2004-06-15. ФТИ им.Иоффе - Каменка - Юнтоловка

Где был:

ул.Репищева - Орловский карьер - Заповедная улица - ФТИ им.Иоффе - Шуваловский карьер - поля - дорога на Каменку - река Черная - Юнтоловская дача - Планерная улица

Что видел:

  1. Орловский карьер
  2. Элеватор Резервхлеб
  3. Подъездные пути Резервхлеба
  4. Шуваловский карьер
  5. ФТИ им.Иоффе
  6. Деревня
  7. Река Каменка
  8. Сельскохозяйственные поля
  9. Деревня Каменка
  10. Дорога по полям
  11. Река Черная
  12. Северо-Западная ТЭЦ
  13. Юнтоловская лесная дача
  14. Дорога вдоль Юнтоловки
  15. Планерная улица

На улице холодно, дует сильный ветер. На небе облака черные, мелкие, как бывает холодной осенью, этак в августе-сентябре… Я решил пройтись в сторону карьеров, где не был уж очень давно. Выйдя к луже у дороги на овощебазу, заснял вид на саму лужу. Получилось, кстати, очень красочно - яркие, сочные краски, синяя вода, зеленая растительность - просто чудо!! Надо же, а в другое время года, и при другом освещении она кажется такой помойкой…

Фото 01. Лужа в Коломягах у подъездных путей Выборгской овощебазы

Потом я немного прошелся по колее влево, в сторону овощебазы - думал, пройду до цементного завода, сниму его. Однако, пройдя метра два-три, убедился, что там нет ничего интересного. Сразу же вернулся к НИИ «Радар». Сегодня рабочий день, «Радар» работает, на площади перед ним много машин. Вывеску, кстати, сменили. Вывеску сменили и в институте по технике безопасности, что рядышком, стена в стену. Теперь здесь висит «Министерства обороны РФ. Институт техники безопасности технических систем». И здесь стоят машины, хотя во много меньшем количестве. Вообще, создается впечатление, что «Радар» преуспевает, что ли…

Фото 02. Орловский карьер и вид на элеватор Резервхлеба

А потом я выбрался к элеватору. С прошлого моего посещения этих мест здесь многое изменилось. Дорога стала пьяной дорогой, куда нерадивые водители самосвалов сбрасывают свой мусор. Теперь свалка расположилась даже там, где раньше был пляж. Продолжение помойки находится и по ту сторону перелеска - посреди всего этого ужаса вьется зигзагами дорожка, а на окраине этой смердящей кучи - садоводческие товарищества с ржавыми жестянками, трухлявыми заборами и косыми сараями. У меня все это вызвало омерзение, ведь когда-то тут был чудный сосновый бор. И вот я уже на Заповедной улице, теперь моя задача - выйти к Орловскому карьеру. Но я забыл дорогу, поэтому пришлось немного поплутать. Однако же я быстро сориентировался, нашел где-то тропинку, да по ней вышел к железным дорогам, а там - напрямик к Орловскому карьеру. Местечко показалось мне очень даже симпатичным. Свалки нет, есть только ярко-зеленая трава, несколько кустарников. Настоящая деревня, поля, леса, маленькая тропинка, болотистая канавка - ну не прелесть ли?!

Фото 03. Тропинка на Заповедной улице

А потом я выбрался к железной дороге, далее к озеру. С прошлого раза, как я посетил это озеро, здесь произошли большие изменения. Что больше всего поразило, так это здание ФТИ им. Иоффе, один из корпусов в начале улицы, за рекой Каменка. Я даже его когда-то фотографировал, на его крыше еще находилась большая радиоантенна. Теперь же я был потрясен: неужто это то самое здание? Ныне окна зияют абсолютной чернотой, антенна напрочь отсутствует – ныне это пустынная бетонная коробка, лишенная жизни. Все строения вокруг него приобрели еще худший вид: разрушены крыши, стены, развалины, битый кирпич, осколки бетонных плит - вид кошмарный, будто война прошлась. Я пробираюсь сквозь руины к озеру, осматриваюсь. В идеале хорошо бы обойти озерцо кругом, возможно, я смогу сделать это, если пойду по тропинке вдоль берега озера. Прошел мимо туристов, что поставили здесь палатку, потом спустился, поднялся и уперся в грязные сараи, выходившие к реке Каменка. Пришлось отсюда выбираться: чертыхаясь, пробираясь сквозь развалины, по помойке, выходить за пределы этого хаоса. В открытом люке какой-то насос бешеным давлением гоняет воду. За ним - сам ручей, система труб, много воды. Перешел по мостику ручеек, да вышел к железной и автодороге.

И я шел вперед и постоянно оглядывался по сторонам, то в одну сторону, то в другую, смотря широко раскрытыми глазами - я был потрясен, увидев все эти совершено незнакомые для меня картины! Ну вот, например, картинка первая: я вышел на железную дорогу. Первый потрясенц связан с тем, что здесь проходит колея Детской Железной Дороги! Да, я знал, что ДЖД провели до ФТИ им.Иоффе, об этом как-то сообщали несколько лет тому назад, и мне хотелось посмотреть новый участок. Впрочем, смотреть надо было раньше, сейчас она ржавая и никому не нужная. Знаю я и это: когда-то было много слов о том, что, де, начальник Октябрьской железной дороги обещал продлить ДЖД на пять (или больше?) километров, и обещание свое выполнил: он просто поставил дополнительный рельс на промышленную ветку в промзону ФТИ им.Иоффе. Впору ребятишкам радоваться, однако же нет, эта дорога функционировала только один сезон. Начальника Октябрьской железной дороги сняли, а его преемник решил ликвидировать начинание своего предшественника. Потом уже, проезжая по железной дороге, я много раз отмечал, что на ДЖД в Шувалово стоят товарняки, и по ДЖД никто не ездит, и рельсы ржавые, причем как узкой, так и широкой колеи! То бишь как собака на сене: сама не ест и другим не дает! Что меня удивало, так это смена пейзажей: вместо свалки, руин, грязных сараев, что окружали меня у озера, я очутился в этаком курортном районе. Слева от меня проплыли аккуратные дачные домики приятной внешности. Как в деревне: горочка сменялась горочкой, удобная песчаная почва, густо усеянная сосновыми иголками. Воздух чистый, тишина, приятная светлая атмосфера соснового бора. И все это находится в считанных километрах от моего дома!! Озеро, на том берегу лесок, здесь тростники, камыш. На том берегу возвышается одинокая и грустная труба котельной коломяжской котельной.

Фото 04. Шуваловский карьер. Вид на трубу котельной сквозь камыши

Фото 05. Шуваловский карьер. Вид на трубу котельной

Оказывается, то, что я видел раньше, вовсе даже не было ФТИ - настоящее ФТИ находится здесь! Ничего особенного оно собой не представляет – обычная бетонная коробка. Однако же мне надо было, обязательно надо было перейти дорогу, подойти к зданию, пройти вдоль него, посмотреть на большую вывеску: «Академии наук РФ Физико-Технический Институт имени Иоффе» - на душе приятней :-). Сказав слово о ФТИ, надо сказать пару слов и о ДЖД, ее конечная остановка находится как раз напротив входа в ФТИ. Здесь колея ДЖД отходит от промышленной колеи, здесь же находится бетонная платформа, называемая «Береговой». Платформа в страшном запустении: сделанная в спешке и явно не рассчитанная на долговременное пользование, она вся проросла растениями, и сейчас здесь высится настоящий лес. Но путешествие мое продолжается. Я обхожу озеро. Промышленная колея уходит дальше, к заборчику площадки завода имени Климова. Забор вытеснил меня к озеру, здесь массивные руины построек, в озеро вдаются понтоны, мостики, насосные станции – все это разрушено. Остается только перейти очень милый мостик, перекинутый через речку Каменку, вытекающую из Шуваловского карьера, и выйти на тот берег. Там ожидается что-то совершенно другое, не менее интересное.

Мне очень нравятся путешествия, во время которых надо все время открывать что-то новое, но при этом явственно понимать, что все это родное, близкое. Все вместе это восхищает, удивляет: как может столь родное быть при том таким незнакомым? Вот я вижу элеватор Резервхлеба, который так хорошо мне знаком. Но сейчас я вижу его в совершенно странном ракурсе: он вывернут наизнанку, и стоит на другом озере. А вот ТА САМАЯ ТРУБА коломяжской котельной, но она уже посреди лесов, на берегу озера. А вот далеко-далеко видны дома моего микрорайона, где-то дальше строящиеся дома на Энгельса, дома в Озерках. Меня всегда мучил вопрос: что там, за Шуваловским карьером? Куда ведут дороги? Где заканчивается озеро? И вот я здесь, и радости моей нет границ. Перейдя мостик и поднявшись среди кустарников наверх, я очутился посреди крохотной деревушки. Одна дорога вела вправо, другая влево, посреди них стояли домики, большие огороды (явно непохожие на шесть соток), чуть дальше два кирпично-блочных двухэтажных домика. Две силосные башни, скотозагоны, деревянные срубы, кирпичные деревенские домики – настоящий сельский пейзаж! Обойдя деревеньку по левой дороге, как раз обходя озеро, и засняв вид на ФТИ им.Иоффе, я вышел на дорогу и очутился перед несравненно более прекрасным видом.

Фото 06. Шуваловский карьер. ФТИ им.Иоффе

Меня всегда волновали панорамные виды. Вот и здесь: деревенька-то, оказывается, стоит на горе, а Санкт-Петербург располагается внизу. Здесь открываются просторные поля, внизу - лесок. За ним по горизонту стоят большие городские дома, высокие, многоэтажные. Чуть ниже виднеются таун-хаузы для богатеньких буратин. А вот вид на запад: далеко за полями, за лесами на горизонте возвышались градирни и высокие трубы Северо-Западной ТЭЦ. На самой большой градирне нарисован бело-сине-красный флаг.

Фото 07. Шувалово-Каменка. Труба котельной и вышка ЛЭП

Пройдя силосные башни и оставив деревеньку позади, я углубился в поля. Справа от меня в кустарниках текла речка Каменка. Слева были бескрайние поля, которые уходили вниз, под горку, а там был лесок, а за ним - городской пейзаж района Долгого озера. Где-то далеко внизу, под горкой, бегает трактор, за ним носятся стаи визжащих чаек. Прохожу канаву за канавой, справа от меня море цветов, кустарники, журчит водичка - я в восторге!! Вот вижу, как раз сюда выходит перспектива Комендантского проспекта - этакая просека среди леса зданий. Далеко позади остаются элеватор, здания Коломяг, даже труба котельной - они становятся все меньше и меньше. Постепенно я стал приближаться к Каменке. Отлично, я еще с раннего детства, рассматривая карту, все мечтал сюда сходить! И вот, действительно, та дорога, по которой я шел из мелкой деревушки напротив ФТИ им.Иоффе, поворачивает направо, проходит по мостику Каменку и уходит вдаль, к дороге на Каменку, там проносятся легковые автомобили, а за дорогой бескрайние пашни, и где-то далеко виднеется аллея, и где-то там располагаются сельскохозяйственные фермы. Но нет, я решил немого прогуляться здесь, по тракторной колее вдоль пашни., пока не уперся в кустарники, в силосные башни, и не понял, что здесь мне таки придется поворачивать к Каменке. По мостику перешел речку, вышел на поле. Колея ушла влево, так что пашню пришлось переходить напрямик. Там было еще две канавы, но я очень удачно их пересек.

На входе в Каменку старинный щит с коммунистическим лозунгом. Его совершенно невозможно прочитать - все проржавело насквозь. Вхожу в Каменку, вижу вокруг себя огромный сельскохозяйтсвенный раздолбай: разбитое, гнилое, ржавое. Тишина и пустота. Изредка проезжают автомобили. Запущенная машинно-тракторная станция. Снова фермы. Запах силоса. Где-то за Каменкой, на пашне, разъезжают трактора. Ферма скоро закончилась, я уперся в водонапорную башню. Здесь располагается автобусное кольцо, оказывается, сюда и автобусы ходят! Развилка дорог. Я было попробовал повернуть влево, но там дорога совсем исчезла, ушла на поля, и тогда я повернул вправо. Оказывается, здесь живут, вдоль улицы стоят настоящие деревянные срубы; видно, здесь не дачники живут - местное население в частных домах. Дорога уходила все дальше, и улица показалась ну просто бесконечной. Мне уже надоело идти, а кругом все дома, дома, дома… Попадались и колонки, попадались и люди с бидонами и бутылками, несущими воду. А где-то внизу, под горку (а горка довольно крутая!) поля, ЛЭП, и совсем внизу, леса, подлески, и величественный пейзаж города, Комендантского аэродрома и Долгого озера, высокой сплошной стеной 20-этажных зданий загородивших горизонт. А вот труба моей котельной уменьшилась до миниатюрных размеров, и не разглядишь уже… Но вот деревня закончилась, дорога ушла влево, и я вместе с ней. Дорога пошла с горки вниз, и где-то через километр-два спустилась к речке Черная, а перейдя ее по покрышкам, остаткам холодильников и деревяшкам, я поднялся на другой берег, где по дороге можно выйти к Лахте. Может даже, Северо-Западную ТЭЦ увижу.

Но стоило только перейти речку Черную и выйти на асфальтовую дорогу к Лахте, как я увидел еще одну дорогу, идущую уже вдоль речки, и притом - в Юнтоловский заповедник. Но это же так интересно! То была деревня, здесь был настоящий лес. Черные мохнатые ели, топи, светлый сосновый бор, среди них петляла песчаная дорожка. Здесь запрещено ездить на автомобилях, и поэтому кругом навалили камней, преграждающих путь машине. Но, видно, понимая, что один камень - не помеха, его можно и сдвинуть, сюда навалили сотни камней!! Однако же это меня удивило, ибо можно, конечно, положить камень, можно преградить дорогу четырьмя камнями, но это просто идиотизм класть такие стенки из четырех камней через каждые пять метров. И таких преград были десятки!! Светло, яркое солнышко, лесок, приятно как в деревне, я был рад, что вблизи от моего дома есть такие хорошие местечки с приятной природой. Два раза встретились велосипедисты. Один раз вылез с дороги к речке Черная. Она и вправду Черная: топистая, болотистая, в тени опустившихся крон кустарников. Сама прелесть :-). Ну а я шел по дороге, будучи уверен, что она ведет меня прямиком в середину Юнтоловского заповедника. Но нет! Неприятным сюрпризом стало то, что дорога внезапно повернула, перешла речку Черная и пошла… параллельно дороге на Каменку! Итак, я повернул назад, и теперь Юнтоловка осталась позади, и за жиденьким кустарником можно разглядеть поля, а за ними - ту самую Каменку, где я уже успел побывать. Те кустарники и те перелески, что я видел с горки - теперь я нахожусь в них, иду по проселочной дороге, и все думаю-гадаю, куда же выйду? Дорога все продолжала виться.

Кульминация, и одновременно горькое разочарование наступило в тот момент, когда моя проселочная дорога, резко повернув влево, уперлась в дорогу на Каменку. Ведь именно сюда я чуть было не повернул на развилке в Каменке! Здесь же мостик, дорога пересекает речку Каменка. Поля, кустарники, леса, деревня, болота, лес, озерцо позади меня - почему же меня разочаровал этот вид? А потому что я внезапно врезался в город. Вот на этом перекрестке, на мосту через Каменку, пьянствовали двое парней с девчонкой. Девчонка загорала на травка, парни пили пиво. Один из них швырнул ногой бутылку. За ними появился автомобиль. Мимо прошла женщина с коляской. Там еще люди, и еще, и еще… Я в городе. Юнтоловский заказник тщательно оградили от приближающегося города, как хорошо видно по карте, его даже окопали широкими неприступными канавами! Мшинистые болотца, несколько озер.

Фото 08. Юнтоловская лесная дача, озеро

Мое путешествие неумолимо приближалось к концу. Уже и Каменка оставлена позади - точно за перекрестком, за мостиком через Каменку. Там не было никого, там тишина и покой, здесь же толпы людей, и все больше попадается детишек на велосипедах, мамаш с колясками. А значит, город очень близко! Справа от меня озеро. Впереди - дорога, в торце которого возвышается типовое бетонное жилое здание. Оно становится все ближе и ближе. Вышел прямиком к Планерной улице. Все остальное было уже делом техники. Здесь обнаружился 85-й автобус, тот самый, что идет на Удельную. Вот на нем я и доехал до улицы Репищева, чем закончил свое круговое путешествие.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 07.09.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz