Новая бумагопрядильная мануфактура

1844-1850 арх.А.Н.Роков; 1860-1870е арх.А.Ф.Занфтлебен; 1887-1899 арх.Н.А.Гаккель
Набережная Обводного канала, 60

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Новая бумагопрядильная мануфактура - одно из первых петербургских предприятий, построенных по типу первых английских машинных фабрик. Ее существование связано не только с отечественным, но и с общемировой индустриальной историей. Петербург одним из первых городов России вступил в полосу промышленного переворота. Начало этому процессу положило строительство первых капиталистических машинных фабрик. Именно здесь, раньше, чем в других регионах страны, развивалась хлопчатобумажная промышленность.

В северную столицу, из Англии, самой передовой в то время промышленной державы, морским путем поставлялись хлопок и уголь, а также первые ткацкие станки и металлические конструкции каркаса.

Ориентация капиталистической промышленности в начальной стадии развития на импортное сырье, топливо и оборудование, поставленное морским путем, способоствовало использованию рек и каналов, связанных с портом.

Комплекс Новой бумагопрядильной мануфактуры расположен на участке, ограниченном южным берегом Обводного канала и Боровой улицей, напротив Семеновского плаца. Поскольку трасса канала была проведена параллельно границам участков Семеновского и Измайловского полков, то от угла плаца трасса повернула резко на юго-восток, пересекла Лиговский канал под прямым углом и соединилась с рекой Волковкой. Таким образом, фабричный участок получил форму неправильного многоульнка. Боровая улица до 1828 года называлась Песчаной. Застраивалась она неравномерно. Если с севера до Обводного канала она была уже полностью заселена к 1830м годам, то на юге, за каналом, через который был перекинут деревянный мост, оставались неосвоенные участки с огородами, садами и вырубками. После пожара 1837 года и окончания строительства канала территория стала застраиваться каменными зданиями, и одним из первых стал многоэтажный прядильный комплекс.

Предприятие основано в 1846 году. Ранее на этом участке существовала фабрика по изготовлению обоев барона фон Вульфа - семьи, близкой А.С.Пушкину. В дальнейшем участок перешел во владение купцу В.К.Шошкину. О создании прядильного производства сообщает выписка из Полного Собрания Законов Российской Империи: "4 июля 1844 года последовало Высочайшее разрешение на представление Министерства финансов об учреждении нейшлотским и временным Санкт-Петербургским купцом 1-й гильдии Джоном Джуб, Санкт-Петербургскими иностранными гостями Б.Буск и Д.Лодлер товарищества по устройству в Петербурге или его окрестности бумагопрядильни на основании составленного ими устава".

4 октября была заключая купчая крепость, согласно которой санкт-петербугский купец купец Владимир Иваночич Шошкин продал Высочайшим утверждением 4 июля 1844 года Товариществу "Новой бумагопрядильни" в Санкт-Петербурге принадлежащий ему участок земли по адресу: набережная Обводного канала, 14

Строительство комплекса было начато в 1844 году с закладки прядильного корпуса с флигелем для паровых котлов (автор проекта - арх.Алексей Николаевич Роков, выпускник Академии Художеств, ученик и помощник А.Д.Захарова). Строительство главного корпуса было закончено в 1850 году. Первоначально архитектурно-планировочная композиция фабрики была типологически близка к классической усадебной схеме, что характерно для прмоышленной архитектуры первой половины XIX века. В дальнейшем к зданию стали пристраивать новые корпуса и башни. Расширение фабрики проведено в 1851 году арх.А.С.Андреевым, в 1857 - Е.Е.Аникиным, в 1869, 1875-1878 - А.Ф.Занфтлебеном; в 1887-1889 - Н.А.Ганкелем, в 1900-1906 - Н.П.Басиным.

После 1917 года фабрика была национализирована, а в 1922 году ей было присвоено имя Петра Анисимова - революционера, руководившего стачкой рабочих в 1877-1879 годах.

В 1937 году была проведена модернизация и реконструкция фабрики, во время которой железобетонный каркаса заменил старые металлические конструкции, а на заводском дворе сооружена вторая, так называемая "пыльная башня" (первая была сооружена в конце XIX века).

Главное здание, кирпичное, неоштукатуренное, пятиэтажное, расположено по северной границе участка, с небольшим отсупом от красной лнии застройки. Со стороны двора к нему примыкали два флигеля, в одном из которых размещались паровые машины. Внутризальные пространства главного корпуса были расчленены на три пролета металлическими колоннами. Фасад выдержан в стиле рационального безордерного классицизма. Окна арочного очертания, ритмично расположены и соответствуют шагу колонн, ибрамлены архивольтами, окрашенными в белый цвет. Под окнами второго этажа - профилированный карниз.

Здание доминирует в застройке Обводного канала, формируя своеобразный ландшафт этой части города. Сейчас производство выведено за пределы города, здание опустело и ждет своего нового наполнения. К сожалению, уже в последние годы утрачены такие замечательные элементы комплекса, как"пыльные башни", дворовые флигели и заводская ограда.

https://www.citywalls.ru/house2334.html

Фабрика основана английским акционерным обществом в 1846 г. и под названием «Новая бумагопрядильня» существовала до 1917 г., национализирована 4 марта 1919 г. и получила название Новая бумагопрядильная мануфактура, в 1921 г. переименована в фабрику. В период 1921 - 1925 гг. фабрика была законсервирована и находилась в ведении «Петросохранфабтекстиля» (с 1924 г. - «Ленинградсохранфабтекстиля»). В 1925 г. возобновила производство, переименована в в прядильно-ткатскую фабрику треста «Ленинградтекстиль» и присвоено имя Петра Анисимова (решение Петрогубисполкома от 24 октября 1922 г.), в 1931 г. передана в ведение треста «Ленхлоппром», в 1937 г. реорганизована в Государственный Всесоюзный автономный прядильно-ткацкий комбинат им. П. Анисимова НК лёгкой промышленности СССР, с 1940 г. вновь называлась фабрикой. В 1947 г. награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Дальнейшая подведомственность: с 1947 г. по 1949 г. - Министерства текстильной промышленности СССР, с 1949 г. по 1953 г. - Министерства лёгкой промышленности СССР, с 1953 г. по 1955 г. - Министерства промышленных товаров широкого потребления СССР, с 1955 г. по 1957 г. - Министерства текстильной промышленности СССР, с 1957 г. по 1965 г. - Управления текстильной промышленности ЛСНХ, с 1966 г. - Министерства текстильной промышлености РСФСР, позднее вошла в состав ПО «Возрождением» Функции: выработка бумажной пряжи, суровых тканей, ситцев. (spbarchives.ru)

История пространства «Ткачи» началась в 2010 г., когда группа компаний «Овентал» начала реконструкцию здания бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова с целью превратить заброшенный промышленный комплекс в креативное пространство. «Ткачи» занимали площадь более 10 тыс. кв. м. Холдинговая компания «Империя» по итогам торгов приобрела здание, расположенное по адресу: набережная Обводного канала, д.60, где размещалось креативное пространство «Ткачи». ХК «Империя» развивает сеть бизнес-центров «Сенатор». Предполагается, что очередной БЦ появится как раз на месте бывших «Ткачей». ( kommersant.ru 10.03.2020)


В 2001 г. Главный прядильный корпус включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1602). Приказом председателя КГИОП от 14.06.2006 №8-62 две пыльные башни Главного прядильного корпуса Новой бумагопрядильной мануфактуры исключены из Списка выявленных объектов культурного наследия как утраченные.

Хронология

http://kanoner.com/2011/03/09/21483/

Новую бумагопрядильную мануфактуру отреставрируют через год
09/03/2011 21:25

Реставрация Новой бумагопрядильной мануфактуры на набережной Обводного канала, 60–62, в Петербурге завершится через год, а осенью 2012-го там откроется лофт-проект «Ткачи». Об этом телеканалу «100 ТВ» рассказала координатор проекта Елена Филимонова. Мануфактуру в 2006 году купила группа компаний «Овентал». Гендиректор ООО «Овентал СПб» Александра Славянская прошлым летом сообщала, что в ходе реставрации интерьеры оставят практически нетронутыми. Бывшие цехи планируется сдавать в аренду под арт-галереи, художественные мастерские и магазины начинающих модельеров. На фабрике также откроют выставочный зал современного искусства, конференц-зал и ночной клуб. Это не первый случай, когда в промышленных зданиях Петебурга создаются лофты. Так используются помещения текстильной фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, 53, завода «Красный треугольник» на набережной Обводного канала, 138, и Смольнинского хлебозавода на Лиговском проспекте, 74 (там создан лофт-проект «Этажи»).

http://kanoner.com/2012/12/16/85045/

Бумагопрядильная мануфактура на Обводном стала лофт-проектом «Ткачи»
16/12/2012 16:42

Состоялось официальное открытие лофта «Ткачи». В здании бывшей Новой бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале, 60, открылись пять этажей «культурного пространства». Эксперты говорят, что это один из самых бережных случаев редевелопмента в Петербурге.

Построенная в 1851 году и обеспеченная дополнительными зданиями в 1906-м Новая бумагопрядильная мануфактура и в советское время оставалась ткацкой фабрикой, но уже имени Петра Анисимова. После начала перестройки производство там было приостановлено, часть строений разрушена. Тем не менее в 2001 году комплекс взяли под охрану и признали выявленным объектом культурного наследия.

В 2006 году мануфактуру выкупило ООО «Овентал СПб», входящее в группу компаний «Овентал». Внешне здание практически не изменилось, была снесена лишь дворовая пристройка советского времени, фасады были отреставрированы, а южная стена фактически сложена заново. Внутренние площади превратились в пять этажей креативного пространства. Современный дизайн демонстрирует очищенную и тонированную кирпичную кладку фабрики, при этом в здании появились новые полы, светильники и лифты. Дизайн-проект предоставило ООО «Архпроект-3», разработавшее цветовые решения полов, стен, потолков и освещения. Первоначально планировалось, что полностью лофт откроется в феврале, затем дату перенесли на май, затем на осень этого года. В результате открыть креативное пространство удалось только сегодня.

One Day University — так называется программа официального открытия, она состоит из мастер-классов, лекций по искусству, моде, экологии и новым технологиям. Дизайнер Алина Герман, музыкант Олег Нестеров, писатель Вадим Левенталь проводили мастер-классы для всех желающих пополнить свой культурный и духовный багаж знаний. На открытии с тонкостями своих профессий петербуржцев знакомили продюсеры, режиссеры, танцоры, цирковые артисты, гончары и повара.

Градозащитники сочли приспособление фабрики для современного использования одним из наиболее удачных примеров работы с историческими постройками. Нашлись у авторов реконструкции и критики. Так, активисты Революционного комсомола были обеспокоены тем, что в рамках стройки был демонтирован бюст революционера-ткача Петра Анисимова, стоявший перед главным фасадом бывшей мануфактуры. Тогда строители обещали, что в скором времени памятник вернется на место. К настоящему моменту бюст вернулся, но предстоит еще установить ограду вдоль набережной Обводного канала.

Как отметила сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников историк промышленной архитектуры Петербурга Маргарита Штиглиц, приспособление «Овенталом» ткацкой фабрики под лофты было произведено чрезвычайно удачно. По словам эксперта, компания смогла привести в порядок постройку, значительно поврежденную прежним владельцем, который начал ее снос.

Госпожа Штиглиц высоко оценила аккуратность работы с историческими конструкциями, а также качество реставрации кирпичной кладки здания. Одобрительно историк отнеслась и к теперешнему функциональному назначению бывшей промышленной постройки.

«Это один из немногих случае, когда инвестор бережно отнесся к историческому наследию не в „золотом треугольнике“, а на Обводном, на периферии исторического центра. Это особенно ценно», — полагает градозащитник и краевед Аркадий Попов. По его мнению, в данном случае инвестор повел себя максимально корректно и не только не нарушил закон о зонах охраны, но и не стал отклоняться от первоначального облика здания.

Господин Попов также отметил, что целый ряд компаний предпринимал попытки приспособить промышленную архитектуру Обводного под лофты. Однако в силу особенностей расположения Бумагопрядильной мануфактуры и специфики самой постройки «Ткачей» можно считать потенциально наиболее успешным начинанием в этой области.

Добавим, «Ткачи» — не единственный проект ГК «Овентал» в Петербурге. Несколько лет девелопер планировал расселить общежития той же ткацкой фабрики, расположенные в исторических домах Каплуна на Лиговском проспекте, 33–35. Недавно стало известно, что данный проект был продан «Охта групп».

https://spbdnevnik.ru/news/2020-03-06/kreativnoe-prostranstvo-tkachi-zakryvaetsya

Креативное пространство «Ткачи» закрывается. На его месте откроется еще один бизнес-центр «Сенатор»

Крупнейшее креативное пространство в Петербурге – «Ткачи» закрывается. В официальной группе пространства в соцсети «ВКонтакте» появилось сообщение, что «Ткачи» завершили свою работу. «Мы больше не сдаем пространство под мероприятия. Спасибо, что были с нами!» - говорится в сообщении. Как пояснил «ПД» старший администратор «Ткачей» Вадим Гнатченко, креативное пространство было продано сети бизнес-центров «Сенатор». «Теперь там появится еще один бизнес-центр этой сети», - добавил он. «Ткачи» - креативный кластер, расположенный в историческом центре Петербурга, в здании реконструированной ткацкой фабрики, на набережной Обводного канала. Общая площадь здания – более 10 тысяч квадратных метров плюс прилегающая территория. Здесь располагались магазины и шоу-румы, офисные и лекционные помещения, а также почти тысяча квадратных метров открытого публичного пространства Tkachi Open Space, где проходили художественные выставки, благотворительные акции, детские праздники, концерты, театральные постановки, модные показы, концерты и музыкальные вечеринки, образовательные семинары и мастер-классы".  Эльвира Романова, 

2022-12-12 21:52

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия