titel.gif (1954 bytes)

2006-06-03. Рогавка - Тесово-Нетыльский

Погода была потрясающая. Синоптики не обманули: чистое голубое небо, тепло, и облаков даже не ожидается. В Купчино жуткие толпы. Масса людей уехала на электричке до Поселка, однако оставшаяся толпа (и людей было много) ехала на Новолисино. Более того, подозреваю, большая часть этих людей еще пересядет на Новолисинский поезд и поедет до 101-го километра за Радофинниково. На забитой платформе торгуют бабушки, предлагают цветочку, рассаду. Появляется местный милиционер, удивляется: «Это еще что за торговля? А ну собирайтесь и выметайтесь отсюда!» Интересно посмотреть, как они мее-едленно собирают горшочки в кошелки и делают вид, что собираются, но на самом деле никуда не уходят и делают вид, что ничего не заметили. А еще на платформе был газетно-журнальный ларек, что запомнился своими ценами. Я ориентируюсь по журналу «Художественная галерея». Его цена в Старом Петергофе 45 рублей, в Питере в ларьках его продают по 59, здесь же, на платформе, его продают за 65. И вот, наконец, свершилось – подъезжает моя электричка. В Купчино происходит ремонт платформы, платформа ограничена, и люди могут попасть только в первые вагоны. Начинается давка, паника, истерия. Одним из последних захожу в поезд, останавливаюсь рядом с выходом (вглубь вагона не пробраться), едем. В Пушкине начал выходить народ, местечка стало попросторнее, так что теперь я не свешиваюсь над соседом, грозясь в любую минуту свалиться на него. В Павловске выходит и еще народ, однако в электричке все также заняты все сидячие места заняты, хотя в проходе стало гораздо свободнее. Контролеров все также нет, а вот торговцы появляются, в основном промщики. В соседнем вагоне я должен встретиться с Артемом, и после Павловска я начинаю пробиваться к соседям. Однако в тамбуре встречаю большую толпу дачников, жаждущих выхода на любимых километрах. Сначала был один километр, потом другой, затем третий. Следующая остановка уже Новолисино, однако народа в поезде все также много, особенно в тамбурах – бабушки, причем самые истеричные, уже готовятся к стометровке на новгородский поезд. У дверей встала самая крикливая и истеричная (ну до чего же я их ненавижу этих стерв!!), вот она и раскричалась: не пущу, там стойте, там выходите!! Что ж, вот уже и Новолисино появилось, а с Артемом мы встретились уже на самой платформе. Ох, что тут началось! Бабки с авоськами, тележками да рюкзаками, что чуть ранее стояли в тамбурах электрички, теперь рванулись штурмовать поезд. Шум, гам, крики: «Все говорят: Люди! Люди! Только на словах, а на деле друг другу звери!..». Пожаловался Артему на бабку: вот ведь свинья, раскричалась-то как! А вот Артем ехал от самого вокзала, очевидно, местечко у окошка занял. Подождав, пока в вагон сядет вся толпа, вслед за ними в вагон сели и мы.

Увы, это был вагон с самолетными сиденьями. Это существенный минус, ибо в вагоне с сиденьями помещается меньше людей, чем со скамейками, ведь это очевидно! В результате на нас с Артемом места не хватило, сев последними в вагон, мы увидели, что все уже забито до отказа, кто-то стоял в проходе, а ведь народ все прибывал! А ведь всем им ехать полтора-два часа до 101-го километра! Любопытно, что та самая (она ли? Или другая?) истеричная бабка оказалась прямо перед нами, в крайнем кресле, выходящем к коридору, где мы стояли. Бабка истеричная, только увидев нас, сразу же начала на нас кидаться. В основном, конечно же, на Артема: «Отойди, дай ноги растянуть, мешаешь!», на что ей было дипломатично отвечено, что мы можем поменяться, «уверяю Вас, здесь гораздо удобнее». На это она не могла ответить иным, как не огрызнуться: «Умник нашелся!…» Наконец, она продолжала катить бочку на Артема: «Не ори, дай отдохнуть!». Рядом в кресле сидел ее муж, тот в разборки не встревал, похоже, уже успел привыкнуть к стервозному характеру бабы. Однако же конфликтов не хочется, поэтому я отвожу Артема подальше. Тем более что поезд трогается в путь, а я нахожу превосходное местечко для поездки – в коридоре, напротив купе проводника. Окошко оказалось возможным его открыть. Отлично!! Едем!!

Погода была потрясающей! Чистое голубое небо, появились мелкие облачка хорошей погоды. Трава только народившаяся, ярко-зеленая, сочная – наслаждаюсь ею! Высовываясь из окошка, снимаем на зуме наш тепловоз ТЭП70. Отсняли Лустовку, затем переезд за Лустовкой (местечко вообще живописное!). Особенно много внимания я уделил моей большой любви – еглинским болотам. В Радофинниково отметили штабеля круглого леса. По пути много болтали, шутили и смеялись. Запомнился такой момент: Артем хотел проникнуть в закрытый туалет, находящийся за купе проводников. Туалет был закрыт, но у Артема с собой был ключ. Так вот, Артем ломанулся к туалету, поставил меня на шухере, а сам, будто настоящий медвежатник, склонился над ключом. Вот в таком положении я его и заснял, причем со вспышкой. Забавно было наблюдать, как при вспышке света Артем встревожился и со страхом оглянулся вокруг – ЧТО ЭТО? Кондуктор прошла сразу же после отъезда от Новолисино. Мы оплатили проезд до Рогавки (дорого!). На 101-м километре вышла вся толпища, так что вагон опустел, и мы ехали дальше чуть ли не в полном одиночестве.

     

     

Ну а теперь к делу. Вот мы приехали в Рогавку. Тут Артем еще ни разу не был, я уже бывал один раз. Очевидно, сразу же по прибытии на Рогавку мы понеслись снимать наш поезд. Но вот беда – в нашу сторону направлялся какой-то мужик. Фигура видная, он заслонил нам половину снимка :-(, да еще и мило так спрашивает: «Что, фотографы железной дороги?». Сначала был осмотр станции Рогавка. Здания каменного и деревянного складов, вокзал, водонапорка, горловины и стрелки, будка стрелочника.

       

         

     

Вот мы на переезде, и вот я снова фотографирую дорожный указатель «Тесово-Нетыльский», рядом симпатичный цветочек. Здесь я веду Артема по бывшей широкой колее, что выходила к узкой колее. Мы прошли заросший травой тупик, бывший светофор, а потом – какая прелесть! – обнаружили узкоколейку. Но в этой части перегруза узкоколейка расходится в обе стороны. А нам куда идти? Когда я тут был в прошлый раз, я сразу же направился в сторону болот, но сейчас мы хотим посмотреть, куда ведет узкоколейка в сторону поселка. Места как раз в моем вкусе: небольшая деревенька, домики, сарайчики, огородики, а посреди них – железная дорога. Все заросло, а сейчас, в начале июня, все рассыпано ярко-желтыми цветами мать-и-мачехи – очень красиво! Потом мы увидели, что узкоколейка выходит к какой-то котельной. Тут сарай, в котором находится перегруз, рядышком старая цистерна. Путь узкоколейки заканчивается металлоконструкцией двигателя, который подтаскивал к себе состав вагонов с торфом. Осмотрев этот перегруз, мы вышли в поселок. Тут были каменные дома – за котельной располагалось здание школы, и на асфальтовой площадке детишки играли в мяч. Чуть дальше – баня с неизменным штабелем бревн, улочка из двухэтажных каменных домов. Да ведь это поселок городского типа с большим количеством кирпичных построек! Но все же это деревня, такая провинциальная, грязная и разбитая… На здания так вообще страшно смотреть: какие же они обшарпанные, какие облезлые… Ужас!

Вот бывшая площадка перегруза, вот мы застряли у мостика через небольшой ручей. Имеется опалубка из деревянных бревнышек, скрепленных узкоколейными рельсами. Справа наблюдаем развалины бывших когда-то торфозаводов. Помню, они впечатлили меня еще в 2005 году, ну а с тех пор они, кажется, пришли в еще большее запустение – отсутствующие стены, горы битого кирпича, отсутствующие фрагменты крыш – нигде более я не видел таких масштабов разрухи, как здесь. Между прочим, обнаружилось, что на трубах торфозавода красуются в качестве флюгеров на одной трубке серп с молотом, на другом лошадка – забавно! Далее мы обнаружили заброшенный в кустах деревянный вагон.

         

         

       

       

И вот мы, наконец, добрались до тепловозного депо. Разруха, нет даже крыш, хотя гор силикатного кирпича уже не видно – похоже, дачники по огородам растащили. Некогда тут валялась автомотриса, теперь и ее нет :-(. На одном из путей стоит ЭСУшка с пассажирским вагончиком. Они достаточно свеженькие, не шибко грязные и потому производили впечатление чего-то работающего. Потом мы пошли шастать по полям металлолома. Грязюка была великая, однако нам удалось перебраться через лужи, и вот мы вышли к совершенно убитому ТУ. Кажется, я его наблюдал в прошлом году, сейчас ему еще хуже… Остальной металлолом, думаю, не имеет смысл описывать – как я уже писал в прошлогоднем отчете, путей тут выше кучи, и на каждом из них стоит как минимум с десяток проржавевших вагонов. Вот не понимаю я этого явления! За 90-е годы сборщики металлолома собрали металл, казалось бы, со всей страны, и только здесь нашему взору открываются поля никому не нужного металла. Почему сюда еще никто не добрался из резчиков – загадка! Мы продуктивно поболтались по полям металлолома, залезли на бывшие бочки от ГСМ, поснимали панорамы ж.д.станции. Обнаружили один из старых перегрузов, где на месте бетонного фундамента ныне образовалась глубокая лужа. Здесь Артем решил повыпендриваться и перепрыгнуть с одного берега на другой. Здешние вагоны меня умиляют: одни из них повалены на бок, другие проросли насквозь, третьи перевернуты. Пути уже давно ушли под воду луж, все заросло кустарниками, и везде стоят вагоны – везде! Потом было несколько цистерн, забавный вагончик с детскими картинками, снова металлолом, и вот мы вышли к локомотивному депо, а оттуда – по путям, к стоявшему в горловине двух парков белому домику. Некогда бывшая ДСПшка, отсюда уже давно ушли люди, а нам зайти крайне любопытно. По лесенке можно подняться на второй этаж, откуда можно снять ряд панорамных снимков. Отсюда хорошо видно, сколь забиты пути старыми вагонами и сколь много вокруг валяется металлолома. По бокам от ДСПшки, как, впрочем, и везде, многочисленные вагоны, снегоуборочные струги, ржавая техника. Выходим к сортировочному парку. Здесь гораздо оптимистичней: среди невысокой травы на рельсах стоит несколько торфовозных вагонов с горочкой свежего торфа. Это радует: так значит, есть работа, есть!! Стоит несколько составов, каждый из них с торфом, на одной из платформ торфяные ножи, похожие на ножи для мясорубки. Через сортировочный парк перекинута ферма, на нее можно забраться. Со стороны болот наблюдаем развилку двух железных дорог – как прямо, так и направо. Отсюда можно видеть шпалоукладчик, а рядышком с ним – какую-то подозрительную компашку. О путейцах нечего и думать, наверняка какие-то местные гопники, думаю я. А они там действительно сидят на рельсе, их много, и они в упор смотрят на нас!! Засняв ферму, еще ряд стоявших рядом вагонов, мы дошли до стрелки, а затем…

         

         

         

         

         

         

     

Затем мы познакомились с замечательными ребятами – ДЖДшниками, большими знатоками тесовской узкоколейки, владельцами настоящей узкоколейной пионерки. Мы как следует поболтали с ними, обменялись своими координатами, записали адреса сайтов друг друга и электронную почту. А сейчас нам было сказано, что пионерка сохнет, а мы тем временем можем погулять. Я решил сводить Артема на болота и дойти как минимум до точарщего из болота торфоуборочного комбайна.

И вот мы снова на болоте. Снова я наблюдаю те же самые виды, но теперь уже во всеоружии нового фотоаппарата. Не я ли тогда обещался приехать еще раз, не я ли расстраивался, что не могу заснять ВСЕГО того, что хочу? Мы вышли к одному из болот, забрались на насыпь, и я пофоткал отсюда прекрасные панорамы. Наконец, мы дошли до упавшей металлоконструкции. На сей раз внимательно обошли ее со всех сторон, отфоткали разные куски металла, валяющиеся трубы и вентили. На обратном пути вышли к одному из местных озер – бывших карьеров.

         

         

Дойдя до домика юных ДЖДшников, мы с Артемом обнаружили, что покрашенная пионерка уже на рельсах. На ней постелена газетка, а юные ДЖДшники в полной компании забрались на нее, и хотя мотор еще не работал, пока что они сами, своими силами толкали тележку. Мы с Артемом заныли: «А!, мы тоже хотим!», и тогда ДЖДшники решили нас покатать. Мы были посажены на дрезину, достали свои фотики и принялись снимать фото и видео, в то время как компашка ДЖДшников толкала нас, разгоняя все быстрее и быстрее. И мы полетели!! О да, какая это была шикарная поездка!! Тесово вообще забавный поселок, я это отмечал еще в прошлом отчете: только тут железная дорога проходит по улицам, между заборами и сараями. Слева от нас были торфяные озера, справа к нам выходили черным ходом огороды, хлева, бани да грязные сараи. Но вот мы приехали к котельной, нас тут высадили, ребята уехали обратно, а мы с Артемом поснимали их отправление на видео. Теперь мы отправляемся на вокзал.

           

По пути сняли живописную водонапорку, потом прошлись центральной улицей. Как же тут все запущено, как грязно… Тесово-Нетыльский вообще производит впечатление вконец опущенного рабочего поселка. Работы нет, кругом алкаши да хулиганы. Деревня, возомнившая себя поселком городского типа… Главная улица производит гнетущее впечатление чего-то страшного… Но вот, наконец, подошел и наш поезд. В Радофинниково встретили встречный поезд на Новгород. Увы, стояли мало, так что поезда разошлись достаточно быстро. Потом были любимые еглинские болота, Кастенская, Лустовка. Помню, я снимал видео перегона где-то на 77-м километре, как меня окликнул железнодорожник – рядом с нами сидела бригада путейцев. Впрочем, они смотрели на нас снисходительно, тихонько посмеиваясь. А потом вообще пристали с вопросами, что за фотоаппарат, и какая в нем польза, и что лучше иметь, пленочник или цифровик? Все им было интересно, вот и зашел тихий и неприметный разговор о прелестях цифрового фотографирования, а видео снять не дали… Да вот, собственно, уже и все. Скоро было Новолисино, а там уже и путешествие закончилось.

         

   

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz