Запись 020. 2012-04-02. Об Александре Шмонове и его изобретениях

Известно, что Интернет - это большая помойка. Интересно порой порыскать по ее мусоркам, чего там только не выцепишь! Вот один из шедевров, перлов современного изобретательства! Автор - некто Александр Шмонов, статья называется "Методы изобретательства, с помощью которых три программиста легко могут составить такие программы для компьютера, посредством которых компьютер может изобрести много изобретений без помощи человека [это является названием данного (то есть нижеизложенного) произведения]". Такое беспримерно длинное название как нельзя лучше характерзует всю статью. У автора явно не все дома, и хотя я лично с ним незнаком, и психические нарушения заочно заподозрить не могу, но стиль изложения указывает на отклонения, ибо нормальные люди так не выражаются... Чрезвычайно много нанизанных друг на друга повторов составляют 90% содержимого, полностью затемняя какой-либо смысл. Мне читать было влом, но я изрядно поржал над стилем изложения. Но вот интересно: а вдруг найдется терпеливый человек, который сможет выжать воду и изложить идею сухо и кратко, то что получится в итоге? Что хотел сказать автор??

"ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: Для того чтобы сделать (и делать) вывод (то есть умозаключение то есть процесс выведения заключения) из двух условных суждений следует действовать согласно одной из двух следующих последовательностей действий:

1. Найти два таких условных суждения, у которых следствие первого условного суждения и основание второго условного суждения состоят из одинаковых слов находящихся в одинаковой последовательности [то есть найти два таких условных суждения у которых следствие первого условного суждения (из этих условных суждений) состоит из каких-то слов находящихся в какой-то последовательности а основание второго условного суждения состоит из таких же слов находящихся в такой же последовательности]. Затем надо изменить второе условное суждение то есть затем надо вместо основания второго условного суждения подставить основание первого условного суждения. И тем самым второе условное суждение будет преобразовано в третье условное суждение (то есть таким образом из второго условного суждения будет создано третье условное суждение).

2. Найти два таких условных суждения у которых следствие первого условного суждения и какая-либо часть основания второго условного суждения состоят из одинаковых слов находящихся в одинаковой последовательности [то есть найти два таких условных суждения у которых следствие первого условного суждения (из этих условных суждений) состоит из каких-то слов находящихся в какой-то последовательности, а какая-либо часть основания второго условного суждения состоит из таких же слов находящихся в такой же последовательности]. Затем надо изменить второе условное суждение то есть затем надо вместо указанной части (основания второго условного суждения) подставить основание первого условного суждения. И тем самым второе условное суждение будет преобразовано в третье условное суждение (то есть таким образом из второго условного суждения будет создано третье условное суждение)."

Как известно, гении бывают трех родов: первых гениев признают при их жизни, вторых гениев признают после их смерти, остальных гениев не признают никогда. Интересно, что "изобретатель" Александр Шмонов уже заслужил себе почетное место во всемирной истории и занял строчку в биографических словарях. Это тот самый человек, который стрелял из обреза 7 ноября 1990 года в Горбачева и Лукьянова! Покушение не удалось, Шмонова схватили сотрудники охраны; после разборок с КГБ и освобождения из психиатрической клиники он принялся писать научные опусы. Один из них - перед вами. Ссылки прилагаю :-).

http://shmonov1.narod.ru/ - Сайт Шмонова А.А.
http://www.55522.ru/ - Методы изобретательства, с помощью которых три программиста легкому могут составить такие программы для компьютера, посредством которых компьютер может изобрести много изобретений без помощи человека
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия. Статья "Шмонов, Александр Анатольевич"
http://www.youtube.com/watch?v=CSo-eOvaM-U - Ютуб. Убить Горбачева - покушение Шмонова

2012-03-30. В разделе "Мои рецензии" появилась большая рецензия на прочитанную недавно книгу: Хардинг Дуглас. Религии мира - руководство для непредвзятых. Открытый Мир, Ганга, 2008

Запись 019. 2012-03-29. "Старая Техническая Книга" на 7й линии закрывается

Недавно прошла информация, что магазин "Старая Техническая Книга" на 7й линии В.О. закрывается. Причиной тому предписание пожарной инспекции, выписанное еще в декабре. Сотрудников Госпожнадзора не удовлетворило качество пожарной безопасности помещений. По решению Городского районного суда, магазин закрыт на 30 дней для устранения недостатков, однако для магазина такого уровня это равносильно  закрытию навсегда. Я был на 7й линии 26 марта и видел объявления о продаже/аренде помещения и о распродаже оставшихся книг всего за 20 рублей. Стало быть, магазин все-таки закрывается, одним хорошим магазином в городе меньше :-(.

http://www.fontanka.ru/2011/02/24/070/ - Фонтанка.Ру, статья "Магазин "Старая Техническая книга на Васильевском закрывается"

Запись 018. 2012-03-26. В ярославской газете "Северный край" появилась статья, посвященная Бегущему Городу ;-)

Ярославская областная ежедневная газета "Северный край", вторник, 20 марта 2012, http://www.sevkray.ru/news/5/59516/

Ну и, напоследок, кто меня плохо разглядел ;-))). Это фото было сделано редакцией газеты на старте. Моя команда в полном составе: Лиза Сластёнова, Саша Баранов, Саша Мещерякова, ну и я. Спасибо моей любимой команде, с вами было весело!! Теперь еще и прославились на Ярославль и область :-).

Запись 017. 2012-03-26. Дельный совет: что делать девушкам, чтобы удачно выйти замуж!

2012-03-25. В разделе "Мои рецензии" опубликованы еще две рецензии на прочитанные недавно книжки: Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б. "Знаменитые греки и римляне". СПб, 1993, Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А. "Жизнеописания знаменитых греков и римлян". М., Просвещение, 1987

Запись 016. 2012-03-21. Об опечатках в задачнике Мелёшиной, Зотова, Фосса

Как сказал классик, ничто так не оживляет чтения, как опечатки в математических руководствах… Наверное, самые трудные из книг, где и без того с трудом продираешься сквозь враждебные заросли математических символов, опечатки могут выбить из колеи надолго…. Что уж там говорить про ЗАДАЧНИКИ, априори считающимися учебной литературой, да еще с отсутствующим ходом решения, где есть только исходные данные да ответы? Однако с одним таким задачником я на днях столкнулся… Я имею в виду книжку Мелёшиной А.М., Зотова И.К., Фосса М.А. «Пособие для самостоятельного обучения решения задач по физике в вузе». Воронеж, 1986. Методическая задумка книжки, правда, отменная! – к каждой из задач прилагаются вопросы и непонятки, что могли бы встретиться студенту, а к каждому из таких вопросов – рекомендации и советы. Так, могут следовать такие вопросы: «Слишком мало данных для решения задачи», «Не пойму, через какие параметры следует выражать А», «Не могу найти Q1», «Выражение для КПД не получилось», и далее ссылки на пункты, где все это объясняется. Но вот опечаток при этом набралась уйма…

Взять, к примеру, задачи 21 и 22 раздела молекулярной физики. Задача 21 – частный случай, заданы исходные данные, и в ответе получается конкретная цифра. Задача 22 – общий случай, ответ аналитический. Таким образом, две задачи взаимно дополняют друг друга. Но, черт побери!!, в обоих задачах и в ЗАДАНИЯХ, и в ОТВЕТАХ есть опечатки!!! Я потратил немало времени на эти задачи, пока не понял, что они неправильны!

Во-первых, отметим избыточность исходных условий, это всегда нервирует, ибо кажется, что ты чего-то упустил из виду. В данном случае излишне говорить о количестве вещества и температуре, тогда как в ответе приведена аналитическая формула без подстановки в нее цифр.

Во-вторых, в ответе приведена формула , тогда как у меня упорно получалось вдвое меньше - . И только решая задачу в общем виде (задача 22), я увидел, что в ответах 21й задачи допущена опечатка – должно быть . Еще одна забавнейшая опечатка получается при вычислении КПД. В ответах написано: . Но лично я получил , причем коэффициент при (n-1) в знаменателе есть не что иное, как теплоемкость при постоянном объеме cv. Он никак не может быть меньше 3/2, ну если вы не рассматриваете одномерный газ… И при подстановке данных в мою формулу по задаче 22 мы получаем правильный ответ в задаче 21, а правильный ответ к задаче 21 содержится в ответе к задаче 22…

И вообще, в задаче 20 работа А составляет не 1,7 Дж, а 1,7 кДж, что следует хотя бы из того, что мощность W=3,4 кВт. А в задаче 23 правильный ответ , и КПД действительно равен 60%, стоит только подставить значения объемов.

Опечатки в ответах четырех идущих подряд задач – 20, 21, 22, 23. С одной стороны, неприятно, что такие вредные ошибки присутствуют в учебной литературе. С другой стороны – приятно, ибо цель – научить предмету, а находить ошибки в учебнике и доказывать свою правоту – это высший пилотаж :-).

Запись 015. 2012-03-15. О валидаторах и скандалах

Сегодня, когда ехал в автобусе к метро, был свидетелем скандала… Утром у многих настроение дурное, а атмосфера часа пик распаляет еще больше – вот и взорвались… Тема все та же – валидаторы. Де, мы уже прикладывали карточку, так чего же тогда кондуктор ходит и проверяет карточки сам?

Хотели, как лучше, получилось, как всегда: вместо того, чтобы демонстрировать проездную карточку кондуктору, нужно прикладывать ее к валидатору. По идее, кондуктор освобождается от проверки карточек и занимается только сбором денег. А то кондукторов и вообще можно отменить – честные пассажиры отмечаются у валидаторов и рассчитываются с водителем. Вот только реализация получилась фиговой… Ведь как кондуктор узнает, прикладывал ли я карточку к валидатору? Я в любой момент могу соврать, сказать, что уже прикладывал, тогда как у меня нет карточки, или она просрочена, и я еду зайцем (я так и поступал!! – ослаб контроль, и с появлением валидаторов я стал больше ездить зайцем, чем раньше). Чтобы пресечь эту возможность, кондукторы теперь сами ходят и вручную все проверяют… Это и вызывает взрыв возмущения: а нафига мы тогда их вообще прикладывали, если вы нас еще перепроверяете? На мой взгляд, появление валидаторов не решило проблемы, а создало новые: появилась отменная возможность жульничать, и доходы автопарков должны упасть… Двойной контроль рождает возмущение пассажиров, тем более что кондуктора бывают разные: одни требуют отмечаться на валидаторах, другие проверяют вручную, причем и те и другие возмущаются и орут...

Короче говоря, с появлением валидаторов возникла путаница, мешанина, возмущение пассажиров, падение доходов. Никчемная и бесполезная система. На мой взгляд, сплошной распил средств, тупое и бессмысленное выбрасывание денег на ветер.

2012-03-15. Сейчас, когда у меня появилось немного свободного времени, я наконец-то отсканировал и сделал электронную djvu-книгу Павленко В.Г. "Основы механики жидкости". Книжка в Интернете не представлена, а жаль - вещь отменная :-))). Я по ней изучал гидромеханику - книга простая и доходчивая и не въедается в математику так, как остальные книги (хотя и здесь в ином месте присутствуют двойные потенциалы и интегро-дифференциальные уравнения ;-) ). Электронная книга сделана, изучайте гидромеханику!!

Часть 1 Часть 2

Запись 014. 2012-03-15. О ржачной книжке Леонова В.П. "Атлас науки"

Во введение к книге написано следующее

«Атлас науки – это то решение, к которому стремились многие поколения ученых, занимавшихся решением вечной проблемы ориентации в науке. Для этой проблемы автор предлагает свое решение, позволяющее всю науку представить в наглядном и обозримом виде на одной карте. Маститый ученый и студент, который только знакомится с основами научных знаний, может по приведенной карте разобраться в структуре интересующей его научной области и увидеть место как хорошо знакомой, так и экзотической науки в общей системе наук. Приведено более 1290 описаний, раскрывающих субординацию и содержание конкретных наук».

Теперь мое мнение :-). В наш век отсутствия цензуры любой графоман может написать что угодно и выпустить книжку имени себя – бумага стерпит! Так появилась куча псевдофизических произведений со всякими там эфирами и торсионными полями… Но что делать, если придумать торсионное поле мозгов маловато, а написать книжку очень хочется? Данный ШЕДЕВР, не побоюсь этого слова, относится к категории книг удивительных и странных – абсолютно бесполезных, но местами ржачных :-). Добро пожаловать в мир науковедения, открытый неким профессором из Харькова :-). По идее, если уж он хочет составить список всех наук на свете с кратким описанием каждой из них – ему бы взять что-нибудь по науковедению и переписать. И правда: среди тех наук, в которых он разбирается, можно выцепить что-нибудь полезное по физико-математическим наукам. Но когда дело касается областей, в которых автор – дилетант, тогда пробирает, ибо автор начинает самостоятельно придумывать науки и давать им названия! Я не изучал книгу подробно, но изрядно удивился, узнав, что существуют такие НАУКИ, как ВЬЮЧНЫЙ ТРАНСПОРТ, ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ, СВЯЗИСТИКА, ИНТЕРНЕТОЛОГИЯ, КИБЕРГЕОГРАФИЯ, ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, ЮМОРИСТИКА. И уж настоящий шедевр вызывает ФИЗКУЛЬТУРОЛОГИЯ: здесь присутствуют ЛЫЖИСТИКА, ПРЫЖКОЛОГИЯ, КОНЬКОБЕЖИКА, ФУТБОЛИСТИКА, ВЕЛОСИПЕДИСТИКА, ПЛАВАНИСТИКА, РЫБОЛОВИКА, РОБОТИКА, ТУРИСТИКА, ХОДЬБОЛОГИЯ и прочие забавнюшки :-)))).

Да уж, книженция порадовала… Автор, пиши еще!!! Не приведи только господи кому-нибудь воспринять это всерьез…

П.С. Яндекс, как известно, найдет все. Ни одного из перечисленного ранее слова он не знает.

Запись 013. 2012-03-14. К смерти Паши Балыкова

В Контакте периодически проходит информация о пропаже людей. Но все они мне незнакомы, и я как-то пролистывал мимо, даже не задумываясь об этом. Меня интересовало только: а как вообще люди исчезают, куда они деваются, что с ними происходит? И вот в понедельник, просматривая ленту новостей, я был потрясен, увидев объявление об исчезновении Паши Балыкова. А на следующий день появилась информация о его смерти...

Вообще говоря, с Пашей я не знаком. Я видел его лишь однажды - в субботу, 10 марта. Мы участвовали в одном мероприятии, собирались бурной компанией в 15.00 на Нарвской. Я подошел к компании; Паша был первым, кто подошел ко мне, протянул руку: "Привет! Я - Паша!".

И когда я увидел информацию, что умер он уже на следующий день, 11 марта, как-то жутко стало, что коса смерти прошла так близко от меня, и что я был одним из последних, кто видел его еще живым... Я был потрясен его смертью... Пусть земля будет тебе пухом, Паша!..

2012-03-14. В разделе "События" помещен отчет 2012-03-09. Выставка "Лукоморье. Мир советского детства"

2012-03-12. И все-таки Питер - морской город :-)

2012-03-12. В разделе "События" появилась страница 2012-02-19. Ледокол "Красин"

Запись 012. 2012-03-05. Фильм "Мамы"

Так уж получилось - внезапно отменились танцы, освободился вечер, и меня затянули в киношку. Фильм обещался быть добрый, "Мамы" называется :-). Между прочим, снят как подарок всем мамам!! Хм... Интересно... Надо бы глянуть :-).

Здесь нет лихо закрученного сюжета - скорее его тут вообще нет. А помните, когда-то по телевизору шла социальная реклама? Позвоните родителям!!! - вещали нам в маленьких трехминутных роликах. Теперь тоже самое нам вещают и с киноэкрана. Весь фильм - это и есть социальная реклама. Все-таки 8 марта мужчины должны поздравлять не только любимых девушек-красоток, но и своих мам - а о них почему-то все и забывают, особенно если речь идет о престарелых родителях и давно уже устроивших собственные семьи, вылетевших из гнезда сыновьях... А мамы их ведь продолжают ждать... Фильм посвящен дорогим нашим матерям! По сути, это хаотичная мешанина новелл, построенных на чувствах и эмоциях. Действие происходит 8 марта; сыновья поздравляют своих матерей... Телеведущая канала "Орел-ТВ" (Анастасия Заворотнюк) читает в прямом эфире поздравление от собственного сына; преуспевающий бизнесмен (Сергей Безруков) бросает элитарную жизнь клубов и ресторанов и едет в далекую брошенную деревушку, чтобы навестить могилу матери; бойкая старушка (Лия Ахеджакова) бросается помогать своему сыну в поимке опасных преступников; боксер-вышибала долгов а-ля бандит 90х годов (Михаил Пореченков) получает звонки от неизвестной бабули - та перепутала телефонный номер и постоянно названивает ему... - тот сдается, приезжает к ней, разбирается с соседями и дает деньги на ремонт; сын разведшегося светского льва (Гоша Куценко) сбегает из дома, чтобы найти свою мать; счастливая семья дарит обезумевшей от "счастья" матери (Марина Голуб) сертификат... на прыжок с парашютом - и заставляют таки прыгать!; мобильный мошенник, рассылающий СМСки "Мама, у меня проблемы, положи на этот телефон 1000 рублей", узнает, что такую же СМСку получила его собственная мать; сын пытается устроить личную жизнь собственного отца и знакомит его с Кристиной... Мне этот фильм напоминает даже рассказы Брэдбери - тут нет сюжета, лишь эмоциональные сценки, рассыпанные мешаниной по фильму, объединенные одной мыслью - навестите родителей, позвоните маме, поздравьте!!!!

Кино получилось не для всех - потому в большом зале и было от силы шесть человек. Однако в целом талантом фильм не блистал - ряд штампов и стандартных ходов. Что поделаешь? - подобные сентиментальные фильмы тоже поставлены на поток. Спасает лишь блестящий набор актеров - знаменитостей тут много :-).

Запись 011. 2012-03-05. 4 марта прошли президентские выборы

По итогам выборов президента, прошедших 4 марта, выскажусь и я. В качестве кандидатов участвовали Путин, Зюганов, Жириновский, Миронов, а также новичок – буржуй-капиталист Прохоров. Лично я на парламентских выборах выступал ПРОТИВ Путина и ПРОТИВ Единой России; я ходил даже на митинги!! Однако на президентских выборах я голосовал ЗА Путина, и хотел бы поделиться своими мыслями на сей счет.

На мой взгляд, в нашей стране парламент – орган незначительный, так только, покричать, покривляться да морды побить. Большой власти он не имеет, однако кровушки попортить Кремлю может изрядно – для народа, может, вещь и бесполезная однако является щукой для заржавшегося карася – Кремля. В самом деле, был же в 1995 году парламент ЛДПР – и что?, стало хуже?, а вот когда в парламенте 100% «Единой России» заодно с президентом – плохо. Поэтому считаю, что в парламенте может и должна быть оппозиция – за нее и голосовал.

С другой стороны, выбор президента – шаг более ответственный и серьезный, ибо от личности зависит собственное будущее. Да, согласен, нет выбора… Жириновский, Зюганов, Миронов - надоели уже, приевшиеся, набившие рожу оскомину, которые выступают кандидатами уже 15-20 лет (а кто-то еще во времена СССР баллотировался!!). Вот Прохоров – новенький, и в этом чувствуется свежее дыхание, молодое! Хотели перемен? – получайте! Я не в курсе предвыборной программы Прохорова, но он мне симпатичен именно тем, что это НОВОЕ ЛИЦО, свежий человек среди закостенелой массы все тех же лиц… Меня останавливает лишь то, что Прохоров – отъявленный буржуй-капиталист, и я боюсь, что и пост президента он рассматривает как акула капитализма – этакий новоявленный Рокфеллер, лишь в собственных эгоистических целях, лишь бы нахапать еще побольше! А большой бизнес с властью смешивать нельзя!! Собственно, если не Жириновский, Зюганов, Мирнов, Прохоров (хотя я бы за него голосовал, нравится свежесть выбора), я голосовал за Путина. Даже несмотря на то, что на прошедших выборах голосовал против…

На нашем участке (я был там около пяти вечера) было пусто и тихо, посетителей не было, зато была куча наблюдателей, милицаев, и у входа в школу стояло две машины ДПС. Урны для голосования сделаны прозрачными, висит веб-камера, и в Интернете можно смотреть за ходом голосования по всей стране – мне это нравится, даешь прозрачность выборов!! В итоге победил Путин, у него 63,6%, у следующего за ним Зюганова 17,18%, а на третьем месте… - сюрприз!!! – Прохоров с его 7,98%. У Жириновского и то меньше - 3,85%!!

2012-03-01. В разделе "Мои рецензии" появилась рецензия на книгу Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. М., Наука, Физматлит, 1986 . В разделе "События" появилась страничка 2012-02-19. Подводная лодка - музей С-189 .

2012-02-21. В разделе "Мои рецензии" появились еще две рецензии на прочитанные недавно книги: Лурье С.Я. Заговорившие таблички. М., 2002, Гаспаров М.Л. «Капитолийская волчица. Рим до цезарей». Фортуна ЭЛ, 2008

Запись 010. 2012-02-21. О ручном автомате продажи газеты "Комсомольская правда"

С недавних пор на моей автобусной остановке появился вот такой автомат продажи "Комсомольской правды". Был удивлен! И все-таки интересно: не воруют ли газеты? А деньги? Имеет ли "Комсомольская правда" доход от установки таких щитов? Не крадут ли сами щиты? Не изуверствуют ли вандалы? Покупают ли газеты? Не обманывают ли покупатели? - ведь, я так понимаю, тут все на честном слове!! Это-то и пугает... Боюсь, получится, как всегда в России - идея потрясающая, а вот изуродуют же придурки... И потерпев крах, плюнет на это дело газета... И я каждое утро выхожу на автобусную становку, со страхом (!!) ожидая исчезновения щита. Ох, не висеть тут ему...

Запись 009. 2012-02-20. Рецензия на спектакль "Поминальная молитва", постановка Театра Дождей

"В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище… Таков обычай! У русских был поп. У евреев - ребе. Мудрые люди, между прочим… А ещё в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские - Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь..."

То была потрясающая пьеса по мотивам произведений Шолом-Алейхема. Я читал Шолом-Алейхема «Записки коммивояжера» и писал в рецензии, что его произведениям свойственен юмор, но среди шуток нет-нет да проскочит грустинка… - ведь евреям во все времена тяжело жилось, а тут речь идет о Российской империи 1905-1910х годов… «Союз Русского народа» во главе с Пуршикевичем устраивает еврейские погромы, евреи урезаны во всех правах, их сделали изгоями… Несчастный народ без Родины, живут на чужбине, чтут Старый Завет и Моисея, но при этом живут, веселятся и творят такие замечательные, полные оптимизма и надежды художественные произведения! Вот уж и правда, только вера в Мессию их и спасает.

Вообще говоря, для современных спектаклей это редкость… - они или пошлые, или слишком уж абстрактные и заумные … Есть еще классика, но это того же поля ягода – для слишком уж крутых интеллектуалов, не для человека с улицы… А я как раз такой человек, и мне нужно что-то понятное, доступное, чтобы без пошлостей, но для души, чтобы слезинку выбивало, или заставляло смеяться!, но чтобы был нормальный спектакль без выпендрежа!! Немного таких спектаклей я видел, подобное наконец-то увидел здесь., остался доволен :-). Было все! - сюжет, куча смешных моментов, шуток-прибауток, от которых зал взрывался хохотом, были и дущещипательные сцены, когда хотелось плакать… Была даже мораль!!! Действие происходит где-то на еврейской Украине, близ Одессы и Бердичева, в небольшой деревушке Анатовке, и вначале спектакля все действующие лица представляются. Одна деревня, все соседи, все знают друг друга, все работают на одной земле, а стало быть, одна большая семья. Вот только умирать ходят на разные кладбища: русские – на православное, евреи – на еврейское. И есть в деревне православный батюшка, и есть в деревне еврейский ребе, и никто друг на друга волком не смотрит, а наоборот, поддерживают друг друга в радости и беде… Спектакль понравился прежде всего тем, что он говорит и подчеркивает неоднократно: нет шовинизму, нет межрелигиозной вражде!!, иудеи ли, православные, в конце концов все ходим под одним солнцем, у всех нас один Бог, и все мы когда-нибудь, да умрем. Зачем эти глупые предрассудки, зачем ставить препоны самим себе, когда все говорим об одном и том же, и различаемся лишь несущественными деталями? «Евреи считают, что Бог отдыхал в субботу, и потому они сами отдыхают в субботу, православные уверены, что Бог отдыхал в воскресенье, и потому сами отдыхают в воскресенье». О какой еще эксплуатации говорят антисемиты, если «русский подоит еврейскую корову в субботу, а еврей русскую – в воскресенье?». Вот только урядник на всех один, ибо представитель власти, а власть надо всеми одна – Царь!! И, как бывает, урядник всегда появлятся с дурными вестями: то еврейские погромы намечаются, то студента-революционера из Киева ищут, то поступило предписание выселить евреев за черту оседлости… Но и этот образ хорош!! - человек порядочный, не какая-нибудь сволочь, а душа у него болит за подопечных – односельчане ведь, родные… Вот только не может он ослушаться приказа, ибо человек военный, и мучается сам, по живому режет, а против приказа пойти не может, но всячески пытается помочь бедным евреям – то от погрома спасти, то отсрочить их выселение. Спектакль – он добрый, он примиряет меж собой людей всех конфессий и профессий! Право, я еще не видел такого примиряющего спектакля, несущего в массы призыв к примирению враждующих религий…

Центральная фигура спектакля – Тевье, настоящий иудей, наизусть знает Писание и постоянно что-то оттуда цитирует. У него большая семья – жена, а еще ПЯТЬ ДОЧЕРЕЙ! Появляется Менахем, само появление которого неизменно вызывает в зале смех :-))). Пижон, строящий из себя человека образованного и грамотного, обладающего манерами, он щеголяет в забавных подтяжках и кричащего цвета штанишках, при этом обладая искрометным, воистину одесским юморком и постоянно сыплет остротами. С одесским акцентом: «У меня такое ощущение, что вы мне не до конца рады»… - прикольно :-))). А еще есть куча соседей, русских и евреев, с кем происходят разные коллизии. Появляется еврейчик Менахем, который заявляет, что он теперь сват, и потому хочет сосватать старшую дочерь – Цейтл. У него на примете есть мясник Лейзер, дедуля в возрасте да с седой бородой, но человек богатый. Ему приглянулась старшая дочь Тевье, и он хочет жениться. Однако в тоже самое время в Цейтл влюблен бедный портной, стеснительный молодой человек… Проходит ряд забавных сценок, когда Тевье встречается с мясником, происходит игра положений – Тевье думает, что мясник хочет купить корову, тот же торгуется о его старшей дочери. Тевье дает слово, но потом узнает, что молоденький портной влюблен в Цейтл, а она любит его… У Тевье добрая душа и чуткое сердце, и он дает свое согласие, несмотря на то, что приходится нарушить данное мяснику слово… И вот происходит свадьба у Тевье. Юмор блещет только так! – мясник - добрая душа дарит молодоженам швейную машинку, появляется фотографический аппарат, Менахем бросается фотографировать. Мясник обижается на фотографию и надувает губки: «Я не буду больше фотографироваться!», собирается уйти, раввин утихомиривает собравшихся и примиряет поссорившихся, а вокруг этого бегает возбужденный Менахем… - смех, да и только :-)))). И вдруг посреди всеообщего веселья появляется урядник… Ему крайне неловко, он понимает, что пришел на свадьбу, да еще с тяжелым известием… Собравшиеся все понимают, на лицах ужас и страх… Урядник объявляет о начавшемся еврейском погроме…

Если первое отделение было еще юмористическим и сценки замужества Цейтл крайне забавны – обхохочешься!!, то второе было уже много серьезнее… На бедного Тевье обрушивается одно несчастье за другим… Оказывается, его вторая дочка влюбилась в студентика Перчика. Перчик участвовал в киевских демонстрациях, его разыскивает полиция, за него назначена награда. Перчик не прячется, он сам сдался уряднику, но тот, добрая душа, отпускает его попрощаться, и вот Перчик приходит к Тевье-молочнику. Его ссылают на каторгу, но самое неприятное – без ума влюбленная дочь Тевье хочет ехать с ним в Сибирь… Переживающий урядник ждет за дверью, его жена готовит кой-какие харчи и теплые вещи на дорогу… Но истинная катастрофа поджидает Тевье, когда его третья дочь Хава влюбляется в русского парня Федора. Тевье – настоящий иудей, и здесь он принципиален: евреи – отдельно, русские – отдельно! Как ни любит он дочь, а говорит: «Все!, нет у меня больше дочери, умерла дочь, а я буду ходить в скорби по ней. А Вас, барышня, я не знаю, и отца у Вас нет!», и как бы та ни рыдала, отец ее проклинает и уходит… Потом он все-таки встречается с ней, в ее поисках приходит в православный храм к батюшке… Очень боится перешагнуть порог, но батюшка приглашает: заходи! Небольшой религиозный диспут, иудей и православный цитируют другу другу Святое Писание, но батюшка прерывает: «Не нам говорить об этом! Люди и поумнее нас две тысячи лет об этом спорят!». Опять же, чрезвычайно нравится, как мягко и ненавязчиво относятся они друг к другу – они не пытаются обратить друг друга в свою веру, но говорят на равных! Но поздно – Хава ушла от него, приняла православие, приняла имя Кристины и уже повенчана с Федором. На мой взгляд, еще одна сцена, показывающая всю глубину глупых людских предрассудков, называемых религией, выражающейся в межрелигиозной вражде. Я – против! Еще поразило – сцена смерти жены Тевье, Голды. Она прикована к постели, а в это самое время в соседней комнате рожает ее старшая дочь Цейтл. Мать не может идти – у нее отнялись ноги, но она переживает за дочь, и здесь, в одиночестве, поддерживает дочь. Потрясающий по драматизму монолог Голды – зал чуть не рыдает… Обесиленная Голда умирает, Тевье в ужасе… Что же это за напасти на его голову? – одна дочь уехала на каторгу в Сибирь, другая вышла за русского Федора, да еще бросив веру отцов и дедов (бросив родному отцу «Празднуйте сами ВАШИ СУББОТЫ!»), теперь жена умерла… В довершение ко всем напастям снова пришел урядник и со скорбью в голосе объявляет высочайшее повеление: евреям собрать свои скромные пожитки и освободить деревню… Тевье замыкается в себе, ни с кем не говорит; начинаются истерики … Есть ли Бог на этом свете, за что все это благочестивому Тевье?! Заключительные сцены спектакля - скорее примиряющие, негоже спектакль заканчивать на пессимистической ноте! Хава возвращается к отцу, и семейство воссоединяется – обнявшись, рыдают навзрыд… Невесть откуда появляется Менахем, тащащий за собой свою престарелую мать, при этом разводит веселую хохму. На этом все и завершилось :-).

Резюмируя: лично я был в восторге от спектакля. Наконец-то что-то доброе!!, сюда не стыдно пригласить девушку, и не стыдно прийти семьей. Наконец, и для меня это важно! – заставляет задуматься и о межрелигиозной вражде и примирении. На мой взгляд, так Бог есть, но он один для всех, идеален; религии есть чисто человеческое изобретение; человек же существо агрессивное, потому даже светлую идею превратил в войну, пусть и называемую Священной :-(. И этот спектакль – лишь малюсенькая толика в дело образумления человечества.

http://rains.spb.ru/articles/article04.htm - Театру Дождей - 15 лет. Статья из журнала "Театральный Петербург", № 2(82), январь 2005
http://www.mtfontanka.spb.ru/ - Санкт-Петербургский Государственный Молодежный театр на Фонтанке

Запись 008. 2012-02-18. Начата 2я очередь реконструкции Парка Победы

Как известно, где-то с год тому назад началась масштабная реконструкция Парка Победы. Петербургское городское учреждение "Центр комплексного благоустройства" объявило конкурс на право реконструкции, начальная цена - 666 млн. рублей. Конкурс выиграло ЗАО "Производственное объединение "Возрождение"".

Как отмечается в конкурсной документации, "объемно-пространственная композиция и богатый видовой состав парка изменились в связи со значительной гибелью древостоя. В настоящее время щебеночно-набивные дороги сильно изношены, потеряли профиль, асфальтовое покрытие повреждено. Водная система в неудовлетворительном состоянии, гидротехнические сооружения требуют ремонта. Уменьшилось по объему цветочное оформление парка. Заросли самосевом острова. Газоны требуют ремонт, т.к.испытывают сильные антропогенные нагрузки".

Первая очередь реконструкции, проходившая к северу от Аллеи Героев, уже завершена и была открытая для посетителей в декабре 2011 года. На этой неделе началась 2я очередь, работы которой проводятся к югу от Аллеи Героев. Парк закрывается для посетителей. Так, вдоль Московского проспекта парк обнесен сплошными щитовыми заборами - начиная от Аллеи Героев и до Бассейной улицы. Обратите внимание, перекрыты ВСЕ дороги и тропинки, так что проход насквозь через парк невозможен! Открыты лишь три калитки: в створе улицы Победы, на въезде к Детской Автошколе, а также у памятника Жукова на дороге к Летнему кафе. Все остальное перекрыто заборами, со стороны Московского проспекта - глухим забором, со стороны Аллеи Героев и Восточного канала - сетчатым. На территории парка начались работы - выложили бетонные дороги для проезда тяжелого транспорта, одели деревья в деревянные рубашки для предотвращения повреждений, срезали кустарники,  начали рубить деревья, копают траншеи. Близ ст.м.Парк Победы проводят более масштабные земляные работы, но что там делают - не знаю. Еще осенью начали осушать пруды.

Предлагаю свою небольшую подборку фотографий, иллюстрирующих процесс реконструкции парка.

http://petersburg-history.narod.ru/p43.htm - Московский парк Победы
http://www.chaspik.spb.ru/events/moskovskiy-park-pobedyi-zakryivayut-na-rekonstruktsiyu/ - Московский парк Победы закрывают на реконструкцию
http://www.vozr.ru/ - Компания "Возрождение"

Запись 007. 2012-02-14. Перикл - forever!

Филипп фон Фольтц (1805-1877). Выступление Перикла перед афинскими гражданами

12 февраля 2012 года мне довелось побывать на чрезвычайно интересном мероприятии «ДНА» – Дружеского Научного Общества. Его основатели – студенты-историки исторического факультета СПбГУ, до сих пор продолжают встречаться и читать лекции друг другу, делясь результатами своей научной деятельности. Есть у меня хорошие друзья в этой компашке историков-антиковедов (познакомились на почве путешествий), приглашают туда и меня. Я же хоть и инженер, но история меня интересовала всегда. И вообще мне как технарю чертовски интересно покрутиться в кругу гуманитариев, настоящих прожженных историков! – посмотреть, как они мыслят, что делают! – да и вообще, послушать речи «остроязыких многомудрых мужей».

На сей раз лекция была посвящена истории афинской демократии и Периклу в частности. Выступал замечательный профессор латышского университета Харийс Туманс, автор книги "Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла". Маститый ученый, автор многих книг и статей, исследователь, он частенько наведывается в наш сугубо скромный кружок – а происходит это на квартире одного из основателей ДНА – и заражает энтузиазмом :-). Активный, живой и веселый, сыплющий остроумными анекдотами, он построил нам такой же, живой и цельный, образ Перикла. Таковому лекция и была посвящена.

Перикл – одна из ярчайших личностей Древней Греции, человек знаменитый; в школьных учебниках ему посвящается отдельная глава. В книгах выводится несколько идеализированный образ правителя, демократа, лучшего из возможных правителей, который жертвует собой ради государства и блага сограждан. Быть может, для школьных учебников так и следует оставить… Но мы не должны забывать, что человеческая натура гораздо сложнее, а характеры великих людей представляют собой запутанный клубок противоречивых качеств. Перикл – велик, следовательно, сложен. Харийс утверждает, что Перикл был правителем значительно опередившим свое время - это был новый тип правителя, жесткий и расчетливый подобно бюргеру, а то и современному бизнесмену, расчетливый и хитрый, всеми возможными путями добивающийся своих целей – на войне как на войне, все средства хороши! Перед нами предстает образ холодного расчетливого политика, готового на все, лишь бы удержаться у власти – чисто по Макиавелли! Доходит до того, что он и Афины втягивает в Пелопонесскую войну лишь затем, чтобы остаться при власти, и Аспазия ему нужна лишь как спичрайтер, шпионка и средство давления на аристократию. И если уж о том говорить, все они были сволочами – и Фемистокл, и Аристид, и Алкивиад. И вообще, не было никакой демократии… Может быть, в самом начале идея и была хороша, когда был энтузиазм масс, а потом полились реки крови, и демагоги тянут за собой толпы людей, голосующих за казнь стратегов, ввязывают в авантюры – словно стадо баранов…

Но история афинской демократии – тема как никогда злободневная, и здесь начинаются дискуссии... Почему Перикл не подготовил себе приемника? Почему со смертью Перикла последовал хаос, революции, реки крови, пока демократия не покончила самоубийством и не привела к проигрышу Афин в войне? Да и что такое демократия? – может, это была своя «демократия Перикла», и есть ли современный общественный строй (Россия, США) развитием идей Перикла и учтен ли его опыт? Что же творилось тогда?, почему демократия победила в греко-персидских войнах, но проиграла в Пелопонесской?, и что за отвратительные метастазы выдавала она в последние годы своего существования? Двумя словами: случайность это или необходимость? – так ли уж хороша (плоха) демократия, и можно ли ее изменить в лучшую сторону, чтобы она стала более человечной и устойчивой? – безусловно, опыт афинской демократии в помощь!, и изучать тут и изучать!!

Встреча прошла крайне позитивно и оставила во мне большое впечатление :-). Как правильно заметила моя дражайшая подруга, Лена Гричик, в наш прагматичный век, где все вокруг заняты поисками легкой наживы и больших денег, приятно видеть увлеченных людей, энтузиастов своего дела, занимающихся такими умными вещами, как история Древней Греции! Приятный докладчик, Харийс, рассказывал увлеченно, активно махая руками и употребляя жаргонизмы – как было замечено, неакадемично :-). Впрочем, обстановка тому способствовала – квартирник с компашкой в десять человек, заставленный вкусняшками столик (симпозий ;-) ), а еще – умные беседы умных людей об античности, что в процессе дискуссии переросло в активные споры о религии и политике. Было интересно!! Спасибо устроителям ДНА, спасибо персонально Диме Щеглову и спасибо нашему замечательному докладчику Харийсу Тумансу, специально приехавшему из Риги, дабы почитать нам великолепный, остроумный, живой доклад о Перикле!

Перикл – forever!

http://www.lu.lv/par/kontaktinformacija/meklesana/persona/32872/ - персональная страница Харийса Туманса на сайте латышкого университета
http://www.sno.pro1.ru/lib/tumans_rozhdenie_afiny/index.htm - книга Харийса Туманса "Рождение Афины"
http://www.kunst-fuer-alle.de/deutsch/kunst/kuenstler/poster/philipp-von-foltz/16238/1/122941/das-zeitalter-des-perikles/index.htm - картина фон Фольтца

2012-02-09. В разделе "Мои рецензии" появились рецензии на еще две прочитанные недавно книги: Астрономия: век XXI (ред.-сост. В.Г.Сурдин). Фрязино, Век-2, 2007, Комаров В.Н., Пановкин Б.Н. "Занимательная астрофизика". М., Наука, Физматлит, 1984

2012-01-29. Порой послушаешь своих главных конструкторов, и не понимаешь, какой фигней они занимаются… Договора, доп.соглашения, письма, факсы, начальники отделов и отделений, наряды, планы, контрагенты. Но все это – канцелярия. Интересно, а самой техникой, железом кто-нибудь занимается?

2012-01-29. В разделе "Мои рецензии" появилась еще одна рецензия на прочитанную недавно книгу - Хинц В. Государство Элам. М., Наука, 1977

Запись 006. 2012-01-29. О фильме "Куб"

От делать нечего, заимев целый выходной день (что у меня случается редко) скачал в Интернете и просмотрел все три фильма «Куб».

Фильм «Куб» я смотрел десять лет тому назад – помнится, он произвел на меня большое впечатление. Главное достоинство фильма (а для кого-то и недостаток) – то, что совершенно непонятен смысл фильма. Некий куб дается как данность, а кто его создал и зачем? – этого не знает и сценарист, и можно досмотреть до конца и сказать «И чё?», но можно, воспользовавшись большим воображением, испытать весь мистический ужас от осознания некого таинственного куба, насыщенного множеством ловушек, куба, в который помещают людей, сходящих с ума от в непонятном сооружении… Зачем? – этот вопрос так и остается довлеть над тобой на протяжении фильма. В кубе неожиданно появляются люди; компания самая необычная… - полицейский, профессиональный заключенный-беглец, школьница, врач, умалишенный. От происходящего вокруг они сходят с ума, полицейский убивает людей, а оставшиеся пытаются найти выход… Мистика, страшные картины изощренных убийств, а главное – непонятность всего происходящего – здесь уже зритель находится в том же положении, что участники куба. В этом изюминка фильма!, есть напряжение, загадка, сюжет.

Затем был снят сиквел «Куб-2. Гиперкуб», действие которого происходит уже в четырехмерном пространстве. Это не просто куб, он находится в искривленном пространстве-времени множественных, параллельных вселенных. В разных комнатах может изменяться гравитация, убыстряться-замедляться время, но самое главное – в них реализуются различные варианты параллельных вселенных, и бродя по кубу, можно встретить самого себя, только гостя из параллельной вселенной, а бродя достаточно долго, можно увидеть кучу вариантов развития сюжета, и – кучу самого себя! И если первый фильм держал в напряжении и поражал таинственностью, то второй поражает спецэффектами. И снова параллели с первым фильмом: снова разношерстная компания самых странных людей, неизвестно как попавших сюда, и снова поиски выхода, снова ловушки, и снова сошедший с ума мужчина, увидевший в одной из параллельных вселенных, как ему размозжило башку, сошедшего с ума и принявшего бродить по комнатам, чтобы убивать там людей и поедать их… И снова напряженный сюжет, отягощенный кучей спецэффектов изменяющегося пространства-времени, люди умирают один за другим, и только один дойдет до выхода и сумеет выйти из куба. В заключительных кадрах мы видим секретную государственную организацию, спецслужбы, а также громадный цех, в котором в буквальном смысле приводняется единственно выжившая…

Потом был приквел «Куб-Зеро», который должен вплотную подвести нас к первому «Кубу» и показать, что было до него. Если первые два фильма еще держали в напряжении, то третий фильм немного подкачал. Здесь нам уже разжевывают и подносят на блюдечке идею куба – кем, зачем, для чего он был создан, кто все эти люди, зачем они там. За сценой, как ожидалось, сверхзасекреченная государственная организация, проводящая свои эксперименты по исследованию психики экстремальных состояний на людях, приговоренных к смертной казни. На самом деле все они под угрозой неизбежной смертной казни добровольно подписали соглашение об участии в опыте; они, правда, ничего не помнят, ибо память их была стерта. В третьей части показывают нам и некое подземелье операторов-компьютерщиков, наблюдающих за происходящим в кубе. Один из операторов влюбился в попавшую в куб девушку и, изучая ее дело, выяснил, что она попала в куб по ошибке – она не подписывала добровольного разрешения об участии в эксперименте! Поняв, что иначе вызволить ее не удастся (она шла по политической статье), он бежит в куб, и, находя группу людей, помогает им бежать из куба. Но его обнаруживает система безопасности, начинается охота. Все-таки ему удалось спасти любимую женщину, она бежала. Но система безопасности отыгралась на нем по полной… - стоило ему отойти от наркоза, как ему было предъявлено «два пожизненных срока», операцией на мозге сделали из него идиота и посадили в тот же куб – пусть себе блуждает… Так мастерски было обыграно появление слабоумного в первой части «Куба»! Тем более достойна внимания ирония первого фильма - единственно выжившим в первом «Кубе» был именно слабоумный!

Делаем выводы. В Интернете чего только не пишут – де, философия куба, де, триллер, мистика, фантастика! Может быть, но все зависит от человека – сразу скажем, не шедевр, но для особо впечатлительных личностей вполне может таковым стать. Мне понравилось, но поставлю все-таки четверочку.

2012-01-21. В разделе "Мои рецензии" появилась еще одна прочитанная недавно замечательная книжка, Остерман Лев. О, Солон! 1990

Запись 005. 2012-01-20. И снова о Сапфо - теперь уже касательно к лесбияству

Джон Уильям Годвард "Во времена Сапфо", 1904

Две последние заметки, о поэзии Сапфо и виденных в РНБ лесбиянках совершенно независимы друг от друга. Но некоторые могут заметить связь и сказать мне: де, Кирилл, а разве Сапфо является не только первой поэтессой, но и первой лесбиянкой? Если кто не в курсе, Сапфо - жительница острова Лесбос, давшего название самому явлению. Да и процитированное мною стихотворение называется, вообще говоря, "К моей любовнице". По этому поводу мне хочется сказать следующее... За давностью лет истину уже не открыть, и тут все зависит от человека: один будет называть ее богиней, другой - потаскушкой. Конечно, что-то было, но вместе с тем и не было... Истина где-то посередине.

Во-первых, приведу цитату из журнала "Знание-сила", 2006-02, статья А.Волкова "Хозяйка острова Лесбос": "Пару столетий спустя авторы аттических комедий будут снова и снова на потеху публике изощряться в остротах по поводу этих женских посиделок. Публика во все времена одна и та же. Чем непристойнее намек, тем громче смех в зале. Мужчины-комедиографы не упускали случая поиздеваться над памятью женщины, которая, кажется, никогда не нуждалась в помощи и заступничестве мужчин, не унижалась перед ними. Вкоре одно лишь название острова - Лесбос - стало звучать как грязное обвинение, а фраза "лесбийская любовь" превратилась в идиому".

Во-вторых, уверен, что лесбийская любовь таки была, в том числе и тесные сексуальные связи - стихи к любовницам далеко не дружеские, они исполнены страсти. Но сказав А, не забудьте сказать и Б!! В разные времена, в разных цивилизациях и культурах были и разные сексуальные нормы. Общеизвестно, что в Древней Греции в сугубо мужских коллективах гомосексуальные отношения с подростками считался важным воспитательным элементом. Как пример можно привести Спарту, где для юноши было постыдным не иметь молодого любовника. Страсть к маленьким мальчикам было рапространена и в Афинах; тот же Сократ имел молодых любовников, среди которых назовем хотя бы Алкивиада, героя Пелопонесской войны. И вот на Лесбосе появился талант, женщина, организовавшая кружок подготовки молодых барышень из аристократических семей к замужеству - их учили танцам, лирике, воздавали почести Афродите. На Лесбосе женщины вообще пользовались большей свободой, чем сидящие дома женщины в Спарте или Афинах. Неудивительно, что мужчины разозлились на Сапфо и закидали ее грязными памфлетами - этакий козел отпущения. Соринка, конечно, была, но вот бревно в собственном глазу?

А Сапфо не трогайте, она хорошая, она мне нравится :-).

Запись 004. 2012-01-20. О нежной девичьей симпатии ;-)

Сижу я на днях в РНБ в диванчике на третьем этаже, изучаю книженцию по Древнему Эламу, как вдруг вижу - на противоположной стороне, у стеночки, в диванчиках две девушки... целуются! Да еще как!! Не застенчивыми скромными поцелуями, осторожно, а со всей всепоглошающей страстью! И вот одна из них уже залезает на сам диванчик, и чуть ли не залезает на подругу, неистово ее целует... И пофигу им, что сидят в общественном месте, а диванчики их хоть и расположены в углу, а просматриваются с парадной лестницы... Вот так и увидел я первый раз в жизни лесбиянок, хоть и думал до этого, что это все - враки... Но какой же вызов обществу! - не в уединении, а на виду у всех, откровенно! Я в шоке!! К этим лесбиянкам отношусь терпимо, но все-таки, девчата, свои сексуальные утехи не здесь... - имейте уважение к общей норме! У себя целуйтесь, в постели.

Запись 003. 2012-01-20. И жду в беспамятстве... и знаю - вот-вот умру... вот умираю...

Вообще-то я не большой любитель стихов, скорее даже вообще не любитель. Лишь изредка (очень редко!) может что-то понравиться - да и то скорее юмористического толка :-). Но на днях мне попалось на глаза одно любовное стихотворение. Прочитав, был потрясен, и, перечитывая, каждый раз точно в столбняк впадаю... Вот это чувства! Вот это любовь!! Эх, мне бы такую...

Блаженством равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая.
От этих уст к его устам
Летит улыбка молодая.
И каждый раз, как только я
С тобой сойдусь, от нежной встречи
Замлеет вдруг душа моя
И на устах немеют речи...
А пламя острое любви
Быстрей по жилам пробегает...
И звон в ушах... и бунт в крови...
И пот холодный проступает...
А тело, — тело всё дрожит...
Цветка поблекшего бледнее
Мой истомлённый страстью вид...
Я бездыханна... и, немея,
В глазах, я чую, меркнет свет...
Гляжу, не видя... Сил уж нет...
И жду в беспамятстве... и знаю -
Вот-вот умру... вот умираю.

(Сапфо, перевод Крестовского В.В.)

А написала его, между прочим, Сапфо, а это VII век до нашей эры!! Из темноты глубокой рябит, заплывший туманом прошедших тысячелетий, ее светлый облик... Первая поэтесса в истории, и еще какая! - ее называли десятой музой! Женщина, о которой говорят до сих пор, и это спустя 27 столетий!!!! Та самая, знаменитая Сапфо!

Сапфо, фреска в Помпеях

У меня только по поводу этого стихотворения появился ряд сомнений. Стихотворение имеет современную рифму и мелодику, в Древней Греции так не писали. Очевидно, это не оригинальная Сапфо, это творческий перевод Крестовского В.В.. Но что именно он переводил, если от творчества Сапфо, вообще говоря, остались одни отрывки, и лишь одно целое стихотворение - гимн Афродите? Оказалось, Крестовский переводил Катулла:

Кажется мне тот богоравным
или -
Коль сказать не грех - божества
счастливей,
Кто сидит с тобой, постоянно
может
Видеть и слышать
Сладостный твой смех...

(Валерий Катулл, перевод С.Ошерова)

Но что тогда имел в виду Катулл? Переводил на латынь Сапфо? Сохранились ли стихи Сапфо, оригинал, хотя бы в отрывках, или они дошли до нас только в стихах Катулла? В таком случае цепочка Сапфо-Катулл-Крестовский вряд ли можно считать оригиналом Сапфо - слишком длинная цепочка испорченного телефона...

Запись 002. 2012-01-18. А в РНБ появились новые диванчики!!

Буквально на прошлой неделе завезли в большом количестве. Старые, уже протертые до дыр, исчезли, а вместо них - новые, огромные, мягкие!! Забурешься на третий этаж в дальний угол, утонешь в громаде дивана, возьмешь в руки хорошую книжку - КАЙФУЕШЬ!!

Запись 001. 2012-01-16. О разнице между питерцами и москвичами

Москва

Санкт-Петербург

Есть у меня замечательная подруга из Москвы, переехавшая жить в Питер. И вот как-то гуляем мы по ночному январьскому Питеру… Центр города, набережная Робеспьера, переходим по Литейному мосту, останавливаемся и смотрим на воды Невы. Зрелище, вообще говоря, не для слабонервных: январь месяц, темные ночи, кругом слякоть и грязь, а под нами - ужасающая черная бездна без конца и края с плывущими по ней белыми льдинами… Смотришь вниз, и зрелище завораживает, гипнотизирует – будто не льдины плывут, а ты сам с мостом плывешь вперед, рассекая черные бездны Северной Атлантики… - зрелище гипнотизирует, подкатывает мистический ужас и тошнота…

Жителям Питера это зрелище должно быть знакомым – такова ноябрьская Нева. В этом году льдом она так и не покрылась – можно сказать, осень продолжается. А вот моя подруга, жительница Москвы, была в ужасе от этой накатывающей мрачной бездны. Привыкши к Москве-реке, она до сих пор не может привыкнуть к Неве – ее ужасает размах, обилие холодных вод и близость уровня набережных от уреза воды.

С другой стороны, я, как житель Питера, привык к размаху невских берегов. И когда, будучи наслышан о Москва-реке, побывал в столице нашей родины, увидев знаменитую реку, был разочарован – и эту речушку вы называете Москвой? – фи, какая ерунда…
Вот вам и разница между питерцами и москвичами – воспитаны на разных реках.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz