Норвич Дж. «История Византии». 2010

История – вообще говоря, интересная наука! Cтолько всего произошло за пять тысячелетий истории… - и жалко мне видеть иногда, как в какую-то черную дыру проваливаются колоссальнейшие пласты истории человечества – и никто о них даже ведать не ведает. С самого моего детства меня снедала Византия. Я знал о ее существовании – не более того; но эти подробности разжигали мое любопытство еще больше… Во-первых, Византия была одной из самых могучих империй в истории человечества – она просуществовала больше тысячелетия! Во-вторых, знаете ли вы, что названия Константинополь, равно как и Византия как таковые были придуманы историками Нового времени – на самом деле византийцы считали себя римлянами, свою империю – римской, а город – Новым Римом. После падения Рима в V веке, Восточная римская империя стала прямым продолжателем и наследником Рима. Реликт эпохи!, достойный уважения, что пронес римские традиции сквозь века! Плюс к тому все это было изрядно сдобрено типично восточным мистицизмом. Как потрясающе сказал один историк: «Византия – это сляние римского тела, греческого разума и восточной мистической души»! Это чрезвычайно интересная культура, даже целая цвилизация!! В-третьих, нам, западной цивилизациии, следует отдать долг Византии в том, что она стояла на переднем крае обороны, защищая Европу от мусульманского нашествия. В-четвертых, что важно знать нам, россиянам – Византия передала нам чрезвычайно много своеего – как минимум вмесет с православием по византийскому обряду, а еще ведь религия, культура, власть. Увы, литературы насчет Византии как-то не было… Говорят, в СССР была сильная византоведческая школа, и ведь когда-то я пытался начать читать тослтую книжку – но Бог ты мой, сколько же там было туфты про борьбу угнетаемых классов и общественно-социальные отношения :-(. Мне все это было безумно скучно, наших византоведов я отложил в сторону… Наконец, моя мечта осуществилась! – благодаря хорошим рекомендациям хороших людей, в мои руки попала книжка Дж.Норвича.

Для первого знакомства с историей Византии книга пошла тяжеловато… - история предполагает немеренное количество имен… - за ними всеми не уследишь :-(. Что поразило, так это невероятная сложность исторического клубка событий. Это несколько центров власти, стран, патриархов, королей, пап, каждый из них гнет свою политическую линию, выстраивают интриги, заключают договоры – а по сути, воюют все против всех. Как все сложно! Я люблю такие книги, где нужно напрягаться :-) – а то видал я детские книжки, где все упрощено, поляризованно черно-белым цветом, несколько крупных персон, и все примитив… И мне приятно, что Норвич показывает все хитросплетения, пусть даже за книгой приходится следить с большим напряжением, стараясь не потерять нити рассуждений. Книга сложная, но вместе с тем увлекательная и эмоциональная – а это я очень люблю :-).

Из запомнившихся моментов книги – Четвертый крестовый поход и падение Константинополя в 1453 году. Норвич сопереживает Константинополю и гневно осуждает причиненный ему разрушения и вред. О четвертом крестовом походе я и раньше слышал. Крестовый поход – вроде как бы против неверных, захвативших Иерусалим мусульман, и вдруг… - крестоносцы повернули и пошли против своих же собратьев, святого Константинополя!!

«Они уничтожали святые образа и бросали священные реликвии Мучеников в такие места, которые мне стыдно назвать, разбрасывая повсюду тело и проливая кровь Христову… Что касается осквернения ими великого собора, то они разрушили главный престол и поделили между собой все ценные предметы, находившиеся там… И они ввели лошадей и мулов, чтобы им сподручней было увезти священные сосуды, кафедру, двери и предметы обстановки; когда некоторые из этих животных случайно оскальзывались и падали, то крестоносцы протыкали их своими мечами, загрязняя церковь их кровью и калом. Обычная шлюха была усажена на патриарший трон, чтобы выкрикивать оттуда оскорбления в адрес Иисуса Христа; и она пела непотребные песни и непристойно танцевала в священном месте… Не были пощажены ни добродетельные матери семейств, ни невинные девушки, ни даже девы, посвятившие себя Богу… И эти люди несли крест на своих плечах – крест, на котором они поклялись воздерживаться от плотских удовольствий до тех пор, пока их священная задача не будет выполнена».

В который уже раз убеждаюсь, что религия - не вера!, но религия – это ВЛАСТЬ, построенная на деньгах, крови, жестокости и ничего не имеет общего с заявляемым ею милосердием и добром. Разрушение Константинополя рыцарями в 1204 году Норвич сравнил с разрушением Рима или Александрии.

Еще одна впечатляющая страница Византии – это падение Константинополя в 1453м году. Конечно же, книга Норвича – это прозападный взгляд. Хоть это и звучит ныне разжиганием межнациональной розни и вступанием в многовековую межрелигиозную борьбу за проклятый ближневосточный узел, но все-таки замечу – турки захватили те места через силу, не по справедливости. Тысячу лет Анатолийский полуостров принадлежал Византии! – а турки пришли, завоевали, осели, и вот появилось мусульманское государство Турция. Да что уж там говорить, вся Турция, Сирия – все-таки это христианский мир двухтысячелетней давности, где каждый город священен!! Не то чтобы я призывал бить морды мусульманам и призывать к новому Крестовому походу, но как-то обидно за историческую несправедливость – теперь все эти земли в руках неверных.

Чрезвычайно интересны были в этой книжке упоминания о русских. Помнится, в школьном учебнике походы славян на Константинополь описывались словами, захлебывающимися от восторга! Норвич об этом пишет с ужасом: славяне – неотесанные, грубые варвары. Поход Святослава, да и отдача Владимиру Киевскому в жены Анны, крещение Владимира в Херсонессе – теперь мне видятся совершенно в другом свете. Не как славный геройский поход славян, но как поступок варваров. С такой позицией можно спорить, но все-таки было чудовищно интересно посмотреть на своих же киевских славян со стороны самих византийцев, с противоборствующей стороны. Жаль, впрочем, что в книге взаимоотношениям с начиающейся Россией уделено так мало места. Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир – чуть больше, но вот об Иване III, женившемся на Софье Палеолог – вообще ни слова! Пожалуй, это можно понять – в одной книге всего не уместить, а Норвича скорее интересовало взаимодейтвие империи с европейскими странами, чем с Россией. Про Россию можно будет почитать в других книжках.

Вобще, эта книга, как написал сам Норвич в предисловии – лишь скольжение на коньках по поверхности изучаемого предмета. 540 страниц текста, но все-таки тысяч лет истории… - и столько всего интересного осталось за бортом!.. Но в целом, надо сказать, это очень классное, замечательнейшее введение в историю Византии. Это хорошая книга, которую я рекомендую к прочтению! Было классно! Еще хочу!



Художественная галерея 2008-195 Серебрякова

Посетив в начале июня 2015 года Третьяковскую галерею, меня неожиданно для самого себя пробило искусство Зинаиды Серебряковой. Не сказать, что я не был знаком с ее творчеством – в Русском музее я ее уже видел, я помню, как ярко и сочно впечатлили меня ее картины!! Но в Третьяковке это был просто какой-то культурный шок… Тем более что весной 2015го года в Третьяковке проходила какая-то выставка неизвестных шедевров Серебряковой, и по ее завершении в книжной лавке остались книги-каталоги. Я купил их тогда, привез в Петербург и… погрузился в них с головой. Тогда я был всецело погружен в творчество Зинаиды Серебряковой, пытаясь прочитать все, что только мог достать. В этой заметке я кратко отмечу лишь три прочитанных мною книги.

Во-первых, это некогда выпускавшаяся «Художественная галерея», №195, 2008 год. Подзаголовок «Полное собрание работ всемирно известных художников» - это, конечно, вранье… - не было и нет более поверхностного изложения. Собственно, а чего вы хотели?, собственно, а кому эта серия вобще была предназнаена? Думаю, для первоначального ознакомления масс, что-то самое-самое в виде этакой рекламной брошюрки – пожалуй, еще имеет смысл… Небольшая биографическая справка. Из шедевров – «За туалетом (Автопортрет). 1909», «За завтраком. 1914», «Карточный домик. 1919», «Балетная уборная. Снежинки. 1923», «Беление холста. 1917», «Пьеро. Автопортрет в костюме Пьеро. 1919», «Баня. 1913», «Портрет Г.М.Баланчина в костюме Вакха. 1922», «Девочки-сильфиды (балет «Шопениана»). 1924». Всего несколько красивых картинок в очень красивой обертке, минимум информации. На что-то серьезное, конечно, рассчитывать не стоит, ибо журнал под стать всем современным «коллекционным сериям» - минимум информации, максимум картинок, но очень много выпендрежа.

Русакова А.А. Зинаида Серебрякова. 2008

Во-вторых, замечательная книга Русаковой А.А., вышедшей в 2008м году в серии ЖЗЛ. Автор – замечательный искусствовед, посвятивший свою жизнь изучению жизни и творчества Серебряковой. Где-то на просторах Интернета я читал рецензию на эту книгу. Вроде как пишут, что книга скучная – не верьте!, вас обманывают!!, книга на самом деле очень интересная, захватывающая!!! Зинаиде Серебряковой не повезло – она жила в эпоху перемен. Родившаяся в аристократической семье, выросшая в окружении Бенуа, с приходом власти большевиков она обнищала; не было ни работы, ни денег, ни жилья… Перебивалась крохами, жила впроголодь, но продолжала писать!! Потом – эмиграция в Париж, вторая мировая в оккупации, примирение с СССР и попытка вернуться на родину… И Русакова пишет интересно и захватывающе!! Одна беда – это чисто биографическое исследование, и хотя тут есть вкладка с иллюстрациями, но разве можно вкладкой заменить десятки-сотни замечательных картин Серебряковой? Так что «Художественная галерея» - это бросовая брошюра, здесь же – талантливая биография искусствоведа – написанная для масс!, а вот картинки-иллюстрации пришлось мне искать уже на просторах Интернета самому… В книге 274 страницы текста, причем чуть не половину занимают приложения – воспоминания разных людей. Собственно, я этого уже и не читал вообще – считаю, что это уже для для специалистов-искусствоведов. Я это все к чему. Без приложений получается где-то 160 страниц текста, что не так уж и много – прочитал книгу влет за несколько дней!, но ощущение осталось – ПОЛНОТЫ, что вот, теперь-то материал изучен целиком и полностью. Что дальше углубляться нет уже смысла, ибо там – уже глубокая специализация, интересная только специалистам, что мне на моем уровне достаточно и достаточно уже этого. Мне всегда нравилось это ощущение – когда организм сам говорит: стоп!, теперь ты знаешь ВСЕ о жизни Зинаиды Серебряковой. И моя жажда знаний оказывается удовлетворенной сполна :-))). Ну а все остальное, если что интересно – можно добраться и в Интернете. Так что книгу эту рекомендую!! – Русакова классно пишет, и эта книга-биография Зинаиды Серебряковой мне понравилась. Классная книжка!

Смирнов В.И. Курс высшей математики. Том 1. Наука, 1974

Среди всех изученных мною математических учебников, я не могу не назвать замечательную книгу В.И.Смирнова. Уже очень давно мечтаю прочитать весь его семитомник «Курса высшей математики», но дальше первых двух томов все не могу продвинуться. А между тем среди всей учебной шушеры эта книга – одна из самых ответственных. Вообще, учебники по математике можно делить на несколько категорий согласно их назначению. Для кого они? Если инженеры, или не приведи Господи, гуманитарии (и такое бывает, что они изучают производные-интегралы!), то уровень учебника детсадовский. Если это учебник для будущих математиков – то уклон будет сделан в абстрагирование, доказательства существования и единственности, и вобще – больше в теорию, чем в практику. Где-то между ними находятся учебники для физиков – они полны фактическим материалом в том же объеме, что для математиков, но при несколько легкомысленном отношении к строгости доказательств с большим интересом погружаются в интутицию, качественное объяснение на пальцах, а еще приводят тонны примеров и практики. Известный семитомник Смирнова – как раз тот пример учебника по математике для физиков. Первый том – это основы мат.анализа. Функциональная зависимость и теория пределов, понятие о производной и ее приложения, понятие об интеграле и его приложения, ряды и их приложения к приближенным вычислениям, функции нескольких переменных, комплексные числа, начала высшей алгебры и интегрирование функций – вот содержание первого тома. Как видим, основы основ; все остальное будет изучено лишь во втором томе. А сколько всего еще интересного в последующих книгах серии!!

Стоит сказать о характере книги. Каждая книга – даже математическая! – индивидуальна и несет отпечаток автора. Огромный объем семитомника создает впечатление энциклопедичности. Наверное, так оно и есть – несмотря на то, что том посвящен мат.анализу, в седьмой главе вводятся комплексные числа и основные понятия алгебры. Мне это всегда нравилось :-) – чем рыскать незнамо где материал, который вроде как «считается известным», тут – прерывая линию рассуждений – немного в сторону – начинается долгое рассуждение о вспомогательных вопросах – принадлежащих, вобще говоря, к другим областям! Таким образом, книга самодостаточна, и мне это нравится :-). Второй ее несомненный плюс – это богатство примеров. Вот в чем польза книг по математике для физиков! Что понравилсь, так это большой раздел, посвященный кривым! С другой стороны, некоторые традиционные для современного изложения мат.анализа разделы были изложены слабовато – например, теория рядов, которая тут вообще мелким петитом как необязательный материал. Плюс к тому по-авторски перемешанный материал – несколько нетрадиционно для современных учебников. Плюс к тому какое-то пренебрежение современной теории множеств – тогда как современные учебники обожают давать определение предела через всякие там проколотые окрестности, здесь о множествах ни слова. Пожалуй что, это правильно, множества – это абстракции для математиков, а физики мыслят конкретно, им это не надо. Вот такие вот особенности этого курса. Какие-то темы выпячены более подробно, что-то другое – убрано в мелкий шрифт, что-то облегчено по сравнению с книгами для математиков, наконец, по-авторски перекомпонован стандартный, вообще говоря, материал. Так что получается в итоге авторская такая книжка :-) – по-своему отличная!, но ни в коей мере не повторяющая другие. По-моему, это очень хорошо :-))) – книги не должны слепо повторять друг друга, они долны быть РАЗНЫМИ. Очень даже рекомендую к изучению! И не только я, но еще и министерство высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов механико-математических и физико-математических факультетов университетов. В СССР с этим было строго, и это очень хорошая рекомендация!



Кемп П., Армс К. Введение в биологию. 1988

В физике и математике я чувствую себя более-менее уверенным, а вот химия и биология в моей жизни как-то прошли мимо… И это при том, что рубежи современного естествознания проходят аккурат по биологии!! Вот где происходит все самое интересное, вот где открытия, события, сенсации!! И все это – чудовищно интересно!, а я тут – с пропущенной в школе биологией… Короче говоря, давно я мучался своими нулевыми познаниями, но решил восполнить позорное пятно, обрести первоначальные познания в биологии. Нашел книжку Кемп П. и Армс К. «Введение в биологию». Книга как раз для меня – вобще говоря, элементарного характера, была написана когда-то для американских колледжей, переведена и выпущена издательством «Мир» на исходе 1980х годов. Собственно, практически что школьный курс, который остутствовал у меня. На протяжении месяца я добросовестно изучал данную книгу.

Что я могу сказать о ней? – книга, вобще говоря, замечательная. Люблю зарубежные учебники! – они пользовательски-ориентированные :-), приветливые. Большие и толстые, забитые картинками до отказа, с коротенькими параграфами, отступлениями, очерками, комментариями – по ним приятнее учиться, чем по сухим учебникам без «картинок и разговоров». Это хорошая книга. Единственное, что я обнаружил, так это разнородность материала для собственного усвоения материала. Первые главы, посвященные биоразнообразию, эволюции, экологии – все болтовня, и внутри себя неожиданно обнаружил познания какого-то там шестого класса о всяких там рецудентах и консументах – прочитано быстро, скучно. Вторая часть книги, посвященная уже клеточной теории, фотосинтезу и клеточному дыханию – пошла уже несравненно труднее. Беда в том, что в моей жизни отсутствовала химия, а изучать клеточную теорию, да без биохимии – беда… Заваленный этими жутчайшими формулами, среди которых никотинадениндинуклеотидфосфат – лишь одна из тех, что надо запомнить… - я вгрызался в сложную тему… Совершенно новый материал, изобилие новых понятий, терминов и концепций – это было тяжело! Прочитав раза три, еле-еле очертилась в голове общая концепция – но пока что еще очень слабо… Репликация и строение ДНК оказались на удивление ясными – нхватался по научно-популярным книжкам. Генетика – абсолютно новый материал, тема пошла хорошо, и теперь меня может немножко отпустить, ибо понятия фенотипа и генотипа, аллеля, гомозиготного по рецессивному признаку ;-) – встречаются в научно-популярной литературе довольно часто. Что до третьей части, посвященной растениям и животным, то там вообще все было по верхам – галопам по Европам, и эта беготня мне не понравилась… Кажется, что учебник слишком поверхностный (хоть и не сказать, что простой!). Мне хотелось бы углубиться, хочется большего, я недоволен тем, что тут не были даже упомянуты многие чрезвычайно интересные вещи! Но… подумав, остываю… - это все потому, что у меня кругозор большой ;-). Книга ведь и без того толстая – 674 страницы. А биология, как и любая другая наука, необъятна, вот видите, даже в 674 страницы воткнуть сложно :-(. Так что надо мне изучать другие, подробные книги. Слишком много нового материала, во многом я даже не пытался вчитываться и понимать. В голове еще не выстроилась общая картина, умения двигать крупными деталями. Не все понятно и не все подробно, но в качестве нулевого приближения - более чем! Вообще говоря, хорошая книга, к чтению и изучению рекомендуется!


Паронджанов В.Д. Почему мудрец похож на обезьяну. 2007

«Мудрость умерла, да здравствует новая, современная мудрость! Эта потрясающая по своей дерзости и отваге книга – уникальная попытка поднять восстание против привычных, но устаревших взглядов, против общепринятой, но потому банальной и устаревшей мудрости. Почтительно склоняя голову перед великими мудрецами пролого, автор генерирует неожиданные новые подходы к наиболее животрепещущим проблемам современного мира.

В книге собран огромный материал из самых разных областей знаний: философии, истории, религии, экономики, социологии, демографии, психологии, футурологии, которые образуют поистину гремучую смесь. Это настоящая энциклопедия удивительных фактов и блестящих идей, проливающих свет на прошлое и будущее человечества, редких и малоизвестных данных, парадоксальных афоризмов велиайших мыслителей мир, и она, вне всякого сомнения, будет интересна каждому любознательному читателю».

Вот такая вот неожиданная книжка попала мне в руки… Очень странного жанра, ибо даже после ее прочтения я не понимал, к какой области ее отнести. В одном интернет-магазине ее отнесли к разделу философии, или даже разделу афоризмов. И то и другое вранье!!, и автор книги, безусловно, серьезно просчитался, введя подзаголовок «Парадоксальная энциклопедия современной мудрости». Полистав первые сто страниц (?!), казалось бы, убеждаешься в этом. Но в книге аж 1100 страниц, и чему же посвящены другие страницы?! В чем идея книги?

Человечество стремительно развивается, причем с каждым годом все быстрее. Это касается не только компьютерных технологий, но знаний, социальных сдвигов, событий, истории… - подобно гиперболе, мы вот-вот должны свалиться в т.н. точку сингулярности. При приближении к ней скорость нашего развития должна увеличиться до бесконечности. При том, что технологии и весь темп жизни продолжит увеличиваться, наше сознание – т.н. «мудрость», взращенная веками до этого – за нами не поспевает. Вывод таков: если мы не хотим погибнуть, мы дожны немедленно начать перестраивать наш разум и образ жизни – чтобы выйти на новый этап развития человечества. Как нам измениться, что нужно сделать, чтобы стать СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ? – этому и посвящена книга. Вот почему один из подзаголовков книги справедливо назван «стратегической интеллектуальной инициативой», вот почему книга-то о мудрости! – только это не афоризмы древних, это создание МУДРОСТИ НОВОЙ!

Вообще говоря, тема чрезвычайно серьезная, тогда как уровень книги – шутливый. Более того – из разряда «очень хотелось написать, о чем – не знаю, поэтому написал обо всем». Мир не заметил эту книгу и счастливо прожил бы без нее. Автор выдвигает сразу несколько идей о том, как нам измениться и сделать мир понятней, грамотней, разумнее – чтобы ускориться в своем интеллектуальном развитии. Не могу согласиться с введенными автором языками ГРАФ, ДРАКОН – автор излагает язык на уровне начальной школы, но уверен, что жизнь поставит такие задачи, перед которой никакой ГРАФ не справится. Собственно, тоже самое касается и многих других моментов… - автор правильно ставит задачи, но преисполнен неоправданного оптимизма по поводу верности своих решений – они ему кажутся панацеей, тогда как все это УЖЕ давно было перепробовано с нулевым результатом. Так что с практической точки зрения эта книга не имеет почти никакой ценности… Вот только я хотел бы заметить еще следующее…

В книге есть раздел «Учебник – мечта студента», в котором правильно написано, КАК следует писать учебники и КАК надо учиться. Кричающие увлекающие заголовки, небольшие параграфы, разбавленные множеством картинок, различных историй, анекдотов и афоризмов. Учиться ненавидят, учебники готовы сжигать на костре. Почему? – да потому что НЕ УМЕЮТ УЧИТЬ и НЕ УМЕЮТ ПИСАТЬ!! Педагогика, психология обучения ушли далеко вперед, ведь известно, КАК надо писать, чтобы увлечь студента, чтобы коротко и емко, на уровне развлеченя, но вместе с тем – глубоко и действенно – обучить его предмету. Один из приемов – чисто оформительский – разбивайте длинные тексты, пишите короткими главками! Но как же любят у нас писать учебники сухие, монотонные, писанные не для студента – увы!, а для собственного тщеславия… - учебники, сквозь которые надо продираться и мучаться… Зачем это? – только ли преподавательская месть а-ля «нам самим было плохо, и мы не позволим, чтобы нашим студентам было лучше??». В книге дается ряд советов, как писать учебники увлекательными! Тому блестящий пример «стратегической интеллектуальной инициативы» – сама книга Парондажонова. Кричащие заголовки!, короткие главы!, разбавленность интереснейшими историями, цифрами, фактами… - она читается реально что на одном дыхании! Это ОЧЕНЬ увлекательная, ОЧЕНЬ интересная книга, читаемая влет!!!!! И я категорически согласен с аннотацией, автор приводит тонны интересных фактов из разных областей человеческой деятельности. Да, если подходить строго, то она бесполезна, но она ИНТЕРЕСНА!! Она ставит серьезные задачи, автор предлагает методы и рецепты. Со многим можно не соглашаться, но нужно согласиться с тем, что книга дает широчайший кругозор. Казалось,я впервые вижу такую книгу, которую можно открыть посередине на любой странице и вгрызться в нее на часы… Не могу назвать серьезным трудом, но в качестве развлекательной литературы, за которой между тем стоят реально срьезные проблемы – книга справляется на пятерку. Книгу рекомендую!

Бронштейн М.П. Солнечное вещество. М., Наука, Физматлит, 1990 // Библиотечка «Квант», вып.80

Из аннотации к книге:

«Профессиональный теоретик, занимающийся фундаментальными вопросами физики, М.П.Бронштейн (1906-1938) в середине 30х гг. по совету С.Я.Маршака начал писать книги о науке для юного читателя. Здесь собраны три рассказа, повествующие об истории открытия гелия, обнаружении рентгеновских лучей и изобретении радиосвязи. Книга доступна школьникам, начинающим изучать физику».

Я помещаю сюда рецензию на эту замечательную книжку Бронштейна хотя бы потому, что она мне очень дорога – это одна из моих самых-самых первых книжек по физике… Мне тогда было лет 12, самое то время для первых впечатлений о науке. И хорошо, что в руки попала именно эта книга – талантливого популяризатора, талантливо написанная… Другое дело, что она немного наивна – в части описываемых тем, да и самим стилем… - да она и предназначена скорее для детей. Но несмотря ни прошедшие годы, несмотря на свою детскость и наивные рисунки в книге, книга остается качественным, очень приятным и легким популярным рассказом – рекомендую к прочтению! Хорошая книга на пять баллов!!




Портер Элинор «Полианна», «Полианна вырастает»

Так уж получилось, что в одно и то же время, с разных сторон меня начали долбить одним и тем же художественным произведением… Сначала мне составили список фильмов, которые я должен скачать и посмотреть; потом, коли уж речь зашла о фильмах, я упомянул сие произведение в разговоре с подругой, и та сказала, что у нее есть эта книжка дома, книжка ей очень понравилась, рекомендует прочитать!! В то время как одна подруга смотрела только фильм, а другая – прочитала только книгу, я решил воссоединить впечатления в себе и прочитать прежде всего книгу – а на всякий случай еще и продолжение книги, а потом посмотреть фильм. Речь идет о «Полинне» Э.Портер, вообще говоря, детском (точнее – для подростков и юношества) произведении, написанном еще в начале XX века и некогда наделавшем много шума. Сейчас это произведение мало кому известно; уж кого я не спрашивал – все пожимали плечами… - вот так хорошие произведения отходят в прошлое и забываются…

Речь идет о девочке Полианне. Жизнь у нее несладкая – мама умерла, папа – священик; быть может, пишет хорошие проповеди, но нищий, как церковная крыса. Девочку Полианну обеспечивает попечительский совет, живут на приходские пожертвования, а уж там что прихожане принесут… Хочет, например, маленькая девочка куклу, а ей – хопа! – детские костыли! – ну-ка, поиграй!, как тут не расплакаться? И тогда отец Полинны придумал для нее «игру в радость», а она раскрутила тему и настолько погрузилась, что сама стала жить в мире «игры в радость». Смысл игры в развитии воображения – чтобы не случилось с тобою, обязательно есть какой-нибудь позитивный момент, на нем и фокусируйся! И получается, что бы ни произошло – все хорошо! Мне говорят, что произведение оптимистичное, что после него хочется жить, чтобы ни случилось с тобою! Не знаю, мне показалось, что это срабатывает разве что в житейско-бытовых трудностях, тогда как с чем-то более крупным – вряд ли… И это показало уже само произведение!, когда Полианну сбила машина, и ее схватил паралич! – разве она могла найти в этом что-нибудь хорошее??? Тоже самое и во второй части книги, «Полианна вырастает» - и там трудности жизни сломили Полианну, и она перестала играть в «игру в радость». Так что на мелочевках – работает, на крупном – вряд ли. А так… - обычная приключенческая книжка для детей… Вечно счастливая, невероятно активная беготунья – этакий «Пеппи-Длинный чулок» прибывает к своей тетушке Полли – чопорной, строгой, пунктуальной и брезгливой старой деве. Своим неиссякаемым оптимизмом Полианна перемалывает тетю Полли, и та… добреет, улыбается, прихорашивается! Более того, Полианна, сама того не осознавая, берется за городок, жители которого из угрюмых, погруженных в проблемы, начинают преображаться. Когда Полианну сбила машина, и ей грозил паралич, ей на поклон пришел весь городок – каждому она доставила радость, и теперь они отдавали свой долг перед нею… В итоге закончилось все хорошо, хэппи-энд, Полианну поставили на ноги, тетя Поли вышла замуж. Кстати, та еще история аккурат в стиле викорианской Англии, блин, зла на них не хватает :-(. Встречались, любили друг друга и вдруг… - «то ли река недостаточно глубокая, то ли Луна недостаточно яркая» - честно признается один из героев, но вот, де, они поссорились и разошлись. И с тех пор прошло вот уже то ли десять лет, то ли пятнадцать, а они все также ходят надутыми, разобиженными… Сойтись, простить друг друга не позволяет чувство собственного достоинства, ведь они все из себя такие, понимаете, гордые, суровые и непреклонные… Ну и дураки!! – вот неоднократно читаю я об этом в английских книжках 19го века, из-за подобных придумывалок и сущей фигни портить себе и друг другу жизнь – вот и здесь дура набитая эта тетя Полли, вот она кто!

Книжка все-таки детская, и взрослым, право, читать книгу скучновато. Я одолел кнжку за неколько дней и не шибко проникся ею; мне теперь хочется чего-нибудь более серьезного, здесь же почти что кк приключения с хэппи-эндом. Кому-то понравится больше.


Бауэр Сьюзен «История Древнего мира». 2015 // Серия "История в одном томе"

После того, как я купил и прочитал эту книгу, я обнаружил, что ее уже издавали на русском языке; более того, параллельно с моим изданием ее выпустило и другое издательство. Таким образом, найти Сьюзен Бауэр в свободной продаже не доставляет никаких проблем… Изобилие предложения как-то намекает на наличие спроса, не так ли?

Всемирная история – предмет непростой! Истории цивилизаций – всего-то пять тысячелетий, но земной шарик большой, и выдающихся завоевателей, монархов, империй было до чертиков и даже больше… - и только имена первой значимости исчисляются сотнями… А между тем труд такой читателю необходим! Лично я – дедуктивист, я двигаюсь от общего к частному. Я не могу читать какой-нибудь узкоспециальный предмет сам по себе, мне категорически важно осознавать место данного вопроса в общем поле предмета; вот почему мне нужен предмет всемирной истории! Но как в ней сориентироваться, как ее изучить – ВСЮ? Как оказалось, все дело ограничено лишь объемом книги… Методички, школьные учебники, популярные издания с картинками оставим за скобками – это издевка, не всемирная история… Капитальные же труды слишком монументальны и исчисляются тысячами страниц. Кроме того, есть проблема стиля книги… Писать книги по истории тяжело - это имена и даты, и крайне тяжело написать увлекательную книгу, за сюжетными линиями которых было бы интересно следить! Сложная задача, удается не всем. Но такие книги существуют!!! Об одной такой книге, Ковалеве «Истории Древнего Рима» я уже писал, сейчас же я хочу предложить вашему вниманию замечательную книгу Сьюзен Бауэр «История Древнего мира» - и эту книгу я также отношу к ряду очень хороших, достойных, качественных книг по всемирной истории.

Помню, когда я увидел эту книжку в ДК Крупской, у меня задрожали руки… - хочу!! Увесистый объем книги показывал, что тут будет все :-). В самом деле, до этого я чрезвычайно много читал книг по истории Древнего мира, но признаться, читая отдельные книги по Греции, Риму, Египту, Персии, Китаю, Индии, Ассирии, Хеттской державе, я на самом деле исследовал деревья, но за ними не видел леса… Прочитав слишком много первичного материала, мне категорически важно было сложить мозаику единой картиной! И у меня это получилось :-). Книга и правда оказалась очень и очень классной! – полная, насыщенная информацией. Читать ее пришлось в несколько заходов, с ней пришлось работать, ибо материал новый, множество новых имен, за ними приходилось следить и запоминать. Так что эта книга очень серьезна, но вместе с тем увлекательна, интересна, захватывающа!! Она охватывает всю историю цивилизованного Древнего Мира – от зарождения цивилизации до 3го века нашей эры, и охватывает все цивилизации Европы и Азии. Мне понравилось очень! Говорят также, у этой книги есть продолжение? Книгу «Средневековый мир» я уже купил, знаю о существовании «Ренессанса», и теперь с нетерпением жду появления на русском языке продолжения!

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика