Мои книжные рецензии

Гарни О. Хетты. Разрушители Вавилона. 2009
Волков Н.В., Непомнящий Н.Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. 2007

Если уж говорить о Древнем Востоке, то первым делом вспоминают Древний Египет и Междуречье – Шумер, Вавилон, Ассирию. В самом деле, эти три цивилизации были в генеральном русле истории, и на них познания большинства из нас и заканчиваются. Однако чем больше углубляешься в историю древнего мира, тем больше узнаешь, что эти цивилизации не были замкнутыми и ограниченными, но мир вокруг них был заполнен другими цивилизациями – быть может, в чем-то зависящих от первых, второстепенных, но во многом удивительных, уникальных, самобытных. А начнешь копать еще глубже, и окажется, что это уже свой собственный мир, уже ОТДЕЛЬНЫЕ цивилизации мирового значения! Вот только не повезло им! – в отличие от Египта, Шумера, Вавилонии, Ассирии, о которых мы знаем лишь потому, что от них осталось множество археологических и исторических документов (!!), от этих цивилизаций не осталось практичски ничего… Почему Египет у всех на слуху? – да потому что все эти тысячелетия он был у нас на глазах! – его пирамиды или развалины Фив не скроешь! Почему так хорошо известна история Междуречья? – да потому что была открыта библиотека Ашшурбанипала. Нужно было всего лишь прочитать, что там написано – и вся история как на ладони :-). А вот другим повезло меньше… Как это выглядит, можно видеть на примере Элама – одна из древнейших цивилизаций мира, первое упоминание о которой относится ко временам Шумера, она просуществовала вплоть до Персии! Но о ней мы узнаем разве что по подстрочным комментариям и сноскам – да и то в связи с ее отношениями с Междуречьем; она сама для нас – сплошное белое пятно. Еще одно таинственное пятно истории – Древняя Индия, цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы… Или Микены, Древний Крит и троянская война. Но ярчайший тому пример – хетты.

Одна из ярчайших цивилизаций второго тысячелетия до нашей эры, хетты появились еще во времена Хамураппи и Среднего царства в Египте. Неизвестно откуда возникшие и неизвестно куда пропавшие, они ворвались ослепительно яркой вспышкой в историю всего Ближнего Востока. Могущественная, ярчкая, блестящая цивилизация, она оставила свой след в истории взятием Мурсили I Вавилона в 1600м году, и столкновением с Рамсесом II при Кадеше в 1274м году. Государство, поглотившее Митанни, Ассирию и Вавилон, а во времена Нового царства Египта ставшее его единственным достойным соперником, сильнейшим врагом. Как во времена холодной войны СССР и США поделили между собой мир, так и вся международная политика второго тысячелетия до н.э. творилась могущественными государствами – Египтом Тутмоса III и Рамсеса II и Хеттской державой Муваталли. Но о Египте все знают, а о хеттах – никто… Хорошо еще, был открыт архиве в Богазкёё, хорошо еще, открыта древняя Хаттуса. Но сверх этого – ничего…

«Царь отправился в путь. Все вещи собраны. Дворец и храмы заперты. Царь закрыл свой стольный град и отбыл в незвестном направлении. До сих пор никто не знает, куда. Так – пропажей царя и двора – кончилась м ноговековая история Хеттской державы. В смутное древнее время – в пору переселения «народов моря» - Хеттская держава была вмиг упразднена. Она растворилась в небытии. Великих властителей Востока ждали тридцать веков забвения. Уже отец истории Геродот (между прочим, уроженец Малой Азии), равно как и последующие греческие и римские историки, ничего не знали о «стране хеттов», хотя несколькими столетиями ранее она диктовала свою волю фараону Рамсесу II. Египет остался непременной темой традиционной историографии. Его достойные противники – хетты – канули в Лету».

«Тайны древних цивилизаций», «Таинственные цивилизации» - книги с подобными подзаголовками регулярно появляются на полках книжных магазинов. Цель – заинтриговать читателя и сбыть ему литературу. Однако это не ловкий ход маркетолога, тайны и правда существуют! Хетты – тому блестящий пример.

Эти две популярные книги посвящены хеттам и их таинственной истории. Первая из книг – это классика жанра, написанная ведущим специалистом-хеттологом, книга, с которой все начиналось. В книге дан краткий обзор доступных на момент написания книги сведений об истории и цивилизации древних хеттов – исторический обзор, государство и общество хеттов, экономика, право и социальные институты, военное дело, языки и народы, религия, памятники письменности, искусство. Обзор довольно краткий, но это, по сути, все, что известно!

О хеттах вообще мало что написано, и я был уверен, что книга Гарни – единственная из вообще существующих по хеттологии. Однако я был приятно удивлен, обнаружив еще и книжку Волкова и Непомнящего! Вау!! Какой восторг!! Несомненно блестящая, популярная, легко читающаяся и полная нового, яркого материала книга!! Во-первых, приятно, что такая книга на русском языке и написанная русскими авторами, вообще имеет место быть. Конечно, я не мог не заметить, что авторы во многом следовали за первопроходцем Гарни, однако они значительно переработали и дополнили текст. Если Гарни немного суховат и просто перечисляет факты, то Волков и Непомнящий оживили текст, сделав его более популярным и читабельным. Колоссальная вставка материала – о Бедржихе Грозном. Плюс куча нового и интересного!!!!

Обе книги отменно дополняют друг друга. Гарни – классика, первопроходец, сухо и четко. Волков и Непомнящий – популярно, для всех, но пространно повествуя, не оглядываясь на размеры книги. И обе книги чрезвычайно ценны и интересны! Рекомендую всем интересующимся древней историей – в обязательном порядке!!

Аверченко А. Рассказы

Попался мне как-то в руки томик Аверченко. Зачитался только так! – юмор искрометный, яркий, насыщенный!! Плюс еще нестандартные, переворачивающий с ног на голову в стиле О.Генри концовки – произведения короткие и талантливые – остался от Аверченко в восторге! О рассказах не имеет смысла рассказывать – это отдельная тема. Я бы здесь хотел отметить лишь произведение «Меценат», что меня так сильно поразил уже тем, что в отличие от всего остального тут есть какая-то грустинка… Да и идея интересная! Послушайте-ка, о чем идет речь…

Меценат – некий буржуй, и все-то у него есть – и красивая жена, и жизнь счастливая, и деньги, кои он хочет вложить в искусство. Но не за просто так! – личность эксцентричная, он ИГРАЕТСЯ со своими художниками, он их коллекционирует – как нечто забавное, над чем можно поглумиться – с серьезным видом, разумеется, и всерьез финансируя их идиотические выходки. Но, подчеркну еще раз! – каждый из них – презебавное и ни в коей уж мере не талантливое – открытие. Один из них – фанат шахмат. Другой – бесталанный, но уж больно со самомнением поэт. Есть еще Яблонька – но это скорее для души, молодая и очень красивая девушка. И вот однажды полку прибыло! – появился Куколка. Поэт? – а ну-ка прочитай нам стихи!, он читает, и все угорают, валяюсь по земле от смеха – не стихи, а сплошная умора! «А ну-ка!» - сказал Меценат, - «А давайте-ка поглумимся над ним!!», ну и порешил сделать с ним шутку презабавную – да с его стишками, да с деньгами Мецената, возвысим его, пропихнем во все литературные журналы, раскрутим, напишем по связям кучу рецензий – де, талантище!!, а потом посмотрим, что получится?.. Куколка искренне верит в помощь Мецената, а тот со своими подельниками ржет и хохочет! – критики восхваляют, редактором журнала устроили, готовится книжка в тысячи экземпляров! Вот-вот все откроется, и те довольно потирают ручки :-)) – то-то свалится, то-то похохочем!.. А Куколка ведь наивен до невозможности, хлопает глазками, благодарит Мецената, и не подозревает, что делается за его спиной… Облапошили дурака, а тот умным оказался, да умным вдвойне. Был наивен, но в своей наивности обвел вокруг пальца Мецената и его подельников. Те угорали над его стишком – да ведь то была лишь проба пера, что-то из детства… Но ведь у него есть и другие стихи, и они сейчас вышли в издательстве – и стихи-то талантливые! И само он получил признание – заслуженное!! И шахматиста-то обыграл, и Яблоньку увел, да и жена-то Мецената не устояла перед ним, влюбилась… Поражение по всем фронтам… - дали ему старт, а он еще и по шее всем надавал… Как тут не пожалеть Мецената, когда он видит, что его шутка вышла из под контроля и давит его самого. «Я тебя породил, я тебя и убью» уже не катит – самого растерзали по асфальту…
Замечательное произведение, столь впечатлившее меня. И даже не знаешь, кому тут сочувствовать… Куколка? – но он же наивен! Меценат? – но он же получил по заслугам! Но что-то есть грустное в этом, когда тебя бьют по всем фронтам, и жена изменяет, и Яблоньку увели, и он оказался гораздо талантливее, чем ты сам…
 

Бунин И.А. «Темные аллеи». М, АСТ, 2002

«Чтоб ты родился и жил в переломные годы!». Это писателям 19го века было хорошо – сидели в своих дворянских усадьбах и творили от делать нечего, а вот Бунину вообще не повезло со временем – последний из классиков, большой любитель русской деревни, поэт, мастер слова и вообще лаурет Нобелевской премии (заслуженно!), он жил и творил аккурат в начале 20го века. Пережил все – и революцию, и эмиграцию. Его цикл рассказов о любви был написан им за границей в 1930х – 1940х годах, и именно из-за своего эмигрантского характера и тоски по царизму произведения не могли быть изданы в Советском Союзе. Они появились у нас только в 1980х годах и сразу же стали в школьную обязательную программу. А потому что ТАЛАНТИЩЕ!, и это видно невооруженным глазом – столь восторгавшийся русской деревней, спокойной жизнью тихой дворянской усадьбы – он писал исключительно о ней. В его произведениях отчетливо слышится эта любовь – пусть даже спустя десятки лет… Хоть и написано сие за границей, но стопроцентно – даже больше чем многие другие – РУССКИЕ произведения. Другое дело, что лично мне читать его было трудновато. Стиль Бунина сложен, а смысл - трудноуловимым. За это, верно, ему и дали Нобелевскую премию – простых людей там не отмечают, а в его словосплетениях чего только не найдешь… За простенькими сценками на самом деле много чего скрывается…

Итак, цикл рассказов о любви, но – о какой любви!.. Помнится, когда наш преподаватель литературы наказывала нам прочитать Бунина, она как-то интригующе подмигнула: «Прочитайте, вам понравится!». Это ведь у писателей 19го века, писателей своего века, речь шла исключительно о сильных чувствах, романтике, ухаживаниях, а все остальное оставалось за кадром или только угадывалось. 20й век – это в том числе и век сексуальной революции, и я отмечаю его сильнейшее влияние на «Темные аллеи». Невозможно назвать их порнографическими рассказами, но уже сама постановка такого вопроса говорит о многом. Писатели стали развязней, об отношениях между мужчиной и женщиной они говорят уже более откровенно и свободно. Да и отношения между ними уже могут свободными… - у Бунина много таких произведений, например, «В Париже»: «Пейте, милый, а я пойду разденусь и помоюсь. И спать, спать. Мы не дети, и вы, я думаю, отлично знали, что раз я согласилась ехать к вам… И вообще, зачем нам расставаться?». Я бы сказал, это лучше всего характеризует весь цикл рассказов, тут, пожалуй, нет ни одного рассказа, где закончилось бы свадьбой, но каждый из них – это мимолетная и бурная встреча, взрыв страстей и неумного сексуального желания, как в «Антигоне», где парень увидел девушку-красавицу, и на следующий день завалил ее на диван. Та согласилась, развела ноги, ночью они в одной постели, а на следующий день он уехал. Есть у меня одна подруга, строящая из себя принцессочку – боюсь, ей бы это не понравилось… Такое ощущение, что в каждом из рассказов Бунин проводит мысль свиданий, немедленных до постели, и весь цикл – собрание постельных сцен. Но, конечно же, говорить так нельзя… - ведь Бунин есть Искусство! На цикле явно лежит печать обреченности и депрессняка, вызванного отторжением от России и тоской по старым временам. И вообще, это – дань времени, возьмите хотя бы Набокова… Быть может, произведения немного грустные, но уж очень красивые!! Может, на то школьников и заставляют читать «Темные аллеи», чтобы не думали, что в жизни будет одна малина. Любовь – она бывает разная, и не ягодки только и не красивые ухаживания а-ля Принц на белом коне. Будут и страстные порывы, будут и постельные сцены, будут и измены, и расставания… Поэтому Бунина можно считать прививкой – приготовлением к будущей взрослой жизни. Это сложные произведения, и их недаром включили в школьную программу. Книжку одобряю!!

Также в этой книге находится дневник Бунина «Окаянные дни» - его записи за 1918-1920е года. На мой взгляд, не стоило ставить «Темные аллеи» и «Окаянные дни» в одной книге – разные по жанру, и по тональности. В «Окаянных днях» Бунин орет благим матом и поносит всех коммунистов-революционеров… Во-первых, читать это вскоре надоедает, и до конца я не добрел. Считаю, что это интересно скорее специалистам. А во-вторых, разрушает всю романтику «Темных аллей». Не надо, там и так райский сад, а тут – мерзостный башмак большевика в видении Бунина… Тот еще истерик был, оказывается…

Тургенев И.С. "Первая любовь". М., АСТ, 2002

Уж сколько раз наблюдал: если и читать художественную литературу, то классику! Коли уж переводят их на десятки иностранных языков, коли уж читают их сотни лет миллионы людей, и коли уж они имеют такое влияние на общую культуру и цивилизацию – стало быть, в этом что-то есть сильное и впечатляющее? В школе я (равно как и все остальные) учился из рук вон плохо, обязаловка имела сугубо противоположный эффект – при всей моей любви к чтению то, что читать было НУЖНО – я как раз и не читал. Поэтому уж так получилось, что классиков школьной программы я открывал для себя, уже будучи взрослым. Впрочем, оно, может, и хорошо – только будучи взрослым, можно ПОНЯТЬ произведение, школьникам сие недоступно …

Когда мне было 22 года, я впервые открыл для себя Тургенева – и с него началось мое знакомство с художественной литературой вообще. Четыре произведения – «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Клара Милич (После смерти)». Все четыре произведения – о любви... Казалось бы, тысячи произведений о любви, но разные авторы пишут по-разному, и – о разном. Эти произведения пронизаны одной нитью, одной идеей… Кажется, я улавливал ее, но потом наткнулся на прекрасную формулировку – «слабые люди». Это вам не Джек Лондон с его сильными уверенными личностями, это люди хоть и не слабохарактерные, но сомневающиеся, а еще – трусишки, боящиеся оторваться от уже устоявшегося, укореневшихся привычек, боящиеся отпустить руки, взлететь и… - будь что будет!.. Главный герой «Аси» любит Асю безмерно, но когда перед ним ставится ультиматум: или жениться – или нет!, он балансирует на грани и сомневается, а когда – пусть даже этим же вечером! – принимает решение, оказывается, что он опоздал – Ася уехала, и он потерял ее навсегда. В «Вешних водах» Санин влюбляется в Джемму, но Мария Николаевна делает его своим любовником, и тот падает пред ее чарами… Чем не слабость? Наконец, апофеоз слабого человека – «Клара Милич», сплошной нервный комплекс, радость психолога. Аратову признается в любви девушка-красавица, но он не верит этому. Ему кажется, что над ним хотят посмеяться, что это такой прикол, что, конечно же, он никому нафиг не нужен, а посему это признание – глумеж над его чистыми мечтами о женщине… Все это – мышление замкнутого и боящегося общества девственника, некогда получившего психологическую травму и совершенно не умеющего общаться. Это как собачка, которую хочешь погладить, а она со страху забивается в угол и огрызается оттуда. И ведь все хотят любви!, все мечтают о ней, все ее держат в руках! Нужно лишь поверить в нее и взять в руки! – но, Бог ты мой, как же это тяжело… Сразу вспоминается потрясающий рассказ Рэя Брэдбери «Выпить сразу: против безумия толп». Заходит человек в магазинчик, а там старая карга. Женись на мне – говорит, и я превращусь в прекрасную принцессу, и жизнь у тебя будет – сказка!.. А он не верит, и бежит от нее – как же!, надо мной хотят посмеяться, такогоне бывает, они издеваются надо мной!.. А потом понимает, что это был единственный шанс в его жизни – сотворить мечту, и это сделал не он – прагматик и циник, а его близкий друг, также зашедший в тот магазинчик. Отсюда можно перебросить мостик и к «Алым парусам». Вообще-то я негативно отношусь к сему произведению, но мысль сквозит везде одна и та же – что у Брэдбери, что у Грина, что у Тургенева – прагматики и циники, излишне придираясь к мелочам и цифрам, на самом-то деле ползают подобно червякам – в земле. Хочешь взлететь подобно птице? – мечтай! Но что особенно важно! – прийдет тебе в руки мечта, ПОЙМИ, что это ОНА, и уж тогда не потеряй ее, не оттолкни, прижми к себе и сделай своей! Я всегда считал, что каждому из нас предоставляет свой шанс в жизни… - только вот кто из нас видит эту возможность и хватает удачу за хвост?? Вот что сложно… А Тургенев показывает нам, как это происходит. Показывает нас самих. Тем классика и интересна, что она поразительна современна! В одном из произведений я нашел удивительно точную характеристику самого себя… - как в зеркале, удивительно точно и больно изобличил Тургенев мое поведение – правда, 15 лет тому назад, с тех пор, надеюсь, я изменился :-). Это – зеркало, это – больная правда о том, как не надо делать, и что получится, если мы не разглядим свое счастье в руках – упорхнет ведь, и будем с нами такая же фигня, как с Саниным в «Вешних водах», а то и с Аратовым в «Кларе Милич». Смерть – еще мало, но вся жизнь, проведенная в муках совести упущенных возможностей – гораздо хуже…

Особенно меня впечатлило произведение «Клара Милич (После смерти)». Аратов – человек крайне слабый и нервный, это замкнутый девственник, сидящий в своем углу и постоянно боящийся, что его кто-то обидит… Если девушка назначила ему свидание и призналась в чувствах, он не то что не верит, но боится, что вот-вот кто-нибудь выпрыгнет из-за угла и тыкнет в него пальцем: «Аха-ха!! Влюбился, влюбился!!!». Какие-то детсадовские страхи, стыдно… Пожалуй, я знаю таких людей – психология даже не заядлых холостяков, а старых дев. Не рассказ, а чудо-пациент для психолога, тут диагноз налицо. Но Тургенев пошел дальше – он добавил сюда ужастика в стиле Эдгара По или даже гоголевского Вия. Получилось страшновато!! Еще одно впечатлившее произведение – «Вешние воды». Чтобы так внезапно бросить любимую девушку, и ради чего?.. И чем закончить свою жизнь? – растерзанной и оплеванной… Ради чего жил?, зачем бросил свою любовь?.. – вот теперь и помираешь, истерзанный совестью… Но это, пожалуй, еще крайние случаи, я бы сказал, патологические – они потому и производят впечатление, что нагоняют ужаса в стиле Эдгара По. «Ася» и «Первая любовь» все-таки помягче будут, да ведь там – молодость, пройдет – забудется.

Вот чтобы не повторять таких ошибок, и надо читать классиков, об этом в учебниках по математике не пишут. Вещь сильная, очень рекомендую!

 

Леви Марк "Первый день". М., Иностранка, Азбука-Аттикус, 2012
Леви Марк "Первая ночь". М., Иностранка, Азбука-Аттикус, 2012

У меня много читающих друзей, которые то и дело пытаются поделиться со мной своими книжными открытиями - де, Кирилл, посмотри, какая ценная вещь, почитай! Вот и Марка Леви мне подсунули. Писатель знаменитый! - в наших книжных магазинах существуют целые развалы его книг, да на самом видном месте, да рядом с кассами, да мощными такими стопками да столами!! Вот и мне перепал "Первый день", а потом еще, в качестве продолжения, "Первая ночь".

Ощущения от книги смешанные. Сначала меня переполнял восторг!! Первая книга увлекала до невозможности - читал ее взахлеб, в метро, на остановках, на ходу, во время обеда, на работе. Книга увлекала своей таинственностью и загадками - тут тебе и большая наука (а я очень уважаю и археологию и астрофизику), и палеоконтакты (инопланетяне были на Земле миллионы лет назад!), и суперзасекреченная международная организация, и таинственная история, разворачивающаяся вокруг странных амулетов, на самом деле оказывающихся инопланетными артефактами. Автор мастерски нагнетает атмосферу, до последнего момента затягивая сюжет и кормя читателя интригующими намеками... Получается захватывающе - поклонники Эриха фон Денникена будут пищать от восторга! Кстати, шумеры в этой книжке тоже есть - так что еще не в накладе останутся и поклонники Захарии Ситчина. Так что книга читалась ну просто на одном дыхании, влет!!

А вот вторая книжка, увы, разочаровала :-(. Такое бывает, когда первую книгу ждет всеобщий триумф, и все ждут продолжения, и требуют от автора... А тот напрягается и выдавливает какую-то тягомотину... Вроде бы все тоже: и приключения, и тайна, и экшен... А чего-то не хватает, как-то зевается и хочется отложить книжку на середине... Почему-то не затягивает - в отличие от первой книги...

А посему мое мнение о книге как-то резко перевернулось с ног на голову... Как правильно сказала моя коллега по работе, "есть книжки и получше, и посерьезней". Да, классику никто не отменял, и в итоге я пришел к такому же выводу: книжка, конечно, увлекает, но это скорее из чтения для метро - чисто убить время. Прочтешь, и в голове ничего не останется, книжка-пустышка, несерьезно. Но с другой стороны... уж пусть лучше ТАКАЯ книга, чем многие другие, после прочтения которых остается ощущение, будто кто нагадил в твоей душе... Так что в общей иерархии книг "Первый день" и "Первая ночь", по моему мнению, занимают место где-то на четверку с минусом.

Брагин В.И. "Пушки на рельсах". М., 2006

Еще одна яркая, эмоциональная, чудесная книга, читаемая на одном дыхании!! Все в ней слилось воедино: написана от первого лица, от человека, лично занимавшегося транспортировкой пушки ТМ-3-12 в музей ВОВ на Поклонной Горе в Москве; большую часть книги занимают воспоминания, личные мысли, эмоции, события, связанные с перевозкой пушки в Москву и борьбой с бюрократией правительства Москвы: наконец, уникальный архивный материал, над которым автор работал много лет, и что в итоге вылилось в 500-страничную, монументальную книгу, сколь научную и точно выверенную, столь же яркую, эмоциональную и живую. Академизм издания и популярный жанр - казалось бы, противоположные вещи; однако же автору удалось сочетать несочетаемое - написать книгу. Несмотря на ее 500-страничный объем, книга была проглочена мною вмиг - во как надобно писать!

Однако начнем с начала... Еще в детстве в журнале "Техника-Молодежи" меня как-то поразил рисунок орудийного транспортера ТМ-1-14... С тех пор и по настоящее время меня преследует детское впечатление, заставляя цепляться за любое упоминание об этих морских пушках на железной дороге, а особенно тех, что находились у нас, в районе Лебяжья. Потом мне удалось прочитать хорошую книжку Амирханова "Морские пушки на железной дороге", затем - увидеть орудийные транспортеры лично. В живых осталось лишь три ТМ-3-12 - один из них в музее на Варшавском вокзале, второй - на Поклонной горе в Москве, третий - в Красной Горке. Наконец, мне удалось увидеть их все и собрать, таким образом, полную коллекцию... Однако информации о пушках не хватало.... Амирханов, конечно, умничка, но его книжка была посвящена скорее конструкции и артиллерии как таковой. А вот боевой службе и, особенно, их береговому базированию в районе Лебяжьего, Сойкинского и Кургальского полуостровов, их послевоенной жизни и истории их появления в музеях Петербурга и Москвы - ни слова... В результате появилась книжка Брагина, восполнившего этот могучий пробел - мало касаясь техники, она рассказывает о жизни пушек. А жизнь у них выдалась ого-го какая яркая... Процитирую по этому поводу самого автора...

"И можно ли относиться без особого пиитета к орудийным стволам, о которых повествуется в этой книге, - святой реликвии отечественного военно-морского флота. Чего только они не видели, чего только не слышали эти стволы! Какие тайны хранят! О чем могли бы рассказать! О людях, их создавших... О комендорах, которые вели из них огонь... О городах и морях... Они слышали Врангеля и Маннергейма, адмирала Нимитца и адмирала Беренса, капитана 1 ранга Тихменева и адмирала Кузнецова... Через сколько морей они прошли! В их жерлах свистели ветры Черного и  Эгейского, Мраморного и Средиземного, Северного и Норвежского морей. Они качались на волнах Атлантического океана, прошли Босфор и Дарданелы, Гибралтар, Ла-Манш и Па-де-Кале... Их гладили ладони русских моряков трех поколений... Эти стволы слышали их песни и печальные разговоры о далекой Родине в предчувствии чужбины... Слышали последние молитвы русских моряков и офицеров при прощании с линкором... Стволы с русских линкоров "Императрица Мария" и "Император Александр III" цепляли тросами тунисские и французские докеры, финские артиллеристы-ремонтники. Кто только и на каких только языках не судачил о России и ее судьбе, видя эти стволы, а то и сидя на них..."

Видел эти пушки и я, но тогда я не представлял себе, какая колоссальная за ними история... И мне теперь жутко обидно за тех людей, которые приходят в музей, говорят свое "Ого-го!", но даже не могут представить себе все величие и громаду того, через что прошли эти пушки!! И недаром автор пишет: "по мере того, как наш кругозор обогащался все более глубоким знанием удивительной биографии 305-мм ж.д.артустановки, через ее судьбу представал перед нами весь ХХ век нашего Отечества. Завершающие главы истории Русского Императорского флота, Гражданская война, напряженные военно-технические усилия страны в 30е годы, Советско-Финляндская война 1939-1940 годов, Великая Отечественная и наконец, зарождение нового социально-экономического строя в России. Сотни, тысячи людей оказалаись причастными к судьбе этой пушки! И нам становилось все более очевидным то, что мы в данном случае имеем дело не только с экспонатом редчайшего музейного значения, но и, без преувеличения можно сказать, с уникальным историческим памятником".

Да так оно и есть! Всю русскую историю ХХ века оказалось возможным изложить через историю этих пушек... Ключевые моменты: Обуховский завод, Первая Мировая война, недостроенные дредноуты типа "Измаил", черноморские "Императрица Мария" и "Император Александр III", революция, анархия на Черном море, эвакуация Врангеля, Бизерта, СССР 1930х годов и военное противостояние, русско-финская война, героическая оборона Ханко, постыдная, замалчиваемая Советским Союзом гибель "Иосифа Сталина", восстановление финнами пушки и их возвращение назад... Наконец, борьба за них в 1990х годах, чтобы их не разрезали на металл, а предоставили музеям... - какая тут история! Хочется, чтобы это знали все! Кстати, именно поэтому автор распространяет свою книгу возможно шире. Она выложена в Интернете, найти ее несложно. Хочется сказать пару слов и об авторе. Директор музея ВОВ на Поклонной горе, лично знакомый с высокопоставленными чиновниками, могущий без проблем, по-свойски обратиться к министру путей сообщения или главкому ВМФ, и он столкнулся с колоссальным противодействием со стороны лужковской администрации... Противостоянию с бюрократией, битвой на смерть посвящены последние сто страниц книги. Как оказалось, доставить пушку из Питера в Москву оказалось делом несложным, а вот затем она еще год проторчала на ст.Москва-Киевская-Товарная... Когда я был в Москве на Поклонной Горе и видел эту пушку - ну разве мог я тогда вообразить, какие битвы разгорались вокруг нее!!

Книга шикарная, просто потрясающая!! Большое спасибо автору, сумевшему отбить знаменитую пушку. Спасибо и за то, что написал столь замечательную, увлекательную книгу. Ее существенный плюс - изобилие цитированных архивных материалов и документов. Существенно новый материал, нигде более не отраженный. Книжка Амирханова, конечно, в догрузеу за техническими подробностями, но эту книгу я должен отметить особенно! Читайте, очень рекомендую!!

П.С. Разве что за Красную Горку обидно... Там стоит третий из транспортеров ТМ-3-12, и если так оно будет продолжаться и дальше, боюсь, и его если и не разрежут, то разломают...

Ажажа В.Г. "Подводная одиссея. "Северянка штурмует океан"". М., Вече, 2008 // Серия "Морская летопись"

Перед вами очередная хорошая, качественная книжка :-). Она удовлетворяет сразу нескольким условиям, кои я выставляю книжкам :-).

Во-первых, написана она чрезвычайно ярко, эмоционально, живым разговорным языком - и притом от первого лица, человека, находящегося в гуще событий, бывшим организатором и руководителей экспедиций на "Северянке". Стиль чрезвычайно яркий и захватывающий - читается как детектив на одном дыхании, очень легко и просто! Прежде всего - это приятное чтение :-).

Во-вторых, что мне всегда импонировало, так это то, что книга написана от первого лица как книга-воспоминания. Я всемерно признаю подобные мемуары; считаю, что каждый человек должен оставить о себе подобные воспоминания. И эта книга - тому лучшая иллюстрация!

В-третьих, это новый и уникальный материал, чего вы еще нигде не найдете! Речь идет о малоизвестной странице отечественного подводного кораблестроения - первой научно-исследовательской подлодке "Северянка", построенной в 1950х годах для задач рыбного хозяйства. «Океанографическая подводная лодка?.. Но она уже существует! Это советская «Северянка», которая провела свои первые опыты в декабре 1958 года. Большая заслуга Советского Союза в том, что он первый (да, первый!) вышел за пределы обычных океанографических исследований на поверхности воды. «Северянка» удивила океанографию, начав изучение моря в самом море, а не только на море. Она предприняла наблюдение рыбных косяков, спустившись к самим рыбам...» (французский журнал "Съянс э Авенир", 1959 год).

Первая часть книги как раз посвящена подводной лодке "Северянка", вторая - первым опытам Ажажи по наблюдениям подводной работы рыбного трала, третья - систематическому анализу использования научно-исследовательской лодки в целях рыбного хозяйства; эта часть наиболее научная :-). Таким образом, книга получилась немного захватывающей - для легкого чтения в метро; немного научной; немного мемуарной и эмоциональной - для памяти о себе. Лично мне понравилось. Очень!

Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс" (1913-1942). Самара, Истфлот, 2007

Третья часть трилогии, посвященной отечественным дореволюционным подводным лодкам.

Книга целиком посвящена подводным лодкам типа "Барс" - самой массовой серии (24 штуки!) дореволюционных лодок. Лодки типа "Барс" сыграли большую роль в истории отечественного подводного кораблестроения хотя бы потому, что они выдержали на себе Первую мировую и стали первыми подлодками советского флота. Однако с точки зрения их конструкции мнения разные... Трусов в 1954 году не мог не назвать их лучшими подводными лодками в мире! А что было на самом деле??

В этой книге подробно описано проектирование, строительство, а также служба подводных лодок типа "Барс". Но настоящей жемчужиной книги, считаю, является заключение, в котором автор внимательно и скрупулезно изучает все аргументы за и против этого проекта, вынося ему свой вердикт: "Они не оставили сколько-нибудь заметного следа в истории отечественного подводного кораблестроения и, тем более, мирового, а также не оказали существенного влияния на ход боевых действий на море в период первой мировой войны". При проектировании Малининым Б.М. подлодок типа "Декабрист" он полностью отказался от решений Бубнова. Бубнову в этой книге также было уделено много внимания. Он, конечно, гений!, но и его решения были не самыми лучшими - и здесь автор книги внимательно изучает недостатки всех подлодок "русского типа". А я вообше люблю аналитические обзоры. За это мне эта книга из всей трилогии понравилась особенно! Спасибо!

Цветков И.Ф. Русские подводные лодки. Часть 2. От "Каймана" до "Акулы". Самара, Истфлот, 2009

Вторая часть трилогии, посвященной отечественным дореволюционным подводным лодкам.

Из аннотации:

"Новая книга открывается биографией широко известного судостроителя - конструктора подводных лодок "русского типа" ивана Григорьевича Бубнова, с именем которого неразрывно связаны зарождение и развитие подводного кораблестроения в России. Его биография есть по существу история подводного кораблестроения в России в период 1900-1917 гг. В книге подробно освещены вопросы разработки технических условий на проектирование подводных лодок, их устройство и оборудование, процесс постройки и приемных испытаний, а также эксплуатация и боевая деятельность. Читатель познакомится с подводными лодками типов "Кайман" и "Карп", подводными лодками, построенными в единственном экземпляре - "Почтовый", "Краб", "Минога" и "Акула", узнает о технической политике Морского министерства в области подводного кораблестроения, откроет для себя неизвестные стороны деятельности чиновников от флота, стремившихся всеми силами заказывать подводные лодки за границей".

Заметим, что в книге Трусова эти подводные лодки оставлены без внимания, и это особенно касается зарубежных проектов Голланда, Лэка, Круппа, о которых Трусов упоминает очень глухо. Восполняет этот пробел настоящая книга.

Трусов Г.М. "Русские подводные лодки". Часть 1. Самара, Истфлот, 2006

Первая часть трилогии, посвященной отечественным дореволюционным подводным лодкам.

Из аннотации:

"Книга инженер-капитана 2 ранга Г.М.Трусова представляет собой монографию по истории русского подводного флота в период создания первых отечественных боевых подводных лодок. Печатается по тексту рукописи с рабочим названием "Подводное судостроение в России за период 1864 по 1917 гг." с дополнениями из книги автора "Подводные лодки в русском и советском флоте" (Судпромгиз, 1957) и архивных документов РГА ВМФ. Детально описываются испытания, боевая подготовка, участие русских подводных лодок в русско-японской войне, случаи их аварии и гибели".
Заметим, что эта книга - всего лишь перепечатка уже известной книги Трусова 1957 года. Здесь лишь добавления, приложения и куча интересных фотографий.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/ ßíäåêñ.Ìåòðèêà