2012-02-19. Ледокол "Красин"

19 февраля 2012 года мне в компании хорошей (самой лучшей!) подруги Саши М. удалось восполнить еще одно белое пятно в собственном образовании и посетить ледокол "Красин", что ошвартовался аккурат напротив Горного университета рядышком с Балтийским заводом. Давайте посетим, осмотрим :-).

Небольшая историческая справка

Ледокол был построен в 1916 году в Ньюкасле на стапелях английской фирмы "Армстронг" для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского "Ермака". В 1917 году ледокол был введен в строй; ему было присвоено имя "Святогор". На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Военная служба "Святогора" закончилась в 1918 году с началом интервенции англичан в Архангельск. При отступлении большевиков ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске, что не помешало англичанам поднять ледокол - надо было всего лишь закрыть кингстоны и откачать воду - и увести его в Англию. В 1921 году английское адмиралтейство предложило выкупить ледокол у Англии. В 1922 году при активном участии А.Н.Крылова и Л.Б.Красина ледокол был выкуплен. В 1927 году ледокол переименовали в "Красин" в память советского дипломата, столь много сделавшего для возвращения судна в Россию. Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лед. За этот героический поход ледокол был награжден орденом "Трудового Красного Знамени". Великая Отечественная война застала ледокол на Дальнем Востоке. "Красин" был вынужден совершить переход через Тихий океан, Панамский канал, Атлантику и пройти с караваном PQ-15 в западный сектор Арктики. Последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. В 1950х годах "Красин" проходит капитальный ремонт и модернизацию. Его облика меняется категорически, и ледокол теперь становится похож на дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В роли ледокола "Красин" работал до 1970х. Уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти. В конце 1980х "Красин" отправлен в Ленинград для продолжения службы в качестве корабля-музея.

В 1976 году имя "Красин" было присвоено новому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу СССР. До 1990 году этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведн в порт Владивосток.

Основные тактико-технические характеристики:

Впечатления

Петербург еще раз подтвердил свою марку морского города и вкупе с крейсером "Аврора" и подлодкой С-189 заполучил себе еще одно потрясающее судно-музей - исторический ледокол "Красин". Что не может не радовать!, это круто!! Самое забавное, однако, что ледокол "Красин" принадлежит не Питеру, а калининградскому Музею Океана, в который, кроме него, входят также "Витязь", "Космонавт Виктор Пацаев", Б-413 и СРТ-129. "Красин" является как бы выездным филиалом музея океана, и вместе с тем - рекламной завлекалочкой. Так, чертовки забавно было наблюдать в шкафе с сувенирной продукцией те самые книжки, что я видел (и покупал!!) в Калининграде; более того! - там был ПУТЕВОДИТЕЛЬ по калининградскому Музею Океана. Это даже расстроило: и чего я тогда тащил издалека свои книжки, когда их можно было купить здесь?!

Теперь о самом ледоколе. Я так и не понял его статуса: является ли он действующим или музейным? Такое ощущение, что к нам пришвартовалось иностранное военное судно и там устроили день приема посетителей - все строго ограничено, под контролем... Дошло до того, что подойдя к борту ледокола, мы даже не могли попасть на него! - даже несмотря на то, что касса находилась НА БОРТУ, мы были немедленно окликнуты злой теткой чуть ли не с ружьем: оставайтесь там!! Такая тетка достойна отдельной "похвалы" - сам вид ее внушал ужас, ибо таких домомучительниц - сухих, грозных, с колючим жутким взглядом - только и стоит брать для съемок фильмов в качестве эсэсовок... Потом под ее пронзительным взглядом были провождены в кассу, затем в "каюту ожидания" - под таким взглядом сразу стали шелковыми и боялись даже пошевелиться... Какое же счастье, что нашим экскурсоводом был другой человек! Что день и ночь, Солнце и Луна! - на смену гестаповке пришел улыбающийся, оптимистичный, веселый и чрезвычайно приятный мужчина лет 60. Морской волк, прошедший суровую школу Арктики, усатый дядя с добрыми глазами, улыбающийся, располагающий к себе, он завоевал всех нас своим крайним позитивом! Он и вел экскурсию, причем вместо положенного часа заговорился, наговорив уже на полтора часа - весело и энергично, настоящий позитивчик - понравилось очень!! Так что с эскурсоводом нам повезло :-).

Что до экскурсии, то все было ограничено самим статусом ледокола как действующего судна - то бишь посетить не удалось практически ничего... Будучи в Калининграде, я был на "Витязе" и СРТ-129, и могу сказать, что там можно ходить, бродить, трогать, крутить и хотя бы смотреть гораздо больше!, здесь же все закрыто, запрещено, и в ходе экскурсии показывают лишь отдельные внутренние помещения, а также - что особенно интересно - штурманскую и ходовую рубку. Тут мы остановились надолго, ибо наш разговорчивый экскурсовод долго рассказывал нам про назначение каждого из приборов. Тут тебе и переговорные трубы, и радиостанция, и глубиномер, и штурвал, и штурманский стол. А в переговорную трубу можно даже крикнуть и услышать свое эхо :-))))

Короче говоря, впечатления двоякие. Круто, конечно, что побывал на историческом ледоколе, но не будем забывать, что в 1950е годы ледокол прошел модернизацию, и его облик изменился абсолютно, и от исторического осталось только имя. Кроме того, мне непонятен статус судна. Ледокол действующий, а поэтому там проводят самым ограниченным маршрутом... Но если он действующий, почему он никуда не плавает? Если же он музейный, то пусть откроют побольше и дадут хотя бы по ледоколу побродить!! Экскурсия даже немного разочаровала... А вот экскурсовод наш - самый лучший, просто потрясный, и спасибо ему огромное за это!! А по ледоколу походить-полазать не дали, да еще и выгнали :-(.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz