Мои книжные рецензии

Козлов Н. Жизнь удалась! АСТ, Астрель, ВКТ, 2009

Отдыхая между Древним Китаем и Тензорным исчислением, неожиданно попалась мне в руки сия книжка по популярной психологии, что-то из серии «Измени себя сам». Книжка оказалась небольшой и легкой, так что проглотил ее за один день. Конечно, самосовершенствование – процесс длительный и многосторонний, однако в этой книге говорится только об одном моменте – если хочешь многого достичь, ты должен научиться ценить время и заняться тайм-менеджментом. Что это такое и с чем его едят – автор много говорит об этом. Боюсь только, мне эта книга бесполезна уже потому, что методом проб и ошибок, потеряв многие года на поиски, я сам дошел до этого и вовсю применяю многие из советов, данных в этой книге. С другой стороны, оглядываясь назад, сдается мне, советы этой книги, равно как и всех подобных книг по прикладной психологии, бесполезны. Они, конечно, правильны и хороши, и если им следовать из месяца в месяц, можно многого достичь!.. Но вот только как? Для этого нужна внутренняя установка, мотивация, а еще – сильная внутренняя дисциплина!!! Мало у кого это есть, а стало быть, советы проходят мимо. Они правильные! – но соблюдать их невозможно…

Овчинникова А. Легенды и мифы Древнего Востока. 2006

И еще одна замечательная книга по истории Древнего Востока! Признаться, я с боязливой опаской отношусь к современной популярной литературе. Не часто авторам удается написать хорошую книгу, все чаще они срываются в сюсюканье с читателем, или написании книги в стиле «Ну, типа, Геракл затусил к Гере: «Круто, клёвая гёрла, зацени перец» (кстати, почти что цитата)». Таких книг сейчас большинство, я же хочу чего-то серьезного!! Однако эта книга меня приятно удивила :-). К сожалению, тут не было систематического обзора мифов, это книга не по религиоведению, и не по истории, а скорее так – для непринужденного легкого чтения. В книге рассматривается Древний Египет, Междуречье, Хеттское царство. Мифы и Боги как-то быстро закончились, и автор начала пересказывать уже всю историю Древнего Востока. Получилось, кстати, довольно легко и с юморком – но не срываясь, как я уже говорил, в пошлости «Превед, Медвед!». Это не учебник по истории, а скорее легкое популярное чтение, пересказ – но я все-таки заценил эту книжку и отношу ее к разряду качественной, хорошей литературы. Одобряю!

Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья. 1986

Еще одна интересная книга по истории Междуречья. Но это не систематическое изложение, а скорее так – беседы о всякой всячине, что придет в голову авторам. Главное – чтобы о Двуречье. Об истории тут почему-то говорится очень вяло, и отдельные выдернутые факты не ложатся в единую картину. Зато – неожиданно – столь много внимания уделено истории повести «Ахыкар Премудрый». Хоть книга и заявляет в аннотации, что она посвящена всему Междуречью, на деле она делает упор на Ассирию. Более того – на современных ассирийцев! Тут нужно сделать небольшое отступление. Как известно, в 605 г. до н.э. Ассирия погибла, а место мирового гегемона занял Новый Вавилон. Казалось бы, сколько их было, погибших цивилизаций! – Древний Египет, Шумер, Крит, Древняя Индия, Вавилон, Карфаген, но… - удивительное дело!, носители цивилизации, их жители давно уже вымерли, а ассирийцы… живы до сих пор! Их государство погибло 27 веков тому назад, но ассирийцы прошли сквозь тысячелетиля. Приняли христианство, были гонимы мусульманами, рассеялись по всему свету, неожиданно осели в… России. Какая странная штука жизнь… Те самые ассирийцы, потомки бешеного Синаххериба, разрушившего Вавилон, Асархаддона, завоевавшего пол-мира, Ашшурбанапала – эти самые люди, носители ассирийской крови… мирно исповедуют христианство, живя в деревушках Краснодарского края! Жизни современных ассирийцев посвящено много страниц этой книги, и в этом ее несомненное достоинство. Браво!

Древняя Ассирия 1076-670гг. до н.э. // Новый Солдат, № 52

Это уже выжимка по истории Древней Ассирии, и только того, что касается военного дела и военной истории. Оно и понятно, вся серия тому и посвящена. Скорее, Древняя Ассирия только и выделяется там среди бесконечного обгладывания перипетий войн 20го века… Как я уже говорил, книга довольно сухая и представляет собой лишь перечисление исторических фактов и военных сражений. Однако же тут есть шикарные картинки, в том числе и цветные! – как выглядели ассирийцы, как воевали? В качестве дополнения к учебникам, как иллюстративный материал, как справочник – очень даже неплохо!

Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. М., 1979

Был очень удивлен, но я долго искал хоть какую-то книгу, посвященную Древней Ассирии! Казалось бы, ассирийцы известны всем со школы, они в главном потоке, о них знают все и все – однако же!, о Шумере и то больше книжек написано, а про ассирийцев, как ни искал, ничего не нашел… Так знамениты, и так мало литературы!.. Наконец, после долгих поисков нашел эту книгу - она дает систематическое изложение событий истории Ассирии с древнейших времен вплоть до падения великой восточной державы в 605 г. до н.э. Систематичное и полное изложение – вот это я уважаю :-))). Книга довольно популярна и легко читается, а древнюю историю я очень уважаю!

 

Васильев Л.С. Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в.до н.э.). М., 1995
Васильев Л.С. Древний Китай. Том 2. Период Чуньцю. VIII-V вв. до н.э.. 2000
Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго. V-III вв. до н.э.. 2006

Я очень уважаю специалистов. И чертовски уважаю людей, достигших в своем деле больших высот, ученых мирового значения. Мне и до этого попадались монографии, отмеченные мощью своего автора – их колоссальный замах, необозримая эрудиция, панорамность и доксональное знание автором сотен источников. Я восхищаюсь подобными книгами, и рецензии на них я уже писал. Но если я восторгался ИМИ, то что я могу сказать об ЭТОЙ КНИГЕ? Она неизмеримо превосходит уровень любой из виденных ранее. Сдается мне, один человек не в состоянии написать ТАКОЕ. А Васильев – написал. Это не человек какой-то, а божество!!

Долгое время, изучая историю Древнего Ближнего Востока и Египта, я мучался осознанием большого пробела в собственном образовании. Древний Китай, одна из древнейших цивилизаций, не охвачена мною совершенно :-(. И это проблема не только меня, а всех нас! Мы все живем в западной цивилизации, а стало быть, мы – воспитанники Древней Греции и Рима. И даже Древний Египет, и даже Мессопотамия для нас гораздо ближе, чем очень, очень, очень далекая цивилизация Японии, Китая, Индии. Они воспринимаются для нас как другая планета, и мы спокойно живем без них… А я не могу, я чувствую за собой белое пятно, я должен читать! В поисках литературы наткнулся на трехтомник Васильева Л.С. «История Древнего Китая». Даже не знаю, правильно ли сделал, что прочитал сей труд… С одной стороны, для первоначального знакомства с древней историей вряд ли подходит. Книга не для масс, и вообще это научное издание. С другой стороны, я счастлив, что ознакомился со столь потрясающим изданием и столь шикарным автором!

Леони́д Серге́евич Васи́льев (род. 9 октября 1930 года, Москва, СССР) — российский историк и обществовед, религиовед и социолог, востоковед (китаист). Доктор исторических наук. Заведующий лабораторией исторических исследований НИУ ВШЭ (Национального исследовательского университета Высшая школа экономики). До 2011 года — заведующий кафедрой всеобщей и отечественной истории этого университета, профессор. В прошлом — заведующий сектором теоретических проблем истории Востока Отдела истории Востока Института Востоковедения РАН (ныне главный научный сотрудник института). Автор большого количества работ, посвящённых истории и культуре Китая, проблемам востоковедения и всеобщей истории, включая теорию исторического процесса, движущих сил и динамики эволюции. Среди них — двухтомный университетский учебник «История Востока», шеститомное учебное пособие «Всеобщая история», несколько монографий о проблемах древнекитайской истории, учебное пособие «История религий Востока» и ряд других книг.

Читая эту книгу, мне даже показалось, что автор подводит итог собственной жизни. Доктор исторических наук, за совю жизнь он должен был прочитать уже тысячи книг по специальности и около, изучить соприкасающиеся науки, обрести колоссальную эрудицию – и все это явить в ослепительном блеске в заключительной монографии. Будто бы памятник себе ставит на радость будущим поколениям. У меня создается впечатление, что этот трехтомник – событие всемирного значения, веское словое в мировом китаеведении, ибо большего размаха, гигантского количества поднятых и обглоданных до деталей тем я еще не видел. Автор во всем является специалистом, его эрудиция невероятна!! Сколько же книг он прочитал? Сколько статей написал?

Произведение получилось от первого лица – Васильев прямо говорит о себе, вспоминает свои битвы с китаеведами самого Китая, часто употребляет местоимение Я (это другим нельзя, а ему можно, он профи высшего класса!). Васильев выдвигает собственные идеи и гипотезы, и он от своего имени пробивает их на протяжении всей книги. Я такой подход в книгах очень уважаю! Есть, конечно, правила вежливого тона, по которым из книг изгоняется личность, пишется от третьего лица как бы объективно: «автор не согласен с утверждением», «было доказано». Мне это кажется уже перегнутой палкой, и я поддерживаю и уважаю твердую позицию Я, отстаиваемого в иных книгах. Книга – это личность! Этот трехтомник несет мощный отпечаток личности автора, видного везде. Прежде всего – его идеи, проходящие красной нитью, повторяемые раз за разом. Во-первых, в Древнем Китае рабовладельческого строя не было никогда!! Против всего марксистско-ленинского-маоистского подхода, Чуньцю – это феодализм чистейшей воды, и Васльев посвятил львиную долю своего труда доказательству этому. Во-вторых (хотя я осознаю, что здесь я значительно все вульгаризирую), автор показывает, что Китай – не автохтонная культура, что тут очень много заимствований, бывших во все исторические времена на всех уровнях. Сдается мне, тут автор даже перегибает палку, ибо возникает ощущение, что в Китае вообще ничего своего нет. Чужеземные влияния были всегда – тут автор начинает синантропом, продолжает археологическими культурами и заканчивает даосизмом. Было ли в Китае что-то свое, кроме любви к истории и традициям и конфуцианства? Отсутствие рабовладельческого строя и существование вместо этого развитого феодализма; значительные чужеземные вливания, собственно и поставившие на ноги Древний Китай - эти мысли вызывают яростный отпор китайских китаеведов и идут вразрез со всей марксистско-ленинской философией. Мысли смелые, согласен, но тем интереснее читать!

Из предисловия книги:

В наши дни, в конце XX в., история и культура древнего Китая уже не только неплохо изучены специалистами; но и достаточно хорошо известны широкой публике. Соответствующие главы включаются в курсы школьной истории. Изучают древний Китай и студенты, как в рамках всемирной истории, так и на различного рода факультативных курсах, количество которых в последнее время заметно увеличилось, особенно в негуманитарных высших учебных заведениях.
О древнем Китае, о различных сторонах его весьма специфичной культуры написано много книг, в том числе и на русском. Это и специальные монографии, и научно-популярные очерки, и разнообразные сборники статей. Древнекитайская философия и ее корифеи, начиная с великого Конфуция, поэзия с ее преимущественно безымянными мастерами, интереснейшие исторические хроники и иные тексты, начиная с канонов высокой классики, — все это сейчас доступно любому, интересующемуся Китаем. Пожалуй, ощутимо не хватает работ итогового характера.

Предлагаемая вниманию читателя работа ставит своей целью изложить в сводно-обобщающей форме основные из имеющихся в распоряжении современной науки данные о древнем Китае. Разумеется, речь не идет о всеобъемлющем труде, где были бы собраны все накопленные веками материалы, — для этого существуют энциклопедии, которых, к слову, в Китае достаточно много. Да едва ли и нужно было собирать в рамках обобщающего труда неисчислимые втора- и третьестепенные материалы. Это просто невозможно, равно как и очень сложно разобраться с многочисленными спорными проблемами, дискутировавшимися в синологии, т.е. науке о Китае, десятилетиями, а то и веками. Никто не в состоянии, как известно, объять необъятное...

Замысел автора, несколько десятилетий своей жизни посвятившего изучению древнекитайской истории и культуры, иной. В предполагаемой трехтомной работе, первый том которой читатель держит в руках, будет собрано самое важное и ценное из того, что можно узнать и что следовало бы знать о древнем Китае. Издание не будет слишком перегружено ни фактами, ни ссылками на них, ни спорами по отдельным, пусть даже весьма существенным проблемам. Главное, что интересует автора в первую очередь и, по его мнению, будет интересным читателю, — это генеральная канва исторического процесса с многочисленными обрамляющими его и переплетающимися между собой конкретными эпизодами живой истории. Истории не унылой, не сведенной к еще недавно привычным в нашей практике истматовским категориям базиса, надстройки, формаций, производственных отношений и т.п., но именно живой, обрамленной к тому же интереснейшей и в очень многих отношениях неповторимой и специфичной культурой древнего Китая.

Имея в виду, что сводных работ по древней истории Китая в отечественной синологии почти нет, автор предполагает, что его труд может быть использован, помимо прочего, в качестве детализированного справочника и даже развернутого учебника или, во всяком случае, дополнительного и весьма емкого учебного пособия для всех тех, кто интересуется соответствующей проблематикой, готовит и прослушивает различного рода факультативные курсы, о которых уже упоминалось.

Книга получилась огромной… Я когда-то хвастался, что сумел осилить 800-страничного Ковалева по Древнему Риму. Но что говорить о Васильеве, ведь здесь три тома, и каждый по 800 страниц!! Автора не ограничивали листами, а читателя – временем, это как бы долгий и спокойный разговор автора с читателем. Читатель предполагается неподготовленным, а чтобы подготовить его к чтению книги, автор долго объяснял положения сначала антропологии, потом археологии, затем этнографии и социологии… Автор оказался специалистом во всем, и он очень-очень долго рассказывал, как происходит процесс трибализации и возникновения первоначальных социальных институтов. Все это очень перекликается с Энгельсом «Происхождение семьи, частной собственности и государства», но автор свободен от марксистско-ленинских клише… В одном месте книги он яростно обрушивается на Маркса-Энгельса-Ленина – Ленин основывался на Энгельсе, Энгельс – на исследованиях первобытнообщинного строя Тейлора. И если в 19м веке это был передний край развития науки, то с тех пор наука ушла далеко вперед, тогда как ленинизм застыл на уровне 19го века. Те места, где Васильев яростно обрушивается на марксизм-ленинизм, особенно интересно читать – тут много эмоций! Получается, что весь мир ушел далеко вперед, тогда как советское китаеведение до сих пор живет в заднице мира… Китай же – до сих пор. То, что автор столь подробно пишет о вещах казалось бы не в струе книги – замечательно!, я, например, с интересом почитал об этих новых для меня вещах. И я уже не говорю про третий том, чуть ли не полностью посвященный древнекитайской философии.

Итак, неспешное и обстоятельное изложение предмета истории Древнего Китая и всего-превсего, что может попаться под руку. Трехтомник позиционирован как «научное издание», однако его можно читать и как научно-популярную литературу. Это тот редкий образчик научно-популярной книги, достаточно высокой, чтобы не срываться в сюсюканье с читателем, но и не уходит в заоблачные выси абстракций для профессионалов. Это серьезный труд, требующий серьезного чтения. Я его читал, конечно же, в метро и электричках (тогда я много ездил во Псков и обратно, а это пять часов в одну сторону). Книга, что называется, НА УРОВНЕ – серьезная и монументальная. А я такие книги очень уважаю!!!

Первая книга посвящена предыстории Древнего Китая, периодам Шан-Инь и Западному Чжоу, второй том – Чуньцю, третий – Чжаньго. И это не только история. Так, в первом томе очень много внимания уделяется проблемам генезиса политических структур с позиций современной социологии, антропологии, этнографии. Второй том – это сотни страниц занудного доказательства, почему в Чуньцю был феодализм, подобный Средневековой Европе. Третий том практически полностью посвящен изложению древнекитайской философии. Одни только названия глав чего стоят! «Конфуций и его учение», «Просоциализм Мо-Цзы и эгоцентризм Ян Чжу», «Легисты (Фа-Цзя) в древнекитайской мысли», «Элементы мистики и метафизики в древнекитайской мысли до появления даосизма», «Философия даосов», «Конфуцианство после Конфуция. Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы». Уже одного из перечисленного достаточно, чтобы воздать Васильеву хвалу!! – и гипотезы выдвигает, и про феодализм пишет, и археологию обсуждает, и социальную антропологию, и религию… Но ему все мало, и кроме каждого из этих многотонных булыжников он берется за еще один труд – изложение русскому читателю истории Древнего Китая. Здесь я встречаю потрясающий пассаж, которого я еще никогда в жизни не встречал!! Не могу не процитировать его здесь целиком:

Завершая вводную часть работы, следует сделать одно методическое предостережение. Речь о том, чтобы предупредить читателей — особенно тех, кто не является специалистом по древнему Китаю, — о несколько необычной композиции предлагаемой книги, которая способна доставить ему немало сложностей. Дело в том, что грамотные китайцы, издревле почитавшие и наизусть заучивавшие канон «Чуньцю», были с детства хорошо знакомы и с «Цзо-чжуань», с его калейдоскопом имен и событий. Переводы на западные языки, сделанные (в варианте Легга, регулярно переиздающемся) свыше столетия назад, тоже стали за эти годы доступны практически всем, интересующимся синологией. Иное дело у нас. Не очень удачный перевод Н.Монастырева много десятилетий являлся библиографической редкостью. Поэтому реалии исторических событий Чуньцю у нас мало известны. В сущности, они в данном томе впервые достаточно подробно излагаются (перевод «Цзо-чжуань» на русский — дело сложное и пока еще только ждущее энтузиаста). А коль скоро так, то неудивительно, что в форме пересказа событий в научный обиход вводится немало нового и однородного по характеру материала. Его нелегко усвоить, особенно сразу, с первого чтения.

Материал, о котором идет речь, очень важен для уяснения сути событий. Его почти нельзя сократить или упростить — в этом плане сделано все, что можно было. В итоге материала осталось много, даже очень много, а воспринимать его в таком количестве нелегко. В книге весь он разбит на три примерно равные главы, каждая из которых излагает события примерно трети исторического периода Чуньцю. И я как автор посоветовал бы читать эти главы не сразу, но определенными порциями, в зависимости от индивидуальных возможностей усвоения. Их стоит прочесть все — без этого панорама событий и динамика эволюции не будут ясными. Но если сделать это сразу, одним рывком, многое будет утрачено, а кое-что смешается и потом его с трудом придется ставить на место. Впрочем, это только методический совет автора, не более того.

Чтобы автор честно предупреждал, что ничего читатель в его книге не поймет… - вот это да!.. Не знаю, прочтет ли автор мою рецензию, но пусть знает – он был прав, лично я не осилил :-(. Дальше было легче, но эти 200 страниц с их миллионом имен – это жесть из жестей :-(.

Но впечатление о книге осталось у меня ни с чем неизмеримое… Какой размах! И какой автор!!! Я очень рад, что познакомился с такой книгой – хоть преисполнился уважения к человеку невообразимого размаха, сделавшему существенный вклад в мировое китаеведение. Очень полезно ознакомиться с такой книгой и прикоснуться к великому. Я в восторге!!!!

 

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения. Минск, Попурри, 1997

Из аннотации:

Книга содержит факты и сведения, которые опровергают широко распространенное мнение о том, будто всеми своими благами современная цивилизация обязана лишь последним четырем-пяти столетиям развития. Многие из наиболее интересных и важных изобретений на самом деле родились тысячи лет тому назад. Сколь бы давно ни жили наши предки и какую бы часть земного шара ни населяли, они были превосходными и удачливыми «решателями» самых разнообразных проблем.

Когда ты заходишь в какой-нибудь археологический музей или читаешь скучную историческую книгу, иногда ловишь себя на мысли – как же скучно жили раньше люди!! Ну взять хотя бы Древнюю Грецию! Представляете? – им же приходилось читать тягомотного Гомера и ходить на зануду Эсхила, распевать гимны, окружать свою жизнь черными вазами… Фи, скукотища, то ли дело сейчас!! И только совсем недавно я с удивлением обнаружил, что людская натура-то не меняется!, и она была и остается таковой тысячелетиями!! И люди в пятом веке до нашей эры во многом были похожи на нас – они тоже любили покушать, посмеяться над анекдотом, выпить в компании собутыльников и завести любовную шуру-муру с красивой женщиной. Они не были скучными классиками, от которых остались лишь черепочки – они были живыми людьми!!! Собственно, эта книга и посвящена развенчанию мифов о том, что все самое лучшее было придумано уже в наши времена. Человеческая природа такова – все было и раньше, только, конечно, примитивнее, но было ведь!!

«Действительно ли древние греки изобрели паровой двигатель? Насколько искусны были врачи и хирурги в древние времена? Когда было изобретено пивоварение? Где был открыт черный порох – в Европе или Китае? Чем брился доисторический человек? Что представлял собой древнейший город? Когда люди поднялись в воздух? С чего началось земледелие? Почему мы держим в доме котов и собак? Кто впервые придумал календарь? Какие противозачаточные средства использовались в древности? Как появились футбол, гольф, бадминтон, теннис? Подобные вопросы можно задавать бесконечно».

Бесконечной же получилась и данная книга. Это скорее энциклопедия, посвященная миру вещей вокруг нас – изобретенных древними. И этих вещей гораздо больше, чем вы можете подумать… Шикарнейшее издание – огромное, насыщенное фактами, полная энциклопедия Древнего Мира. Настоятельно рекомендую для всех – очень, очень хорошая книга!

 

Кадеш, 1274 до н.э. // 100 битв, которые изменили мир -011

Изучая историю Древнего Египта, я не мог не коснуться и этого замечательного журнала, одним из выпусков которого был заявлен Кадеш 1274го года до нашей эры. Это было блистательное время Нового Царства, расцвет могущественнейшего Египта, когда он столкнулся с единственным достойным его противником – царством Хеттов. Кульминация противоборства – сражение при Кадеше в начале 13го века до н.э.. Сражение закончилось вничью, десять лет спустя был заключен мирный договор. Копия этого договора была подарена ООН и хранится в нем как символ, потому что в 13-12м веках этот договор не то что соблюдал мир в мельчайших деталях, но и определял всю международную политику тех времен. Замечательный пример для современного мира! Ну а сражение при Кадеше в 1274м г. до н.э. было одним из важнейших и определяющих мировую историю. Ему и посвящен этот номер журнала.

 

Элебрахт Петер. Трагедия пирамид. 5000 лет разграбления египетских усыпальниц. Прогресс, 1984

Из предисловия к книге:

Книга Петера Элебрахта – необычное явление в современной популярной литературе о Египте и его древнем культурном наследии. Здесь нет ставших уже шаблонными описаний памятников давно исчезнувшей цивилизации, которыми пестрят многие издания о Древнем Египте, нет и восторженного тона писателя – дилетанта в египтологии, - стремящегося лишь разделить с читателем свои яркие впечатления от древней культуры и абстрактно рассуждающего по поводу гибели многих замечательных ее памятников. Эта книга – своего рода обвинительный акт всем тем, кто под предлогом любви к древностям нещадно грабил и продолжает грабить культурное достояние Египта – будь то европейские негоцианты, богатые туристы, частные коллекционеры, авантюристы всех сортов или «меценаты» из высших дипломатических кругов.

Популярность Египта имеет свою обратную сторону. Воруют!!, да еще как!!! И сейчас каждый турист, прибывающий в Египет, хочет отколупить камушек от египетской пирамиды. Но скромный турист – это еще фигня по сравнению с большими деньгами коллекционеров или даже целыми государствами! И все они – грабят, в открытую ли, или тайно, египетские древности. В истории даже был такой период, когда растаскивание древностей было престижем государства, вроде сегодняшних освоения космоса или победы в Олимпиаде. Мы видим колоссальные египетские коллекции в Лондоне и Берлине, но мы не задумываемся, с какой стати стеллы Тутмоса III или Рамсеса II стоят на площадях Рима и Нью-Йорка, и даже в Петербурге напротив Академии Художеств стоят сфинксы Аменхотепа III! Там, где творятся большие деньги и национальный престиж, не место науке… - доходило до того, что пирамиды взрывали, чтобы поднять цену на добытое самим. А каков тут подпольный рынок древностями…

Собственно, вся эта книга и посвящена одному - гневному обличению расхитителям египетских древностей. Читать ее, по правде, очень больно, ибо автор показывает весь размах катастрофы… Если бы вы знали, сколько мы потеряли и сколько было варварски разрушено денег ради, растащено, разломано, раскуплено по коллекциям и растеряно… Весь Египет – это сплошное разоренное поле битвы, куда пришли большие деньги. Нет на свете совершенства, и это – расплата за популярность!

Брестед Д., Тураев Б.А. История Древнего Египта. Минск, Харвест, 2003

О Египте написаны уже не тома, и не библиотеки, а библиотеки библиотек! Египет всегда находился на виду, египтология в массах, и тому лучшее подтверждение – выпускающийся журнал «Тайны богов Древнего Египта» (в каждом номере – пластиковая фигурка какого-то Бога – в подарок!). Однако ох как трудно найти о Египте толковую, достойную книжку… И кажется, я такую нашел :-).

Джеймс Генри Брэстед – американский археолог и историк, занимавшийся вопросами египтологии, а также влияния цивилизаций Древнего Ближнего Востока на становление западной и православной цивилизации. Его труды также затрагивали другие важные аспекты истории Древнего Востока. В частности, он предложил термин «Плодородный полумесяц». Главным сочинением Брэстеда была его «История Египта от древнейших времен до персидского завоевания» (A History of Egypt, 1905), которая сохраняет свою ценность до сих пор и является одним из основных фундаментальных трудов, охватывающих всю историю Древнего Египта. (из Википедии).

Книга воистину монументальна, а я люблю подобные сводные труды! Сразу виден весь размах автора – замахнуться на такое!! Конечно, этой книге вот уже больше ста лет, и с тех пор египтология ушла далеко вперед… Я это понял еще с самого начала – хронология Брэстеда хромает, тем более Древнего Царства. Однако более свежих монументальных трудов по египтологии (тем более популярных) я еще не читал. Прочитаю – расскажу. Отдельное слово скажу об оформлении книги. Мне понравилась, что книга столь богато иллюстрирована, включая цветные вставки. Это отменно!!

Совершенно непонятно, однако, почему авторами книги указаны Брэстед и Тураев. Оба корифеи египтологии, оба замечательные ученые, но создается впечатление, что книгу написали они в соавторстве. Как же американец сотрудничал с русским? Но это не так, Брэстед написал свою «Историю Древнего Египта» самостоятельно!! Выясняется, что Тураев тут не при чем! Оказывается, издатели от АСТ решили сделать компиляцию, поместив под одной обложкой два совершенно разных труда – брэстедовскую историю и тураевскую историю египетской литературы. Совершенно не понимаю, какого фига издатели сделали это?.. – два труда совершенно независимы друг от друга, равно как и ценны. Их можно и нужно было выпускать отдельными изданиями! А тут – свели все под одну обложку и указали две фамилии… Получилась полная чехарда :-(.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/ ßíäåêñ.Ìåòðèêà