Фихтенольц Г.М. «Основы математического анализа», том 2. СПб, Лань, 2001

Во втором томе своего классического, широко известного труда Фихтенгольц излагает теорию числовых и функциональных рядов, несобственные интегралы, интегрирование по параметру, кратные интегралы, ряды Фурье и основы гармонического анализа.

Фихтенгольц Г.М. «Основы математического анализа», том 1. СПб, Лань, 2001

Вот с этой книжки я когда-то начал изучение математического анализа. Наверное, вы знаете, сколь велик Фихтенгольц и какими почестям встречают его издания студенты? Это человек с несомненным педагогическим талантом, написавший потрясающий трехтомник «Дифференциального и интегрального исчисления». Но книга оказалась слишком строгой и с излишком информации, поэтому для учебника она не годилась – скорее в качестве дополнительной литературы по углубленным вопросам анализа. Тогда Фихтенгольц и сотворил выжимку из своего трехтомника – «Основы математического анализа». Учебников по мат.анализу сейчас вообще пруд пруди. Какие-то учебники попроще, какие-то поумнее, Фихтенгольц где-то в середине. Но это очень строгая, однако же вместе с тем доступная литература. Классика, проверенная временем – по этой книге учились десятилетиями! В первом томе изложена теория вещественных чисел, теория пределов, производная, интеграл одного неизвестного, функции многих переменных.
 

Джеймс Глейк «Хаос. Создание новой науки». СПб, 2001 // Серия "Амфора"

Я сам люблю пописывать, собственно, ради этого и создал свою Домашнюю Страницу. А еще люблю рассказывать всякие научно-популярные истории своим друзьям и знакомым. И мне неоднократно говорили, что у меня хороший слог. Впрочем, кому, как не мне, знать мои достоинства и недостатки? Могу ответственно заявить, что мой стиль изложения не то чтобы информативен (скорее даже, безынформативен), сколь эмоционален. Для меня в науке главное – Интерес, Загадка, Тайна, и именно на этом я делаю упор. Как же приятно, что я в этом не одинок! В научно-популярных книжках обычно рассказывается об основных понятиях избранной автором дисциплины, объясняются на пальцах основные достижения науки. Но! Перед вами уникальная книжка! – она даже не пытается этого сделать! Ее автор на эмоциональном подъеме рассказывает о рождении новой науки – теории хаоса, или, как ее называют по-научному, теории детерминированного хаоса. Прочитав книжку, остаться равнодушным невозможно! Автор может долго и нудно расписывать основы физической статистики и идеологию p-n-p перехода, однако можно, подобно фокуснику, показать эффектный фокус – отрубить голову ассистентке!, вынуть кролика из шляпы!, пройти сквозь стену! – и… оставив читателя в шоке, развернуться и уйти. Как иногда пишут во введениях научно-популярных книг: если по прочтении моей книги читатель решит взять в руки учебник, автор будет считать свою цель выполненной. Глейк поставит, видимо, рекорд, ибо как минимум я могу считать себя адептом нового учения – Теории Детерминированного Хаоса (извините, не могу без больших букв), правящего этим миром.

Теория хаоса – наука, появившаяся совсем недавно, несколько десятилетий назад. Уже в своем появлении она поставила вопрос о природе и устройстве Вселенной: похоже, все, что было открыто до этого – механика, электричество и магнетизм, квантовая механика, оптика – детский лепет по сравнению с тем, какова природа в действительности… Рассматривая линейный мир, мы строим Вселенную линейками и циркулями. Но неужели Природа именно такова? Она на самом деле нелинейна, и только в последние годы физики начали подбираться к этим сложнейшим эффектам. Нелинейность, симметрия, солитоны, аттракторы, самоорганизация, бифуркации – вот кто правит миром, а не наши доморощенные квантовые механики, основанные, кстати, на линейном принципе суперпозиции. Хаос оказался фундаментом этого мира. В физических журналах появились статьи о движении маленького мячика – простейшая задача поставила физиков в тупик. Проблема турбулентности мучает физиков вот уже на протяжении веков, она до сих пор не разрешена и считается одной из величайших загадок всех времен и народов. Но и в хаосе скрывается порядок! В книжке приведен великолепный пример простейшего алгебраического уравнения. Надо подставить в него координаты любой точки, получить координаты другой точки, а потом подставить эти координаты в уравнение заново, получить координаты третьей точки – и так до бесконечности. Вы обнаружите, что точки выстраиваются хаотичным образом, разбегаясь в беспорядке по плоскости листа. Но продолжая эксперимент и поставив уже порядка тысячи точек, вы обнаружите, что они выстраивались вовсе не в хаотическом порядке, а вдоль определенных, хоть и замысловатых линий, довольно загадочных по своей структуре. Это замечательный пример элементарного математического уравнения, доступного семикласснику, которое, однако же, показывает невообразимой сложности поведение – как из порядка родается хаос, а из хаоса рождается порядок!

Теория хаоса – междисциплинарная дисциплина, охватившая своим существованием весь мир. В первой главе мы встречаемся с метеорологом. Он изучает погоду. Вот перед нами экономист. Он изучает статистику цен на пшеницу, его интересуют котировки акций. Перед нами астроном. Он изучает звездную статистику. Заметил что-то любопытное, заинтересовался. Вот медик, он изучает шизофрению. Вот географ, он рисует карту морского побережья Великобритании. Вот математик, он занимается теорией информации. Вот кардиолог, он изучает сердце. Вот биолог, он изучает популяцию пчел. Все эти люди (и многие другие!) неожиданно натыкаются на то, что и в хаосе скрывается порядок, и вот они, адепты нового учения, открывают новую науку – теорию хаоса.

«Шаффер покрылся холодным потом. «Внезапно я понял, что это судьба», - вспоминал позже Шаффер, которому предстоял год академического отпуска. Он отозвал свою заявку из Национального научного фонда, куда обращался с просьбой о финансировании, и начал все снова. Высоко в горах Аризоны популяция муравьев росла и уменьшалась, пчелы с жужжанием кружились в воздухе, облака медленно плыли по небу, а Шаффер постигал новую науку. Он больше не мог работать как прежде».
 

Спиркин А.Г. «Философия». М., Гардарики, 2002

Вообще-то это учебник по философии для студентов ВУЗов. Нам этот учебник горячо рекомендовал замечательный препод по философии с замечательной фамилией Птюшкин. Говорил, что очень удачная книжка, написана доктором философских наук, ну чуть ли не академиком. И вот когда уже встала серьезная необходимость в чтении книги (в аспирантуру поступал, надо было сдавать вступительный экзамен), я ее прочитал. Впечатлений – чуть больше чем от прочтения книги Жорж Санд… Такая же пустая никчемная болтовня. Только времени своего жалко…

Стоит только открыть книжку и здесь же, во Введении, прочитать первую фразу «Жизнь с ее сложной паутиной коллизий...», как все становится ясно. Предчувствия меня не обманули – книга оказалась именно таковой, каковой она мне показалась – никчемной. Книга должна содержать в себе полезную информацию, прочитав ее, читатель должен ощутить, что он приобрел что-то новое и полезное. Что же мы черпаем из этой книги? Первая часть посвящена истории философии – интересно, хотя и скучновато… Вторая часть – основы философии. Вещь вообще идиотская, ибо я не вижу тут вообще никакой философии. Там просто обыгрываются всем хорошо известные вещи, которые называются своими именами, а потом объединяются под одной общей маркой философии. Де, вот это стул, на нем сидят, вот это стол, за ним едят. Все это, ребята, и есть философия. Но именно так и построена эта книга! И все это залито неудобоваримым тяжеловесным языком (не пытался ли автор написать художественное произведение?), и все это разбавлено диким количеством воды. Книга распухла в объеме, а смысла в ней – ноль. Прочтя эту книгу (а читал я ее долго), я был глубоко разочарован убитым на ее чтение временем и сформировал свое негативное отношение к гуманитарным дисциплинам. А потом я прочту еще и учебник по психологии – и мое мнение по отношению к гуманитариям только усугубится… Отсутствие полезной информации, витиеватость слога, вода – вот что такое философия. Не скажу за всю науку, но за эту книгу – уж точно. Возможно, кто-то от этого и тащится, но я, как представитель того самого «человека с улицы», рекомендовать этот томище не могу, уж извините.

Жорж Санд «Маркиз де Вильмер». М., АСТ, 2002 // Серия "Мировая классика"

Черт дернул меня прочитать эту книгу. Блин, вот ведь, решил просветиться, почитать какого-нибудь классика… Ну не мой это жанр!! Кого-то, может, и плющит от восторга от всей этой напыщенности, а меня дико раздражает… Все это золото, витиеватость, бантики и парики, амурчики и Венеры, изощренность бесед и напудренные физиономии… Надо же, но подобная гадость присутствует и в литературе! Когда я читал это произведение Жорж Санд, мне все время вспоминались бесконечные мексиканские сериалы. Любовь, понимаешь… Я сам по себе немного сентиментален, однако же это произведение одолел с трудом. Как там у Джерома К.Джерома в его рассказе «Театр?». Правильно ведь написал, что главный герой – существо невозможное и ирреальное. Спроси его возлюбленная: «Скажи, ты любишь меня?». Нормальный человек ответил бы: «Ну что ты, киска, конечно!», но только Герой – существо из иного мира! – настоящий Герой! – никогда не ответит «Да!», он скажет прекрасный монолог на несколько страниц а-ля «в огороде бузина, а в Киеве дядька»: «Вот видишь вон ту звезду?.. Каждый раз, когда я буду смотреть на эту звезду и буду любоваться ее мерцанием, столь напоминающим блеск твоих глаз…». Вот именно таким манером и построена эта книжка. Подозреваю, что в 18-м веке читать сию белиберду было интересно. Подозреваю, что это называется женским романом, таковые упиваются этим и поныне. Но меня уж увольте – взятие этой книги в руки было большой ошибкой, теперь я хоть знаю, к чему и пальцем не притронусь!

Савельев И.В. «Курс общей физики», том 5 «Атомная и ядерная физика. Физика твердого тела». М., Наука, Физматлит, 1998

Традиционно курс общей физики заканчивается введением в физику 20-го века – атомную и ядерную физику, а также физику твердого тела. Да и как сказать – введением, ведь на этом уровне невозможно дать даже такого… Поэтому книжка получилась научно-популярной, элементарного характера – для студентов-технарей, конечно. Потом я прочту еще и более обстоятельные курсы атомной физики, и курсы физики твердого тела, но это – лишь простое введение в введения, не более того.

Савельев И.В. «Курс общей физики», том 4 «Оптика». М., Наука, Физматлит, 1998

Чем дальше, тем быстрее я проношусь с чтением курса общей физики и тем меньше впечатлений он во мне оставляет. Вот уже как несколько лет, как я застрял на изучении третьего тома, да так и остановился. И наконец, совесть замучала, надо бы возобновить, да закончить пятитомный курс! Учебник по оптике я пробежал крайней быстро, хотя, конечно, незаслуженно – оптика стоит того, чтобы подумать над каждой главой и параграфом подольше. В результате после прочтения книги я все забыл, и мне потом пришлось вовзвращаться к оптике снова – на сей раз к Ландсбергу.

Савельев И.В. «Курс общей физики», том 3 «Молекулярная физика». М., Наука, Физматлит, 1998

В отличие от первых двух томов, продолжение пятитомника «Курса общей физики» не оставило во мне особых впечатлений. Я уже начал работать как на автомате, поглощая книгу за книгой. Никаких впечатлений и эмоций, только работа. Третий томик курса был совсем небольшим. Он посвящен молекулярной физике и термодинамике. Опять же – несложность математического аппарата, объяснение физической сути явлений, упор на физику вообще, на соображалку, логику, но никак не на формальное запоминание – об этом автор пишет еще в предисловии! – делают эту книгу достойным учебником.

Савельев И.В. «Курс общей физики». Книга 2 «Электричество и магнетизм». М., Наука, Физматлит, 1998

Традиционный курс общей физики строится так: «Механика», «Молекулярная физика», «Электричество и магнетизм», «Оптика», «Атомная и ядерная физика. Физика твердого тела». Любопытно, что в своем курсе Савельев решил поменять местами «Молекулярную физику» и «Электричество и магнетизм». Зачем – не понимаю, ибо в некоторых параграфах он использует понятия молекулярно-кинетической теории и уж тем более рассказывает об электрическом пробое в газах! С другой стороны, что-то в книге о молекулярной физике я не видел ссылок на тему об электричестве и магнетизме… Ну да спорить не буду, это все методики преподавания, а я тут не самый большой знаток, если не сказать иначе - самый не большой знаток.

Так вот, книга «Электричество и магнетизм», второй том пятитомника Савельева, мне запомнился чрезвычайно ярко – и на всю жизнь! Уж сложно передать словами, под какое я попал впечатление, когда начал читать про понятия теории поля – градиент, дивергенция, ротор, циркуляция, поток, и как потом из них конструировались понятия теории векторных полей – поля E, D, B, H. Вау, с каким наслаждением я оперировал этими полями, выводя уравнения Максвелла! Томик механики был насыщен простейшими мат.формулами – это было скучно и неинтересно :-(. А здесь уже существенно иной мат.аппарат, и, оперируя буковками набла и строя уравнение Пуассона, можно было щеголнуть и повыпендриваться перед друзьями-знакомыми своими познаниями: оба-на, чего я знаю! Дело еще в том, что при описании векторного анализа Савельев четко описал физическую суть этих понятий – именно наглядность образа, и никоим образом не мат.аппарат (я еще пойму, что это такое, когда буду изучать мат.анализ) – помню, меня это просто поразило, до чего же ОЧЕВИДНЫ и НАГЛЯДНЫ образы тех же градиента, дивергенции и ротора. И теперь уже уравнение Остроградского-Гаусса «Интеграл по объему от дивергенции вектора равен интегралу по поверхности от потока» кажется детсадовски примитивным. Это же очевидно: сколько в ванну вливается через кран (плотность источника), столько же выливается через край ванны (поток). Это – очень хорошая книга, вообще обожаю Савельева! Наверное, лишь потому, что это как первая любовь – на всю жизнь! – ведь первый учебник по физике :-).

Савельев И.В. «Курс общей физики», книга 1 «Механика». М., Наука, Физматлит, 1998

Я никогда не рассказывал, как увлекся физикой? Это было на заключительном экзамене по физике, второй курс. Все, третьим семестром мы заканчиваем изучение курса физики, сдаем экзамен, оценка идет в диплом, а мы навсегда прощаемся с этим ужаснейшим предметом. Я этот экзамен сдал, получил пятерку, и вот я, довольный, возвращаюсь после экзамена домой. Ехать мне далеко и долго, а в метро читать нечего, кроме разве что единственной книжкой в моей сумке – учебника по физике. Открыл. Понравилось. Широко раскрылись глаза от прочитанного в последних главах последнего, пятого тома курса физики Савельева. Великое объединение, фундаментальные взаимодействия, строение материи… - ах, как же это интересно! Попробовал почитать – ничего не понял. Делаю вывод, что читать надо было начинать с самого начала. Так, закончив изучение курса физики в институте, я начал его изучать самостоятельно, уже для самого себя. В отличие от институтского курса, принесшего успех в 0 %, самостоятельная работа принесла много больше – все 100 %. Учебник по физике Савельева, именно его первый том вообще стал ПЕРВЫМ учебником, что я начал изучать самостоятельно. Потом выяснилось, что я не знаю и математики, и тогда книга Фихтенгольца стала вторым изученным мною учебником. Именно так я начал заниматься самообразованием.

Пятитомник Савельева предназначается для студентов технических ВУЗов и содержит в себе исключительно полное содержание всего курса общей физики. В частности, первый том содержит механику и теорию относительности, которую традиционно включают именно в этот курс. Прочитал. Понравилось. Книжки маленькие, но материала там много.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz