Мои книжные рецензии

Бишоп Р. «Колебания». М., Наука, Физматлит, 1986

Считается, что научно-популярная книжка должна быть написана о том, что интересно рядовому читателю – Вселенные, черные дыры, кварки, галактики, пространство и время. Это – настоящая элита научпопа, передний край науки. Многие классические области давно находятся в глубоком тылу современной науки и техники, и хотя здесь все также много нерешенных проблем и загадок, о них уже никто не вспоминает – кому интересна эта скукотища, кроме как не узким специалистам? Там же находится и механика – старейшая из физических наук, самая разработанная, и, пожалуй, самая признанная из современных теорий. Интересно писать о науке механике – это настоящее мастерство! Бишопу это, пожалуй, удалось. В век космических путешествий и атомных электростанций он решил написать книжку о механических колебаниях. По сути, он описывает весь стандартный курс теор.меха – свободные колебания, вынужденные колебания, автоколебания, параметрические колебания, резонанс и ударные волны. Но делает это с мастерством, образно, с помощью ярких аналогий, по пути поднимая множество вопросов и приводя потрясающие примеры. Право же, для человека с улицы это будет хорошим введение в теорию механических колебаний. Вот только мне эта книжка большей частью была скучновата – интересно было почитать разве что про автоколебания и понятие флаттера.
 

Ландсберг Г.С. «Элементарный курс физики», книга 3 "Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика". М., Физматлит, 2001

Третья книга превосходного учебника Ландсберга посвящена оптике, а также элементам современной физики – атомной и ядерной физики. Чем дальше, тем меньше математики – оно и понятно, в этом курсе невозможно даже воспользоваться производными и интегралами :-( Книга интересная, можно почитать на досуге как научно-популярную литературу :-). Кстати, давно задаюсь вопросом: а почему бы в качестве научпопа не почитать учебник?

Ландсберг Г.С. «Элементарный курс физики», книга 2 "Электричество. Магнетизм". М., Физматлит, 2000

Вторая книга превосходного учебника Ландсберга посвящена электричеству и магнетизму. Очень рекомендую для школьников!!

Ландсберг Г.С. «Элементарный учебник физики», том 1 "Механика. Теплота. Молекулярная физика". М., Физматлит, 2001

Ничего плохого сказать об этой книге не могу. Ландсберг – большой умница, которого я очень уважаю, и книжку он написал добротную. Это – расширенный учебник по физике для школ. В который уже раз ловил себя на том, что хорошо бы отменить все дурацкие учебники и ввести единый для изучения и обязательный трехтомный курс Ландсберга. Никакой математики, зато какое яркое, мастерски точное объяснение материала! Первый том составляет содержание механики и молекулярной физики. Было дело, читал эту книжку и я. Впечатления она на меня не произвела, ну да это лишь потому, что материал мне уже был хорошо знаком.
 

Бутенин Н.В., Лунц Я.Л., Меркин Д.Р. «Курс теоретической механики». СПб, Лань, 1998

Интересная наука – механика, ее можно изучать на всех уровнях – от школы до академий наук. А причин тому, как и во всей физике, две. Во-первых, даже самые простые физические законы вырождаются в невообразимой сложности математические проблемы. Во-вторых, никто еще не сказал, что законы природы должны быть простыми – углубляясь в природу явления, мы должны включать все большее число новых явлений – задача становится исключительно трудной. Замечательный тому пример – обыкновенная механика. Казалось бы, что может быть проще формулы Ньютона F=ma? Умножь массу на ускорение, да приравняй всем силам, действующим на систему! А теперь решай уравнение и находи зависимость расстояния от времени. Ха!, вы думаете, это так просто?!! Увы, эта задача принципиально неразрешима, и именно здесь, при формулировке исходного уравнения, и начинаются такие науки, как гидромеханика, теория упругости, теория пластичности, теория гироскопов, теория вращения твердого тела вокруг неподвижной точки, теория устойчивости, небесная механика и так далее. Используя все более адекватный математический аппарат и вводя все больше новых элементов в уравнения, мы все больше приближаемся к реальной картине. Изучение механики представляет собой картину последовательных приближений – сначала грубо, потом более точно, еще более точно, и так далее – до недостижимого идеала.

Курс теоретической механики, излагаемый в курсе Бутенина, Лунца, Меркина принадлежит третьей ступеньке изучения механики. Первая ступенька – школьная, то бишь элементарная. Вторая – институтская в рамках общего курса физики, где вводится адекватный математический аппарат (мат.анализ, дифф.уравнения) и описываются основные понятия. На третьей ступеньке, превосходным представителем которой является книжка Бутенина, Лунца, Меркина, самым активным образом используется аппарат мат.анализа для решения задач. Книжка заканчивается введением в аналитическую механику – четвертую ступеньку изучения механики, она же первая ступенька в изучении теоретической физики.

Этот учебник предназначен для студентов технических ВУЗов. Это физикам придется подниматься еще на ступеньку выше, не говоря уже о механиках и математиках, желающих спецализироваться в данной области! Но опыт показывает, что в инженерной деятельности так высоко залезать не следует – достаточно остаться на третьем уровне привычных понятий законов Ньютона. Книга довольно толстая, однако бОльшую часть книги занимают примеры. Это существенное достоинство книги – не всякое издание может этим похвастать. Хоть книга и излагает материал довольно обильным математическим языком, математика несложна и не выходит за рамки физической интуиции. Поэтому при всем объеме книги и ее насыщенности сложными формулами я считаю эту книжку достаточно простой, доступной любому начинающему в области механики. Прочитав эту книгу, а особенно ее последние главы, посвященные введению в аналитическую механику, можно будет смело приступать к изучению следующей ступеньки – механики Лагранжа-Якоби-Гамильтона. Эта книга – простой и понятный учебник для технического ВУЗа, хотя, честно признаться, с первого взгляда он кажется ни тем, ни другим - ведь студенты боятся толстых книжек!

Любопытно отметить еще одну черту учебника – его законченность. В рецензии на учебник Ландсберга «Оптика» я отмечал ее энциклопедический характер, заставляющий благоговеть перед величием неисчерпаемо сложной наукой ОПТИКОЙ. Любопытно, что после прочтения этого учебника таких чувств не возникает. Интересно, почему? Книга Бутенина, Лунца, Меркина предназначена для инженеров, которым теоретическая механика в принципе нужна лишь как инструмент, как средство достижения своей цели – проектирования редукторов, самолетов или космических спутников. Теор.мех. сам по себе им просто не нужен, поэтому тут и дается логичное, ЗАКОНЧЕННОЕ изложение, где сглажены все острые углы, где не остается места не то что загадочным явлениям, но даже нерешаемым задачам! А вот книга Ландсберга совсем другая – она выливает на бедных студентов холодный ушат проблем и нерешенных задач. Трудно судить, какой подход для учебника лучше. Пожалуй, надо смотреть по обстоятельствам, и здесь все выверено правильно: нечего смущать инженеров загадками теор.меха, еще потеряют аппетит и сон – кто же тогда редукторы строить будет? А вот физиков можно и помучать: назвался физиком?, не рассосалась мечта? – так тебе и надо, вот и мучайся! Именно такое ощущение у меня и родилось. При чтении «Оптики» Ландсберга – о да, наука колоссальная по своим масштабам, сложнейшая и важнейшая, и я еще более почувствовал свою ничтожность по сравнению с Великой Природой – даже расстроился!! При чтении «Теоретической механики» Бутенина, Лунца и Меркина – о да, все круто, все понятно, и вообще примитивизм полнейший. Разве не смешно? Не будем забывать, что механика ничем не хуже оптики, и там есть свои тараканы…
 

Ландсберг Г.С. «Оптика». М., Наука, Физматлит, 1976

Среди всех физических наук курса общей физики оптика занимает исключительное место. Можно прожить без той или иной части современной научной картины, но без оптики физики жить не могут! Кто-то из великих людей сказал, что вся физика тем и занимается, что изучает природу света. Если поразмыслить, то окажется, что так оно и есть… С оптической проблемы опыта Майкельсона-Морли началась теория относительности, с термодинамики излучения началась квантовая механика. А ведь свет – это еще и радиоволны, и ультафиолет, и инфракрасное излучение, и рентген, и гамма-излучение, и, если уж на то пошло, дуальность волна-частица – основа современной физики – тоже оптика! Наконец, оптика – это изначально теория волн и колебаний, еще один фундаментальный раздел физической картины мира, без которой не деться никуда… Вот почему в институтах и университетах оптика преподается столь тщательно, ведь она – основа всего дальнейшего изучения теоретической физики!

Когда решил поизучать оптику и я, я выбрал себе самый фундаментальный, пожалуй, самый известный, энциклопедически полный учебник – 900-страничную книгу академика Ландсберга «Оптика». Книга хоть и предназначена для студентов физических факультетов, однако же не для супермозгов. Вот люблю я такие книги, где нет математической тарабарщины, называемой «строгостью», зато каждое фундаментальное понятие объясняется на протяжении многих страниц – со всей подробностью, тщательно. А вот современные авторы грешат обратным – краткость книги в сочетании с изобилием математики в ущерб физическому смыслу! Отсюда вывод – не читайте вы эти заумные книги, обратитесь к классику Ландсбергу. Проверено временем, лучше книги не найдете! Да, книжка толстовата, но она того стоит!

Но даже если вы не хотите читать ее как учебник, пользуйтесь время от времени как энциклопедией. В школе мы все проходили оптику – так называемую «геометрическую оптику». Забавно, но у вчерашних школяров именно такое мнение об оптике и остается: сугубо прикладная и крошечная наука, занимающаяся очками – именно так мне и говорят мои знакомые! На самом деле это колоссальнейшая дисциплина, состоящая из десятков крупных разделов, каждый из которых – крупная самостоятельная наука. Взаимодействие света и вещества, металлооптика, кристаллооптика, молекулярная оптика, лазеры, нелинейная оптика, интерференция и дифракция, термодинамика излучения, квантовая оптика, техническая оптика, интегральная оптика; бесчисленное множество физических явлений и эффектов – комбинационное рассеяние, двухфотонное поглощение, внутренний фотоэффект, люминисценция, эффекты Штарка и Зеемана – уф, одно перечисление важнейших эффектов займет многие страницы… Прочтите хотя бы оглавление, чтобы понять, насколько величественна эта наука. Начиная читать эту книгу, я сам думал о ней также, как все – оптишка, прочитав книгу, я увидел перед собой могучего колосса, перед которым преисполнен благоговейного священного трепета – ОПТИКА.
 

Епифанов «Физика твердого тела». М., Высшая школа, 1977

Учебник, предназначенный для студентов технических ВУЗов, обучающихся по электротехническим специальностям, для которых физика твердого тела хоть и не является профилирующим предметом, как у физиков, но является существенно важным элементом их образования. По своему уровню учебник находится как раз посередине между чрезвычайно легким для технарей и чрезвычайно сложным для физиков – даже в рамках общего курса физики. Учебник как-то непривычно подробно (а главное – понятно!) описывает явление сверхпроводимости, явления на границах металл-диэлектрик и полупроводниковые эффекты. Язык книги довольно сложен – все изложение ведется исключительно на языке зонной теории, и чтобы понять ее, необходимо потратить много сил и времени. Однако должен заметить, что я видел много книжек по физике твердого тела (в рамках курса общей физики) и должен признать, что эта книга – лучшая. Книга физически строга, но без излишнего упрощения и – важно! – без излишнего усложения. Я считаю эту книгу отличным введением в физику твердого тела, после нее можно переходить уже к более продвинутым изданиям.

 

Волькенштейн Ф.Ф. «Электроны и кристаллы». М., Наука, Физматлит, 1983

Эта книжка, подобно недавно описанной мною книге Кагана и Лифшица «Квазичастицы», посвящена физике твердого тела. В который уже раз поражаюсь, до чего же интересна физика – наука, изучающая природу! Подобно книге «Квазичастицы», книжка Волькенштейна «Электроны и кристаллы» не ставит перед собой цель описать всю физику твердого тела. Более того, она даже не вводит читателя в курс простейших идей, не давая даже идеи физической статистики. Книга просто представляет собой сборник маленьких глав, дающих представление о тех или иных областях физики твердого тела. Объединяет их одно – электроны как главные действующие лица, происходящие на фоне кристаллов. Ну, скажем, полупроводники, свойства металлов и диэлектриков описаны во всех популярных книжках и во всех учебниках, даже самых простых. А вот эта книжка дополнена информацией, что, кроме как здесь, и не найдешь больше нигде – элементарное введение в физику поверхности, физика катализа, окрашивание кристаллов. Это очень хорошая книжка, написана она легко и популярно, несет в себе много интересной и полезной информации.
 

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес, Алиса в Зазеркалье». СПб, Кристалл, 2001

В истории всемирной литературы есть книги, написанных для взрослых, но которые с удовольствием читают дети. Но есть только одна книга, написанная для детей, но которую интенсивно читают взрослые. Эту книгу написал Льюис Кэрролл, а книга (точнее, их две) посвящена Алисе – это «Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье». В детстве я читал все подряд: и фантастику Герберта Уэллса, и приключения Жюля Верна, и детективы Артура Конан-Дойля, а вот Алисой я был обделен… А ведь книжка чертовски хороша, а ведь книжка растащена на цитаты – а я ее даже не читал!! Позорище!! Восполняю сей пробел в моем образовании.

Книжка действительно потрясающая. Игра слов, невозможные события и невозможные действия – все это сдобрено изрядным количеством Абсурда, Бессмыслицы, Нонсенса – литературное произведение как таковое не имеет генеральной линии, не имеет сюжета, не имеет окончания. Действие происходит от одной картины к другой в произвольном порядке. Действия алогичны и непоследовательны, диалоги непонятны. Что ж, такова литература 20-го века в исполнении многих знаменитых писателей… Но в отличие от них, у Льюиса Кэролла это получается с добротой и душевностью… Кэрролл писал для детей, абсурд для него был важен сам по себе безотносительно к каким-либо высоким материям (что потом будут активно выискивать в его книги кэрролловеды), он сам многократно повторял, что в его книгах не стоит искать того, чего в них нет! Но ведь искали! Книжки Кэролла при жизни автора критиковались беспощадно, считалось, что ребенок, воспитанный на сказках братьев Гримм или Шарля Перро, будет скорее обескуражен, чем обрадован этим театром абсурда. А потом в литературоведении появилось аж целое направление – кэролловедение. Ученые старательно выискивали смысл в абсурде Алисы. Каких только интерпретаций не нашли – и религиозный, и философский, и физический. Впрочем, на последнем я должен остановиться особо. Так как я сам более-менее отношу себя к физикам, должен признать, что лучшей иллюстрации к современным представлениям теоретической физики, чем произведений Кэролла, быть не может. Современная наука насквозь проникнута явлениями абсурдными – в ее сейчашнем развитии она мало чем отличается от Безумного Чаепития современных физиков-теоретиков, размышляющих о современных теориях. И хотя Кэролл, без сомнений, никакого смысла в свое произведение не вкладывал, физики уже подавно растащили книжки на цитаты для своих фундаментальных монографий по теории относительности и квантовой механики. Сэр Артур Стенли Эддингтон был большим почитателем Кэролла. Ведущим специалистом по творчеству Кэролла, написавшему замечательные комментарии к его книгам, был Мартин Гарднер – американский популяризатор физико-математических дисциплин. Книга «Алиса в Зазеркалье» вообще потрясающа – Кэролл затронул чрезвычайно острый вопрос современной физики – вопрос о симметрии и зеркальном отображении. Симметрии посвящено необычно много литературы – из нее можно составить большую библиотеку! Я уже как-то описывал в своих рецензиях книжку «Правое и левое» - автор, кстати, тот же Мартин Гарднер. Таков взгляд на книгу физика, но таков же может быть взгляд теолога, лингвиста или философа. Думаю, успех Кэрролла в том, что он создал мешанину абсурда, из которой любой может выловить все, что ему угодно. Сам автор в свою книгу не вкладывал ничего кроме развлечения для маленьких детей, но каждое последующее поколение будет прочитывать новую Алису... Каждый видит лишь то, что хочет видеть!! И в этом смысл этой книги - на века.

Поругаю лишь это издание, что мне попалось в руки. Совершенно непонятно, кому оно предназначено. Иллюстрации Тенниела, крупный шрифт – может, это книжка для детей? Но зачем тогда размещать такое количество комментариев Гарднера? Более того, замечу в сторону, что прочтение Гарднера - это лишь взгляд ученых-естественников, но есть ведь и другие взгляды, другие прочтения книги! Ссылаться на них тут бессмысленно - слишком много... но тогда и Гарднер излишен! Тут одно из двух: или есть Гарднер - тогда давайте остальных, если нет остальных - не надо и Гарднера. Нужно соблюдать меру во всем - и иллюстрации Тенниела, и комментарии Гарднера. Потом только я узнал, что сие издание есть не что иное как переиздание академического издания из серии "Литературные памятники", только в урезанном виде - без большинства дополнений, в которых освещались успехи кэрролловедения. Видимо, издатели решили угодить и академикам, и широкой публике. Получилась же полная ерунда.
 

Тэйлор Р. "Шум". М., Мир, 1978 // Серия "В мире науки и техники"

Есть книжки, посвященные физике, математике, биологии. А есть книжки, посвященные инженерному делу. Хотя я сам работаю иженером, однако же дело это не особо уважаю, книжки предпочитаю читать физические. И вот мне впервые в жизни попалась книжка научно-популярного толка об инженерном деле – написал ее Тейлор, называется она «Шум». Акустика – наука о звуке – наука большая и разветвленная. Тейлор описывает инженерную акустику, точнее говоря, тот ее раздел, что занимается шумами. Тейлор в популярной форме (хотя и не всегда понятно) рассказывает, что такое шум, как он появляется, распространяется, взаимодействует с веществом, какое физиологическое действие производит на человека, какие есть нормы по шуму и как с ним бороться. Книжка довольно толстая и интересная – рекомендую ее прочитать!

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика