4й казенный винный склад

1896-1898, гр.инж.Г.Г.Рабцевич

Набережная Обводного канала, 197-201

https://www.citywalls.ru/house2799.html

В комплекс входит административно-производственное здание, производственный комплекс с водонапорной башней и проходная с каменной оградой.

Административно-производственный корпус (лит. 29-30) 1896-1898 - гражд.инж. Рабцевич Г. Г.
Производственный корпус с водонапорной башней (лит. 5-6) 1896-1898 - гражд.инж. Рабцевич Г. Г.
Производственный корпус (лит. 1) 1896-1898 - гражд.инж. Рабцевич Г. Г.
Проходная с каменной оградой (лит. 32) 1896-1898 - гражд.инж. Рабцевич Г. Г.            

В 1919 г. на территории авторемонтных мастерских Петрогубисполкома и Петроградского Совета по ул. Каляева, д.8 в г. Петрограде во время наступления на город банды Юденича, Деникина и др. был организован автобоевой отряд по обеспечению боевой техникой Петроградского фронта. С 1922 г. по 1927 г. авторемонтные мастерские ремонтировали автомашины для пищевой промышленности. В 1927 г. в июле месяце, при гараже бывшего Ленинградского Союза Потребительских обществ (ЛСПО) были организованы в качестве подсобного предприятия авторемонтные мастерские, которые обслуживали авторемонтом гаражи ЛСПО. С ростом деятельности и увеличением объема работ эти мастерские в декабре 1930 г. выделяются в самостоятельную хозяйственную единицу в системе ЛСПО и получают название авторемонтного завода АРЗ - ЛСПО. Завод помещается в центре города и поэтому дальнейшее увеличение объема работ вызвало необходимость иного территориального размещения. В июне 1934 г. АРЗ перебазировался на Обводный канал д. 159, где ранее находился спиртоводочный завод, а позднее были расположены механические мастерские ЛСПО. С переездом завода эти мастерские вошли в его состав. АРЗ по-прежнему производили капитальный ремонт автомашин и агрегатов, изготовляя детали для авторемонта. Однако, в целях концентрирования производства, связанных с автомремонтом и перевозками хлеба, заводом была принята от легкового гаража ЛСПО вулканизационная мастерская, а затем было основано и новое производство по изготовлению кузовов для перевозки хлеба. С 1–го декабря 1933 г. по соглашению Наркомпищепрома с Наркомвнутриторгом АРЗ переходит в систему Наркомпищепрома с подчинением 1-му Ленинградскому Тресту Хлебопекарной промышленности. С этим переходом у завода расширяется объем и изменяется характер деятельности. Включенные в программу завода новые виды производства превращают его в основную базу Ленгортреста по ремонту, монтажу и реконструкции его действующих и новых предприятий (хлебзаводов), по проектированию, изготовлению и испытанию новых типов хлебопекарного оборудования. Завод получил новое наименование «Механический завод № 1 ДГТХП». Завод, оставаясь в системе Городского Треста Хлебопечения и являясь его вспомогательным предприятием не приобретает определенного механического профиля, а имеет целый ряд мелких производств. Завод не мог выполнить оснащение хлебопекарней промышленности новейшим оборудованием даже в пределах одного Городского Треста Хлебопечения. В 1937 г. аккумуляторная мастерская завода была передана Автобазе Треста, а деревообделочное производство - ремонтно-строительному комбинату треста. В 1938 г. вулканизационная мастерская отошла от завода и передана Автобазе Треста. В течение 1937 г. завод уже имел крупносерийное производство специальных машин по хлебопечению, а кроме того по заданию Треста завод выпустил ряд машин экспериментального характера. По заданию НКПП завод приступил к осовению ряда новейших американских машин, образцы которых были импортированы из США. Это обстоятельство обуславливает новый этап деятельности завода – вместо производителя машин для Ленинградского Треста завод становится производителем машин более сложных для широкой сети хлебозаводов СССР. В 1939 г. приказом по НКПП завод был изъят из ведения Треста и передан в непосредственное подчинение Главхлеба НКПП СССР. С 1941 г. характер выпускаемой продукции изменился. Из ранее изготовляемой продукции завод продолжал выпускать только ПМС (походное метеорологические станции для военно-воздушных сил Красной Армии). На использование остальной производственной мощности предприятия был получен целый ряд новых заказов, выполнение которых было непосредственно связано с удовлетворением нужд Красной Армии. Постановление Комитета Обороны СССР обязывало завод приступить к изготовлению печей для походных хлебопекарных установок. По указанию Горкома ВКП (б) и Райкома ВКП (б) Ленинского района завод приступил к изготовлению деталей для передков полковых пушек и деталей для ремонта танков. Затем был получен заказ Ленфронта на изготовление пароконных армейских телег. И, наконец, с начала сентября 1941 г. заводом был получен еще один заказ Военного Совета Ленфронта и Горкома ВКП (б) по выпуску боеприпасов. Этот заказ стал основным содержанием работы завода и загрузки его полностью. Получив задание в середине сентября 1941 г., завод начал серийный выпуск боеприпасов в начале ноября 1941 г.Работа по выпуску боеприпасов для Ленфронта не прекращалось даже тогда, когда не было электроэнергии. Незаконченную продукцию заканчивали вручную и отправляли на фронт. Завод был в числе шести заводов Ленинграда, которые не приостанавливали в самое тяжелое выпуск боеприпасов. Совет Обороны Ленфронта вынес решение об увеличении выпуска боеприпасов по заводу с выделением лимита электроэнергии. Коллектив завода с новым подъемом взялся за выполнение решения Ленфронта и стал регулярно из месяца в месяц перевыполнять задание по выпуску боеприпасов вплоть до 1945 г. С 1945 по 1951 гг. завод находился в системе Министерства пищевой промышленности и выполнял заказы Министерства. В 1947 г. из США были импортированы образцы новейшего оборудования для пищевой промышленности, которые завод конструктивно перерабатывал и выпускал оборудование для оснащения пищевой промышленности Советского Союза - специальные дрожжевые сепараторы, кремосбивальные машины, конвейерные печи, полуавтоматические машины для мелкоштучных изделий и т.д. В 1949 г. согласно Постановлению Совета Министров завод был переименован в Ленинградский механический завод «Главпищемаша». В 1951 г. Механический завод «Главпищемаш» Министерства пищевой промышленности согласно Постановлению Совета Министров от 01.06.1951 г. передан в Министерство судостроительной промышленности. 19 июня 1951 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР №12163 и приказа Министра Судостроительной промышленности №00695 от 30 июня 1951 г. на базе Механического завода Главпищемаша – по адресу: г. Ленинград, наб. Обводного канала, дом №199/201 – была организована организация п/ящ. 487. Реконструкция завода производилась по проектной документации ГСПИ-2 для выпуска специальной аппаратуры. С 1954 г. организации были установлены два профиля производственной деятельности: высокочастотная радиоизмерительная аппаратура; специальная аппаратура радиоэлектронной техники. С переводом в 1957 г. в систему Ленсовнархоза специализация организации сохранилась. Постановлением Министерства судостроительной промышленности от 27 июня 1957 г. №732-352 организация п/ящ. 487 была передана в Управление судостроительной промышленности совнархоза. В марте 1959 г. постановлением ЦК КПСС № 1395-679 от 20.12.1958 г. и постановлением ЛСНХ №0163 от 10.03.1959 г. организация п/ящ. 487 была передана в ведение Управления радиотехнической промышленности ЛСНХ. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 16.02.1963 г. №200-71 за организацией закреплена специализация по радиозамерительной технике и специальной техники. Распоряжением Совета Министров СССР от 15.03.1963 года №531 Р/с. Приказ №1 от 10.03.1965 года Министра Радиопромышленности СССР организация п/ящ. 487 передана в 13 Главное управление Министерства радиопромышленности СССР. По закрепленной специализации в организации п/ящ. 487 создана необходимая лабораторно-техническая и производственная база, выращены необходимые кадры как по разработке приборов и аппаратуры, так и по изготовлению и выпуску. На основании Приказа Министра Радиотехнической промышленности СССР за №430 от 20.12.1965 г. организация п/ящ. 487 объединена 01.01.1966 г. с заводом Радиотехнического оборудования под названием последнего - ЛЗРТО - Ленинградский завод Радиотехнического оборудования, подчиненный 13-му Главному Управлению Министерства. До объединения ЛЗРТО организовался 03 апреля 1961 г. по приказу №9118 Ленинградского Совета народного хозяйства на базе 71 военного завода тракторного производства, который перебазировался в другое место. Завод РТО и организация п/ящ. 487 выпускали однородную продукцию радиоаппаратуры. В силу чего возникла их необходимость объединения. Кроме того, необходимо устранить нерентабельность в бывших заводах мелкого масштаба, и переход на новое планирование производства продукции в заводе и хозрасчет. Приказом Министерства радиопромышленности СССР №227/к от 14.03.1990 г. ЛЗРТО переименован в Производственное объединение "Ленинградский завод радиотехнического оборудования" (ПО "ЛЗРТО"). В 1992 г. ПО "ЛЗРТО" было преобразовано в Государственный завод радиотехнического оборудования (ГЗРТО). Основание: Устав завода, зарегистрированный под №233 от 11.03.1992 г. ГЗРТО приказом Минэкономики РФ от 27.04.1999 г. №216 переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод радиотехнического оборудования" (ФГУП "ЗРТО").

spbarchives.ru

Историческая справка

Территория, на которой находится Деловой Центр, до 1782г. находилась за чертой города. С 1872г. городская граница прошла по южному берегу Обводного канала. На месте современной улицы Циолковского протекала речка Таракановка. Развитие описываемой территории тесно связано с историей прокладки Обводного канала и формированием на его берегах промышленной зоны. Впервые проект нынешнего Обводного канала появился в 1763г. К строительству канала или выгонного рва приступили в конце 1760-х г.г. и к концу 1770-х довели его почти до Лиговского канала. Второй этап строительства Обводного канала начался в 1805 г., после того, как Александр I указом от 23 декабря 1804 года повелел начать в следующем году работы по устройству Обводного канала и сооружению каменного акведука в месте его пересечения с Лиговским. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. На планах Санкт-Петербурга вплоть до 1898 г. участок, на котором расположен комплекс, обозначен как незастроенный (огородное место А.Н.Куприяновой). На генеральном плане 1898 участок обозначен как «Земли, принадлежащие Казенному винному складу». Винная монополия, исключительное право государства на торговлю спиртными напитками, была введена в России во второй половине 1890-х г.г. Целью введения монополии было увеличение доходной части государственного бюджета. Для осуществления винной монополии необходимо было построить казенные винные очистные склады, куда владельцы частных винокуренных заводов должны были сдавать свою продукцию. В эти склады привозили из провинции выкуренный спирт; здесь же он очищался от вредных примесей - ректифицировался. Винный спирт крепился до 90-95 градусов, затем из него делали водку не ниже 40. Продавался готовый продукт тут же на складе или в казенных винных и доверенных частных лавках. После 1917 г. на территории Четвертого казенного винного склада работал механический завод Главхлеб, на плане Ленинграда 1932 г. показана мебельная фабрика, в послевоенное время здесь разместился радиозавод (на картах не отображался из соображений секретности).

 26.02.2012 20:28

ООО «Румб», девелопер проекта «Обводный Двор», получил задание КГИОП на научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия по адресу: наб. Обводного канала д. 199-201.

Описание делового центра «Обводный Двор»

С одной стороны деловой центр «Обводный двор» ограничен северным берегом набережной Обводного канала, с другой — Курляндской улицей и улицей Циолковского.  Технические особенности БЦ Деловой центр «Обводный Двор» занимает несколько исторических промышленных зданий конца XIX — начала XX века. Фасады сохранили интересный кирпичный декор, на окнах установлены стеклопакеты, выполненные в оригинальном историческом рисунке. Внутри помещений сделан ремонт «под отделку», включающий выравнивание пола и стен с частичным сохранением оригинальной кирпичной кладки, разведены новые инженерные сети. 

Фрагмент плана 1990 года

Карта 1914 года

В КГИОП https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/ под охраной стоят следующие объекты казенного винного склада № 4: здание склада, фильтрационное отделение с ректификационной башней, здание конторы, проходная с каменной оградой.

https://urban3p.ru/blogs/42628 - страница одного индастриал-блоггера с большим количеством интеренейших фотографий внутри и снаружи

Заметим также, что в первом издании книги М.С.Штиглиц "Памятники пром.архитектуры Санкт-Петербурга" и в некоторых других аффилированных источниках данное здание фигурирует как "комплекс построек винно-водочного завода Штриттера". Здесь приведена довольно содержательная полемика насчет того, почему это не завод Штриттера и им не может быть в принципе. Похоже, что уважаемая М.С.Штиглиц ошиблась. Завод Штриттеров находится здесь , а здесь - 4й казенный винный склад!


http://kanoner.com/2012/02/13/31927/

На Обводном канале сносят на территории винного завода
13/02/2012 12:08

В Петербурге начался снос на территории казенного очистного винного склада № 4, расположенного на набережной Обводного канала, 199–201. Уже разрушен один из корпусов. Винный склад был построен в 1896–1898 годах по проекту гражданского инженера Георгия Рабцевича. В комплекс входят здание конторы, фильтрационное отделение с ректификационной башней (доминанта), склад, а также проходная с каменной оградой. Сегодня это выявленный объект культурного наследия. Сейчас уже снесен неисторический корпус (литера В), а также с помощью отбойных молотков ведется демонтаж советской надстройки ограды. «Карповка» направила запросы в КГИОП и службу строительного надзора с просьбой сообщить о данных работах. Административно-техническая инспекция ордеров на сужение тротуара не выдавала.


https://www.citywalls.ru/house25882.html

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия