Гальванопластические заведения герцога М.Лейхтенбергского

Склады. 1844-1846 арх.Ф.И.Руска, Старопетергофский проспект, 40

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

История этих строений связана с именем герцога Максимилиана Лейхтенбергского, человека очень разностороннего, оказавшего значительное влияние на развитие российской промышленности, строительства железной дороги и производство первых паровозов. Раньше иго именем были названы улица Розенштейна (Лейхтенбергская улица) и ее продолжение, Лейхтенбергский мост (ныне Краснооктябрьский) через Обводный канал. Однако же до сих пор действует Максимилиановская поликлиника. Максимилан Лейхтенбергский проводил исселдования в области гальванопластики и в 1844 году по проекту архитектора Ф.И.Руска нчал строительство зданий Гальванопластического заведения. Рядом протекала река Таракановка, вода была необходима для гальванопластического производства. За несколько лет завод расширился. Кроме трех протяженных корпусов (архитектор Ф.К.Руска), выходящих торцевыми фасадами на Старо-Петергофский проспект, между двумя рукавами реки Таракановка находились железопрокатная мастерская, котельная, газгольдер, чугунолитейная, модельная, кузница и так далее. Рядом располагалась заводская слобода, состоящия из одно- и двухэтажных жилых домов, сараев, ледников и конюшен. После смерти герцога Лейхтенбергского в 1852 году завод перешел во владение общества рсосийских железных дорог и непосредственно в пользование Санкт-Петербургской сухопутной таможни. В настоящее время сохранились два корпуса Гальванопластического заведения, приспособленные в 60-е годы XIX века под пакгаузы сухопутной таможни, и каменный забор с воротами. Третий корпус, используемые в качестве жилого дома для служащих таможни, не сохранился. Утрачены вс заводские постройк. Два сохранившихся здания представляют большую историческую и архитектурную ценность и являются образцами прмоышленной архитектуры середины XIX века. На внутренних стенах зданий сохранились доски с таможенными правилами. В 1930е годы здания пакгаузов были реконструированы. Мощные стены и фундаменты позволили надстроить корпуса двумя этажами с применением монолитного железобетонного каркаса. Эти здания имеют важное градостроительное здание, являясь доминантой окружающей застройки. Все стоящие рядом здания построены в XX веке с учетом высоты этих корпусов. Из-за близости железной дороги, порта и промышленной зоны, эти здания до сих пор используются как склады. Находится под охраной государства.

https://babs71.livejournal.com/654558.html

На Старо-Петергофском проспекте возвышаются два больших промышленных корпуса (Старо-Петергофский пр., 40). Когда-то здесь находилось одна из первых предприятий России, занимавшихся гальванопластикой - «Гальванопластическое, литейное и художественной бронзы механическое заведение».

Основателем завода стал Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне герцог Лейхтенбергский. Сын принца Евгения Богарне (пасынка Наполеона) и дочери короля Баварии, в 1839-м году он женился на великой княжне Марии Николаевне и поселился в России.

Герцог увлекся новоизобретенной Б. С. Якоби технологией гальванопластики и сам стал активно заниматься опытами в этой области. Его лаборатория сперва располагалась в Зимнем дворце, позднее - в здании штаба Гвардейского корпуса. Наконец, в 1844-м году он решил перейти от экспериментов к практике.

Корпуса завода были построены в 1844-46 годах по проекту архитектора Ф. И. Руска.

Кроме двух сохранившихся корпусов существовал еще аналогичный третий корпус, а также железопрокатная мастерская, котельная, газгольдер, чугунолитейная, модельная, кузница. Рядом с заводом находилась заводская слобода.

Именно на этом заводе были изготовлены статуи, гирлянды цветов и плоды, фигуры апостолов и ангелов, барельефы и головки херувимов для Исаакиевского собора, медные кони для Большого театра в Москве, статуи и барельефы Эрмитажа и Зимнего дворца в Петербурге.
Еще одним направлением деятельности заведения были работы по меднению, золочению, серебрению. В 1847 г. здесь имелись три ванны для золочения: две - вмещавшие по 1400 л цианистого электролита, и одна – на 2700 л. Источниками тока служили гальванические элементы, сконструированные самим М. Лейхтенбергским. Ежемесячно осаждали до 32 кг серебра и золотили до 440 м2 поверхности.

При всем этом герцог Лейхтенбергский не прекращал и исследовательскую работу в области гальванопластики (так, в 1849 году он опубликовал статью в «Бюллетенях» Академии Наук «О фабричном способе гальванического золочения в широком масштабе и некоторых сделанных по этому поводу научно-технических наблюдениях»).

После смерти герцога завод перешел во владение общества российских железных дорог, а в цехах разместилась сухопутная таможня.

В 1930-е годы корпуса были надстроены с применением железобетона, и по сей день они используются как склады.

https://www.citywalls.ru/house4700.html

В 1844 г. Максимилиан Лейхтенбергский, при ближайшем участии Б. С. Якоби открыл "Гальванопластическое, литейное и художественной бронзы механическое заведение" - один из первых гальванических заводов в России. Специализировалось предприятие в области т.н. художественной гальванопластики - изготовлении барельефов и статуй. В 1847 г. в заведении имелось три ванны для золочения: две - вмещавшие по 1400 л цианистого электролита, и одна – на 2700 л. Источниками тока служили гальванические элементы, сконструированные самим М. Лейхтенбергским. Гальванопластическим способом с применением медно-чеканной техники были выполнены статуи, гирлянды цветов и плоды, фигуры апостолов и ангелов, барельефы и головки херувимов для Исаакиевского собора, статуи и барельефы Эрмитажа и Зимнего дворца.В заведении гальванотехническим методом покрывали золотом медные листы для куполов храма Христа Спасителя в Москве. Постройки завода включали в себя трех протяженных корпуса, выходящие торцевыми фасадами на Старо-Петергофский проспект, на территории находились железопрокатная мастерская, котельная, газгольдер, чугунолитейная, модельная, кузница. Рядом располагалась заводская слобода. После смерти герцога Лейхтенбергского в 1852 г. ? завод перешел во владение общества российских железных дорог, два корпуса были приспособлены для нужд Санкт-Петербургской сухопутной таможни. В советское время это был филиал Табачной фабрики Урицкого. На планах 1945, 1955, 1959, 1962, 1965 гг. показан ещё 3-й (северный) корпус, снесённый в период между 1966 и 1970 гг. На плане 1988 г. пояснит.надпись "скл.фабрики им.Урицкого". В настоящее время сохранились два корпуса Гальванопластического заведения, которые были надстроены в 1930-е гг. и каменный забор с воротами. Сейчас в этих зданиях располагается Бизнес-центр "Партнер" (на первых этажах склады, 2-й и выше этажи - офисы). Одно время (видимо, уже в СССР) здания использовались как табачные склады, т.к. сейчас у зданий категория повышенной пожароопасности из-за остатков табачной пыли.

"Касаясь вопроса о развитіи машиностроенія, во второй четверти Нашего столтія, нельзя не отнестись съ чувствами благоговйной памяти къ горячей дятельности на этомъ поприщ покойнаго Герцога Максимиліана Лейхтенбергскаго, который, при своемъ гальванопластическомъ заведеніи, близь Нарвской заставы, гд нын помщается сухопутная таможня, устроилъ въ 1848 году обширный Механическій заводъ для изготовленія разнаго рода машинъ и въ 1853 году, при сооруженіи Варшавской желзной дороги, приступилъ также и къ постройк паровозовъ... Заводъ Герцога Лейхтенбергскаго усплъ, изъ заказа на 100 паровозовъ, изготовить только 17 паровозовъ, потому что въ 1859 г. съ передачею постройки Варшавской желзной дороги Главному Обществу россійскихъ желзныхъ дорогъ, это общество, чтобы избавиться отъ контракта, купило заводъ и затмъ уничтожило его, найдя, въ виду личныхъ разсчетовъ строителей, боле выгоднымъ выписать весь подвижной составъ изъ заграницы. Бронзовое отдленіе завода было продано гг. Генке, Плеске и Моранъ, мельxiоровое-С.-Петербургскому металлическому заводу, желзо-прокатное отдленіе поступило въ аренду г. Левашеву, механическое отдленіе послужило для первоначальнаго основанія ремонтныхъ мастерскихъ Варшавской желзной дороги и, наконецъ, вс свободныя зданія завода переданы таможенному вдомству, которое устроило въ нихъ склады для С.-Петербургской сухопутной таможни.

Такъ былъ стертъ съ лица русской земли самый лучшій машиностроительный заводъ, владвшій самыми усовершенствованными станками и обставленный хорошими техническими силами! Французамъ, которые были призваны къ построенію желзныхъ дорогъ въ Россіи, безъ сомннія, не могли быть дороги интересы нашего отечества, а, напротивъ, гораздо выше этихъ интересовъ ставились ими свои личныя выгоды. Уничтоженіе завода Герцога Лейхтенбергскаго представляетъ только одинъ изъ примровъ той системы, которой вообще держатся иностранцы для всевозможнаго воспрепятствованія развитію національныхъ силъ, могущихъ впослдствіи сдлать ненужными ихъ услуги."

Цит. по Оригиналу: Историко - статистический обзор промышленности России, 1886 г., СПб. т. 2, Группа IХ. МАШИНЫ, АППАРАТЫ И ЭКИПАЖИ, стр. 14-15.

2021-11-01 10:42

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия