2005-06-21. Заплюсье
http://plussa-region.narod.ru/

Где был:

Поселок Заплюсье Псковской области

Что видел:

  1. Граница Ленинградской и Псковской областей
  2. Путепровод УЖД
  3. Заплюская школа и памятник Ленину
  4. Подстанция и пассажирская платформа
  5. Локомотивное депо, мастерские
  6. Котельная, водонапорная башня
  7. Остатки от сарая, склада ГСМ
  8. Бывшая ветка УЖД к Заплюским озерам
  9. Торфяное озеро, одинокий домик
  10. Поля и УЖД
  11. Насыпь УЖД
  12. Канавы и болота Заплюских болот
  13. Луга. Выход к Заплюским озерам

Итак, это свершилось: я еду в Заплюсье! Уже сколько мечтал об этом, и вот оно, наконец-то!.. Ура!! Автобус мой отходит от автопавильона Плюссы в 7.15, значит, из дому надо выйти в шесть утра. Пришел я на автовокзал, захожу, покупаю билет до Заплюсья - стоит сие 24 рубля с копейками, а заодно спрашиваю, а вечером из Заплюсья автобус пойдет? Мне энергично закивали головой: «Ну конечно, пойдет, а как может быть иначе?». А черт его знает, этот плюсский автобус – всегда лучше спросить, чем надеяться на расписание.

Раннее утро. Самый длинный день в году. Семь утра, светло, приятно - солнышко высоко над горизонтом, освещает Плюссу косым светом. Вот отправляется автобус на Погорелово - окна отсвечивают ярчайшими бликами.

Фото 01. Автопавильон Плюссы. Автобус на Погорелово. Сзади - здание вокзала

Фото 01. Автопавильон Плюссы. Автобус на Погорелово. Сзади - здание вокзала

Ну а потом, через несколько минут, подали и мой автобус на Заплюсье. Со мной у павильона сел человек, потом, чуть дальше в Плюссе, второй. Все заходившие в автобус люди здоровались с водителем, спрашивали друг друга о делах - я чувствую себя как-то неуютно, один я тут никого не знаю. Наконец, в назначенное время 7.15 из автопавильона выбегает кассирша, закрывает павильон большим амбарным замком, садится в автобус и мы уезжаем.

Проезжаем Плюссу. Напротив больницы взяли пассажира - он тоже поздоровался с водителем, а потом всю дорогу болтал с ним и вышел где-то у Запесенья, остальные попутчики вышли в Заполье. Проехали Плюссу, пересекли мост через реку Плюссу, наконец, проехали АЗС. Далее была птицеводческая ферма Юбилейный, крутой уклон в Петрилово. Повиляв зигзагами, выехали на прямую дорогу - впереди будет Которск. И это была величественная картина открывающихся моему взору панорам лесов Которска, синие полоски горизонтов… Справа, под горку вместе с дорогой, побежали домики. Вот проехали раскидистое дерево, на нем свили гнездо аисты. Затем поворачиваем, проезжаем речку Городоньку, затем поднимаемся на горку и въезжаем в высокие стройные леса. Здесь, на горке, находится перекресток - направо уходит дорога на Полосы и Андромер, налево - на Лющик. Чуть дальше открывается картинка на бывший здесь песчаный карьер. Перспектива на находящееся вдали, за березками, озеро Милец. И вот мы проехали поворот на Вечашу и Любенск. Затем Запесенье, потрясающий вид на находящееся внизу озеро Песно. Именно здесь я увидел ту самую картинку, что мне давал как-то Серега Соколов. Он сфоткал двухэтажное белое здание из силикатного кирпича, а за ним просвечивает озеро Песно на закате. Он тогда заявил, что сделана эта фотка в Звягино. Но зато сейчас я еду на автобусе и вижу ЭТУ САМУЮ картину - тот самый двухэтажный дом и то самое озеро за ним. Но это Запесенье, а не Звягино! Опять Соколов фигню гонит – впрочем, как всегда. Киевское шоссе, завернули налево, поехали к Заплюсью. Шоссе здесь оживленное, машин много. Деревня Заполье протянулась вдоль Киевского шоссе на два-три километра. Проехали ряд магазинов, Запольскую церковку, стоящую в тени высоких деревьев. Спустились с горки и перед нами открылась далекая перспектива уходящего русскими горками Киевского шоссе. Где-то посередине этого участка встретилась река Плюсса. Внимательно смотрел по сторонам - в сторону болот она уходит неглубокой, но прямой канавой, в сторону Заполья течет свободно и непринужденно. На горке находится деревня Заплюсье. Деревня небольшая, проехали ее быстро, она расположена перпендикулярно шоссе. Отсюда уже виден поселок Заплюсье и его узкоколейная железная дорога…

Спускаясь с горки деревни Заплюсье, Киевское шоссе проходит под путепроводом узкоколейки. С горки отлично видны пейзажи промышленных сооружений УЖД в Заплюсье - мы как бы стоим на разных берегах одного оврага. Хорошо видно высокое сооружение, рядом с ней дымовая труба, каменная водонапорная башня. Спустились с горки, проехали путепровод УЖД, перед знаком «Ленинградская область» повернули в поселок Заплюсье. За лугами виднелись двухэтажные домики для рабочих, слева - заброшенный парк. На маленькой площади автобус остановился у остановки, сделанной местными умельцами в виде резных деревянных столбов, покрытой двускатной крышей. На остановке толпятся люди - это сюда я ехал один, а в Плюссу народу едет больше!

Восемь часов утра, я в Заплюсье. Для начала надо сходить к Киевскому шоссе сфотографировать границу двух областей – Псковской и Ленинградской. Во всем Плюсском районе Киевское шоссе – место самое цивилизованное. Только здесь, в Заплюсье и Заполье, можно найти аж несколько автостоянок, АЗС, кафе, СТО – и сейчас по обочинам кучкуются большегрузные фуры. На повороте к поселку можно лицезреть гигантский бетонный указатель «Ленинградская область» с гербом Лен.области. Рядом с ним дорожный указатель «пос. Заплюсье - 0,1 км». С другой стороны указатель «Псковская область» с двумя гербами - сделано экономнее и меньше по размерам, чем указатель буржуйки Ленинградской области. На границе областей пост милиции, несколько машин ГИБДД, мотоциклы, служебная собака в будке и всегда готовые к работе «лежащие полицейские». Осмотрев границу областей, пошел снимать путепровод УЖД, горку и дорожный указатель.

Фото 02. Граница областей. Здесь начинается Ленинградская область. Поворот на поселок Заплюсье

Фото 02. Граница областей. Здесь начинается Ленинградская область. Поворот на поселок Заплюсье

Фото 03. Границе областей. Здесь начинается Псковская область

Фото 03. Граница областей. Здесь начинается Псковская область

Фото 04. Путепровод УЖД на Киевском шоссе

Фото 04. Путепровод УЖД на Киевском шоссе

Фото 05. Деревня Заплюсье

Фото 05. Деревня Заплюсье

Насыпь узкоколейки достаточно крутая, сильно заросла сорными травами, поэтому забраться туда сложно. Уж сколько я видел недействующих узкоколеек - на картах есть, в действительно нету, а тут надо же - рельсы! Да еще с накатом! Иду по УЖД в сторону поселка, под насыпью огороды, местные жители в столь ранний час уже на грядках.

Вот теперь-то мы находимся на территории депо и ремонтных мастерских. Виднеется ряд цехов, некоторые обнесены заборами, там пилорамы и склады. Узкоколейка медленно повернула вдоль пилорамы, пересекла автодорогу и вышла к сортировочному парку.

Фото 06. Поселок Заплюсье

Фото 06. Поселок Заплюсье

Среди высокой травы просматриваются три-четыре колеи, брошенные торфовозные вагоны. Сейчас тут орудует какой-то мужик, таскающий железяки с автоприцепа в сарай. Я было остановился, чтобы заснять местные пейзажи, но мужик сразу обратился ко мне: «Вы что-то ищите, Вам что-то нужно?». Рядом в густой траве стоит узкоколейная цистерна, а на горке над железной дорогой расположен торфоперегруз и, судя по всему, котельная. Я потом поднялся на горку, дабы осмотреть ее. Кирпичное, советское здание с высокой кирпичной трубой. На торце кирпичами выложены непонятные цифры 41-682 и большой горящий коммунистический костер. На фасаде здания кирпичами выложено «Мы строим, строим, строим счастье на века!». Рядом с котельной несколько сараев, брошенные железяки тракторов, автомобилей, прицепов. В прицепах бутылки местных алкашей.

Фото 07. Сортировочный парк станции Заплюсье. Слева - мастерские, впереди - составы торфовозных вагонов

Фото 07. Сортировочный парк станции Заплюсье. Слева - мастерские, впереди - составы торфовозных вагонов

Фото 08. Заплюская котельная, работающая на торфе

Фото 09. Заплюская котельная, работающая на торфе

Фото 10. Заплюская котельная, работающая на торфе

Фото 08, 09, 10. Заплюская котельная, работающая на торфе

Фото 11. Узкоколейная цистерна

Фото 11. Узкоколейная цистерна

Слева железнодорожные мастерские. Здания в хорошем состоянии, в окнах стекла, двери на замках. Прохожу сортировку, ряд стоящих на путях торфовозных вагонов. Чуть дальше будки стрелочниц. Сейчас они недействуют, со всех сторон заросли густым кустарником, с торца вообще устроили свалку мусора и туалет.

Фото 12. Стрелочный пост

Фото 13. Стрелочный пост

Фото 12, 13. Стрелочные посты

Со стороны горки местные жители сделали погреба. На верхушке горы располагается бывшее здание ДСП.

Фото 14. Диспетчерская и состав с торфовозными вагонами

Фото 14. Диспетчерская и состав с торфовозными вагонами

Отсюда открывается вид на мастерские - три больших локомотивных депо. Первое - на 3 стойла, второе - на 2, третье – на 5. Первые два здания депо отремонтированы, дыры залатаны, ворота на надежном замке, третье здание брошено и не эксплуатируется. По всему создается ощущение, что тут есть хозяин, железной дорогой занимаются, ухаживают, прибирают и в обиду ее не дают.

Фото 15. Локомотивное депо Заплюсье

Фото 15. Локомотивное депо Заплюсье

Фото 16. Торфовозные вагоны в Заплюсье

Фото 17. Торфовозные вагоны в Заплюсье

Фото 18. Торфовозные вагоны в Заплюсье

Фото 16, 17, 18. Торфовозные вагоны в Заплюсье

Намереваясь подробней осмотреть депо на обратном пути, пока что я решил осмотреть железную дорогу, уходящую на болота. Планы следующие: согласно карте, должна существововать дорога вокруг Заплюских озер. Я хотел дойти до этой ветки, по ней обойти Заплюские озера кругом, выйти на Киевское шоссе, и сделав круг, вернуться к Заплюсью.

Параллельно узкоколейке, согласно карте, должна была идти ЛЭП, от нее остались лишь бетонные столбики, выстроившиеся вдоль насыпи. Впрочем, один столб все-таки сохранился.

Фото 19. УЖД Заплюсье-Лямцево. Последний из оставшихся столбов

Фото 19. УЖД Заплюсье-Лямцево. Последний из оставшихся столбов

Согласно карте, я должен был увидеть ответвление ЛЭП на север. Действительно, просека была, но ЛЭП уже не существует, хотя ряд столбов есть. На узкоколейке кое-где поменяны шпалы, на рельсах проглядывал легкий накат. Создавалось такое впечатление, что дорогой на Лямцево пользуются, только очень редко. Но трава очень высокая, судя по всему, в этом году здесь вообще не ездили, иначе траву немного бы примяли.

Фото 20. УЖД Заплюсье-Лямцево

Фото 20. УЖД Заплюсье-Лямцево

Так я дошел до еще одной автодороги, пересекающей УЖД и уходящую в сторону Заплюских озер. На север шла просека, там полные трав луга, туда же уходила автодорога, накатанная тяжелой техникой, тракторами и лесовозами, глубоко утонувшая в глине и грязи, елозящая зигзагами по сторонам, будто пьяная. УЖД пересекла глубокая канава, выкопанная с мелиораторскими целями для осушения Заплюских болот. Канава глубокая, густо заросла кустарником, однако внизу очень бурное, полноводное течение. Там же валяются кой-какие железки. Согласно карте, на лугу перед переездом должен располагаться сарай и склад горюче-смазочных материалов. Сфотографировал этакие ворота, в которые выстроили бревна - последнее, что осталось от сарая, да кирпичную, густо усеянную осколками, площадку - фундамент под склады ГСМ. Рядышком на камнях (осколки бетонных блоков?) лежат деревяшки и разного рода железяки. Здесь же, в густой траве, я обнаружил треугольник для разворота поездов. Сейчас он густо зарос травой, здесь не осталось ничего, даже шпал, только легкое напоминание о насыпи, медленно поворачивающей в сторону УЖД.

Фото 21. Черные столбы - последние остатки некогда стоявшего здесь сарая

Фото 21. Черные столбы - последние остатки некогда стоявшего здесь сарая

Фото 22. Фундамент, осколки кирпича, бетона, камни - последние остатки некогда стоявшего здесь склада ГСМ

Фото 22. Фундамент, осколки кирпича, бетона, камни - последние остатки некогда стоявшего здесь склада ГСМ

Ну а я снова вернулся к железной дороге и пошел по железке в сторону Лямцево. Следующей моей целью был поиск ветки к Заплюским озерам. Согласно карте эта ветка должна была начаться где-то в 200 метрах от бурной канавы, однако я все шел и шел, внимательно смотрел по сторонам, но никаких просек, и даже малейшего упоминания о них, не нашел! Вокруг меня стоял огромный, первозданный лес, темные хвойники, как справа, так и слева, но я ушел слишком далеко, никаких просек не видел и уже начал сомневаться, а не прошел ли я то место? А ведь, согласно карте, там должна быть будка, разворот, насыпь!

Я же ушел далеко вперед, пока не потянулся легкий перелесок сорного леса. Решил пройтись еще дальше, и тут слева сквозь перелесок и редкие березки возникло нечто человеческих рук деланное - ярко-черный треугольник. К сожалению, отсюда плохо видно, как далеко, но очень напоминает чей-то дом, а отсюда выглядывает двускатная крыша. Очень интересно! Хотелось сходить к нему, побазарить с хозяином, спросить его, местного, куда подевалась ветка вокруг Заплюских озер, и вообще, что тут можно посмотреть интересного по здешней узкоколейке. Как потом оказалось, это был не дом, а пока еще сруб, и здесь никто не живет, в этом году, судя по всему, его вообще не посещали… От железной дороги к срубу не проложено ни тропинки, эти сто метров пришлось пробираться самостоятельно, сначала через глубокую канаву-кювет, затем через луга, густо взращенные высокими зонтичными цветами и медуницей. Вот ведь поражаюсь я этим местам, этому человеку, что вздумал построить себе дом в таком неприступном месте! Ведь главное - никаких дорог и даже тропинок! И как сюда только сруб тащили? - удивительно! И все-таки тут кто-то был. Рядом с домиком остатки костра, валяются бутылки, консервы. Рядом со срубом этакий шалаш Ленина, покрытый охапками сена.

Фото 23. Одинокий сруб на берегу торфяного озера

Фото 23. Одинокий сруб на берегу торфяного озера

Домик находится на горке на берегу озера, бывшего торфяного карьера. Этого озера на карте нет, оно длинное и узкое, простирается вдоль железной дороги и отделено от него узкой прослойкой сорного леса. Берега на десять метров взращены густыми зарослями тростника и камыша - не пробиться не пройти, а ведь хотелось бы подойти поближе! Как подходишь, утопаешь на десять сантиметров в черной грязюке. Над озером стоит гвалт - озеро облюбовали стаи чаек, и вот с моим появлением они черной тучей взмыли в небо, тревожно кричат, навивают круги над своими гнездами. Обойдя сруб со всех сторон, попробовав выйти к озеру через березовый лес, я вернулся к УЖД.

Фото 24. Торфяное озеро

Фото 25. Торфяное озеро

Фото 24, 25. Торфяное озеро

Вот УЖД прошла через глубокую и полноводную канаву, вот еще через одну. Слева березовый перелесок, заболоченные края, ныне заросшие луговыми травами, за березами все еще просматривается торфяное озеро, слышны крики чаек. Железная дорога повернула налево, теперь она проходит через поля. Далеко впереди виднеется лесок, куда и уходит железная дорога - там, вдалеке, Лямцево.

Фото 26. УЖД Заплюсье-Лямцево

Фото 26. УЖД Заплюсье-Лямцево

Выйдя на поля, решил пройтись еще немного, но я уже начал задумываться о том, а не возвращаться ли мне назад, не слишком ли я далеко зашел, может, стоит возвращаться к Заплюсью? Моей крайней точкой стала утоптанная тропинка рядом со знаком «Охота запрещена». Отличный вид на поля - заросшее цветами, оно было не зеленым, а белым, цветными волнами расстелившимися по полю. И вообще, согласно карте, это поле уже принадлежит Ленинградской области.

Фото 27. Поля на месте бывших торфоразработок

Фото 27. Поля на месте бывших торфоразработок

Фото 28. УЖД Заплюсье-Лямцево

Фото 28. УЖД Заплюсье-Лямцево

И снова я прохожу мимо торфяного озера, мимо высокого хвойника, в котором должна быть окружная дорога вокруг озера. Нет, найти ее невозможно. Всматривался в лес, исследовал метр за метром, спускался с насыпи, переходил канаву и залезал на всякий пригорок, могущий быть заросшей насыпью. Ни будки, ни поворота, ни просеки – ничего! Наконец махнул рукой да пошел дальше. Теперь я вышел к бывшему складу ГСМ, где УЖД пересекает уходящая в лес грунтовка, по ней и решил пройтись.

Грунтовка вошла в лес, а слева от меня протекала глубокая канава, что я только что пересек на УЖД. Канава поражает своей величиной: глубокая, широкая, она была полна воды! Берега канавы густо заросли тенистыми зарослями кустарника и сорных трав - темень кромешная… Грунтовка идет по бережку канавы, все дальше и дальше, пока, наконец, мы не выходим на свет. Слева - все та же канава, а вот справа появляется что-то новое – насыпь! Вот она и есть та самая железная дорога, что должна была идти вокруг Заплюских озер! За прошедшие 40 лет могли вырасти высокие деревья, вот просека УЖД и заросла, хотя если знать, что смотреть и где смотреть, просвет разглядеть можно. Хорошо было бы пройтись по следу УЖД и выйти к УЖД Лямцево-Заплюсье, но я решил посвятить себя другой задаче: а можно ли обойти Заплюские озера кругом?

Фото 29. Тропинка вдоль канавы. Канава - слева, справа - насыпь бывшей УЖД вокруг Заплюских озер

Фото 29. Тропинка вдоль канавы. Канава - слева, справа - насыпь бывшей УЖД вокруг Заплюских озер

Фото 30. Насыпь бывшей УЖД вокруг Заплюских озер

Фото 30. Насыпь бывшей УЖД вокруг Заплюских озер

Сегодня, бродя по УЖД, я уже неоднократно отмечал, что карта меня постоянно подводит. Здесь же, на этом маленьком пятачке, каждая запятая, нарисованная на карте, соответствовала действительности, и это приятно :-). Вот я по грунтовке иду вдоль канавы. Вот тропинка поворачивает налево и примыкает к насыпи бывшей УЖД. Если подняться на насыпь, справа можно лицезреть болото - редколесье одиноких березок. Пересекаем уходящие на болота нехилые по своим размерам полные воды рвы. А потом началось самое интересное: карта начала обманывать. Все-таки карта 1966 года, за прошедшие 40 лет интенсивной торфодобычи на болотах могло измениться многое. На карте нарисовано, что вдоль насыпи УЖД проходит две канавы - слева и справа. Фигушки, есть только одна канава, остальные примыкают к главной канаве, причем специально для них разрыта насыпь УЖД. Наконец, некоторые из канав, уходящие на болота, на карте вообще не указаны. Многие из них относительно новые: только что вырытые, с ровными откосами, они уходили вдаль на болота. Некоторые из канав шли парами.

Фото 31. Заплюские болота

Фото 31. Заплюские болота

Фото 32. Одна из канав, уходящих на болота

Фото 32. Одна из канав, уходящих на болота

На болота ушла глубокая свежая канава, и грунтовка повернула вслед за ней. Если бы у меня было время, я бы с удовольствием прошелся по ней, но сейчас меня интересует другое – идущая вдоль Заплюских озер канава. Тропинка меня тоже предала – два берега канавы соединены насыпью (вода пущена через трубы, торчащие внизу - там был водопад. На карте все это не отмечено), и тропинка ушла на заплюский берег. Впрочем, вперед идет еще одна тропинка, несравненно меньшая размерами. Куда она меня приведет? Еще одна канава. Через нее было проложено несколько дощечек и сучьев - мостик шаткий и ненадежный! Тропинка узкая, высокие заросли, насыпь УЖД была все еще здесь, а слева продолжалась та самая гигантская канава, вдоль которой я иду от УЖД Лямцево-Заплюсье. Здесь она скорее похожа на большую реку. Противоположный берег утопал в зелени, там была возвышенность, на ней высокие лиственные породы, березы, ивы, печально опустившие ветви над водами реки…

Фото 33. Березы на берегу полноводной канавы Заплюских озер

Фото 33. Березы на берегу полноводной канавы Заплюских озер

Вода здесь застоявшаяся, стремительно зарастающая - очень много тростника и камышей. Дальше пришлось продираться сквозь заросли осоки. И опять в насыпи сделана выемка для пропуска канавы, продолжение насыпи видно по ту сторону канавы - вот оно!, но как туда добраться? Насыпь слева направо пересекла широченная канава, перебраться через нее нет никакой возможности. Все ясно, здесь ходят только рыбаки, я застрял в тупике, надо возвращаться назад. В зарослях осоки обнаружил кривой узкоколейный рельс, поставленный на попа. Кто-то его вбил в торфянистую землю, вот он и торчит - лучшее доказательство, что здесь была узкоколейка. Чтобы продолжить осмотр насыпи, нужно пробираться на тот берег.

Фото 34. Канава на Заплюских озерах и непроходимые болота

Фото 35. Канава на Заплюских озерах и непроходимые болота

Фото 34, 35. Канава на Заплюских озерах и непроходимые болота

Снова перехожу шаткий мосток, перехожу на тот берег. Там меня ждет неприятный сюрприз: а вдоль канавы тропинки-то нет! Правда, есть тропинка к полю, обозначенному на карте, за ним должны находится Заплюские озера. Передо мной открылась перспектива ярко-белого поля, с той стороны окруженного высокими деревьями.

Фото 36. За высокими деревьями - Заплюские озера

Фото 36. За высокими деревьями - Заплюские озера

Карта говорила, что за высокими деревьями находятся Заплюские озера, более того, они уже просвечивают – ясно видно! Сам про себя думаю: вот ведь маньяк!, приехал невесть куда, потащился в лес, иду, где нет ни дорог, ни тропинок, по лесам, полям, болотам - никто тут не ходит, даже рыбаки, один я хожу! А зачем? Просто так, интереса ради! Поле густо усеяно высокими цветущими травами, приходится продираться сквозь высокие травы, идти сложно. При входе на поля обнаружил ряд любопытных камней. Стояла хорошая погода: хоть и светило солнышко, хоть и было 21 июня - лето!, но было достаточно прохладно. Что удивило, так это то, что несмотря на близость больших торфяных болот, никаких комаров, слепней и прочего гнуса здесь не наблюдалось. Прошел насквозь поляну и вышел к высоким деревьям, продрался сквозь кустарник и вышел к тростникам. Дальше идти невозможно - черная топь, вода. Думал было выйти вправо, выйти влево - такой же результат. Ну все, приехали… Правда, поверх тростника можно увидеть открывающиеся горизонты, перспективы - опять же далеко на горизонте синеватые полоски далекого леса, летают чайки. Теперь возникла другая идея: может, отсюда удастся выйти к насыпи с этой стороны канавы? Углубился в кустарник и наткнулся на две колеи, они привели меня к развороченным делянкам. Тропинки отсутствовали, пришлось продираться сквозь кустарники, и я опять уперся в болото, захлюпала вода, и мне пришлось отступать назад. Да тут еще и время начало поджимать: пора было возвращаться назад, в Заплюсье.

Потом я вышел на грунтовку, идущую в сторону деревни Заплюсье. Здешние места были когда-то торфоразработками, местность пересечена глубокими канавами, а между ними раскинулись шикарные луга, полные ярких цветов. Я проходил один луг за другим, все дальше и дальше, пока не наткнулся на автодорогу, уходящую в сторону УЖД Лямцево-Заплюсье. То была хорошо наезженная тракторами грунтовая колея. Снова иду по железной дороге, выхожу к Заплюсью.

Залез на один из погребов, где устроил небольшой привал. Наблюдаю, что по территории депо ходит какая-то странная компания. По территории мастерских ходило человека три, и один из них показывал другим хозяйство, при этом широко размахивая руками. Обойдя депо со стороны, вышел к торфозаводу, он производит впечатление успевающего предприятия. Обнесен забором, охрана, за забором большое количество паллет, снуют автопогрузчики, таская брикетами торфа и перегружая их в большегрузные фуры, стоящие здесь же. Со стороны леса можно видеть и перегруз. Не знаю, действует ли он - здесь подъездной путь УЖД к бункерам, на насыпи все еще стоит состав с торфовозными вагонами. Валяется гигантская куча торфа, бегает трактор и гоняет торфяные кучи. Помесил его ножками и я :-).

Фото 37. Торфозавод в Заплюсье. Трактор загружает в бункера торф на переработку

Фото 37. Торфозавод в Заплюсье. Трактор загружает в бункера торф на переработку

Хотелось набрать испить водицы. Ни колодца, ни колонки я не нашел, поэтому спросил местную бабку, где бы мне набрать воды? Она долго терялась: у нас у всех водопровод, колонок нет, есть разве что колодец, но далеко отсюда, в центре поселка… Но быстро нашлась: а вы сходите в водонапорную башню, спросите! Действительно, на горочке стоит красивое каменное сооружение водонапорной башни, рядом с ним - домик насосной станции. Захожу в домик - гигантское пустое пространство станции занято редкими лежащими на полу трубопроводами. Не совсем ясно, как можно такому незначительному трубопроводному хозяйству посвящать такое гигантское сооружение? В домике есть будка, там в одиночестве и скуке сидит дежурная насосной станции. Она открыла один из кранов, откуда водичка и потекла в специально заготовленную бутыль. Я же снова вышел к мастерским и котельной, сделал ряд снимков котельной, после чего решил немного походить по поселку, осмотреть его красоты.

Фото 38. Водонапорная башня в Заплюсье

Фото 38. Водонапорная башня в Заплюсье

Заплюсье - рабочий поселок, построенный при торфопредприятии в 1955 году (в этом году, через несколько дней, отмечается его 50-летие). Все рабочие поселки одинаковы, Заплюсье не исключение - улочка, вдоль которой стоят одинаковые панельные двухэтажные грязно-желтые здания… Былое советское могущество проглядывает всюду: вот стоит типовое здание магазина, вот рядом еще одно - ныне они заброшены. Подхожу к зданию Заплюского ДК - еще одна типовая коробка хрущевского времени. На ней большими буквами объявления: скоро состоится праздник 50-летия поселка, приходите, будут народные гуляния, конкурсы, концерт. Единственное, на что стоит посмотреть в Заплюсье - это здание школы. Оно поражает своей величиной и могуществом - таких зданий в Плюсском районе нигде больше нет. К зданию школы ведет лестница, фигурные перила, чуть ли не памятники - чисто советский союз, заповедник! Напротив школы находится миниатюрный зеленый парк с тенистыми дорожками. Здесь же памятник В.И.Ленину - настоящая скульптура, не то что в Плюссе с его барельефом. Вот, это все, что можно посмотреть в Заплюсье.

Фото 39. Школа и памятник В.И.Ленину в Заплюсье

Фото 39. Школа и памятник В.И.Ленину в Заплюсье

Прошелся чуть дальше, вышел на Киевское шоссе, где мне надо было еще заснять указатель «Псковская область», вернулся назад, прошелся по еще одной дороге к парку, что открывается по левую сторону от въездной аллеи в Заплюсье. Согласно карте, внизу, у пруда и подстанции, должна располагаться пассажирская станция Заплюсье. Ничего не нашел, похоже, ныне остатки платформы погребены за забором подстанции. Еще тут есть тропинка, по которой я вышел напрямик через парк к автобусной остановке, там уже сидит одна парочка…

Ну а у меня еще есть время, я решил еще раз сходить к УЖД. На сей раз по насыпи я вышел к путепроводу над Киевским шоссе, здесь же решил позагорать. Проходит некоторое время, и вдруг чувствую нечто подозрительное: рельсы подо мной завибрировали, стали слышны перестуки. Я вскакиваю как ошпаренный, оглядываюсь и вдруг вижу, что на меня уже в считанных метрах несется ТУ6!! Вы только подумайте: эта ветка еще работает?!! Какое там работает, на меня несется ТУ6 и даже не думает погудеть о своем присутствии! Я хватаю шмотки, скидываю вниз под насыпь, сам сползаю - успеваю, вот мимо меня проходит тот самый локомотив, а за ним еще прицеплена ЭСУ2, переделанная под пассажирскую платформу, где под брезентом сидят чумазые рабочие. Замедлив ход, ТУ6 медленно проходит мимо меня, я наблюдаю, как на уровне глаз проплывают колеса, перестукивающие на стыках рельс. Из локомотива выглядывает машинист, за ним рабочие, все озираются: все ли в порядке? Вот после этого и спрашивай, действует ли эта УЖД?!! Скоро я оделся и пошел по УЖД в сторону депо. ТУ6 с вагончиком все еще был впереди, едет он медленно и только-только подъезжает к депо, отсюда его хорошо видно. Когда я подошел к депо, весь народ уже разбежался, ЭСУ опустела, и я мог сфотографировать ее. Все просто: тут просто сняли двигатель, поставили скамейку, повесили брезент - вот народ и катается в импровизированном пассажирском вагончике.

Фото 40. ЭСУ2, переделанная под пассажирский вагон

Фото 40. ЭСУ2, переделанная под пассажирский вагон

Повезло мне и с локомотивом - доехав до депо и отцепив платформу ЭСУ, ТУ6 покатил обратно, на болота. ТУ6 поехал дальше, остановился и стоял еще долго, так что я решил сходить к машинисту, поболтать с ним, спросить хотя бы, когда, во сколько ходит состав на болота, можно ли с ним? Но стоило мне приблизиться к локомотиву, как машинист уехал на болота. И больше я его не видел :-(.

Фото 41. ТУ6 в Заплюсье

Фото 41. ТУ6 в Заплюсье

Время поджимало, до автобуса оставалось полчаса, и я решил возвращаться на автобусную стоянку. И вот я снова на автобусном кольце. На остановке начинает собираться народ. Появились еще двое, мужик с бабой, пьяницы жуткие, наконец, куда-то ушли. Мимо проходило еще много молодежи, впечатление они производили на самое приятное: слоняются без дела, нечем заняться, разговаривают, причем все разговоры исключительно о выпивке. Вот такая вот она, молодежь на деревне! Ну а потом подошел мой автобус на Плюссу. На этом путешествие мое было завершено.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru, 28.10.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz