Морин А.Б. "Эскадренные миноносцы типа "Гневный"". СПб, Гангут, 1994 // Серия "Корабли Отечества", выпуск 3
Усов В.Ю. "Крейсер "Максим Горький"". СПб, Гангут, 1993 // Серия "Корабли Отечества", выпуск 1

Золотарев В.А., Козлов И.А. "Три века российского флота", в 4-х томах. Том 2 "XIX - начало ХХ века". М., АСТ, 2004 // Серия "Военно-историческая библиотека"

"История отечественного судостроения" в 5-ти томах. Том 5 "Судостроение в послевоенный период. 1946-1991 гг.". СПб, Судостроение, 1996

Часть 1. Судостроение в первом послевоенном десятилетии

  1. Уроки и последствия войны. Первые послевоенные планы
  2. Восстановление и развитие судостроительной базы
  3. Проектирование и постройка боевых надводных кораблей
  4. Постройка боевых катеров, речных и специальных боевых кораблей
  5. Проектирование и постройка подводных лодок
  6. Проектирование и постройка кораблей и судов обеспечения
  7. Проектирование и постройка гражданских судов
  8. Влияние научно-технической революции на развитие судостроения

Часть 2. Судостроение в 1956-1966 гг.

  1. Перестройка системы управления
  2. Проектирование и постройка подводных лодок
  3. Проектирование и постройка боевых  надводных кораблей
  4. Проектирование и постройка боевых катеров, минно-тральных и десантных кораблей
  5. Проектирование и постройка кораблей и судов обеспечения
  6. Гражданское судостроение во втором послевоенном десятилетии

Часть 3. Строительство военного и гражданского флота в 1967-1991 гг.

  1. Основные направления развития военного и гражданского судостроения
  2. Развитие производственной и научно-исследовательской базы после 1967 года
  3. Проектирование и постройка подводных лодок
  4. Проектирование и постройа боевых надводных кораблей
  5. Постройка боевых катеров, речных, противоминных и десантных кораблей
  6. Проектирование и постройка кораблей и судов обеспечения
  7. Постройка морских транспортных судов гражданского флота
  8. Постройка промысловых, речных транспортных и других судов

"История отечественного судостроения" в 5-ти томах. Том 4 "Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны 1925-1945 гг.". СПб, Судостроение, 1996

Содержание:

Часть 1. Становление советского судостроения (1925-1935)

  1. Морская политика СССР, программы коммерческого и военного судостроения
  2. Производственная база и структура управления судостроительной промышленностью. Создание научно-исследовательской базы судостроения
  3. Проектирование и построка судов морского коммерческого флота
  4. Проектирование и постройка речных судов
  5. Проектирование и постройка подводных лодок
  6. Проектирование, постройка и модернизация надводных кораблей
  7. Проектирование и постройка боевых катеров
  8. Проектирование и постройка речных боевых кораблей

Часть 2. Судостроение в предвоенные годы (1936-1941)

  1. Программы строительства большого океанского военно-морского флота. Сокращение гражданского судостроения
  2. Развитие производственной и научно-исследовательской базы судостроения
  3. Проектирование и постройка надводных боевых кораблей основных классов
  4. Проектирование и постройка подводных лодок
  5. Проектирование и постройка надводных кораблей других классов и вспомогательных судов ВМФ
  6. Проектирование и постройка боевых катеров
  7. Проектирование и постройка судов гражданского флота

Часть 3. Судостроение в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

  1. Судостроительные программы военного времени
  2. Производственная база судостроительной промышленности в годы войны
  3. Проектирование и постройка боевых кораблей основных классов
  4. Проектирование и постройка надводных кораблей других классов
  5. Проектирование и постройка транспортных, промысловых и вспомогательных судов, плавучих средств и катеров различного назначения. Переоборудование, ремонт и восстановление кораблей и судов

Мельников Р.М. "Первые русские миноносцы". СПб, 1997 // Серия "Боевые корабли мира"

Совершенно уникальный, толстый, энциклопедический труд по истории первых русских миноносцев первого и второго поколений. Книжка толстая, порядка двухсот страниц, однако здесь есть все – и приложения, и десятки раритетных фотографий, и подробные технические описания всех миноносцев всех проектов, и описание их службы на всех театрах военных действий. Автором проведена воистину колоссальная работа – впечатлен!

Особую прелесть работе придают те эмоции, что столь бурно выражает автор по отношению к высшему начальству – ну чуть ли матом не кроет. Выглядит это примерно так, цитирую: «Всякие были в России времена, всегда несладко жилось на ее земле людям, одежимыми великими идеями и высоким талантом творчество. Но не было в ней более последовательного и бездушного умерщвления талантов, чем это было при блаженной памяти императоре Николае Павловиче. Словно вся историческая нечисть России из всех ее самых несастливых эпох собралась под крыло этого царствования. Рабы и льстецы, удостоенный личного доверия императора, тесной гурьбой переполняли все ступени государственной власти, топча и презирая всех, кто смел проявить хотя бы искру мысли, творчества и инициативы. Самые светлые умы, чтобы хоть что-то сделать для России, были вынуждены также идти на поклон и угождать вознесенным над ними бездарностям и невеждам. Светлейший бездельник князь А.С.Меншиков вынуждает адмирала М.П.Лазарева угодничать перед ним и смиренно умолять о заказе парохода для Черноморского флота («…Может быть, Ваша светлость, еще придумаете какой-нибудь средство к поплонению этого недостатка нашего? А сберечь пароход на продолжительное время я сумею…»). Развращенный произволом крепостнического рабства, привыкший все новинки быта и техники не исключая и военных пароходов, бесхлопотно «выписывать из Англии», сугубо иждивенческий по своей сути, не озаренный ни малейшим проблеском творчества и инициативы (исключая, конечно, проектирование мундиров, шпицрутенов и парады), режим графов Клейнмихелей, князей Меншиковых и Чернышовых был органически неспособен подняться до осознания сложностей и глубины проблем развития науки и техники». И так – красной нитью сквозь всю книгу, в каждой главе, очень много! В научном беспристрастии автора никак не заподозришь, ибо книга получилась эмоционально насыщенной, я бы сказал, на грани истерики. Но что уж поделаешь – таков стиль автора! И это хорошо, что есть разные авторы и есть разные книги.

МИНОНОСЦЫ В ПОСТРОЙКЕ

1. Пролог
2. Америка показывает пример (1861 —1865 гг.)
3. Минное оружие в войне 1877—1878 гг.
4. 111 миноносок.
5. "Взрыв"—первый мореходный миноносец.
6. "Батум"—первый классический образец.
7. "Сухум", "Поти", "Гагры", "Геленджик"— веерная серия адмирала И.А. Шестакова.
8. "Котлин" — утилизационный проект.
9. Тип "Измаил"— первая отечественная серия.
10. "Выборг" — начало "стотонников".
11. "Ревель"и "Свеаборг"—опыт комплексного проектирования.
12. Серия "Або"—неожи¬данная реклама фирмы Шихау.
13. "Янчихе" и "Сучена" — разборный вариант "Або".
14. "Нарген", "Готланд" — отечественный крупнотоннажный тип.
15. "Борго", "Биорке" — "офицерский проект".
16. "Адлер" и "Анакрия" — снова немецкие образцы.
17. Проект инженера Боклевского.
18. Тип "Тосна" — отечественное воспроизведение "Анакрии".
19. Тип "Даго" — отечественные "стотонники".
20. "Пернов" — эталон, разобранный на части.
21. Серия "Поланген" — массовое копирование "Пернова".
22. "Сестрорецк" — эталон, оставшийся без воспроизведения.
23. Соображения лейтенанта Македонского.
24. Французская "молодая школа" и русская миноносная стратегия.
25. С Практической эскадрой адмирала С.О.Макарова.
26. Большие уроки малых кораблей.

МИННЫЙ ФЛОТ НА ШЛЮПБАЛКАХ

27. Начало катерной отрасли.
28. Смелые концепции непуганых адми¬ралов.
29. Катера крейсерской доктрины.
30. На рубеже веков.

В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

31. Боевые действия катеров.
32. Миноносцы Владивостока в войне 1904-1905 гг.
33. Взаимодействуя с первыми подводными лодками.
34. После Цусимы.

В НОВОМ КАЧЕСТВЕ

35. Две жизни корабля
36. В составе бригады линейных кораблей.
37. "Императрица Мария": "вступили в кильватер тральщику N 5."
38. Морской устав, статья десятая.
39. Во мгле 1917 года.
40. Эпилог

ПРИЛОЖЕНИЯ

Как были устроены первые русские миноносцы
МиныУайтхеда в русском флоте (1876-1904 гг.)
Выписка из оффициального письма Адмирала Бирилева на имя Начальника Глав¬ного Морского Штаба отъ 19-го Июля 1903 года.
О перенумеровании миноносцев. (187)
 

"Судостроение", № 10, 1996

Октябрьский номер журнала "Судостроение" целиком посвящен празднованию 300-летия Российского флота и состоит из обзорных статей, посвященных юбилею отечественного судостроения. Авторы статей - руководители ведущих организаций. Все статьи продублированы на английский язык.

  • Ефимов О.П. Триста лет российскому флоту
  • Воронин Г.П. Концепция обеспечения строительства российского военного флота
  • Громов Ф.Н. Военно-морской флот страны
  • Михайлов Ю.А. Морской торговый флот россии
  • Шинкаренко В.И. Создание и развитие флота рыбной промышленности
  • Никитин Б.А. Проблемы создания арктического нефтегазопромыслового флота
  • Пашин В.М. Основные этапы развития отечественного судостроения
  • Захаров И.Г. Военное кораблестроение России
  • Спасский И.Д. 95 лет вместе с российским флотом
  • Юхнин В.Е. Северное ПКБ и морская мощь России
  • Кутейников А.В. СПМБМ "Малахит": развитие отечественного подводного кораблестроения
  • Родионов Н.Н. ЦКБ "Балтсудопроект" - флоту
  • Соколов В.В. Экранопланы: перспективы гражданского применения
  • Александров В.Л. "Адмиралтейские верфи" - колыбель военного кораблестроения
  • Шуляковский О.Б. Вклад Балтийского завода в развитие российского флота
  • Пашаев Д.Г. За 300 лет: от парусника от атомной подводной лодки
  • Пешехонов В.Г. Перспективные разработки в морском приборостроении
  • Горбач В.Д. Развитие верфей и судостроительных технологий
  • Горынин И.В. Тенденции развития современного материаловедения
  • Касатонов И.В. Во славу российского флота

Эмиль Золя "Страница любви". М., АСТ, 2001 // Серия "Мировая классика"

Вот все говорят: любовь, любовь… А что это такое? Вообще существует ли она? И почему считается, что она несет с собой счастье и радость? Любовь как чувство, эмоция, психологическое явление – назовем ее физическим эффектом! – обязана иметь и положительные, и отрицательные стороны. Бывают случаи, когда она мешает, и тогда ее нужно отбросить, заменив ее холодным разумом. Вспомним даже Шерлока Холмса, который сравнивал человеческую способность мыслить с точнейшим телескопом – тогда переживаемые мыслителем чувства есть не что иное, как инородные тела, крупинки, вносящие сильнейшие аберрации в оптику телескопа. Впрочем, Шерлок Холмс уже давно стал классикой жанра; тысячи тонн воды вылито на мельницы дискусий о строгих математиках и романтичных поэтах – не будем об этом, это баян. Помнится, в одном из ларьков я наткнулся на журнал «Психология», так там, подобно кричащим заголовкам «Космополитен» или «Гламур», была вынесена на обложку одна из тем журнала: «Почему все мы хотим страстной любви?»…. Любовь тихая и нежная – хорошо, но всепоглощающая и обжигающая страсть… Да так, чтобы заболеть человеком, чтобы тебя лихорадило и било в озноб, чтобы мысли о нем поглощали все твое сознание – ты находишься в тумане, не ориентируешься в пространстве и времени, не спишь, худеешь, твое сердце бьется, а дыхание учащается – ты жить не можешь, не видя и не слыша голоса своего возлюбленного. «Покажи мне страсть!» - говорит фотограф своей модели. Но так ли много этой страсти в нашей жизни? Выскажу свое мнение: МАЛО. Можно встречаться, можно создать семью – а все равно как, по расчету ли, с оглядкой ли на остальных («все так делают, а я что, белая ворона, что ли?»), возраст подошел – да просто хочется! Можно даже любить – но тихо, нежно, спокойно, десятками лет. А испытать страсть, настоящую – можно будет лишь раз в жизни. Это ведь еще и не каждому дано! – есть уникальные Пушкины, страстно влюблящиеся в первых встречных и посвящающих им сногсшибательные стихи. А есть лихо закрученные жизненные сюжеты, когда человек уже и женат, и с детьми, а вдруг понимает, что все не то, и что настоящая страсть – ради которой он готов пойти на все! – пришла к нему только сейчас – вон к той случайно увиденной мороженщице! В этот момент и рождаются великие драмы и трагедии. Посмотрите любой из фильмов, почитайте любой из романов – все они посвящены той единственной страсти, ради которой человек готов на все! А все мы с удовольствием смотрим фильмы и читаем книги, потому что не знаем этого в жизни и потому что мечтаем об этом. В жизни ведь что? – как сказал один мой друг, «эротика – это искусство, порнография – реальность». Вот так и здесь: есть мелочные дрязги, курортные романы, любовные делишки. Сексуальное влечение – да, есть, но никак не Любовь… Вот так и живет народ, мечтая о единственной и неповторимой, «и чтобы умерли в один день», а пока и остается что смотреть мыльные сериалы и вздыхать… Везет лишь редким счастливчикам, остальные тянут свою повозку и все равно так «сдохнут, никого никогда не любя».

«Элен вновь взялась за книгу. Она дошла до нападения на замок, когда Ревекка ухаживает за раненым Айвенго и рассказывает ему о ходе боя, за которым следит через окно. Элен чувствовала себя в мире прекрасного вымысла, она прогуливалась в нем, как в сказочном саду с золотыми плодами, вкушая сладость всех иллюзий жизни. Потом, в конце сцены, когда закутанная в покрывало Ревекка изливает свою нежность, склонившись над уснувшим рыцарем, Элен уронила книгу: ее сердце переполнилось – она была не в силах продолжать чтение. Страница романа воскресили перед ней ее собственную жизнь. Ни разу луч солнца не блеснул в детской Элен. Вокруг нее много работали, тяжелым трудом завоевывая себе скромный достаток. И это было все: вплоть до ее свадьбы ничто не выделялось из этой череды однообразных дней. Однажды утром, возвращаясь с матерью с рынка, она толкнула корзиной, полной овощей, молодого Гранжана. Шарль обернулся и пошел за ними. В этом и заключался их роман. Потом их поженили. Она до сих пор удивлялась этому браку. Шарль обожал ее; вечером, когда она ложилась спать, он, стоя на коленях, целовал ее обнаженные ноги. Она улыбалась, дружески журя его за это ребячество. Снова потянулась серая жизнь. За двенадцать лет она не могла вспомнить ни одного потрясения. Она была очень спокойна и очень счастлива, не ведая волнений ни плоти, ни сердца, поглощенная повседневными заботами скромного хозяйства. Шарль все также целовал ее ноги, белые, как мрамор, она же была снисходительна и матерински ласкова к нему. И только. Вдруг она увидела перед собой комнату в гостинице Дювар, мертвого мужа, траурное вдовье платье, перекинутое через стул. Она плакала, как в тот зимний вечер, когда умерла ее мать. Снова потекли дни. Вот уже два месяца, как она жила одна с дочерью и опять чувствовала себя счастливой и спокойной. Боже мой! И это было все? Но тогда – что же говорила эта книга, повествуя о великой любви, которая озаряет целую жизнь? Любить, любить! Поему это слово столь сладостно вновь и вновь зазвучало в Элен, пока она следила за таяньем тумана? Разве она не любила своего мужа, за которым ухаживала, как за ребенком? Вдруг воображение Элен перескочило к другому: к мелочам ее домашнего обихода, подсчету месячных расходов. Элен ощущала гордость при мысли о заведенном ею строгом порядке. Более тридцати лет жизнь ее была проникнута непоколебимым достоинством и твердостью. Справедливость была единственной ее страстью. Обращаясь к своему прошлому, она не находила в нем ни единого часа, отмеченного слабостью, она видела идущей твердым шагом по ровной прямой дороге. Пусть дни бегут – он пойдет дальше своим спокойным путем, не встречая препятствий. И это делало ее суровой, внушало ей гнев и презрение к тем вымышленным существованиям, героизм которых смущает сердца. Единственно подлинной жизнью была ее жизнь, протекающая среди безмятежного покоя».

А может, человек сам по себе является мазохистом? Нет, правда: человек – существо социальное, а в социуме важней всего иерархия. Кто-то должен стоять сверху, кто-то должен руководить. Если страсть забивает все остальные потребности человека, и даже заставляя его выступать жертвой ради другого (самое сильный инстинкт – инстинкт самосохранения повержен!!), то что означает полное подчинение хозяину – вот она где, любовь к Великому Вождю!! Свободная личность не может любить, ибо тогда он оказывается в зависимости от других людей, стало быть, любовь связывает и ограничивает – вот вам и мазохизм. Ведь правы же те люди, которые гордятся остутствием своих чувств – будь то пресловутый Шерлок Холмс или Элен из повести Золя: «она не находила в нем ни единого часа, отмеченного слабостью, она видела идущей твердым шагом по ровной прямой дороге. Пусть дни бегут – он пойдет дальше своим спокойным путем, не встречая препятствий. И это делало ее суровой, внушало ей гнев и презрение к тем вымышленным существованиям, героизм которых смущает сердца. Единственно подлинной жизнью была ее жизнь, протекающая среди безмятежного покоя». Холодный разум. Спокойствие. Четкая система и планомерное претворение планов в жизнь. Над поэтами можно смеяться, ведь ты – властелин мира! Я знаю немало людей, придерживающих этого мнения. Я сам был таким, а потом понял, что был дурак.

«Да, эта страсть была роковой. Элен уже не защищалась. У нее больше не было сил бороться со своим сердцем. Пусть Анри берет ее – она отдается. И тогде ее охватило беспредельное счастье отказа от борьбы. Зачем ей сопротивляться дальше? Не достаточно ли она ждала? Воспоминания о ее прошлой жизни наполняли ее презрением и гневом. Как могла она существовать в ледяном бесстрастии, которым некогда так гордилась? Она вновь видела себя девушкой, в Марселе, на улице Птит-Мари, где вечно дрожала от холода; она видела себя замужем, холодной, как мрамор рядом с тем большим ребенком, целовавшим ее обнаженные ноги; видела себя заботливой хозяйкой, видела себя во все часы своей жизни, идущей все тем же шагом, все по той же дороге, без единого волнения, которое нарушило бы ее спокойствие. И теперь мысль о том однообразии, о всех этих годах, в течение которых любовь спала в ее душе, вызывало в ней гневное возмущение. И подумать только, что она считала себя счастливой все эти тридцать лет, идя по проторенному пути, с немотствующим сердцем, заполняя пустоту своей души лишь гордостью честной женщины. О, какой обман эта строгость правил эта щепетильность добродетели, замыкавшие ее в бесплодных радостях святоши. Рассудок! Поистине он казался ей жалким, этот рассудок, который за всю ее уже долгую жизнь не дал ей столько радости, сколько вкусила она за этот последний час. Она отвергала мысль о падении, она с глупым хвастовством думала, что так и пройдет до конца свой жизненный путь, даже не споткнувшись ногой о каень. И что же? Сегодня она призывала падение, она желала одного: чтобы оно было немедленным и глубоким. Все ее возмущение вылилось в это властное желание. О! Замереть в объятье, пережить в одно мгновение все, доныне не пережитое!»

Но всепоглощающая страсть имеет и оборотную сторону. Ведь страсть – это поклонение перед ОДНИМ человеком, и дача в жертву себя, родных, близких – даже собственной дочери! Из-за этого умерла Жанна.

«Элен дивилась пробуждавшимся в ней воспоминаниям. Или она была безумна в тот год? Теперь, когда она вызывала в себе образ той женщины, что прожила около трех лет на улице Винез, ей казалось, что она судит о чужом человеке, поведение которого вызывает в ней презрение и удивление. Что за приступ загадочного безумия, что за страшная болень, слепая, как удар молнии! А ведь она не призывала ее; она жила спокойно, уединившись в своем уголке, поглощенная любовью к дочери. Путь жизни пролегал перед ней, она шла по нему без любопытства, без желаний. И вдруг налетел вихрь, она упала наземь. Еще и теперь она ничего не понимала. В ту пору ее существо перестало ей принадлежать, другая женщина действовала в ней. Неужели это было возможно? Неужели она могла это сделать? Потом холод пронизал ее: Жанну уносили под розами. И тогда, застыв в своем горе, она вновь обрела прежний нерушимый мир, без желаний, без любопытства, медленно ступая все дальше по неуклонному прямому пути. Она вновь вернулась к жизни – со строгим спокойствием и гордостью честной женщины».

Может, уж лучше так сдохнуть, не испытывая чувств – ни ненавидя, ни любя? Элен снова вышла замуж. Ее новый муж «в брачный вечер тоже целовал ее обнаженные ноги, словно вновь ставшие мраморными».

Шапиро Л.С. "Сердце корабля". Л., Судостроение, 1990

Из аннотации к книге: "Изложена эволюция энергетических установок надводных кораблей с той поры, когда на смену парусу пришел механический двигатель. Привлекается внимание к заслугам ученых, изобретателей и инженеров, внесших существенный вклад в совершенствование корабельных энергетических установок. Освещены также современное состояние корабельной энергетики и взгляды на перспективы ее дальнейшего развития".

Книжка, очевидно, посвящена истории развития судовых энергетических установок - от первых паровых машин до последних разработок магнито-гидродинамического генератора. Книжка научно-популярная, однако уровень ее несколько выше среднего, для технаря, уже знакомого с машиностроением и желающего ознакомиться с судовой энергетикой, пойдет в самый раз. Кстати, идеально подошла бы и для судовых энергетиков в качестве исторического обзора родной дисциплины - на каком корабле кем и когда была поставлена комбинированная паровая турбина с дизелем или на каких кораблях были установлены перегреватели пара и что из этого вышло - все это написано здесь! Повторюсь, книжка очень серьезная, насыщенная информацией и очень, очень качественная!

"Математики тоже шутят". Автор-составитель С.Н. Федин. М., УРСС, 2009

Когда-то, давным-давно, кажется еще в 1960х годах, была чертовски популярна книжка "Физики шутят". То был сборник околонаучного юмора о физиках и о физике. Книжка стала настолько популярной, что стала уже классикой жанра, притчей во языцех. Прошло уже столько лет, но вопрос оставался открытым: а почему шутят только физики, а не, например, филологи или экономисты? Шутят, конечно, и специального юмора тоже тьма тьмущая - только вот почему-то никто не занимался сбором подобного юмора. И только в последнее время благодаря Интернету появились коллекции юмора и филологов, и экономистов. Появилась и книжка "Математики тоже шутят" - сборник анекдотов, баек, шутливых опусов и всякой забавной белиберды из жизни математики и математиков. Книжка чрезвычайно легкая, забавная и развеселая - рекомендуется для развлекательного чтения в метрополитене :-).

П.С. Когда я купил эту книжку в Москве по пути в горный поход Алтай, мне даже не давали открыть эту книгу! Мои друзья (а нас было 14 человек!) вырывали ее из рук, зачитывались, хохотали, пересказывали анекдоты другим... И так - все трое суток! Математики ведь тоже люди, и тоже любят расслабиться :-).

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz