Железная дорога Будогощь-Тихвин
Историческая справка о железной дороге Будогощь-Тихвин
2006-07-25. Будогощь-Тихвин, день 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин, день 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин, день 3
Историческая справка:
http://uzd.spb.ru/poezdka2.htm
После освобождения Тихвина от фашистских войск в декабре 1941 года началось восстановление линии Кириши-Будогощь-Неболчи, а вскоре строительство соединительной ветки Кабожа-Подборовье, для соединения Хвойнинского отделения Окт. ж.д. с Северной ж.д. Одновременно со строительством этой ветки стали строить линию Окуловка-Неболчи, а чуть позже Будогощь-Тихвин для соединения Московского хода с Бабаевским. Эти две ветки (Будогощь-Тихвин и Окуловка-Неболчи) построены по нормам временного строительства, из капитальных мостов на линии Будогощь-Тихвин только два – через Пчевжу у Будогощи и через Сясь под Тихвином. Через остальные речки и ручьи построены временные деревянные мосты и трубы сбоку от трассы (линия отклоняется вбок на несколько метров, потом возвращается на прежнюю трассу), на трассе оставлено место для сооружения постоянных водопропускных сооружений. В связи с частыми налетами на станцию Будогощь в 1943 году была построена обходная ветка с Хвойнинского хода на линию Будогощь-Тихвин, для этого в 2 км от Будогощи был организован пост ответвления (раз №1), поэтому, собственно говоря, такая странная нумерация километров на этой ветке (у моста через Пчевжу стоит знак 21/22 км от бывш. Раз. Горятино линии Будогощь-Хвойная). Кроме раз.№1 на линии построили еще три разъезда №2-№4. Летом 1943 года проливные дожди повредили 11 километров земполотна линии Будогощь-Тихвин, земполотно было восстановлено в августе-сентябре того же года силами 40-го отдельного железнодорожного батальона, попутно было сооружено более сотни водопропускных лотков для предотвращения размывов в дальнейшем. По март 1944 года, до полного восстановления хода Ленинград-Москва по этой линии ходили скорые и грузовые поезда из Ленинграда в Москву (по маршруту Ленинград-Шлиссельбург (временный мост через Неву)-Поляны-Волховстрой-Тихвин-Будогощь-Неболчи-Окуловка-Бологое). Все разъезды на линии действовали и были двухпутными, в качестве средств централизации применялась жезловка и телефонная связь. К 1960 году поездопоток по этой ветке значительно упал, остались только местные пассажирские перевозки и перевозки хозяйственных грузов. Разъезды закрыли, а вскоре и разобрали, разобрали станции Горятино и посты ответвления на линию в обход Будогощи. Лишь на раз.№4 остался боковой путь, на котором мостоотряд складирует свои металлоконструкции. В 2000 году участок Будогощь-Тихвин представлял собой один единственный перегон протяженностью около 60 км, причем по причине того, что свистнули волновод, радиосвязи с локомотивом на этом участке никакой нет, движение осуществляется методом одного локомотива, в Будогощи и в Тихвине в помещениях дежурных по станции установлены жезловые аппараты для этого участка. Скорость не превышает 40 км/ч, остановки на разъездах, на переездах, и по требованию – либо по предупреждению, либо у кустов с привязанными красными тряпочками. Из с раз. №2, №3 народ ездит в Будогощь в магазины, с раз. №4 (из поселка Остров) – в Тихвин на работу, в деревнях Клинец и Шибенец дачи тихвинских жителей, поэтому в субботу воскресенье от Тихвина до раз.№4 вагон идет почти полный. Из Будогощи иногда ездят работники обслуживающие электрические сети и нефтепровод (в основном по предупреждениям до Ур. Варнач). Поезд обычно состоит из одного плацкартного вагона, однако в последнее время (2003-2004 г.г.) можно встретить два сидячих вагона Гомельского ВРЗ.
Ссылки
http://uzd.spb.ru/poezdka2.htm - этот отчет Корсакова А. о его поездке в 2000-м году и сподвиг меня на поход Будогощь-Тихвин
http://www.artemei-spb.by.ru/Travels/Budogosch_Tihvin/Budogosch_Tihvin.html - мой напарник в путешествии 2006 года, Александров Артем написал свою версию отчета
http://parovoz.com/ - В фотогалерее размещены фотографии, а в обсуждении фотографий и на форуме ведется обсуждение как этого, так и других походов по линии Будогощь-Тихвин25-27 июля 2006 года я с моим товарищем, Артемом Александровым, совершил исследовательский поход по железной дороге Будогощь-Тихвин. Подробный отчет об этом интереснейшем путешествии выложен на моем сайте:
2006-07-25. Будогощь-Тихвин. День 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин. День 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин. День 3
Реестр достопримечательностей
(с) Кирилл Н. Кравченко, 2009, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/