нужно ждать у моря погоды, ее не будет никогда. И я не принимаю слов «Я давно уже ничего не жду» - ну тогда ничего и не получишь! Я считаю, что жизнь ВСЕГДА дает нам возможности для реализации наших мечт; другое дело, можем ли мы ими воспользоваться. Это как радиоэфир, в котором есть все программы на любой вкус; но только построив радиоприемник и настроившись на определенную волну, мы поймаем передачу. Возможности материальны, они всегда рядом с нами; когда мы станем достойны их, мы возьмем их в любой момент. Говорю не понаслышке, это ярчайший момент моей жизни: возможность претворить в жизнь мечту была у меня и раньше, но только после того, как я изменился сам и стал восприимчив к эфиру, только тогда мечта и реализовалась! Отсюда вывод: чтобы чего-то достичь надо этого ЖЕЛАТЬ, и надо работать над собой, настраиваясь на волну своей мечты. Сидеть и ждать бесполезно, как тупо ждать аборигену на необитаемом острове, когда к нему выбросит ящик с апельсинами – уж лучше залезть на дерево и сорвать их самому! Не ждите – действуйте!! Главное в этой жизни – не бояться; ведь жизнь дает тебе ШАНС и дает ВОЗМОЖНОСТЬ. Если не получится – ты ничего не теряешь, как был на нуле, так и остался. Но если ты не воспользовался им и упустил голубую птицу? – ты будешь жалеть об этом всю жизнь!

2009-02-27. Запись 026. Не в туалетах разруха, а в головах! – о цинизме и деньгах

Сегодня я невольно принял участие в некоем разговоре. Невольно – потому что люди, с кем я вынужден был общаться, скажем так, мне не особо симпатичны :-(. Я никогда не понимал их, мне с ними дискомфортно, а посему я никогда не раскрывал перед ними своей позиции – а смысл? Зато уж здесь могу написать, что я думаю по этому поводу…

Так вот, этот самый товарищ заявил, что одна замечательная подруга пригласила его на свадьбу. Тот отказался: де, финансовый кризис в стране, зарплата маленькая, а стало быть, свадебного подарка он ей сделать не может. Аргумент сильный: «Одной тысячью ведь не обойдешься, верно?», и посему он счел за разумное вовсе отказаться от приглашения. Он сам, а также моя знакомая (вот уже от нее не ожидал такого!) занимали категоричную позицию: без дорогих подарков не входить!..

Лично я иного мнения. Я представил себе собственную свадьбу, или, что ближе, собственный День Рождения. Дорог не подарок, дорого внимание, и я заранее составляю список лучших друзей, вызваниваю их – а они ведь ужасно занятые, еще пойди освободи для них день!.. Не деньги нужны, а внимание и эмоциональное сопереживание – вот чего я хочу, не денег!.. Потому-то я и обижаюсь, если кто вдруг отказывается прийти на День Рождения. А если уж мне заявят: «Извини, Кирилл, у меня нет денег тебе на подарок, поэтому я не прийду», я сам проставлюсь ему – лишь бы пришел, порадовал меня своим присутствием!..

Меня убила сказанная фраза: «Сейчас, ввиду кризиса, видать, немногие прийдут на свадьбу!». И я не понимаю нападок на меня, когда я предложил отделаться не дорогим подарком, а дорогим букетом (что дешевле денежного подношения). Де, невеста на это обидится. А если на свадьбу вообще не прийти – значит, не обидится? Какие же циничные живут на свете люди!.. И хватит уже ссылаться на финансовый кризис – не в туалетах разруха, а в головах!

Я в смятении :-(.

2009-02-24. Меня тут Марина Никитина навела на одну интересную мысль. А вы знаете, что такое обида и в чем ее глубинный смысл? – оказывается, это способ переложить ответственность! Ну чисто как в басне: «Добычу видит он, к добыче он стремится, но делу дать хотя законный вид и толк»! Так уже происходило в истории много раз: не желая открывать свои истинные планы, проще обвинить другую сторону и таким образом развязать войну. В отношениях между людьми происходит тоже самое: не желая признаваться в своей слабости, можно обидеться на другого человека, переложив ответственность на него.

2009-02-24. Женя Адаев недавно заметил, что справочники собственных имен неполны: среди Кать, Маш, Андреев и Жень там явно недостают замечательные русские имена Эйты, Будьтедобры и Будьтелюбезны.

2009-02-24. А недавно меня начальник отругал. Причем начальник злой-презлой, матерится он страшно, все его боятся. А тут вдруг настроение хорошее – уж он и улыбается, и подмигивает, и шутит. Вот я и подумал: а какой смысл ругать человека, если у тебя хорошее настроение? Может, завести список людей, кого нужно отругать, ждать плохого настроения и уже потом идти по списку?

2009-02-24. Запись 025. О 23-м февраля

Вот и прошел этот день 23-е февраля, и я могу смело поменять картинку на титульной страничке с Дня Святого Валентина на Масленицу. А поздравлялки с 23-м февраля здесь не будет :-р. Странно это как-то, но я никогда не мог переварить этот праздник и своим его не считаю :-(. Я обожаю Новый Год и свой День Рождения. Еще люблю дни весеннего и осеннего равноденствий, зимнее и летнее солнцестояния, могу отметить День Военно-Морского флота, Масленицу, начало сезонов, недавно полюбил 14-е февраля, люблю поздравлять девчушек с 8-м марта. А 23-е февраля всегда вызывало во мне бурный протест, пусть даже я и имею к военным самое непосредственное отношение – был моряком (хоть и недолго), являюсь лейтенантом запаса, и даже в конторе своей работаю на оборонку и военных моряков вижу каждодневно. А не мой это праздник, совершенно не мой!!

Но вместе с тем – вот странная штука! – приятно внимание к моей скромной персоне, и я, конечно, обижаюсь, если кто вдруг не поздравит. А в этом году меня поздравило множество хорошего народа, и я глубоко благодарен вам, друзьям и подругам, что написали мне теплые слова поздравлений. Попытаюсь перечислить вас поименно: спасибо Ире Пучковой, Марине Никитиной, Ане Александровой, Надежде Степановой, Оле Кибкало, Кате Лапиной, Максиму Пескову, Тамаре Кургузовой, Ане Бесовой, Ире Солдатовой, Юле Тихоновой, Оле Чепиковой, Оле Целиковой, Алене Атуриной, Наташе Марченковой, Марине Подгорецкой, Кате Семиной, Усачевой Вале, Люде Конащук, Наташе Фаустовой, Дарине Крыловой, Наташе Пушкаревой, Вере Соловьевой и еще какому-то неизвестному номеру, откуда пришла СМСка, но номер я не сумел идентифицировать :-(. Кто-то поздравил больше, кто-то меньше, и я уж не буду конкретизировать, кто меня больше любит, а то еще другие обидятся ;-). Поэтому скажу всем сразу: спасибо вам всем, мне очень приятно!!!!!!

2009-02-24. В разделе "Рундучок" в разделе "Наука" я начинаю выкладывать свои краткие конспекты. Делаю я их для самого себя, делаю затем, чтобы за листочками увидеть лес, то есть кратчайшими записями охватить как можно больший материал, найти аналогии и построить возможно более четкую систему. Например, сегодня я выкладываю первую порцию своих конспектов - на трех с половиной страницах я сумел изложить всю кинематику, излагавшуюся на 200 страницах учебника! Вот оно: зри в корень!!

Вся кинематика на 4 страницах: Лист 1  Лист 2  Лист 3  Лист 4

2009-02-19. В разделе "Мои путешествия" появился новый отчет 2006-08-09. Веребье

2009-02-19. Какие эти мушки дурочки! Казалось бы, пусть себе летают: не кусаются, не пищат – я их и пальцем не трону! Ан нет, так и лезут в лицо, так и норовят попасть то в нос, то в глаз, вот и приходится охотиться за ними. И нет чтобы улететь от моего грозного пальца, так нет же – и улетать не собираются, и летают медленно, и раздавить их можно двумя пальцами! Нет в них ни чувства такта, ни разума, ни самосохранения. Какие дурочки!

2009-02-19. Перед Первой Мировой войной на Ижорском заводе был поставлен новый гидравлический пресс в 10 тысяч тонн. Это был самый мощный пресс в России и второй в мире после крупповского в Европе. Он предназначался для загибания бортовой, палубной и башенной брони. Когда пресс работал, приборы сейсмической станции в Риге регистрировали землетрясение в районе Петербурга силой 1-2 балла по шкале Рихтера.

2009-02-19. До чего несправедливо устроена жизнь: если есть желание, то нет возможности, если же есть возможность, то нет желания! Например, когда я утром еду в метро на работу, мне хочется завалиться на сиденье и уснуть – так нет же, нельзя, уже все забито! Зато когда я возвращаюсь с работы домой, напротив, мне не хочется сидеть (и на работе насиделся, постоять охота) – так нет же, как раз все свободно, садись не хочу!.. Обидно, да?

2009-02-19. Запись 024. На перекрестке Репищева и Вербной появился регулировщик

Вот уже который вечер не могу нарадоваться: на многострадальном перекрестке Репищева и Вербной наконец-то появился регулировщик :-). О пробке на улице Репищева я писал неоднократно - эта единственная дорога, ведущая кратчайшим путем с Выборского шоссе в сторону Комендантского аэродрома и далее на Приморское шоссе, имеющая столь важное транспортное значение, имеет два чрезвычайно узких фрагмента – на Поклонногорской улице и улице Репищева, где каждый день на протяжении многих лет возникают вечнодействующие круглосуточные пробки. Эффект бутылочного горлышка особенно силен на улице Репищева между Парашютной и Вербной, где в это же бутылочное горлышко вливается автотранспорт, направляющийся в промзону Коломяги, в том числе и автобусы автопарка № 2 на Новосельковской улице. Честно говоря, меня эта пробка мало касается, ибо когда я еду на работу, в направлении ПОД ГОРКУ она еще не начинается, а когда я возвращаюсь домой, пробка В ГОРКУ уже заканчивается. В остальное же время пробка дорастает аж до Парашютной улицы и даже дальше, и чтобы проехать эти 700 метров, требуется 10-15 минут. В чем же проблема? – я так понимаю, в светофорах, стоящих как на Парашютной, так и на Вербной – их отстояние всего на 700 метров не дает рассосаться пробке. На перекрестке же Репищева и Вербной проблему доставляет перекрестный поток машин, производящих левый поворот и небольшое время работы светофора – все это приводит к тому, что потоки сталкиваются на перекрестке и не могут разъехаться. Но наконец-то появился регулировщик, он разграничил потоки и увеличил интервал движения каждого из потоков. И пробка рассосалась!

А вообще-то, если вы посмотрите на карту, то увидите, что улица Репищева состоит из двух идущих параллельно друг другу улиц. Когда-то, лет десять тому назад, движение проходило по западной дороге, восточная была дорогой технологичской, разбитой, и там без опасения разбить подвеску не ездил даже самый лихой автолюбитель. Потом была проведена масштабная реконструкция, восточную дорогу отремонтировали на славу, подсыпали, закатали асфальтом, и все движение перешло сюда. А потом на западной дороге начались ремонтные работы: для начала вскрыли асфальт, потом ее раскопали, выкопали траншей, возвели бастионы земляных куч, положили бетонных блоков и…строители исчезли. Я еще было мечтал о ремонте западной дороги, но прошло вот уже лет пять и даже больше, а дорога все та же. Почему же ее ремонт не доводят до конца, когда как она могла бы разгрузить пробку на восточной части улицы Репищева? Как-то в местной газете до меня дошли слухи, что на западной дороге, де, должны были менять подземные коммуникации. Ремонт назначен на 2010 год, и в газете было написано, де, подождите, немного осталось, а уж там точно отремонтируем дорогу и ликвидируем пробку!

Забавно это все… Вот уже пять лет мучаемся, вот уже решили каждый вечер ставить сюда регулировщика, а чтобы взять, да отремонтировать 700-метровый кусок дороги – на это все нет денег!

2009-02-19. Запись 023. Об одиноких женщинах

Козьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым – будь им»; всякая проблема кроится не во внешнем мире, а в тебе самом. В самом деле, если в мире существуют оптимисты, которые говорят, что мир ХОРОШ, а есть пессимисты, которые говорят, что мир ПЛОХ, мы делаем отсюда вывод, что мир не может быть одновременно позитивным и негативным (если он, конечно, не квантовый :-) ), а стало быть, он нулевой, то бишь безразличный и бесцветный, содержанием же мира занимаемся мы сами. Что-то в этом есть от идеалистской философии, что так любил критиковать Ленин; что ж, а мне нравится :-).

Я это вот к чему: проблема одиночества – проблема не сколько общества, столько внутренняя проблема человека. А я наблюдать люблю. И делать выводы. И вот что я интересное приметил… Допустим, есть одинокий человечек, отчаявшийся найти свою любовь. Он говорит об этом, он жалуется без конца, у него развивается истерика и отчаяние. Но он не то что не делает НИЧЕГО, чтобы обрести любовь, он… не поверите – отталкивает ее всеми возможными способами!.. Проблема женского одиночества особенно остра; наверное, это связано с логикой эволюции, где мальчиков априори рождается больше, чем девочек, ибо женщины должны иметь выбор. В теории эволюции есть т.н. «Принцип незаменяемости самки», и об этом говорит народный фольклор, например, «нет некрасивых женщин, есть мало водки». И это правда, женщины не могут быть одинокими, ибо «хотя бы пьяный, да пристанет»; зато уж если женщина одинока, стало быть, произошел сбой в программе, и случилось что-то серьезное. Вместе с тем для мужчины возможность быть отвергнутым и быть выкинутым на обочину эволюции считается нормальным. Собственно, потому-то женское одиночество переносится гораздо хуже, чем мужское – странно, но в психологии я вообще не слышал о таком направлении… Что же делает женщина в положении «никому не нужной»? – она сполна отдается какому-то делу, причем с маниакальным, порой пугающим упорством. Происходит переориентация полового влечения на работу, хобби, развлечения. Их цель – стремиться забить все свободное время, чтобы только не остаться в одиночестве со свободным временем, да так, чтобы тебя не одолели собственные мысли. Подобная гиперактивность с раннего утра и до позднего вечера явно свидетельствует о психическом отклонении от нормы, ибо маньяков на свете быть не должно, а человек должен жить в гармонии и не бояться самого себя! Пожалуй, это очень важно, жить в мире с собой! Находясь в исступленном состоянии всепоглощающей деятельности, испытывая при этом непрерывный стресс от так и не разрешенных личных проблем (которые оказываются подавлены, и потому болят еще сильнее), одинокая женщина начинает сопротивляться всяким попыткам найти свою любовь. Происходит следующий диалог:

- Я одинокая, я никому не нужна, со мной никто не хочет гулять, я нервничаю, я переживаю, у меня депрессия…
- Слушай, пошли с нами, там столько интересного, там столько друзей, познакомишься с кем-нибудь!
- Не могу, у меня нет настроения, я в депрессии, я одинокая, я никому не нужна, со мной никто не хочет гулять…

Сдается мне, все дело в потенциальном барьере. Известный математик Арнольд писал в своих книжках по устойчивости, что для получения большего счастья нужно преодолеть большие трудности – и чем большее счастье вы хотите получить, тем большие препятствия необходимо преодолеть (правда, он писал о государственном управлении, а не о психологии). У людей, находящихся в потенциальной яме, нет решимости сделать над собой усилие и перепрыгнуть через барьер, чтобы обрести любовь. Вместе с тем, испытывая страх перед новыми горизонтами (пусть даже и мечтая о них!), они отдают предпочтение той тупой ноющей боли, в которой они живут – так хотя бы привычнее. Это как с лечением зубов: зубы ноют, настроение портится ни к черту, орешь, ревешь и мечешь, но к стоматологу не идешь – страшно!.. Зато уже когда совсем невмочь станет, ничего уже не поделаешь, как удалять зуб – все, поезд ушел, ты опоздал, отсюда рост самоубийств и психических расстройств. Но вот что интересно: если женщина уже была замужем, или хотя бы когда-либо встречалась с парнем, а потом рассталась – как раз у нее жизнь идет спокойно и гармонично, и уже через год-другой она находит себе хорошего мужа! Наверное, тут дело в самооценке: они ЗНАЮТ, что они ДОСТОЙНЫ, поэтому они это и получают, даже не прикладываю к этому усилий, в отличие от остальных, которые настолько низко себя ценят, что говорят себе каждый день «Я никому не нужна», и верят в это, и знают это, и отталкивают каждого, говоря себе: «Нет, этого не может быть, я же недостойна, я не могу понравиться ему!..».

В поле моего зрения есть люди как из первой категории, так и из второй. Я люблю наблюдать :-).

2009-02-17. Запись 022. Жизнь танцевальная. 15-го февраля я побывал на Сретенском балу

Что-то в последнее время танцы стали наводить на меня тоску, и я уже писал об этом в своем блоге много раз. Но на сей раз отказать нельзя - уж очень хочет Марина Никитина танцевать! А тем более когда ко мне обращаются со словами "Больше ни с кем танцевать не хочу, только с тобой", как уж тут устоять перед Маришей и отказать ей в венском вальсе?.. Как правильно заметил Сергей Олегович, "девушкам нравится, когда их кружат, у них от этого в голове легкость образуется". В самом деле, интересно задуматься над вопросом, почему девушкам так нравятся вальсы? Вроде бесконечное кружение, три шага внешнего поворота, три внутреннего - ничего сложного!.. Однако музыка звучит, и ей хочется кружиться и кружиться, и чем быстрее, тем лучше. Посадить бы Маришу на карусель и оставить на  ночь :-р. Как бы там ни было, к т.н. Сретенскому балу лично я испытывал мало интереса; зато интерес проявила моя замечательная подруга, Марина - она меня туда и затащила. Не буду рассказывать о своих впечатлениях о прошедшем бале, лучше поделюсь своей фоткой и программой бала. Не бойтесь страшных названий - из всего написанного я знаю только па-де-грасс и па-де-патинер. Все остальное запросто разучивается на самом балу, благо что фигуры хорошо знакомы и надо разучить лишь их несложную последовательность. Все-таки не будем забывать, что нет у нас в Питере таких крутых спецов по русской классике, и все те, кто пришел сюда - обычные люди с улицы! Одно только НО: бал длился аж ШЕСТЬ ЧАСОВ, а учить танцы шесть часов подряд я, мягко говоря, устал и потом уже начинал ныть, что хорошо бы уже и по домам! Но Маришка упорно хотела танцевать, а я не мог бросить ее одну... В общем, Маришке понравилось. А что подумал я, никто не узнал, потому что я очень воспитаный :-).

П.С. Да, кстати! Там был фуршет!!! Раздавали яблочный пирог, бутерброды с сыром, яблоки, апельсины, печенюшки, конфеты и много-много чая :-). Эх, пришел праздник и на мою улицу :-))))).

Программа Сретенского бала

15.00 – 16.00 съезд гостей

16.00 Открытие бала. Приветствие хозяев и ведущих. Представление гостей.

Первое отделение

1. Полонез
2. Московская кадриль
3. Вальс-экосез
4. Официальный бранль
5. Па-де-грасс
6. Клумпакоза
7. Ринка
8. Вальс-прогулка

Выступление. Представление особенных гостей бала -- коллектива «Персона Вива», который покажут фрагменты своего нового бретонского спектакля и наши ЛЮбимые бальные танцы.

Второе отделение (избранные вальсы)

1. Французский вальс
2. Испанский вальс
3. Застенчивый вальс
4. Латышский вальс
5. Вальс Пламя свечи

Выступление.

Третье отделение (народные танцы)

1. Кламм
2. Панкукас
3. Скродерс
4. Полька пятка-носок
5. Греченикс
6. Холандерка
7. Фарандола

Выступление. Представление фрагмента спектакля по мотивам бретонских танцев.

18.30 Фуршет. Приветствие клубов. Игры.

Четвертое отделение (старинные танцы)

1. Веселый парень
2. Вальс герцога Кентского
3. Конский бранль
4. Вальс-контрданс
5. Полька-контрданс
6. Бранль-на-шестерых
7. Черная лошадка
8. Крабовая полька
9. Вальс Людовика XV

Пятое отделение (Бальные игры, вальсы)

20.30 Общее фото. Выступления. Фуршет.

Шестое отделение (танцэкспресс)

1. Сиртаки
2. Регтайм
3. Джиффи-микс
4. All American promenade
5. Повторы избранных танцев

22.00 Закрытие бала.

2009-02-17. В разделе "Мои путешествия" появилось еще два отчета: 2008-09-14. Аэродром в Вещево и 2008-09-27. Петрозаводск - Гимрека - Щелейки

2009-02-16. Запись 021. Культурная жизнь. 15 февраля 2009 года я посетил Эрмитаж и видел три выставки :-)

http://www.hermitagemuseum.org/

1. От Фридриха до Дикса. Немецкая живопись из Дрезденской галереи новых мастеров. 11 ноября 2008 г. - 29 марта 2009 г.

Выставка в Зимнем дворце организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственными художественными собраниями Дрездена при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.

На экспозиции представлено 49 картин, в том числе хрестоматийно известные, без воспроизведения которых не обходится ни одна самая общая история немецкого искусства ("Двое, созерцающих луну" Каспара Давида Фридриха, "Переправа через Эльбу" Людвига Рихтера и др.). На выставке показаны лучшие или наиболее характерные образцы творчества художников, как хорошо знакомых (А. Менцеля, Ф. Крюгера, В. Буша, Ф. Штука, М. Бекмана, Ф. Ленбаха, О. Дикса), так и малоизвестных за пределами Германии, которые дают впечатляющую ретроспективу немецкой живописи 1800-1940-х годов.

Начиная с выставки "Немецкие реалисты XIX века" в 1974 году Государственный Эрмитаж неоднократно знакомил с работами немецких художников из различных музеев Германии. Однако эта экспозиция принципиально отличается от всех предыдущих. Эрмитаж получил уникальную возможность познакомить своих посетителей со значительной частью постоянной экспозиции дрезденской Галереи новых мастеров, которая с 1959 года является отдельным музеем Государственных художественных собраний Дрездена. С 1965 года Галерея занимает верхний этаж Альбертинума, построенного на фундаментах Цейгхауза XVI века по проекту архитектора К.А. Канцлера в 1884-1887 годах и названного в честь правящего тогда саксонского короля Альберта I. Здание расположено на Брюлевской террасе, некогда любимом месте гуляний перед дворцом графа Генриха Брюля (1700-1763). Летом 2002 года, во время катастрофического для Дрездена наводнения Эльбы, этой обычно мирной реки, Альбертинум сильно пострадал и в 2006 году был закрыт на капитальную реконструкцию. Картины Галереи оказались "свободными" от своих экспозиционных "обязанностей", что и позволило организовать настоящую выставку в рамках долгосрочной выставочной и научно-исследовательской программы, связывающей Государственные художественные собрания Дрездена и Государственный Эрмитаж.
В первой половине XIX века в Дрезденскую галерею, знаменитую коллекцией великих старых мастеров, картины современных художников попадали редко и случайно. Лишь в середине века началось их систематическое приобретение для специально образованного Отделения новой живописи. Первые поступления были скромными: в каталоге 1856 года числилось 29 картин, в 1867 году - 43, в 1872 году - 49. Это были работы дрезденских художников, купленные на средства фонда, созданного в 1843 году премьер-министром Саксонии Бернхардом фон Линденау (при нем королевская Галерея в 1839 году открылась для "прилично одетой публики"). Росту Отделения существенно способствовали решение в 1874 году саксонского Ландтага выделить специальные средства на покупку картин "патриотического характера" и фонд для приобретения работ "ныне здравствующих превосходных немецких художников", основанный в 1879 году промышленником Максом Прель-Хойером.

Важную роль в становлении нового Отделения сыграл Карл Вёрман (автор очень популярной в свое время "Истории искусства всех времен и народов") - директор Дрезденской галереи в 1882-1909 годах. Хотя и при нем приобретались преимущественно картины официально признанных немецких художников, но, как истинный историк искусства, он стремился, преодолевая господствующие вкусы, представить в Галерее важнейшие тенденции развития европейской живописи XIX века. При Вёрмене были приобретены первые картины зарубежных художников (Э. Мане, Г. Курбе, А. Бёклина).

К 1933 году Отделение новой живописи, благодаря многочисленным приобретениям первоклассных картин, пожертвованиям и подаркам частных лиц, окончательно перестало быть "придатком" Дрезденской картинной галереи и превратилось в самостоятельное подразделение, став в 1959 году отдельным музеем - Галереей новых мастеров. Постройка отдельного здания, планировавшаяся уже в конце XIX века, была начата, но проект так и остался неосуществленным - помешала Первая мировая война. До 1965 года новая живопись временно выставлялась в различных местах. В 1937 году нацистская борьба с "вырожденческим искусством" лишила Отделение более 50 картин художников европейского авангарда. Трагичны были и последствия Второй мировой войны - из фондов исчезло около 170 картин.

К эпохе романтизма относятся картины великого романтика К. Д. Фридриха и его последователей К. Г. Каруса, Г. Ф. Керстинга, Э. Ф. Оме, назарейцев Т. Ребеница, Ю.Ш. Каролсфельда, К.Г. Пешеля, своеобразного К. Блехена и позднего романтика Л. Рихтера. Особенности немецкого реализма очевидны при сопоставлении работ А. Менцеля, Б. Вотье, П. Мейерхейма, В. Лейбля. Разнообразие тенденций в живописи рубежа XIX и ХХ веков (импрессионизм, символизм, югендштиль) демонстрируют картины Г. Кюля, Ф. Штука, М. Клингера, М. Либермана, М. Слефогта, Л. Коринта, Р. Штерля, Г. Фогелера. Полотна Э.Нольде, К. Шмидт-Ротлуфа, К. Хофера - яркие примеры экспрессионизма, а картины А. Канольдта, В. Лахнита, К. Феликсмюллера - "новой вещественности", специфического феномена немецкого искусства 1920-х годов.

Кураторы выставки - Биргит Далбаева, заместитель директора и хранитель Галереи новых мастеров Государственных художественных собраний Дрездена, доктор искусствоведения, и Б.И. Асварищ, заведующий сектором живописи XIX-XX веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный Издательством Государственного Эрмитажа. Его предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и Мартина Рота, генерального директора Государственных художественных собраний Дрездена. Автор статьи - Ульрих Бишоф, директор Галереи новых мастеров Государственных художественных собраний Дрездена, доктор искусствоведения.

   

2. Геральдика на русском фарфоре. Из цикла "Поднесение к Рождеству". 23 декабря 2008 г. - 29 марта 2009 г.

Традицию ежегодных рождественских поднесений продолжает новая выставка фарфора из цикла "Поднесение к Рождеству" - Геральдика на русском фарфоре, из собрания Государственного Эрмитажа, которая открылась в Арапском зале.

На выставке представлено более 250 предметов. Это разнообразные вазы, тарелки, чашки, подносные блюда, сервизы. В состав экспозиции вошли произведения, исполненные на Императорском фарфоровом заводе, а также изделия частных отечественных производств XVIII - начала XX века. Это, прежде всего, заводы Гарднера (1754/66 - 1891), Батенина (1814 - 1838), Юсупова (1818 - 1831), Попова (1811 - 1875), братьев Корниловых (1835 - 1917) и Товарищества Кузнецова (1892 - 1917).

Представленные на выставке экспонаты систематизированы по следующим разделам: основную часть составляют предметы с изображениями государственной, родовой и территориальной геральдики; к особой группе относятся произведения, украшенные изображениями высших наград Российской империи. Последний раздел включает материал, послуживший источником для воспроизведения геральдических символов на фарфоре (живописные эскизы, литографии, книги и др.).

В России территориальная геральдика стала стремительно развиваться в петровское время. Тогда гербы городов самым тесным образом связывались с армией - они предназначались для размещения на полковых знаменах. Отдельный комплекс фарфоровых предметов представляет русскую родовую геральдику. История передающихся по наследству фамильных гербов восходит к среде европейского рыцарства середины XII века. Гербы древнего российского дворянства содержат гербы тех городов и областей, которыми владели их предки - удельные князья. К первым примерам использования родовых гербов на русском фарфоре относится оформление табакерок. Дно этих "коробочек для табака" неизменно украшала имитация тисненой или гладкой сургучной печати, которая нередко представляла личные гербы владельцев.

Особая группа предметов объединяет русские фарфоровые изделия с изображениями высших государственных наград. Программными произведениями этого раздела являются так называемые Орденские сервизы - "Георгиевский" (1777 - 1778), "Андреевский" (1778 - 1780), "Александровский" (1778 - 1780) и "Владимирский" (1783 - 1785). Орденские сервизы предназначались для ежегодных торжественных приемов кавалеров чествуемых орденов в Зимнем дворце. Праздники проводились в дни почитания Святого или в даты принятия статута (устава) российских орденов.

Собрание русского фарфора Государственного Эрмитажа включает обширный комплекс предметов, где главным элементом декора являются геральдические символы. Эти памятники позволяют достаточно полно проследить сложную эволюцию российской геральдики, главным образом государственной и родовой.

Гербы, как государственные символы и отличительные знаки частных лиц с самого начала выполняли функцию обозначения собственности, принадлежности имущества владельцам, поэтому их размещали на воротах замков и дворцов, каретах, костюмах, книгах и т.д. В художественном оформлении фарфора изображение гербов было вполне естественным, закономерным явлением, поскольку эти дорогие изделия неизменно украшали резиденции королей и императоров, дома знати. Заимствованная из европейской культуры традиция получила свое дальнейшее развитие в России с основанием в 1744 году казенной мануфактуры по выделке фарфора. Сервизные ансамбли, вазы, чайные пары и другие произведения исполнялись в основном на заказ, а "белое золото" стало не только предметом роскоши высокопоставленных хозяев, но и яркой "иллюстрацией" их парадной жизни.

В России двуглавый орел как государственный символ получает широкое распространение в конце XV - XVI века. Это было связано с активным выдвижением страны на международную политическую арену. На протяжении XVI - XVII веков двуглавый орел претерпел ряд типовых изменений: от "пластанного, с опущенными крылами и двумя коронами над головами" до фигуры с поднятыми крыльями под тремя коронами и символами власти в лапах (скипетром и державой). Его изображения, воспевая высшее положение императоров, встречаются во всех видах светского искусства: архитектуре, живописи, скульптуре и прикладном искусстве, но особое место в общем строе художественной культуры XVIII - XIX веков всегда отводилось произведениям из фарфора.
Декоративное убранство представленных на выставке современных предметов служит примером продолжения художественной практики воспроизведения государственного герба нашей страны на отечественном фарфоре, что, в свою очередь, напрямую связано с общим возрождением геральдических традиций в России.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2008). В настоящее время каталог является первым обзором на тему геральдических художеств в искусстве русского фарфора. Кураторы выставки и авторы каталога - Е. С. Хмельницкая, И. Р. Багдасарова, научные сотрудники Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранители коллекции русского фарфора и керамики.

     

3. Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шелковом пути. К 190-летию Азиатского музея. 9 декабря 2008 г. - 5 апреля 2009 г.

Выставка в Залах искусства Дальнего Востока и Центральной Азии подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Институтом восточных рукописей Российской Академии наук.

На выставке представлены 330 предметов, привезенных российскими учеными из Центральной Азии в ходе экспедиций рубежа XIX-XX веков. Среди экспонатов, многие из которых выставляются впервые, стенные росписи, скульптуры, ксилографы, документы экспедиций, фотографии, акварельные копии и кальки росписей, чертежи и карты, а также обширная коллекция рукописей.

Выставка призвана раскрыть выдающееся значение российских экспедиций, открывших миру ушедшую культуру огромного региона и сохранивших многочисленные ее образцы.

Современный Синьцзян-Уйгурский автономный район, ставший территорией Китая в XVIII веке, в старинных китайских хрониках именовался Си юй (Западный край). В России он издавна был известен как Восточный Туркестан. Через пустыни и оазисы пролегал знаменитый караванный торговый путь, который связывал в древности и средневековье Дальний Восток и страны Запада. Именно его немецкий географ Карл фон Рихтгофен в 1877 году назвал "Великим шёлковым путём".

В середине XIX века эти земли привлекли внимание многочисленных исследователей и путешественников, и в последующие десятилетия там работали российские, западноевропейские и азиатские экспедиции. Они открыли миру своеобразную культуру, абсолютно неизвестную и поначалу малопонятную: развалины культовых сооружений, фрагменты скульптуры и настенных росписей, культовую утварь, рукописные и печатные книги.

До XI века население Восточного Туркестана преимущественно исповедовало буддизм, затем здесь распространился ислам. Сочетание разных восточных культур нашло свое отражение в изобразительном и прикладном искусстве. Стены пещерных храмов покрывали росписи, изображавшие тысячи будд - зримое воплощение буддийского учения о множественности будд прошлого, настоящего и будущего, и о том, что в каждом живом существе заложена природа будды. Яркость красок и четкость расположения фигур в пространстве, свойственная китайскому искусству, дополнена чертами среднеазиатской культуры.

В Эрмитаж огромная коллекция произведений искусства, происходивших из разных культурных центров Шёлкового пути, поступила в 1930-е годы. Теперь, спустя сто с лишним лет после начала целенаправленных исследований Центральной Азии, когда стал известен состав аналогичных зарубежных собраний, очевидно, что в эрмитажной коллекции есть уникальные памятники искусства из Хотана и Кучи, Карашара и Турфана, Дуньхуана и Хара-Хото, изучение которых продолжается по сей день.

Представленные на выставке рукописные и печатные книги знакомят с разнообразием использовавшихся материалов и форм книг, бытовавших когда-то в Центральной Азии. Они написаны тринадцатью видами письма на четырнадцати языках. И те, и другие функционировали в течение долгих сотен лет, и многие языки и письменности были открыты только благодаря экспедициям рубежа XIX-XX веков. Зрители смогут увидеть памятники письменности тангутов из мертвого города Хара-Хото, рукописи из огромной монастырской библиотеки Дуньхуана, обнаруженной в начале XX века. Манускрипты принадлежат Институту восточных рукописей Российской Академии наук.

Огромная работа по подготовке экспонатов к выставке проделана реставраторами Лаборатории научной реставрации монументальной живописи (заведующая А. М. Бляхер) и Лаборатории научной реставрации графики (заведующая Т. А. Собянина) Государственного Эрмитажа.

Куратор выставки - заведующая Сектором Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа, О. П. Дешпанде.

Экспозиция дополнена двумя тематическими видеороликами.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа).

Азиатский музей (основан в 1818 году, ныне - Институт восточных рукописей Российской Академии наук) стал первым хранилищем сокровищ, привозимых российскими исследователями из среднеазиатского региона.

В 1930 году он был реорганизован в Институт востоковедения, и в последующие годы его перевели в Москву. Оставшийся в Ленинграде филиал был преобразован в Институт восточных рукописей Российской Академии наук. Его задачей по-прежнему является исследование письменных памятников Востока.

В настоящее время собрание института содержит около ста тысяч рукописей и старопечатных книг на шестидесяти пяти живых и мертвых восточных языках.

             

И последнее. Не по важности - по размещению. Специально так компоную материал, что тот, кому это адресовано, до конца странички дотянется, а все остальные - нет ;-). Я глубоко благодарен тому приятному человечку, что затащил меня в Эрмитаж и сводил на все три выставки. Я ведь существо бескультурное, меня надо за ручку водить и просвещать культурой. Спасибо :-)))))).

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz