2007-05-13. Павловск - Пушкин

Тот паровоз, на котором я вчера не ездил в Саблино, сегодня пойдет с Витебского вокзала в Павловск. Хорошо было бы его посмотреть – думаем мы с Александром Ромашенковым. Решено так: я приеду на Витебский вокзал рано утром и буду снимать паровоз здесь, Саша будет снимать паровоз в Пушкине. Потом я сажусь на электричку, и мы встречаемся где-нибудь посередине, а далее идем по царской ветке из Шушар в Пушкин – давно интересуюсь этой железкой, очень интересно.

Итак, решено! – я просыпаюсь рано утром (встаю не без проблем, но солнце светит в окошко так ярко, что заснуть при таком свете я уже не смогу), выхожу рано – на Витебский надо прийти загодя. В 8.30 я был уже на вокзале. Поднимаюсь на второй этаж, выхожу на перрон. Вижу все тот же ТЭП-70 БС-001 с поездом на Вильнюс – ага, старый добрый знакомый, он теперь всегда будет ходить с одним и тем же поездом в одно и то же время? А где паровоз? Повертев головой, обнаружил его у крайней платформы. Место он себе выбрал крайне неудобное :-(. Он находится как раз на той пригородной платформе, где обычно останавливаются поезда на Гдов, Иван-город, Новгород. Именно эта платформа пересечена металлическим забором – с одной стороны перроны дальнего следования, с другой – пригородные. Так вот паровоз остановился ни там, ни сям – он остановился ну точно у металлического заборчика. К нему прицеплено два вагона, около них стоят одетые под старину проводники. Поняв, что снимать паровоз со стороны вокзала, где он упирается в металлический забор, бесполезно, я решил обойти его со стороны. Правда, для этого надо пройти на половину пригородных поездов. Но идти ли мне через кассы (мало того, что платить, так еще придется и очередь стоять!), или обежать вильнюсский поезд? – я выбрал второй вариант. Место мною занято самое удобное – пустая платформа (шик!!), никакой электрификации и бетонных столбов, да и паровоз был напротив меня (он будет ехать вдоль моей платформы). Сижу на скамейке, наблюдаю. Ровно в 9.00 (какая точность!) раздался оглушительный паровозный гудок. Из-под колес с шипеньем повалили клубы пара – паровоз отправился в путь. Отсняв отправление, позвонил Сашку. Он находится где-то на перегоне за 21-м километром, и я его предупредил, что скоро появится паровоз, а я сам сажусь в электричку и еду вослед. Потом мы еще раз созвонились – Сашок сядет ко мне в новолисинскую электричку и мы вместе едем до Павловска. Там будем продолжать фоткать паровоз, а что дальше – на месте и решим.

Мы с Сашком доехали до Павловска и сразу же увидели наш паровоз Су, а за ним стояли те же два пассажирских вагона, но уже пустые. Хотелось бы заснять отправление паровоза в Питер, но когда он поедет назад – не знает даже машинист. Мы еще немного посидели на платформе, пофоткали; что делать дальше – не знаем. Александр делится планами: у него сейчас отпуск и вечером он собирается ехать в Радофинниково, я говорю, что день только-только начинается, а погода сегодня шикарнейшая – очень хочется съездить куда-нибудь далеко, этак в Новинку, Вырицу или даже Оредеж. Сашок меня не поддерживает. Как итог мы решили погулять здесь же, в Павловске и Пушкине.

Засняв здание ДСП и водонапорную башню, прошлись мимо тупика, в котором стояло несколько крытых вагонов, затем мимо стройки вышли к пешеходному переходу. Тут у меня зародилась идейка сходить на недостроенную и брошенную котельную, что видна из окошка электрички. Судя по всему, по этой стройке можно полазить, а я люблю лазить по стройкам :-). Сашок рассказал историю этой котельной: оказывается, после того, как построили бетонную коробку, обнаружили, что грунты тут ненадежные – коробка еще выстоит, однако оборудование уже не выдержат! Недострой даже не огорожен забором, стоит на пустыре – ходи, где хочешь! Мы поднялись на третий этаж, затем на пятый, откуда есть выход на крышу. Осмотрели и стоящую рядом гигантскую трубу. Заглянули внутрь – там пустое пространство, никаких трубопроводов и тоннелей – очень досадно, хотелось бы каких-нибудь подземелий… Лишь где-то высоко-высоко среди темноты виднелся крохотный кусочек голубого неба.

 

Но прежде всего нужно сказать пару слов о сегодняшней погоде. Это уже даже не весна – это самое настоящее лето. И хотя были у нас солнечные теплые деньки, сегодня были побиты все рекорды. Ветра нет, температура порядка 20 градусов. Света – хоть отбавляй, я уже тысячу раз пожалел, что забыл сегодня кепку – щурюсь и слепну. Наконец-то все зазеленело светло-салатовыми оттенками, когда все еще только-только расцветает. Трава уже успела вымахать в заросли, а вот на деревьях еще только виднеется слабоватый зеленый пушок. В сторону Пушкина отходит подъездной путь. Сашок по ней уже как-то ходил, теперь он предлагает совершить тот же вояж и мне. Говорит, что идти по ней километров пять, затем мы выйдем к автобусной остановке, сядем на автобус и выедем как раз к старому зданию вокзала, оттуда – по царской ветке в Шушары. Вот такие планы мне уже нравятся! Железная дорога вошла в кривую, она пересекла крохотный ручеек, по сторонам большое число диких хибарок – одна сотка, гнилой забор, ветхий сарай, корявые кустарники, огород, парничок. Потом мы вышли к переезду – нашу железку пересекла пьяная дорога. Слева – поля. Между прочим, я нахожусь в непосредственной близости от моей дачи!! В самом деле, вот я вижу постройки поселка Динамо, трубу котельной. От нее в поля уходит дорога, вот она проходит лес, а вот справа от леса виднеются белые крыши домиков садоводства – там моя дача и находится. Еще какая-то дорога с цивилизованным ж.д.переездом пересекла железку, развернулась на 90 градусов и ушла в поля – как оказалось, на пушкинскую помойку. У переезда стояло два столба освещения, залезли на них. Столбик небольшой, а панорамы с него открываются замечательные! Сам Пушкин находится довольно далеко, на горизонте различимы жилые микрорайоны. Автодорога, просторы диких огородных участков – целый калейдоскоп всего самого ржавого и грязного. Однако же сегодня нам встретилось множество дачников – бабушки усердно возделывали огороды. Слева от нас подъездной путь к большому асфальто-бетонному заводу. Со стороны поля он выглядит особенно эффектно – большие корпуса, горы щебня, вертикальные доминанты.

Прошли мимо кладбища и примерно через километр вышли к промзоне. Направо ведет еще одна ветка, прошлись туда, но ничего интересного не заметили. Сашок говорит, что ветка ведет к танкоремонтному заводу. Сейчас там танков нет, однако за забором валяется большое количество треков. Эта улица называется Саперной, она проходит из города Пушкин к юго-западной промзоне. Справа за забором – башенные краны, сложенные штабелями бетонные и металло-конструкции. У переезда, где стоит знак «опрокидывание паровозов», еще одно здание, принадлежащее военно-морскому флоту, ибо на его воротах висит эмблема якоря Холла. Небольшое кирпичное здание заканчивается высокой металлоконструкцией, уж больно напоминающей конструкции наших авиационных заводов – что в Войсковицах, что в Каменке. Может, тут испытывают турбины? Рядышком стоит железная труба – еще одна забавная конструкция. Свернув вдоль забора налево, мы вышли к военному аэродрому. Оказалось, что аэродром буквально притыкается к жилым микрорайонам Пушкина – улица в улицу. Пройдясь по этой полной луж дороге, мы вышли к такому же грязному забору, за которым рядышком стояли самолеты Су. Военный самолет – это вершина человеческого гения, это сплав самых современных технологий, электроники, науки, вооружения, как атомная подлодка или космический спутник. Видеть их в окружении таких гнилых сараев, среди раздолбанных улиц, среди зарослей диких лопухов и разрушенных зданий – как видеть сверкающий бриллиант в навозной жиже. Забор, конечно, хиловат, однако на нем висят предупреждающие вывески: «Стой, стреляю!» и «Запретная зона». Где-то там стоит будка ВОХРовца; будка, впрочем, не впечатляет, и Сашок говорит, что и ВОХРовец там – немощный дедуля. Сделал пару снимков самолетов, после чего мы пошли по железной дороге дальше. Справа от нас пивоваренный завод «Тинькоф», особенно выделяются большие желтые корпуса. Слева – авиаремонтный завод № 20. Парадный въезд выходит к аэродрому, там ворота, шлагбаумы, раскрашенные бетонные чушки, преграждающие дорогу. Слева – цивильно выглядещее КПП, за ним – газончики, высокие здания, где-то вглуби двора самолет-памятник. Оказалось, имеется проход на территорию аэродрома. Сашок вывел меня к дырке в заборе, там мы вышли на бетонку, ведущую вдоль забора, а там мимо котельной, по угольным кучам, мимо штабелей бетонных блоков, какими-то закоулками вышли к большой бетонке. Не проникаем ли мы, подобно Артему, через дырки в заборе на строгоохраняемые объекты, не придется ли нам бегать от ВОХРовцев? Но Сашок говорит, что все в порядке: если раньше охранялся аэродром как целое, то теперь от этой затеи отказались. Охраняются лишь отдельные объекты – самолеты, воинские части, склады – эти КПП разбросаны по всей территории аэродрома, и мы их сегодня увидим. А вот по аэродрому можно смело шастать, и местные жители спокойно катаются на машинах по рулежке аэродрома. Перед нами большое поле, справа группа кустарников, где-то далеко виднеются строения авиаремонтного завода. Идем по рулежке, наблюдаем многочисленные самолеты. Они стоят на маленьких бетонных площадках, вокруг них возведены брустверы для защиты от взрывной волны и осколков. Вот впереди нас два больших самолета, на фюзеляже у них виднеются радиолокационные станции для обнаружения подлодок. Фотографировать побаиваюсь, ибо справа в непосредственной близости от дороги стоит огороженная рядами колючей проволоки будка ВОХРовца, и там явно кто-то есть. Прошли несколько пустых площадок для отстоят самолетов. На одном из них дежурила служебная овчарка. Собака дрессированная, таких я уважаю – хоть и обучена охранять вверенный ей объект, но на каждого прохожего не бросается. Она забралась на вал, навострила ушки и очень внимательно следит за нами. Рулежка поворачивает налево, поодаль стоит еще несколько самолетов и вертолет, рядом с ними охрана уже посолиднее, высокая будка охранника. Здесь мы свернули направо и скоро вышли к складу ГСМ. По дороге вдоль забора вернулись назад, прошли мимо кучки пейнтбольщиков, вышли к той же дыре в заборе и тем же путем выбрались с территории аэродрома.

Теперь мы уже в непосредственной близости от жилых зданий города Пушкин. Надо сказать, я под большим впечатлением! В Пушкине я был всего один раз, когда с компанией девчонок ездил в Екатерининский парк. Пора бы уже поразиться моему невежеству – Пушкин находится в считанных метрах от Питера, он также близок, как Юго-Запад или Пискаревка, однако же я с удивлением узнаю, что в Пушкине нахожусь первый раз в жизни, и что в Пушкине невероятно интересно! Я почему-то всегда считал, что в Пушкине только одна достопримечательность - Екатерининский дворец и его парк. Но парк этот мне никогда не нравился – вся эта роскошь, золото и бархат, витиеватые вензеля, пышность и показная роскошь мне не то что не нравится, но вызывает легкое отвращение. Тут нет свободы, все навязано извне, ибо ты должен ходить по песчаным дорожкам да сидеть на скамейках. Для влюбленных парочек и для пожилых оно, конечно, хорошо, но меня угнетает само существование парка, обнесенного забором. Так вот, в Пушкине, как оказалось, есть множество других памятников архитектуры! Вот мы проезжаем военный городок, построенный совсем недавно и строящийся до сих пор - смотрится эффектно! Потом мы проехали мимо военного училища, выстроенного в виде… крепости! Реально, самая настоящая крепость – высокие башни, крепостные стены, в которые как бы вмонтированы многоэтажные жилые корпуса. Мы вышли на центральной площади у Гостиного двора. Когда-то тут стоял памятник Ленину, но потом, я слышал, площадь решили реконструировать, памятник Ленину перенесли, а площадь начали раскапывать. Памятник хотели вернуть на место, однако при раскопках обнаружили фундамент стоявшей тут церкви. Теперь было решено восстановить церковь, и сегодня мы засняли из-за забора процесс копания в фундаменте. Также посетили пожарную часть, где стоит памятник пожарной машине ЗИС – она стоит в стеклянном павильоне. Потом мы немного побегали по магазинам – Сашку надо было купить карточек оплаты мобильной связи, и нам обоим сходить в продуктовый магазин – лично я ДИКО УСТАЛ, утром так вообще ничего не ел, а мы уже шесть часов ходим по жаре и ни разу даже не присели.

Я предлагаю Сашку найти где-нибудь местечко присесть, перекусить, а он все тащит меня к старому зданию царского вокзала. Говорит, что это отсюда недалеко, всего-то в 10 минутах ходьбы, а там есть где присесть, там и перекусим. Что ж, я его послушал, но, как оказалось, зря, ибо 10 минут вылилось в час ходьбы. А мы вышли точь-в-точь ко входу в Екатерининский парк. Вход в парк стоит аж 80 рублей – ужасает :-(. Знаменитая пятиглавая башенка дворца в лесах, а вот царскосельский лицей отреставрирован на славу. Выходим к Александровскому саду, и уже по его аллеям и тропинкам идем насквозь через парк в поисках царского вокзала. Пройдя Александровский парк, сам по себе красивый, я оказался в совершенно неизведанном для меня заповеднике памятников архитектуры – Федоровском городке. Вау, а вот это уже мой стиль, это уже моя архитектура!! Не нужна мне роскошь 18-го века, я начало 20-го века люблю. Кое-что построено в неорусском стиле, что-то в стиле модерна, кое-что в эклектике. Вот маленькая крепость (реально – крепость!), рядышком с ней ферма (потрясающий кирпичный памятник пром.архитектуры!), рядышком – большой храм (он резко отличается от всех виденых раньше церквей. Впечатляет!), далее еще ряд строений, далее – тот самый царский вокзал. Сашок издевается, спрашивает меня: угадай, какой год постройки? Сам понимаю, что несу глупость, но говорю: 16-й век. Неа, 1913!! Дальше крепости идти было нельзя – там огороды, канавы, помойка – удивительно, как резко ухоженный парк сменился типичными для России свалками. Лезть через колючку, продираться сквозь кустарник и брести огородами что-то у нас не было желания, посему решили мы остановиться тут. Посидели минут 20, отдохнули на славу, и теперь, полные сил, потащились обратно. Теперь мы уже вышли к большому и яркому собору, столь впечатлившему меня. Рядышком памятник Николаю II. Речушка, по берегам которой цветут ярко-белыми цветами деревья. Выглядит эффектно – будто зимой, все веточки кустарников обволакиваются сплошным белым покровом крохотных цветов. На том берегу речушки возвышается еще одна крепость. Мы выходим к дороге и наблюдаем еще одно масштабное сооружение – сельскохозяйственную академию, перед ним памятник Докучаеву. Прошлись по дорожке мимо всего здания, оно длинное, оно поражает своей архитектурой – с многочисленными башенками, лесенками, переходами – я в восторге, это мой любимый архитектурный стиль! И словно добивая меня, следующее строение – еще один шедевр эклектики…

Вот так мы и вышли к зданию царского вокзала. До этого я видел его только в сумерках, зато теперь – при свете дня. Вокзал также выполнен в неорусском стиле с многочисленными башенками и лесенками. Сашок указывает мое внимание на сооружения паровозного депо – они стоят напротив. Железка сия была построена в начале 20-го века. Негоже царям ездить вместе с обычными людьми по обычным железным дорогам, у царей должна быть собственная железная дорога! Так вот, близ Витебского вокзала был построен Царский павильон, оттуда параллельно железной дороге общего пользования шла железка вплоть до Шушар – остовы многих мостов сохранились до наших дней. В Шушарах дороги расходились. Насыпь царской железной дороги сохранилась отчетливо на всем протяжении пути от Шушар до Пушкина. В парке сохранились остатки путепровода – поезда шли поверху; насыпи здесь уже нет. Железка шла к царскому вокзалу, существовали и собственные депо. Теперь надо бы пройтись по царской ветке от Шушар до Пушкина и заснять все артефакты этой железки. Но уже не сегодня. На часах 16 часов, солнце изжаривает, будто на сковородке, и мы с Сашком дико устали. На перекрестке он сажает меня на автобус, я еду домой. Сегодняшняя прогулка завершилась с колоссальным успехом. Сколько нового и интересного!

   

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 22.05.2009

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz