Мои книжные рецензии

Вудхауз П.Г. Мир мистера Муллинера.  М., 2003 // Серия "Мировая классика"

Продолжение приключений Муллинера. О нем, как и о его создателе – Пелеме Гренвилле Вудхаузе – я уже писал в предыдущей рецензии.

Вудхауз П.Г. «Знакомьтесь: мистер Муллинер». М., 2002 // Серия "Мировая классика"

Был в моей жизни такой момент, когда я резко повернулся к художественной литературе. Я покупал целую серию книг, а потом читал не переставая книжку за книжкой. Там был и Бунин, и Тургенев, и Золя, и Драйзер, и Стендаль. Каким там только авторов не было! А для меня это все в диковинку, а многие фамилии так вообще слышу первый раз в жизни. Вот взять, к примеру, Вудхауза. Чем он отличается от Кортасара? Я и фамилий-то таких не знал, и только взяв в руки книгу, обнаружил, что Кортасар пишет абстракции, а Вудхауз пишет юмор. Совершенно неожиданно, ВДРУГ я столкнулся с потрясающим английским писателем-юмористом начала 20-го века. Он придумал массу персонажей, среди них в России наиболее известны Дживс и Вустер. Ну а эта книга посвящена Муллинеру, его родственникам и их веселым историям. Эта книга полна доброго юмора, от нее совершенно невозможно оторваться, ибо стиль изложения легок, сюжеты оригинальны, герои забавны, и все это под толстым-толстым слоем гомерически смешного… И полный восторг! Я срочно купил все другие книжки Вудхауза и рассказал о нем своим друзьям-подругам. Они прочитали, им тоже понравилось. Еще не родился тот человек, которому бы не понравился Вудхауз и созданный им Муллинер!


Франк-Каменецкий М.Д. «Самая главная молекула». М., Наука, Физматлит, 1988 // Библиотечка "Квант", вып.25

Книжка эта посвящена ДНК и современным биологическим исследованиям. Но чему именно?, ведь тема ДНК ну абсолютно необозрима, и там столько всего интересного!! Лишь немного написав об основах генетики и основных свойствах ДНК, автор – и в этом замечательнейший плюсище книги!! – посвящает книгу физике ДНК. Ведь ДНК – это не только биология и биохимия, но и полигон исследований для физиков и математиков – недаром книга вышла в библиотечке «Квант»! Центральная идея книги следующая. ДНК – это длинная нить полимера. Но если это длинная нить, то она может закручиваться вокруг своей оси и завязываться в узлы, не так ли? Геометрии и физике ДНК как полимера книга и посвящена. Плавление молекулы ДНК, кольцевые ДНК, сверхспирализация и топоизомеразы, узлы в полимерах, узлы на ДНК и на двойной спирали, различные неклассические формы спирали ДНК. А еще тут есть о генной инженерии, о биотехнологиях, о лабораторных методах (гель-электрофорез), об имунногенетике и генетике эволюции, и далее, далее, далее… Как всегда, книжка библиотечки «Квант» достаточно серьезна, над нею нужно работать. Книга небольшого объема чрезвычайно насыщена информацией. Мне книга понравилась, это достойная научно-популярная литература! Рекомендую!!

Карцев В. «Приключения великих уравнений». М., Знание, 1986

Очень хорошая книжка о людях – основателях теории электромагнетизма. Вольта, Гальвани, Фарадей, Максвелл, Лебедев. Легкий, популярный стиль изложения – книга была прочитана за считанные часы.

Реньи А. «Трилогия о математике». М., Мир, 1980 // Серия "В мире науки и техники"

Почему трилогия? Наверное, потому, что она состои из трех частей. И ведь каждая часть по-своему замечательная, по-своему необычна. Первая часть посвящена философии математики. Что такое математика? Это наука или язык? Она открывает или исследует? Свои размышления о природе математики Реньи вкладывает в уста древнегреческих мыслителей – беседующих между собой Сократа и Гиппократа. Это довольно распространенный метод популярного жанра – беседа древнегреческих мыслителей, обсуждающих ту или иную проблему. Вторая часть посвящена основаниям теории вероятностей. Что такое вероятность, что такое частота появления события, и чем они отличаются друг от друга? В 17-м веке, когда только появилась эта наука, наиболее распространен был эпистолярный жанр. Так эта часть и выдержана – в виде писем от Паскаля к Ферма и обратно. Третья часть мне показалась наиболее интересной, наверное потому, что материал был для меня абсолютно новым. Это были записки студента, изучающего теорию информации – одну из новых математических дисциплин, появившихся совсем недавно, во второй половине двадцатого века. Смешно читать: таких трудолюбивых студентов в природе не существует, это лишь мечты преподавателя об идеальном студенте. Вообще говоря, книжка довольно сложна для восприятия. Первая часть – еще ничего, а вот третья, и тем более вторая – скучны и непонятны. В этом известная проблема всех математиков – скучные люди пишут скучные книги… Единственное, что стоит отметить, так это только теорию информации. Почитать было крайне интересно. Да, сложно, да, непонятно, однако кое-что в памяти отложилось, и когда я спустя некоторое время читал теорию информацию по Вентцель, все это всплыло, и теперь уже кзаалось таким очевидным, простым до невозможности… Все же книжка вышла на троечку – одна из миллионов ничем непримечательных изданий.

Грин Брайан. «Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории». М., УРСС, 2005

Я и сам, бывало, люблю порассказывать своим друзьям-знакомым о чудесах современной науки. То, что изучается в школе – безнадежно устарело. Галилей, Ньютон, Паскаль, Карно, Фарадей – изложение школьной физики заканчивается XIX веком, ни шагу дальше! И лишь на физических факультетах – даже не в технических вузах! – преподают физику XX века – квантовую механику, теорию относительности, статистическую физику, элементарные частицы, квантовую электродинамику. Но это для тех, кто хочет посвятить свою жизнь физике. А для остальных есть хорошие популярные книжки. Подавляющее большинство из них посвящено двум величайшим теориям XX века – теории относительности и квантовой механике. И… - НИ ШАГУ ДАЛЬШЕ! Забавно. Научно-популярные книги построены на эмоциях (читателя нужно впечатлить!), а в теории относительности и квантовой механике с их парадоксами и ломкой стереотипов есть где проявить эмоции! Но упорно создается впечатление, что ничего больше создано и не было, что развитие физики просто остановилось. Конечно же, это вранье. В 90-х годах, в 2000-х годах физика продолжила свой стремительный рост вперед. Появились новые всеобъемлющие теории, сравнимые с теориями XX века. Сделаны фундаментальной важности открытия, до которых еще только добираются популяризаторы. НАДО двигаться вперед! Только вот кто сделает это?

Теория суперструн – это последний писк современной теоретической физики. Что такое суперструны? – это попытка теоретиков объединить в одной концепции общую теорию относительности и квантовую механику. Две теории противоположны; одна из них требует дискретность и квантовый хаос; другая – непрерывность и гладкость. Оказывается, можно ввести понятие струны, которая лишь наличием своей протяженности снимает проблемы квантового хаоса – раз струна является мельчайшим элементарным объектом, то расстояния меньшие размера струны являются ненаблюдаемыми, а следовательно, несуществующими… - струна как бы сглаживает неопределенность квантового мира. Но дальше начинается все самое интересное… Как понятие кванта, введеное Планком, само по себе невероятно простое и кзаалось бы, мало к чему обязывающее, првело к кардинальному пересмотру картины мира, так и введение элементарной струны потребовало революционного пересмотра картины мира – подобно теории относительности и квантовой механики. Только еще глубже и еще парадоксальней. Вы уже привыкли к тому, что пространство-время может изгибаться, прогибаться, растягиваться (общая теория относительности)? А почему, собственно, мы должны жить в мире трех пространственных и одной временной координаты? Теория суперструн говорит нам, что мы живем в одиннадцати-мерном мире… - просто остальные семь размерений свернуты колечками, а четыре – развернулись… Но согласно теории суперструн, мир должен быть именно таким! И раз уж мы рассматриваем пространство-время с наиболее возможно общей позиции геометрии, то почему бы нам не рассмотреть такие понятия, как скручивание пространства-времени?, изменения его конфигурации свернутых-развернутых пространств (Калаби-Яу) из одного состояния в другое? Может быть, мы поймем, что такое – проколоть пространство-время?, что такое сингулярность – ведь в процесе Большого взрыва Вселенная родилась из ТОЧКИ (как это??), и что такое черная дыра – тоже ведь точка? Теория суперструн как обобщение общей теории относительности продолжает ломать представления о пространстве-времени, приготовьтесь к удивительным открытиям… Уже сам факт того, что мы живем в одиннадцати-мерном пространстве… А ведь теоретики хотят добавить еще и двумерные браны (говорят, что столковение двух бран в одиннадцати-мерном пространстве породило Большой взрыв), а еще перестройки пространств из одной компактификации в другую… - все это аж захватывает дух чудесами современной физики, до чего дошли теоретики… Как всегда, жизнь всегда ярче любой фантазии, и те же теоретиеские построения захватывающей всякой фантастики…

Отдельное слово – на всякий случай скептику – скажу… Теория суперструн не является сумасшедшей теорией одного сумасшедшего ученого… Теория суперструн развивается с начала 1980х годов и заслуженно считается генеральным направлением, современным фронтом теор.физики… А что о соотношении теории и практики – да, признаюсь, это правда… Практики (на сегодняшний день) – ни малейшей; более того, у суперструн нет ни одного экспериментального подтверждения, и не ожидается в перспективе… Это чистое теоретизирование; правда, оно имеет за собой очень, очень, очень много косвенных подтверждений. Такое большое количество маленьких да (увы, все теоретических), что заставляет склонять в пользу теории суперструн все современное научное сообщество. Но все еще только начинается! Автор сам признается – возможно, мы делаем лишь самые маленькие шажочки в дороги на тысячи километров… Сейчас ведь на самом деле не выведены даже основополагающие принципы теории суперструн и их главные уравнения – к ним еще только-только подступаются! Но какие ведь могут быть перспективы их использования – вы только подумайте!... Какие-то там чудеса превращения воды в вино и умножения хлебов – ведь это будет просто детский лепет!!, но свободное манипулирование с пространством и временем, искусственное введение дополнительных размерностей или даже введение новых временных, перестройка разных пространственных структур из одной в другую, преднамеренное изменение физических законов, констант, создание собственных Вселенных!!!! – от этого реально захватывает дух! Впрочем, не жить в эту эпоху ни мне, ни вам, ни вашим пра-правнукам… Обо всем в книге пишется, но в большинстве своем – как об отдаленных перспективах, в заключении книги… Но ведь первые шаги уже сделаны, и им посвящена эта книга! Включите воображение, ведь это так интересно! Впервые узнав о теории суперструн из этой книги, я просто влюбился в эту науку!! – хочу-хочу!!

Теория суперструн является самой сложной из физических дисциплин… И потому чрезвычайно сложно написать доступную книгу для масс. Отдельное слово хочу сказать об авторе этой книги, Брайане Грине. Полку блестящих популяризаторов прибыло! – это блестящий уровень талантливого популяризатора науки!! Это видно хотя бы на примере первых глав, где речь идет о теории относительности и квантовой механики. Казалось бы, все уже давно сказано, но Брайан Грин находит восхитительнейшие сравнения и метафоры в объяснении принципов современной науки… Я, знакомый с этими темами по учебникам, был в восхищении объяснением Грина введения квантованности энергии Планком! И смотрите, как восхитительно объяснил это Грин, объясняя это на примере бесконечного ангара с бесконечным количеством людей! Я, знакомый с выводом уравнения Планка из принципов термодинамики, был впечатлен яркой и точной метафорой Брайна Грина! Кто еще, как не он сможет теперь объяснить теорию суперструн, ее супер-пупер-заумные геометрические понятия компактификации пространства Калаби-Яу - для человека с улицы? У Грина это получилось воистину блестяще!

Что еще мне понравилось в книге, так это осознание современности всего происходящего в книге… ты не читаешь что-то там свершившееся в начале XX века… - это ве происходило при тебе, это происходит СЕЙЧАС. Теория суперструн началась в 80х, а т.н. «вторая суперструнная революция» вообще случилась в конце 90х годов, происходят открытия и сейчас – и книга рассказывает об этом! Не что-то там когда это невесть еще когда было, а СЕЙЧАС!! Правда, книга в итоге оказалась не самой простой…- просто так в метро ее не почитать, и работать над ней приходится, но оно того реально стоит :-). Это чувство причастности, современности происходящего, и совершенно восхитительные, головокружительные теории… Ну и талант автора-популяризатора, не забудьте о нем!, умножает все во сто раз! – это очень, очень хорошая книга и талантливое объяснение очень сложных тем!

В общем, Брайану Грину – трехкратное ура!! Знаю, на русском есть и другие его книги, всех их я непременно буду читать и писать на них рецензии. Эта книга издавалась-переиздавалась уже несколько раз, видать, спрос на нее большой, людям нравится. Купите и вы эту шикарную книгу, не пожалеете.

Штиглиц М.С. «Памятники промышленной архитектуры Петербурга». СПб, Белое и Черное, 2005

И вот когда я уже прочитал тоненькую книжку Штиглиц «Промышленная архитектура» и уже занялся этим вопросом более подробно, я пришел в мою любимейшую Российскую Национальную Библиотеку в поисках новых книжек. Как сейчас помню: на улице начало января 2006 года, а я захожу в зал искусства, педагогики и филологии. Сначала лезу в ящики, выписываю оттуда ряд карточек, а потом… мне вытаскивают шикарный альбом в суперобложке. Я и не знал о существовании такого альбома! Это как альбом по искусству – большеформатный, с иллюстрациями, с тиснением. А я в тот день к физике так и не притронулся – зачитался. Потом я купил эту книгу в свое личное пользование. Дорогая, зараза – пришлось раскошелиться на 900 рублей, и это самая дорогая книга в моей библиотеке. В отличие от маленькой книжки 1996 года, эта книга предназначена для широкого круга читателей. В моем лице она нашла благодарного читателя. В своих поисках (уже с Евгенией Суминой) я изучил эту книгу наизусть. Каждая страница, каждая глава, приложения были вызубрены и положены в основание раздела «Промышленная архитектура» этого сайта. Хорошо, что в мире появилась такая книжка. Все-таки молодец эта Маргарита Сергеевна, что занялась популяризацией пром.архитектуры! Ой уважаю!! И теперь всем и каждым я хвастаюсь прежде всего этой книгой – уже ставшей настольной.

Штиглиц М.С. «Промышленная архитектура Петербурга». СПб, 1996

На моем сайте есть раздел, посвященный промышленной архитектуре. Там написано, что увлечение кирпичными заводами пришло из детства. Но то было просто увлечение. Кто-то должен был поставить его на твердую основу систематики и точной науки. И этим кто-то (в данном случае что-то) стала книжка Маргариты Сергеевны Штиглиц – вот эта. Я ее увидел в книжном магазине. Купил. Почитал. И понеслось… Книжка, увы, носит специальный характер – она для архитекторов, не для широкой публики. И прочитал я ее не без труда. И даже не уверен, что что-то вынес из нее. Но она стала для меня началом длинного и интереснейшего увлечения промышленной архитектурой. Это было только начало…

Саймон Сингх «Великая теорема Ферма». М., МЦНМО, 2000

Бытует мнение, будто бы математика – самая скучная на свете наука. Формулы, теоремы всякие, доказательства. Ни одной картинки, ни одного впечатляющего факта – лишь строгий и холодный разум, не понимающий эмоций. Лично мне это никогда не нравилось, я всегда был категорически против, ибо считал математику интереснейшей из наук. Ну ладно еще учебники по математике, но почему даже научно-популярные книжки грешат изобилием скучных формул?! Не хватает в них элемента приключений, погони, неожиданных открытий, курьезных историй, исторических анекдотов и просто занимательного чтения. Ведь математика – дело рук человеческих, и хоть человек пытается абстрагировать эту науку даже от самого себя, у него это не получается – а кто же ее тогда делает, как не люди с их слабостями? Но вопреки сложившемуся мнению, о математике можно писать ЗАХВАТЫВАЮЩЕ, как захватывает детектив или книга ужасов. Все от автора зависит: как напишет, так и будет. Забавно получается, когда профессиональные математики пытаются написать научно-популярную книжку, и у них получаются те же теоремы и доказательства… Нужен новый подход!

Новый подход продемонстрировал Саймон Сингх в своей сверхпотрясающей книге «Великая теорема Ферма». Книга, очевидно, посвящена доказательству математика Эндрю Уайлса в 1995 году великой теоремы Ферма. Здесь написано о величайшей загадке времен – великой теореме Ферма, об интриге мирового значения 400-летней давности, о многочисленных попытках доказательства лучшими математиками мира. Но все это, конечно, пройденный этап – о теореме Ферма написаны уже не книги – библиотеки! – это, пожалуй, самая известная из мат.проблем, о которой знает любой школьник средних классов. Достоинство книги – это описание поисков решения в 20-м веке. Я впервые узнал о существовании модулярных форм и эллиптических кривых. Но автор даже не пытается рассказать нам, что это такое. Это что-то из алгебраической геометрии, которую боятся даже сами математики… И правильно: читателю не нужны скучные математические детали. Ему нужны интриги. Жизнь и смерть. Драматические развязки. Любовь и ненависть. Ему нужен динамический сюжет. Я сам был удивлен, до чего же живо и потрясно интересно ведется речь о поисках этого доказательства! Танияма, Шимура, Рибет, Тейлор, Кац, Уайлс – человек с улицы впервые услышит эти фамилии. Это напряженный сюжет и драматическая развязка. И все это – о математике, причем довольно абстрактных областях, куда не суждено добраться даже обычному прикладному математику!! Уникальная книга, редчайший пример того, что можно бросить все: работу, улицу, институт – лишь бы читать!

Теодор Драйзер «Сестра Керри». М., АСТ, 2001 // Серия "Мировая классика"

Я уже как-то где-то писал, что, на мой взгляд, художественная книжка должна заканчиваться непременно плохо. Упаси Боже, никаких голливудских хэппи-эндов! Ибо книжка на то и дадена человечеству, чтобы учить мыслить и чувствовать. А если все закончится хорошо, тут уместна лишь скупая слеза умиления, плотный ужин, да на боковую. Это как в теории эволюции: если все хорошо, и ты ко всему приспособился, и тебе все нравится, это значит, что ты находишься в тупике эволюции и скоро вымрешь как вид. Но если ты находишься в каком-то стесненном положении, и приходится бороться с природой, с другими видами, с самим собой – ты выживаешь! Точно так и в литературе: с книгой нельзя соглашаться, а ее кульминация должна вызывать ожесточенное НЕТ. Потому что если все разжевано и положено в рот – какой смысл в собственных зубах? – а если ты уже исподволь воспитан автором на то, чтобы с ним же не согласиться, чтобы, следуя им же предначертанному плану, возмутиться, да просто закричать, как в той картине Эдванда Мунка, - это значит, что ты уже прочувствовал это произведение. Из Жюля Верна: «Плачет?- значит, он становится человеком».

Пожалуй, нет такого произведения, что произвело бы на меня больший эффект, чем книжка Теодора Драйзера «Сестра Керри». Я был просто потрясен. Это еще мягко сказано – несколько часов я был в каком-то ступоре, потом еще ночью не мог заснуть, и вообще – читал ее много лет назад, а воспоминания о ней живы до сих пор, причем какие яркие! Казалось, только в детстве можно испытывать такие яркие и запоминающиеся эмоции, казалось, я уже давно потерял всякую чувствительность. Однако даже в 22 года книга может произвести такое сильное впечатление – был удивлен прежде всего своей реакцией. Впрочем, другая реация последовала, когда спустя некоторое время одна девчушка, а потом еще и другая (обе они присутствуют на этом сайте) заявили свою собственную интерпретацию этого произведения, как выразилась одна из них, «чисто женский взгляд на вещи». И все было всколыхнуло с новой силой, и снова хотелось рвать и метать, так ведь не скажешь же им это в лицо: это как политика – тут и до драки недалеко, а ведь вопрос и на личности может перейти.

Вопрос, по сути, таков: кто виноват? – Керри или Герствуд?? Правильно ли сделала Керри, что бросила Герствуда? Разве он ее не любил? У Герствуда было все: уважение в обществе, работа, деньги, власть. Ради нее он бросил ВСЕ. Мало того, что бросил, он пошел на преступление, он украл деньги, он бежал из страны, и все это – лишь ради Керри, которую любил… Бог ты мой, да сколько женских романов полнятся такими sehr romantische историйками! И вот она вам – искренняя любовь, ну чисто о рыцарях и прекрасных принцессах! Удивительна реакция Керри на это. Она его просто бросила. И не просто бросила, а выкинула напрочь. Да всего лишь потому, что, основавшись на новом месте, она стала жить лучше него. Она нашла свое место в жизни – она стала актрисой. Ее популярность росла изо дня в день, а с популярностью росли и гонорары, и вот она начинает свой стремительной карьерный рост и выходит в высокое аристократическое общество. А ее муж, Герствуд? А он, наоборот, камнем пошел вниз. Драйзер открытым текстом пишет, и тут не надо всматриваться пытливым взглядом в поисках подтекста - Герствуд постарел, у него пропала деловая хватка. Основавшись на новом месте, он было начал новое дело, нашел компаньонов, но его надули, он проиграл, а встать уже не смог – не тот возраст… Ему стыдно, он еще пытается что-то сделать, он берется то за одно дело, то за другое, он уже штрейхбрехером на трамвайную линию. Но все безуспешно… Ударившись в отчаяние, он опускается все ниже и ниже, а жена его, Керри, только подталкивает его (ей, видите ли, стыдно, когда к ней приходят ее гостьи, а у нее такой измученный муж!), пока, наконец, не выбрасывает его на улицу. Он опускается все ниже и ниже, а Керри все пофигу, ибо она теперь – звезда, ибо она теперь – знаменитость, новый Рокфеллер, понимаешь. И чем выше она поднимается, тем меньше хочет она знаться с Герствудом. Наконец, они встречаются на улице. Он – нищий, занимающийся попрошайничеством, она – одна из самых высокооплачиваемых актрис мегаполиса. Все, до чего они может снизойти – это подать ему мелочь… Герствуд в ночлежке кончает жизнь самоубийством, Керри входит в высокое общество. Ну разве не очевидно, что в сложившейся ситуации виновата Керри, и никто другой? Разве не сам Драйзер уже на первой странице своей книги написал «Моральному распаду бесхитростной, наивной души главным образом способствуют сверхчеловеческие силы. Море оглушающих звуков, бурное кипение жизни, гигантское скопление человеческих ульев – все это действует на ошеломленное чувство весьма сомнительным образом. Какими только лживыми уверениями не пленяют эти силы неискушенное ухо, если нет рядом советчика, который вовремя шепнул бы «Берегись!». Их истинная суть пока что не раскрыта, а прелесть их, подобно музыке, вначале притупляет напряженность, потом расслабляет дух и, наконец, извращает элементарные человеческие понятия». Разве не видно, что уже на первой странице он описал, что произойдет в конце книги! Завуалировано – да, но установка уже дана, это уже работает в подсознании, и когда это наконец происходит, тебя потрясает единый замысел книги, ее генеральная линия изложения, которая, оказывается, велась с первой страницы и до последней, и каждый герой, и каждая точка предложения наполнена глубоким смыслом. Тихая и скромная провинциалка Керри заворожена огнями большого города. Но она не знает, что большой город ломает ее, что он уже поглотил ее, перемолол и слепил из уже нового теста Керри Новую – истинную женщину века тоталитаризма и концлагерей – жестокую и беспощадную, которая первым делом взялась за своего мужа, Герствуда, который столь много сделал для нее, и который получил лишь одно – светличный газ в ночлежке.

Но что больше всего потрясает, так это реакция тех двух девчушек, с которыми как-то довелось поговорить об этой книге. Одна из них, выслушав мои гневные реплики, ответила прямо: «Видишь ли, это чисто мужской взгляд на вещи». Я промолчал, но внутри меня все взбунтовалось. Где справедливость? Где любовь, столь тщательно выпестовываемая Пушкиными, Тургеневыми, Буниными? Где просто законы человечности? Он ее любит, он ради нее жерствует ВСЕМ, он идет на преступление, он дает ей начальный капитал. Он – все, она – ничто, он дает ей жизнь. Чем она отвечает? Раз у мужика нету денег, значит, его можно и выбросить, другой найдется. Ну разве так можно?!! Я попытался воспринять описываемое на себе. Моя мать зарабатывает в три раза больше моего отца. В самом страшном сне не могу представить себе, что моих родителей ожидает развод – де, пшел вон, нафиг ты мне сдался со своей зарплатой… Неужели это и называется «женским взглядом на вещи»? Это что, такая мораль 21-го века с его неискоренимыми "измами"? Все-таки Питер – тоже большой город. Меня ждал еще один удар, когда я услышал такую же интерпретацию от еще одного человечка, причем гораздо более дорогого мне, чьи душевные качества мне особенно симпатичны. В ее случае я уже побоялся признаваться самому себе в самом страшном и предпочел отделаться предположением, что она «не поняла смысла повести». А сам себя упрекнул: не стоит так принимать близко к сердцу художественное произведение. Одна только фигура симпатична – Герствуд. Живя в большом городе, он давно уже имеет к нему иммунитет, посему и сохранил свои человеческие качества. А вот Керри явно сломалась. Вот в этом-то и трагедия.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz