Брэдбери Рэй "451 градус по Фаренгейту. Рассказы". СПб, Азбука, 2000

«Морской транспорт». СПб, Элмор, 2000 // «Большая энциклопедия транспорта» в 8-ми томах, том 5

Сумасшедшие 90-е годы принесли в наш мир много нового и не всегда приятного… Ведь что был Советский Союз? – по сути, люди, их инстинкты, желания, весь их внутренний мир был на замке - в небольшой, пусть и золотой, камере, а тюрьмой – многочисленные запреты, и прежде всего идеологии. По сути дела, то были 70 лет нахождения в заточении, еще лучше – на цепи близ своей будки. И когда все это рухнуло, копившееся десятилеями выплеснуло наружу. За считанные годы в стране разразились сексуальная и криминальная революции, резко возрос интерес к лженауке. Уверен: в малых дозах все это может быть, более того – должно быть. Но когда ты десятилетиями сидишь на собачей цепи, а потом вдруг срываешься, получается анархия, граничащая с бешенством… Среди подобных бешенств 90х можно назвать и стремительный рост всевозможных академий. Во время СССР была всего одна Академия Наук – и точка! Но тщеславных людей гораздо больше, и всем им хочется славы, громкой приставки «Академик»! В Академию Наук их не примут – не вышли умом. Так может, создать свою собственную Академию? – и вот в начале 90х по стране прошел бум появления новых Академий. Каких только не было, Бог ты мой!! Большинство, конечно, лженаучных – обсуждать их здесь не место; но были и умные, кооперирующих ученых в области строительства или сельского хозяйства. Члены этих академий, тоже называющие себя Академиками – серьезные ученые, только в своей узкой технической области, не более того. До АН РФ им не дотянуть, но славы им мало (а они УЖЕ широко известны, среди узкого круга специалистов, разумеется), они хотят академий и член-корреспондентов, и они создают собственную академию. Например, Академию Транспорта. А что нужно академии? – кроме регалий, ей нужно создать еще видимость активной работы. Ей нужно выпустить большую и красочно оформленную книжку – лучше многотомник, авторами которой будут исключительно академики! Возьмешь в руки такую книжку и сразу поймешь: работают же люди, вона сколько академиков, и все головастые и умнющие!!

Черт дернул меня когда-то прикупить «Большую Энциклопедию Транспорта» в 8-ми томах – это то самое «энциклопедическое» издание, созданное лишь для удовлетворения тщеславия ее авторов. Каждый из восьми томов посвящен какому-то виду транспорта, том 5 – «Морскому транспорту». Я, как кораблестроитель, решил ознакомиться с этой книжкой. Написано красочно: «Внимательное ознакомление с материалами тома убеждает в том, что его выход в свет привлечет внимание как морской общественности, так и заинтересованных специалистов, рабтающих в многочисленных смежнях областях – в судостроении, в первую очередь. Есть основания надеяться на то, что этот том станет настольной книгой как для тех, кто лишь готовится стать моряком, так и для тех, кто определяет настоящий день индустрии морских перевозок – морского транспорта». Обращение к читателям написал сам генеральный директор Российского агентства по судостроению – и уже из этого понятно, кто издал книжку и для чего!! Для самих же себя писали, директора и начальники, которые своей маленькой кучкой собрались в небольшую компашку, одарили друг друга медалями, а потом еще и книжку написали – опять же, для самих себя!!

Я это вот к чему. Книжка позиционирует себя как «энциклопедия», но на самом деле таковой она не является. Это вообще черт знает что, фигня какая-то! Разбросано, хаотично, несистематизировано, здесь одно, там другое, непроработано, неоднородно, в какой-то главе слишком подробно описан один узкий момент, в другой главе пропущена большая судостроительная отрасль. Видал я настоящие энциклопедии, вот там да – какая масштабная работа!! А здесь… И знаю ведь, что умные люди, множество умных монографий написали. А попросили их энциклопедию написать, и получилась полная ерунда. Книжка меня, конечно, разочаровала; рекомендовать не могу; оценка – двойка с плюсом.

Бронштэн Виталий "Тунгусский метеорит: история исследования". М., 2000

30 июня 2008 год все прогрессивное человечество планеты Земля отметило 100-летие со дня падения в далекой сибирской тайге Тунгусского метеорита, а если точнее – Тунгусского Космического Тела (ТКТ), ведь никто еще не доказал, что это был именно метеорит, не так ли? Упав в незаселенной местности между Нижней и Подкаменной Тунгусками, он произвел колоссальные разрушения – упади он несколькими часами раньше, его удар пришелся бы на Санкт-Петербург. Его падение – грозное предупреждение человечеству о метеоритной угрозе. Но интерес исследователей привлекла не масштабность катастрофы, а ее загадочность! Все падавшие до того метеориты превосходно ложатся в рамки современных теорий; в них не укладывается одно только ТКТ. Взрыв был колоссален, однако на месте катастрофы не обнаружено ни воронок, ни следов взорвавшегося вещества; в эпицентре стоит оголенный, телеграфный лес. До земли ТКТ не долетело – оно взорвалось в воздухе. Но что это было? Астрономы разделились на два лагеря: одни говорят о каменном метеорите, другие о комете. Альтернативщики предлагают десятки гипотез: от взорвавшегося инопланетного корабля до горящей комариной стае. ТКТ будоражит астрономов и геофизиков до сих пор – вот уже сто лет на месте тунгусской катастрофы проводятся исследования, пишутся книги. Исследование природы ТКТ дало толчок новым направлениям в науке: метеоритологии, баллистике, газодинамике. ТКТ стал лишь затравкой, лишь загадкой, в процессе поиска ответа на которую мы попутно продвигаем исследования в смежных областях, строим фундаментальную теорию. Поэтому можно сказать, что ТКТ было, есть и остается одним из важнейших вызовов человечеству: для серьезных ученых как повод к исследованиям, для несерьезных альтернативщиков как повод к дутым сенсациям о взорвавшемся НЛО.

Вот наконец-то решил отметить эту дату, столетие со дня падения метеорита, и я. А что может быть лучше, как не достать с полки книжку про Тунгусский метеорит, да не прочитать ее? Эта книжка лежит у меня давно, да все как-то не было времени… Но сейчас-то дата-то какая, НАДО! Автор книги – Виталий Бронштэн, кандидат физико-математических наук, член Комитета по метеоритам РАН, известный исследователь метеоритов. Проблемой ТКТ занимается в 1959 года, проблема известна ему досконально, многое является его личной заслугой. О Тунгусском метеорите написаны горы книг, но Бронштэн написал книгу уникальную. Это – история исследований, и еще библиография. Конечно, хорошо написать такую книгу, но с другой стороны плохо, ведь в моей библиотеке про ТКТ всего одна книга – ЭТА, и начинать читать проблему ТКТ с ИСТОРИИ – мягко говоря, нелогично. Конечно, есть другие книги, где проблема детально изложена, где описано, что, где и как, где описаны результаты исследований, научно-популярные основы теории. У меня такой книги нет. Жаль, конечно… А книга написана достойно, со знанием дела и достаточно популярно. Это информационно емкое, научное, хорошо проработанное издание – и потому я ставлю ей высшую оценку.

Болашенко С. "По рельсам и по земле". Железнодорожный, 2004

На время дальнего путешествия в Сибирь я и не думал брать с собой книги. А зачем? – времени читать не будет, а таскать с собой тяжести не хочется. Ну и правильно, читать все равно не было времени, за исключением поезда ТУДА, и поезда ОБРАТНО. Все-таки ехать из Северобайкальска в Москву аж четверо суток, тут уже прочитаешь все подряд! А у Артема, хорошего товарища, с кем я ездил на Байкал, была с собой книжка Болашенко. Хороший и уважемый в кругу любителей узкоколеек человек, автор сайта , он пишет иногда и книжки. Одна книженция попалась в руки и Артему. Он говорил, что перечитал ее СЕМЬ раз. Странно, мне хватило ДВУХ. А у меня есть традиция: я пишу обо всех прочитанных книжках, не станет исключением и Болашенко. Не могу не процитировать:

По сложности длительное путешествие автостопом, конечно же, не сравнить, к примеру, с трансарктической экспедицией. Но оно тоже является весьма суровым испытанием. Совершить его отважится не каждый. Стоит лишь представить, что предстоит многомесячный путь, из которого больше половины приходится на малоосвоенную, редконаселенную восточную часть России. Что денег с собой – примерно на полтора батона хлеба в день. Груннтовый тракт, на котором машины появляются не очень часто, товарный вагон без крыши, где приходится укрываться от дождя под куском пленки, которую все время норовит сорвать ветром, а, промокнув и оказавшись на станции, путешественник попадается злым охранникам… Оказавшись наконец-то где-нибудь на берегу Тихого океана, вы пытаетесь отбыть «гидростопом» - но в порт не пускают, пароходов не ожидается или капитан не настроен никого брать. Несмотря на все предосторожности, кто-нибудь крадет или отнимает все вещи – остаешься без ничего, скажем, в десяти тысячах километрах от дома.

Я тут вот что подумал. Времена меняются, и если раньше путешественник должен был бороться с природой (льды, пустыня, джунгли), то теперь он пытается выжить среди людей. Все-таки согласитесь: для человека 16-го века жизнено необходимы были познания выживания в диком лесу – без еды, без огня, без жилья. В 21-м веке дикий лес вы уже не найдете – ну если, конечно, не поставите перед собой такую цель. Как быть человеку в большом городе без жилья, транспорта, денег? Согласитесь, вопрос жизненный, ведь никто из нас не застрахован от случая быть ограбленным или кинутым туроператором. Пожалуй, каждый из нас должен учиться выживанию среди людей. Я как-то видел в прессе любопытную статейку о том, как нахаляву питаться в Москве – оказывается, там часты дегустации. Переночевать можно у религиозных общин. Передвигаться автостопом. Еще нужно понимать обстановку и знать, в какие районы ночью лучше не соваться. А еще нужен опыт общения с милицаями, наркоманами, контролерами, алкашами. Книга Болашенко такого рода путешествиям и посвящена - как бы проехать на возможно большее расстояние, затратив возможно меньше денег. Естественно, на этом пути встречается большое количество препятствий, переживаешь кучу приключений, часто неприятных. Это экстремальные путешествия, и именно им посвящена книжка Болашенко. Ведь правильно написано в аннотации: «Книга заинтересует всех, кто любит странствия и приключения».

Книга содержит самые разные отчеты. Самые интересные, на мой взгляд – на Сахалин, в Среднюю Азию, в Иран, железные дороги Франции. Все-таки для русского человека это большая экзотика, а приключений в таком путешествий особенно много. Забавно читать, как практически в каждом городе Болашенко сидит в кутузке – милиция не спит! А вот небольшие отчеты «В Архангелькую область», «Урал-2002», «Украина-2003» меня разочаровали. Непонятно, что они делают в книге, и написаны они плохо, и приключений никаких, и одно только перечисление станций. Порадовала глава «Советские метрополитены» - посвященная скорее строящимся метрополитенам, чем действующим, она оказалась чертовски информативной. Да и по действующим метрополитенам узнал очень много нового, а главное – интересного!!
Четверо суток ехал поезд Северобайкальск-Москва. Два раза перечитал книжку Болашенко, чуть ли не наизусть выучил. Поездка на Сахалин, в Иран, Среднюю Азию, Калининградскую область, на Корсику – все эти отчеты произвели на меня большое впечатление. Книга мне понравилась, и я ставлю ей твердую пятерку. Так держать!

Скрягин Лев "Якоря". М., Транспорт, 1979

Где-то я это читал, и сдается мне, что именно у Скрягина, и именно в его книге «Якоря»… А вот нате, прочитал книгу, а этих слов не встретил – может, это было в другом издании? А дело вот в чем: Лев Скрягин (кто не знает, широко известный исследователь морского дела, писатель) как-то задумал написать историю корабля. Но его отец сказал ему: «Послушай, историю корабля брался писать всякий дурак. А ты возьми что-нибудь уникальное, за что еще никто не брался, и напиши историю, ну, например, якоря…». И ведь написал же!!

Перед нами уникальная книга. «История якоря не так проста, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы разыскать в «книжных морях» исторические факты и воссоздать более-менее подробную эволюцию якоря, автору потребовались несколько лет…». «Для работы над книгой «По следам морских катастроф» потребовались сведения по якорям времен средневековья. Увы, несмотря на самые тщательные поиски в крупнейших библиотеках Ленинграда и Москвы, нужных материалов не нашлось. Больше того, оказалось, что полную историю этого оригинального и необходимого морякам приспособления еще никто не написал ни у нас, ни за рубежом… Убедившись в этом, автор решил попробовать написать ее сам, считая, что якорь – изобретение международное, очень важное и вполне достойное того, чтобы рассказать о нем подробно». И это действительно так. Книга небольшого формата содержит 281 рисунок, сотни проектов! Забавно, но я, как кораблестроитель, знал о существовании только Адмиралтейского якоря и якоря Холла, ну а уж якоря повышенной держащей силы типа Матросова были для меня чем-то заоблачным и недосягаемым. Но оказалось, что на свете было столько много якорей!! Одних только вариаций Адмиралтейского якоря были сотни!! А какая большая у них история, и какая интересная! Воистину энциклопедия якорей, издание уникальное и необходимое всем – кораблестроителям, историкам морского флота, подводным археологам, судомоделистам. Книге – достойную пятерку!

"Дорожный собеседник". Иркутск, издательство "Папирус", 1994

Во время долгого августовского путешествия «Сибирь-2008» заехал я как-то в славный город Иркутск. И прикупил в тамошнем городском краеведческом музее книженцию; правда, почитать ее удалось только в Питере. Как написано во введении, эта книжка долженствует собой возобновление традиции выпуска ежегодника пассажира Транссибирской железной дороги. Не знаю, были ли выпущены продолжения, но в музее продавался самый первый выпуск – 1994 года. Подумать только, это аж 14-летней давности! Да с того времени сама книга стала музейным раритетом! И это действительно так: она пропахла нафталином, она каждым своим словом несет с собой дух 90-х годов. Как забавно читать эту книгу, то и дело натыкаясь на жаргонизмы и специфические обороты – ведь сейчас никто бы их себе даже не позволил!! Ну а кроме музейной ценности, информации она не несет практически никакой. Единственное, что можно почитать – путеводитель по Транссибирской магистрали, да и там свалка ненужных цифр, церквей да колоколен – все это слишком бессистемно. Ясно видно, что готовивший к выпуску человек подходил к делу безответственно: ему сказали сделать статью для книжки, он накопал кучу цифр, да вбухнул все в одну кучу. Получилась полная фигня. В общем, книгой я недоволен, хотя как музейный экспонат 90-х годов да как сувенир из Иркутска, я ее принимаю.

"Туристская Бурятия". Улан-Удэ, 2008

Довелось мне тут на Байкале побывать. В том числе заехал я и в Бурятию, в славный город Улан-Удэ. А из каждого города, где бы ни побывал, обязательно нужно сувенирчик привезти – карту города и местную газету. Особенно много сувениров привез я из Иркутска, да оно и понятно: все же там Байкал, большая достопримечательность. В каждом книжном магазине есть своя сувенирно-краеведческая литература о родном крае. В питерском «Доме Книги» есть большие разделы «О Петербурге», а в Улан-Удэ есть небольшая полочка «О Бурятии». Вот там я и взял эту замечательную книжку, благо что прельстила она своей ценой – всего-то 150 рублей. И хоть мой замечательный товарищ по путешествию Артем поносил эту дорогу самыми последними словами, все же книга мне понравилась. Достаточно большая, с хорошей бумагой и множеством иллюстраций, написанная на русском и английском языках, она представляла собой путеводитель по Бурятии. Небольшая вводная статья рассказывала о Бурятии, причем почему-то был сделан упор на буддистские монастыри (они называются дацанами) и староверов. Забавно, но этим двум религиям места в книжке уделено больше, чем Байкалу. В целом книга оставила приятное впечатление, хотя она и не лишена недостатков. Некоторые темы излишне раздуты, вроде упомянутых буддистов и староверов, а еще архитектурных достопримечательностей Улан-Удэ. Оно и понятно: книга предназначается туристам, и по аналогии с Питером было бы смешно ожидать в путеводителе прогулки по Купчино или Коломягам. К сожалению, многие из разделов очень скудны: возможно, считается, что турист должен приехать и САМ все увидеть, чем читать об этом и смотреть картинки (а вот этого тут было много!). А вот рекламы и контактных телефонов тут много, и ведь информация-то свежая, это переиздаваемый ежегодник! Позиционируя эту книгу как путеводитель, лишь вводящий в мир Бурятии, я могу поставить ей пятерку. Раздутость одних тем при скудости других и неполнота информации вынуждены, я не могу требовать того, чем быть не должно. А то, что ЕСТЬ, выполнено на высшем уровне, и это мне нравится. Я доволен!

А книжку пришлось читать от корки до корки. Четверо суток в поезде от Северобайкальска до Москвы…

Фрид Е.Г. "Устройство судна". Л., Судостроение, 1990

Как-то от делать нечего решил я вспомнить общий курс устройства судна. Ну есть такие курсы, вроде введения в специальность, читающийся первокурсникам профильных вузов. И решил я взять книжку Фрида. Впечатления от чтения книги двойственные. С одной стороны, категорично заявляю, что книга очень качественная и добротная, и потому в качестве учебника подойдет на все сто – рекомендую! С другой стороны, не совсем понятно, зачем читал ее я, коли все это уже знаю? Ну ладно, хоть знания систематизировал, и не шибко много времени угрохал на нее. Вообще говоря, книжка предназначается для ПТУшек, а посему тут делается упор на ТЕХНИКУ, а не на ТЕОРИЮ, как это делают в институтах. Забавно наблюдать, как в учебниках для кораблестроительных факультетов говорят о «Теории корабля и устройстве судна», а здесь скорее о «Устройстве судна», и лишь мелким почерком, внизу – и о теории корабля. Конечно, теорию корабля мне еще учить и учить, а вот техника тут описана превосходно! Вот корпусные конструкции – ба, какая ностальгия, да я по этим картинкам зачет сдавал! Вот судовые системы, судовая энергетика, судовые устройства и дельные вещи – в объеме, явно большем, чем для студента ВУЗа – скорее для ПТУшника, который всю свою жизнь будет работать с железом. Посему каждая книга уникальна, а я, как любитель теории, а не практики, нашел в этой книге пусть и неинтересно, но новое.

Миронова Татьяна "Язык жестов". М., Центрполиграф, 2007

Когда-то я видел эту книжку (точнее говоря, не сколько саму книжку, сколько книжку такого содержания) у замечательной девчушки Кати Соколовой, было это аж пять лет тому назад. Вот тогда-то я впервые в жизни и узнал, что такое изучение и распознавание жестов невербального общения людей. В самом деле, в предисловии к книге написано, что при общении лишь 7 % информации приходится на слова, сказанные другим человеком. Еще 38 % - интонацию, и аж 55 % - на язык тела, жесты и мимику. Не верите? А вы вспомните: уж сколько раз случалось, что ваш собеседник смеется, а вы смотрите на него и понимаете: а ведь он лжет, и улыбка у него не ненастоящая. А если кто-нибудь врет, мы распознаем это практически сразу. Не даром ведь Станиславский говорил: НЕ ВЕРЮ! А откуда берется это неверие? – а оттого, что мы разумом слышим слова, а чувственно, на подсознании видим жесты и мимику. Таким образом, уже на подсозании, появляется противоречие мозга и чувств и мы делаем вывод, что человек неискренен, что человек лжет. Вот она - интуиция! – не что иное, как неосознаваемые, но РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ импульсы. Им книга и посвящена.

Конечно, всегда можно спросить: А ЗАЧЕМ? Одно дело – техника, но другое – человеческое общение. Не вредно ли такое знание, когда мы будем смотрить на людей как на запрограммированных роботов, высматривая тот или иной жест? Подобная тема в моих беседах с людьми возникала неоднократно – разве лишь в других вариациях. Не хочу вдаваться здесь в детали, упомяну лишь главное. Исаак Ньютон как-то сказал: «Может, я и видел дальше других, но только потому, что стоял на плечах гигантов». Неужто можно подумать, что все загадки человеческого общения могут описаны в какой-то тоненькой и очень популярной книжке?? Конечно нет, познание бесконечно и загадок становится все больше!! И вторя Ричарду Фейнману, можно сказать так: сколь бы ты ни знал практическую психологию, а все равно был бы человеком, радовался бы и грустил, смеялся и огорчался. Потому что никакая книжка по психологии не перечеркнет жизненный опыт, но только дополнит его. И вот на этой надстройке, с высоты своих гигантов, можно видеть дальше и лучше и сделать что-то воистину гениальное, чего нельзя было сделать раньше! А неужто вы думаете, что психология жестов никому неизвестна? Конечно, нет!! Есть профессии, где такие познания категорически необходимы – это адвокаты, дипломаты, торговцы, актеры, политики, шоумены. Всем им необходимо скрывать свои истинные мысли и много-много врать. Ну конечно, все мы сталкивались с политиками и актерами. Бывает, корчит что-то актеришка, а мы смотрим на него и говорим: НЕ ВЕРЮ! А бывает, политик обещает светлое будущее. Вроде бы все верно говорит, и слова приятные, а все равно – не верим! Ответ прост: мы на подсознании видим мимику и жесты. Но давайте выведем подсознание на чистую воду и посмотрим, что означают те или иные жесты!

Собственно, этому и посвящена книжка. Она чрезвычайно проста и предназначена для среднего человека из толпы. А еще она снабжена огромным количеством забавных картинок (и правильно! – какой смысл в книжке без картинок?), маленьких главок, анекдотов и юмористических заметок. Информация, приведенная в этой книге, чрезвычайно ИНТЕРЕСНА и десятикратно ПОЛЕЗНА. Я, например, с большим удовольствием наблюдаю за своими друзьями те или иные знакомые по книге жесты и с радостью потираю ладошки: ага, теперь я знаю, о чем они думают :-). Эта простая и незатейливая книга принесла мне огромную пользу, рекомендую всем!!

Сурдин Владимир "НЛО: записки астронома". Фрязино, Век 2, 2007 // Серия "Наука сегодня"

Тема НЛО – тема чрезвычайно скользкая и неприятная… Если насчет астрологии, экстрасенсов, хиромантии и нумерологии любому просвещенному человеку все ясно и без слов, то насчет НЛО возможны тысячи толкований. Разгромив науку астрологию, Сурдин теперь взялся за науку уфологию. Вообще-то это не гневная отповедь моралиста, не научное исследование, это просто записки ученого. Ах, как редкие в современном мире научные труды с речью от первого лица. Бесстрастный стиль речи с употреблением безличного «нами было показано» ныне считается стандартом, и любое отклонение от него будет беспощадно караться. Но ведущим ученым, да и то в раскованно-дружеской атмосфере это разрешается, и данная книжка относится как раз к таким «запискам», в которых Сурдин запросто делится своими «наблюдениями НЛО». Да, он тоже видел НЛО, и много раз!, и всякий раз он, как астроном-профессионал, обнаруживал, что это были аэростаты, Венера, Луна, Солнце, спутники, самолеты, даже… мыльные пузыри! Какие захватывающие байки он рассказывает – любо-дорого читать! И всякий раз он приходит к выводу, что НЛО не существуют, что все наблюденные НЛО есть или природные эффекты, или дело рук человеческих. Это очень хорошая книга. Написанная от первого лица как сборник этаких баек, она очень легко читается. Но тем хуже для читателей – не тон моралиста, не скучная статистика, не приведение точных формул, а АНЕКДОТ – он!, лучше всего доказывает, что НЛО не существует, забудьте, а все, что вы видете, несомненно, реально, но вполне объяснимо. О да, книга получилась отличной, и Сурдин вложил свой рубль в дело искоренения псевдонаучной ереси!

Вот только если бы не одно но. Я ведь с детства увлекался всякими НЛОшками. И при всей моей любви к точным наукам продолжал верить. Потому что это ЗАГАДОЧНОЕ, потому что это РОМАНТИЧНО. А сейчас по мучавшей меня загадке нанесен жестокий удар. И я вдруг почувствовал себя не только одиноким, но и несчастным. Ведь меня лишили тайны :-(. Так может, не стоит лишать других их тайны, а?

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz