Здание с водонапорной башней АО Франко-русских заводов (бывший завод Ч.Берда)
1860-е арх.Р.Р.фон Генрихсен; 1870 арх.А.Л.Гольм; 1885-1894 арх.А.Н.Рейнбольд
Улица Перевозная, 1
Хронология предприятия:
Фрагменты карт 1913 года (первая и вторая) и 1933 года
Чарльз (Карл Николаевич) Берд, российский промышленник, родился в Шотландии в 1766 году. Приехал в Россию вместе с Карлом Гаскойном в 1782 году. Проработав три года вместе с Гаскойном, в 1792м году совместно с Морганом основал завод на Матисовом острове. После смерти компаньона Берд стал единоличным владельцем предприятия. Умело применяя свои знания и проявляя невиданную деловую хватку, Берд значительно развил свое производство, в начале 19го века сделав его крупнейшим в Петербурге и обеспечив завод крупнейшими заказами на пользу города. Это одно из лучших литейно-механических предприятий. Именно здесь занимались художественной отливкой и ковкой многих значимых для Петербурга объектов - Александринский столб, памятники, ограды, барельефы, металлоконструкции для мостов и зданий. В 1815 году именно здесь Бердом был построен первый русский пароход "Елизавета". Берд основал первую регулярную пассажирскую ветку Санкт-Петербург - Кронштадт (на карте 1913го года даже можно видеть пристань на Кронштадт), а затем на Ревель, Ригу и так далее. Берд был обласкан властью, так что он получил монополию на 15 лет (потом она была продлена до 1843 года) на строительство ВСЕХ пароходов по морям и рекам России. На протяжении всего 19го века завод развивается - на Матисовом острове построены лесопильный завод, мукомольня, сахарный завод, корабельная верфь и другие производства.
Сын Чарльза Берда - Франц Карлович Берд (1802-1864) - активно продолжает дело отца, развивает производство.
В 1881 г. предприятие перешло акционерному обществу "Франко-русские заводы", которое было допущено к деятельности в России на пятьдесят лет. Одновременно общество получило в аренду Галерный островок сроком на десять лет. Здесь активно занимаются судостроение - в частности, построены корветы "Витязь" и "Рында".
После революции предприятие было национализировано, в 1922 г. переименовано в Петроградский государственный машинокотлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта. С 1928 г. – это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги. В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов. В послевоенное время Ленинградский завод по обработке цветных металлов им. Ворошилова возродился как фольгопрокатный и стал самым крупным в стране по производству фольги. В 1976-1989 гг. завод во второй раз (первый в 1924-1928) был в составе ЛПО «Красный выборжец» и назывался «Завод по производству алюминиевой фольги ЛПО Красный выборжец». С 1989 г. предприятие носило название Ленинградский фольгопрокатный завод. В 1992 г. он был преобразован одним из первых в отрасли и городе в акционерное общество открытого типа «Фольгопрокатный завод». С 2002 г. - открытое акционерное общество «Фольгопрокатный завод». Ныне этот старейший завод является единственным предприятием в Европейской части России, специализирующимся на выпуске алюминиевой фольги, лент, листов, полос и изделий из алюминия и его сплавов из разных марок алюминия технической чистоты и единственным в России производителем фольги из алюминия высокой чистоты (99,99%).
В настоящее время преемником завода Чарльза Берда можно считать фольгопрокатный завод, однако на территории ЛАО также сохранились кой-какие постройки (дом и особняк Берда на Корабельной набережной). Памятниками, поставленными на учет КГИОП, являются особняк Ф.К.Берда на Корабельной набережной (ныне на территории ЛАО) и производственное здание с водонапорной башней, расположенные на территории Фольгопрокатного завода.
После революции завод был разделен. Кораблестроительная часть отошла к Адмиралтейскому заводу (сейчас в составе объединения «Адмиралтейские верфи»), а меднопрокатное отделение стало самостоятельным заводом, который вошел в объединение «Красный выборжец». С 1946 года впервые в стране здесь был освоен выпуск алюминиевой фольги. В 1989 году завод вышел из объединения и сейчас является акционерным обществом «Фольгопрокатный завод» (с 2002 г. — открытое акционерное общество «Фольгопрокатный завод»). 25 декабря 1997 года на здании административного корпуса заводоуправления по адресу улица Блока, 5, была торжественно открыта мемориальная доска в память основания завода в 1792 году Чарльзом Бердом.
Особняк Ф.К.Берда. Корабельная набережная, 4, наб.Фонтанки, 203ЭП
Слева - http://wikimapia.org/ . Дом и контора Ч.Берда. Фотография из книги Штиглиц М.С. "Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга". 2005
http://www.citywalls.ru/house16447.html
Корабельная наб., 4; Фонтанки наб., 203ЭП
Архитекторы: 1844-1850 арх. Реймерс Карл Иванович, 1887 - техник Рейнбольдт Анастасий Иванович (перестройка). Стиль: ЭклектикаПостроен архитектором Карлом Ивановичем Реймерсом для Ф. К. Берда, сына Чарльза Берда. Чертежи датированы 1844-50, здание перестраивалось. Прежний адрес - Корабельная наб., 4. Находится на территории "Адмиралтейских верфей". Изначальный адрес здания неизвестен - набережная в 1821-44 именовалась Лесной (по лесопильному заводу Берда), в 1844-87 наб. не имела названия, с 16 апреля 1887 - Корабельная наб (от Мойки до Пряжки вдоль Невы), в 1930-е продлена за Пряжку на юг, 16 января 1964 упразднена (согласно ТЭ, 2002, стр. 460).
Комплекс построек Адмиралтейского судостроительного завода. Дом управляющего. 2-я половина 19 века. "Вновь выявленный". Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001. Инф. согласно РГИС на 21.04.2012.
Мозаика в холле при входе. На лестнице, ведущей на второй этаж, в верхних медальонах головки такс, а в расположенных во фризе - яблоки. На площадке второго этажа несколько дверей во внутренние помещения. Кариатиды поддерживают карнизы над дверями.
https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/930/ - 2я половина 19го века, дом управляющего, памятник
Матисов остров - промышленная империя Бердов
http://brcollegia.ru/baza-znanij/19-matisov-ostrov.html
В настоящее время территория бывших Франко-русских заводов (Ч. Берда) на Матисовом острове входит во ФГУП «Адмиралтейские верфи». Небольшие острова в нижнем течении Невы – Ново Адмиралтейский, Матисов и Галерный – были очень удобны для кораблестроения и традиционно были заняты производством в этой отрасли. На протяжении почти 100 лет большая часть Матисова острова принадлежала семье промышленников Берда, и была занята их заводскими и жилыми строениями.
По утверждению историка Петербурга П.Н. Петрова, Матисов остров был пожалован в 1703 г. мельнику Матису «получившего охранный лист царский и потом данную на весь островок, ему уступленный с платой незначительного взноса, за услуги по разведыванию о шведах». (1)Регулярная планировка Матисова острова в ряде других градостроительных преобразований была предложена проектным планом, разработанным в 1763-1765 годы под руководством архитектора А.В. Квасова «Комиссией для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы». Проектные предложения отражает план, гравированный Х.М. Ротом в 1776 году. (2) По идее генплана Матисов остров получал регулярную планировку с площадью в центре и сетью улиц, продолжавших направление трасс материковых улиц.
Однако в 1780-е гг. XVIII века регулярная планировка острова все еще не была осуществлена. Реальную ситуацию отражает план из собрания РГВИА1780-х гг. (3) и фиксационный план Матисова острова 1786 г. (4)Первый план топографической съемки острова выполнен 2 октября 1786 г. и связан с работами по урегулированию и повышению местности. План подробно отразил все владения и постройки: «Для возвышения Матисовского острова потребно земли 30 000 сажень, полагая берег высотою в 2 аршина с половиною». Скорее всего, после осушения местности планировались и работы по урегулированию острова – прокладке улиц в соответствии с генпланом в 1763-1765 гг.В экспликации к плану перечислены владельцы земель и построек с указанием запрашиваемых ими сумм. Ситуация, по-видимому, отражает процесс государственного выкупа земли у частных владельцев. Самую большую сумму испрашивал за «место с строением» на юго-западной оконечности острова купец Конон Гутуев. В перечне указано, что он «просит двенадцать тысяч рублей». Двор купца Конона Гутуева, занимавший вытянутый вдоль берега Невы прямоугольный участок в юго-западной оконечности острова (на месте появившегося позднее Сального буяна), был застроен тремя каменными домами с вальмовыми четырехскатными крышами. На все же острове было 4 частновладельческих двора, перемежавшиеся с казенными землями. Владельческими участками острова были: купца Ивана Гутуева с каменным и деревянным домами, купца Стахова с деревянными «жилым покоем» и сараем, купца Долгова с двумя деревянными домами. Значительную часть острова занимали казенные строения: Винные амбары, Каторжный двор, Адмиралтейский трубный двор. Вдоль берега Невы располагались: тоня, скотобойни, «торговые» бани. В глубине острова находились караульня и кабак. Улицы на острове не проложены, участки отделялись друг от друга заборами.
В 1790-х гг., вероятно, после работ по намыву и частичной трассировки улиц в соответствии с генпланом, на острове и началась раздача участков частным владельцам.Выделение участков оформлялось с помощью «данных», поученных от управы благочиния и узаконенных указом императрицы Екатерины II. Будущим владельцам вменялось в обязанность застроить свои участки вдоль улиц регулярным каменным строением «в три этажа». Копии владельческих документов на участки Матисова острова сохранились в фонде Акционерного общества Франко-Русских заводов. По этим документам восстанавливается история владения и межевания на острове. В 1787 – 1790-х гг. многие жители Санкт-Петербурга подали прошение в Государственную Адмиралтейскую коллегию об отводе им мест «лежащих по берегу Невы» под регулярное строение на Матисовом острове. Среди многочисленных просителей упоминаются купец Михаил Трозин и английский купец Карл Берд. Прошение, поданное Бердом, датировано 8 июня 1794 г. (5)
Чарльз Берд (Charles Baird) родился 20 декабря 1766 г. в Шотландии, получил образование на Корронском пушечном заводе, в 1786 г. прибыл в Россию вместе с инженером Чарльзом Гаскойном, который был приглашен для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске. (6)Проработав помощником Гаскойна три года, Чарльз в 1792 г. вступил в товарищество с петербургским заводчиком Морганом (Francis Morgan) и женился на его дочери Софии.
По предложению Государственной Адмиралтейской коллегии в первую очередь земля на Матисовом острове была предоставлена инструментальному мастеру Францу Моргану «посему как упоминаемое инструментальным Мастером Морганом место состоит в ведомстве Государственной Адмиралтейской коллегии, которая позволив ему Моргану, на том месте построить для производимых им работ, особливо Адмиралтейству нужных, плавильную печь».
16 июля 1796 г. Ф. Морган отдал свое владение на Матисовом острове в приданое дочери Софии, которая была замужем за его деловым партнером Карлом Бердом: «Лета тысяча семьсот девяносто шестого июля в шестой надесять день ведомства Государственной Адмиралтейской коллегии инструментальный мастер Франц Морган учинил сию запись и дал дочери моей родной Софии находящийся в замужестве за англинским купцом Карл Бердом, в том что отдаю я ей дочери моей сверх данного мною при выдаче ее замуж в награждение движимого имения еще в вечное и потомственное ее владение из недвижимого моего благоприобретенного имения: первое выстроенный мною на отданном мне от показанной Адмиралтейской Коллегии порожнем месте состоящем в Санкт-Петербург ево второй Адмиралтейской части на Матисовом острову (где был Адмиралтейский называемой двор трубный) каменный дом с имеющимся при нем всяким строением…». Из описания владения видно, что участки, данные Морганом в 1796 г. за дочерью, располагались по обе стороны от Мясной улицы и выходили торцевыми частями на Пряжку. На северном участке Софии («на месте бывшего трубного двора», см. план 1786 г.) Францом Морганом был выстроен каменный дом. А на втором участке – приготовлены материалы для строительства каменного дома. 23 декабря 1797 года София Берд продала часть своего владения на Матисовом острове своему мужу – Карлу Берду. Каменный дом, судя по купчей, был построен «собственным капиталом» Карлом Бердом с позволения жены на ее дворовом месте. Обозначенный в купчей дом находился на берегу Пряжки, и был вытянут вглубь двора вдоль Малой Рыбной (Мясной) улицы.
К концу XVIII - началу XIX века реализована регулярная планировка по проектным планам второй половины XVIII в. Значительное изменение в планировке острова связано с работами 1804 – 1806 гг. по строительству Сального буяна по проекту архитектора Тома де Томона и Сальнобуянского канала. Канал, прорытый в 1804 году, и отделивший южную оконечность острова, прошел по участку, известному по плану 1786 года, как принадлежащий Конону Гутуеву. Из владельческих документов известн, что 1796 году участок сменил владельца, и принадлежал купцу Михаилу Трозину. Он же был владельцем и в 1803 году, когда город выкупил его земли под строительство канала и буяна. (7) Граница принадлежащего городу Сальнобуянского канала прошла рядом с заводом Чарльза Берда. В связи с этим владелец завода высказывал опасение за целостность своего землевладения. В июне 1805 года Берд представил Министру Финансов письмо «писанное от Товарища Министра юстиции, действительного камергера Новосильцева, в коем значит, что Государь Император, по выслушании всеподданнейшей просьбы его об опасении, что постройкой Сального буяна, поблизости его завода, на Матисовом острову устроенного, может сделать нужным переселение его завода на другое место, Высочайше повелеть соизволил обнадежить его, что к перенесению его завода против воли он принужден е будет, и что при построении Сального Буяна должны быть приняты нужные меры к огораживанию всякой опасности, не тревожа его во владении собственностью». (8)
Во второй половине XVIII в. чугунный завод Берда был самым крупным предприятием Санкт-Петербурга. В 1796 г. в дополнение к литейной мастерской были построены корабельная верфь и механическая мастерская .С 1800 года Берд внедрил на производстве паровую машину и тогда же начал заниматься строительством кораблей. В 1815 году он создал первый в России пароход. Так в судостроительный комплекс на левом берегу невского устья, включавший Галерную верфь и Галерный остров, вошло новое передовое предприятие. В 1811 году Карл Николаевич Берд пожалован императором чином обер-гиттенфервалтера VIII класса (чин горного ведомства, соответствует гражданскому чину коллежского асессора и дает право на получение дворянства). В 1817 г. он был награжден орденом Св. Анны II степени и получил следующий чин обер-бергмейстера VII класса (соответствует надворному советнику). (9)
Современник-англичанин, побывавший в Петербурге в начале XIX века, оставил характеристику предпринимателя: «Около четырнадцати лет тому назад он, работая на Гайскона, приобрел уже достаточное богатство и знание страны и учредил собственное производство – литейное, кузнечное, строительство паровых двигателей и т.п., но главным образом был связан с Адмиралтейством. Он также производит все железные изделия для Монетного департамента и многое сделал для нас… Ему около сорока, он очень деятелен и умен, хорошо знает язык, что, поверьте, очень важно и в духе времени; он близко знаком как с русскими, так и иностранными профессорами механики, а также со многими из высшей знати и умеет подбирать нужные ключи к личным дверям главных чиновников в большинстве государственных департаментов». (10)
Создав в 1815 году пароходство, Чарльз Берд на долгое время стал единственным хозяином транспортного и пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Ежедневные рейсы построенного на верфи Чарльза Берда судна «Елизавета» начались 3 ноября 1815 г., от пристани завода Берда на реке Пряжке. Путь до Кронштадта занял 5 часов 20 минут. С этим событием связано первое употребление слова «пароход» в статье «Первая поездка из Петербурга в Кронштадт и обратно в 1815 году», помещенной в №46 газеты «Сын Отечества» за 1815 год. (9) В 1817 Берду была выдана привилегия на исключительное пользование паровыми судами на 10 лет, которая затем была продлена до 1840 г. Пароходы могли строиться и эксплуатироваться только с разрешения Берда. (11)До 1825 года завод Ч. Берда был единственным в России предприятием, который систематически выпускал паровые машины, различные станки и механизмы для нужд всей страны. За этот период на заводе была изготовлена 141 паровая машина.
На заводе изготавливались металлические детали конструкций и декора для множества зданий и сооружений столицы. Крупнейшими работами, выполненными в первой трети XIX в. были: 1805-1806 гг. первый в России чугунный Сальнобуянский мост «на дугах»; 1809 г. — капители из бронзы Казанского собора; 1810 г. — пожарные трубы для С.-Петербургского монетного двора; 1813 г. — решётка Обводного канала в Кронштадте; 1823 г. — конструкции и украшения для Пантелеймоновского, Почтамтского, Банковского, Львиного, Египетского, 1-го Инженерного, Благовещенского мостов; постройка висячих мостов в Санкт-Петербурге; 1824 г. — Почтамский и Пантелеймоновский мосты; 1826 г. — изготовление сфинксов для пристани на Крестовском острове (скульптуры П. П. Соколова); 1829-1834 гг. — выполнение барельефов, украшений, капителей колонны и Ангела для Александровской колонны (за выполнение заказа Берду был пожалован орден Св. Владимира 3-й степени). В 1835 г. — отлиты декоративные чугунные ядра для Царь-Пушки Кремля. Самым крупным заказчиком завода Берда в эти годы стала Комиссия по построению Исаакиевского собора, выбравшая завод Берда главным исполнителем всех работ по металлу. Благодаря заказам на Исаакиевский собор, завод создал «железоделательное» (листопрокатное) производство. Грандиозные по объему работы были выполнены для изготовления железных и чугунных деталей конструкций купола Исаакиевского собора. (9) Для транспортировки грузов от пристани на Неве до строительства были созданы рельсовые пути, рельсы для которых также создавались на заводе Берда. Таким образом, благодаря Берду в 1839 году в Санкт-Петербурге появился первый городской рельсовый транспорт.
Кроме полученных за женой в приданое участков Матисова острова, английский купец Карл Берд постепенно скупал соседние владения. Участки также покупала его жена. К 1820-м годам территория квартала постепенно плотно застроилась промышленными зданиями, и в результате объединилась в единый участок. К середине XIX века в собственности семьи Берд оказалась значительная часть Матисова острова, которую они застроили заводскими и жилыми строениями. Рядом с первым, механическо-литейным заводом, Берд построил лесопильный завод, сахарный завод, паровую мукомольню, корабельную верфь. Сахарный завод Берда в Петербурге считался самым большим в мире. (6) Основная часть владений ограничивалась Большой Невой, Перевозной улицей, речкой Пряжкой и Сальнобуянским каналом. Чугунолитейный завод находился в квартале, ограниченном Сальнобуянским каналом, Мясной улицей, набережными Пряжки и Невы. Вторая большая территория, принадлежащая семье Берд и занятая лесопильным заводом, находилась в соседнем квартале между Мясной и Перевозной улицами и набережными Пряжки и Невы. Она также представляла собой единый участок.
Карл Николаевич Берд скончался 28 ноября (10 декабря) 1843 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Наследник заводов, Франц Карлович Берд родился 16 февраля 1802 г. Он получил образование в Эдинбургском университете по специальности гражданский инженер и принимал деятельное участие как полноправный партнер в промышленных и коммерческих предприятиях отца. (6) Первой самостоятельной работой Франца стало создание конструкций и декора Благовещенского моста на чугунолитейном заводе. Приняв наследство, Франц Карлович Берд продолжил дело отца по всем главным направлениям — машиностроение, судоходство и деятельность на нужды города.
В 1847 году Ф.К. Берд и члены его семьи стали подданными России. Ф К. Берд по заслугам своего отца получил право на потомственное дворянство. Он имел почетное звание коммерции-советника, которое приравнивалось к гражданскому чину VIII класса. За свою деятельность на пользу российской промышленности он был награжден четырьмя орденами и бронзовой медалью на Андреевской ленте. (12) Ф. К. Берд скончался внезапно 13 марта 1864 года в возрасте 62 лет Дело возглавил его сын Джордж, которого в России называли Егором Францевичем. (12)
С середины XIX в. чугунолитейный завод принимает активное участие в создании парового военно-морского флота России. 22 декабря 1871 года указом Сената Д. Ф. Берд был утвержден в потомственном дворянстве. По имеющимся данным, количество рабочих на предприятиях Берда к началу 1879 года составляло примерно 2000 человек. Завод выполнял заказы Морского министерства, Военного министерства, Министерства путей сообщения. Количество частных заказов было незначительно. В связи с отсутствием новых заказов в ближайший период времени предстояло увольнение более 1 000 рабочих. Исследователи считают, что эта ситуация послужила причиной продажи Бердом своего заводского имущества Акционерному обществу «Франко-Русских заводов», организованному для управления предприятиями Берда. (12) К этому времени чугунолитейный завод был оснащен 14 паровыми машинами мощностью 346 л. с. Здесь было 70 печей, 7 паровых молотов, 173 станка, 1514 рабочих. Объем годового производства оценивался в 3 102 700 р. (11)
В 1881 году сын Франца Берда, Джордж Францевич Берд, унаследовавший дело отца «в исключительную собственность по разделу между всеми наследниками Франца Карловича Берда», (13) передал принадлежавший ему завод на Матисовом острове и все свое недвижимое имущество учрежденному им совместно с группой французских совладельцев Акционерному обществу Франко-Русских заводов. Между акционерами были распределены акции, причем бывший владелец кроме значительного денежного вознаграждения получил 7 тысяч акций. Акционерное общество имело целью «эксплуатацию заводов, известных под названием Берда». По условиям договора: «Господин Берд вносит и продает сему обществу недвижимое по натуре и назначению имущество и вообще все входящее в состав заводов, известных под названием заводов Берда, находящихся на левом берегу реки Б. Невы в Санкт-Петербурге (Россия). Эти заведения занимают площадь около ста тысяч квадратных метров. …различные жилые помещения сооруженные на заводской земле… И вообще все то, что составляет собственность г. Берда в Санкт-Петербурге, без всякого исключения или изъятия». (14)
12 июня 1881 г. вышло постановление правительства, разрешающее образование Акционерного общества: «О разрешении Французского акционерного обществу приобрести механический завод Берда и производить операции в России. Государь Император, по представлению Министра Финансов в Комитет Министров и по положению сего Комитета, в 22-й день мая 1881 года, Высочайше повелеть соизволил: дозволить Французскому акционерному Обществу франко-русских заводов. (Societe anonyme des usines franko-ruses) приобрести в собственность принадлежащий дворянину Берду и находящийся в СПб на берегу Большой Невы завод». (14)
Производство специализировалось на изготовлении судовых механизмов и котлов, строило собственные корабли. Одной из первых работ нового предприятия стала постройка в 1883 году стальных корветов «Витязь» и «Рында». Акционерное общество арендовало верфь Галерного островка. За время аренды, продолжавшейся десять лет, были сооружены такие крупные корабли, как броненосцы "Император Николай I" и "Наварин".
После революции предприятие было национализировано, в 1922 г. переименовано в Петроградский государственный машинокотлостроительный и меднопрокатный завод им. Карла Либкнехта. С 1928 г. – это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги. В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов. После войны завод назывался: «Ленинградское Адмиралтейское объединение». В наши дни территория бывшего завода Берда входит в состав завода «Адмиралтейские верфи».
Сложившаяся к началу XIX в. планировка Матисова острова сохранялась до начала 1930-х гг. В 1930-е гг. в связи с объединением кварталов, вошедших в территорию находившихся здесь предприятий, часть улиц была закрыта. В настоящее большая часть острова занята заводской территорией Адмиралтейских верфей. Вошли в состав Адмиралтейских верфей Корабельная набережная, Мясная улица, часть Перевозной улицы. Историческая планировочная сеть улиц частично сохранилась в северо-восточной части: ул. Александра Блока (восточная часть первоначальной трассы Заводской ул.), Матисов переулок (первоначальная трасса сохраняется) и частично сохранившаяся Перевозная ул.
Русский шотландец Чарльз Берд — первый в России владелец пароходов
Через речку Пряжку в Коломне, что на западной приморской окраине в Санкт-Петербурге, перекинут Бердов мост. И вот уже более двух веков живет в России поговорка: «Как дела?» — «Как у Берда. Только труба пониже, да дым пожиже». Но кто же он такой — этот Берд, если вошел даже в поговорку?
Шотландец по происхождению, он был механиком, инженером, литейщиком, одним из самых удачливых предпринимателей России начала ХIХ века. Чарльз Берд, один из девяти детей Николая Берда, управляющего каналом Форт-энд-Клайд, родился в 1766 году в Уэстертоне, в шотландском графстве Стерлингшир. Его младший брат Хью Берд выучился на инженера. Чарльз получил техническое образование на знаменитом Карронском пушечном заводе рядом с городом Фолкерком, где в 19 лет занял пост контролёра в оружейном отделе. В 1786 году Чарльз (Карл Николаевич) Берд приехал в Россию в качестве помощника Ч. Гаскойна на Александровском пушечно-литейном заводе в Петрозаводске. В 1789 году Ч. Берт был командирован в Кронштадт на строительство чугунно-литейного завода.
В 1792 году у Чарльза Берда появилась возможность начать собственное дело: вместе с братом он вступил в товарищество с петербургским заводчиком, инструментальным мастером Ф. Морганом, и на его дочери Софии впоследствии женился. Железоделательные мастерские с плавильными печами на западной приморской окраине Санкт-Петербурга, называемой Коломной, на Матисовом острове дельты Невы, были переоборудованы в механико-литейный завод. Вслед за механико-литейным заводом, рядом с ним, начали возникать другие предприятия Берда — лесопильный завод, паровая мукомольня и др. Очень скоро Ч. Берд отделил своих компаньонов и стал единственным владельцем завода.
Основным двигателем завода стала паровая машина, построенная здесь же. Многие исследователи считают, что это была первая, построенная в России, паровая машина уаттовского типа (машина двойного привода с конденсатором, до этого в России использовались только паро-атмосферные машины). Литейная мастерская была оборудована опрокидывающимися шахтными печами. Для плавки металла использовался кокс, привозимый из Англии, а не древесный уголь.
Вместе с братьями Берд использовал свой флот грузовых судов и заводские причалы для торговли сахаром и вином. Для этого был проложен специальный тоннель с выходом в районе моста через реку Пряжку. В 1796 г. к литейной мастерской была пристроена корабельная верфь и механическая мастерская, здание завода переместилось в четыре каменных корпуса. В 1800 г. Берд получил разрешение на постройку двух крупных коммерческих судов по чертежам лучшего корабельного мастера Черноморского Адмиралтейского правления Александра Семеновича Катасанова.
На заводе Берда выпускались как предметы хозяйственного и бытового обихода, так и оборудование для промышленных предприятий. Например, в 1797 г. выпускались утюги, вьюшки, камины, печи для сахарных заводов, коленчатые валы для мельниц, лопасти и другие изделия. Это сказывалось в непрерывном росте выпуска продукции: в 1797 г. было выпущено продукции на 123 336 руб., а в 1800 г. — уже на 151652 руб. К началу XIX века завод перешёл на производство паровых двигателей. В 1800 году на заводе побывал император Павел I, который так был поражен увиденным, что немедленно издал указ для Адмиралтейств-коллегии: «Ввести в употребление по адмиралтейству для облегчения ручных работ... огненную машину малого размера, подобную той, каковая существует на заводах аглицкого купца Берда». 16 февраля 1802 года у заводовладельца родился сын Френсис (Франц) Берд, которому в дальнейшем суждено было стать наследником и продолжателем дела отца.
В 1813 году император Александр I дал монопольное право на эксплуатацию пароходных судов по всей России на 15 лет американскому изобретателю паровой машины Роберту Фултону. Но Фултон не смог воспользоваться договором, и в течение трёх лет он не ввел в строй ни одного судна. Встал вопрос о создании отечественного пароходостроения. Первое российское паровое судно — родоначальник первых русских пароходов (тогда их называли «стимботы») было построено в 1815 г. на заводе Берда. Создание парохода с позиций сегодняшнего времени представляется не столь уж сложным — изобретателю нужно было лишь соединить то, что давно уже использовалось людьми.
В статье «Стимбот на Неве» в журнале «Сын Отечества» №38 за 1815 год говорится: «...Берд не построил для приложения паровой машины к судоходству нового судна, а только вделал сию машину в обыкновенную тихвинскую лодку. Снаружи видно, что она имеет палубу с возвышающейся посредине плоскою крышей трюма (в котором находится машина)... По обеим сторонам судна видны дощатые футляры, в каждом из которых движется по колесу... Посреди судна возвышается железная труба диаметром около фута (0,3 м) и вышиною футов в 25 (7,6 м). При попутном ветре труба сия служит вместо мачты для поднятия паруса... Вся лодка имеет в длину 60 (183 м), а в ширину 15 футов (4,6 м) и ходит в воде на 2 фута (0,61 м)». В трюме судна была установлена балансирная паровая машина Джеймса Уатта мощностью в четыре лошадиные силы и частотой вращения вала 40 оборотов в минуту. На бортовые гребные колеса диаметром 2,4 м с 6 плицами движение передавалось через зубчатую передачу. Пароход развивал скорость до 5,8 узлов, то есть, около 10,13 км/ч. Однотопочный паровой котёл отапливался дровами. Сажени полуаршинных березовых дров хватало на 12 часов хода. Вода для питания котла подавалась из-за борта специальным насосом, приводившимся в действие от паровой машины.
Летом 1815 года странное судно бойко двигалось против быстрого течения Невы без весел и парусов. Судно действительно было довольно «чудное» — с двумя большими колесами, крутившимися в водной пене, и высокой трубой, из которой валил дым. Вскоре остряки придумали ему кличку — «судно с печкой». Хорошо разрекламировав новое предприятие, Берд привлек к себе даже внимание царской семьи. 2 сентября 1815 года в круглом пруду у Таврического дворца было устроено катание на судне «Елизавета» царицы со свитой. Восторженные толпы зевак пытались прорваться поближе и во всех подробностях разглядеть необычайное зрелище.
Берд поставил перед собой цель — основать пароходную линию Петербург-Кронштадт. Ежедневные рейсы судна начались рано утром 3 ноября 1815 г., когда «Елизавета» отчалила от пристани завода Берда на реке Пряжке и пошла вниз по Неве на взморье и пришла в Кронштадт за 5 часов 20 минут. Термин «пароход» (применительно к паровому судну) был впервые употреблен в статье «Первая поездка из Петербурга в Кронштадт и обратно в 1815 году», помещенной в №46 газеты «Сын Отечества» за 1815 год. Автор этой статьи — Петр Иванович Рикорд (1776-1855 гг.) был одним из поборников механизации водного транспорта. В 1816 году Берд построил на своем заводе второй пароход с паровой машиной мощностью 16 лошадиных сил и начал перевозить пассажиров в Кронштадт. А 9 июня 1817 года Берд получил привилегию на исключительное право в течение 10 лет использовать паровые суда в России.
Пароходы Берда занимались как пассажирскими, так и грузовыми перевозками. Конкуренция между парусными судами и пароходами продолжалась недолго — использование пароходов было намного удобнее и быстрее, таким образом, почти все перевозки оказались в руках Берда. Он за короткий срок построил множество транспортных судов, и на них буксировал товар из Кронштадта в Петербург и обратно, благодаря чему нажил громадное состояние. Начиная с навигации 1817 года регулярные пассажирские рейсы стали совершаться по два раза в день. К 1820 г. в пароходстве Берда было четыре парохода, а к 1835 г. их стало уже 52 (все разной мощности паровых машин — до 300 лошадиных сил). Берд наладил пароходное сообщение между столицей и Ревелем, Ригой и другими городами; его пароходы ходили и по Волге. Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду до 1843 года включительно.
До 1825 года завод Ч. Берда был единственным в России предприятием, который систематически выпускал паровые машины, различные станки и механизмы для нужд всей страны. За этот период на заводе была изготовлена 141 паровая машина. Карл Николаевич Берд в 1811 году был пожалован императором чином обер-гиттенфервалтера VIII класса (чин горного ведомства, соответствует гражданскому чину коллежского асессора и дает право на получение дворянства). В 1817 г. он был награжден орденом Св. Анны II степени и получил следующий чин обер-бергмейстера VII класса (соответствует надворному советнику).
В номенклатуре завода значились печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. Вот только некоторые основные работы, которые были выполнены на заводе в первые годы его существования: 1808 г. — механизмы для обточки и полировки стекла для Императорского стеклянного завода; 1809 г. — капители из бронзы Казанского собора; 1810 г. — пожарные трубы для С.-Петербургского монетного двора; 1811 г. — токарные станки для Тульского оружейного завода; ограда у Казанского собора; 1813 г. — решётка Обводного канала в Кронштадте; 1818-1820 гг. — две землечерпательные машины для Мариинской системы по заказу Министерства путей сообщения; 1823 г. — конструкции и украшения для Пантелеймоновского, Почтамтского, Банковского, Львиного, Египетского, 1-го Инженерного, Благовещенского мостов; постройка висячих мостов в Санкт-Петербурге; 1824 г. — Почтамский и Пантелеймоновский мосты; 1826 г. — изготовление сфинксов для пристани на Крестовском острове (скульптуры П. П. Соколова); 1829-1834 гг. — выполнение барельефов, украшений, капителей колонны и Ангела для Александровской колонны (за выполнение заказа Берду был пожалован орден Св. Владимира 3-й степени); 1835 г. — отлиты декоративные чугунные ядра для Царь-Пушки Кремля. На этом заводе изготовлялось большое количество металлоконструкций для петербургских мостов и зданий, фонари, ограды, детали декора, рельефы, скульптура.
Самым крупным заказчиком завода Берда в эти годы стала Комиссия по построению Исаакиевского собора, выбравшая завод Берда главным исполнителем всех работ по металлу. Благодаря заказам на Исаакиевский собор, завод создал «железоделательное» (листопрокатное) производство с молотами, развивающими усилие до 90 пудов и паровым приводом мощностью 80 лошадиных сил. В кузнечном производстве в 40 горнах можно было в течение двух часов расплавить до 24 000 фунтов (около 9,5 т) меди или бронзы и отлить форму длиной до 5 м. Одним из первых на завод Берда от Комиссии по построению поступил заказ на изготовление паровой машины для производства цемента. С 1820 года в основном требовались вспомогательные детали: стержни, связи, накладки на деревянные устройства — настилы, пристани для разгрузки материалов на берегу Невы, приспособления для выгрузки гранитных колонн весом до 120 тонн. К 1821 году О. Монферран уже разработал основные чертежи, известны стали размеры главных элементов конструкций собора. На заводе Берда начали изготавливать бронзовые базы и капители колонн. Над этими элементами трудились до 1832 года. Также на заводе изготавливались металлические детали лесов для установки гранитных колонн. Для перевозки гранитных монолитов и их подъема по наклонным деревянным настилам на заводе Берда были заказаны шесть специальных телег «медведок» грузоподъемностью 600 и 400 пудов (соответственно 10 и 7 т).
Для организации перевозки гранитных монолитов для колонн Исаакиевского собора Берд построил два парусных судна — «Святой Исаакий» и «Святой Петр». В 1821-1824 годах с их помощью было доставлено на строительство 36 колонн, причем перевозка каждой из них обошлась казне в 8000 рублей. После 1824 г. судам стал необходим капитальный ремонт; поэтому Комиссия заказала у Берда два паровых буксира. Будущая колонна погружалась в Питерлаксе на специальную баржу, к ней с обоих бортов были принайтовлены буксиры, и таким образом они транспортировали груз к месту строительства. Специальным распоряжением Министерства Двора Е. И. В. было приказано морской службе пропускать эти суда без досмотров.
После 1829 года на заводе Берда стали строить более мощные пароходы (до 300 лошадиных сил), и он получил заказ на перевозку морским путем итальянского мрамора для облицовки Исаакиевского собора. В 1825-1832 годах на предприятии Берда изготавливают уникальные приспособления для передвижения, подъема и установки гранитных колонн, в том числе блоки большой грузоподъемности, направляющие для канатов, выдерживающие усилие до 20 т, а также устройства поворота колонн. Грандиозные по своему объему работы были выполнены для изготовления железных и чугунных деталей конструкций купола Исаакиевского собора.
С 1834 года в заказах завода появляется огромное количество кованых стержней для крепления деталей фронтонов и верхних частей колонн. В 1838-1845 годах изготавливались металлические детали для сводов фронтонов и малых куполов. В это же время на меднолитейном заводе заказывается оснастка для 24 колонн барабана купола, приемка которых состоялась в 1837-1838 годах, а также покрытие медными листами внешних конструкций антаблемента. Для транспортировки грузов от пристани на Неве до строительства были созданы рельсовые пути, рельсы для которых также создавались на заводе Берда. Система этих путей была достаточно разветвленной и пересекала городские улицы, поэтому рельсы, чтобы не мешать движению, укладывали на одном уровне с дорожным покрытием, за их состоянием постоянно следили заводские инженеры.
Таким образом, благодаря Берду в 1839 году в Санкт-Петербурге появился первый городской рельсовый транспорт. Когда монтаж купольных конструкций завершился, заводские специалисты начали изготавливать и монтировать лестницы и переходы внутри купола, готовить окантовку дымовых труб на крыше, оконные переплеты, решетки, по которым перемещались по крыше, устанавливать печи в подвале, громоотводы и многое другое. Для кирпичных стен собора мастера завода Берда изготовили «рольный» (раскатанный до толщины 1-2 мм) свинец, при помощи которого изолировалась кладка от наружной мраморной облицовки. В 1844 году на завод начали поступать заказы на отливку скульптурного убранства для Исаакиевского собора. После освящения и открытия Исаакиевского собора, на заводе выполнялись бронзовые и чугунные отливки и детали убранства памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади.
В заключение хочется вспомнить еще одну историю, которая характеризует человеческие качества Карла Николаевича Берда. В имении Гончаровых «Полотняный завод» с конца XVIII века хранилась бронзовая статуя Екатерины II, заказанная в свое время в Берлине прадедом Наталии Николаевны в честь посещения имения императрицей. Но Гончаровы растратили свое огромное состояние, и Наталья Николаевна оказалась бесприданницей. Мать Натальи Николаевны поставила дату бракосочетания дочери с А. С. Пушкиным в зависимость от продажи этой статуи. Чтобы не откладывать свадьбу, поэт, заложив свое имение в Нижегородской губернии, одолжил Наталье Ивановне Гончаровой 11 тысяч рублей. В 1832 году ему предложили взять в возмещение долга статую императрицы, которую А. С. Пушкин окрестил «бронзовой бабушкой».
В июне 1832 года поэт через А. Х. Бенкендорфа предложил правительству купить монумент. Несмотря на его высокие художественные достоинства, подтвержденные представителями Академии художеств, правительство не нашло средств на покупку, и в 1836 году Александр Сергеевич продал статую Карлу Николаевичу Берду на переплавку. В то время для строящегося Исаакиевского собора необходимо было большое количество металла, а вес статуи составлял около 200 пудов. Но у К. Н. Берда не поднялась рука отправить на переплавку художественное произведение, и «бронзовая бабушка» простояла во дворе завода Берда на Матисовом острове почти восемь лет, когда там ее случайно обнаружили приехавшие по делам братья Коростовцевы — помещики Екатеринославской губернии. Статуя была выкуплена на собранные по подписке деньги и установлена в городе Екатеринославе на чугунном постаменте. После Октябрьской революции статуя императрицы уцелела, лишь была перенесена во двор исторического музея. Но в ноябре 1941 года, во время оккупации Днепропетровска, бывшего Екатеринослава, бронзовая Екатерина была увезена немцами и переплавлена.
Карл Николаевич Берд скончался 28 ноября (10 декабря) 1843 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Там же были похоронены его жена София, сын Фрэнсис (Франц Карлович) и другие члены семьи. Могила семьи Бердов представляет собой готическую часовню, отлитую из чугуна, с мраморным обелиском внутри. Рядом находится еще одно семейное захоронение Бердов. Заводом потом владели три поколения Бердов. Фрэнсис (или Франц Карлович) продолжал дело своего отца. Затем в 1864 году завод перешел к его сыну — Егору Берду, который в 1881 году продал предприятие Обществу франко-русских заводов. Переименованный во «Франко-Русский» завод долго еще называли «бывший завод Берда». Именно сюда в 1916 году пришел для ремонта крейсер «Аврора», а в октябре 1917 года «Аврора» отошла от бывшего завода Берда, чтобы сделать свой исторический выстрел.
После революции завод был разделен. Кораблестроительная часть отошла к Адмиралтейскому заводу (сейчас в составе объединения «Адмиралтейские верфи»), а меднопрокатное отделение стало самостоятельным заводом, который вошел в объединение «Красный выборжец». С 1946 года впервые в стране здесь был освоен выпуск алюминиевой фольги. В 1989 году завод вышел из объединения и сейчас является акционерным обществом «Фольгопрокатный завод» (с 2002 г. — открытое акционерное общество «Фольгопрокатный завод»). 25 декабря 1997 года на здании административного корпуса заводоуправления по адресу улица Блока, 5, была торжественно открыта мемориальная доска в память основания завода в 1792 году Чарльзом Бердом.
Производственное здание с водонапорной башней. Перевозная ул., д.1Б
Производственное здание с водонапорной башней. Снимок сделан мною 5 сентября 2019го года
https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/652/ - Производственное здание с водонапорной башней
http://www.citywalls.ru/house26146.html - Производственное здание с водонапорной башней
http://www.citywalls.ru/house6570.html - Фольгопрокатный завод, Перевозная улица, 3
http://www.citywalls.ru/house6571.html - Завод Ч.Берда. Завод Франко-Русских заводов, Перевозная ул, 1
https://ru.wikipedia.org/wiki/Берд,_Чарльз - Чарльз Берд
http://www.citywalls.ru/house6567.html - Фольгопрокатный завод. Административное здание. Бизнес-центр "Матисов остров"
http://www.citywalls.ru/house26677.html - Завод.Ч.Берда. Здание. Перевозная ул., 1Е
https://vrns.ru/history/2358#.VNHVYWISUUC - Русский шотландец Чарльз Берд - первый в России владелец пароходовЗавод Ч.Берда:
1860-е - акад. арх. Фон Генрихсен Роман Романович
1870-е - 1880-е - акад. арх. Гольм Александр Львович
1885-1894 - техник Рейнбольдт Анастасий ИвановичПроизводственное здание с водонапорной башней:
1897-1900-е - арх. Гладин Пармен Парменович
1912-1916 - арх. Радлов Владимир ГермановичАрхитекторы АО Франко-Русских заводов: Гладин П.П., Радлов В.Г.
С фольгопрокатным заводом пришлось немного помучаться... И только на сайте кадастра https://egrp365.ru/ я нашел ответ на мучавшую меня загадку. Оказывается, на Викимапии контуры фольгопрокатного завода прорисованы НЕПРАВИЛЬНО!!, а правильно здесь, на сайте кадастра. Теперь смотрите: в состав фольгопрокатного завода входит прежде всего огромаднейший цех по Перевозной улице, дом 1Е, а также производственное здание с водонапорной башней Перевозная улица, д.1Б, выходящие на набережную Невы. Так вот почему водонапорка и производственные здания, так хорошо видные с того берега Невы, на самом деле отделены от достроечной набережной Адмиралтейских верфей мощным высоченным желтым забором, увитым колючей проволокой? - да потому что это ДРУГОЕ предприятие!!! Вот теперь мне уже все становится ясным, и паззл складывается в единую картину :-).
Улица Перевозная, дом 1 - один из больших цехов фольгопрокатного завода. НЕ памятник!
ФОЛЬГОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД (Перевозная ул., 1), открытое акц. об-во (с 1992), единств. в Европ. России пр-тие по произ-ву алюминиевой фольги. Осн. в 1792 К. Н. Бердом на базе мастерской, открытой в 1789 на Матисовом о. его тестем - англ. предпринимателем Ф. Морганом. Позже з-дом владели сын Берда Френсис и внук Джорж. В 1881 з-д перешел в собственность анонимного акц. об-ва Франко-рус. з-дов и стал именоваться Франко-рус. з-дом. Первонач. пр-тие выпускало металлич. предметы бытового назначения (утюги, молотки, топоры), в кон. 18 в. начато стр-во паровых машин для пром. пр-тий и судов. В 1815 на з-де построен первый в России пароход. В дальнейшем з-д специализировался на произ-ве стационарных и судовых машин, а также судовых механизмов, с 1850-х гг. строил небольшие воен. корабли, с 1881 з-д, арендовав на 10 лет верфь Галерного островка, приступил к сооружению броненосцев. В литейной мастерской з-да в 1-й пол. - сер. 19 в. создано скульпт. убранство Казанского и Исаакиевского соборов, Александровской колонны, выполнено множество решеток, фонарей, декорат. и строит. деталей для мостов, дворцов и обществ. зданий СПб. З-д производил также стальные и бронз. отливки, медные трубы, проволоку, медные, латунные, мельхиоровые листы. После окт. 1917 з-д национализирован, в годы Гражд. войны работал с перебоями. В сер. 1920-х гг. его маш.-строит. произ-во передано з-ду им. А. Марти (ныне "Адмиралтейские верфи"), а пр-тие стало специализироваться на литье и обработке легких и сверхлегких металлов и сплавов (осн. продукция 1920-30-х гг. - прокат, трубы, профили из алюминия и его сплавов гл. обр. для авиац. пром-сти). В 1922-24 з-д носил имя К. Либкнехта, в 1924-28 входил в состав з-да "Красный Выборжец", с 1933 именовался Гос. з-дом по обработке цветных металлов им. К. Е. Ворошилова. В нач. Вел. Отеч. войны 1941-45 осн. оборудование эвакуировано на В. страны, на оставшемся налажен выпуск броневого листа, минометных взрывателей, выполнялась правка лопастей возд. винтов боевых самолетов. В послевоен. годы пр-тие специализировалось на произ-ве фольги. С 1958 - Ленингр. з-д по обработке цветных металлов, в 1970-76 вновь носил имя Ворошилова, в 1976 вошел в состав производств. объединения "Красный Выборжец" как з-д по произ-ву алюминиевой фольги. С 1989 самостоят. Ленингр. фольгопрокатный з-д. Выпускает алюминиевую фольгу разл. техн. характеристик для радиотехн., электронной, маш.-строит., приборостроит. пром-сти, а также для упаковки пищ. продуктов, косметич., лекарств. средств и для бытовых целей. 1/3 продукции з-да экспортируется.
Лит.: Металлурги с Матисова острова: Крат. очерк истории Ленингр. з-да по обработке цвет. металлов. Л., 1967; "Красный выборжец": История Ленингр. произв. об-ния по обработке цвет. металлов. Л., 1978. С. 52-56; Адмиралтейские верфи: Корабли и годы, 1704-1925. СПб., 1994. С. 66-72, 105-112.
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия