"История отечественного судостроения" в 5-ти томах. Том 1 "Парусное деревянное судостроение IX-XIX вв". СПб, Судостроение, 1994

Из предисловия к книге:

"До настоящего времени с историей судостроения в России можно было познакомиться по таким книгам, ставшим библиографической редкостью, как "История корабля" Н.Боголюбова, "Очерк русской морской истории" Ф.Веселаго, "Краткий исторический озор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия" А.Висковатова и многих других, а также из статей, публиковавшихся в журналах "Морской сборник" и "Судостроение". Единого всеобъемлющего труда по истории русского судостроения, этой интереснейшей области техники, до настящего времени не существовало. Восполнить этот пробел и должна "История отечественного судостроения".

Этот фундаментальный труд состоит из пяти томов и ряда приложений к ним. Первый том освещает историю судостроения с древнейших времен до конца первой половины XIX века. В нем отражены основные этапы развития парусного деревянного судостроения; возникновение судостроения при Петре I, первые судостроительные программы для Балтийского флота, создание Черноморского флота, расцвет парусного деревянного судостроения. Авторский коллектив тома возглавляет профессор В.Д. Доценко".

Никитин Е.А. «Госпитальные суда». СПб, Судостроение, 1992

Из предисловия к книге профессора, генерал-лейтенанта медицинской службы Э.А.Нечаева:

«Мировая практика ведения войн на море имеет многовековую историю применения госпитальных судов для медицинского обеспечения противоборствующих сторон. Отдельные аспекты использования судов медицинского назначения освещены в журнальных публикациях многих стран. В то же время единого обобжающего материала в этом интереснейшем, многогранном, а порой и драматичном разделе военно-морской медицины не публиковалось.
Настоящую научную монографию можно назвать первой в отечественном и зарубежном книгоиздании работой, посвященной широкому спектру вопросов, объединенных понятием «госпитальные суда». Особую значимость проблме придает тот факт, что она представлена на грани различных предметов исследования – кораблестроения, судоремонта, тактики использования вспомогательных судов, организации медицинского обеспечения боевых действий на море.

Автор книги, опираясь на многолетний опыт медицинского обеспечения кораблей и судов в плавании, используя многочисленные архивные и литературные источники, обобщил имеющиеся данные, систематизировал их и изложил в виде монографии.

В книге приводится подробная историческая справка о становлении и развитии судов медицинского назначения, анализируется опыт их использования в мировых войнах и локальных конфликтах. Даны технические характеристики большинства известных госпитальных судов, особенности их строительства и эксплуатации. Оценивается объем медицинской помощи на госпитальных судах прошлого и современности, прогнозируются возможности их использования в будущем.

Не вызывает сомнения тот факт, что книга найдет самый широкий круг читателей среди военных моряков, кораблестроителей, судоремонтников, историков, литераторов-маринистов, медиков самых разных специальностей».

"Гангут", вып. 14. СПб, Гангут, 1998

В 14-м выпуске замечательного научно-популярного сборника статей по истории флота и судостроения "Гангут" опубликованы следующие интереснейшие статьи:

  • Остапенко В.А. "СПМБМ "Малахит" на рубеже своего 50-летия"

  • Ефимов В.И. "Вклад ЦКБ-16 (ЦПБ "Волна") в технический прогресс отечественного кораблестроения (1949-1974 годы)

  • Антонов А.М. "Многоцелевые подводные лодки на рубеже XXI века"

  • Ефимов В.И., Морин А.Б. "Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82"

  • Дергачев Ф.Г. "Первая в мире титановая высокоскоростная подводная лодка проекта 661"

  • Минеев Ю.К., Никитин К.А. "Уникальная "Пиранья""

  • Чемоданов В.А."Сверхмалые подводные лодки "Тритон-2" и "Тритон-1М"

  • Васильев А.М., Морин А.Б. "Зенитное ракетное перевооружение крейсеров 68бис"

  • Жарков В.И. "Создание первых подводных лодок с баллистическими ракетами"

  • Шмаков Р.А. "К истории создания ракетных противолодочных комплексов "Вьюга", "Водопад", "Ветер", "Шквал"

  • Дронов Б.Ф., Барбанель Б.А. "Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710"

  • Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты СПМБМ "Малахит""

  • Быховский И.А. "Династия корабелов Кутейниковых"

  • Разлетов Б.К. "По залам музея СПМБМ "Малахит""

Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. Л., Судостроение, 1968

Интернет - вещь, конечно, великая, но он всегда воспринимался мною сугубо для развлечений, но не для работы. Уж всего там много, причем первоклассного, великолепного - а материалов по судостроению - самый мизер! Я уже не говорю о книжках, которых там ВООБЩЕ НЕТ. Так что те книжки, что нужны мне для работы, я покупал или в Старой Технической Книге, или брал у себя в технической библиотеке. Но случилось невероятное! Впервые в жизни я воспользовался Интернетом для работы, найдя на бескрайних просторах Сети книжку, посвященную проектированию атомных подводных лодок. С большим интересом прочитал и вот что хочу сказать.

Я не сомневаюсь, что в 1968 году, когда была выпущена эта книга, она представляла собой фундаментальный и исчерпывающий труд для всех проектантов подводных лодок. Когда ее читаешь, то и дело вспоминаются сов.секретные отчеты, разрабатываемые многочисленными институтами для сведения военной верхушки. Эта книга, хоть и написана для широкого круга читателя (хотя, конечно, для проектантов), поражает фундаментальностью, систематичность и широтой обзора информации. Ясно видно, что за этой книгой стоит огромная работа по исследованию американского подводного флота. То, что можно было засекретить - засекретили, оставшееся опубликовали в виде данной книги. Повторюсь: издание чрезвычайно полное и фундаментальное; думаю, 40 лет назад оно произвело настоящий фурор среди российских кораблестроителей. Эта фундаментальность и дотошность придает интерес книге и сейчас, в XXI веке, хотя она, бесспорно, чрезвычайно устарела.

Я выкладываю эту книжку к себе на сайт.

Смирнов А.С. «Мой край». Плюсса, 2006

А еще я собираю все материалы, так или иначе связанные с Плюссой. Благо что связи есть и я буду доставать всех и вся – редакцию газеты, библиотеку, школу, администрацию, музеи – но достану! В начале мая 2008 года мне удалось в очередной раз съездить в Лямцево; там я узнал, что известный лямцевский краевед Смирнов А.С., учитель лямцевской школы, написал книгу, целиком посвященную Лямцево. В конце мая мне удалось съездить в Плюссу целенаправлено на поиски книги. Растряс всех – сначала побывал в школе, потом в художественной студии, в администрации района, наконец, в библиотеке. И книжку нашел!

Эта книга – сборник публикаций Смирнова. Сказать честно, книга не самая лучшая, ценность представляет нулевую как с точки зрения информативности, так и художественного стиля автора. Единственная ее ценность в том, что она – ИЗ ЛЯМЦЕВО.

«Поэзия Русского Авангарда». М., 2005

Никогда не мог назвать себя ни любителем поэзии, ни сочувствующим. Однако как-то раз, осматривая книжные новинки в ДК Крупской, я наткнулся на этот небольшой сборник, стоивший всего-то 40 рублей. Решил прикупить его и прочитать. Цель очевидна и проста: дабы расширить кругозор и не выглядеть дураком, стоит почитать что-нибудь из разряда «немножко обо всем». Для моей цели просвещения в поэзии русского авангарда сия книжка подходила идеально – это был сборник лучших стихотворений, по несколько на каждого представителя Серебряного века. В книге представлены основные течения русского авангарда: символисты, футуристы, акмеисты, оберуэты, имажинисты. Немножко информации по каждому из течений, поэты: Владимир Соловьев, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Добролюбов, Александр Блок, Андрей Белый, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Василий Каменский, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Бенедикт Лифшиц, Виктор Шкловский, Игорь Северянин, Константин Олимпов, Иван Игнатьев, Василиск Гнедов, Сергей Третьяков, Николай Асеев, Илья Зданевич, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Анна Ахматова, Георгий Иванов, Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Иван Грузинов, Александр Кусиков, Матвей Ройзман, Николай Эрдман, Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Николай Олейников, Константин Вагинов.

Вот так можно познакомиться с творчеством авторов и выбрать того, кто тебе ближе. Мне вот на удивление больше всех понравилась Зинаида Гиппиус. А еще было очень забавно читать некоторые из стихотворений. Стихотворный футуризм – это тоже самое, что абстракционизм русского авангарда, и как мы смеемся над «Черным квадратом» Малевича, так можно посмеяться над некторыми стихотворениями поэтов-кубофутуристов и обэруетов. Лично я получил большое удовольствие от знакомства со сверхабстрактными произведениями Каменского, Гуро, Олимпова, Гнедова (его «Поэму конца» должен прочитать каждый!), а от Даниила Хармса («Скавка», «Нетеперь», «Человек устроен из трех частей», «Ноты вижу») я просто пищал от восторга!! Забавная книжка, чес-слово!!

Юрнев А.П., Сахаров Б.Д., Сытин А.В. «Аварии под водой». Л., Судостроение, 1986

Из аннотации к книге: «Рассказано об опасностях , с которыми связано освоение человеком больших глубин морей и океанов, и активной работе его в этих условиях. Прослежены обстоятельства и причины аварий подводных аппаратов в мировой практике, обстоятельства гибели и аварий сверхмалых подводных лодок. Рассмотрены наиболее крупные поисково-спасательные операции с применением подводных аппаратов. Приведены взгляды зарубежных специалистов на безопасность эксплуатации подводных аппаратов, расмотрены меры обеспечения их безопасности. Книга предназначена для специалистов, занимающихся созданием и эксплуатацией глубоководных самоходных технических средств, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой проблемой».

От себя отмечу, что книжка получилась увлекательной и доступной самому широкому кругу читателей – и не только специалистам, но и всем подряд! Одно только плохо: книга выпущена в 1986 году и значительно устарела; там нет информации даже о «Мирах» и «Комсомольце». А посему эта книга безнадежно устарела – книжка Войтова превзошла ее во всех отношениях!

Шерих Дмитрий «А упало, Б пропало. Занимательная история опечаток". М.-СПб, Центрполиграф, 2004

Есть у меня замечательная книжка, «Энциклопедия Санкт-Петербурга». В детстве любил я рассматривать эту книгу и помню, был глубоко удивлен двум фотографиям. Они стояли рядышком, на одной из них было изображено сгоревшее, обуглившееся, страшное здание какой-то тюряги, подпись – «Царскосельский лицей»; на другой – «Яркое, глянцевое, лоснящееся только что окончившейся реставрацией здание, подпись – сгоревшая тюрьма. Никак я не мог тогда въехать: с чего это вдруг сгоревшую тюрягу отреставрировали до блеска, а шедевр классической архитектуры сожгли? Потом оказалось, что допущена опечатка – подписи к фотографиям перепутали.

Из аннотации к книге, вынесенной на обложку: «Каково значение одной-единственной буквы? А знака препинания, поставленного не там, где следует? Казалось бы, какая мелочь! Однако опечатки рождали легенды, изменяли историю городов, наносили удары по репутациям. Их не избежали произведения Пушкина и Гоголя, Чехова и Набокова, Шекспира и Хемингуэя. Чаще всего они веселили и развлекали читателя, но иногда виновные в ошибке могли поплатиться свободой или даже жизнью. Явление это особенное, не лишенное изящества, остроумия и таинственности. Автор с блеском истинного знатока, с легкостью и шармом талантливого рассказчика поведает о смешных казусах, связанных с опечатками».

А вот еще, из Сергея Довлатова: «Есть в газетном деле одна закономерность: стоит пропустить единственную букву – и конец. Обязательно выйдет либо непристойность, либо – хуже того – антисоветчина. (А бывает и то и другое вместе).
Взять, к примеру, заголовок: «Приказ главнокомандующего».
«Главнокомандующий» - такое длинное слово, шестнадцать букв. Надо же пропустить именно букву «л». А так чаще всего и бывает.
Или: «Коммунисты осуждают решения партии» (вместо – «обсуждают»).
Или: «Большевистская каторга» (вместо – «когорта»).
Как известно, в наших газетах только опечатки правдивы».


И то правда! Опечатки бывают трех видов. Первые – самые безобидные! – когда из слова выпадает буква, но смысл слова легко угадывается, например вместо «серьезный» «серезный». Вторые – похуже! – когда выпадает ключевая буква, вроде «Кому» - «ому». Но третьи – самые страшные! – когда одна буква полностью меняет смысл слова, и появляется видимость смысла, вроде нижеприведенного у Довлатова. Эти-то опечатки и смешат читателя! Я уже процитировал аннотацию к книге. Это не преувеличение, история опечаток гласит: из-за них менялась история стран и городов, и им мы многим обязаны, хотя бы появлением знака процента %, гербом города Луга, канонизированным отчеством Ленина Ильичём, ошибками в литературных произведениях, опечатках в научной литературе, закрепившихся на века. И, как у Довлатова, многие опечатки резко меняют смысл напечатанного. И это уже не смешно, коли дело передается тайной канцелярии!.. Средневековые книги были в основе своей церковными; а тут в Библии опечатка – а вдруг кто-то будет отправлять по ней молитвы? Ересь? – на костер!! Вместо ame (душа) можно напечатать asne (осел) и поди докажи, что это ошибка, а не намерение писателя! В заголовке «Пребывание вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Финляндии» буковка «р» может замениться «о», и редактора высекут и отправят в Сибирь; а во времена Сталина опечатки «Сталингад» вместо «Сталинград» и «Гавнокомандующий» вместо «Главнокомандующий» несут с собой неминуемый расстрел. А сколько таких опечаток было – не перечесть!!

Эта книга написана очень живо и увлекательно. По сути, это сборник анекдотов и исторических баек. Я сам хохотал над ней, и всякий взявший ее в руки, вычитав анекдот, не мог не улыбнуться. У автора очень легкий стиль; он хороший рассказчик. Приятный стиль, легкое и занимательное чтение – это великолепная книжка на все сто!

И на прощание – моя любимая байка :-). «Описывая одну гору, французский географ Мальт-Брюн назвал ее высоту: 36 000 футов над уровнем моря. Хватил, надо сказать, лишнего, ведь гор высотой около 12 километров на Земле просто нет. Впрочем, что удивляться: тогда география была во многом наукой приблизительной, а белых пятен на картах хватало…
Итак, 36 000 футов. Однако наборщик был невнимателен и набрал цифру с еще одним лишним нулем: 360 000 футов. 120 километров ввысь – это уже всем горам гора!
Мальт-Брюн на полях корректуры внес исправление. Но наборщик снова оплошал. Исправление он истолковал неверно и добавил еще один ноль, пятый по счету. Вышла гора высотой 1200 километров…
Читая вторую корректуру, географ пришел в бешенство. А на полях написал гневную сентенцию: «36 миллионов ослов! Я писал 36 000 футов!»
Как гласит история, книга вышла в свет с таким текстом: «Самое высокое плоскогорье, на котором проживают 36 000 ослов, простирается над уровнем моря на высоте 36 миллионов футов».
 

Шимянский С.Л. «Необитаемые подводные аппараты в рыбном хозяйстве». М., ВО «Агропромиздат», 1990

Я продолжаю изучать литературу, посвященную подводным аппаратам. На сей раз мне попалась книжка Шимянского. В краткой и слегка недоступной форме излагаются основы техники необитаемых подводных аппаратов в рыбном хозяйстве. Не могу назвать эту книгу фундаментальным трудом, скорее так – галопом по Европам, не всегда понятно и всегда не в тему… Я остался этой книжкой недоволен.

«По следам подводных катастроф». М., Гильдия мастеров «Русь», 1992

Прекрасно помню, как я купил эту книгу. Это было еще в те достопамятные времена тотального дефицита конца 80-х – начала 90-х, когда не было ничего, даже хороших книг, и когда, как сказала моя мама, «если видишь хорошую книгу, бери, не разбираясь, о чем она». Вот ведь были времена, не то что сейчас, в 2000-х, годах тотального бума потребительского общества. Какая большая разница, Бог ты мой… Впрочем, не о том речь. Мне тогда было 12 лет, и я в тот день, зажав в кулачке денежку, приехал в магазин «Родина», чтобы купить хоть какую-нибудь интересную книжку. И купил только эту книгу, потому что «что-нибудь ведь нужно было купить, не зря же ехал!».

То было время не только тотального дефицита, но и гласности и перестройки, в печати один за другим появлялись очерки о неизвестных ранее событиях советского периода. В СССР была дурная привычка замалчивать аварии и катастрофы, особенно военные. Эта издание представляет собой одну из книг, появившихся на волнах гласности. Она – лишь сборник газетных статей, впервые открывших широкому читателю события аварий подводных лодок советского периода. И это не только гибель «Комсомольца» в 1989 году. Это С-80 в 1958 году, К-19 в 1961, К-3 в 1966, К-120 в 1968, К-8 в 1970, К-19 в 1972, «Эхо» в 1980, К-429 в 1983, «Виктор-1» в 1984. Но это очень хорошая книга! Все-таки, что ни говори, а героизм подводников поражает! Молодцы, ребята, я вами восхищаюсь!!

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz