2005-06-10. Дивенская

Где был:

Поселок Дивенский Ленинградской области. Узкоколейная железная дорога и поиски дороги Вейнмарн-Чудово

Что видел:

  1. Станция Дивенская
  2. Магазин Дивенской
  3. Дивенское лесничество
  4. Пилорама
  5. Дорога на садоводство. Ручей
  6. Садоводство "Большая Дивенка"
  7. Поля
  8. Узкоколейная железная дорога
  9. Ручей и труба
  10. Кривая к дороге Вейнмарн-Чудово
  11. Остатки путепровода

Еду ненадолго, всего на несколько часов, тем более что уже пять вечера, время поджимает. Вечер еще только разыгрывается, ни единого облачка, жаркое солнце так и парит – наступает лето!.. Балтийский вокзал встретил меня настоящей июльской жарой. Духота, солнце жарит только так - ну никак не похоже на погоду даже сегодняшнего утра, когда было пасмурно и прохладно. Поезд был полупустым, много свободных мест, так что до Дивенской ехал с комфортом. В Дивенской мне хотелось бы осмотреть два уникальных железнодорожных объекта. Сначала - узкоколейную железную дорогу на карьеры, далее - дорогу Веймарн-Чудово, некогда проходившую через Дивенскую. Здесь должен был сохраниться путепровод от окружной ветки и соединительные ветки от варшавской ветки на окружную.

Вышел в Дивенской. Народу было довольно много, так что мне пришлось немного подождать, пока народ рассосется, ибо я хотел заснять одну из местных достопримечательностей - кирпичное здание магазина. Магазин закрыт, однако здесь же под деревьями стоят ларьки, торгующие ширпотребом.

Фото 01. Магазин в Дивенской рядом с железнодорожный вокзалом

Начинаются леса, параллельно железной дороге идет автодорога, здание дивенского лесничества, далее местная пилорама. Там на въезде кирпичное строение, сама пилорама состоит из двух деревянных сараев, по рельсам катается кран, его колеса издают жуткий скрип на всю округу. Множество опилок, стоят металлоконструкции - бункера для опилок. Тут же я встретил пассажирский поезд на Великие Луки во главе с ТЭП70.

Фото 02. Дивенское лесничество

Фото 03. Дивенская пилорама

Фото 04. Дивенская пилорама и кран

Ну а я повернул обратно, вышел к вокзалу, поднялся на платформу. Здание ДСП - очень грязное кирпичное строение. Рядом с ним когда-то стоял сарай, теперь он разобран до основания и находится в полном запустении. Перед зданием ДСП когда-то проходил еще один железнодорожный путь широкой колеи - разобран, видны следы от щебеночного балласта и уложенных в него деревянных шпал. Станция Дивенская - станция маленькая, и сейчас она превратилась в обычную пассажирскую платформу. На путях торчит гидроколонка - заснял, большая редкость.

Фото 05. Диспетчерская станции Дивенская

Фото 06. Гидроколонка

Путь мой лежит в сторону садоводства Большая Дивенка. Как свидетельствует карта, именно здесь можно обнаружить узкоколейку - цель моего сегодняшнего путешествия. Спускаемся с платформы, затем по протоптанной тропинке к главной поселковой дороге. У выхода на тропинку стоит автобус - ПАЗик, судя по надписи, идет в садоводство. Дорогу на садоводство Большая Дивенка не найти невозможно - она тут единственная. Перпендикулярно железной дороги, мимо котельной (видна неподалеку), мимо ряда кирпичных сооружений, затем будет кладбище. Затем грунтовка опускается вниз, в долину, где протекает ручей. И здесь была железная дорога? Странно, уклон для железки ощутимый, маловероятно, что его смогли бы одолеть поезда! Мохнатые, старые ели, у дороги подлесок, кустарник. Дорога чрезвычайно разбита, раздолбана до основания, я даже не понимаю, как ее могли довести до такого состояния! Вот сзади появился автобус, ПАЗик, забитый дачниками. Он ехал чертовски медленно, этак со скоростью 10 километров в час, на каждой яме его усиленно трясло. Между тем солнце садилось все ниже, вот оно уже близко от горизонта, светит прямо в глаза. Близится вечер, пейзажи окрасились в золотисто-красные цвета косого освещения садящегося солнца.

Надо признать, садоводство мне понравилось. Не так уж много садоводств я видел на своем веку, но это - лучшее! Да наверное все дело в том, что Дивенка – садоводство старое, и за время все сильно изменилось, отстроилось и благоустроилось. Дивенка утопает в зелени, дома скрываются за деревьями. Чистые грунтовые дорожки правильным порядком расчерчивают земли садоводства. Ряд ларьков на входе. Высокие двухэтажные деревянные дома с полным хозяйством - сараи, огороды, сады - ну точно как в деревне! Вот только все участки маленькие, по шесть соток.

Вообще говоря, то, что я сюда пришел - уже доказательство того, что я шел неправильно. Узкоколейка, согласно карте, выходила к автодороге (ее тогда на этом месте еще не было), выходила чуть раньше, за ручьем. Здесь, у дачного массива, должен располагаться карьер. Ну если мне не удалось найти саму узкоколейку, может, удасться найти карьер? С этой целью я завернул на первую дорогу направо, и пошел куда глаза глядят. Но садоводство было длинным, везде были дома, и время было позднее, поэтому я заторопился. Спросил местную бабку о дороге. Но вы же знаете, как объясняют местные жители: там налево, там направо, там еще раз направо, там будет колодец, потом туда, туда, потом направо, а закончила она вообще замечательными словами: «А вообще-то тут несколько карьеров. Вам какой нужен?». Короче, ничем она мне не помогла, скорее запутала, пришлось искать карьер самому. Перешел канаву, вышел к колодцу, и (наверное, правильно?) повернул направо. Дойдя до конца садоводство и упершись в темный хвойный лес, я действительно видел справа от себя некое подобие карьера, ныне заросший осокой пруд. Может, это он и есть? В любом случае надо было бы продолжать поиски, но было уже поздно, я торопился, и я решил оставить поиски на потом. Благо что дорога была - вот она, прямиком через лес!

Захожу в лес, иду. И что-то чувствую, странная какая-то дорога… Прямая. Широкая. Некое подобие кюветов и насыпи.

Фото 07. Просека в лесу. Здесь была узкоколейка

По сторонам - гигантский мохнатый хвойник с отмершими ветвями хвои, с покрытыми лишайниками елями. Но тут еще хоть свет был!, каково же было потом, когда я дошел до упора дороги, где дорога внезапно опустилась в долину бывшего здесь ручья, где была большая лужа и черный торфяник под ногами. Вот здесь на меня налетели комары. Появившись в их вотчине, да еще вечером, я собрал чуть ли не всех комаров округи – был жестоко искусан :-(. Налево среди кустарников виднеется просвет. Что там? Пробрался через болотце, оказалось, что это большое поле, густо взращенное ярко-желтыми цветами. Большое-большое, где-то вдалеке виднеются одинокие деревья, освещенные при закате солнца, сплошь усыпанное цветами… Прелесть!!

Фото 08. Поля близ деревни Большая Дивенка

Итак, перебравшись через болото, дорога резко свернула направо и продолжала идти, виляя меж деревьев, подобно тропинке, пока… стоп! Пока не появились шпалы. Вот теперь уже никаких сомнений не осталось: тут была узкоколейка. Друг за дружкой, рядышком, утопшие в торфянистой земле, торчали едва заметные деревяшки. Потом еще одна, потом еще. Десяток шпал точно будет.

Фото 09. Бывшая УЖД на карьеры Дивенской. Видны остатки балластной призмы, ряды деревянных шпал

Леса здесь неприятные: хвойники, мертвые ели, земля влажная, топистая, кругом канавы, черные лужи, комарье. И вот в таких условиях проложена узкоколейка, с тех пор превратившаяся в маленькую тропинку, по которой дачники ходят с карьеров на станцию. Затем узкоколейка должна была поворачивать к ж.д. станции и идти там, где сейчас проходит автодорога.

Ну а я вышел к Дивенской. На часах около восьми. До электрички еще оставалось немного времени, поэтому я решил посвятить его поискам дороги Веймарн-Чудово в Дивенской. Наконец, дошел до конца поселка, поднялся на насыпь. Ага!, вот отсюда хорошо видна кривая, отходящая от варшавской ветки к Веймарн-Чудово - вот она, широкая просека, медленно поворачивающая направо. Просека широкая, сейчас по ней проложена грунтовка.

Фото 10. Ответвление с Варшавской ветки на ветку Вейнмарн-Чудово

Теперь я прошелся чуть дальше, пока не достиг бывшего путепровода Веймарн-Чудово. Конечно, с электрички его заметить невозможно. Сама насыпь сильно осела и едва различима. Под насыпью, под откосом, валяются осколки путепровода, куски кирпича и камня. Сильные заросли травы, далее пробиться невозможно – увы!

Фото 11. Дивенская на закате

Возвращаюсь назад, к платформе Дивенская. Заснял классический вид уходящих вдаль электрифицированных путей. Потом я обратил внимание на еще одну кривую, идущую влево от Варшавской ветки. По ней проложена грунтовка, там частные хозяйства. К сожалению, все сильно заросло кустарниками, ничего не видно - надо исследовать отдельно, ничего не видно из-за высокой растительности.

Фото 12. Дорога на Дивенскую

Вот я дошел до Дивенской. Одна труба, затем другая. Вечер, на берега грязного ручья выбралась молодежь. Вот любовная парочка уселась на бетонном блоке, детвора бегает вдоль ручья. Мимо прошел 2ТЭ116 с несколькими пассажирскими вагонами.

Фото 13. 2ТЭ116 в Дивенской

Фото 14. Дивенская

Вскоре приходит мой поезд, я отправляюсь в Питер. Поезд был совершенно пустым, я прошел его от начала до конца и могу ответственно заявить, что я тут был чуть ли не один в поезде. Не было ни торговцев, ни (и это хорошо!) контролеров. Вечер, солнце над горизонтом вот-вот зайдет. Уже поздним вечером приехал в Питер, и путешествие закончилось.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 01.09.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz