Экспедиция заготовления государственных бумаг

1816-1818 инж. А. Бетанкур, В. фон Треттер; 1857-1861 арх. Э. И. Жибер; 1860-1890е арх. К. Я. Маевский; 1903 арх. Е. Р. Бах

Набережная реки Фонтанки 144-144Б; Рижский проспект, 3-13, Дерптский пер, 3

Лидирующее предприятие по производству высокосортной бумаги, прежде всего по заказам Центробанка РФ, для печатания банкнот и ценных бумаг. Предприятие основано Министерством финансов в 1818 г. как Экспедиция заготовления государственных бумаг. Первые постройки выполнены по проекту и под руководством инж. А. А. Бетанкура. Впоследствии комплекс был значительно расширен арх. Э. И. Жибером, Е. Р. Бахом и др. К 1860-м гг. представляла собой комплекс производственных, жилых и др. зданий. Кроме ассигнаций, изготавливались облигации, акции, закладные листы, бланки промысловых свидетельств, патентов, паспортов и пр. В 1856 г. выпущены первые российские почтовые марки. Печатались также высокохудожественные издания. Среди полиграфических предприятий России ЭЗГБ занимала первое место. Специальное отделение выпускало бумагу высокого качества, в т.ч. снабженную водяными знаками. Экспедиции достигли такого высокого матерства, что воспроизводили водяными знаками даже картины известных художников. Продукция полиграфического и бумажного отделений неоднократно удостаивались наград на российских и международных выставках. В начале ХХ в. предприятие осваивает гальванопластику. В 1919 г. часть обрудования вывезена в Москву, где позже сосредоточилось полиграфическое производство Гознака. В послевоеннный период освоен выпуск новых ценных сортов бумаги. Тогда же на фабрику из Москвы возвращена мастерская водяных знаков. В 1994-1998 часть производств реконструирована. Ныне фабрика изготовляет высококачественные сорта бумаги - офсетную, картографическую, мелованную, диаграммную, чертежную, прозрачную, главным образом для Ценробанка РФ и полиграфеских предприятий Гознака.

Комплекс зданий

наб.р.Фонтанка, 144
Административное здание, музей фабрики ГОЗНАК

 

наб.р.Фонтанка, 144А
Трансформаторная подстанция в стиле модерн

 

наб.р.Фонтанка, 144А, 144Б. Комплекс производственных зданий по р.Фонтанка

Мои фотографии

2006-05-03. Одна из многочисленных тогдашних моих прогулок по городу в поисках памятников промышленной архитектуры

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Здание типографии - любопытно, чт в книге Штиглиц оно было отзеркалено. Но я исправил его :-)
Новые корпуса фабрики "Гознак"

Гравюра, конец 19го века. Нива.- СПб.,1886 - N 23.С.572
Панорама Экспедиции заготовления государственных бумаг. Конец 19го века

В панораме реки Фонтанки при последнем ее повороте к заливу привлекают внимание производственные корпуса и трубы одной из старейших в Петербурге бумажных фабрик.

До начала XIX века предприятие по выпуску гербовой бумаги, основанное еще во времена Петра 1, работали на примитивном оборудовании, поэтому бумагу для государственных ассигнаций приходилось покупать в Европе.

Строительство комплекса экспедиции заготовления государственных бумаг между набережной Фонтанки и Рижским проспектом (тогда Новоизмайловской улицей) началось в 1818 году по плану и под руководством выдающегося инженера Августина Августиновича Бетанкура, основателя петербургской инженерной школы.

Первые здания комплекса составили замкнутую симметричную композицию. К Фонтанке обращено здание заводоуправления, выполненное в характерных для того времени классицистических формах с двумя ризолитами, оформленными фронтонами и колоннами. К заводоуправлению со стороны дворового участка симметрично примыкают производственные корпуса, фасады которых отличаются простотой, достигнутой за счет включения архивольтов над циркульным завершением окон и наличие междуэтажных и карнизных тяг. Замыкалось каре здание казармы для рабочих

Со временем объемы производства возрастали, фабрика расширялась: выпускались соседние участки земли, строились новые корпуса, служебные здания и казармы. При фабрике жили целые династии рабочих, и секреты отливки бумаги передавались из поколения в поколение.

Первая реконструкция фабрики проводилась в 1856-1866 годах по проекту и под руководством архитектора Э. И. Жибера при участии арх. К. Я. Маевского, но формирование всего фабричного комплекса завершилось лишь к началу ХХ века. К тому времени на средства работников фабрики вдоль Рижского проспекта были возведены церковь св. Андрея Критского и начальная школа (1891-1892, К. Я. Маевский), а позднее - Техническая школа подготовки мастеров и "Дом собрания рабочих и служащих" (обе - постройки 1903 года, архитектор академик архитектуры Е. Р. Бах).

В 1905 году по проекту Е. Р. Баха в панораме набережной Фонтанки появилось также здание типографии в характерном для промышленных построек того времени рациональном стиле с крупными окнами и скупым членением фасада, что подчеркивало утилитарное назначение корпуса. Со стороны Дерптского переулка комплекс был ограничен одноэтажным краснокирпичным зданем фильтров постройки 60х годов XIX века.

В целом, к началу ХХ века Экспедиция заготовления государственных бумаг представляла собой типичные для Петербурга фабричные здания, лицевые корпуса и дымовые трубы которых активно формировали застройку набережной Фонтанки и Нарвской части. Несмотря на то, что комплекс экспедиции создавался на протяжении почти ста лет, он производит цельное впечатление, поскольку новые постройки строились с учетом облика первоначальных строений. Особо изящно на фоне производственных корпусов второй половины ХХ века, выполненной в рациональном стиле, выглядит трансформаторная подстанция начала ХХ века, решенная в формах модерна. В дальнейшем на фабрике значительных реконструкций не проводилось, но появились хаотические постройки, были утрачены интерьеры церкви. Ремонт исторических зданий и модернизация производства были осуществлены в 1990е годы. Традиция учитывать сложившийся историческо-архитектурный облик комплекса фабрики соблюдалось и в данной реконструкции. Проектные работы выполнил институт "Гипробум" по заданию и под непосредственным контролем КГИОП. Часть исторических построек, не представляющих архитектурной ценности (производственный цех и здание фильтров), была разобрана, проведена санация территории. Новые постройки по набережной Фонтанки и вдоль Дерптского переулка, завершили композицию. Это здания не противоречат характеру исторических зданий фабрики и вместе с тем представляют собой современные в техническом отношении сооружения. Комплекс воспринимается как целостный архитектурный ансамбль.

В настоящее время производственное объединение "Гознак" работает с использованием самого передового оборудования и технологий. Здесь существуют устойчивые художественные традиции по выпуску юбилейных бумаг с водяными знаками, ассигнационных банкнот. На фабрике есть и специальные художественные лаборатории. Здание бывшей церкви реставрируется; здесь предполагается создать большой музей предприятия. Комплекс построек экспедиции заготовления государственных бумаг является памятником федерального значения.

История предприятия

http://www.citywalls.ru/house19298.html - центральная статья, посвященная истории Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг

План 1-го этажа и рисунок фасада здания 1816 г (акварель, бумага, перо) Подлинный лист проекта, составленного А. А. Бетанкуром, с резолюцией императора Александра I находится в музее фабрики

Земельный участок с постройками Экспедиции. 1818 г. А - Главный корпус. 1-й этаж: контора, типография, бухгалтерия, магазин, караульная. 2-ой и 3-й этажи – квартиры чиновников; B -  Большой флигель: механические мастерские, граверная, формная. Правление и квартиры чиновников; С - Бумажная фабрика: рольная, черпальная, паровая машина, 2 сушила, тюрьма, квартиры служащих; D - Казармы для рабочих; Е - Полицейский участок Адмиралтейского района столицы.

(справа). План ЭЗГБ (вклейка в рекламный буклет ЭЗГБ для Всемирной выставки 1900 г. в Париже)

В 1813 г. министр финансов Д. А. Гурьев представил Александру I доклад о необходимости замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для их изготовления. Получив одобрение императора, Гурьев поручил организацию «фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг» А. А. Бетанкуру.

Генерал-лейтенант А. А. Бетанкур - ученый с мировым именем, изобретатель, инженер, конструктор, архитектор, градостроитель. Он разработал проект создания Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг и руководил ее строительством. Именно Бетанкур предложил объединить в единый комплекс бумажное и типографское производства. До этого они были разрознены и территориально, и административно: бумага для ассигнаций изготавливалась на бумажной мельнице в Царском Селе, а печатание, нумерация и штемпелевание ассигнаций производились в отдельных помещениях Сенатской типографии в Санкт-Петербурге. 4 марта 1816 г. предложенный проект был утвержден императором. Реализация проекта также была поручена А. А. Бетанкуру. Он выбрал территорию для строительства нового предприятия в районе реки Фонтанки и руководил всеми работами по возведению производственных и жилых зданий, сооружений и созданию технологических линий с привлечением В. Треттера.

Строительство нового заведения, которое стало называться Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг, продолжалось два года. 21 августа (по старому стилю) 1818 г. были утверждены проект нового учреждения, смета и штат с резолюцией Александра I: «Быть по сему». Эта дата считается днем основания объединения «Гознак».

В 1818 г был утвержден в должности управляющего Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг, с сохранением прежней должности управляющего всеми отделениями Государственного ассигнационного банка, Александр Николаевич Хованский. Как первому управляющему, Хованскому пришлось решать много проблем, связанных с организацией работы нового заведения: подбором кадров, полным освоением всех производственных линий и оборудования, дальнейшим приобретением необходимого оборудования, своевременным внедрением современных способов защиты ассигнаций от подделок. В результате ассигнации, выпускаемые Экспедицией, становились все более сложными по исполнению и более защищенными от подделок. За период с 1818 по 1820 гг. было получено свыше 40 миллионов листов ассигнаций, предприятие стало выпускать ассигнации в количестве, достаточном только для обмена уже обращавшихся в стране денежных знаков, которые пришли в негодность. Открытие и техническая разработка гальванопластики были сделаны русским ученым Б. С. Якоби в 1838 г. Через год на предприятии была открыта первая в России и в мире промышленная гальванопластическая мастерская.

В период с 1839 по 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. С 1 января 1840 г. на всем пространстве империи единственной монетной единицей был определен серебряный рубль, на который обменивались по определенному курсу бумажные деньги. В 1843 г. ЭЗГБ освоила выпуск новых кредитных билетов, сменивших прежние ассигнации, они стали более сложными по рисунку и печатались на бумаге более высокого качества. Благодаря внедрению гальванопластики Экспедиции удалось успешно решить задачи, связанные с денежной реформой 1839–1843 гг.

Князь Хованский руководил Экспедицией до 1850 г. и был уволен «за преклонностью лет», прослужив в ней 32 года. Это самый длительный срок службы руководителя предприятия за всю историю предприятия.

В течение 28 лет (1861-1889) ЭЗГБ руководил Федор Федорович Винберг. В этот период было осуществлено практически полное перевооружение предприятия. В начале 1850-х гг. Министерство финансов приняло решение о перевооружении ЭЗГБ с целью увеличения ее мощности в связи с постоянно возрастающей потребностью в продукции предприятия. В 1856 г. Ф. Ф. Винберг был командирован в страны Западной Европы для ознакомления с передовыми технологиями в области бумажного и печатного производства и принятия практических решений. Он заключил договор с английской машиностроительной фирмой Донкина о реконструкции и закупке оборудования для полного оснащения предприятия.

Были развернуты большие работы по техническому переоснащению существующего и установке новейшего оборудования, строительству новых производственных помещений, по капитальной перестройке старых жилых зданий. На предприятии был внедрен непрерывный способ производства бумаги, установлены три современные бумагоделательные машины. Были значительно расширены и переоборудованы художественная, гальванопластическая, гильоширная и фотографическая мастерские, впервые освоено производство отечественных почтовых марок, освоен выпуск почтовых конвертов. Впервые в Экспедиции стал применяться способ гелиографии, постоянно расширялось применение электричества для технических целей. Разработчиком техники гелиогравюры был Георгий Николаевия Скамони. При использовании этой техники печатная форма изготовлялась с применением фотографических и химических процессов. Гелиогравюра стала использоваться в ЭЗГБ для издания высокохудожественных изделий.

В результате проведенной модернизации оборудования мощность предприятия возросла в несколько раз, и значительно повысилось качество выпускаемой продукции. Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг впервые стала участницей Всемирных выставок. В Лондоне в 1872 г. она завоевала золотую медаль «За высокое искусство изготовления знака», через год в Вене получила почетный диплом «За образцы бумаги». В 1878 г. в Париже ЭЗГБ были присуждены золотая медаль и почетный диплом «За полиграфическое искусство».

В 1889 г. управляющим был назначен Роберт Эмильевич Ленц, физик, заслуженный профессор Технологического института. Он руководил предприятием 10 лет, продолжил реконструкцию, начатую при предыдущем управляющем Ф. В. Винберге, серьезно занимался расширением производственных помещений, закупкой и установкой нового оборудования. Так, в 1894 г. вошла в строй четвертая бумагоделательная машина, проработавшая до 1980 г. В это время было сделано одно из самых оригинальных изобретений в истории полиграфии. В 1890 г. Иван Иванович Орлов изобрел способ «многокрасочного печатания с одного клише», который впоследствии получил название «орловской печати», при использовании которого уменьшилась возможность подделки денежных и ценных бумаг. Главная особенность способа состояла в том, что при воспроизведении многокрасочного оригинала достигалось абсолютно точное совпадение элементов рисунка, печатаемых разными по цвету красками, что было недостижимо при печатании существующими способами. В ЭЗГБ впервые «орловскую печать» стали применять при изготовлении кредитных билетов 25-рублевого достоинства образца 1892 г. и 10-рублевого образца 1894 г.

Печатная машина Орлова была признана «крупнейшим достижением техники», она с триумфальным успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках.Так, в Чикаго в 1893 г. Экспедиция была награждена бронзовой медалью и дипломом «За художественный характер и оригинальность процесса полиграфических работ». Имя изобретателя стало известно во всем мире. Изобретение было запатентовано в Германии, Англии и Франции. Одна из крупнейших машиностроительных фирм Германии «Кениг и Бауер» наладила серийный выпуск печатных машин И. И. Орлова и выплачивала России золотом за использование патента. В 1897 г. И. И. Орлов передал право пользования своим изобретением Экспедиции и через два года уволился. Работавший с Орловым Иван Егорович Стружков после ухода последнего из Экспедиции,продолжил работу по усовершенствованию печатных машин. Иван Егорович внес много изменений в существующую печатную машину, а в 1907 г. ему удалось приспособить ее для печати на рулонной бумаге - ранее печать наносилась на листовую бумагу. Так появилась в Экспедиции ротационная печатная машина.

Р. Э. Ленц поддерживал все начинания Н. А. Резцова по организации испытательного отделения, открытию музея писчебумажного дела и школы подготовки специалистов бумажного производства. При Ленце была построена церковь, при ней открыта начальная школа, расширен лазарет для работников ЭЗГБ.

В последние годы деятельности Р. Э. Ленца финансовое состояние Экспедиции ухудшилось, задолженность предприятия достигла значительной в то время суммы в 2,2 млн. руб. как оказалось, управляющий в целом правильно проводя техническую политику и успешно развивая инфраструктуру предприятия, не уделял должного внимания финансовым вопросам.

В 1897 г. С. Ю. Витте предложил проект денежной реформы, который предполагал выпуск в обращение золотого рубля. Реформа готовилась несколько лет, фундамент ее был заложен предшественниками С. Ю. Витте на посту министра финансов, в частности И. А. Вышнеградским. Суть денежной реформы состояла в том, что новые бумажные деньги имели полное обеспечение золотом. Этот период устойчивого бумажно-денежного обращения получил название «золотой монометаллизм». До 1914 г. русский рубль являлся наиболее конвертируемым, входя в пятерку самых прочных валют мира. К этому времени золотой запас России достиг небывалой суммы 1,7 млрд. рублей, что превышало фонды английского, французского и германского банков. В результате реформы объем производства бумажных денег заметно сократился. Одновременно, в связи с бурным развитием промышленности и притоком инвестиций, значительно увеличилась потребность в других ценных бумагах: облигациях, акциях, гербовых бумагах. Это требовало дальнейшей модернизации и расширения производства.

Князь Борис Борисович Голицын управлял Экспедицией заготовления государственных бумаг с 1899 по 1905 гг. Он был приглашен на должность в тяжелый финансовый период для фабрики. Работу он начал с выведения предприятия из финансового кризиса, в котором оно находилось. Была продана часть дорогостоящего оборудования, которое не использовалось на производстве, потребление материалов стало строго контролироваться, была введена дифференцированная оплата правительственных заказов, наведен порядок в оплате труда работников предприятия. Экспедиция стала выполнять выгодные заказы, такие, как производство железнодорожных пассажирских билетов и накладных, которые были хорошо защищены от подделок. За короткий срок под руководством Голицына были расширены и переоборудованы многие мастерские, куплено современное оборудование, в том числе современные каландры. В результате проведенных мероприятий ЭЗГБ стала рентабельным предприятием. Появились средства для дальнейшего совершенствования производства и на социальные нужды рабочих и служащих. По инициативе Голицына были построены Техническая школа, Дом собраний рабочих и служащих, открыты ясли, библиотека, столовая, лавка-магазин.

Князь Голицын преобразовал Экспедицию заготовления государственных бумаг в образцовое художественно-техническое и бумажно-полиграфическое производство, оснащенное самым лучшим на ту пору оборудованием. При нем в Экспедиции был введен 8‑часовой рабочий день, организована школа. При князе Голицыне ЭЗГБ начала издавать произведения русских классиков и выпускать популярные книги по всем отраслям науки - на хорошей бумаге, с иллюстрациями знаменитых русских художников. Это время называют «серебряным веком» «Гознака».

С 1905 по 1917 гг. Экспедицию возглавлял Николай Иванович Тавилдаров, специалист в области химии. С его приходом произошло изменение технической политики предприятия, связанное с промышленным подъемом в России.

В эти годы были отпечатаны банкноты, которые по праву считаются шедеврами мировой бонистики и являются вершиной творчества работников Экспедиции. Это государственные кредитные билеты достоинством 100 рублей с портретом Екатерины II и достоинством 500 рублей с портретом Петра I, выпущенные соответственно в 1910 и 1912 гг. В народе их часто называли «катеньками» и «петрушами».

Все усилия нового управляющего были направлены на усовершенствование производства денежных знаков и других ценных бумаг. Он практически прекратил выпуск иллюстрированных изданий по искусству, истории, естествознанию и другим наукам, организованный Б. Б. Голицыным.

По инициативе нового управляющего были расширены и оснащены новым оборудованием мастерские бумагоделательного и печатного отделений, часть их была переведена в выстроенный при Голицине четырехэтажный корпус. Были закончены работы по строительству водоочистной станции и замене паровых двигателей электрическими. В результате техническая оснащенность ЭЗГБ к 1914 г. выроста в 1,5 раза, что позволило увеличить выпуск продукции.

Начавшаяся Первая мировая война привела к колоссальным издержкам в экономике и как следствие, к дополнительному выпуску бумажных денег и облигаций различных займов. Это потребовало дальнейшего увеличения мощности. Штат работников предприятия к марту 1917 г. вырос в 1,7 раза по сравнению с 1914 г. В 1915 г. были отпечатаны деньги-марки достоинством 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек на бумаге без водяного знака. Клише для них было взято с почтовых марок, которые печатались ЭЗГБ к 300-летию Дома Романовых.

В 1917 г. возник конфликт между администрацией и работниками предприятия, вызванный авторитарным руководством Н. И. Тавилдарова, что привело к смене управляющего.

В сложный период февральской революции Временным правительством был назначен новый управляющий Михаил Константинович Лемке – историк, писатель, специалист, хорошо знающий печатное дело. Социал-демократ по политическим убеждениям, он приветствовал революционное движение в России.

С первых же дней работы в Экспедиции им, совместно с Советом старост вводятся новые повышенные тарифы заработной платы. Был изменен порядок распределения прибыли между рабочими и служащими, согласно новому положению, прибыль была разделена между теми и другими пропорционально их заработку. Деньги пенсионной кассы были розданы вкладчикам. Под руководством управляющего создаются постоянные комиссии: квартирная, продовольственная, культурно-просветительная.

Производство кредитных билетов не только не уменьшалось, а наоборот возросло. Общая численность работающих достигла рекордной цифры – 9200 человек. Финансовое положение России ухудшалось, спрос на денежные знаки повышался. В обращение введены кредитные билеты 250- и 1000-рублевого достоинства. Принимается решение о печатании денежных знаков достоинством 20 и 40 рублей, размер которых был значительно уменьшен. В народе они получили название «керенки».

После революции обстановка на предприятии сложилась тяжелая: не хватало сырья, химикатов, топлива, но Экспедиция продолжала работать. Особо тяжелый период настал, когда было получено указание об эвакуации части оборудования и людей из Петрограда. Связано это было с тем, что немцы, нарушив условия перемирия, захватили часть Прибалтики и оказались в непосредственной близости от города. Весной 1918 г. 1400 человек и часть оборудования были эвакуированы в Пензу. Через месяц началось изготовление 500- и 1000-рублевых кредитных билетов. Позднее в связи с военной обстановкой часть оборудования из Пензы пришлось перевезти в Пермь, а часть в Москву.

21 августа 1918 г. предприятие отметило свой 100-летний юбилей.

Началась подготовка к эвакуации специалистов и оборудования печатного и граверно-художественного отделений из Петрограда в Москву, которая завершилась только в 1919 г. Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг стала называться Петроградской фабрикой Заготовления Государственных Знаков.

6 июля 1919 г. Народный комиссариат финансов РСФСР утвердил Положение об Управлении фабриками Заготовления Государственных Знаков. В его состав вошли две московские фабрики (печатная и по изготовлению печатных форм), Петроградская, Пензенская и Пермская фабрики. Возглавил Управление, которое находилось в Москве Т. Т. Енукидзе.

Придавая большое значение бесперебойной работе фабрик «Гознака», правительство в 1920 г. приняло Постановление, согласно которому все они признавались предприятиями особо важного государственного значения и подлежали снабжению сырьем, средствами производства, рабочей силой и всем необходимым в первую очередь. Все работники Гознака отныне считались призванными на действительную военную службу.

Безудержная инфляция требовала все больше и больше денежных знаков, а также увеличения их номинала. Были выпущены расчетные знаки номиналом от 100 до 100000 рублей. В дополнение к ним в 1921 г. появились «Обязательства РСФСР», имевшие хождение наравне с расчетными знаками. К октябрю 1922 г. ценность купюры 100000 рублей составляла довоенную копейку. Основной денежной единицей стали миллион и миллиард рублей. Необходимость оздоровления финансов диктовалась переходом к новой экономической политике. В период реформы 1922-1924 гг. в стране стали выпускать червонцы, которым присваивалось золотое содержание. Так один червонец приравнивался к 10-рублевой золотой монете дореволюционной чеканки, денежное обращение впервые после революции получило твердую валюту.

Петроградской фабрикой Заготовления Государственных Знаков с 1922 по 1925 гг. руководил Н. А. Степанов. Он осуществил техническое перевооружение фабрики, улучшил быт рабочих, поддерживал работу драмкружка, духового и струнного оркестров.

С 1928 г. фабрика стала именоваться Бумагоделательным цехом Гознака, такое название сохранялось до 1934 г., затем предприятие стало называться Ленинградской бумажной фабрикой Гознака.

1930-е гг. были тяжелыми для фабрики: осуществлялся дефицит кадров, не хватало жилья. Подчас отсутствовало сырье, химикаты. Из-за инфляции только за 1929-1927 гг. масса наличных денег в обращении выросла в 8 раз. Рост производства бумаги сдерживался тем, что на старых производственных площадях невозможно было установить новое оборудование. Руководство «Гознака» требовало выполнения планов, что было нереально. Как следствие этого часто менялись директора. Так с 1932 по 1940 гг. на посту директора побывали пять человек.

В апреле 1934 г. было принято специальное Постановление об оказании помощи фабрике с выделением ей необходимого сырья, материалов, оборудования. Произошло изменение и в технологии изготовления бумаги: впервые в композицию ее стали включать хлопок, внедрили поверхностную проклейку бумаги.

В эти годы в стране началось стахановское движение. Охватило оно и фабрику. Стахановцы добивались невиданных ранее результатов, сменная выработка некоторых рабочих доходила до 300%, из 1424 рабочих фабрики 619 работали по-стахановски.

В 1946 г. было принято решение о проведении послевоенной денежной реформы, которая разрабатывалась в деталях И. В. Сталиным и министром финансов А. Г. Зверевым еще с конца войны. Новые деньги образца 1947 г. должны были в коротких срок заменить старые, выпущенные в 1937-1938 гг. Над выполнением правительственного задания предприятия Гознака работали 10-12 часов в сутки. Новые деньги были более сложными и многокрасочными по рисунку, печатались на бумаге с водяными знаками. Сложностью гравюр, богатством декора они напоминали царские деньги.

Реформа 1947 г. сыграла огромную роль в оздоровлении финансов и укреплении экономики в послевоенный период. Были ликвидированы огромные запасы денег, выпущенные государством для покрытия военных расходов. Кроме того были изъяты из обращения деньги, выпущенные нашими противниками в войне.

После войны существенно изменился коллектив фабрики: некоторые работники погибли на фронте и в период блокады Ленинграда, не все эвакуированные вернулись в родной город. Коллектив решал сложный вопрос, связанный с установкой нового оборудования. К 1947 г. довоенный уровень производства бумаги был превышен на 80%. Государственный план 1947 г. был выполнен досрочно.

В 1950-е гг. на предприятии была проведена большая работа по модернизации существующего и установке нового оборудования. В 1959 г. была установлена новая бумагоделательная машина № 2 и модернизированы машины № 1 и №5. Для проведения научно-исследовательских работ на фабрике была введена в эксплуатацию современная опытно-промышленная установка, позволяющая создавать новые виды бумаги. Из Москвы была переведена в Ленинград мастерская водяных знаков.

В этот период на фабрике осуществлялась большая работа по механизации автоматизации производства, по созданию новых приборов. В 1950 г. изобретатели фабрики сконструировали первую отечественную счетную машину для листовых бумаг, были созданы приборы для измерения белизны полумассы и прозрачности бумаги, для измерения метража бумажного полотна. Все это позволило фабрике успешно справиться с задачами, связанными с денежной реформой 1961 г. Руководство фабрикой с 1951 по 1968 осуществлял Ю. М. Ступин.


В 1818 г. на большом участке между Фон­танкой и Ново-Измайловским проспектом [в настоящее время Рижский пр.] была основана Экспедиция заготовления государственных бумаг (ныне фабрика «Гознак», дом № 3А).

В связи с трудностью перевозить большие суммы медными монетами, еще в 1769 г. в России был на­чат выпуск бумажных денег, называемых в ту пору ассигнациями. Вначале они печатались в сенатской типографии на бумаге Красносельской фабрики. Транспортировка бумаги и изготовление денег на неприспо­собленном оборудовании вызывали ряд неудобств и были чреваты злоупотреблениями. В связи с этим ре­шено было создать для выпуска ассигнаций специаль­ное предприятие. Постройкой и оборудованием его кор­пусов руководил инженер-генерал А. А. Бетанкур - ­председатель Комитета по делам строений и гидравлических работ. Производство было оснащено специаль­ными машинами для изготовления бумаги и печатания ассигнаций и других государственных бумаг.

На первых порах в экспедиции было занято 360 ра­бочих. Охрану ее несла специальная воинская команда в количестве 127 человек. Предприятие быстро расши­рялось. Во второй половине XIX века это была уже первоклассная фабрика, выпускавшая не только госу­дарственные и вексельныe бумаги, почтовые марки и т.п., но и художественные репродукции и гальвано­пластические изделия. Среди специалистов здесь были отличные художники, в том числе профессор Академии художеств А.И.Шарлемань.

К началу нашего века на территории экспедиции были построены не только производственные здания и казармы, но и жилые дома. По существу это был не­большой самостоятельный городок, в котором работало уже 3700 человек.

Тяжелыми были условия жизни и труда рабочих, основной контингент которых в конце прошлого века составляли женщины. Зарабатывали они, примерно, 60 копеек в день. Лишь после волнений 1905 г. рабочим удалось добиться установления минимума месяч­ного оклада для мужчин в 30 и для женщин - в 25 руб­.

Экспедиция заготовления государственных бумаг в советское время стала бумажной фабрикой «Гознак». На базе бывшего театра Экспедиции в 1926 г. был основан большой рабочий клуб имени В.П.Ногина, ставший позднее Домом культуры.

В 1927 г. на части территории фабрики «Гознак» в здании у Дерптского переулка, открылась ткацкая фабрика имени Ф. Э. Дзержинского, являющаяся с 1970 г. филиалом Ленинградского производственного прядильно-ткацкого объединения «Возрож-дение». Кол­лектив этого филиала, насчитывающий более тысячи человек, выпускает штапельное полотно и хлопчато-бу­мажные ткани.

из статьи  Н. Кусова,  Б. Захарова в «Блокноте агитатора»; 1973/0

Отдельные здания

http://www.citywalls.ru/house19298.html

Административный корпус, музей фабрики ГОЗНАК
наб.р.Фонтанки, 114
1818 - инж. Бетанкур Августин Августинович.
Памятник архитектуры регионального значения

http://www.citywalls.ru/house19.html

наб. р. Фонтанки, 144А
 Пам. арх. (регион.)
1818 - инж. Бетанкур Августин Августинович
1890, 1894 - арх. Жибер Эрнест Иванович, при участии К. Я. Маевского
1900-1902 - Бах Евгений Романович (Робертович) - расширение

http://www.citywalls.ru/house19299.html

Лабораторный комплекс и водоочистная станция. Гипробум. 1991-1993. Для меня одним из самых больших потрясений пром.архитектуры СПб оказалось неожиданно то, что строения по наб.р.Фонтанке 144Б были построены ведь совсем недавно, в 1991-1993 годах!! Настолько эти здания всегда органично и замечательно вписывались среди окружающей застройки, настолько все было сбалансировано и оргаично! - вот никогда бы не догадался, что здания-то НОВЫЕ!!, я был всегда уверен, что век 19!!!! Однако же... В свете всех новых построек Петербурга я до сих пор считаю, что данные современные здания - ЛУЧШЕЕ из того, что построено современного, но столь органично вписавшемуся в окружающий мир. Очень круто!!

Небольшое одноэтажное здание - Федеральный памятник. Весовая, 19 в. кон - 20 в. нач., р. Фонтанки наб., 144, корп. 33, ныне 144, литера В

http://www.citywalls.ru/house4178.html

Жилой дом . Потребительский магазин

Рижский пр., 3

Мастерские и казармы Экспедиции заготовления государственных бумаг

Рижский пр., 3 , 5 (двор)
1900-1902 - Бах Евгений Романович (Робертович)

В Экспедиции ЗГБ действовали амбулатория и больница с мужским, женским и родовспомогательным отделениями и аптека. Медицинская помощь и лекарства были бесплатными. В 1900 г. был открыт приют-ясли. Там могли находиться одновременно 30 младенцев и 30 детей в возрасте от 2 до 6 лет. В приюте дети получали пищу и одежду бесплатно. Эти здания не сохранились. В Потребительской лавке работники ЭЗГБ покупали предметы первой необходимости. Цены здесь были на 5-10% ниже, чем в среднем по городу. Для продажи печатных и художественных изделий, изготовленных в Экспедиции, действовали магазины по адресам: Невский пр., 19 и наб. реки Фонтанки, 144. На первом этаже расположен продуктовый магазин. В советское время в народе он назывался "Гознаковским".

http://www.citywalls.ru/house15501.html

Императорские казармы рабочих-заготовителей государственных бумаг

Корпус
1816 - арх. Де Бетанкур Августин

Два корпуса казарм
1857 - арх-ры Жибер Эрнест Иванович, Маевский Карл Яковлевич
Рижский пр., 3, к. 2, лит. В

Раннее в этом здании располагались Императорские казармы, предназначенные для проживания рабочих Фабрики заготовления государственных бумаг. Архитектурный комплекс зданий казарм формировался в XVIII-XIX веках. Один из корпусов казарм был построен в 1816 г. по проекту арх. Августина де Бетанкура. Это последнее сохранившееся в Петербурге здание работы этого архитектора. Другие два корпуса казарм 1857 г. постройки. Они возведены по проекту арх-ров Эрнеста Жибера и Карла Маевского. В советское время здесь размещалось общежитие, которое за несколько лет до переезда колледжа было расселено. Ныне здесь Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж

Занавес в театральном зале дома собраний, фотография К.К.Буллы ("Нива", 1903, №4, с. 77)

http://www.citywalls.ru/house5398.html

Дом собраний рабочих и служащих ЭЗГБ - Клуб им. Ногина фабрики "Гознак" - Театр "Карамболь"

Рижский пр. 3 лит. Л
Пам арх. (регион.)
1903 - арх. Бах Евгений Романович (Робертович)

В 1900 г. для работников Экспедиции было построено деревянное здание, в котором устраивались чтение, спектакли, увеселительные мероприятия. Через три года вместо временного был построен двухэтажный Дом собрания служащих. На первом этаже здания находились библиотека с читальным залом и чайная для рабочих. На втором - театральный зал, комнаты для собрания чиновников другие помещения. В театральном зале устраивались концерты, спектакли, семейные вечера. На концерты и спектакли приходили не только работники предприятия, но и все желающие. В спектаклях были заняты как профессиональные артисты, так и артисты-любители.

Новый дом собрания служащих  в Экспедиции заготовления государственных бумаг

 … еще в 1900 г. был построен особый барак, в котором стали устраиваться народные чтения и спектакли. Но этот барак был строением временным, и ныне закончено постройкой и 12  января торжественно освящено новое огромное и прекрасное здание …

 Это новое здание возведено на месте упомянутого барака, имеет два этажа и протянуто по фасаду на 88 сажен. Внутреннее устройство и обстановка не оставляют желать ничего лучшего. По своему назначению новое здание является настоящим народным домом для рабочих и в то же время клубом для местной служилой интеллигенции.

В первом этаже по обоим сторонам обширных сеней находятся библиотека и читальня для рабочих и чайная для них же. Второй этаж, куда ведет красивая и величественная лестница, заключает в себе  во-первых, театральный зал, вместимостью на 500 зрителей, а затем комнаты собрания чиновников, библиотеку, биллиардную и две гостиные.  На площадке лестницы перед театральным залом помещены две скульптуры: модель знаменитого памятника Петру I, что на Сенатской площади, и  бюст Государя Императора. Обе эти скульптуры – произведения гальванопластической мастерской экспедиции.

Во всем здании невольно обращает на себя внимание простор, чистота и свет. Везде электрическое освещение и превосходная вентиляция. Полы выстланы цветными плитами. Везде и во всем чувствуется  последнее слово строительного искусства и внимательное, любовное отношение учредителей  и строителя к своему делу.

Театральный зал не блещет вычурной роскошью, обыкновенно усваиваемой для помещений подобного рода, , но тем не менее очень красив и эффектен при всей простоте и скромности своей внешности. Он освещается семью громадными окнами, дающими массу света  даже в обычные серые и угрюмо-мрачные петербургские дни. В конце зала устроена сцена с красивым занавесом , на котором изображены строения экспедиции  и весь примыкающий к ней живописный уголок Фонтанки. Сцена снабжена необходимыми служебными помещениями: уборными для артистов, бутафорской комнатой и залом для декораций .

Описываемое нами главное здание непосредственно примыкает  к длинному трехэтажному флигелю (также новому), в котором сосредоточены некоторые жилые и служебные помещения экспедиции. Внизу флигеля находятся конюшни, кладовые и собственное пожарное депо, а вверху расположены квартиры и казармы для семейных и холостых  рабочих.

12 января  последовало торжественное освящение новых зданий в присутствии министра финансов  и многих иных высокопоставленных лиц. …                                                                                              

 (Журнал "Нива"  1903, №4, С. 79)

Здание театра «Карамболь» в настоящее время находится на реконструкции. Спектакли театра (до завершения проектно-строительных работ) проходят на разных сценах Санкт-Петербурга. Театр «Карамболь» был создан на рубеже 1989-1990 гг. В 1996 г. получил статус «Государственное учреждение культуры» (учредитель - Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга). В творческом коллективе театра актерская труппа, штатный оркестр, кордебалет и детская студия. В 2006 г. «Карамболь» получил для размещения театра и его дальнейшей деятельности здание бывшего ДК им. Ногина - памятник архитектуры федерального значения (1903 г.).

http://www.citywalls.ru/house4177.html

Цех фабрики Гознак

Пам. арх. (регион.)
1856-1863   - Жибер Э. И., при участии К. Я. Маевского - надстроены

http://www.citywalls.ru/house4179.html

Цех фабрики Гознак

Церковь св. Андрея Критского

Пам. арх. (регион.)
1891-1892  - Маевский Карл Яковлевич

По инициативе рабочих и служащих фабрики и на собранные ими средства акад. К. Я. Маевский спроектировал храм на третьем этаже административного здания фабрики. Церковь построена во имя спасения Императорской семьи при крушении поезда в Борках в 1888 г. и освящена во имя преподобномученика Андрея Критского 18 октября 1892 г. епископом Выборгским Антонием при участии отца Иоанна Кронштадтского. Первым настоятелем церкви стал отец Философ Орнатский. Церковь увенчана золоченой главкой и звонницей.

Желая отметить спасение Императорской семьи при крушении в 1888 поезда в Борках, рабочие и служащие постановили выстроить на собственные пожертвования отдельную церковь. Но собранных денег не хватило, да и свободного места на фабричном дворе оказалось мало, поэтому акад. К. Я. Маевский спроектировал храм на третьем этаже административного здания по проспекту, увенчав его главкой и звонницей над входом. В день Успения, 15 августа 1891, храм на 1500 человек был заложен во имя прмч. Андрея Критского, чья память приходилась на день спасения. В строительную комиссию входил будущий новомученик о. Философ Николаевич Орнатский, видный церковный деятель, до 1913 бывший настоятелем нового храма.

Церковь была освящена 18 октября 1892 епископом Выборгским Антонием при участии о. Иоанна Кронштадтского и обошлась в 60 тыс. руб. Внутри длинное помещение делилось на три нефа колоннами полированного гранита; арки были расписаны в технике энкаустики. Образа в резном дубовом иконостасе написал Д. В. Трунов, в царских вратах - А. И. Шарлемань. Другие иконы, в том числе "Нерукотворный Спас", исполнил В. А. Бобров, запрестольный витраж "Моление о чаше" исполнила фирма Франка. Снаружи, над входом, поместили копию картины акад. И. К. Макарова, изображавшую крушение в Борках.

В 1896-1897 близ фабричной больницы была выстроена Троицкая часовня для панихид, в начале 1918 освященная как Никольская церковь. Освящение произвел настоятель о. Петр Ивановский.
Осенью 1917 в храме, вскоре сделанном приходским, намеревались освятить новый придел, но 5 мая 1923 церковь закрыли, а затем приспособили под клуб фабрики Гознак.30 октября 1998, в престольный праздник, в церкви состоялся молебен, но она не была возвращена верующим.

Затем была проведена основательная реставрация с новой росписью и новым иконостасом, закончившаяся 13 июня 2007 г. полным освящением восстановленного храма митрополитом Владимиром. Храм является подворьем Константино-Еленинского монастыря в пос. Ленинское на Карельском перешейке.

Ремонт в храме проводился с 1998 по 2006 гг. Внутри он полностью расписан. 13 июня 2007 г. состоялось освящение после ремонта. Храм был приписан к церкви свв. равноаппостольных Константина и Елены в поселке Ленинское, а после образования Константино-Еленинского монастыря стал его подворьем.

http://www.citywalls.ru/house1449.html

Техническая школа - Государственная Полярная академия. Учебно-лабораторный корпус

Пам. арх. (регион.)
Здание технической школы
1903 - арх. Бах Евгений Романович (Робертович) ([99]. C.36)
Учебно-лабораторный корпус Государственой Полярной академии
2003 - восстаноление
Генеральный подрядчик - "СбербанкСтрой"

В первые годы работы ЭЗГБ при ней была открыта школа для детей ее работников. Дети учились до 12 лет, а затем зачислялись в штат мастеровых. Для малолетних (не старще 8 лет) в Экспедиции действовали одногодичные курсы. Идея создания в Экспедиции первой в России школы бумажного дела принадлежала Николаю Александровичу Резцову. Школа по подготовке мастеров писчебумажного дела с трехгодичным обучением детей рабочих и служащих была открыта в 1896 г.В 1903 г. по инициативе Бориса Борисовича Голицына была открыта Техническая школа. Всего в ней было 9 классов: шесть подготовительно-профессиональных и три специальных. На летнее время за городом для учеников и малолетних рабочих снималась дача. Здесь с воспитателями могли отдыхать 80 ребят. Здание технической школы построено в 1903 г. (арх. Е. Р. Бах). Восстановлено в 2003 г. под учебно-лабораторный корпус Государственой Полярной академии Министерства образования России ... Генеральный подрядчик - "СбербанкСтрой" ... (надпись на доске)

Закладка здания технической школы при экспедиции заготовления Государственных бумаг состоялась 1-го июля. Новое здание технической школы, каменное, строится в пять этажей. Стоимость постройки исчислена в 342000 руб. В первом этаже будут устроены помещения для отопления, учебных мастерских (столярной и слесарной), кулинарного класса, кухни и гардеробной. Кроме того, здесь же будут отведены комнаты для канцелярии, директора и его помощника. Из кухни пища будет подниматься подъемною машиною в четвертый этаж, в столовую. Во втором и третьем этаже сосредоточатся классы, лаборатории и большой рисовальный зал. Четвертый этаж отводится под столовую, гимнастический зал, библиотеку, чертежный класс, зоологический музей и проч. Наконец, в пятом этаже будет устроено обширное фотографическое отделение. Проект и план здания составлены академиком архитектуры Е. Р. Бахом. Здание школы рассчитано на 600 учащихся. Постройку его и внутреннее устройство предположено закончить к осени 1905 года.

Строитель: Вестник архитектуры, домовладения и сан. зодчества. 1904, № 9-12

http://www.citywalls.ru/house1468.html

Комплекс цехов по производству банкнотной бумаги фабрики Гознак

1996-1997 - построено по проекту Гипробума    
Застройщик - турецкая фирма "Аларко"

К началу ХХ века комплекс построек ЭЗГБ представлял собой типичный для Петербурга ряд фабричных зданий. Облик предприятия долгое время практически не изменялся. К концу ХХ в. необходимость модернизации производства потребовала реконструкции фабрики. Согласно проекту, разработанному АО «Гипробум», предусматривались два этапа. Первый этап (1991-1993 г.) включал в себя строительство лабораторного комплекса и новой водоочистительной станции. Второй (1994-1998 гг.) завершался строительством нового комплекса по производству банкнотных бумаг. Главными поставщиками технологического оборудования были фирмы Германии, Франции, Швеции, Италии. Строительство осуществляла турецкая фирма «Аларко».

"Реконструкция бумажной фабрики Гознака началась в прошлом (1994) году и рассчитана на полтора года... Комплекс цехов по производству банкнотной бумаги возводит турецкий строительный концерн Alarko. Ожидается, что строительство производственных помещений и монтаж нового оборудования будут закончены осенью 1996 года. При проектировке новых корпусов руководство фабрики согласовывало свои действия с Государственной инспекцией по охране памятников (ГИОП), так как сама фабрика расположена в историческом центре города, а один из новых цехов выходит на Фонтанку как раз напротив бывшей квартиры Пушкина. Согласно предписаниям ГИОП, новые корпуса стилизуются под конец прошлого века".

"Коммерсантъ" № 164 (882) от 07.09.1995) "Реконструкция фабрики Гознака в Петебурге"

"Турецкая строительная компания Alarko завершила возведение новых корпусов в комплексе памятника федерального значения - фабрики Гознак. Рабочая комиссия приняла новые помещения. Через 3 месяца, после окончания испытательных работ на новом оборудовании, начнет работу цех изготовления банковских бумаг. Он расположился в глубине комплекса. Два других корпуса - очистные сооружения и лаборатория - выходят фасадами на набережную Фонтанки".

Деловой Петербург, 17 ноября 1997 "Alarko обновила Гознак"

Старые фотографии

Экспедиция заготовления государственных бумаг. Справа - здание администрации. Прямо виден бывший на этом месте какой-то небольшой завод; ныне на этом месте скверик перед гостиницей "Азимут"

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия