titel.gif (1954 bytes)

Железная дорога Будогощь-Тихвин

Историческая справка о железной дороге Будогощь-Тихвин
2006-07-25. Будогощь-Тихвин, день 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин, день 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин, день 3

Историческая справка:

http://uzd.spb.ru/poezdka2.htm

После освобождения Тихвина от фашистских войск в декабре 1941 года началось восстановление линии Кириши-Будогощь-Неболчи, а вскоре строительство соединительной ветки Кабожа-Подборовье, для соединения Хвойнинского отделения Окт. ж.д. с Северной ж.д. Одновременно со строительством этой ветки стали строить линию Окуловка-Неболчи, а чуть позже Будогощь-Тихвин для соединения Московского хода с Бабаевским. Эти две ветки (Будогощь-Тихвин и Окуловка-Неболчи) построены по нормам временного строительства, из капитальных мостов на линии Будогощь-Тихвин только два – через Пчевжу у Будогощи и через Сясь под Тихвином. Через остальные речки и ручьи построены временные деревянные мосты и трубы сбоку от трассы (линия отклоняется вбок на несколько метров, потом возвращается на прежнюю трассу), на трассе оставлено место для сооружения постоянных водопропускных сооружений. В связи с частыми налетами на станцию Будогощь в 1943 году была построена обходная ветка с Хвойнинского хода на линию Будогощь-Тихвин, для этого в 2 км от Будогощи был организован пост ответвления (раз №1), поэтому, собственно говоря, такая странная нумерация километров на этой ветке (у моста через Пчевжу стоит знак 21/22 км от бывш. Раз. Горятино линии Будогощь-Хвойная). Кроме раз.№1 на линии построили еще три разъезда №2-№4. Летом 1943 года проливные дожди повредили 11 километров земполотна линии Будогощь-Тихвин, земполотно было восстановлено в августе-сентябре того же года силами 40-го отдельного железнодорожного батальона, попутно было сооружено более сотни водопропускных лотков для предотвращения размывов в дальнейшем. По март 1944 года, до полного восстановления хода Ленинград-Москва по этой линии ходили скорые и грузовые поезда из Ленинграда в Москву (по маршруту Ленинград-Шлиссельбург (временный мост через Неву)-Поляны-Волховстрой-Тихвин-Будогощь-Неболчи-Окуловка-Бологое). Все разъезды на линии действовали и были двухпутными, в качестве средств централизации применялась жезловка и телефонная связь. К 1960 году поездопоток по этой ветке значительно упал, остались только местные пассажирские перевозки и перевозки хозяйственных грузов. Разъезды закрыли, а вскоре и разобрали, разобрали станции Горятино и посты ответвления на линию в обход Будогощи. Лишь на раз.№4 остался боковой путь, на котором мостоотряд складирует свои металлоконструкции. В 2000 году участок Будогощь-Тихвин представлял собой один единственный перегон протяженностью около 60 км, причем по причине того, что свистнули волновод, радиосвязи с локомотивом на этом участке никакой нет, движение осуществляется методом одного локомотива, в Будогощи и в Тихвине в помещениях дежурных по станции установлены жезловые аппараты для этого участка. Скорость не превышает 40 км/ч, остановки на разъездах, на переездах, и по требованию – либо по предупреждению, либо у кустов с привязанными красными тряпочками. Из с раз. №2, №3 народ ездит в Будогощь в магазины, с раз. №4 (из поселка Остров) – в Тихвин на работу, в деревнях Клинец и Шибенец дачи тихвинских жителей, поэтому в субботу воскресенье от Тихвина до раз.№4 вагон идет почти полный. Из Будогощи иногда ездят работники обслуживающие электрические сети и нефтепровод (в основном по предупреждениям до Ур. Варнач). Поезд обычно состоит из одного плацкартного вагона, однако в последнее время (2003-2004 г.г.) можно встретить два сидячих вагона Гомельского ВРЗ.

Ссылки

http://uzd.spb.ru/poezdka2.htm - этот отчет Корсакова А. о его поездке в 2000-м году и сподвиг меня на поход Будогощь-Тихвин
http://www.artemei-spb.by.ru/Travels/Budogosch_Tihvin/Budogosch_Tihvin.html - мой напарник в путешествии 2006 года, Александров Артем написал свою версию отчета
http://parovoz.com/ - В фотогалерее размещены фотографии, а в обсуждении фотографий и на форуме ведется обсуждение как этого, так и других походов по линии Будогощь-Тихвин

25-27 июля 2006 года я с моим товарищем, Артемом Александровым, совершил исследовательский поход по железной дороге Будогощь-Тихвин. Подробный отчет об этом интереснейшем путешествии выложен на моем сайте:

2006-07-25. Будогощь-Тихвин. День 1
2006-07-26. Будогощь-Тихвин. День 2
2006-07-27. Будогощь-Тихвин. День 3

Реестр достопримечательностей

  Первый километровый знак дороги Будогощь-Тихвин

Отчет километража ведется от о.п. Горятино ветки Будогощь-Неболчи. Соединительная ветка со стороны Неболчей на Тихвин разобрана и сильно заросла, однако хорошо просматривается. Начало дороги в Будогощи - 21-й километр

  Остатки семафора при подъезде к Будогощи

Еще в 2000м году на дороге существовал работающий семафор на Разъезде № 3, в 2006 году не было и его. Сохранилось несколько остатков от семафоров - в Будогощи, на Разъездах № 2 и 3. Два действующих светофора - в Будогощи и Тихвине, множество остатков светофоров на Разъездах 2, 3, 4, 4.

  Мост через реку Пчевжа

Один из двух капитальных мостов дороги и, пожалуй, самый красивый.

  О.п. 22-й километр

Остановка в пределах Будогощи у железнодорожного переезда. Фундамент сгоревшего ж.д.сарая.

  Водопропускные сооружения

Недостроенные водопропускные трубы. Железная дорога как времянка обходит построенные трубы на несколько метров, чтобы затем вернуться назад

  О.п. 36-й километр

На картах обозначена ж.д. казарма, на деле от нее остался лишь фундамент и... хорошо сохранившийся деревянный туалет!

  Мост через реку Плутино

Впечатляющее бетонное сооружение моста

  Мост через реку Смирник

Один из красивейших мостов перегона. Клепаная металлоконструкция времен войны покоится на деревянном фундаменте. Рельсы 1939-го и 1941-го годов.

  Разъезд № 2

Разобранный второй путь, остатки семафора, разбитый трансформатор. Их сохранившихся построек - ж.д.сарай в хорошем состоянии, несколько домов. Контейнер

  Мост через ручей Средний
  Мост через реку Озеречно
  Труба ручья Гладыш
  Мост через ручей Широкий
  Водопропусная клетка реки Пожупинка
  Разъезд № 3

Жилой дом и ж.д.сараи. Контейнер с надписью "Здесь были люди"

  Мост через реку Порословка
  Непонятный крест с иконой
  Мост через реку Ситомля
  О.п. 59-й километр

Несколько жилых домов, ж.д.сарай

  Мост через р. Медведок
  О.п. 63-й километр

Похоже, о.п. народом не используется, ибо знак "Остановка локомотива" утонул в зелени, а кругом царит непримятая трава

  Мост через реку Хвошня
  Разъезд № 4

Единственный из сохранившихся разъездов. Второй путь, сохранившийся светофор, множество жилых домов, низкая пассажирская платформа, мостовые конструкции

  О.п. Клинцы

Пассажирская платформа, близ железнодорожного переезда большая деревня Клинец

  Мост через реку Клиненка
  Труба ручья Язвий

Интересная железобетонная конструкция трубы

  Труба реки Морозовка
  О.п. 83-й километр

Находится на левом берегу р.Сясь. На правом берегу ж.д.сарай и несколько зданий

  Мост через реку Сясь

Один из двух капитальных мостов на дороге Будогощь-Тихвин. Современная конструкция моста сделана по типовому проекту и интереса не представляет

  Разъезд № 4

Разъезд находится у железнодорожного переезда автодороги Будогощь-Тихвин. Загадочный контейнер

  О.п. 93-й километр

Находится на территории Тихвина. Пассажирская платформа, ж.д.сараи

(с) Кирилл Н. Кравченко, 2009, http://kirill-kravchenko.narod.ru/

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz