"Обитаемые подводные аппараты", коллектив авторов

Забавно это получилось: пришел я к своему главному конструктору, чтобы подписать какой-то план, и вдруг увидел эту самую книжку, лежащую у него на столе. Ну и сказал ему: ХОЧУ! А он и ответил: БЕРИ! И я взял и прочитал. Все-таки книжка по моей специальности, ведь, если кто не знает, я занимаюсь проектированием обитаемых подводных аппаратов, и все отечественные аппараты, описанные в данном издании, спроектированы в родных стенах моей конторы.

Но эта книжка была написана не нашими конструкторами, она была написана нашим заказчиком – Севморгео. Я скажу более того: она написана вообще неизвестно кем и неизвестно для чего. Если посмотреть список авторов, то мы найдем там генеральных директоров, академиков РАЕН и докторов наук. Писать они ничего не будут хотя бы в силу своей занятости. Мне достаточно вспомнить одного Пашина, который достиг уже такого уровня знаменитости, что почетные ордена, медали и почести всех рангов сыплются на него снежными лавинами – знай уворачивайся! Я уверен: эта книга написана точно по такому же образцу и подобию: авторам просто хотелось выпендриться, добавить еще одну галочку в свой и без того длиннющий послужной список. Между тем, в отличие от других книг, эта книга поражает своей никому ненужностью – она бессмысленна и бестолкова и преследует лишь одну цель – дать похвастаться крупному начальнику, что вот, де, книгу написал!! Совершенно непонятна цель этой книги: для кого она предназначена? Поражает разнородность ее тематики – тут нет единого плана, тут свалено в кучу все самое разнородное. Каждая из тем достойна монографий, и они УЖЕ НАПИСАНЫ. Но тогда зачем ВСЕ ЭТО?? Первые две главы еще посвящены истории развития подводных аппаратов. Но уже третья глава удивляет: зачем среднему читателю знать о МЕТОДИКЕ проведения геологических работ? Между тем подводная геология рассматривается достаточно подробно, упоминаются очень умные термины. Я был вынужден пропустить эту главу, ибо просто ничего не понимал. Следующая глава посвящена международно-правовым аспектам режима эксплуатации подводных аппаратов, далее – поиск затонувших объектов и математическая теория поиска (о Господи, а это тут еще зачем?) требования по безопасности. Наконец, в последней главе – последний шедевр этого «В огороде бузина, а в Киеве дядька» - подробнейшее описание схем и устройство аппарата «Консул». В целом книга оставила во мне тягостное впечатление. Скорее сборник разнородных статей, чем единая книга, для меня так и осталось тайной, чему она была посвящена. Скорее она тешит самолюбие директоров, чему подтверждение – шикарно оформленное издание и ее тираж – всего-то 300 экземпляров.

Оценка книге, по пятибальной шкале – троечка.

Сурдин Владимир "Неуловимая планета". Фрязино, Век 2, 2006 // Серия "Наука сегодня"

Еще одна замечательная книжка-малышка из серии "Наука сегодня" принадлежит перу все того же неутомимого писателя-популяризатора Владимира Сурдина. В отличие от двух других его книжек из этой серии, посвященных достаточно скользким околонаучным темам НЛО и астрологии, эта книга кратко и интересно посвящена поискам планет в Солнечной системе. Открытие Урана, Нептуна, Плутона, пояса астероидов и гипотетической планеты Вулкан. Для меня в этой книге ничего нового не было (разве что поиски Вулкана - Сурдин правильно заметил, что эта тема неизвестна даже многим специалистам). А так - обычное научно-популярное чтение, правда, добротное и написанное хорошим стилем.
 

Гальперина Галина "Язык подарков". М., Центрполиграф, 2007

Долой философские бредни и математиков-зануд! Я тоже хочу отдохнуть от заумных трактатов и почитать что-нибудь легонькое и развлекательное. На сей раз мне попалась книжка, посвященная этикету подарков. В веселой обложке, с забавными картинками внутри, она предназначена для простого человечка, не обремененного интеллектом – книжка с небольшими главками, занимательными анекдотами и историйками, веселая и увлекательная, она приносит истинную радость, принесла и мне. Я жутко доволен этой книжкой, прочитал ее влет за несколько дней. А такие интереснейшие материалы, как язык цветов, пошел мне впрок - запомню и буду активно использовать :-). В общем, я доволен этой книжкой, ставлю ей четверку!!
 

Руденко В. "Поиск гравитационных волн". Век 2, Фрязино, 2007 // Серия "Наука сегодня"

Еще одна книжка-малышка из серии «Наука сегодня» посвящена одному из самых впечатляющих и захватывающих дух проектов современности – строительству приемников гравитационного излучения. Тема новая и неизведанная, информации по ней мало, а в Интернете так вообще пустота, поэтому книжка сия призвана восполнить белое пятно в отечественной литературе. Книжка достаточно умненькая, как минимум для человека с высшим техническим образованием. Но какая интересная!..
 

Сурдин В. "Астрология и наука". Век 2, Фрязино, 2007 // Серия "Наука сегодня"

Как-то в издательстве «Фрязино. Век 2» решили выпустить серию «Наука сегодня». Прелесть этой серии прежде всего в ее размере – 16 на 10 сантиметров, она легко влезет в любой карман. Книжки небольшие, их можно прочесть за один день, что я, собственно, и сделал. Я начал чтение серии «Наука сегодня» с этой замечательной книженции. Ее автор Сурдин всем хорошо известен – чрезвычайно плодовитый автор, он пишет очень много как научного, так и популярного толка. На сей раз он решил поделиться своими размышлениями по поводу астрологии.

Что думают об астрологии современные астрономы и физики? Оказывается, существует несколько точек зрения, и я подпадаю под «демократический взгляд на астрологию», цитирую: «С астрологией знаком поверхностно, но прекрасно понимаю, что «телепрогнозы» и брошюры на лотках – это примитивное бульварное гадание, предназначенное для кретинов. Однако не исключено, что в настоящей, серьезной астрологии что-то есть. Нельзя лишать ее шанса. Если она кого-то интересует, то и пусть себе занимаются: все лучше, чем водку пить». Эти слова как нельзя лучше объясняют и мое отношение к астрологии. Во-первых, я, как все образованные люди, понимаю, что при современном уровне развития науки НЕТ причин доверять астрологии. Все ИЗВЕСТНЫЕ сейчас механизмы однозначно говорят ПРОТИВ, и нет НИ ОДНОГО факта, говорящего в пользу астрологии. Но, может быть, есть какие-нибудь другие механизмы, неизвестные современной науке? Что ж, быть может, и так, но на нет и суда нет, и пока ничего нет ни одного факта и ни одной теории, так чего тогда и мусолить, переливая воду из пустого в порожнее?? А пока что отчего же и не помечтать? Это не наука, и я, как любой человек, могу сказать: ВЕРЮ, а вера, как известно, доказана быть не может :-р. С другой стороны, у меня есть знакомые, что занимаются астрологией. Сам я отношусь к сей лженауке крайне скептически, однако смотря на того человечка, могу сказать только одно: «Чем бы не тешилось, лишь бы не плакало». В конце концов, ни ей, ни кому-либо худо от этого не стало, а отняв любимую игрушку, можно лишить смысла жизни. Зачем такие жестокие игры? – уж нет, я лучшей ей подыграю.

А вот автор книги, наоборот, занял самую скептическую позицию. Сурдин, как, впрочем, и написавший послесловие к книге Гинзбург, причисляет себя к «рыцарям»: «Ученый не имеет права молчать, если знает истину. Он обязан сообщить ее обществу, которое для этого его и кормит. А уж как истина будет воспринята обществом – это не наше дело. Вероятно, разными людьми она будет воспринята по-разному. Но, по крайней мере, те, кто доверяет науке, увидят, что она готова защищать себя от шарлатанов, маскирующих свой промысел под истинную науку». Следуя этой позиции, Сурдин и Гинзбург беспощадно и со всей жесткостью нападают на астрологию, обвиняя ее в лжеучении и обалванивании людей. Впрочем, авторов тоже можно понять. Ведь это я сталкиваюсь с астрологией в своем крошечном мирке, а они борются с глобальной лженаукой в масштабах всей страны. И когда моя подруга тратит свои скромные сбережения на покупку астрологической литературы – я могу лишь ее пожалеть, не больше! Но когда при МЧС или министерстве обороны появляется штат военных астрологов, это переходит уже все границы, ибо содержание их штата – это трата бюджетных денег, то бишь моих денег, честного налогоплательщика! Так что в локальном масштабе можно и быть демократом, но в масштабах страны я присоединяюсь к Сурдину и Гинзбургу, чтобы обрушиться на астрологию как вреднейшую из лженаук.

А в завершение я хотел бы процитировать Кеплера. Настоящий астроном, он вынужден был подрабатывать составлением астрологических прогнозов. Уж он-то разбирается в этих делах. Вот что он пишет: «Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должны заниматься математики». И далее: «Конечно, эта астрология глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой доченьки. Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. И жалование математиков так ничтожно, что мать наверное бы голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала».

Власов А., Элькин Г. «Крепости Северо-Запада». СПб, 1997

Все-таки жителям Питера повезло: мы живем, пожалуй, в самом интересном регионе России – Северо-Западном. Начнем с того, что Северо-Запад – это тот регион, с которого пошла Русь. Уже Рюрик начал княжение со Старой Ладоги и Новгорода. А продолжим тем, что ввиду своего географического положения Северо-Запад находится на границе, поэтому на протяжении всех тысячелетней истории он воевал – с Литвой, Ливонией, немцами, поляками, шведами, финами, снова немцами. Что ни говори, а история войн – это история государства; поэтому я не преувеличу, если скажу, что история Северо-Запада – это история всей России. Ни один школьный учебник не проходит мимо Старой Ладоги, княгини Ольги, Ледового побоища, Невской битвы, похода Ивана Грозного на Новгород, Ливонской войны. Потом инициатива переходит, правда, в руки Москвы, но совсем ненадолго – всего три века, и снова – Нарва, Орешек, Петербург. Приграничное расположение Северо-Западных земель прекрасно тем, что за тысячелетнюю историю битв и событий тут набралось колоссальное количество исторических мест, от набегов славян на земли финно-угров до фашистских захватчиков. А среди прочего в Питере и окрестностях сохранилось множество крепостей – как постройки Древней Руси, так Новгородских или Московских, как русских, так и шведских. Эта книга и посвящена русским крепостям Северо-Запада. Правда, выбор объекта для повествования достаточно условен: рассматриваются только средневековые крепости (нету тут ни петровских крепостей 18-го века, ни кронштадтских фортов 19-го, ни линий Маннергейма 20-го), да и среди них выбор, мягко говоря, выборочен. Оно и понятно, ведь это не научная монография, а книга научно-популярная, причем предназначенная для о-о-очень широко круга читателей. В последнее время появилось много книжек по крепостям Северо-Запада для любопытствующих, но не желающих забить себе голову излишней наукой, и эта книга – лишь одна из многих. Однако же она обладает рядом преимуществ, ну как раз по Алисе из «Страны чудес»: тут есть и картинки, и разговоры. Это отметили уже мои коллеги по сектору: в книжке крупный шрифт – раз, огромное количество иллюстраций – два, небольшие неутомляющие главки – три, легкий и популярный стиль изложения, предназначенный ну для самого тупого – четыре. Все вместе делает книгу удивительно легкой и приятной для чтения. Тут и история крепостей, и их устройство, и много чего другого. Скажем сразу: книга элементарна и предназначена для людей простеньких, для первого знакомства она подходит идеально! Я сам историей крепостей Северо-Запада никогда не занимался, поэтому прочел книжку с большим удовольствием и пользой для себя. Посему ставлю ей высшую оценку – спасибо!

Амирханов Л.И. "Морские пушки на железной дороге". СПб, 1994

Как интересно жить на свете, вокруг нас имеется столько диковинок! История техника полна экспериментов и опытных образцов. В государстве, стремящемся не получить абы как прибыли через годик-другой, а сотворить воистину великое и фундаментальное, не должны забывать тратить деньги на сумасшедших ученых с их сумасшедшими идеями. Наука и техника должны двигаться вперед, и всякий раз должны проверяться дороги непроторенные, пусть даже они и кажутся абсурдными. В авиации появляются самолеты с обратной стреловидностью, в судостроении круглые суда и тральщики с нетрадиционными обводами корпуса. Экспериментальные новинки, построенные в единичном экземпляре, вызывают колоссальный интерес; оставшиеся редкости должны быть немедленно сохранены для потомков.

Подобные нетипичные конструкции случались и в железнодорожном транспорте, речь идет о морских пушках. "Морская железнодорожная артиллерия" - как неестественно звучит! Почему бы не поставить на платформу обычную сухопутную пушку или сделать тот же бронепоезд? Нет, дело как раз в пушках морских - они отличаются от сухопутных своим калибром и дальнобойностью. В 1900-1940 годах во всем мире строились орудийные транспортеры - уникальность таких установок в том, что пушки брались с морского флота, и уже под них проектировалась ж.д. часть. В России известно несколько таких установок - ТМ-1-14, ТМ-3-12, ТМ-2-12, ТМ-1-180, всего было выпущено не более 30 штук, несколько сохранилось до сих пор.

Данная книга посвящена морской железнодорожной артиллерии. Книга написана Л.И. Амирхановым - известным знатоком артиллерии и фортификации.

Джером К. Джером "Трое в одной лодке, не считая собаки". М., АСТ, 2002 // Серия "Мировая классика"

Джером К. Джером и его известнейшее произведение «Трое в лодке, не считая собаки» в России очень популярно. Я даже думаю, скорее не из-за книги, а из-за фильма. Книга полна искрометного юмора – юмора добродушного и светлого, в отличие от современной пошлятины на телевидении. Это бесценная книга на все времена, и я всем настоятельно рекомендую ее прочитать! Первый раз я прочитал ее в 2002м году, когда был на военных сборах в Кронштадте – помню, я валялся на верхней койке в своих казармах, а под подушкой лежала она – любимая книга. Черт побери, сколько с ней было связано восторга! Сейчас я ее перечитывал, и, думаю, в будущем придется сделать это не раз – уж так она мне нравится :-).

И чтобы полнее почувствовать литературное наследие Джерома К. Джерома, надо прочитать его рассказы – они в этой книге есть. Из сборника «Мир сцены» в книге помещены рассказы «Герой», «Злодей», «Героиня», «Старичок». Эти рассказы выдержаны в добродушно-юмористическом смысле, присущем «Троим в лодке», так что вы получите ни с чем несравнимое удовольствие. По сути, это дружеское издевательство над миром театра (сборник-то как называется, а?). Автор просмотрел массу спектаклей и делает попытку составить свои «законы сцены», по которым развивается сюжет, составить характеристику Героя, Героини, Злодея. Я растащил эти рассказы на цитаты, но, увы, не могу тут процитировать все рассказы целиком. Но, уверяю, это гомерически смешно :-). Из сборника «Истории, рассказанные после ужина» замечательный юмористический рассказ «Наша компания» - того же плана.

А вот потом начинается самое интересное. Расказы «Памяти Джона Ингерфилда и жены его Анны», «Портрет женщины», «Дух маркизы Эплфорд» выдержаны уже в совершенно ином ключе… Ведь как в жизни бывает: прославится чем-то человек, и только там мы его и воспринимаем. Особенно ярко это выражено среди актеров: есть комедийный актер, сыграл в знаменитых фильмах, расхватан на цитаты, стал знаменитым – и ТОЛЬКО ТАК его теперь и воспринимают. Человек как личность перестал существовать, он стал рабом своего образа, причем образа, слепленного чужим человеком, насилу прикрепленного к нему! Так и получаются вечные комики и вечные злодеи, которых больше никак и не воспринимают. И вдруг увидев его в тоске, искренне удивляются: «Не позвольте, вы же такой хохотунчик!». Подобная история происходит и с писателями. Писатель написал очень много самого разного, а народ видит только одну его книжку и по ней судит по остальным. Агата Кристи и Туве Янссон только в узких кругах известны своими драматическими психологическими этюдами, Рэй Брэдбери вообще не является фантастом. Автор «Троих в лодке, не считая собаки» не обязательно пишет только о смешном. Есть и грустное, есть и сентиментальное, причем все это складывается в гармоничный, многосторонне развитый образ чего-то воистину идеального. И я сразу проникся уважением к Джерому – не какой-то паяц, нет, были в его жизни и горести, и разочарования, и любовь, и счастье. А что нас не убивает, то делает сильнее. Джером – сильный человек.

Рассказ «Памяти Джона Ингерфилда и жены его Анны» именно такой. Они оба разочаровались в жизни, замужество им было нужно лишь затем, чтобы укрепить свой социальный статус и на его основе продолжить свою хищническую политику, основанной на недоверии к миру. Люди друг другу холодные, ни капли любви и жалости, они лишь играют роли мужа и жены. И ничего больше. Но внезапно появляется эпидемия тифа, и они вынуждены заняться больными. И тут, денно и нощно работая рука об руку, в одной лямке, они влюбляются друг в друга. «Так на почве человеческих страданий вырастают цветы человеческой любви и счастья, а цветы эти роняют семена бесконечного сочувствия человеческим невзгодам, ибо все в мире создано Богом для благой цели». Эпидемия идет на спад, но именно сейчас заболевает и он. Столь трогательно заботясь о своей жене, он говорит, что срочно уезжает в командировку. Она ему не верит, допытывается правды, находит в больнице и ухаживает за ним. Он умирает, а она уже не может жить без него и умирает вскоре вслед за ним. Вообще говоря, рассказ очень сентиментальный и в свое время он произвел на меня глубочайшее впечатление. Уж сам не знаю почему, уж такой я человек!..

Рассказ «Портрет женщины» взят из сборника «Наброски лиловым, голубым и зеленым». Начнем уже с того, что мне дико нравится название сборника. От рассказа я был в неменьшем восторге, чем от «Памяти Джона Ингерфилда и его жены». Еще одна история любви, трагическая и сентиментальная… О вечной любви, о том, как мучаешься страстью по своему возлюбленному. А его и нет, он уехал, влюбился в другую, женился. А ты здесь, а тебе плохо, и годы проходят, и краса увядает, и вот ты уже стала измученной женщиной 50-ти лет, но все еще чувствуешь в сердце ту любовь, как он целовал тебя, как жаждал встречи с тобой, как жадно целовал руки, волосы, губы – как ты сама жаждала встречи с ним, как томилась по нему! А где-то в книжном шкафу валяются исписанные каракулями странички девичьего дневничка – грезы, мечты, слезы… И потерянный портрет молодой влюбленной девушки, написанный ИМ – бросившим художником… Страшная штука – Любовь. Осмелишься, взлетишь на крыльях любви к солнцу, и, как в той дурацкой книжке Маккалоу, бросишься на шипы. Стоит ли оно того? Наверное, стоит, потому что Любовь есть Жизнь. Те, кто не способны к любви, неспособны жить. Не могут и не должны.

Наконец, три последних рассказа есть просто размышление о жизни. Вот я пишу всякий мусор в своем блоге. А почему бы Джерому К. Джерому не написать то же самое, да выпустить отдельной книжкой? «Следует ли женатому человеку играть в гольф?», «Должны ли мы говорить то, что думаем, и думать то, что говорим?», «Почему мы не любим иностранцев». В этих рассказах присутствует изрядная доля иронии, но все же это не то детское баловство, как в «Троих в лодке», тут просматривается нечто зрелое.

В целом я отдаю этой книжкой 5 баллов из 5 возможных. Это книга на все времена и прочитать ее необходимо всем. Лично на меня она произвела колоссальное впечатление.

Блон Жорж "Великие тайны океанов". М., ЭКСМО, 2002

Жорж Блон – это известный французский историк и исследователь. Вообще-то он написал много книжек, однако, как это сейчас модно, все его книжки решили объединить под одной обложкой. Так и получилась эта своеобразная «энциклопедия» в двух книгах. В книге первой – «Атлантический океан», «Тихий океан», «Средиземное море». Впрочем, я бы не стал называть эту книжку энциклопедией – пожалуйста, не надо! Книжка имеет научно-популярный стиль, впрочем, и научно-популярные книги бывают разные. Данные книги были написаны в 1970х годах, они не устарели совершенно и имеют какой-то очень мягкий романтичный настрой. Есть такие научно-популярные книжки, что скорее напоминают научные монографии, а эта книга «стекает» в художественную. Все-таки, согласитесь, писать в исторической литературе прямые диалоги – это нонсенс! А вот вам такой литературный пассаж: «Парусник величественно удаляется к югу. Море спокойно и пустынно, ветер наполняет паруса флотилии. Наполеон показывает на сияющее голубое небо: «Взошло солнце Аустерлица!». Последник подарок Средиземного моря, ни разу не предавший своего сына. Теперь, вдали от него, Орел полетит навстречу своей мрачной судьбе». Я бы не сказал, что вся книга написана в таких величественных тонах. Но ее настрой уже ясен – это очень яркое, научно-популярное, но изложенные хорошим художественным языком, повествование об истории Моря и Человека. Здесь есть все: великие географические открытия, пересечение океанов в одиночку, история пиратства, Вторая Мировая на море, походы крестоносцев и строительство Суэцкого канала, Клеопатра и Нельсон, Онассис и Барбаросса, Бугенвиль, Эрхарт, Дрейк, Хейердал и многое, многое другое! Это очень достойная книга, и если вы любите море, читайте и наслаждайтесь!

Джек Лондон "Маленькая хозяйка большого дома". М., АСТ, 2001 // Серия "Мировая классика"

Я никогда не читал Джека Лондона. Но где-то слышал, что его причисляют к романтикам, что он любит писать о героическом завоевывании Аляски, о золотых приисках Клондайка, о героях Запада и Севера. Вот на это я и рассчитывал, начиная читать первое из произведений, включенных в данную книгу - роман «Маленькая хозяйка большого дома». И я был ужасно разочарован… То, что это о любви – понятно, редкое художественное произведение обходится без любви. Но как может быть подана тема любви? Я и сам люблю что-нибудь такое сентиментальное и пушистое – конечно же, про Любовь. Но вот беда – я обнаружил, что мужчины и женщины говорят на разных языках, и пишут они по-разному. Нет, я не буду опошлять все до той степени, что мужские романы полны Секса, а женские романы – Слез, Слюней и Соплей, эти слащавые женские романы я действительно на дух не переношу :-(. А вот если посмотреть классическую литературу (но только не второй половине ХХ века – века сексуальной революции!), то мы увидим, что и писатели-мужчины умеют мечтать о Любви, в своих произведениях они лелеят самое прекрасное и чудесное, что только может случиться… Но то, КАК это пишет мужчина, отличается от того, как это пишет женщина. И мне, как мужчине, ближе ИМЕННО ТО, что пишет другой мужчина. Это же так очевидно! Джек Лондон писал о любви. Но именно это мне и не понравилось. Сдается мне, это не лучшее его произведение, уж лучше бы он писал о покорении Аляски! Бог ты мой, сколько тут сентиментальности, слез и соплей! Я не верю во всю эту ерунду. Такого быть не может. Три главных героя романа – Дик, Грэхэм, Паола, образуют стандартный любовный треугольник – Дик и Паола женаты 12 лет, однако приходит Грэхэм и Паола влюбляется в него. Но персонажи какие-то абстрактные и выдуманные. Читая книгу, невольно чувствуешь себя каким-то комплексующим уродом, ибо перед тобой что ни человек, то гений всех времен и народов. Что Дик, что Грэхэм, что Паола – все они красивы, успешны, счастливы, везучи, благородны, талантливы, богаты. В тексте как-то была обронена мысль: «У Паолы есть хоть какие-то недостатки?». Быть может, она плохо поет? – о нет, она и поет хорошо, она бодра и весела, и даже в прыжках с трамплина делает честь любому олимпийскому чемпиону! От их глянцевости и идеальности уже начинает тошнить, ибо все это плоско, монотонно и совершенно тупо. Где сложность натур, где фактура и внутреннее противоречие? Паола влюбляется в Грэхэма. Казалось бы, Дику надо ревновать, но нет, он, как последний дурак, не шевелит даже пальцем, он стоит разинув рот, говорит «ну и черт с ним, не очень-то и хотелось!», он даже не пытается поговорить с ней. Он все знает, он все видит, но за своей дурацкой философией отпускает ее на все четыре стороны. И ведь не было НИ ОДНОГО мгновения, где бы он хотя бы раз попытался поговорить с ней или высказать свои чувства. А была ли любовь, раз он не хочет за нее биться? Фигушки, он все также веселится, играет в бильярд с Грэхемом и поет развеселые песенки своей Паоле. А чтобы не мешать счастливой парочке влюбленных, он еще пытается покончить жизнь самоубийством. А заканчивается все тем, что Паола, любящая их обоих и не могущая сделать выбора, кончает самоубийством САМА. Причем все это так высокопарно, с такими чувственными разговорами на десятки страниц, что это навевает самые дурные ощущения женского сентиментального романа. Дик, Паола, Грэхэм – они выказывают столько благородства и самопожертвования, что становится смешно, как в той комедии, где мужики встают перед дверями «После вас!», «Нет-нет, только после вас!», «Ни в коем случае, после вас», а потом начинается драка. Ну не бывает на свете такого благородства, да еще в таких количествах! Поэтому я восклицаю «Не верю! Ни единому слову не верю!» и воспринимаю этот роман как сентиментальную сказку для романтически настроенных дурочек. Пусть маются девичьими мечтами о прекрасном принце. Если мечта не рассосется, так им и надо – к 40-ти годам или сопьются, или станут постоянными клиентами психиатров, или покончат самоубийством. Хоть какая-то польза производителям алкоголя, патологоанатомам и гробовщикам.

Повесть «Джон – Ячменное зерно» понравилась мне гораздо больше! Здесь сливаются воедино и приключенческие рассказы, и правда жизни, и мастерское описание тех вещей, что хочу описать я, моих переживаний, и философия жизни. Это не морализирующее чтиво, это не дурацкая сентиментальщина в стиле «Маленькой хозяйки большого дома» - это и хорошее и приятное чтение. По пятибальной системе я бы поставил четверку.

Так о чем же эта повесть? Об алкоголе. Как это просто сказать, но как сложно понять, как это неоднозначно и сложно! Я сам давненько собираюсь написать для своей Домашней Страницы большую алкогольную заметку. И вдруг вижу, что меня опередил Джек Лондон. Причем я никак не могу понять: это его автобиография? Он пишет от первого лица, а в одной из глав прорывается его «Мартин Иден». Если автобиография, тогда понятно, откуда в его книгах такое знание морской приключенческой тематики. Поэтому я побаиваюсь говорить, что эта книга об алкоголе – скорее он нужен тут как затравка, как необходимый элемент, долженствующий пройти красной нитью через всю повесть. Чтение захватывающее – ведь тут вся его жизнь, приключения, описанные блестяще, иногда с легким юмором. Это то самое, о чем я писал в одной из своих заметок: люди, пишите мемуары и воспоминания, ведь их читать так интересно!! И не беда, что сквозь всю жизнь красной нитью прошел алкоголь, и что повесть свою он посвятил «зеленому змию». Книга-то о жизни, все зависит от того, с какой точки зрения на нее смотреть. Лондон посмотрел со стороны алкоголя, но это вовсе не значит, что книга посвящена алкоголю, поймите это!!

Приключения, история жизни, многочисленные размышления на алкогольную тематику (я еще обязательно вернусь к этой теме – в своей заметке) – чтение получилось на редкость увлекающим. Оценка – ХОРОШО.

А вот повесть «Алая чума» я бы оценил на троечку. Это только сейчас, с высоты своего XXI века, я могу смотреть на эту фантастическую повесть и говорить: «Старо! Избито!». Джек Лондон попробовал написать фантастическое произведение на тему мировой чумы, убившей миллиарды людей. Эту повесть он написал в 1915 году. С тех пор тема смертоубийственной бациллы была описана в тысячах книгах, многие получились несравненно более разработанными, правдоподобными, талантливыми. Я не хочу обвинять Джека Лондона в избитости темы – просто он был одним из первых в жанре фантастики. Просто я знаю, что эта тема будет нещадно развиваться в дальнейшем. Но сейчас читать «Алую чуму» нет никакого смысла – чудовищно примитивно и скучно.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz