Шкловский И.С. «Звезды: их рождение, жизнь и смерть». М., Наука, Физматлит, 1984

Уж сколь часто встречал я в аннотации: «научно-популярная книга, предназначена для широкого круга читателей». Понятие научно-популярного вообще оказывается широким – от детского сада до академиков. Занимается, например, физик-теоретик проблемой сверхпроводимости, захочет на досуге почитать что-нибудь о молекулярной акустике. Вроде бы та же физика, а ведь нет, уже другая наука, хоть и смежная. Углубляться в изучение монографий – лень, да и не нужно, а вот почитать научно-популярную книжонку можно. Но раз уж он – физик, то и книжка будет другого уровня, где уже не надо объяснять, что такое уравнение Лагранжа второго рода. Это произведение, на мой взгляд - их их числа. Довольно толстая, насыщенная информацией, книга подробно рассказывает о звездах: их рождении, жизни, смерти. Никоим образом нельзя назвать ее для человека с улицы – книга предполагает в читателе прочные знания физики и общего курса астрономии. Некоторые фразы просто поражают своим чрезвычайно умным звучанием. Однако же это очень талантливая книга. Ее, несомненно, можно рекомендовать в качестве учебника для астрономов-первокурсников, ибо она потрясающе дополняет стандартные учебники – более того, она более информативна их, неся с собой целые кладези информации. Чего стоит одна только глава о Крабовидной туманности, изучению которой столько времени посвятил Шкловский! Написанная для человека с образованием, полная научной, строго изложенной информации, она внесет существенный вклад в образование любого увлекающегося естественными науками человека. Астрономом можешь ты не быть, но книгу прочитать обязан! Не помню, кто сказал. Пушкин, наверное ;-).

Арнольд В.И. « «Жесткие» и «мягкие» математические модели». М., МЦНМО, 2004

Висит у меня на стеночке портрет Арнольда. Приходят гости, дивятся: что за Арнольд такой? Шварцнеггер, что ли? Да нет, математик, причем известный. Пожалуй даже, живой классик. А еще он большой педагог и популяризатор науки – из-под его пера вышла масса книжек, брошюрок и статеек. Будьте уверены – что ни астрономия, то Сурдин, что ни математика, то Арнольд. Наш он, русский, Владимиром Игоревичем зовется. Вот он еще одну популярную книжку написал. А так как она была маленькая, прочитал за один вечер. В этой книжке Арнольд пишет о том, что такое теория устойчивости и как сильно она нужна человечеству. Оказалось – очень сильно. Меня вообще всегда восхищали науки, претендующие на все на свете. Теория устойчивости – одна из таких наук, и в этом вы можете убедиться из данной книжки. Лично я был глубоко потрясен проведенным математическим анализом теории управления. Оказывается, всякая система, которой управляет более трех-четырех уровней начальства, неустойчива – отсюда Арнольд делает выводы об управлении государства, о бюрократии, о различных системах государственного управления. Управленцам почитать будет интересно! А еще Арнольд пишет об устойчивости экологических систем, о войнах и сражениях – опять же с математической точки зрения теории устойчивости! Книжка дополнена и некоторыми излюбленными темами Арнольда: степенями двойки и размышлениями о преподавании математики в институтах. Брошюра тоненькая, название, правда, заумное – отталкивает многих читателей, но по содержанию книжка легка, занимательна и открывает массу интереснейших вещей – экология, войны, экономика, управления, география, социология. Хорошая наука математика – есть ВСЕ!

Эльсгольц Л.Э. «Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление». М., Наука, Физматлит, 1965

Книга состоит, по сути дела, из двух отдельных, независимых друг от друга курсов – как следует из названия, из курса обыкновенных дифференциальных уравнений и курса вариационного исчисления. Просто они объединены воедино, что следует признать логичным, ибо вариационное исчисление есть не что иное, как решение дифференциальных уравнений Эйлера. Я по этой книге когда-то изучал вариационное исчисление. И был удивлен той легкостью, с которой я вошел в круг новых для себя идей. Как-то слишком просто, ножом по маслу, было выведено основное положение о равенстве нулю первой вариации для доставления экстремума функционалу, как-то быстро построена аналогия с дифференциальным исчислением, как-то элементарно построено уравнение Эйлера, а там уже и не теория даже, а лишь ее применения к практике – просто решались разные задачи, то с закрепленными границами, то с дополнительными условиями… Я несся по страницам вариационки со скоростью света, перелистывая одну страницу за другой. А в других книжках, бывало, сидел неделями на одной странице… Вот как надобно писать учебники! Право, Эльсгольц подтвердил свою репутацию хорошего педагога – вослед за хорошим курсом обыкновенных дифференциальных уравнений он написал хороший курс вариационного исчисления. Вот только глава о дифференциальных уравнениях в частных производных первого порядка мне далась с трудом :-(.

Эльсгольц Л.Э. «Обыкновенные дифференциальные уравнения». СПб, Лань, 2002

После того, как я изучил вводный курс математического анализа, я решил взяться за курс дифференциальных уравнений. Эльсгольц относится к классическим авторам классического курса дифференциальных уравнений. Пожалуй, изучать его приятно. Он не примитивен, однако – что важно! – не гонится за чрезвычайной строгостью и математизированностью своего изложения. У других авторов это получается гораздо хуже – там один символ теснится на другом, белиберда получается… А вот у Эльсгольца – ясно и строго. Отличная книга, рекомендую к учебе в институтах и университетах!

Шкловский И.С. «Вселенная, жизнь, разум». М., Наука, Физматлит, 1987

Интересно, нужно ли представлять эту книгу?? Нет, я взаправду подумал, а имеет ли смысл хвалить эту книжку? Имя автора слишком хорошо знакомо, чтобы его представлять. Название книги – тоже. И вот я прочитал эту книгу – уверен, что ее читали все. Так что же, и писать о ней не надо?

Нет, почему же, скажем пару восторженных слов… Шкловский – знаменитый советский астрофизик. Его книга «Вселенная, жизнь, разум» посвящена поискам внеземного разума. Да, да, поиск тех самых зеленых человечков с Марса – дело рук этой сугубо астрономической дисциплины. Тема чрезвычайно скользкая, ибо на одного человека, профессионально занимающегося подобными проблемами, приходится девять несущих бред фанатиков. Я вообще всегда считал, что тема поиска внеземного разума достаточно скромпрометировала себя, чтобы ею еще кто-то занимался, и вдруг с удивлением узнал, что этим занимаются астрономы, строят радиотелескопы, посылают в космос сигналы, ищут сигналы инопланетян. Дошло уже до того, что на исследовательских спутниках, посылавшихся в дальний космос, обязательно содержалась информация для тех, в чьи руки этот спутник может попасть! Поиски инопланетян – сугубо научная проблема, хотя и чрезвычайно сложная – ведь это симбиоз большого числа наук – астрономия, геология, биология, археология, история, социология, химия – все это слилось воедино, переплелось тысячью нитей – разделить уже невозможно :-(. А между тем собираются международные конференции, на которых выступают ученые с громкими мировыми именами. И пишутся книги. В СССР такая книга была всего одна – ЭТА. В условиях скудости информации в советском обществе единственная в своем роде книга, да еще написанная так талантливо, популярно, захватывающе – шедевр. Он таковым и был. Сейчас, правда, появились другие книжки (я имею в виду, прежде всего, в виду книжку Гиндилиса «Проблема SETI», до которой у меня еще не дошли руки :-( ), появилась и зарубежная переводная литература. Но книжка Шкловского – первая. Честь ей и хвала.
 

Кымпан Ф. «История числа ПИ». М., Наука, Физматлит, 1971

Я вообще считаю себя знатоком научно-популярной литературы. Одни книжки мне нравятся, другие нет. Уже давно выработал для себя правила, которым должен следовать хороший популяризатор – так, чтобы было ИНТЕРЕСНО читать. Математикам вообще дико не повезло с их предметом – если физикам, астрономам, биологам, химикам есть что рассказать и что показать, математикам делать это невероятно тяжело – им, быть может, есть, что рассказать, однако как это сделать – никто не знает. Неужели теоремы, доказательства, графики, формулы?.. Извините, мы это уже проходили, все учились в школе, все знаем, к чему это привело – к тому, что все мы ненавидим математику, и не только как учебный предмет, но как науку вообще. Но уж сколько я читывал на своем веку научно-популярных книжек по математике, и все они строились именно так: теоремы, доказательства, графики, формулы… Неужели среди авторов нет ни одного нормального человека? Нет! Этим человечком оказался румынский женщина-математик Кымпан. В предисловии к своей книге «История числа ПИ» она пишет о том, как должно писать научно-популярную литературу, в том числе и математическую. Честь ей и хвала, читая предисловие, я не мог не восхититься этой женщиной – вот если бы так все писали!! С воодушевлением, с чувством – о математике!! Вот если бы она также и книжку написала… В предисловии она, конечно, поставила героические цели, но книга в целом ее геройскому замыслу, увы, не соответствует. Некоторые главы, особенно про Аристотельский ликей, откровенно скучны – именно там и встречаются скучные картинки, где нужно внимательно следить за ходом рассуждений и наблюдать за ходом рассуждений, где площадь криволинейной луночки превращается в площадь прямоугольного треугольника. Впрочем, это лишь мелкие недоделки, закроем на них глаза… В целом же впечатление от книжки потрясающее. Кымпан удалось соорудить новый стиль повествования в научно-популярной литературе – читатель как бы становится свидетелем тихой беседы между ведущими учеными Древней Греции, Средневековья, Нового Времени, эпохи Просвещения. Все это напоминает театр. Сцена первая – Вавилон, беседа между египтянином и вавилоняном. Пока меняются декорации, за кадром звучит голос ведущего, рассказывающего о достижениях египетской и вавилонской математики. Но вот сменились декорации и переодетые актеры входят в новое амплуа – один играет Аристотеля, другой Эвдема. Обсудив в разговоре между собой достижения всех греческих математиков, они уходят со сцены, и снова звучит голос ведущего. Затем третья сцена – и так далее до конца книги, пока Линдеманн не доказал трансцендентность числа ПИ. Да, действительно, Кымпе удалось найти замечательный стиль изложения материала, хотя сначала и было немного скучновато и непонятно, однако перечитывая книжку по второму разу, до меня стали доходить некоторые особо тонкие моменты… Но с первого раза книжку я не понял. Это плохой симптом – значит, книга малопригодна для чтения человека с улицы. Таким образом, своим же критериям популярности Кымпа, увы, не удовлетворила. Получается, книгу нужно изучать, а не читать – это особенно касается древнегреческой главы и тем более главы о Линдеманне, где категорически непонятна посылка доказательства трансцендентности – хорошо еще, что в примечаниях оно было описано более подробно. Но в целом книга получилась яркой и увлекательной. История числа ПИ – вообще увлекательнейшая история. История квадратуры круга – подобно поискам философского камня или вечного двигателя – одно из тех поветрий человечества, что ставили вначале сугубо научную проблему и пытались решать ее научными методами (по тем временам, разумеется), однако были глубоко скомпрометированы жуликами и откровенными проходимцами. История числа ПИ – одна из них. Задача квадратуры круга – глубокая математическая проблема, и ее изучение важно для математики само по себе, ибо оно расширяло понятие числа вовне – от натуральных, через рациональные и иррациональные к трансцендентальным, вещественным и комплексным. Однако же были тут свои маньяки, что клали на квадратуру круга всю свою жизнь – деньги, положение, здоровье. Читать жизнеописание этих людей само по себе интересно как прекрасный пример настоящей болезни, нередко даже со смертельным исходом – какие тут были герои, жулики, исторические деятели, математики, проходимцы, монахи – подумать страшно! Хорошая книжка, хоть и немного пресная. Все же я остался доволен, но должен признать, могло быть и лучше.

Кононович Э.В., Мороз В.И. «Общий курс астрономии». М., УРСС, 2001

Астрономия – наука, развивающаяся просто бешеными темпами. Предыдущее издание было выпущено в свет в 80-х годах, однако с тех пор произошла целая череда колоссальных открытий мировой важности… Впереди планеты всей, очевидно, астрофизика, однако и небесная механика, и даже астрометрия значительно продвинулись вперед. Со времен издания такого-то года прошло вот уже 20 лет – астрономия изменилась – ей нужен новый учебник. Нет, конечно же, все, что там было написано, все осталось верным и сейчас – только все это уже старо. Это анахронизм, как катушечный магнитофон в наш век цифровых mp3-плееров. В начале 2000-х годов Кононович и Мороз решили написать новый учебник. Конечно же, они опирались на свое предыдущее издание, однако переделок было сделано столь много, учебник был просто переписан с начала и до конца, что они решили изменить его название. Вместо «Курса общей астрономии» на свет появился «Общий курс астрономии». В предисловии авторы обращают на это изменение особое внимание, они пишут, что книга, по сути, переписана заново, поэтому они изменили название. Впрочем, мне-то все равно, ибо я не вижу разницы между общим курсом и курсом общим… Ну да ладно, перейдем к самой книге. Книжка получилась очень хорошей. Переделанная практически заново, она вводит читателя в круг современных астрономических проблем. Книга значительно пополнена, переработана и дополнена. Очень добротный учебник, молодцы, хвалю!
 

Бакулин П.И, Кононович Э.В., Мороз В.И. «Курс общей астрономии». М., Наука, Физматлит, 1977

Хорошая наука – астрономия. Среди народа – самая любимая и почитаемая. Популярные статьи печатаются в десятках и сотнях изданиях, и даже самая желтющая пресса не преминет задвинуть что-нибудь заумное про ученых, посмотревших в самый большой телескоп и увидевших самую черную дыру во Вселенной. Голливуды штампуют одну за другой звездные войны на границах Вселенной, и теперь каждый пацаненок и каждая пацанка знают, что такое лазерный меч, сверхсветовая скорость и антигравитация. Астрономия прочно вошла в нашу жизнь, ибо это – интересно, увлекательно, загадочно! Пожалуй, нет на свете другой такой ИНТЕРЕСНОЙ науки, которой есть что рассказать, есть что показать, есть чем потрясти воображение. Среди естественно-научных дисцплин астрономия вообще впереди всех, ею интересуются абсолютно все, даже те, кому глубоко по фиолетовому барабану квантовая механика и тем более сопротивление материалов с теоретической механикой. Зададимся вопросом: а как глубоки приобретенные таким образом астрономические познания? И дадим самим себе смелый ответ: лазерных мечей не существует, движение со сверхсветовыми скоростями невозможно, антигравитация пока еще остается на уровне научной фантастики – и вообще все, что знает об астрономии среднестатистический обыватель, примитивно, нелепо, нахапано кусками из каких-то пошлых журналов, переврано и количественно, и качественно – хаос полнейший, добротно перемешанный с диким количеством суеверий, зеленых человечков с Сатурна, астрологии и разного лженаучного бреда. Отсюда вывод: не читайте вы эту фигню. Дабы приобрести систематичное полноценное представление о том или ином предмете, нужно почитать учебник. Перед вами – учебник Кононовича, Бакулина и Мороза, посвященный астрономии. Этот курс общей астрономии читается студентам-астрономам на первом курсе университета, когда они еще не начинали изучать свою специализацию – кто-то станет небесным механиком, кто-то астрофизиком, кто-то астрометристом. Вообще, учебники для первокурсников всегда представляли собой идеальную литературу для первого знакомства с предметом – с одной стороны, довольно популярно и просто, с другой – на серьезном научном уровне. Точно так выдержана и эта книга. Здесь есть все и по астрометрии, и по астрофизике, и о строении Вселенной, и о всех его необходимых элементах – звездах, планетах, галактиках, и даже о пресловутых черных дырах. Не читайте вы популярных статеек по астрономии в желтой прессе, читайте лучше учебник по астрономии – уверяю, для самообразования гораздо полезнее, ибо один такой учебник заменит вам сотни статей, уже не говоря о том, что он принесет с собой порядок в голове и уверенность в своих знаниях. Это очень хорошая книга, ее обязательно нужно прочитать каждому цивилизованному человеку, ибо астрономия – та самая наука, что делает мир, что строит мировоззрение. А следовательно, по астрономическим познаниям того или иного человека можно откровенно судить, не больше не меньше, о самом человеке!
 

Чарльз Банн «Кристаллы. Их роль в природе и науке». М., Мир, 1970

Я иногда дико завидую глупым людям, людям, которые ничего не знают. Ведь какое наслаждение, наверное, они испытывают, когда берут какую-нибудь книжку и узнают что-то НОВОЕ и ИНТЕРЕССНОЕ. Ведь у них все впереди, и любая истина, для меня быть может детсадовская, для них представляется большим откровением. Я с ностальгией вспоминаю те книги, которые стали для меня настоящим откровением НОВОГО и ИНТЕРЕССНОГО. Об одной такой книге – книжке Глейка «Хаос» я уже написал – она открыла для меня науку детерминированного хаоса. Книжка Чарльза Банна «Кристаллы» открыла для меня мир кристаллографии. Если вы думаете, что кристаллы – это что-то вроде горного хрусталя или хотя бы граненных алмазов или бриллиантов, вы ошибаетесь – кристалл – понятие физики твердого тела – представляет собой, по сути, ВСЕ твердые тела. Понятие кристалла пронизывает весь наш мир, это чрезвычайно важное, фундаментальное понятие, в последнее время с развитием физики приобретшее новое значение. Поэтому физика твердого тела и его раздел – кристаллография – являются одними из важных разделов современной физики. Эта книжка посвящена популярному изложению кристаллографии. Рост кристаллов, дефекты, оптика кристаллов, поляризация в кристаллах, кристаллы из органических молекул – все эти вопросы описаны чрезвычайно хорошо и понятно. Когда-то эта книга открыла для меня мир кристаллографии, теперь я надеюсь, что она откроет эту науку и для вас. Прочитайте эту книгу, она этого стоит.

Иродов И.Е. «Основные законы электромагнетизма". М., Высшая школа, 1991

При изучении какой-либо науки по учебнику обязательно возникает соблазн перейти от изучения леса к изучению отдельных листочков. Особенно этим грешит математика, которая пытается все свои рассуждения облечь строгими доказательствами со всеми возможными оговорками и примечаниями. Примечания могут оказаться столь полными и длиннющими, что они подавят смысл самой теоремы – они станут важней заложенного в теорему смысла, и тогда читатель, погрязший в мир тончайших доказательств, потеряет нить рассуждения – он просто не увидит леса из-за леса! Отсюда вывод: при первом изучении предмета необходимо выкинуть из учебного курса все лишнее, оттягчающее, мелкое, ненужное, мешающее общему взгляду на предмет. Никаких доказательств и ненужных обобщений, никаких приложений, явлений и эффектов – их можно изучить по другой книжке. Но когда перед тобой стоит задача овладения генеральной линией изложения – надо сосредоточиться на ней, надо всегда видеть перед собой лес, и никогда не переходить на детали. Вот изучишь полный курс, тогда сколь угодно, пожалуйте к другим книжкам!

Именно так и построена эта книжка. Учебники Иродова всегда отличались глубоким физическим смыслом и матерством изложения. А все почему? Да потому, что Иродов следует как раз изложенному ранее принципу: ничего лишнего, только генеральная линия изложения! Электрическое поле в вакууме, электрическое поле в веществе, магнитное поле в вакууме, магнитное поле в вещество, уравнения Максвелла. Ничего лишнего, даже традиционных для всех институтских курсов физики предметов – тут есть генеральная линия – нужно получить уравнения Максвелла, и они будут получены во чтобы то ни стало. Мне эта книга понравилась как раз своим педагогическим планом, не позволяя отвлекаться на мелочи. Это очень дельная книга. Другое дело, что в дополнение к ней нужно будет прочитать что-нибудь другое, например, Калашникова.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz