2014-09-21. Проводы крейсера "Аврора" на доковый ремонт
Сегодня, 21 сентября 2014 года, символ Петербурга, легендарный крейсер "Аврора", корабль №1 ВМФ РФ, корабль-участник Русско-Японской, Первой Мировой, Великой Отечественной войн, своим выстрелом давший начало Октябрьской революции 1917го года, снялся со своей вечной стоянки на Петроградской набережной и отправился в Кронштадт на доковый ремонт. "Аврора" - пожалуй, самый известный корабль России, и его злосчастную, долгую, полную приключений и злоключений жизнь обсуждать можно бесконечно! Неудивительно, что в 1950х годах его все-таки решили сделать кораблем-памятником. Настоящим, живым!! - стоит ли напоминать, что его ровесника, японский броненосец "Микасу" вообще закопали по ватерлинию в землю? К 70-летию Октябрьской революции, в 1984м году "Аврору" отправили на капитальный ремонт на "Северную верфь". Увы, именно там "Аврору" подвергли не ремонту, а скорее разграблению :-(. Нижняя часть корпуса была срезана и отбуксирована под Усть-Лугу (она торчит из-под воды близ Ручьев-Вистино до сих пор), котлы заменили макетами, перекроили помещения и начисто порезали машинное отделение; современная "Аврора" не имеет даже гребного винта! Увы, во многом "Аврора" превратилась в новодел, утрачено много исторического и раритетного. "Аврора" потеряла ход и пришвартовалась к Петроградской набережной навсегда - на мертвые якоря и металлическими штангами к гранитной набережной, коммуникации подводятся с берега. "Аврора" хоть и болтается на воде, отныне должна быть навсегда привязана к берегу. И вот спустя почти 30 лет крейсер решили отбуксировать (своего хода он не имеет) в Кронштадт, где он пройдет доковый ремонт. Операция обещалась быть уникальной! - 30 лет крейсер находился на вечном приколе, с обрубленными коммуникациями, без хода, прикрепленный штангами к берегу. Сумеет ли он вообще пережить 40-километровый переход до Кронштадта?? Наконец, в городе придется преодолеть три моста! - Троицкий, Дворцовый, Благовещенский! Головная боль для городских властей!
21 сентября выдалось в Питере чрезвычайно солнечным и теплым днем - это и есть настоящее бабье лето, уже сентябрь заканчивается, а тут жарища, а солнце-то сколько!!! Для буксировки самое то :-) - безветрие и тихая вода. Проводка "Авроры" обещалась быть большим зрелищем! - для туристов и жителей города заранее объявили, что "Аврора" начнет свое движение в воскресенье в в 10 утра :-). В 9.45 разведут Троицкий, Дворцовый, Благовещенский мосты. В 10 "Аврора" отойдет от Петроградской набережной и к 10.30 дойдет до Благовещенского моста, далее по Морскому каналу через Морской порт - и на Кронштадт. Как видим, маршрут большой - даже в 1984м году "Аврора" ходила только до Северной верфи!
Встречать "Аврору" я решил на Благовещенском мосту со стороны Васьки. Во-первых, мне не хотелось попсы. Идти в центр города? - знаю, народ весь туда ломанется, будут тысячи топтаться друг на дружке (ну как на "Алых парусах"), ну и хотелось бы чего-нибудь поэкзотичнее, чем все те же виды Зимнего, Петропавловки, Стрелки. Набережная лейтенанта Шмидта как-то не шибко заезжена, и я надеюсь, народа тут будет меньше, чем на Дворцовой. Зато ракурсы получше будут :-))). И я не ошибся в своем выборе и чертовски доволен своей дислокацией! Приехал не сильно рано, всего-то в 09.40, и успел занять очень хорошее место на самом Благовещенском мосту, так что видел отсюда весь створ Невы - Дворцовый мост, за ним Троицкий. Во-вторых, за моей спиной был большой простор для осмотра "Авроры" со всех ракурсов - вся наб.лейтенанта Шмидта в моем распоряжении! Все это оказалось верным, не было другого такого удобного места для наблюдения "Авроры" на всем протяжении ее пути, как здесь! К тому же народа тут и правда было меньше, чем на той же Университетской набережной.
Приехал я сюда в 09.40, а в 09.45 обещались уже разводить мосты. Люблю аккуратность!! - по-военному точно в 09.45 мост закрыли для движения и начали разводить мосты. Еще совсем недавно я бродил по ночным разводным мостам, а тут появилась такая возможность! - увидеть разводные мосты в разгар выходного дня!! На снимке - перегораживают Благовещенский мост.
Академия Художеств. На набережных уже начинает скапливаться народ. Обратите внимание, что чем дальше по набережной (ближе к Стрелке), тем больше народа. На светофоре тем временем ждет зеленого света толпа новоприбывших.
Самым первым развели Дворцовый мост, за ним Троицкий и Благовещенский. Как видите, створ реки виден замечательно. Одна беда! - вот эти два кораблика загораживают обзор :-(.
Движение началось ровно в 10.00, обожаю точность! Диспозиция очень удобная! - смотрите, уже можно видеть, как "Аврора" проходит под Троицким мостом.
Сделав небольшой крюк у Стрелки, она проходит под Дворцовым мостом.
Это я еще пришел к 09.40!, а народ у нас сонный, начал подгребать только к 10.30! Когда я сюда пришел, тут было от силы человек десять, но с каждой минутой их становилось все больше. Не сказать, что были какие-то действа, но народ вышел на набережные и приветствовал "Аврору", проходящую по Неве! И людей было много!!
"Аврора" преодолела Дворцовый мост и подходит к зданию Адмиралтейства.
Ну когда еще увидишь знакомую "Аврору", и в столь странных ракурсах? - аж на фоне Зимнего!!
Говорят, было 11 судов обеспечения, куча буксиров. Обратите внимание, первый из буксиров идет кормой вперед и тянет за собой крейсер! Над нами также барражировали два вертолета на небольшой высоте.
Крейсер "Аврора" оказался не таким уж и маленьким, каким он казался у берега! Тем более забавно смотрятся на его фоне крохотные катерки. Левиафан и мошкара. Вспоминаются картины из Новикова-Прибоя, когда "Аврора" плыла где-то в тропических водах Индийского океана, а ее со всех сторон облепили лодчонки туземцев со своими кокосовыми орехами. Многие катера - кстати, принадлежат водной полиции с проблесковыми мигалками.
Крейсер "Аврора" проходит мимо Адмиралтейства.
А потом я резко рванул менять позицию. Корабль идет медленно, я бегаю быстро :-) - пока добежал до набережной лейтенанта Шмидта, "Аврора" только-только начала преодолевать Благовещенский мост. Вот она, в процессе прохода под мостом. Обратите внимание, из средней трубы вьется сизый дымок.
Корпус Петра Великого. Очень, надо сказать, знатное военное училище!! А еще там чрезвычайно известный танцевальный зал, в котором я провел много счастливых часов :-).
Я очень хотел поймать вот этот кадр! Как известно, "Аврора" была построена на "Адмиралтейских верфях" больше ста лет назад - и вот она проплывает ее, свою родную верфь!.. Еще раз посмотрите! - первый из буксиров тянет "Аврору" вперед кормой!
Одно из любимых моих мест в Питере :-) - только здесь можно видеть, что Питер - морской город! Слева - Адмиралтейские верфи, справа - Балтийский завод. Не смейте сносить заводы!! - эти краны - часть морского города Питера!!
Вот здесь, в эллингах Нового Адмиралтейства (на заднем плане) она и была построена.
Дальше бежать уже некуда; остаюсь на одном месте и наблюдаю, как "Аврора" удаляется все дальше и дальше... А корабли все гудели в знак уважения!
Пока совсем и окончательно не исчезла. Вот так я проводил "Аврору". Говорят, после непродолжительного 45-дневного докового ремонта она снова вернется в город!
Дойдя до конца набережной лейтенанта Шмидта, с ужасом обнаружил, что на месте нет и "Красина" - оказывается, тот тоже на ремонте!! Ну да ничего, хоть "Мир" (не менее знаменитый парусник) здесь, да круизный лайнер "Black watch", да лесовоз "Суоярви" (на него даже залезть можно было ;-) ).
А вообще-то классно погулял!! Отменнейшая погода, да и "Аврору" на ремонт проводил! Я остался очень даже доволен!! Все-таки Питер - это самый красивый город на земле, центр Вселенной!! Обожаю Питер!!!
21.09.2014
© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/