Волховская гидроэлектростанция
арх.О.Р.Мунц, арх.В.А.Покровский, гражд.инж.А.Ф.Тихомиров, гражд.инж. Н.П.Гундобин
пос.Волхов, ул.Графтио, 1
1917-1927Фотографии 2000-08-26
Фотографии 2012-05-13
http://mirpeterburga.ru/news/VolkhovskayaGESotideidomuzeya/https://ru.wikipedia.org/wiki/Волховская_ГЭС
История строительства
Расположенные на Волхове пороги создавали большие затруднения для прохода речных судов, особенно в меженный период, поэтому неоднократно предлагались различные мероприятия по улучшению условий судоходства, первые из таких предложений относятся к 1725 году. В 1824 году инженер Богданов предложил проект строительства на реке пяти шлюзов. К 1884 году относится проект инженеров И. Э. Вилькена и Б. Н. Кандибы, который впервые предполагал использование водной энергии реки — помимо трёх разборных плотин со шлюзами планировалась установка нескольких водяных турбин небольшой мощности. Первый проект собственно Волховской ГЭС был создан в 1899 году В. Ф. Добротворским, он предполагал строительство каменно-набросной плотины высотой 9,8 м с железобетонной диафрагмой и водосбросом, трёхкамерного шлюза, подводящего канала длиной 475 м, водосброса и здания ГЭС с 20 гидроагрегатами общей мощностью 37 476 л. с. (27,56 МВт). Вырабатываемую гидроэлектростанцией электроэнергию предполагалось передавать в Санкт-Петербург по линии постоянного тока напряжением 43,2 кВ.
В 1902 году свой первый проект Волховской ГЭС разработал Г. О. Графтио. В 1908 году К. Е. Литовченко в книге «Волхов и концессия на утилизацию его энергии» рассматривает вопрос о перспективах Волховской ГЭС и приходит к выводу, что основным фактором, препятствующим её возведению, являются проблемы правового характера, связанные с отсутствием в Российской империи законодательной базы, регулирующей строительство гидроэлектростанций. В 1910 году Министерство путей сообщения задумалось об электрификации Петербургского железнодорожного узла, источником электроэнергии для которого предполагалась Волховская ГЭС. Под руководством инженера Е. А. Палицына были проведены изыскания и составлен проект гидроэлектростанции руслового типа мощностью 30 МВт, с плотиной высотой 13 м, трёхкамерным шлюзом и передачей электроэнергии в Санкт-Петербург по линии электропередачи переменного тока напряжением 110 кВ. Одновременно свой проект Волховской ГЭС предложил Г. О. Графтио. В 1912 году оба инженера представили совместный проект гидроэлектростанции мощностью 60 000 л. с. (44,13 МВт), в котором Палицын отвечал за плотину и шлюз, а Графтио — за общую компоновку сооружений, здание ГЭС с восемью горизонтальными гидроагрегатами и схему выдачи мощности. Проект был рассмотрен Министерством путей сообщения и одобрен с изменением конструкции водосбросной плотины. Этот проект, после ряда доработок (в частности, в 1914 году горизонтальные гидроагрегаты были заменены на более мощные вертикальные), лёг в основу реализованного проекта Волховской ГЭС. Однако попытка инициировать возведение Волховской ГЭС путём передачи её строительства в концессию частным предпринимателям не увенчалась успехом по причине противодействия владельцев попадающих в зону затопления земельных участков, а также собственников тепловых электростанций в Санкт-Петербурге, стремившихся не допустить появления конкурента. Вступление России в Первую мировую войну, следствием чего стал разразившийся в 1915 году топливно-энергетический кризис, заставило вновь поднять вопрос о строительстве Волховской ГЭС, но проведённое в 1916 году межведомственное совещание по этому вопросу не привело к выработке окончательного решения.
В январе 1917 года состоялось заседание Совета министров, посвящённое вопросу строительства гидроэлектростанции на реке Вуоксе, на котором было принято решение о возведении ГЭС за государственный счёт, для координации работ был создан Правительственный Комитет по использованию водных сил. После Февральской революции Финляндия, на территории которой находился створ планируемой гидроэлектростанции, получила расширенную автономию, что осложнило решение вопроса о выделении необходимых земель. В связи с этим в июне 1917 года Комитет перешёл к обсуждению запасного варианта — строительству Волховской ГЭС, и в июле того же года Временное правительство утвердило перераспределение средств с гидроэлектростанции на Вуоксе на Волховскую ГЭС. За основу был взят проект Графтио и Палицына, который был доработан инженерами Б. Ю. Калиновичем и В. М. Родевичем, мощность ГЭС была определена в 30 МВт. Были начаты закупка строительных материалов и переговоры с иностранными фирмами о поставке оборудования.
Строительство
Летом 1917 года были начаты подготовительные работы по строительству Волховской ГЭС — на железнодорожной станции Званка был создан складской комплекс, куда прибывали необходимые материалы. Однако в связи с Октябрьской революцией земляные работы на площадке начать не успели, и в феврале 1918 года строительство было законсервировано. В начале марта 1918 года В. И. Ленин даёт указание П. Г. Смидовичу встретиться с Графтио для уточнения информации о состоянии строительства и его стоимости, после встречи Графтио составляет смету строительства. 18 марта 1918 года Ленин, участвуя в заседании Электротехнического отдела и Комитета хозяйственной политики ВСНХ, дал указание «Волхов строить». В июле 1918 года СНК одобрил ассигнования на нужды строительства, которое возглавил инженер Г. Г. Кривошеин, его помощниками стали Г. О. Графтио и А. Д. Горчаков. В конце 1918 года Кривошеин был отстранён от должности и арестован, после чего строительство вплоть до его окончания возглавлял Графтио. Подготовительные работы по строительству Волховской ГЭС были возобновлены во втором полугодии 1918 года. В течение года велись изыскательские и проектные работы, наём персонала, были построены навесы для материалов и первые бараки для строителей.
В 1919 году в связи с тяжёлым экономическим положением в стране и Гражданской войной строительство станции велось низкими темпами, было принято решение об остановке стройки, отменённое после вмешательства Ленина. В течение года велась заготовка материалов, геодезические работы, всего на стройке было задействовано свыше 400 человек, из них более 100 в управлении строительства и около 300 рабочих.
С 1 января 1920 года строительство Волховской ГЭС с целью экономии средств было организационно объединено со строительством Свирской ГЭС, но в условиях экономической разрухи и Гражданской войны вести строительство сразу двух гидроэлектростанций не представлялось возможным, и в 1921 году работы по Свирской ГЭС были приостановлены в пользу приоритетного строительства Волховской ГЭС, которое было вновь выделено в отдельную организацию под руководством Графтио. В 1920 году темпы работ были несколько ускорены — была введена в работу временная электростанция, обеспечившая строительство электроэнергией, закончено сооружение подъездного железнодорожного пути, построены в общей сложности 89 зданий и сооружений, на стройке работали более 1000 человек. В декабре 1920 года был принят план ГОЭЛРО, в котором Волховская ГЭС называлась в качестве одного из первоочередных объектов.
Большую часть 1921 года строительство не финансировалось, встал вопрос о его приостановке. После очередного вмешательства Ленина 16 сентября 1921 года постановлением Совета труда и обороны строительство Волховской ГЭС было отнесено к разряду внеочередных и обеспечено необходимым финансированием, что позволило начать земляные работы на основных сооружениях станции.
В 1922 году был начат монтаж кессонов, с помощью которых возводились сооружения гидроэлектростанции (всего при строительстве станции было использовано 47 кессонов — 20 в здании ГЭС, 10 на плотине и 17 на ледозащитной стенке), а также строительство ряжевых перемычек. Финансирование стройки в 1922 году продолжало оставаться нестабильным, значительно улучшившись в конце года. В конце 1922—1923 годах было заказано гидросиловое оборудование станции, в Швеции было создано представительство Волховстроя, наблюдавшее за выполнением заказов.
В январе 1923 года была утверждена окончательная смета станции. В 1923 году было завершено сооружение фундамента здания ГЭС, после установки кессонов начато возведение водосливной плотины, был возведён ряжевый мост вдоль сооружений ГЭС, на строительстве станции работали до 14 900 человек.
К апрелю 1924 года были завершены кессонные работы, при пропуске сильного половодья был затоплен котлован ГЭС, но перемычки котлована были быстро восстановлены и котлован был вновь осушен. В мае 1924 года было начато бетонирование шлюза, летом был начат монтаж сороудерживающих решёток и затворов турбин. Активно велись бетонные работы, всего в 1924 году было уложено более 100 тысяч м³ бетона.
Летом 1925 года было завершено сооружение подводной части здания ГЭС и шлюза, прекращён пропуск воды между кессонами водосливной плотины (сток реки проходил через водоспуск), в августе 1925 года после ввода в работу крана машинного зала был начат монтаж гидротурбин и в декабре того же года — монтаж гидрогенераторов. С конца 1925 года строительство Волховской ГЭС вступило в завершающую фазу.
4 марта 1926 года было завершено строительство водосливной плотины. 28 июля 1926 года открыто судоходство по Волхову через шлюз Волховской ГЭС. 5 декабря 1926 года был произведён пробный пуск гидротурбин, 19 декабря того же года при участии членов правительства состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС, были пущены три первых гидроагрегата. В 1927 году были пущены остальные гидроагрегаты, и 12 августа 1927 года Волховская ГЭС вышла на проектную мощность 58 МВт.
Ковалев А. Архитектура Волховской гидроэлектростанции имени В.И. Ленина. Из сборника «Архитектура гидроэлектростанций». 1952 г.
https://vystavki-samara.rgantd.ru/goelro/volhovskaya_ges
Главной высотной и объемной доминантой ансамбля гидроузла является здание ГЭС. Создание мощного, цельного и монументального объема здания гидроэлектростанции требовало применения таких пропорций, форм и силуэта, которые бы способствовали восприятию с ооружения с больших расстояний. Необходимо отметить, что проектировщики хорошо справились с поставленной перед ним и задачей, нашли образ, вполне отвечающей архитектурной и дее, общему характеру и назначению сооружения.
Здание ГЭС решено к рупным мощным объемом с двумя завершающими его массиввами башен высокого напряжения, которые значительно усиливают и обогащают общий объем здания. Создан запоминающийся четкий силуэт здания, приобретающий сильную выразительность на фоне окружающих больших водных просторов.
Особенностью архитектуры здания Волховской ГЭС является то, что оно рассматривается объемно с различных точек зрения. В тоже время фасад каждой стороны здания имеет свою законченную композицию.
Наиболее выразительным является фасад здания ГЭС со стороны нижнего бьефа. Огромная стена машинного зала гидроэлектрост анции опирается на протяженном бетонном основании, представляющим соб ой тяжелую низкую аркаду, перекрывающую отверстия всасывающих труб. По выступающим между арками бычкам проложен легкий железо-бетонный мостик служебного назначения, подчеркивающий горизонтально основания, на котором покоится здание ГЭС.
Сама с тена решена девятью мощными арками, которые, начинаясь у служебного мостика, вздымаются вверх на высоту 10 метров. Арки объединяют два яруса принятых в основу горизонтального членения арочного проема. Введене между арками, на всю высоту фасада, плоские ло пакти, призванные, очевидно, придать больше пластичности плоской фасадной стене, диссонируют несколько, как с принятой основной арочной темой, так и с общей тектоникой фасадной стены. Несмотря на это, прием арок придал необходимую крупно-масштабность сооружению и определил простую и ясную композицию фасада.
Нижний ярус арок представляет собой заполнение с двумя рядами световых и вентиляционных проемов, квадратная форма которых делает их ка кбы нейтральными на фоне стены. Простенки между проемами расчленены небольшими пилястрами, по верху объединенными широкой горизонтальной тягой.
Верхний ярус арок представляет с обой окна непосредственно освещающие машинный зал. Одновременно эти арки (шириной - 11,74 м и высотой -9,50 м) составляют основу конструктивной схемы продольной стены машинного зала.
Арочные проемы расположены по оси агрегатов, что соответствует членению внутреннего пространства машинного зала и определяет характер его интерьера.
Пропорции окон хорошо найдены. Принятый характер параболической кривой п ридает арке известную упругость, позволяющую свободно нести тяжесть стены над аркой. В общую композицию фасада входя узкие окна, освещающие подкрановые пути и сгруппированные по четыре над каждой аркой.
Левая угловая часть, а также находящаяся на втором плане вторая углова ячасть главного фасада решены гладкой стеной, прорезанной по середине узкими оконными проемами, а снизу и вверху квадратными окнами, освещающими пространство монтажной площадки и другими вспомогательных помещений гидроэлектростанции. Простенки угловых частей с небольшими оконными проемаи, контрастируя с большими арочными световыми проемами, усиливают архитектурное звучание последних.
Фасад здания ГЭС с нижнего бьефа завершается вынесенной вперед карнизной плоской пл итой, одновременно служащей и водосточным желобом.
Башни высокого напряженя, представляющие с обою два прямоугольных объема, соразмерные с масштабом основного сооружения, расположены в глубие относительно плоскости фасада нижнего объема, на крыше щитового отделения. такое объемно-пространственное решение башен не нарушило цельности фасада нижнего бьефа и одновременно обогатило силуэт плоского фасада верхнего бьефа.
С нижнего бьефа фасады башен расчленены по горизонтали глубокой нишей для трансформаторных выводов и балконам. Выводы прикрыти сильно выступающими железобетонными козырьками. В вверхней части башен прорезаны квадратные окна. Завершаются башни простой карнизной плитой.
На плоской крыше башен установлены металличесие порталы линии электропередач. Ажурные металлические конструкции здесь хорошо сочетаются с плоскостью бетонных стен башен и сообщают легкость завершению башенным объемам.
Сильно выступающие козырек и балкон создали несколько излишнюю дробность и беспокойство фасадов башен, которые, вследствие этого, оказались не вполне согласованными скрупным и спокойным ритмом больших арочных окон машинного зала. В этом отношении более спокойный характер решения торцевых стен башен находится в большем соответствии с характером сооружения.
В общую композцию фасада с нижнего бьефа входит и разгрузочная площадка. Под площадкой находится глубокая арочная ниша для ботапорта. На нижнюю площадку ботапорта ведет двухмаршевая лестница.
Ступенчатость перехода башен высокого напряжения к основному объему здания ГЭС, а от него к нижней пло щадке батопорта с одной стороны и к протяженной водосливной плотине с другой стороны - создают общий плавный переход к водной поверхности нижнего бьефа.
Особенно эффектное впечатление производит здание ГЭС с нижнего бьефа ночью, когда темной скрыты его детали и виден только общий силуэт и когда горящие ярким светом большие арочные окна машинного зала фосфорическим блеском отражаются в глубокой воде.
В то время, как фасад нижнего бьефа рассматривается главным образом с больших расстояний, фасад здания ГЭС с верхнего бьефа рассматриваетс и с дальних и с близких расстояний, с высокого берега городского сада, с набережной и с шлюзующихся судов.
Это обстоятльство продиктовало необходимость решить этот фасад также и с помощью хорошо прорисованных архитектурных деталей. Вполне правильно архитекторы пошли здесь на менее крупные членения фасада, решенного в основном мотивом узких и высоких оконных проемов, перекликающихся с характером оконных проемов на угловых частях фасада со стороны нижнего бьефа.
Фасад верхнего бьефа (длиной 183 м, и высотой 20 м) завершается простым карнизом, в виде выступающей плиты. В массив стены вкомпанованы две башни высокого напряжения, расположенные симметрично, на расстоянии 30 метров от углов здания ГЭС. По плоскости стен башен продолжается тот же ряд вертикальных окон, что и на фасаде, чем подчеркивается единство башен со всем сооружением.
Благодаря своим большим размерам и характеру архитектурного решения башни высокого напряжения занимат введущую роль в композиции всего фасада с верхнего бьефа. Они, нарушая однообразие имонотонность стены слева и значительно повысив сооружение, создали выразительный силуэт фасада.
Весь фасад решен в вертикальных членениях: ритмом упомянутых выше о конных проемов и вытянутыми между ними простенками, усиленными в с редней и боковых пониженных частях фасада плоскими лопатками. Мотив лопаток применен также и на фасаде второго яруса башен. Стена и проемы фасада разработаны грубым наметом цементной штукатурки.
Общий для всего фасада характер вытянутых проемов и простенов между ними придает известное единство всей композиции фасада с нижнего бьефа.
К сожалению, архитекторы добившись выразительности силуэта и нужной масштабности фасада с верхнего бьефа, не придали должного значения архитектурным деталям, тем самым несколько упростив архитектуру этого фасада, что особенно ощущается при его обозревании с ближних расстояний.
Рассматривая фасады с верхнего и с нижнего бьефов следует отметить различные приемы их решения. Так, если в фасаде с нижнего бьефа решенном монолитно стеной - аркадой с большими оконными проемами, преобладают горизонтальные членения, то в фасаде с верхнего бьефа, решенном при помощи высоких оконных проемов и лопаток, решенном при помощи высоких оконных проемов и лопато, исключительное преобладание имеют вертикальные членения. Но все это не нарушает целостности всего объема здания ГЭС.
Необходимо также указать и на то, что перед архитекторами здесь была поставлена исключительной трудности задача.2024-02-19 22:07
(с) Кирилл Кравченко, 2024, Моя Энциклопедия