Скотопригонный двор
1823-1826, арх.И.И.Шарлемань 1й
Московский проспект, 65
Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005
Хозяйственные постройки, такие как соляные, винные и хлебные магазины, возникали в Санкт-Петербурге по мере развития столицы и роста населения. К ним относится и скотопригонный двор, где проводилась торговля крупным и мелким скотом, пригоняемым в город. До 1825 года весь крупный скот продавался на специально отведенной площадке, располагавшейся на южном берегу Обводного канала при пересечении его с Царскосельской дорогой. По свидетельству современников, это была большая грязная площадь, окруженная невысоким забором. Внутри площади было набито несколько рядов прясел для привязки быков, помещались сараи и небольшая "пробная" бойня.
Непосредственным поводом для разработки нового скотопригонного двора послужило замечание Александра I министру внутренних дел В.П.Кочубею ври проезде в Царское Село, что площадка "недостаточна и безобразна".
Разработать проект скотопригонного двора было поручено ученику Адриана Захарова, члену Строительного Комитета, архитектуру Иосифу Шарлеманю. В августе 1821 года проект был представлен Александру I и получил высочайшее одобрение. Главный флигель с тройной аркой въезда, выходящий на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект), решен просто и величественно в стиле позднего русского классицизма и декорирован двумя лепными панно, изображающими рога изобилия. Въезд в здание также украшали монументальные бронзовые фигуры быков.
Из-за неимения в городской думе свободных средств к осуществлению проекта приступили только в 1823 году. К этому времени по просьбе скототорговцев И.Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяженность почти вдвое, с тем чтобы на территории двора одновременно могло помещаться до 3000 быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота. Композиционно здание двора теперь представляло каре, состоящее из главного корпуса двух боковых флигелей.
Большой ущерб строительству скотопригонного двора нанесло наводнение 1824 года. Заготовленные бревна, известь, песок и кирпич полностью смыло водой. Хотя работы по отстройке здания были закончены в самом начале 1826 года, комиссия нашла его не полностью завершенным. Отсутствовали бронзовые быки, хотя пьедесталы для них были уже изготовлены. Только в 1827 году скульптор В.И.Демут-Малиновский сообщил об окончании работ по отливке фигур быков, и их установили перед въездом в здание. Двор был замощен, всю его площадь занимали ряды прясел. По оси главного здания во дворе находилась небольшая каменная часовня.
Добротное здание скотопригонного двора, обширное и вместительно, вполне отвечало своему назначению и долгое время не перестраивалось. Но уже в 1860е года места стало недостаточно, двор приходил в упадок, на прилегающей территории образовалась свалка мусора. Начались ремонтные работы в самом дворе и на соседних участках. Здесь в 1880 году по проекту арх.М.Ф.Петерсона было заложено здание новых городских скотобоен, которые прежде находились на Гутуевском острове. Но по мере застройки Обводного канала жилыми домами и фабричными зданиями, прогон скота по городским улицам и набережным после торгов стал очень неудобным. К западу от скотопригонного двора была проложена железнодорожная ветка, а в конце XIX века более половины скота доставлялось не пригоном, а по Николаевской железной дороге. После устройства между скотопригонным двором и железнодорожной веткой сенного или скогозагонного двора окончательно сложился комплекс, предназначенный для обеспечения жителей столицы парным мясом.
После революции необходимость в существовании скотопригонного двора как места купли-продажи крупного и мелкого рогатого скота совершенно отпала. К тому же бойни, оказавшиеся в черте города, не отвечали техническим и санитарным требованиям. В 1932 году на южной окраине Ленинграда началось сооружение грандиозного мясокомбината. Здания скотопригонного двора передали молочному предприятию, и в 1933 году на его территории по проекту арх.В.Ф.Твялькмейера, А.М.Соколова, И.И.Фомина, началось строительство молокозавода.
Несмотря на то, что еще в 1900х годах здание скотопригонного двора, как один из интереснейших памятников русского классицизма, привлекло к себе внимание искусствоведов, со стороны Обводного канала была разобрана центральная часть бокового флигеля - бывшие загонные ворота, - с тем чтобы открыть вид на новое здание молокозавода. Таким образом, часть памятника оказалась утраченной. А в 1936 году без разрешения инспекции по охране памятников фигуры быков вместе с пьедесталами сняли и перенесли к зданию мясокомбината.
Во время войны снарядами был поврежден главный корпус и стена дворового фасада. В течение 1942-1943 годов сотрудники Инспекции по охране памятников выполняли архитектурные обмеры здания. В 1944 году были восстановлены барельефы на главном фасаде.
В 1950е годы по проекту арх.Матвеева была выполнена реконструкция флигеля вдоль Обводного канала. Архитектор не стал в точности повторять проект Шарлеманя. Въездные ворота и корпус не противоречат характеру исторического здания, но выполнены в стиле 50х годов ХХ века. Объем центральной части решен более крупно, арочные проезды взводились с применением новых конструкций. В общем весь комплекс производит цельное впечатление. Проектом реконструкции предусматривался возврат быков, но уже к воротам со стороны Обводного канала. К сожалению, это до сих пор не осуществлено.
В настоящее время в здании скоготопригонного двора находится успешно работающее предприятие ОАО "Петмол". В корпусе Шарлеманя, выходящим на Московский проспект, располагается заводоуправление и другие конторские помещения. Комитет по охране памятников контролирует ремонтно-реставрационные работы корпусов скотопригонного двора, являющегося памятником архитектуры федерального значения.
https://www.citywalls.ru/house575.html
В XVIII в. Фонтанка была официальной границей Петербурга. Тогда же существовал и городской вал, шедший почти полностью по трассе будущего Обводного канала. Южнее вала, по правой стороне дороги, располагался "скотский двор", куда гнали скот для продажи. Он представлял собой деревянное строение и большой выгон. Далее шло предместье, тянулись леса и луга. В 1821-1825 гг. арх. И. И. Шарлеманем на месте старого "скотского двора", занимавшего территорию величиной примерно с квадратную версту, обнесенную глухим забором, было построено новое здание Скотопригонного двор/ На Царскосельский пр. (так тогда называлась эта часть Московского проспекта) было выведено главное здание, в котором размещались контора, биржевой зал, чайная для купцов и квартиры некоторых служащих. Здание было увенчано фронтоном и на уровне второго этажа украшено лепным панно с изображением рога изобилия и жезла Меркурия - символов богатства и торговли. Нижняя часть здания рустована и решена как цоколь. Центр прорезан тремя арками-въездами, по бокам которых на постаментах из красного гранита стояли бронзовые изваяния быков работы скульптора В. И. Демут-Малиновского, перенесенные в настоящее время к зданию мясокомбината на Московском шоссе, 13. Боковые корпуса, связанные стеною с центральным зданием, предназначались для содержания скота и хранения сена. Их архитектурная обработка согласуется с остальными частями сооружения. В то время скот здесь продавали. Бойню устроили позже, в конце XIX в. В начале 1930-х гг. бывший скотопригонный двор и бойню вынесли за пределы города. В глубине участка по проекту арх. В. Ф. Твелькмейера, А. М. Соколова и И. И. Фомина в 1932-1934 гг. возвели здание Молочного завода. В 1972 г. создано Ленинградское объединение молочной промышленности, головным заводом которого стал первый молочный завод города. В объединении насчитывалось двадцать молочных заводов, четыре из которых работали в Ленинграде, один в Кронштадте, а остальные в области.
Работы по реконструкции участка набережной Обводного канала от Международного пр. до ул. Розенштейна проводились в 1949 г., тогда же был реконструирован корпус молокозавода, находящийся во дворе, и поставлена новая ограда по проекту В. А. Матвеева. Закончены работы первой очереди по реконструкции трассы Обводного канала. 5 ноября 1949 г. состоялось торжественное открытие монументов [В. И. Ленина - у Варшавского вокзала и И. В. Сталина - у Балтийского вокзала] и трассы. За короткий срок - два месяца - была осуществлена гигантская работа по благоустройству и реконструкции трассы Обводного канала на протяжении около полутора километров, от Международного проспекта до улицы Розенштейна. На этом отрезке очищены, выровнены и покрыты дерном оба берега канала. Снесены все временные постройки, сильно расширена проезжая часть, проложен новый бульвар, по-новому выглядят подходы к вокзалам и т. д. Ранее от угла Международного проспекта и набережной Обводного канала вдоль нее шел глухой забор, ограждавший территорию молокозавода. Теперь проезжая часть набережной расширена на 6 метров. Вместо прежнего забора поставлена новая ограда. Первоначально архитектор В. Матвеев задумал выполнить ограду полностью из кирпича. Однако ограниченность срока ее сооружения (один месяц) вынудила его пересмотреть проект и заменить кирпич шлакоблоками. Ограда тянется на 400 метров и состоит из пятидесяти повторяющихся звеньев. Конструктивно каждое звено образовано шестью блоками: пилона, цоколя, правой и левой частей арки, замка и карниза, идущего по верху ограды. Проемы арок заполнены в виде раскрытого веера железной решеткой из пик и гирлянд, закрепляемой сверху блочным замком. Применение рустов на арках, рисунок замка и монументальность всей ограды удачно увязываются с архитектурой здания бывшей бойни. Ограничив высоту ограды, архитектор оставил обозримой верхнюю часть бокового фасада бойни и заводского здания. Окрасив в желтый цвет основные плоскости ограды, автор сохранил характерный для Ленинграда строгий облик набережных. Три одинаково решенных строения проходных расположены с небольшим промежутком в средней части ограды и архитектурно связаны с ней. Архитектура проходных по своему характеру созвучна таким же глухим и рустованным элементам здания бывшей бойни. В каждой проходной между двумя пилонами установлены ажурные ворота с литыми чугунными художественными деталями. С тыльной стороны здания бывшей бойни возвышается корпус молокозавода, построенный в начале 1930-х годов. По проекту арх. В. Матвеева этот заводской корпус реконструируется. Автор реконструкции ввел нужную для производственных целей вторую башню. Фасад между башнями он оформляет пилястрами. И в этом проекте чувствуется настойчивое стремление приблизить его облик к архитектуре здания бывшей бойни. Шлакоблочный завод и строительно-монтажное управление № 4 строительного треста № 2 Исполкома Ленгорсовета, имеющие опыт применения крупных блоков в жилищном строительстве, способствовали успешному сооружению ограды за несколько дней.
Здание скотопригонного цеха было построено П-образным каре с центральным фасадом к Московскому проспекту. Именно там, Московский, 65, и располагается памятник федерального значения - центральные ворота и два боковых флигеля по сторонам. Когда-то существовали северные и южные ворота, но в ходе переоборудования скотобойни под молокозавод северные ворота были снесены. На их месте уже в 1950е годы были построены въездные ворота-проходная в стиле сталинского ампира. Здание молокозавода - конструктивистское, 1920х-1930х годов. То, что сейчас активно сносят и застраивают - это снесли советские здание молокозавода и боковой флигель, выходящий к Обводному каналу, памятник федерального значения, выходящий на Московский проспект, не трогают. Что сталось с южными загонными воротами - неясно.
Скотопригонный двор, 1914 год. https://pastvu.com/p/251817
1949-1951. Государственный молочный комбинат. https://pastvu.com/p/251817
1970-1978. Скотопригонный двор. Флигель. https://pastvu.com/p/699833
Хронология
https://archi.ru/russia/32493/na-grebne
https://www.fontanka.ru/2012/01/31/148/
Завод "Петмол" на углу Обводного канала и Московского проспекта начали сносить
Как стало известно "Фонтанке", работу строителям может осложнить бывший скотопригонный двор, построенный в 1823 - 1826 годах по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя. Здание является памятником архитектуры федерального значения. В декабре 2011 года компания Meridian Capital, которой принадлежит этот участок, заявляла о намерении приступить к строительству весной 2012 года. Инвестор намеревается возвести здесь 250 тысяч кв. метров жилья комфорт-класса и 100 тысяч «квадратов» коммерческих площадей.
http://kanoner.com/2013/08/09/128426/
Градсовет отправил проект «Юнита» по застройке Петмола на доработку
09/08/2013 16:14
Градсовет отправил на доработку проект застройки территории бывшего завода «Петмол» на Московском проспекте. Особую критику экспертов вызвал план освоения двора скотобоен — памятника архитектуры. Градостроительный совет сегодня не смог принять решение по застройке территории между Обводным каналом, Московским проспектом и Варшавской улицей. Предложенные ООО «Век» концепции возведения в этом месте жилья с прокладкой пешеходной зоны от станции метро «Фрунзенская» до бывшего Варшавского вокзала, выполненные по заказу ООО «Юнит», оказались не ясны для членов совета. Эксперты указали на отсутствие в материалах плана красных линий для территории, необходимость создания объемной модели застройки, а также ряд других недостатков демонстрационных материалов. Особую критику совета вызвало отсутствие изображения 35-метрового корпуса, который планируется возвести внутри каре федерального памятника — Новых городских скотобоен, в которых последние десятилетия располагались производственные мощности завода «Петмол». Предполагаемый вид этого корпуса был показан совету лишь после настоятельных требований экспертов. Проект категорически не устроил КГИОП, зампред которого Александр Леонтьев заявил, что он согласован не будет прежде всего из-за нарушения требования незаметности дворовой застройки в зонах охраны с открытых городских пространств, к которым отнесен и Московский проспект. Заместитель председателя КГА Юрий Митюрев в ответ напомнил охранителю памятников, что высота для этого места была одобрена КГИОПом при подготовке высотного регламента. В беседе с «Карповкой» господин Митюрев не сумел назвать прецедентов решения подобной коллизии и отметил, что ситуация потребует изобретения некоего компромиссного варианта. Пока же инвестору проекта поручено получить от КГИОПа документы с уточнением режима использования территории. При этом рецензенты проекта признали, что проект в целом соответствует всем основным строительным регламентам для этого места. Тем не менее согласован проект не был, его предложили доработать в части застройки каре памятника, изменить место расположения школ и детских садов, а также подумать над перепланировкой пешеходной зоны, поскольку в нынешнем варианте она проходит прямо по дворам жилых домов. Напомним, что сейчас участки между Обводным каналом, Митрофаньевским шоссе, Московским проспектом и будущим продолжением Киевской улицы осваиваются целым рядом инвесторов, среди которых холдинг «Эталон» с комплексом «Галактика», компания «Лемминкяйнен рус» (Lemminkäinen Group) с домом «Тапиола», «Юнит» с комплексом «Времена года» и другие девелоперы. Сегодня эксперты градостроительного совета охарактеризовали застройку территории как «лоскутную» и призвали провести еще одно заседание градсовета с участием всех участников освоения участков в этой части города.
https://www.kvadrat.ru/news/20170817_vo_dvore_petmola_na_moskovskom_prospekte_postroyat_jile
17 АВГУСТА 2017 10:56 43
ВО ДВОРЕ ПЕТМОЛА НА МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ ПОСТРОЯТ ЖИЛЬЕ
Во дворе комплекса зданий Петмола на Московском проспекте, 65, построят жилой дом. Градозащитники опасаются, что идет о сносе ценного, на их взгляд, здания.В начале августа ООО «Формат», связанное с ООО «Юнит» и казахстанским фондом Meridian Capital, получило разрешение на строительство жилого дома во дворе бывшего завода «Петмол». Участок «Формата» не включает в себя только три памятника архитектуры — корпуса Скотопригонного двора, выходящие на Московский проспект и набережную Обводного канала; под каждый из них сформирован собственный надел. Основное здание на земле «Формата» — пятиэтажное производственное, официально числящееся дореволюционным (по техпаспорту — 1892 года). Нынешний облик в стиле конструктивизм оно приобрело в 1934 году по проекту архитекторов Виктора Твелькмейера и Игоря Фомина. Член Всероссийского общества охраны памятников Маргарита Штиглиц сказала сегодня «Канонеру», что считает объект ценным. В свое время общество предпринимало попытку сделать его памятником, но она не увенчалась успехом. По словам госпожи Штиглиц, будет печально, если постройку снесут. Ни «Формат», ни «Юнит» пока не раскрывали актуальные планы по застройке двора и возможному сохранению производственного здания. В 2013 году на градсовете представлялся проект 35-метрового жилого корпуса на этом месте. Такое отношение к Скотопригонному двору категорически не устроило КГИОП, зампред которого Александр Леонтьев заявил, что он согласован не будет прежде всего из-за нарушения требования незаметности дворовой застройки в зонах охраны с открытых городских пространств, к которым отнесен и Московский проспект. Изменился ли проект с тех пор, «Канонеру» неизвестно.
http://kanoner.com/2018/08/08/160281/
Жилой дом на месте Петмола на Обводном обещают выполнить в неоклассике
08/08/2018 14:19Жилой дом на месте зданий Петмола на Обводном канале обещают выполнить в неоклассике. Под снос пойдут два производственных корпуса, представляющих сталинскую архитектуру. Ленинградский молочный завод № 1, в российское время ставший ОАО «Петмол», располагался в комплексе зданий Скотопригонного двора на юго-западном углу Московского проспекта и Обводного канала. Три здания, построенных в 1826 году и выходящих на Московский, признаны памятниками федерального значения. Корпуса сталинских лет, в том числе во дворе (65, литера А), охране не подлежат. В августе 2017 года ООО «Формат», связанное с ООО «Юнит» и казахстанским фондом Meridian Capital, получило разрешение на строительство здесь жилого дома. Как явствует из документации КГИОПа, оказавшейся в распоряжении «Канонера», проектом предполагается строительство разновысокого здания, выходящего на уличный фронт Обводного канала. Ради него снесут обе «сталинки». «Юнит» построил два жилых дома вдоль Парфеновской улицы и на этом остановился. Участок во дворе Петмола фирма продала ООО «Динамика», входящему в группу Legenda. Ранее Legenda строила спальные дома попугайской расцветки, но после прочтения комментариев читателей «Канонера» ушла от этой темы. Дом на Обводном канале будет выполнен в неоклассическом облике с колоннами. Проект составило ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна. Ожидаются четыре корпуса высотой до восьми этажей, объединенные подземным паркингом. Из-за своей высоты они будут хорошо видны из-за двухэтажного Скотопригонного двора. На канал выйдет здание со скатной кровлей высотой 23 метра по карнизу и 28 — по коньку. Предусмотрен встроенный детский сад на 110 мест. Строительство должно начаться в нынешнем году и завершиться в 2022-м.
http://kanoner.com/2018/11/28/161404/
Legenda снесет проходную Петмола на Обводном, чтобы воссоздать
28/11/2018 13:50Группа Legenda намерена снести советскую проходную Петмола на Обводном канале, копирующую Скотопригонный двор. Затем проектом предполагается воссоздать этот корпус. Одноэтажное здание проходной со строенными арками, выходящее на набережную Обводного канала (Московский проспект, 65, литера УА), было построено в 1949 году по проекту архитектора Матвеева. Внешне оно копирует главный корпус Скотопригонного двора авторства Иосифа Шарлеманя, признанный федеральным памятником. Проходная объектом наследия не признана. В начале ноября начался снос главного здания Ленинградского молочного завода № 1 (в российское время ОАО «Петмол»), расположенного во дворе. Его по заказу ООО «Динамика», входящего в группу Legenda, проводит ООО «СК „Прайд“». Как стало известно «Канонеру», проектной документацией, разработанной ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“», предполагается также разборка проходной. Под ней задумано построить подземный паркинг, после чего матвеевско-шарлеманевские фасады будут воссозданы, что хорошо видно на проектной иллюстрации. Гендиректор «Прайда» Антон Шевченко сегодня в беседе с «Канонером» уклонился от ответа, когда компания приступит к сносу.
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия