2005-07-30. Петрозаводск

Кто был:

Собственно я :-), Кужелева Наталия, Задорожная Ольга

Где были:

Республика Карелия, Петрозаводск. На карте красным цветом обозначен наш совместный маршрут (я, Кужелева, Задорожная), синим - мой индивидуальный маршрут :-)

Что видели:

  1. Вокзал
  2. Гостиница города Петрозаводск
  3. Администрация республики Карелия
  4. Набережная Онежского озера
  5. Речная пристань
  6. Театр, музей изобразит.искусств
  7. Парк на р.Лососинка
  8. Речной порт
  9. Река Лососинка
  10. Площадь Ленина с памятником Ленину
  11. Железнодорожная сортировочная
  12. Стелла "Петрозаводск"
  13. Дорожный указатель "Петрозаводск"

В Петрозаводск наша славная компания отправилась в пятницу вечером, поезд должен был выйти с Ладожского вокзала около десяти часов вечера. Как и все, мы работали в этот будний день, в пятницу... Работал и я. Освободился с работы только в половину десятого, с ужасом посмотрев на часы, побежал, заспешил - еще, небось, опоздаю!.. А ведь еще и время не рассчитал: оказывается, от Балтийской до Ладожской ехать гораздо дольше, если принять во внимание еще и пересадку на Владимирской... Короче говоря, мне уже и Натаха начала звонить: ты где? Выбрался на поверхность, потом на вокзал - побежал, понесся - до отправления осталось восемь минут!

Но, несмотря на пять минут до отправления, поезд еще не был подан! Но сразу, как я появился, его наконец-то подали к платформе. Чудеса начались сразу: его вел двойной ТЭП70! Неужели наш поезд настолько тяжел, что с ним не справится один ТЭП70? Потом оказалось, что нумерация вагонов начинается с конца поезда, в поезде их 18, а значит, наш вагон находится в начале состава, сразу за локомотивом. И вот народ начал диффундировать во встречных направлениях - такой процесс происходит, кажется, в полупроводниках при возникновении термо-ЭДС. Любопытно, что при постройке большого и современного вокзала платформа была построена такой узкой, особенно в той ее части, где дорога с пандуса спускается на платформу. До отправления осталось несколько минут. Сидим в полутьме - наш первый вагон находится как раз под вокзалом. Вспоминаю, как я когда-то катался здесь на маневровых локомотивах… Сидим втроем, обсуждаем нашу будущую поездку, в предвкушении… Четвертая соседка в нашем купе - иностранка, похоже, шведка, отлично говорящая по-русски, вот разве что с заметным акцентом.

Через две минуты поезд тронулся в путь. Между Ладожским вокзалом и Павлово-на-Неве я еще никогда не был, было бы интересно посмотреть эту новую для меня железную дорогу. А вот участок Павлово-на-Неве - Мга мне очень хорошо знаком, я когда-то ходил пешком по этой ветке, осматривал достопримечательности. Наконец, Мга мне отлично знакома еще по времени моей работы здесь - уж сколько здесь времени было проведено, сколько интересных историй можно было бы вспомнить, глядя на ее вокзал, платформу… Я помню ее и жарким летом, и дождливой осенью, и заснеженной зимой, и ранним утром, и днем, и вечером, и забитой людьми, и пустынной… За Мгой вплоть до Жихарево также есть интересные места - в своей работе на электричках я катался довольно далеко. Бывал и в Волховстрое. За Волховстроем я еще не был, а посему хотелось бы взглянуть на тамошние железнодорожные пейзажи. Особенно меня интересует Волховстрой-2, что находится по ту сторону Волхова. Хотелось бы увидеть в окошке и великие реки Ленинградской области - Пашу, Оять, Свирь… В общем, смотреть сегодня в окошко - не насмотреться!.. К сожалению, и для меня это действительно ужасно! - ехать придется ночью. Мало чего увидишь, разве что здесь, на подъездах к Питеру, да там, у Петрозаводска. Самое интересно - восток Ленинградской области, я пропускал ввиду особой темноты наступившей ночи…

Начнем с самого начала: перегон Ладожский вокзал - Павлово-на-Неве. Сначала ехали через город. Сказать по правде, чертовски скучно. Кирпичные заборы гаражей, высокие панельные многоэтажки… Никакой тебе промышленной архитектуры, да просто заводов и железных дорог! К счастью, город быстро закончился, и только солнечный закат мог лицезреть я по ту сторону окна… Солнце садилось все ниже, небо окрашивалось в ярко-красный цвет, потом солнце погрузилось в слоистые облака, барашками разбревшимися по небу, потом оно вышло из них и продолжило свое движение к горизонту. Еще ведутся путейские работы. Активно строят новые платформы. Их названия - перечисление безликих километров. Затем мы набрели на странную третью колею, идущую параллельно нам на протяжении долгого времени. Затем вдруг проснувшася Ольга посмотрела в окошко и увидела склонившуюся березку - утверждает, что именно ЭТУ березку она видела совсем недавно, возвращаясь из командировки в Плесецк. Далее она неоднократно ворчала, что у нее судьба такая - всю жизнь провести на северной ветке... А затем мы проехали большое болото, так поразившее меня и так усыпившее Ольгу с Натахой. Гигантское верховое болото с красочным солнечным закатом за ним, и наш поезд, медленно тянущий поезд в далекую лесную Карелию… Поезд действительно ехал медленно, электрички и то быстрее, я же то и дело подгонял поезд: поскорее бы увидеть Павлово-на-Неве, поскорее бы увидеть родную Мгу!

И вот свершилось - мы въехали на мост через реку Нева. С берега мост кажется маленьким, а сама река узкой, однако стоит только подняться на мост, да проехаться, как чувствуешь величие великой реки Северо-Запада. Мост был протяженным, стыки рельс отдавали гулким эхом… Громада моста будто тряслась, вибрировала - какая же силища!! Проезжаем Павлово-на-Неве, водонапорную башню, платформы, где я когда-то был. После начинается крутой уклон, поезд идет вверх по насыпи. А вот проезжаем путепровод, под нами та самая ветка на Волховстрой с Московского вокзала. Я всегда ездил на электричках внизу, теперь на поезде дальнего следования наверху… Какое незнакомый знакомый вид! - дорога на Мгу. Поезд медленно спускается и входит в кривую - сейчас, сделав круг, он выйдет к станции Горы. А ведь я был свидетелем строительства этой ветки! При мне строили насыпь, гоняли бульдозеры, прокладывали трубы, рубили просеки. И потом, как уже был построен этот путепровод, уж сколько раз я проклинал его и все поезда дальнего следования, когда перед Горами наша электричка останавливалась, и стояла так минут 20, пока с Ладожского вокзала на главный путь не выходил поезд дальнего следования. И наш поезд непременно опаздывал на полчаса, что, впрочем, для этой ветки дело обычное…

Вагон продолжает готовиться ко сну. Вот уже перевалило за 11 часов вечера. Пока я, прилипши, рассматриваю проплывающие в окошке знакомые и незнакомые пейзажи, Ольга пьет пиво, много пива - банки сменяли одна другую, передавая своеобразную эстафетную палочку а-ля "пост сдал - пост принял". В первый раз за сегодняшний день Ольга на меня обиделась и столь любимую мною Мгу мы проехали в некотором напряжении, что будет неоднократно с блеском повторено следующим днем... Наконец, она уснула, и мы с Натахой старались вести себя как можно тише: проснется - будет нам всем худо!.. Натаха написала СМСку «Спокойной ночи!». Бодрствовать остался один я :-).

Я все еще смотрел в окошко. Проехали Мгу, следующая крупная станция - Волховстрой. Время тянулось убийственно медленно, а мы все еще проезжаем Михайловское, Апраксин, Поляны, Назию, Жихарево… Невольно задаешься вопросом: неужели я так далеко заезжал в процессе своей работы? Наконец, мы проехали и Жихарево, теперь в густых сумерках пронеслась станция Пупышево, Войбокало. Ночь опустилась на Ленинградскую область, сгустились тени, загорелись фонари. Кое-где освещены были вывески вокзалов, и только по ним я мог ориентироваться в пространстве и времени. А там и они пропали, и только по крупным станциям я начинал сознавать, что осталось совсем недалеко… Солнце зашло за горизонт, вот уже и час ночи, и мы все едем, пока среди темноты не вынырнули пейзажи Волховстроя… Помнится, когда я здесь побывал в первый раз, меня поразило, что Волховстрой со стороны Питера не имеет железнодорожного развития. Был лес (точнее, кустарник - ветка на Волховстрой удивительно скучна на леса), и среди этого леса внезапно появляется привокзальная платформа. Волховстрой. Тишина. В больших стеклянных проемах вокзала видны сидящие в зале ожидания люди. Вот кто-то вылез из поезда, сходил в ларек за пивом. В соседнее купе село несколько человек. Старались, конечно, быть потише, однако пока люди заходили с сумками, пока прощались с провожающим, пока проводник приносил белье - шума было много. Через 25 минут загорелся зеленый сигнал светофора, и мы тронулись в путь. Я же остался стоять у открытого окошка - здесь, в Волховстрое, ожидается самое интересное – река Волхов. Въезжаешь на мост, и меняется стук колес: еще бы, балласт на щебне поменяли на металлоконструкцию! Размеренный перестук меняется на тряс, шум, лязг - красота! Тут два моста, каждый для своего пути, причем для одного пути - езда поверху, для другого – понизу, передо мной был тот самый мост с ездой понизу, построенный еще великим Граффтио. А между двумя мостами строился еще один! Где-то у быков моста стояли баржи, на баржах стояли опоры, вышки, валялись строительные материалы, стояли домики для рабочих - мы были еще и посреди большой стройки! А за мостом, на реке, вся в огнях, подсвеченная, будто Зимний дворец - Волховская ГЭС. Впрочем, то не была подсветка, то внутреннее освещение цехов, ведь ГЭС имеет архитектуру ажурных стеклянных перекрытий советского конструктивизма. За мостом Волховстрой-2. Обычная низкая платформа, даже станционных домиков нет. Зато рядом с ней находится Волховский аллюминиевый завод. Выглядит внушительно, когда мы глубокой ночью проезжали мимо высоченных труб, и оттуда, при огнях, при свете прожекторов, неслись лисьи хвосты дымов, хорошо видные еще при подъезде к Волхову.

Но Волхов остался позади. В Лениградскую область пришла ночь, и разглядеть что-либо, учитывая еще и блики от слабого освещения в вагоне, стало невозможно. Поэтому я вернулся к себе на скамеечку и решил прилечь. Но поезд затормозил, остановился, и я побрел посмотреть, что бы сие значило? Поезд остановился на перегоне. Темно, ничего не видно, даже силуэты деревьев. Огни: белые пятна прожекторов нашего локомотива, на траве под откосом земляного полотна - свет из вагона. Трещание ночных насекомых. Шум ветра в деревьях. Работающий на холостых дизель. Среди тишины доносятся звуки поездной рации. Красный сигнал светофора. Постояв минут 10, тронулись в путь. Полежал, подремал, но тут слышу – перестук колес изменился. Сомнений быть не могло: это РЕКА!, одна из тех рек-гигантов, что течет на востоке Ленинградской области, что давно уже успели окрестить Ленинградской Сибирью - такие же малонаселенные дебри, такие же великие реки, такой же суровый климат. Вскочил, и сразу к окошку - широкая река, металлоконструкция с ездой понизу, причем рядом с нами проходил такой же металлический мост, уже автомобильный. То была река Сясь. Потом я снова залег дремать, однако долго дремать не получилось, ибо чувствую, что локомотив дал сигнал, а потом сработали тормоза, и поезд начал тормозить. Выглянул в окошко - ага, станция! Понеслись станционные пути, составы, локомотивы, вагоны. Фонари ярко освещают название станции - Лунгачи. И опять въехали на мост! Ракетой вскочил, сразу в окошко - мост, великая река Паша. Проехали чуть дальше, еще один мост - Оять. На сей раз железная дорога разошлась на две ветки, каждая из них шла по собственному мосту. И снова широченная река, вся в огнях, вдалеке гигантская металлоконструкция автомобильного моста… На речке Оять я, наконец, уснул. Но совсем недолго, потому что разбудил меня еще один мост. Но это был уже мост через реку Свирь…

Проехали мы и Лодейное Поле, и Шамокшу, и все это я благополучно проспал. Река Свирь в этом течении не впечатляет - узкая речушка, ничем не выделяющаяся… Начинало светать. Четыре утра, и хотя солнце еще не взошло, но было уже достаточно светло, чтобы можно было смотреть в окошко. За рекой Свирь появилась станция Свирь. Она оказалась довольно разветвленной, могучей станцией, на которой идут масштабные работы. Когда-то на форуме Димы Зиновьева спрашивалось: а когда, собственно, электрифицируют ветку на Петрозаводск? Оказывается, электрификация уже проведена! На всем протяжении до Свири стоят столбы контактной сети, развешена сеть, на станции встречаются электровозы ВЛ. Впрочем, станция Свирь была последней станцией, где в огромном количестве стояли сцепки электровозов. Как я потом выяснил в Интернете, запуск электрификации будет произведен в январе 2006 года.

Вагон еще спит. За окошком прекрасные виды, не могу не насладиться этим зрелищем: леса, сосенки, болота. Солнце уже встало, света прибавилось, и можно было наблюдать, как солнце постепенно освещает ельники, начиная с верхушек и доходя до основания… Иногда можно было наблюдать великолепное зрелище: на утреннем холодце болота отдавали свое тепло холодному воздуху, и над ними стоял редчайшей красоты туман, в котором пропадали и столбы связи, и одинокие березки… Туман струился вдоль канав, ручьев, из него, как ежики в тумане, выныривали покосившиеся столбы… За туманами возвышались монотонно-серые грозные силуэты елей, верхушки их былы позолочены восходящим солнцем. Вот наш поезд остановился на какой-то станции, вот за силуэтами станционных сооружений прорезался первый луч солнца… То был, кажется, Пай. А, впрочем, какая разница! - мы уже в Карелии. Рожденный на Северо-Западе, люблю я эту северную природу! Иногда меня просто тяготит большой город, шумный, стесненный бетонными громадами, и тогда хочется выбраться отсюда подальше. Но, упаси боже не на садовый участок, где такая же скученность, шум и толпа. Нет! Семь утра, только занимается заря, а тут давка, напряженная атмосфера забитого салона, потом еще вечно действующая пробка на переезде, лавирующие среди уличного потока маршрутки… Люди-ходячие рекламы. Асток-пресс, вдавленные и растоптанные в грязь отрывки газет. Сумасшедшие красные цифорки на метрополитеновских табло, бегущее время, девятки, сменяющиеся нулями. Хаотичный, полный движения, шума, криков и воплей перекресток. Светофор, который невозможно перебежать за один зеленый сигнал, поэтому тебе всегда сигналят водители, приходится лавировать среди них, смотря, как бы тебя не сбил трамвай, - звенящий, грохочущий на стыках… Жизнь среди бетонных монстров, асфальта и стекла... Пройдет день, а там снова забитые автобусы и красные цифирки, отсчитывающие секунды твоей жизни. Но здесь - Карелия. Дизель ТЭП70, несущийся среди просторов таежных лесов. Сквозь туманы проглядывает взошедшее солнце, первые лучики проглядывают в наше купе, бегают по плацкарту, бликуют в стекле. Начинается новый день.

Мимо проносятся полустанки, мы проезжаем их мимо, нигде не останавливались. Интересно, а что здесь тогда останавливается? Какой-нибудь местный дизель из Петрозаводска? Диспетчерская - бетонная коробка. Платформы низкие, только обозначенные на местности. Ряд маленьких домиков за диспетчерской. Два-три сарая путейцев. А какие прекрасные названия здешних населенных пунктов! Станция Пьяжиева Сельга - ну разве не красота? Ну разве не достойно оно остановки и осмотра здешних достопримечательностей? А остановки сменяли остановки, мы все ехали и ехали, одно болото сменяло другое, и время летело неумолимо, вот уже и народ проснулся, и даже Ольга проснулась, и вот я взглянул в окошко и своим наметанным глазом заявил: все, приехали, Петрозаводск! Вот появились дачные деревянные домики, вот огороды, вот гаражи, вот высокоэтажные панельные дома.

Как театр начинается с вешалки, так и всякий город (если вы, конечно, приехали поездом), начинается с вокзала. Вокзал города Петрозаводск широко растиражирован на различного рода картинках, открытках, даже значках, на самом же деле он не представляет собой ничего интересного. Здание монументальной сталинской архитектуры, должное олицетворять собою всю советскую империю, сложенное из большого желтого камня, было продолготоватым, длинным в плане прямоугольником, в центре которого возвышался высокий цилиндр, над ним - шпиль. В целом композиция длинного низкого строения и высокого шпиля не вызывала чувства прекрасного – мне не понравилось! Обнаружилось: как на Витебском вокзале в Питере, сей вокзал в Петрозаводске находится на втором этаже. Большой зал разделен перегородками на несколько частей. В одной из частей был зал ожидания, в другом зал игровых автоматов, в третьем буфет. Где-то в зале ожидания горит табло расписания дальних поездов; за окном настоящее лето - солнечный свет ниспадает из-за окон и светит прямо в глаза. Семь часов утра.

Фото 01. Вокзал города Петрозаводск   Фото 02. Поезд Санкт-Петербург - Петрозаводск только-только приехал. Вот он, ТЭП70, слева

Фото 01. Вокзал города Петрозаводск
Фото 02. Поезд Санкт-Петербург - Петрозаводск только-только приехал. Вот он, ТЭП70, слева

Только выйдя из поезда, я первым делом побежал фотографировать локомотив. Оказалось, что в Петрозаводск приехал только один ТЭП70! Вот это сюрприз!! Ведь из Питера отъезжало два ТЭП70!! Так куда же делся второй, где его отцепили и что с ним сделали? Выйдя на платформу, мы не спешили бежать в город, а решили еще немного пройтись по перронам. В частности, за вокзалом имеется пешеходный мост, надо туда сбегать! Ольга благополучно обиделась на нас – де, мы с Натахой быстро бегаем и ей за нами не угнаться, и вообще, она уже устала, и приехала сюда отдыхать, а не бегать. Крайний со стороны выемки путь отведен под сквозное движение, неоднократно отмечал прохождение по нему грузовиков 2ТЭ10. Паровоз-памятник. Как и большинство паровозов-памятников, он еле втиснут на платформу, его сложно фотографировать. Возвращаясь назад, под пешеходным переходом увидел будку экскурсоводов. Как потом оказалось, ее заметил один только я, ни Натаха, ни Ольга внимания не нее не обратили.

Фото 03. Паровоз-памятник ЭР-738-47   Фото 04. Вокзал города Петрозаводск

Фото 03. Паровоз-памятник ЭР-738-47
Фото 04. Вокзал города Петрозаводск

На этом мы закончили осмотр вокзала. Семь тридцать. Суббота. Вокзальная площадь большого города Петрозаводска, столицы Карельской республики. Площадь бурлит транспортом. Разъезжают троллейбусы, ровными рядами припаркованы маршрутки. Круглая площадь с голубыми елями, затем прямой дорогой от вокзала вниз, к Онежскому озеру, идет длинный проспект Ленина - собственно, по нему нам и идти. Оставили Карельский университет, чуть дальше красное здание петрозаводской гостиницы. Деревянные здания карельской архитектуры. Кирпичные сталинские здания. Кирпичные брежневские. У одного из зданий - первая виденная нами достопримечательность Петрозаводска, фонтан с корабликом. Следующие из достопримечательностей, отмеченных нами: ряд рекламных плакатов, на которых был изображен зубастый Петрушка Первый, тыкающий пальцем в карту Петрозаводска: здесь должна быть твоя реклама!, потом еще штаб-квартира петрозаводского отделения ЛДПР, несколько магазинов, в том числе и фотопринадлежностей. Заприметили его на случай, если вдруг докупать фотопленку придется. Наконец, по дороге вышли к зданию Карельской администрации, а уже за ним и находится та самая набережная с абстрактными скульптурами, куда мы стремимся…

Фото 05. Одна из абстрактных скульптур на проспекте Ленина    Фото 06. Администрация республики Карелия

Фото 05. Одна из абстрактных скульптур на проспекте Ленина
Фото 06. Администрация республики Карелия

Когда мы здесь были в прошлый раз? В 2001 году, и было нас тогда четверо: я, Натаха, Ольга и еще Фомичев Дмитрий. Сегодня написали СМСку Фомичеву: де, мы здесь в полной компании, а чего тебя нет? А он обиделся… Как же в этом мире сложно жить, приходится лавировать среди таких обиженных... Может, мне на всех обидеться, чтобы из толпы не выделяться?..

Я упомянул о нашем круизе 2001 года, помнится, тогда мы посещали и Петрозаводск. На самом-то деле отчет по этому путешествию давно уже написан и когда-нибудь в необозримом будущем будет выложен на этот сайт. Спустя вот уже четыре года мы снова приезжаем в этот замечательный город. Вот иду я и не перестает преследовать меня мое дежа-вю. Мы тогда приехали всего на несколько часов, потом еще автобусная экскурсия на Кивач, потом беготня по набережной, огни большого города, полуночный туман, теплоход, ночная гроза… А было ли все это? Внезапно просыпается из подсознания странный фрагмент, кусок видения, вдруг взрывается громом и молнией - ЭВРИКА!, я это уже где-то видел!, и сразу вспоминается тот день, те часы и минуты, душный августовский денек, гроза, запахи, цвета, слова и интонации, картинки, воспоминания, звуки…

Здание администрации. Огромное здание из бетона и стекла, построенное на берегу Онежского озера. У нас еще тогда была автобусная экскурсия, рассказывали про это здание и памятник перед ним. Вышли на набережную. И оказались точь-в-точь у той самой белой беседки, что так запомнилась нам по сумасшедшей ночи в Петрозаводске. Невдалеке виднелся один из абстрактных памятников - в озеро выдвигался мол с расположенной на нем египетской пирамидкой. Уж очень много вокруг пивных бутылок. Мы их было начали прибирать, повыкидывали кой-какой мусор, да встретили специально предназначенную дворничиху…

Фото 07. Набережная в Петрозаводске. Беседка

Фото 07. Набережная в Петрозаводске. Беседка

Фото 08. Мол со странной пирамидой, выдающейся в Онежское озеро

Фото 08. Мол со странной пирамидой, вдающейся в Онежское озеро

Помнится, в 2001 году на белой беседке заканчивалась набережная абстрактной скульптуры. С тех пор была построена вторая часть набережной, и тоже с абстракциями. Об этом гласит памятный камень с надписью о торжественном открытии второй очереди набережной. Солнце еще невысоко над горизонтом, и воды полнятся бликами, бегающими на волнении, колеблющимися во всех шести степенях свободы нерегулярного волнения… (гидромеханика, однако!). На улице холодно, вода еще холодней - пробовали, знаем - Ольга заявила, что не полезет туда даже в состоянии сильного подпития. Значит, действительно холодно. Можно видеть продолжение Петрозаводска: высокие заводские цеха, портальные краны, затем где-то далеко на горизонте высокие дымящие трубы, гора, на которой хаотично разбросаны разноцветные пятнышки частной застройки. Выглядит безобразно - снес бы все к чертовой матери, чтобы картину не портили! И снова озеро, простирающееся до горизонта, и солнечные блики, в великом множество прыгающие на невысоких волнах… Карелия. Петрозаводск. Восемь часов утра.

Фото 09. Онежское озеро, вид с набережной

Фото 09. Онежское озеро, вид с набережной

Фото 10. Онежское озеро, вид с набережной. Солнечная дорожка

Фото 10. Онежское озеро, вид с набережной. Солнечная дорожка

Пошли осматривать абстрактные скульптуры второй очереди набережной Петрозаводска. Попытились заснять пирамидку, но тут пришли другие туристы, и их пришлось отгонять вежливыми словами: а не могли бы вы?.. Они с радостью великой ушли. Что касается остальной скульптуры, то она была представлена целым ЛЕСОМ. В отличие от первой очереди набережной, где скульптуры стояли строго в ряд, на этом облагороженном (впрочем, после бурной ночи закиданный пивными бутылками) газоне высилось примерно с десяток замечательных скульптур единого габарита.

Фото 11. Панорама набережной абстрактных скульптур

Фото 11. Панорама набережной абстрактных скульптур

Вот замечательная скульптура. Посредь двух столбов, похожих на столбы Стоунхенджа, рождалось новое машиностроительное солнце - колесо для турбины. Красивая вещица. Вот еще занятная скульптура: взяли дерево с двумя расходящимися рогаткой стволами, и выпилили середину. В центр поместили стальной шарик. Снаружи сшили веревками, как будто корсетом. Мы долго рассматривали скульптуру: что бы сие значило? Вот два обнявшихся журавля. Вот мужик, бросающий копье. Вот две гладкие деревянные формы, обнимающие друг друга, слившиеся в единую, гладкую, будто стекающую патокой форму. Газон деревянной скульптуры заканчивается площадкой, откуда открывается «замечательный» вид на необустроенную, захламленную промышленным мусором акваторию Петрозаводска. Рядом какой-то ручей, жилые строения, завод, краны. Отсюда вывод - дальше никаких планов по продолжению набережной быть не может и быть не собирается! Прошли мимо строений, на одном из них большой щит с изображением Алексия II, то ли поздравляющего петрозаводчан с праздниками, то ли приглащающего туристов на Кижи. И вот мы снова вышли к белой беседке.

Фото 12. Абстрактная скульптура. "Машиностроительное солнце"    Фото 13. Классическая скульптура. "Девушка на гребне волны"

Фото 12. Абстрактная скульптура. "Машиностроительное солнце"
Фото 13. Классическая скульптура. "Девушка на гребне волны"

Фото 14. Абстрактная скульптура. "Дедал"    Фото 15. Классическая скульптура

Фото 14. Абстрактная скульптура. "Дедал"
Фото 15. Классическая скульптура

Фото 16. Абстрактная скульптура. "Бассет"    Фото 17. Абстрактная скульптура. "Журавли"    Фото 18. Абстрактная скульптура. Вообще не понимаю, что это такое?

Фото 16. Абстрактная скульптура. "Бассет"
Фото 17. Абстрактная скульптура. "Журавли"
Фото 18. Абстрактная скульптура. Вообще не понимаю, что это такое?

Потом мы пошли смотреть первую очередь набережной. И снова дежа-вю! Да, помню… И автобусную экскурсию, и памятники, и рассказы о них… Вот то самое дерево желания, где на дереве прикреплено ушко, и туда надо говорить свое самое сокровенное желание. Вот щит со звездным небом. Вот "Плывущая по волнам" девушка в стиле Пабло Пикассо. Вот коллекция бетонных столбов, возвышающихся волной. Вот целый лес длинных нарезных ключей, самых разных форм, маленьких и больших. Вот шесть девушек образуют свод. Вот арка (на фоне стоящего неподалеку шатра пива Невское), вот маленькие арочки, одна меньше другой, через которые можно полазить, пока не упрешься в большие камни, положенные в самой маленькой арочке. До чего же странно найти в воспоминаниях все эти виды, когда разум упорно твердит свое: не было тебя тогда, и за прошедшие четыре года все могло измениться, и скульптуры исчезнуть…

Фото 19. Абстрактная скульптура. "Дерево желаний"    Фото 20. Абстрактная скульптура. "Рыбаки"

Фото 19. Абстрактная скульптура. "Дерево желаний"
Фото 20. Абстрактная скульптура. "Рыбаки"

Фото 21. Абстрактная скульптура. "Лес из нарезных ключей"    Фото 22. Асбтрактная скульптура. "Дерево мира"

Фото 21. Абстрактная скульптура. "Лес из нарезных ключей"
Фото 22. Асбтрактная скульптура. "Дерево мира"

Фото 23. Абстрактная скульптура. "Арка"    Фото 24. Абстрактная скульптура. "Плывущая по волнам"

Фото 23. Абстрактная скульптура. "Арка"
Фото 24. Абстрактная скульптура. "Плывущая по волнам"

Фото 25. Абстрактная скульптура. "Звездное небо"    Фото 26. Абстрактная скульптура. Не представляю, что бы сие значило...

Фото 25. Абстрактная скульптура. "Звездное небо"
Фото 26. Абстрактная скульптура. Не представляю, что бы сие значило...

К девяти утра была пройдена вся набережная, от начала и до конца. В парке памятник Петру I - еще бы ему здесь не быть! Прошли вдоль пристани. Когда-то здесь стоял стилизованный под старину корабль - теперь его нет. Зато у причала много судов на подводных крыльях. На главном причале, как и тогда, два-три ларька с сувенирами. Речной вокзал большой, есть кассы, множество объявлений, расписания теплоходов и Комет. Оказалось, что Кометы ходят до Кижей исправно каждые два часа. Правда, стоят дорого - 750 рублей, поэтому мы отказываемся от Кижей, хотя могли бы и съездить. Правда, находим объявление о прогулочном теплоходе, что стоит вполне по-божески, 70 рублей. Покатушка продлится один час и произойдет в 13.00. Но до 13 часов еще четыре часа, и мы продолжаем гулять.

Фото 27. Памятник Петру 1 на набережной Онежского озера    Фото 28. пр.Карла Маркса спускается к Онежскому озеру. Речной вокзал - внизу справа

Фото 27. Памятник Петру 1 на набережной Онежского озера
Фото 28. пр.Карла Маркса спускается к Онежскому озеру. Речной вокзал - внизу справа

Вышли на проспект Карла Маркса. Прошли мимо длинного желтого двухэтажного здания, перед входом которого толпились финны, им оказалось здание Карельского художественного музея. Наташка купила себе мороженое, Ольга прикупила очередную банку пива, я же решил оторваться по полной программе, просунулся в окошко газетного ларька и заявил: дайте мне всю местную прессу! Бабка в киоске принялась за собирание прессы с энтузиазмом, начала рыть газеты и выдала их целую гору... Получилось аж на пятьдесят рублей! Пошли по дороге дальше. Да!, а ведь мы здесь тоже проезжали!! Вот именно по этой площади, мимо театра, мимо памятника Кирову, а внизу открывается вид на овраг, в низинке которого протекает речушка, а главное, посредь пустыря расположен петрозаводский тракторный завод. Однако же вид не особо впечатлил: да, крутой овраг, да, пустырь, да, тракторный завод, однако цеха разбомблены, страшные, с зияющими дырами - нет, некрасиво, не буду снимать этот мусор!

Как оказалось, по ту сторону площади находится еще один замечательный парк, куда мы и вышли. Начнем с того, что в сквере находится еще одна абстрактная скульптура - какой-то металлический шарик. За шариком тропинка ведет вниз, в парк на берегах довольно бурной реки Лососинки. Эта часть парка ухожена, берега укреплены, на маленьких островках 10*50 метров хаотически разбросаны дорожки, подстриженные деревья, чистые газоны. Спиралями выложенные гравийные дорожки, фонарные столбы, скамейки, несколько декоративных под старину горбатых мостов. Посреди одного из островков скульптура играющего на дудке музыканта. Река пробила глубокий овраг, и чтобы пересечь его, автостроителям пришлось строить внушительный мост, его арка внушает уважение своей массивностью. Небольшое озеро, ничего собой не представляющий фонтан.

Фото 29. Мост через реку Лососинка

Фото 29. Мост через реку Лососинка

Фото 30. Река Лососинка, виден мост   Фото 31. В центре озера фонтан, с котором видна радуга

Фото 30. Река Лососинка, виден мост
Фото 31. В центре озера фонтан, с котором видна радуга

И вообще, Ольга с Наташкой где-то застряли. Я успел перейти еще одну дорогу, я двигался дальше в ожидании нечто действительно величественного и шумного. Что это? - для меня это пока было загадкой. Источником шумности оказался водопад, точнее, целый каскад водопадов. Есть и водопропускное сооружение, которое вроде бы как должно работать - от него на мосту торчит железяка на колесиках, однако если заглянуть внутрь, можно убедиться, что все заржавело, а проход забился мусором. Потом я пошел вдоль реки в сторону Онежского озера. Здесь тоже парк, хотя дикий и неухоженный. Грязные кустарники, высокие заросли крапивы, на маленьких песчасных площадках бутылки пива, разбитое стекло, остатки костров. Внизу встретил компанию петрозаводских алкашей.

Фото 32. Река Лососинка    Фото 33. Устье реки Лососинки. Виден речной порт Петрозаводска

Фото 32. Река Лососинка
Фото 33. Устье реки Лососинки. Виден речной порт Петрозаводска

Итак, я вышел к декоративному горбатому мостику. Дорожка, проложенная через него, не ведет никуда - там, за речкой, сараи и гаражи. Пока со мной нет девчонок, я решил воспользоваться замечательным случаем и быстро-быстро пробежаться, посмотреть порт Петрозаводска - очевидно, они бы сюда не пошли!

Фото 34. Вид на речной порт Петрозаводска

Фото 34. Вид на речной порт Петрозаводска

Фото 35. Панорамный вид на речной порт Петрозаводска

Фото 35. Панорамный вид на речной порт Петрозаводска

Фото 36. Еще один вид на речной порт Петрозаводска

Фото 36. Еще один вид на речной порт Петрозаводска

Фото 37. Панорамный вид на речной порт Петрозаводска    Фото 38. Панорамный вид на речной порт Петрозаводска

Фото 37, 38. Панорамный вид на речной порт Петрозаводска

Дойдя до Онеги, вынужден был поворачивать обратно. Бетонные смотровые площадки находились наверху оврага и смотрели вниз, на бурную реку. В бетоне трещины, кое-где отваливается арматура... Вскоре я уже вышел к мосту, где мы и встретились. Уже вместе мы вышли в культурную часть парка, где продолжили осмотр свисающих в овраг бетонных куртин. Здешние бетонные площадки оказались в гораздо лучшем состоянии, на одной из них ряд старинных пушек. Мемориальная табличка свидетельствовала, что на этом месте когда-то был основан пушечный завод, именно он и дал начало Петрозаводску.

Фото 39. Вот такая скульптура "Мелодия" находится на пр.Карла Маркса неподалеку от речного порта

Фото 39. Вот такая скульптура "Мелодия" находится на пр.Карла Маркса неподалеку от речного порта

Фото 40. Пушка. Когда-то здесь Петром Первым был основан Пушечный завод

Фото 40. Пушка. Когда-то здесь Петром Первым был основан Пушечный завод

Но прежде надобно зайти в какой-нибудь из магазинчиков, покушать да попить. Поиски хорошего магазинчика стоили нам полчаса, если не больше. Все лотки и кафе на той площади уже вызвали наше неуважение. Прошлись по проспекту Карла Маркса, здесь находится замечательнейшая скульптура Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Вы их еще никогда не видели такими милыми голубками, держащимися за ручки... В каждом попадавшемся нам ларьке было огромное количество сортов пива, все полки забиты пивом, однако не было самого любимого пива Ольги, или оно было теплое, и потому Ольга постоянно нервничала и орала на нас, искавших хотя бы что-нибудь иного, чем просто пиво. Мы было нашли столовую, однако нас и оттуда выгнали. В общем, дошли мы до проспекта Ленина, там завернули налево, там нашли еще один ларек, которым также остались недовольны, зато за этим ларьком нашли магазинчик, где купили кефир, булку, и – по просьбам трудящихся, специально для Ольги – пиво.

Фото 41. На проспекте Карла Маркса есть памятник Марксу и Энгельсу. Занятная скульптура :-)

Фото 41. На проспекте Карла Маркса есть памятник Марксу и Энгельсу. Занятная скульптура :-)

Фото 42. Пожарная машина у администрации Карелии

Фото 42. Пожарная машина у администрации Карелии

Фото 43. Бот на Онежском озере

Фото 43. Бот на Онежском озере

Ровно в 13.00 теплоход отправился в путь. В штурманской будке зазвучали сигналы точного времени «Маяка» и матросы отдали швартовы. Путешествие длилось ровно один час, полчаса туда и полчаса обратно, все это вместе с маневрами у причальной стенки. Любопытна конструкция теплохода: судя по всему, пассажирской верхней палубы здесь вообще не предполагалось, была лишь открытая площадка под устройства и дельные вещи, возможно, под шлюпочную палубу. В любом случае она ну никак не походила на пассажирскую, похоже, только потом нарастили фальшборт, да поставили маленькие скамейки. На этой импровизированной верхней палубе, рядышком с штурманской рубкой, что рядом с нами, мы и сидели весь час. Наташка ушла в себя, сказала, что вернется не скоро. Утверждает, что ей очень нравится вода, и сейчас она смотрит на волны... Ну что же, не будем ей мешать. Что касается меня, то я был, похоже, единственным, кто был вне себя от счастья от этой поездки, бегал от борта к борту и без устали все фотографировал. Дело в том, что эта поездка была создана специально для меня. Сие не было поездкой по Петрозаводской губе, сие было экскурсией по промышленному Петрозаводску. Основная промышленность Петрозаводска располагается на берегу Онежского озера, и теплоход, пытаюшийся выйти в озеро, все полчаса до разворота исправно шел вдоль берега, подставляя нашему взору судоремонтные заводы, порты, свалки кораблей, молы, причалы, дамбы, раскоряченные маяки и металлоконструкции навигационных знаков - весь морской Петрозаводск, отнюдь не прельщающий чистотой своих пляжей. Лично я не представляю ничего более интересного. Сразу за причалами Петрозаводска находится морской порт. Он полон портальных кранов, у причальных стенок навалочные суда, на молах кучи насыпного угля. За портом какое-то предприятие с высоченным бетонным цехом. У воды, огороженном длинными молами, большегрузные суда. На высоком берегу Петрозаводска находились бетонные здания, цеха, сооружения, высокие трубы, под ними, в воде и на суше, яхты, суда и суденышки. С теплохода как никогда хорошо видно положение Петрозаводска. Город находится на гряде холмов. Хорошо замечаешь и трубы котельных, и высокоэтажные здания, и конечно же телебашню, и силуэты лесов, где одна синяя гребенка сменяет другую. Мы так медленно проплывали мимо порта, что это навело меня на мысль, что капитан не хочет уплывать далеко - мы ведь платили не за дальность, а за время! А может, у речных теплоходов действительно такая маленькая скорость?.. Кто-то уже начал распивать напитки, кто-то вовсю фоткался. Лично я уже несколько раз переменил свое местоположение, но правый борт был для меня особенно интересным. Мы с Наташкой решили вспомнить нашу гидромеханическую молодость, продемонстрировав друг другу остаточные познания в области корабельных волн. Волны бывают расходящиеся и поперечные, причем угол раствора расходящихся волн не зависит от скорости судна и для всех судов примерно одинаков и равен этак 20 градусам. Ну а я, как особо продвинутый в области гидромеханики корабля, обнаружил в себе еще кое-какие познания и по части корабельных волн в случае мелководья и стесненного фарватера. Мы даже достали книжку, которая, как рояль в кустах, случайно завялалась в моей сумке и посмотрели картинку корабельных волн. Ольга была безумно счастлива, когда мы напомнили ей о такой замечательной науке, как теория корабля. Теплоход выплыл в открытое озеро, Петрозаводск остался позади. Я смотрел на эту уплывающую картинку и снова меня посетило дежа-вю. А ведь я это уже видел! Город, телевизионная антенна, краны, причалы, суда... До сих пор вспоминаю и не могу забыть этой картины, как мы уплывали из города той глубокой ночью. И все вспомнилось в подробностях: и какая была гроза, и как Наташка заявляла, что она никогда в жизни своей не видела молний...

Фото 44. Морской порт Петрозаводска

Фото 44. Морской порт Петрозаводска

Фото 45. Панорама морского Петрозаводска

Фото 45. Панорама морского Петрозаводска

Фото 46. Панорама морского Петрозаводска

Фото 46. Панорама морского Петрозаводска

Фото 47. Панорама морского Петрозаводска

Фото 47. Панорама морского Петрозаводска

Фото 48. Панорама морского Петрозаводска

Фото 48. Панорама морского Петрозаводска

Фото 49. Панорама морского Петрозаводска

Фото 49. Панорама морского Петрозаводска

Доплыли до конца Петрозаводска, потом теплоход остановился и начал медленно поворачивать. Только на сей раз мы плыли далеко от береговой черты, и порт, судостроительные предприятия были малоразличимы. Впрочем, другой берег Петрозаводской губы был от нас таким же далеким, как и прежде… Спустя полчаса, когда уже совсем нечем было заняться, и Натаха прекратила смотреть в воду, мы причалили к пристани. И снова теплоход долго маневрировал, швартовы были отданы ровно в 14.00 - на то они долгие и упорные тренировки! Теперь надо оплатить поездку - внизу, оказывается, была касса, и на выходе мы оплатили наше путешествие - по 70 рублей. Странно, что не при входе.

Фото 50. Развевающийся триколор над Онежским озером. Позади - Петрозаводск

Фото 50. Развевающийся триколор над Онежским озером. Позади - Петрозаводск

Фото 51. Вот оно, Онежское озеро!

Фото 51. Вот оно, Онежское озеро!

Фото 52. Теплоход поворачивает обратно к Петрозаводску. Развевающийся флаг    Фото 53. А это просто пейзаж теплохода, на котором мы плавали

Фото 52. Теплоход поворачивает обратно к Петрозаводску. Развевающийся флаг
Фото 53. А это просто пейзаж теплохода, на котором мы плавали

Решили зайти в Петрозаводский художественный музей. Билет на основную экспозицию стоит 50 рублей, на выставку, что сейчас проходит, 20 рублей – рассказывают про карельские руны. Тут у нас возникли разногласия, кто куда пойдет. Лично я хотел посмотреть и то и другое, Ольга и Наташка мучались между двумя выставками, склоняясь в пользу временной. На первом этаже, слева от входа, несколько залов было посвящено карельским эпосам. В первом же зале, как только мы вошли, мне понравились картины - то был Юнтунен Ю.С. «Осень», 2002 и Пехова Е.Н. «Ярило-Солнце», 2002. Ярило-Солнце оказалось абстрактной картиной, на которой изображено большое желто-красное расплывчатое пятно в стиле импрессионистов. Вот еще картина «Осень». Гигантская карельская пустошь, заваленная одинокими камнями и взращенная невысокими елочками. Все такое грустное, тяжелое, печальное… Смотришь, вздыхаешь: как же хочется туда, посидеть на камушке, подышать воздухом, побродить по карельским болотам!… Необходимо отметить картины Мечева М.М. «Девушка на берегу моря» и его же «Невеста Похвелы» как иллюстрация к Калевале, Юфа Г.Г. «Айно», ее же «Тяжелы мои печали», Кошелева Н.В. «Птица, несущая крышку Самно». Разные картины выполнены в разной технике. Есть картины очень яркие, цветастые, в стиле абстракционистов, в частности, Филонова (как потом оказалось, одна из художниц и была его ученицей). Другие картины сухие, четкие, резкие, нарисованы монотонными серыми красками, но в том их прелесть и красота… Есть даже картина в «грузинском стиле», хотя я сам с трудом понимаю, что это значит – просто возникло такое субъективное ощущение. Тут же стояли кой-какие скульптуры. Оставил сообщение в гостевой книге, потом поднялся на второй этаж, где пошла основная выставка петрозаводского художественного музея. С правой стороны находятся скучные иконы, быт и утварь карельских народов - это я быстро пропустил, оставив на попечении Наташки - это она большая любительница прикладного искусства, не я. Залы идут в два ряда, так что, сделав круг, можно все обойти и вернуться к началу. Попробуем отметить следующее: Поморцев Б.Н. «Субботний день», 1961, Чекипсов В.С. «В мир прекрасного», 1979, Морозов Аркадий Васильевич «Семейный портрет», 1999, Расторцев Е.А. «Тамара - жена егеря Вата», 1969, Куликов В.А. «Приготовление к празднику», 1998, Попов В.Н. «Осень в Карелии», 1937, Юнтунен Суло «Лед тает», 1960, Юнтунен «Рабочий день северной реки», 1972, Юнутен «Петрозаводск», осень 1969. Ланкинен Лео Фомич «В ожидании парохода», 1959, Ниеминен Фолке Эйнович «Портрет женщины в белом платье», 1957, Цыбасов М.П. «Кондострой», 1931, Порет А.И. «Зара Долуханова», 1962, Ткаченко Л.А. «Сентиментальный концерт», 1981, Тюленев В.И. «Заря из триптиха «Весеннее утро»». Итак, обходим все залы. В двух из них, когда смотрительница зала спешила уйти в другой зал (тут было больше залов, чем смотрительниц), я втихаря достал фотоаппарат и скрытно сделал два снимка. И правильно! - я потом спрашивал смотрительницу зала, можно ли фотографировать, на что она мне довольно невежливо ответила «Вам это не по карману». Оказалось, что стоит сие 100 рублей, и я согласился: овчинка не стоит выделки. Но если бы у меня был цифровик, я бы оплатил фотосъемку и снимал бы все картины подряд.

Фото 54. Из экспозиций Петрозаводского художественного музея. Шпионский снимок

Фото 54. Из экспозиций Петрозаводского художественного музея. Шпионский снимок

Фото 55. Из экспозиций Петрозаводского художественного музея. Шпионский снимок

Фото 55. Из экспозиций Петрозаводского художественного музея. Шпионский снимок

На втором этаже был очень большой зал, хотелось заснять его громаду, интерьер. Потом был еще один зал, поменьше, весь завешенный картинами. Здесь бабок не было, однако, только зайдя в зал, я своим зорким взглядом, привыкшим при фотографировании железной дороги осматриваться в поисках зорко бдящей транспортной милиции и ВОХРовцев, увидел наблюдающие за мной видеокамеры. Сам же музей мне понравился. Нет, не зря я сюда пришел, ой не зря, набрался позитивного настроения. Художественные музеи всегда улучшают мое настроение, будто космической энергии напитывают. В качестве сувенира решил купить большой и толстый альбом «Карельские художники» за 170 рублей.

Фото 56. Петрозаводский художественный музей

Фото 56. Петрозаводский художественный музей

На улице между тем стремительно портится погода. Не забудем, что все эти дни была неустойчивая погода, сильная облачность, кратковременные дожди. Когда мы сюда приехали, было солнце. Но сейчас по небу пошли мощные синие тучи, солнце часто скрывалось за облаками, голубых окошек становилось все меньше и меньше… Где-то на горизонте появились первые грозные дождевые облака, несущие с собой кратковременные июльские ливни. Уже 16 часов, что делать дальше - сами себе не представляли. У смотрительницы (кстати, на удивление для ее профессии, бабушки доброй и благожелательно настроенной) Наташка с Ольгой выяснили, что в Петрозаводске есть какая-то церковка. Идти было недалеко - перейти площадь, спуститься в парк, где мы только что бродили, потом через парк на ту сторону речки, там среди грязных трущоб Петрозаводска будет грязная подъездная ветка тракторного завода. Храм меня не впечатлил. Но в любом случае мы с Наташкой обошли храм, ничего интересного не нашли и вернулись к тому же камню, на котором оставили Ольгу, что начала на нас обижаться и что-то гневно говорить о религии и православии. Несмотря ни на что, говорили мы или молчали, ходили или бегали, мы заслужили с ее стороны очередное возмущение. Потом был скандал в книжном магазине, потом еще в продуктовом – не будем на этом останавливаться, это так банально! Главное, что мы-таки прикупили покушать и теперь искали скамеечку в парке, чтобы отдохнуть от петрозаводской беготни и как следует перекусить. Это не спасло нас от очередной истерики Ольги – извините, уже сбился со счета, какой именно… Под горочкой находился парк, одна из его дорожек привела к реке Лососинке. На том берегу дорога приводит к административным корпусам Петрозаводского тракторного завода.

Фото 57. Администрация Петрозаводского тракторного завода

Фото 57. Администрация Петрозаводского тракторного завода

Фото 58. Река Лососинка рядом с Петрозаводским тракторным заводом

Фото 58. Река Лососинка рядом с Петрозаводским тракторным заводом

Ольга все еще продолжала дуться, на все наши вопросы и попытки завязать разговор отвечала отрывисто и грубо, напрашиваясь на ссору и ответные колкости. Потом, на площади, посмотрели на памятник Ленину с шапкой-ушанкой в руке. Это было еще одно яркое дежа-вю - я вспомнил, как проезжал тогда в автобусной экскурсии и увидел из окошка памятник Ленину, да еще с шапкой-ушанкой! Северный колорит, однако :-).

Фото 59. Площадь Ленина и памятник Ленину    Фото 60. Абстрактная скульптура на пр.Ленина

Фото 59. Площадь Ленина и памятник Ленину
Фото 60. Абстрактная скульптура на пр.Ленина

Площадь Ленина была круглой, по окружности ее окружали красивые желтые здания в стиле классицизма. Пошли в сторону вокзала, там были щиты про Петрозаводск, там же обнаружили упоминание о краеведческом музее - вот что надо было посетить! Чуть далее, на перекрестке, обнаружили еще одну абстрактную скульптуру с фонтанчиком (как же их тут много, абстрактных скульптур! Прелесть! - мне нравится этот город!), потом на перекрестке обнаружили ларек с сувенирами, керамическими фигурками и прочей подарочной ерундой. Вскоре мы пришли на вокзал, где Натаха с Ольгой очень долго тормозили. Я же, так желавший прогуляться по железной дороге не мог выдержать этой тормозни и нетерпеливо заявил: все!, сидите здесь, я пошел гулять по железной дороге! Впрочем, как потом выяснилось, мог бы взять с собой за компанию Наташку - ей самой не хотелось торчать все это время на вокзале.

Итак, железная дорога Петрозаводска. Надо признать, она меня сильно интересовала. Дело в том, что тут еще нет электрификации, а если нет электровозов и электричек, должен быть богатый выбор моих любимых тепловозов! Было бы интересно посмотреть, что именно тут ходит? Идти я решил по колее, от вокзала и в сторону Мурманска - так как раньше, по дороге, я не обнаружил депо, депо должно быть где-то здесь. Первый сюрприз ожидал меня уже на вокзале: на одном из тупиковых путей вокзала находилась автомотрисса АЧ-2-014.

Фото 61. Автомотрисса АЧ-2 - 014

Фото 61. Автомотрисса АЧ-2 - 014

Чуть дальше путепровод, мелкая речушка, вокруг нее пустыри, далее жилые кварталы. Исторический Петрозаводск закончился, начинаются спальные районы. Мимо прошел 2ТЭ10М-К-2779 - вот это сюрприз!, никогда еще в жизни своей не видел 2ТЭ10М!

По насыпи дошел до поворота. Что-то за поворотом обещалось быть неприятным: высокие здания, бетонные заборы. Понятное дело, была там охраняемая железнодорожная территория, ее надо обогнуть сбоку, по улице Шотмана. А забор оказался длинным, и идти пришлось далековато… Обнаружил старинную водонапорную башню, втиснутую среди панельных многоэтажек. Дорога была некрасивой: слева бетонный забор, под ним грязь, рядом пыльные тротуары, по правую сторону одинокие деревянные домики железнодорожной архитектуры (похоже, тут когда-то проходила железка), за ними - многоэтажные дома, на улице сильное движение автотранспорта. Промышленная окраина крупного города.

Фото 62. 2ТЭ10У-0267   Фото 63. Водонапорная башня

Фото 62. 2ТЭ10У-0267
Фото 63. Водонапорная башня

Заборы закончились, и над железной дорогой был переброшен пешеходный мост, куда я и забрался. Отсюда можно было лицезреть сортировочную станцию, простирающуюся в обе стороны, на крайних путях гоняет одинокие вагончики маневровый локомотив. Сама сортировка электрифицируется - ставят столбы электрификации. Рядом с мостом деревянный домик, на нем надпись «Стрелковая команда». Из домика вышел мужик и стал смотреть на меня в упор. Понимает, сволочь, что хочу его сфотографировать...

Фото 64. Сортировочная Петрозаводска

Фото 64. Сортировочная Петрозаводска

Фото 65. Здание стрелковой команды. Вот что ожидает всех любителей железных дорог...

Фото 65. Здание стрелковой команды. Вот что ожидает всех любителей железных дорог...

Продолжается железнодорожное хозяйство Петрозаводска. Какая-то база запаса, экипировка, депо, отстойники вагонов. И так как между ними проходят тропинки для пешеходов, думаю, сойду за местного, идущего по своим делам - дай-ка пройдусь, посмотрю, что тут водится. В траве затерялись вагончики пожарного поезда, несколько теплушек, ремонтная дрезина. За ржавым покосившимся забором виднеется несколько путей, заставленных цистернами, там же эстакады, козловые краны. Все это в сильном запустении. Выйдя на другую тропинку, вышел к пешеходному переходу, поднялся и перешел к улице Шотмана.

Фото 66. Просто вагон

Фото 66. Просто вагон

Фото 67. Козловой кран

Фото 67. Козловой кран

Фото 68. Полувагоны и козловой кран

Фото 68. Полувагоны и козловой кран

Фото 69. Труба бани

Фото 69. Труба бани

Высокие кирпичные сооружения, что на краю сортировки, принадлежат железной дороге. Там так и написано: петрозаводский железнодорожный узел, управление железной дорогой, ну и прочие управления: СЦБ, санитарная служба, грузовой отдел. Неподалеку строится кирпичное строение петрозаводской подстанции - электрификация приближается… На сей раз на улице Шотмана было несколько чище: вместо пыльных тротуаров подобие асфальтовой дорожки для пешеходов. Улица Шотмана соединилась с Первомайским проспектом, на стрелке двух улиц стоял танк-памятник на пьедестале. Вот! У меня появилась идея! Раз уж мне не удается до конца исследовать железную дорогу, давайте хотя бы пройдемся по автодороге до конца города, до железнодорожного переезда (помнится, мне тогда чертовски понравилась эта картинка, как мы проезжали на автобусе дорогу на Мурманск!). Что касается железной дороги, то я видел и слышал, что она находится недалеко от меня - за деревьями, совсем рядом. И вот я все иду и иду, смотрю на часы, рассчитываю время, как бы мне увидеть, посетить возможно больше, уйти как можно дальше и при этом не опоздать на поезд! Город стал разреженнее: жилые микрорайоны остались позади, здесь большие пустыри перемежались с просторными складскими территориями и заводами. А раз так, то уже близко и до границы города… Солнышко выглянуло из-за облаков, большой синий фронт туч ушел в сторону, и все вокругом залилось солнечным светом.

Фото 70. Шоссе на Мурманск (я смотрю на Петрозаводск)

Фото 70. Шоссе на Мурманск (я смотрю на Петрозаводск)

Потом я пересек железную дорогу - как оказалось, подъездной путь к складам. Один из заводов был достаточно шикарен: видно, зарубежный, как строят у нас в Питере на Пулковском шоссе, яркая гофрированная коробка строения с гигантскими автомобильными стоянками. На заборах висят видеокамеры, стоят охранные будки, в них злые охранники. Слева появилась железная дорога. Электрифицированная, уже с развешанной контактной сетью, она вынурнула из леса и шла вдоль густых крон деревьев, скрываясь в их тени. Петрозаводк заканчивается, я же тороплюсь, мне надо спешить назад, на поезд, но я еще хочу дойти до границы города, хотя бы до дорожного указателя «Петрозаводск». Добрел до милицейского поста. Не знаю, что там происходило, может, масштабная проверка: половину дороги перегородили шлагбаумами, положили несколько рядов шипов, стояли автомобили. Милицаи в бронежилетах тормозили абсолютно всех, проверяли документы, и те медленно разворачивались, чтобы пробиться сквозь милицейский пост в оставленной щелочке между шлагбаумами. Ну а затем поля, и где-то справа появились бескрайние леса, холмистый пейзаж, поля, группы кустарников, уходящие вниз, к Онежскому озеру… Петрозаводск остался позади. И подтверждением тому был большой знак на перекрестке дорог: Петрозаводск.

Фото 71. Шоссе на Мурманск. Пост ГАИ   Фото 72. Дорожный указатель "Петрозаводск"

Фото 71. Шоссе на Мурманск. Пост ГАИ
Фото 72. Дорожный указатель "Петрозаводск"

Дорога поднимается в горочку и проходит два железнодорожных переезда. На закате в свете садящегося солнца пейзажи открывались живописнейшими. Свет, пробивающийся, рассеивающийся на пушистых луговых цветах… Переезд был открыт, прошелся по дороге до второго переезда. Эх, досадно-то как, что я не успел до его закрытия, ведь это же какая картинка была!! Садящееся солнце, пушистые луга, цветы, холмистые рельеф и тут следует 2ТЭ10, причем густо дымящий черным дымом… В сторону Петрозаводска можно наблюдать красивые картины. Особенно выделяется громада петрозаводской ТЭЦ, и тем более ее грядирни, и это на фоне грозного неба, полного черных туч - как осенью! Железная дорога петляет из стороны в сторону и скоро исчезает за кустарниками. Моя автодорога, по которой я продолжаю идти, продолжает подниматься в гору. Натыкаюсь на дорожный указатель «Петрозаводск», фотографирую его и поворачиваю обратно. Находясь на высокой горе, вижу спуски к далекому Онежскому озеру, холмистые рельефы, и все это пересеченной местностью сбегает вниз, к озеру. Минуты две отдыхаю у дорожного указателя, а потом иду обратно.

Фото 73. Железная дорога на Петрозаводск    Фото 74. Столбы ж.д.связи на железной дороге

Фото 73. Железная дорога на Петрозаводск
Фото 74. Столбы ж.д.связи на железной дороге

Фото 75. Петрозаводск позади. Железная дорога на Мурманск

Фото 76. Автотранспорт на железнодорожном переезде

Фото 76. Автотранспорт на железнодорожном переезде

Фото 77. Железнодорожный переезд

Фото 77. Железнодорожный переезд

Фото 78. Дорожный указатель "Петрозаводск". Все, конец города!

Фото 78. Дорожный указатель "Петрозаводск". Все, конец города!

Сейчас 20.00, путь на вокзал займет около двух часов. А потом как будто кинофильм задом-наперед, все потекло в обратном порядке: вот памятная стелла «Петрозаводск», вот милицейский пост (убрали и шлагбаум, и шипы, и спокойно пропускают машины в обоих направлениях), вот зарубежный завод, вот подъездной путь складов, вот кольцо троллейбусов, вот появившиеся маршрутки, вот парк, танк-памятник. По тропинке вышел к железнодорожному переезду, там к пешеходному дощатому переходу. Прошел мимо складов, где на меня опять залаяла Вышел на открытые грузовые площадки, заснял стоящий рядом 2ТЭ10У-0267.

Фото 79. 2ТЭ10У-0267

Фото 79. 2ТЭ10У-0267

Вышел к вокзалу, увидел ту же самую АЧ2 - она начала разгоняться, и я стал свидетелем отправления мотрисы в путь-дорогу. Автомотрисса оказалась короткой, один вагончик, увидеть ее для меня было большим событием.

И вот он, вокзал Петрозаводска! 18-й вагон самый последний, хотя нет, за ним прицеплен еще один вагон, Питер-Петрозаводск через Суоярви. Так вот оно что!! Наличие этого лишнего вагона вызвало во мне догадку: да, из Питера мы ехали на двух ТЭП70, но в Лодейном Поле, похоже, один ТЭП70 отцепили, чтобы он тащил единственный вагон через Суоярви! Натаха объявила, что за время моего отсутствия она с Ольгой обнаружила какой-то парк, в котором проложена небольшая узкоколейка и лежит большая шестеренка. Де, меня это должно заинтересовать, и я теперь должен им завидовать.

И вот, наконец, посадка объявлена, и мы идем на наш поезд. Я тащу из Петрозаводска огромное количество сувениров: мощную пачку петрозаводских газет, книгу «Карельские художники», сувениры, несколько фотопленок… В окошко смотреть уже бесполезно - 11 часов вечера, пасмурно, темно, в окошке бликует… Вагон постепенно отходит ко сну. Засыпаем и мы. Похоже, я очень устал, так что заснул моментально. Проспал всю ночь, и не просыпался на станциях и мостах, как при поездке сюда. И проснулся где-то в пять утра, когда на улице уже было светло, и когда мы уже проехали Волховстрой и потихоньку подъезжали к Петербургу. На улице светло, день в самом разгаре. Просыпаюсь, с удовольствием смотрю в окошко: несколько часов беспрерывного смотрения в окошко, на проносящиеся мимо пейзажи, железную дорогу, леса и болота… Так же рано проснулась и Наташка, и мы сели, и еще долго разговаривали. Проехали Мгу, правой веткой уехали к Павлово-на-Неве. И вот чуть позже семи утра мы прибыли на Ладожский вокзал. Звучит гимн Петербурга. Народ выходит из поездов, встречает питерское утро. Одна только недовольная Ольга возмущается чему-то, огрызается: «С вами я больше никуда не поеду!». Уже в метро попрощался с Наташей, попрощался с Ольгой, однако та, хмурая, демонстративно повернулась и ушла - ну разве что дверью не хлопнула, благо что автоматическая... Так я и до дома и доехал. И путешествие мое на этом закончилось.

(c) Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 03.11.2005
Исправления: 16.03.2006
Исправления: 26.11.2008

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz