Сальный буян
р.Пряжка, 1805-1907, арх.Ж.-Ф.Тома де Томон
https://www.citywalls.ru/house20316.html
Амбары Сального буяна, построенные на левом берегу Невы, напротив Горного кадетского корпуса архитектора Воронихина, в печатных источниках связывают с именем Тома де Томона. Однако к их проектированию и строительству имеют отношение еще два архитектора. Благодаря найденным архивным документам удалось полностью восстановить историю этих амбаров.
В мае 1803 г. санкт-петербургские купцы обратились к министру коммерции Н. П. Румянцеву с просьбой о строительстве амбаров с целью разделения сального и масляного буянов, находившихся между 22-й и 25-й линиями Васильевского острова. Предполагалось купить место, принадлежавшее купцу Трозину, на Матисовом острове на противоположной стороне Невы, чтобы перенести туда сальные амбары. Но дело с покупкой затянулось более чем на год. Между тем были заказаны проекты и сметы на сооружение новых амбаров архитекторам И. Гиршу и И. П. Фоку. А "проект канала для удобства и прохода барок кругом амбаров" поручили составить инженер-генералу де Витте. Проекты Гирша и Фока были представлены Александру I. Но еще до утверждения проекта, 6 июля 1804 г., отпустили необходимые для строительства амбаров средства. 7 октября 1804 г. утверждается штат "Конторы для строения сальных и поташных амбаров с каменной пристанью", директором которой назначается П. О. Боттом. Работы предполагалось начать с весны следующего, 1805 г.
Казалось бы, Тома де Томон ко всему изложенному не причастен. Но, вероятно, в связи с затянувшейся покупкой места на Матисовом острове решили предусмотреть возможность постройки амбаров на Васильевском острове, рядом со старыми. Проект таких амбаров в том же 1804 году разработал Тома де Томон. Вместе с проектами Гирша и Фока вариант Томона также был представлен на утверждение. В результате приняли решение строить на новом месте по плану архитектора Фока, фасады привести в соответствие с проектом Томона, а новую смету составить Гиршу, которому поручается вместе с тем осуществить строительство.19 июля 1805 г. заложили фундамент и начались работы. К окончанию строительного сезона, 19 октября, Боттом доложил министру коммерции, что "в течение сего лета выстроена на невском берегу часть амбаров почти до самого верхнего кирпича".
В 1807 г. основные работы были завершены, "кроме нескольких сводов, кои по причине свежести стен к концу приведены быть не могли". Полностью строительство заканчивается в следующем году, о чем Боттом рапортовал Румянцеву 8 августа 1807 г.
Еще одно значительное произведение Томона не сохранилось до наших дней. Это великолепные амбары Сального буяна на Матисовом острове, расположенном у реки Пряжки, на левом берегу Невы. Предназначались они для хранения больших партий сала. При разработке проекта амбаров наибольшую трудность для архитекторов представляло решение фасадов вследствие их значительной протяженности при небольшой высоте постройки. Тома де Томон, видимо, нашел наиболее удачное решение. Для всех четырех фасадов разной протяженности он применяет одну и ту же архитектурно-художественную композицию. Фасады обрабатываются крупным горизонтальным рустом и прорезаются высокими дверными проемами с полуциркульными завершениями. Центр каждого фасада акцентируется значительно возвышающимся объемом, завершенным четко очерченным фронтоном. Благодаря такому решению фасадов различные по величине корпуса оказались связанными в единое архитектурное целое. Укрупненные архитектурные формы, тщательный отбор деталей, их лаконичное решение, а также четкая расстановка акцентов - все это способствовало хорошему восприятию здания даже на значительных расстояниях. В 1914 г. амбары Сального буяна были разобраны. А через несколько лет архитектор Л. В. Руднев предложил использовать гранитные блоки фундамента Сального буяна для сооружения памятника жертвам революции на Марсовом поле.
Шуйский В.К. Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб.: Лениздат, 1998. С. 58.
В 1913 г. И. К. Григорович докладывал Николаю II:
"В 1913 году на Адмиралтейском заводе открылась новая, важная в деле обороны отрасль производства, а именно - изготовление башенных установок. Как выяснилось на конкурсе проектов и цен на башенные установки для броненосных крейсеров типа „Измаил“, состоявшемся в апреле 1913 г., частные заводы, пользуясь монополией башенного производства, назначили чрезмерно большие цены. Для избежания такой зависимости Морское министерство решило организовать дело постройки башен на одном из казенных заводов, и для этой цели избран Адмиралтейский завод. Законопроект об отпуске средств на оборудование башенного производства одобрен законодательными учреждениями, и законом 13.07.1913 г. ассигновано 7292790 руб. на переоборудование завода. <...>".
На территории острова Большой Сальный Буян, расположенного рядом с заводом, но выше верфей по течению Невы, было решено построить цеха башенного отдела. Проект разрабатывал Путиловский завод, за год до этого закончивший постройку собственного современного башенного завода и имевший уже значительный опыт в этой области. <...>
В 1914 г. на Большом Сальном Буяне были снесены склады торговых зданий (каменные постройки конца XVIII в. ) и начато строительство цехов башенного отдела. Общая площадь застройки составляла более 14 тыс.м. До начала мировой войны были выведены фундаменты зданий на высоту первого этажа, изготовлены металлические конструкции колонн, балок, подкрановых путей, фермы для крыши, конструкции оконных проемов. После начала войны строительство цехов было свернуто, а заготовленные конструкции, в связи с острой нехваткой металла в военное время, пущены на переплавку. Уже в советское время, когда планы создания на Адмиралтейском заводе башенного производства прочно отошли в прошлое, на построенных в 1914 г. фундаментах в 1937–1938 гг. были возведены по новому проекту три новых судостроительных цеха, работающие и поныне.
Виноградов С.Е. Последние исполины Российского императорского флота. Гл. 3.
В основе проекта реконструкции лежала мысль полного разделения завода на судостроительную часть, расположенную непосредственно на «Галерном островке», и вспомогательную механическую, намеченную к размещению на присоединяемой территории, то есть между правым рукавом Фонтанки и рекой Пряжкой. В 1913 г. новым направлением в предстоящей деятельности Адмиралтейского завода становится организация выпуска артиллерийских башенных установок, в частности для линейного крейсера «Наварин», на что 13 июля того же года выделяется 2300 тыс. руб. и еще почти пять миллионов рублей на дальнейшее расширение и реконструкцию предприятия. Основные работы заключались в следующем: расширение достроечного бассейна для постройки кораблей увеличенного водоизмещения, сооружение административных и жилых зданий, оборудование башенного производства, постройка мастерских улучшенного типа взамен существующих в Новом Адмиралтействе с приспособлением их для обслуживания башенного производства, расширение заводских рельсовых путей с приобретением подвижного состава и 200-тонного парового железнодорожного крана, устройство водопровода, канализации и другие работы. Основное внимание уделялось сооружению башенной мастерской на территории бывшего Большого Сального буяна, способной выпускать в год четыре трехорудийные башенные установки с орудиями калибра 305-406 мм. Ее намечалось оборудовать более чем семьюдесятью различными станками, один из которых, предназначенный для расточки погонов фундаментных подкреплений и поворотного стола, являлся для своего времени поистине уникальным по размерам. Единственным предприятием в России, взявшимся за его изготовление, оказался завод «Феникс», принявший также заказы и на поставку остальных специальных станков. Для перемещения тяжеловесных деталей мастерскую планировалось оснастить двумя 100-тонными ‘кранами и четырьмя кранами грузоподъемностью от 5 до 30 т. Техническое содействие в организации башенного производства Адмиралтейскому заводу оказывал французский завод «Сен-Шамон». Его представитель, ознакомившись с планом расширения верфи, указал на недостаточность размеров предполагаемой котельной мастерской, в которой также намечалось изготавливать ряд башенных деталей. В результате совместной разработки появился проект объединения башенной, котельной и ремонтно-механической мастерских под общим перекрытием. Это позволяло разместить все производство не на двух, а только на первом этаже, отказаться от транспортировки отдельных частей через двор из одного здания в другое и увеличить количество станков, так как общая площадь застройки увеличилась при этом до 2050 кв. м. По части капитального строительства к работам на заводе привлекаются отдельные компании и частные лица. Так, возведение железобетонных стен и подкрановых путей мастерской для постройки железных катеров поручается в мае 1914 г. Акционерному обществу «Бодо Эгесторф и К*», а за строительство башенной мастерской в мае 1915 г. берется подрядчик Бонье. Война нарушила ход выполнения кораблестроительной программы и планы расширения завода. Название его, вместо официально утвержденного - «Адмиралтейский судостроительный и башенный завод», вернулось к первоначальному, поскольку срок готовности башенной мастерской отдалялся на неопределенное время. По той же причине аннулировали заказы на поставку для нее некоторых станков. В 1914 г. в основном продолжались работы по внутреннему обустройству и установке оборудования только в тех зданиях, сооружение которых закончилось к началу года. Сдается в эксплуатацию кузница, расширенная внутризаводская железнодорожная сеть упрощает доставку материалов. Из работ по сооружению остальных предусмотренных планом зданий продолжались только те, которые не требовали больших расходов, так как значительно увеличилась стоимость строительных материалов и рабочей силы. К концу года стал даже ощущаться недостаток в складских помещениях для размещения огромного количества поступивших комплектующих изделий. В сентябре 1917 г. Адмиралтейскому заводу разрешили складировать различные механизмы и паровые котлы на прилегающей к предприятию Мясной улице, с принятием мер по их безопасному хранению.
Л. А. Кузнецов. Адмиралтейский судостроительный завод (1908-1926), 1995 г.
План Сального буяна 1872 год
В живописи и графике
Сальный Буян, до 1907 г. Карл Эдуардович Гефтлер (1853 - 1918)
Остроумова-Лебедева А.П. Сальный Буян в Санкт-Петербурге. Открытка "В пользу общины Святой Евгении". СПб.: Тов-во Голике и Вильборг, 1910
Остроумова-Лебедева А.П. Сальный буян. Гравюра. 1912
Чертежи по рисункам Тома де Томона с сайта Эрмитажа
Старые фотографии
Слева - Сальный буян. Первый военный металлический корабль - броненосная канонерская лодка "Опыт". фото рубежа XIX-XX вв.
1913-1914 гг. Адмиралтейский завод, вид на р.Пряжку и бывший Сальный буян
1912 Сальный буян. Открытка. Издание Общины св. Евгении. Фототипия А.Ф. Дресслера, с фотографии П. Радецкого
2023-09-27 21:29
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия