Хельмут Ханке «На семи морях. Моряк, смерть и дьявол». М, Мысль, 1989

А вот эту книжку мне когда-то подарила моя школьная подруга Анна Брохес. Ее отец работал в сфере судостроения и мореплавания, и семейство Брохес делилось со мной кой-какими хорошими книжками о кораблях, морях и океанах :-). А ведь это предопределило мою судьбу – я стал кораблестроителем… Вот эта книжка была подарено ею мне на День Рождения. Если у нас Лев Скрягин, то в Германии – Хельмут Ханке. Потрясающий автор потрясающе хорошо пишет о моряках парусного флота. О том, как они жили и как плавали… Книжка вышла потрясающей – о вине, тяжелых работах, быте, матроских наказаниях,  песнях, и всем-всем-всем. Мне понравилось.

Киган Джон «Первая Мировая война». М., АСТ, 2002 // Серия "Историческая библиотека"

"Все, что было наихудшего в столетии, которое открыла Первая Мировая война, - все это имело начало в хаосе, который она оставила после себя".

Уж не знаю почему, но Первая Мировая война меня всегда интересовала больше Второй Мировой войны. Самолеты, танки, бомбы, два противоборствувющих тирана – Гитлер и Сталин - Вторая Мировая скучновата, хотя, конечно, это лично мое мнение. А вот Первая Мировая вызывает во мне какое-то непонятное чувство загадки вселенского масштаба. Что это было?? В чем ее причины? В советские времена любили говорить, что дело в дележе награбленного империалистическими державами, в западной литературе любят говорить о случайном стечении обстоятельств. А вот меня не перестает преследовать чувство Тайны, скрывающейся за этой войной. Массовый психоз? Толчок из космоса? Неведомые социальные пружины, законы эволюции? истории? Этой планете чертовски хотелось поиграться в войнушку. У планеты была тысяча возможностей урегулировать конфликт миром, но нет же, всяк правитель шел на все, лишь бы ускорить войну, причем с возможно большим числом жертв.

28 июня 1914 года в столице Сербии Сараево был убит австро-венгерский принц Франц Фердинанд. Безусловно, Австро-Венгрия возмутилась этим поступком и потребовала от Сербии выполнения некоторых условий, в случае отказа от которых Сербии будет объявлена война. Забавно, но Сербия эти условия выполнила, вот только Австро-Венгрии уж больно хотелось повоевать, ультиматумы шли один за другим, и каждый раз все жестче. Бедная Сербия соглашалась и на эти ультиматумы, но Российской империя, старший брат Сербии, решила заступиться за балканских славян и категоричным тоном заявила, что если Автро-Венгрия не отменит свои ультиматумы, то Россия объявит мобилизацию и пойдет войной на австрийцев. Австро-Венгрия пожаловалась своему старшему брату – Германии. Теперь уже та пригрозила пальчиком России. Нараставшая военная мощь Германии не понравилась Франции и Великобритании, связанных к тому же узами союзных договоров с Россией. А теперь вдумайтесь в смысл произошедшего и скажите, ну не издевательство ли? - Австро-Венгрия объявила войну Сербии, однако первые выстрелы прозвучали на территории Люксембурга, когда Германия предъявила ультиматум Бельгии для пропуска ее войск на территорию Францию. Мир взорвался. Мир очень хотел воевать. Это как пороховой погреб – одна спичка, и все взорвалось со страшной силой – в Европе разгорелись величайшие битвы всех времен и народов. Западный и восточный фронты, война в Африке, в Океании, США, Галлиполи, битва за Изонцо, Ипр – война отличалась кровожадностью и бессмысленностью жертв. Взять хотя бы Верден. Сотни тысяч погибших с обоих сторон, а итогу – НОЛЬ. Эта величайшая битва всех времен и народов не принесла преимуществ ни той, ни другой стороне, это было заведомо патовая ситуация, в которую, как в мясорубку, бросали дивизионы людей. Эту битву историки так и назвали: «Верденская мясорубка». Химические атаки, первое появление танков и самолетов, бессмысленные жертвы невиданных масштабов, но главное – это позиционная война, это глубокие окопы с укреплениями – без применения танков, самолетов и артиллерии, что будет сделано только во Второй Мировой, такая окопная война закончиться самостоятельно не может. Она и не закончилась, ибо, как известно, Первая Мировая закончилась вовсе не потому, что союзники ворвались в Берлин и повесили свой флаг над рейхстагом - позиции немцев так и не были прорваны! Четыре года противостояния. Это была последняя война людей и первая война машин. Но из-за своего переходного характера ей не суждено было стать ни той, ни другой – Первая Мировая славится своими «мясорубками». Но что меня особенно волнует, так это ее масштаб. Она действительно была Мировой, ибо в ней участвовали практически все страны, вплоть до Китая, Австралии и Бразилии. На стороне Германии выступали все новые страны, множились точки соприкосновения стран Антанты со странами германского блока. Военные действия в Африке, в Иране, в странах Океании, на Тихом, Атлантическом и Индийском океанах – размах, огромное количество второстепенных конфликтов по всему земному шару, позиционная война в Европе, политика, появление первого социалистического государства – СССР – все это напоминает мне какой-то разлом, катастрофу, как бывает, если долго гнуть палку, и она наконец с треском ломается. Вот почему я считаю Первую Мировую войну, пожалуй, интереснейшей войной в истории человечества. Поэтому я прочел эту книгу с большущим удовольствием. И буду читать по этой теме дальше :-).

А Сербия? 28 июня 1914 года в городе Сараево был убит Франц-Фердинанд. 2 августа на территории Люксембурга раздались первые взрывы. А о Сербии просто забыли. В Сербию война пришла только через год.
 

Гурштейн А.А. «Извечные тайны неба». М., Наука, Физматлит, 1991

Процитирую несколько слов из заключения: «Автор вспоминает о том, как, учась в школе, увлекался чтением книг по астрономии, о тех путях, которые привели его к профессиональным занятиям этой наукой. И автору хочется, чтобы эта книга понравилась любителям астрономии, может быть, сослужила кому-то добрую службу в выборе дальнейшего жизненного пути. И пусть не все молодые читатели станут астрономами, но ему хочется, чтобы они лучше знали и понимали эту древнюю и очень своеобразную науку».

Что ж, об этом мечтает каждый автор – зажечь в сердцах читателей интерес, увлечь их своей наукой. Не у каждого получается. Но сейчас я убедился, что у Гурштейна получилось :-). Эта довольно толстая книга чрезвычайно популярна и занимательна. И хотя изложенный здесь материал я более-менее хорошо знаю, однако же прочел ее с величайшим удовольствием. Потому что приятный ненавязчивый стиль изложения, который можно читать часами – редкий автор может похвастать таким мастерским изложением текста, что книжка читается настоящим запоем! Потому что автор излагает колоссальное количество курьезных историй и исторических анекдотов. Забавный стиль изложения – начиная новую главу, автор никогда не идет генеральной линией изложения, напротив, он постоянно сбивается с пути, сворачивая влево и вправо, чтобы рассказать в тему и не очень очередной анекдот или курьез, или же совсем другую историю вообще из другой науки, а потом по ассоциации разговаривая уже совсем о другом… Все это так непохоже не то что на учебники, но даже на классику научно-популярного жанра, все это так похоже на приятный журналистский стиль, на неторопливый стиль беседы под ручку с красивой девушкой, гуляя по парку и кушая мороженое… Неторопливый стиль изложения с массой отвлечений, большое число раскиданных по тексту книги бриллиантов – забавных историй, курьезов – делает эту книгу этакой популярной энциклопедией. В ней есть все. Читать ее приятно и полезно каждому – от учеников средней школы до солидных маститых профессоров.

Головина Л.И. «Основы линейной алгебры и ее приложения». М., Наука, Физматлит, 1979

По прочтении книги всегда остаются (точнее, должны оставаться) какие-то размышления, чувства. Что ж, в этом разделе моего сайта об этом я пишу… Прочитал художественную книжку – был потрясен, написал. Прочитал научно-популярную книжку – очень интересно, поделился своей радостью. Но вот учебникам по математике до сих пор не везло. Математика многим кажется скучной наукой. Да, она красива, она очень красива, только эта красота суровая и строгая, это красота для людей образованных, культурных, с высшим образованием, ценящих Истину. Это та самая красота, что переживет века и тысячелетия, вот только чтобы понять ее, нужно преодолеть себя и подняться на ступеньку выше в собственном развитии. Это очень трудно. Гораздо легче увлечься сексапильными красотками в облегающих юбочках, чем древнегреческими скульптурами, выстроенными по идеальным математическим канонам красоты и переживающих вот уже которое тысячелетие… Ну а математическая строгость напоминает мне Снежную Королеву – красиво, но черт подери, уж больно холодно… Хоть я и стремлюсь к Красоте Математики (ибо имею на сей счет несколько мыслей, но озвучивать их тут не место), но в большем счете ее пока не понимаю. Вот почему все предыдущие рецензии по математическим книжкам сводятся к простейшим репликам де «прочитал, очень интересно, понадобится в дальнейшем». Мат.анализ, дифф.уравнения, ТФКП, вариационное исчисление – все это, конечно, очень интересно. Но один раз передо мной встал потрясающий вопрос: а что такое АЛГЕБРА?

Забавно, но этот вопрос я задал себе еще где-то в классе седьмом. Алгебраические уравнения и неравенства, системы уравнений – все это, конечно, очень интересно, но я как-то чисто интуитивно понимал, что все это, чем пичкают школьников на уроках алгебры – лишь жалкие огрызки. Сама наука осталась где-то там, и меня еще со школы мучал вопрос: что такое алгебра, чем она занимается, что изучает?? Когда я наконец-то начал заниматься самообразованием, я достал себе книжку Головиной «Основы линейной алгебры и некоторые ее приложения», я начал читать и…

Вот тут мне постоянно вспоминается знаменитая притча о том, что есть знание и что – незнание. Некто пришел к мудрец и спросил: что есть знание? Мудрец взял в руки шар. «Вот этот шар – наше знание» - сказал он, - «Все, что вне шара – наше незнание. И чем больше шар, тем больше появляется у нас вопросов, тем больше наше незнание». Как тут не вспомнить Екклесиаста «Знание есть скорбь. Приумножение знаний есть приумножение скорби». Был у меня один вопрос: что такое алгебра? Теперь я знаю что такое алгебра. И теперь я не могу спать спокойно, ибо меня мучают десятки других вопросов… Я стал несчастным человеком… Алгебра, наряду с мат.анализом и геометрией, является одним из китов современной математики, эта дисциплина поражает прежде всего своей фундаментальностью и абстрактностью. Ее мало где преподают, но именно здесь сокрыта та самая холодная и строгая Красота – вот где Снежная Королева, вот она! Я ведь и раньше был наслышан о достижениях алгебры, но мне все время представлялось, будто нахожусь я посреди чистого поля, а надо мной идеально чистое небо, солнышко, и тут до меня доносятся раскаты грома. Если даже до сюда доносятся раскаты грома, то какой же величины должна быть гроза там, за горизонтом? – вопрошаю я. Мне представлялось, что я – Алиса из Страны Чудес, которая сидит в темном и холодном зале, а перед ней – крохотная норка, ведущая в прекрасный сад – там фонтаны, дворцы, прекрасные цветы… Но я не могу протиснуться туда, потому что я большой, а норка маленькая!! По сути дела, меня дразнят алгеброй. Книжку Головиной я считаю для себя культовой. Я узнал, что такое алгебра. Понял, что такое настоящая Красота. И потерял покой сам, как в той сказке о царице Медной Горы… Каждая глава открывала для меня новые миры, и я постоянно падал духом, потому что на столь интересные вещи у меня никогда не хватит времени… Стандартный курс линейной алгебры был дополнен приложениями. Полуевклидова геометрия, галилеева и эйнштейнова механика, теория групп и теория представлений. Особенно слово хочу сказать о теории групп. Дойдя до этого раздела, я прочувствовал, как высоко забрался, в какие глубокие абстракции ушел, а главное – насколько близок я к тому самому понятию Красоты. Абстрактная алгебра, понятие группы, симметрия – вот ОНО, я нашел ЕЕ!! Но об этом я могу говорить уже часами, и эту рецензию я, похоже, уже не завершу никогда… Честно говоря, я и сам не понимаю, с чего это вдруг учебник по математике проивезл на меня ТАКОЕ впечатление. Произвел. Впечатление живо до сих пор. И я, до того бывший в счастливом неведении относительного того, что такое алгебра, ныне пребываю в постоянной скорби – увы, ящик Пандоры открыт, и я теперь знаю, что это…

Клетеник Д.В. «Сборник задач по аналитической геометрии». М., Наука, Физматлит, 1998

Вряд ли стоит вносить в список «прочитанных книг» справочники, энциклопедии или сборники задач, ибо целиком их никто читать не будет – если кому-то и понадобится, то лишь краткая выжимка, а из-за двух-трех строчек никто не будет кичиться, что он прочел Большую Советскую Энциклопедию. Вот не буду делать этого и я. За одним редким исключением – сборника задач по аналитической геометрии Клетеника. Ибо я действительно изучил эту книгу с точностью до буковки, с точностью до последней точки и запятой. Нет на свете такой книги, которую я не изучал бы так скрупулезно, на которую посвятил бы целые ГОДА напряженной работы. Я просто работал над сайтом http://a-geometry.narod.ru/ , я ВРУЧНУЮ набивал текст (а главное – формулы!), я прорешивал все ее задачи… Да уж, вспомню – ужаснусь, работа воистину титаническая…

Ильин В.А., Позняк Э.Г. «Аналитическая геометрия». М., Наука, Физматлит, 1999

Ха, это моя первая книжка :-). Когда я наконец-то решил заняться самообразованием, я сразу же начал изучать мат.анализ, но понял, что мат.анализ – это вторая ступенька, а мне бы хорошо спуститься на ступеньку пониже, поизучать аналитическую геометрию. Таковую изучал по книжке Ильина и Позняка. И имел большие успехи :-). Стандартный курс аналит.геометрии примитивен до невозможности – линии первого и второго порядков в плоскости и пространстве. Полагаю, на этом курс аналит.геометрии заканчивается в принципе, ибо бОльшие размерности изучает уже высшая геометрия, а линии больших размерностей – алгебраическая геометрия. Курс был изучен в совершенстве, чему яркое подтверждение – мой сайт http://a-geometry.narod.ru/ . Комментарии, думаю, излишни. Этот курс я изучил в совершенстве и теперь считаю его детским садом. И еще я очень удивляюсь тем личностям, которые не умеют решать простейших задач на прямую и плоскость… Забавно, но когда-то во времена СТФ я сам платил деньги другим людям, чтобы мне решали эти самые задачки…

Крылов И.А. «Басни». М., АСТ, 2002 // Серия "Мировая классика"

Считается, что школьная программа состоит из самых скучных на свете произведений. Нет, на свете полным-полно интересных книг, пусть даже художественных, пусть даже классических, но только НЕ ТЕХ, что изучают в школьной программе. Этот предрассудок преследует меня всю жизнь, и та же девчушка тысячу раз права, тыкая мне пальцем в мое невежество: ба, Пушкина не читал! А я вот один раз наткнулся на басни Крылова. Да-да, на те самые… Делать было нечего, и я почитал побасенки. Был потрясен. Оказалось ужасно интересно :-). Забавно, весело, интересно, увлекательно. Басен оказалось много. Читал запоем. А потом даже заучивал самое интересное. На память. Просто так. Просто потому, что нравится.

Брэдбери Рэй «Вино из одуванчиков». СПб, Азбука, 2000

 

Зельдович Я.Б., Мышкис А.Д. «Элементы прикладной математики». М., Лань, 2002

Было такое время, когда передо мной встала насущнейшая необходимость в кратчайшие сроки изучить основы математического анализа. Ну, допустим дифференциальное и интегральное исчисление я знаю. Но что дальше?!! Дифференциальные уравнения, вариационное исчисление, теория функций комплексной переменной, интегральные уравнения, математическая физика, функциональный анализ, векторный анализ… Браться за фундаментальные учебники я не мог – не хватало времени. Лучший выход – взять какой-нибудь учебник, в котором были был изложены основы ВСЕХ этих предметов. Таких книг полным-полно, и я взял тот, где по крайней мере авторы мне хорошо знакомы, особенно Зельдович . Вот передо мной книжка Зельдовича и Мышкиса «Элементы прикладной математики». Судя по оглавлению, тут есть все – даже преобразования Фурье, вообще высший пилотаж мат.анализа. Я честно изучал эту книгу на протяжении нескольких месяцев. А потом понял, что изучал ее бесполезно. Потому что она не является учебником, а является лишь «книгой для чтения». На этом примере я понял, что это разные вещи. Книга для чтения должна читаться ПОСЛЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНО, но никак не ВМЕСТО учебника. Учебник не заменит ничто, а вот книга для чтения – уже затем и потом. Зельдович, как замечательный физик (я его уважаю!!), пытался написать математические главы в их физическом обличьи, не вдаваясь в детали и ненужные доказательства, а выискивая их физическую сущность. Мысль дельная (я всегда это говорил!), однако для первого чтения довольно тяжеловато… Функция Грина, преобразования Фурье, теория вероятностей, дифференциальные уравнения, векторный анализ, ТФКП, интегралы и ряды, вариационное исчисление – изученные по этой книге, поняты НЕ БЫЛИ. А вот уже когда я все это изучил по учебникам, согласно стандартному математическому курсу, уже следовало бы обратиться к этой книге. И ведь обращаюсь! И нахожу отчетливый физический смысл. И еще лучше понимаю предмет!! И было мне счастье. Отсюда вывод – сама по себе эта книга никчемна и бесполезна – несмотря на уверения автора в ее физическом смысле она кажется сложной и непонятной. Книгу надо читать после прочтения соответствующего математического курса – тогда она принесет колоссальную пользу!

Золя Эмиль «Добыча». М., АСТ, 2001

Я уже, кажется, как-то писал, как мне понравился Золя… То было замечательное время, когда я от делать нечего хватал первую попавшуюся на книжной полке книжку и читал, не глядя на автора и название его произведения, ибо был в полном неведении относительно мировой литературы… Чего я только не читал – и Куприна, и Бунина, и Кортасара, и Джерома, и О.Генри, и Вудхауза, и еще многих-многих других. И вот, помню, попалась мне как-то на глаза книжка Золя. Ну раз попалась – решил взять. Помню, сел в метро, открыл на первой странице и… с первых же строк… влюбился… Есть такие авторы, которые пленяют не сюжетом, не действом, а своим языком, своим стилем. А раз пленяет не действо произведения, а язык писателя, значит, читать можно все, что угодно – все равно понравится :-). Таким образом, после того, как я прочитал произведение «Страница любви», от которого я был в буйном восторге, и всем я вся хвастался этим замечательным произведением, я решил взяться за другую книжку Золя. На сей раз мне на глаза попалось произведение «Добыча». Ну что же, почитаем :-).

Старичок Золя не обманул – стиль у него все тот же :-). Правда, я знаю некоторых людей (или, даже точнее, некоторую), которым этот стиль не нравится. Не буду обсуждать достоинства и недостатки, ибо это всего лишь дело вкуса – я вот, к примеру, не самый большой поклонник кукольного театра, что, однако, не дает мне никакого права критиковать уважаемую мною девчушку и ее любимое дело, в которое она погрязла по уши. Такими людьми восторгаться надо, а не критиковать, тем более что такая критика исходит скорее от собственного скудоумия, чем от собственных «познаний». А мне вот стиль Золя нравится. Лирический, красивый, романтичный, что для меня, как человеку немного сентиментального, пусть даже и физико-математического склада ума, более чем приятно :-).

Среди замечательных произведений многих замечательных писателей есть произведения, посвященные жизни и быту людей низших классов. Любимая героиня подобных романов – проститутка, торгующая своим телом ради жалких грошей, да и те ведь отнимает всесильный сутенер. Низкие, жалкие классы людей – вонючих, вороватых, живущих в картонных коробках, питающихся пищевыми отбросами, не имеющих ничего святого, чтящих одного бога – алкоголь, противопоставляются высоким классам - пахнущими одеколоном, щедрых, живущих в богатых домах, питающихся устрицами и пьющих дорогие вина и шампанские. Эти люди, поголовно с университетским образованием Сорбонны, в совершенстве владеющие несколькими языками, знатоки светской беседы и этикета, являются полной противоположностью низшим классам. И если среди низших классов, очевидно, полным ходом идет борьба за выживание – грубым языком, драка за кусок хлеба, подобранный на улице, то в высшем классе развивается наука, искусство и тонкие ремесла. Высший класс как добропорядочный светоч культуры и цивилизованности, несущий свет темным массам, почитается носителем истинной человечности. И является таковым на самом деле.

Ой ли?

Франция. Париж. Пышная аристократия времен империи Наполеона III. Франция – царица Европы. Золото льется рекой, и все в руки десятка-других крупных финансовых воротил, творящих миллионы. Аристократическая верхушка утопает в роскоши и блеске золота и бриллиантов. В борьбу вступает Аристид Саккар – новоявленный делец, стремящийся урвать свою долю пирога. Кто он такой? Настоящая финансовая акула, построивший свое состояние на спекуляциях невиданного масштаба. Обмануть народ, государство, финансистов, банки, коллег, друзей, жену, детей – всех и вся, лишь бы урвать лишнюю сотню тысяч, и побольше, побольше, побольше!! Что ж, есть такие люди, для которых работа нужна не как средство зарабатывания денег, а как средство удовлетворения своих амбиций. Охотничья собака загоняет зайца не потому, что ей хочется есть, а потому, что внутри нее сидит чисто внутренняя ПОТРЕБНОСТЬ в охоте – бег по лесу, погоня, сидение в засаде, борьба с опасностями и кровавая развязка – вот что хочет найти пес на охоте. Точно также у некоторых людей бывает развит инстинкт борьбы. Для них не нужны деньги, для них важна погоня, сидение в засаде, загон дичи и кровавая развязка. Если одно дело сулит миллион, а другое – два миллиона, это значит, что надо браться за второе дело. И вовсе не потому, что оно даст больший выигрыш, а потому, что оно сопряжено с большими опасностями, а значит, даст большее удовольствие охотнику, как для любой охотничьей собаки гораздо приятнее погонять в охоте, чем побегать на лужайке перед домом. Это – охотники, если хотите – хищные животные, которые охотятся за своей добычей. Добыча – это все то, что лежит под ногами, и из чего можно сделать спекулятивную аферу, раздуть до вселенских масштабов, лопнуть, а потом озолотиться на чужом несчастье. Подложные документы, подделки, взятки, использование громкого имени своего брата, обман и воровство, спекуляции, жульничество и аферы – все идет в ход, только чтобы озолотиться еще и еще, и так без конца, ибо, умея зарабатывать большие деньги, Аристид тратит их на свою жену – Рене. Любительница изысканных платьев, драгоценных камней, золота, модных вещичек, балов и гулянок, она тратит на них баснословные деньги. В ее 30 лет жизнь ей уже успела наскучить. Она питается в лучших ресторан, пьет самые дороги вина, у ее ног пресмыкаются лучшие любовники Парижа, осыпающие ее драгоценностями. Ей становится откровенно скучно, и она уже не знает, чем бы ей занять себя и развеять скуку… Если только…

Хорошо быть богатым и счастливым. Хорошо, когда есть свой дом, высокооплачиваемая работа, любимый человек, престиж и уважение в обществе. «Скромное обаяние буржуазии» - богато уставленый дом в Париже, балы, шикарные бальные платья дам и фраки кавалеров – кто из нас не мечтает об этом? Но стоит ли завидовать жизни Аристида и Рене?? На протяжении всего произведения тем красивым картинам, что рисует Золя – оранжереям, балам, убранству домов и шикарности платьев еще можно завидовать, но когда доходишь до предпоследней главы, где происходит развязка сюжета, понимаешь, что Золя просто насмехается, что он все время лишь подготавливал читателя, не открывая ему своих планов, а лишь ведя к тому моменту, когда можно было бы открыть ему глаза, поднять занавес и показать весь тот ужас, что открывается на одном из балов парижской аристократии… Бог ты мой, каким преисполняешься отвращением ко всему творимому здесь!!

Шикарный бал, устроенный аферистом, за душой которого нет ни одного золотого, но который, между тем осыпает свою жену Рене бриллиантами, полон парижских аристократов. Золото. Вино. Свободная любовь. Забавно, а чем каждый из участников этой попойки отличается от той же самой проститутки? Золя утверждает, что ничем, он рисует мрачную картину, и просто поражаешься, видя, как эти животные, лишь строящие из себя культурных людей аж из города Парижу, бросаются к столу, в дикой давке хватая жаркое, расталкивая друг друга, запивая вином. Разгулье начинается: звучит котильон, и вот один из опьяневших мужчин взялся дирижировать – он придумывает одну неприличную фигуру хуже другой, и звучит бесконечная музыка, и мужчины хватают дам, те с радостью отдаются – получается этакий предвестник американских хиппи… В конце концов, а чем хуже их всех сама Рене? Последнее время у нее в любовниках ходит ее собственный пасынок. Любовь матери с сыном? Почему нет? – всем известна распущенность многих уважаемых господ – у всех на слуху услуги некоей барышни, и что один весьма солидный чиновник любит очень маленьких девочек, и что, к примеру, вот те две барышни вообще являются лесбиянками. Разве не видите, что тут нет места условностям и приличиям? Разве тут не царит удовольствие и наслаждение?? Разве сама Рене не говорила еще в начале книги, что ей наскучила жизнь, и она требует, настоятельно ТРЕБУЕТ большего, большего, ЕЩЕ БОЛЬШЕГО!! Разве Максим не был взращен в той же извращенной среде? Взлелеянный для услады дам, взращенный среди самих дам и, по сути, сам являющийся дамой, он был выпестован чуть ли не рукой селекционера именно для этого общества – развращенного, не имеющего ни малейшего понятия о морали и нравственности… Пьянство, фривольные игры, любовники и любовницы, лесбийские игры, карты, вино, кутежи, балы, женщины на одну ночь и много, много денег! Мне не дано описать весь тот ужас, то злорадство и скрытую издевку, что показывает Золя в своей предпоследней главе, так сильно меня поразившей. Это нужно читать его – классика мировой литературы. Он умеет писать, я, увы, нет :-(.

Рене удалось выбраться из этого грязного мира денег и распущенности. Ее любовь к Максиму благополучно закончилась. Она еще злорадствовала, что вот, де, ее пасынок теперь в ссоре с ее мужем – шутка ли!, сын отбил женщину у папы! Пожалуй, жизнь еще не закончилась, она отомстила, но… Но она горько ошиблась, ибо она забыла, где живет – в самом жестоком из миров. Ее мужу нужны одни только деньги. Рене – та же добыча в руках кровожадного Аристида, который, оказывается, готов согласиться и на такую авантюру, лишь бы получить долгожданную подпись и провести очередную авантюру. Его не интересует даже то, что она пала в руки его сына, и тот спокойно идет с ним под ручкой, беседуя о скорых прибылях. Максим и не думал в мыслях развить отношения с Рене – его интересовали только плотские отношения, ничего более. И вот когда уже он стал замечать, что она относится к нему с большей симпатией, чем любовь на одну ночь, он решил порвать с ней. Да тут еще такой случай – женитьба на богатенькой невесте. К счастью, она скоро умерла, и он, заполучив миллионы, продолжил кутить. Кругом грязь, алчность, горящие жаждой добычи глаза, безнравственность, распущенность, дикость, грязь, похоть – ею овладевает отвращение. Она запила, она более не выезжает в свет – весь свет ей опротивел, раскаяние пришло слишком поздно. Только одна подруга у нее осталась – Селеста, да и та, накопив деньжат, уехала домой… Всему виною – деньги… Есть ли на свете хоть один порядочный человек? Ну конечно, есть хотя бы Батист, который всегда держался холодно и строго и никто никогда еще не видел, чтобы он даже посмотрел на дам. Настоящий мужчина! Да нет, и тот, как оказалось, годами ходил по ночам в конюшню, к конюхам… Тьфу ты, дожили…

Что называется – нервный срыв… Она приезжает в дом в суровый и аскетичный особняк своих родителей… Она поднимается в свою бывшую детскую комнату. Вспоминает свою сестру. Открывает окна и смотрит на Париж, на искрящуюся солнечными бликами Сену, дворцы и храма величественного города. И явственно понимает: что-то в ее жизни случилось не то… Что-то сломалось… Разве это ее мечты? Разве это то, что она хотела? За уголком кровати лежала кукла. Рене достала ее. Из надорванной куклы полетели опилки, платяная головка сникла и упала на пол. Вот вся ее жизнь – опилками на полу, растерзанная и поруганная…. Детская комната. Порванная кукла. Париж за окном. Бликующая солнечная Сена. И рыдающая Рене…

На следующий год она умерла. Ее долги одному только портному составили 250 тысяч.
 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz