Монетный двор

1800-1805 арх.А.Порто; 1839-1844 арх.Э.Х.Анерг, А.М.Куци; 1872-1874, 1881-1883 арх.В.Е.Ступкой

Петропавловская крепость

История этого старейшего предприятия исчисляется с 1724 года, когда в Трубецком бастионе Петропавловской крепости заработали первые монетные станки. Перевод из Москвы в Петербург столь важного для государства производства должен был, по замыслу Петра I, окончательно придать городу статус европейской столицы и завершить начатый великим реформатором процесс денежных преобразований. Новый монетный двор призван был также стать «порядочной моделью» другим подобным производствам в стране. Указ от 28 февраля 1721 года гласил, что именно с этого момента «было положено начало делания золотой монеты в Санкт-Петербургской крепости». Трезини докладывал в 1725 году в Канцелярию от строений: «в болворке Трубецком зделать денежной Монетный двор который и делаетца и построена во оном болворке весовая каменная палата».

После смерти императора основанное им предприятие, как и многие другие, постигла весьма переменчивая судьба.

«Через четыре года после начала чеканки монет в Петербурге, Монетный двор был закрыт, что объяснялось тем, что производство монет в Москве обходится дешевле. Однако перевод денежного дела из Петербурга было явлением того же порядка, что и переезд в Москву царского двора».

Деятельность петербургского Монетного двора возобновилась в конце 1730-х годов. В этот период было построено двухэтажное здание «Монетной канторы» и серебряная монетная палата для чеканки серебряных монет. С этих пор, вплоть до конца XVIII века, «началась полоса бесконечных проектов переустройств Монетного двора». В середине 1750-х годов под руководством главного судьи Монетной канцелярии Ивана Шлаттера и по проекту архитектурного гезеля Дмитрия Смольянинова были проведены работы по ремонту существующих помещений и приспособлению новых, находящихся в Нарышкинском бастионе. В 1763 году построены «против куртины каменные медолярные полаты (...) вновь построенные от Макетной канцелярии (...) для дела золотой манеты» и кузница, а в 1790-е годы — «крепководочная» и «экспедиция разделения золота от серебра».

Все постройки этого времени были одноэтажными, с гладкими стенами, лишенными декора, с прямоугольными окнами и с высокими кровлями, окрашенными в синий цвет. Только один двухэтажный флигель в горже Трубецкого бастиона «был украшен рустованными лопатками, а в обрамлении окон использованы изящного рисунка наличники. На второй этаж флигеля вела аппарель с волютообразными тумбами». Вопрос о реорганизации петербургского Монетного двора приобрел особую остроту в 1796 году, когда правительство, пытаясь найти выход из финансового кризиса, решило перечеканить всю находившуюся в обращении медную монету, сделав ее вдвое легче. На это время для руководства денежным делом был создан особый Комитет при императорском дворе. На него и легли теперь заботы о коренной перестройке Монетного двора в Петербурге.

Одним из важных вопросов стала возможность использования нового способа получения энергии. Комитет, ознакомившись с английскими паровыми машинами Болтона и Уатта, использовавшимися на лондонском монетном дворе, заказал подобные для реконструируемого предприятия. Кроме того, из Петрозаводска были привезены две паровые машины, построенные на Александровском заводе. Первоначально они были установлены и работали в Банковском монетном дворе, куда было перенесено производство на время реконструкции Петропавловского.

Между тем в крепости рядом с бастионами полным ходом шла стройка новых зданий для Монетного двора и его лаборатории. Болтон, придерживаясь английской практики промышленного строительства, в 1796 году советовал «весь снаряд назначить в низком строении, в двух подземных или земляных покоях, освещенных косыми окнами». Однако в крепости возводилось похожее на дворец величественное здание по проекту, утвержденному 17 марта 1800 года Павлом I. Установка машин заняла больше времени, чем строительство. Она была закончена к осени 1805 г. Станки для печатания монет были отправлены Болтоном в Петербург не ранее 1804 года.

По проекту швейцарского архитектора Антонио Порта композиция двухэтажного здания с ризалитом в центре и двумя круглыми башнями по бокам выдержана в строгом классическом духе. Оно протянулось вдоль западной границы Соборной площади, образуя вместе с горизонталью окружающих крепостных стен фон для взмывшей вверх колокольни Петропавловского собора. Круглые заводские башни с плоскими куполами вызывают ассоциации с башнями крепостными, что вполне характерно для архитектуры павловского времени. В одной из башен в центре была дымовая труба, закамуфлированная куполообразной кровлей.

Производство постепенно расширялось и развивалось, осваивая как новые, так и существующие корпуса: в 1839 году были перестроены бывшие «провиантские магазейны» и надстроен южный корпус, в 1841—1844 годах построены лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, инструментальная и цех медального передела, а также административный корпус. Строительные работы в этот период велись по проектам архитекторов Э.Х. Анерта и А.М. Куци.

По проекту последнего были перестроены и расположенные перед главным зданием Плац-майорский и Обер-офицерский дома, вошедшие после 1917 года в производственный комплекс. В 1810, 1841 и 1846 годах территорию Монетного двора обнесли каменными заборами, и он оказался в кольце улиц, образовавшихся между его производственными корпусами и куртинами.

«Закрытый» масонский характер внутреннего пространства комплекса еще более усилился. Главный корпус служит некоей импозантной ширмой, репрезентативным фасадом. Заводские трубы, сооруженные в 1840-х годах, располагались в самой глубине комплекса, на противоположном западном фасаде, так чтобы не нарушать классический фасад.

К концу XIX века сформировалась своеобразная «крепость в крепости». За стенами величественного здания, как и раньше, кипит работа, так же как и раньше, это закрытое пространство остается загадкой для посетителей Петропавловской крепости, осматривающих казематы и экспозиции выставок, расположенные вокруг.

Комплекс построек Монетного двора — редкий пример промышленной архитектуры периода классицизма, неотъемлемый элемент ансамбля Петропавловской крепости. Кроме того, это уникальный памятник индустриальной истории, хранящий память о жизни и деятельности выдающихся инженеров и художников, о труде простых людей. Здесь, с установки первых русских и английских паровых машин, началась индустриализация России. Комплекс построек Монетного двора состоит на учете как памятник истории и культуры федерального значения. (Между зданием и собором был проложен канал, подводящий воду для паровых машин. Он был засыпан в 1870-х годах, когда был проведен водопровод.)

              

              

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz