Канал им.Петра Великого с гидротехническими сооружениями

Кронштадт
1719-1726, 1734-1752, арх.Лейн Э., Люберас И.-Л.

https://www.citywalls.ru/house19680.html
https://soglas-proekt.ru/blog/Petrovskiy-dok-v-kronshtadte-grandiozniy-proekt-petra-1-kak-popast-v-dok.html

Во время войны со Швецией (1700-1721) за выход к Балтйскому морю о. Котлин стал новой базой российского флота. У берегов Котлина каждое лето стояли корабли для защиты залива. Осенью они уходили на зимовку в Петербург, т.к. своей гавани Котлин не имел. Ее строительство началось в ноябре 1709 г., ответсвенным был назначен Корнелий Крюйс. Для ограждения будущей гавани почти под прямым углом к берегу началось строительство мола-пристани. Работа по устройству гавани растянулась на несколько лет. Сооружали гавань солдаты и пленные. Чтобы ускорить строительство, в 1712 г. появился указ - выслать на Котлин по 3 тыс. работных людей от всех губерний. Однако губернаторы не спешили выполнять указ. Строительство тормозилось и из-за нехватки материалов. На севере острова добывали камень для стенок гавани, на южном - глину для бруствера.

1714 г. ознаменовался Гангутской победой. Она отодвинула войну к шведским берегам. В 1714 г. вошла в строй котлинская гавань. Гавань вмещала 40 судов, но была мала даже для военного флота, не говоря о торговом. Поэтому, еще за год до открытия гавани, началось строительство новых гаваней. Позже они получили название Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Петр хотел закончить гигантское сооружение за год.

Деловая переписка Петра I с капитаном Э. Лейном дает основание считать их авторами проекта гаваней о.Котлин, строителем был Э. Лейн. В процессе строительства вносились изменения в форму и размеры гаваней, которые в окончательном виде вошли в генеральный план Котлина, утвержденный Петром I в 1721 г.

Указом от декабря 1715 г. из 5 губерний выделяются 31, 5 тыс. рабочих на строительство гаваней, а для присмотра за работами было приказано прибыть на остров и губернаторам: азовскому, архангельскому, казанскому, московскому и нижегородскому. В 1717 г. руководство строительством передали сенатору М. М. Самарину.
Строительство велось несколько лет, но уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. С 1719 г. по мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 г. завершена чистая отлека последней гавани - Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.

Рос и российский флот, военный и коммерческий. Петра очень беспокоило отсутствие на Балтике хорошей ремонтной базы для флота. Возникла идея ремонтировать и строить новые корабли на Котлине, для этого нужны были доки, эллинги, мастерские.

По Петровскому плану города, утверденному в 1721 г., внутренняя территория главной крепости прорезана четырьмя каналами. Основной композиционной осью является канал, идущий от гавани на север острова, второй канал идет перпендикулярно первому. В восточной части южного (второго) канала был запроектирован бассейн с шестью доками по сторонам и бассейн для хранения лесных материалов. По каналам свободно должны были проходить самые большие корабли.

Весной 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланные из разных губерний, поод наблюдением М. М. Самарина, затем адмирала П. И. Сиверса, работами руководил Э. Лейн. Копали канал на всем протяжении от морского берега до пруда, а аткже пруд и котлованы для шести доков. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтироно 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось еще много лет.
В доке, сооруженном по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Был изобретен новый способ для осущения дока: вырыли глубокий бассейн, соединенный шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода за несколько часов самотеком уходила в бассейн. За время ремонта судна воду из бассейна выливали с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы.

Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот же самый, Петровский док служил до последнего времени.

23 января 1725 г. Петр I умер. За время последующих междуусобиц строительство на Котлине практически не велось, лишь крайне медленно продолжались работы по облицовке камнем стен каналов и доков.

В 1734 (1739?) г. главным командиром конторы кронштадтских строений и канала был назначен инж. Иоганн Людвиг фон Люберас. С его приходом продолжилось строительсво док-канала. Люберас предложил воспользоваться уже готовым доком, который требовалось оборудовать стапелем для ремонта кораблей, и отказаться от устройства доков у бассейна.

Свою роль в строительстве канала сыграл и Андрей Константинович Нардов. Еще с Петром I работал он над чертежами и док-канала, и его механизмов. В 1747 г. Нардов прибыл в Кронштадт, чтобы ускорить строительство. Самое важное изобретение Нардова - три пары двойных шлюзовых ворот, главный механизм док-канала. Эти ворота надежно перекрывали воду, были прочны и легки в управлении. В конструкции главного механизма канала Нардов впервые в России использовал латунь, построил машину для шлифовки и сверления камня, грузовой транспортер, предложил свой метод сопряжения деревянных брусьев.

Работы предполагалось выполнить в три года, но они растянулись. В 1750 г. приступили к работам по расширению бассейна, а котлованы начатых доков были засыпаны.

30 июля 1752 г. состоялось торжественное открытие док-канала. На церемонии было объявлено, что каналу присваивается имя Петра Великого. Общая длина канала от устья до конца бассейна 2 км 240 м. Стены канала и дамбы сделаны из тесанного камня, укрепленного металлическими скобами, и залиты цементом особого соства. В устье канала имелось два батопрта, с помощью которых морская часть канла содержалась сухой во время работ. 1 августа 1752 г. в док вошел первый корабль.

В 1755 г. главным командиром "устроения канала и доков" в Кронштадте был назначен Абрам Петрович Ганнибал. Вплоть до ухода в отставку в 1762 г. Ганнибал руководил всеми фортификационными и гидротехническими работами на Котлине. Петровский док-канал он довел до совершенства.

В ночь на 7 ноября 1824 г. произошла сильная бура и наводнение. Вода поднялась на 3 м 71 см. и затопила почти весь остров. Частные дома были разрушены, гавани и канал были повреждены.

В 1841 г., в царствование Николая I, был построен второй док, названный Николаевским.

В середине XIX в. в России завершилась эпоха парусного флота и началась эпоха стальных винтовых кораблей с паровыми двигательными установками. Началось строительство броненосцев, крейсеров и линейных кораблей. Эксплуатация таких кораблей требовала специальной судоремонтной базы.

В 1858 г. в Кронштадте был открыт Пароходный завод. Было построено еще 3 больших дока: в 1876 - Александровский, в 1896 - Константиновский, в 1913 - Алексеевский.


Памятник архитектуры Федерального значения. (Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского))

Бассейн Петровского дока - 1734-1742, арх.Люберас Л.-И.

https://www.citywalls.ru/house20308.html

2008-10-19

2021-04-18

Якорная площадь, дом 1б, литера Ж - Насосная станция бассейна Петровского дока - 1734-1952, арх.Люберас И.Л.

https://www.citywalls.ru/house20310.html

2006-05-21

2008-10-19

Вода откачивалась насосом, работающим за счет ветряных мельниц и конного привода. В 1774 году была установлена первая в России паровая машина по откачке воды, которую привезли из Шотландии, что позволило осушать бассейн за 9 дней. Это инженерная установка проработала целых 75 лет.

Док Петровский (южный) - 1719-1726, 1734-1752, арх.Лейн Э., Люберас И.-Л.

https://www.citywalls.ru/house19723.html
https://www.citywalls.ru/house20314.html

2007-06-24

2008-10-19

Уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. Рос и российский флот, военный и коммерческий. На Котлине нужно было чинить и строить новые корабли. Нужны были доки, эллинги, мастерские. В это же время Петр начал воплощать новое строительство - он решил разрезать остров поперек каналом, восточнее провести второй, а перпендикулярно - третий и четвертый каналы. По ним свободно должны были проходить самые большие корабли. В 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Строительство круглый год вели 3 тыс. человек, присланные из разных губерний, работами руководил М. М. Самарин, затем адмирал П. И. Сиверс. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтировано 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось еще много лет. В доке, сооруженном по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Для осушения дока был был изобретен новый способ: вырыли глубокий бассейн, соединенный шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода за несколько часов самотеком уходила в бассейн. За время ремонта воду выливали из бассейна с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы. Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот же самый, Петровский док служил до последнего времени. Последние работы в доке проводились в 2008 г. Затем губернатор Матвиенко преложила музеефицировать его. В 2011 г. быле срезаны все краны и др. "металлолом". Сейчас док представляет собой поросшую деревьями яму с остатками гидротехнических сооружений.

Доковый мост - 1850-1890

https://www.citywalls.ru/house20313.html

Доковый мост был построен во второй половине XIX в.Создан из корабельной стали, собран на клёпаных соединениях. Мост является единственным разводным мостом в Кронштадте: при его отведении корабли могли попасть в Петровский док. Сохранился деревянный настил. В 1987 г., к своему столетию, мост прошел капитальный ремонт с заменой всех основных металлоконструкций, причем металл был использован высокосортный. Последний раз ремонт Докового моста был осуществлен в 2008 г. Мост может быть передан на баланс (в хозяйственное ведение) «Мостотресту», если сначала будет «отобран» у Министерства обороны и «вручен» городу: от Федерального фонда имущества Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (возможность передачи докового моста от Кронштадтского Морского завода в ГУП «Мостотрест»).

Канал (морская часть)

https://www.citywalls.ru/house20312.html

Овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом (незаконченная часть канала) 1719-1752; 1901 строитель Лейн Э., Петр 1; воен. инж. Люберас И.Л.

https://www.citywalls.ru/house20309.html

2023-07-14 20:46

(с) Кирилл Кравченко, 2023, Моя Энциклопедия