Инрайт Д. ""Синано" - потопление японского секретного суперавианосца". М., Военное издательство, 1991

Это был самый крупный корабль, когда-либо потопленный подводной лодкой. Один из трех тяжелых линейных крейсеров Японии (первыми двумя были «Ямато» и «Мусаси»), построенный в условиях невиданной секретности, он не был даже известен американской разведке. Третий линкор серии решено было строить как авианосец. Только достроив его и не проведя даже ходовых испытаний, было решено срочно перевести его во Внутреннее море, где он мог бы спрятаться от налетов американской авиации. Подводная лодка «Арчер-Фиш» под управлением капитана Джозефа Инрайта, случайно натнулась на неизвестный разведке корабль и потопила его. Это публицистическое издание – воспоминания капитана подводной лодки «Арчер-Фиш», потопившей «Синано».
 

Губачек Милош. "80 лет под водой: "Титаник"". М., 1993

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Северной Атлантике близ полуострова Ньюфаундленд затонул «Титаник». Но вот что интересно: бывало, что тонули только что построенные суда; бывали и бОльшие человеческие жертвы; бывали и таинственные кораблекрушения. И «Титаник» на самом-то деле не так уж и выделяется среди всех остальных, а ведь поди ж ты: какая шумиха вокруг него развелась! Это самое известное кораблекрушение, о котором знают все! Наверное, уж так устроена человеческая психика, что нужно создать какой-то идеал, символ. Если поэт – то обязательно Пушкин, если ученый – то непременно Эйнштейн, но если кораблекрушение – то «Титаник».

Однако вот странная штука: при всей своей популярности подробного описания того кораблекрушения на русском языке так и не появилось. Были статьи, была книжка Лорда «Последняя ночь Титаника», но все они говорили лишь о событиях той ночи. Но книжка Милоша Губачека «80 лет под водой: Титаник» - книга уникальная. Это самая полная книга о «Титанике» из всего написанного по-русски. Здесь в подробностях описываются не только события ночи с 14-го на 15 апреля 1912 года, но и предыстория вопроса (история парового мореплавания в Северной Атлантике и «Голубая лента Атлантики»), а также, что особенно интересно – все, что последовало после катастрофы: спасение потерпевших крушение «Карпатией», подробнейшее описание первых дней США и Англии после катастрофы, расследования следственных комитетов Смита и Мерси, преступление «Калифорниан», загадка таинственного третьего судна. Книга заканчивается эпилогом, описывающим жизненные пути главных участников произошедшего (Лайтоллер, капитан «Калифорниан» Лорд, капитан «Карпатии» Рострон) и обнаружением «Титаника» в 1986 году подводной экспедицией Балларда. Тем книга мне и понравилась – это целостное и законченное произведение. Это лучшая книга о «Титанике».

Трубицын С.Б. "Линкоры второстепенных морских держав". СПб, 1998 // Серия "Боевые корабли мира"

Из предисловия к книге:

В настоящее время в отечественной военно-морской литературе широко освещаются корабли (правда, далеко не все) крупных морских держав: Англии, Японии, Италии, США, Германии, Франции, в то время как кораблям и зачастую достаточно известным, входившим в состав флотов второстепенных государств, внимания практически не удаляется. Данная работа, посвященная истории линкоров малых стран, - попытка частично заполнить этот пробел.

В 1905 году после спуска британского линкора "Дредноут" начался новый этап не только в развитии судостроения, но и в гонке морских вооружений, который отнюдь не ограничивался соперничеством между Англией и Германией. Мир к началу ХХ века представлял собой клубок противоречий, которые сложились не только между великими державами, но и между малыми странами. Так как способы дипломатического решения конфликтов являлись скорее исключением, чем правилом, то на первом плане была сила, одним из основных компонентов которой являлся военно-морской флот. Основой мощи любого флота считались линейные корабли.

Правительства различных экзотических республик и дряхлеющих монархий были уверены, что наличие в составе флта нескольких дредноутов поднимет их влияние и повысит международный престиж страны. При этом как-то забывались социальные проблемы и экономические трудности. Но во время строительства дорогостоящих кораблей именно эти факторы выходили на первый план. Поэтому многие линкоры так никогда не построили и военно-морские флаги на них не поднимали.

Если кто и выиграл от нового витка гонки военно-морских вооружений, то это были судостроительные концерны, для которых большие амбиции малых стран обернулись золотым дождем. Судьба немногочисленных линкоров, появившихся благодаря этому золотому дождь, сложилась по-разному, но чаще всего они прожили долгую и спокойную жизнь, совершая визиты в иностранные порты и грея сердца своих адмиралов.

Содержание:

Аргентина ("Ривадавия", "Морено")
Бразилия ("Минас Жерайс", "Сан-Паулу", "Рио-де-Жанейро")
Голландия
Греция ("Саламис")
Испания ("Эспана", "Хайме I", "Альфонсо XII")
Китай
Польша
Португалия
Турция ("Решадие", "Явуз Султан Селим" ("Гебен"))
Чили ("Альмиранте Латорре", "Альмиранте Кохрейн" (будущий "Игл"))
Югославия

Белов А.А. "Броненосцы Соединенных Штатов Америки". СПб, 2004 // Серия "Боевые корабли мира"

Книга из замечательной серии "Боевые корабли мира" посвящена первым броненосцам США, такими как "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон", "Айова".

Полуян В.В. "Броненосцы Австро-Венгерской империи", часть 1. Самара, 2007 // Серия "Боевые корабли мира"

Полуян В.В. "Броненосцы Австро-Венгерской империи", часть 2. Самара, 2008 // Серия "Боевые корабли мира"

И все-таки, скажу я вам, наблюдать за развитием техники чрезвычайно интересно. Оно, похоже, подчиняется тем же законам, что эволюция биологических видов: та же постепенная эволюция и редкие катастрофические скачки; давшие неожиданный расцвет случайные мутации; богатство возможностей и тупиковые ветви. Никогда еще я не видел такой яркой иллюстрации, как развитие броненосного флота. Одной из морских стран, развивавшей линейный флот, была Австро-Венгрия. Но Австро-Венгрия – не просто «одна из». Быть может, она и не была законодательницей мод, но здесь случилась та самая случайная мутация, сражение при Лиссе, которая дала расцвет целой ветви линейных кораблей. Это была страна, давшая миру «Кустоцу» и «Тегетгоф», а на рубеже веков – «Радецкого», одного из лучших броненосцев мира. Что бы там ни говорили, но Австро-Венгрия имела сильный флот и ее броненосцы повлияли на мировое судостроение. Эволюции австро-венгерского броненосного флота эти две книги и посвящены.

Эволюция броненосцев началась, как известно, с навешанных на деревянный борт броневых плит – в Австро-Венгрии появились батарейные броненосцы «Драх» и «Саламандер», следующая серия из трех кораблей «Кайзер Макс», «Принц Ойген», «Хуан де Австрия» представляла собой лишь увеличенную версию броненосцев типа «Саламандер», а «Габсбург» и «Эрцгерцог Фердинанд Макс» были уже настоящими броненосцами мирового класса. Эти корабли стали последними представителями батарейных броненосцев, построенных для австрийского флота. До сих пор ход эволюции был постепенным, но вот 19 июля 1966 года произошло событие, перевернувшее мировое судостроение – сражение при Лиссе. Одним из уроков Лиссы стало появление казематных броненосцев. Ведущие морские державы строили их и раньше, однако в Австро-Венгрии были построены лучшие образцы - «Лисса», а затем «Кустоца» и «Эрцгерцог Альбрехт» - корабли, принесшие их создателям всемирную славу. Талантливый флотоводец Тегетхоф и не менее талантливый кораблестроитель Ромако заставили говорить об Австро-Венгрии на весь мир. Именно отсюда началась эпидемия казематных броненосцев, именно так были построены «Лисса», «Кустоца», «Эрцгерцог Альбрехт», «Кайзер Макс II», «Принц Ойген II», «Хуан де Австрия II», а также один из самых знаменитых австрийских кораблей «Тегетхоф». Еще одним уроком Лиссы является возрождение идеи таранов, и эта идея переживет десятилетия! А началась она здесь, в сражении при Лиссе!! Со смертью Йозефа фон Ромако и строительством «Тегетхофа» во флоте начался застой. Второе рождение броненосцев началось со строительством единственных австро-венгерских барбетных броненосцев «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф» и «Кронпринцессин Эрцгерцогин Стефани». В 1886 году Морское ведомство возглавил энергичный адмирал Штернек, а главным кораблестроителем стал великий кораблестроитель, Зигфрид Поппер. Возрождение флота началось со строительства «Монарха», «Вены», «Будапешта», в 1899 году последовали «Габсбург», «Арпад» и «Бабенберг», далее «Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» и «Эрцгерцог Фридрих». Череда блестящих командующих флотом в 1904 году продолжилась вице-адмиралом Рудольфом фон Монтекуколи, именно при нем Зигфрид Поппер построил броненосцы «Радецкий», «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и «Зриный». Это были лучшие корабли своего времени – в небольшом объеме удалось разместить великолепное вооружение и защиту! Но то была лебединая песня: еще несколько лет, и Австро-Венгрия перестанет существовать. Произойдет неавиданный в мировой истории процесс полного исчезновения флота, который не оставил после себя никакого преемника.
 

Эдгар Аллан По "Колодец и маятник. Новеллы". М., ЭКСМО, 2008

  • Фолио-клуб
  • Герцог де Л'Омлет
  • На стенах иерусалимских
  • Бон-Бон
  • Страницы из жизни знаменитости
  • Король Чума. Рассказ, содержащий аллегорию
  • Тень. Парабола
  • Четыре зверя в одном. Человекожираф
  • Мистификация
  • Тишина. Притча
  • Как писать рассказ для "Блэквуда"
  • Трагическое положение. Коса времени
  • Черт на колокольне
  • Человек, которого изрубили в куски
  • Разговор Эйрос и Хармионы
  • Дневник Джулиуса Родмена
  • Остров феи
  • Беседа Моноса и Уны
  • Не закладывай черту своей головы. Рассказ с моралью
  • Элеонора
  • Маска красной смерти
  • Поместье Арнгейм
  • Колодец и маятник
  • Сердце-обличитель
  • Месмерическое откровение
  • "Ты еси муж, сотворивый сие!"
  • Литературная жизнь Какваса Тама, Эсквайра
  • Лось
  • Тысяча вторая сказка Шахерезады
  • Сила слов
  • Бес противоречия
  • Система доктора Смоля и профессора Перро
  • Mellonta tauta
  • Прыг-Скок
  • Фон Кемпелен и его открытие
  • Как была набрана одна газетная заметка
  • Домик Лэндора

Эдгар Аллан По "Золотой жук. Рассказы, повесть, стихотворения". М., ЭКСМО-Пресс, 2002

  • Метценгерштейн
  • Рукопись, найденная в бутылке
  • Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля
  • Лигейя
  • Падение дома Эшеров
  • Вильям Вильсон
  • Делец
  • Убийство на улице Морг
  • Тайна Мари Роже
  • Низвержение в Мальстрем
  • Три воскресенья на одной неделе
  • Золотой жук
  • Надувательство как точная наука
  • Очки
  • История с воздушным шаром
  • Сфинкс
  • Разговор с мумией
  • Свидание
  • Без дыхания
  • Черный кот
  • Человек толпы
  • Овальный портрет
  • Преждевременное погребение
  • Продолговатый ящик
  • Украденное письмо
  • Лягушонок
  • Береника
  • Морелла
  • Почему фрацузик носит руку на перевязи
  • Ангел необъяснимого. Экстраваганца
  • Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром
  • Повесть крутых гор
  • Повесть о приключениях Артура Гордона Пима

Артур Конан Дойль "Затерянный мир". М., АСТ, 2001

  • Затерянный мир
  • Отравленный пояс
  • Когда Земля вскрикнула
  • Маракотова бездна

Артур Конан Дойль "Новейшие приключения Шерлока Холмса". М., АСТ, 2000

  • Кое-что о Шерлоке Холмсе
  • История с двумя соавтарами
  • Долина ужаса. Роман
  • Происшествие в Вистерия-Лодж
  • Дело необычной квартирантки
  • Происшествие на вилле "Три конька"
  • Загадка пометься Шоскомб
  • Знатный клиент
  • Человек с белым лицом
  • Загадка Торского моста
  • Смерть русского помещика

 

  • Адриан Конан Дойль. Случай с золотыми часами
  • Адриан Конан Дойль. Преступление в Фаулкс Расе
  • Адриан Конан Дойль, Джон Диксон Карр. Восковые игроки
  • Адриан Конан Дойль, Джон Диксон Карр. Тайна закрытой комнаты
  • Адриан Конан Дойль, Джон Диксон Карр. Рубин "Абас"
  • Адриан Конан Дойль, Джон Диксон Карр. Две женщины
  • Адриан Конан Дойль, Джон Диксон Карр. Ужас в Дептфорде
  • Джон Диксон Карр. Тайна Грейт Вирли
  • Эллери Куин. Неизвестная рукопись доктора Уотсона (Этюд о страхе)

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz