Водонапорная башня гидролизного завода
1928
Улица Калинина, 13https://www.citywalls.ru/house11176.html
https://www.citywalls.ru/house11177.html
https://watertowers.ru/vodonapornye-bashni/vodonapornaya-bashnya-na-gryaznom-ostroveАкционерное общество «Перунъ» было создано в 1911 г. для производства в России карбид-кальция, растворенного ацетилена для газовой обработки металлов с основным капиталом в 450 000 руб. К 1913 г. деятельность общества значительно расширилась и капитал был увеличен до 900 000 руб. Обществу «Перунъ» принадлежало исключительное право эксплуатации в России растворенного (сжатого) ацетилена, который производился главным образом для использования в автогенах и для освещения. Ацетилено-наполнительные станции и кислородные заводы общества к 1915 г. были учреждены в Петрограде, Москве, Риге, Екатеринославе, Варшаве, Николаеве и обслуживают большие районы. Успешно ацетилен применялся для освещения поездов железных дорог, маяков, буев, автомобилей, а также фабричных и заводских помещений. Кислород производился двух видов: технический и медицинский для научных опытов и как лечебное средство. Котельно-механический завод общества «Перунъ» на Большом Грязном острове изготавливал переносные и станционарные генераторы ацетилена разных систем, реципиенты, бутылки для сжатых газов, сварные бочки, паяльники для сварки и резки, а также производил различные сварочные работы и резку металлов. Также завод был известен ремонтом котлов, не имея в этом направлении серьезных конкурентов. Котельно-механические заводы производили ремонты котлов судовых и станционарных на местах и на собственной пристани на заводе в Петрограде на реке Екатерингофке. Заводы занимались также исправлением различных судовых поломок, поломок машин и других изделий автогенным способом. Вообще завод производил ремонт всевозможных поломок чугунных, железных, стальных, медных и алюминиевых изделий с помощью кислородно-ацетиленовой сварки, гарантировавшей прочность и скорость работы. Изготавливались рудничные лампы различных систем, организовывалось ацетиленовое освещение маяков и буев.
(Торгово-промышленный мир России 1915 г. Отд. I, часть III, С. 35)
Постановлением Президиума ВСНХ РСФСР от 21 июня 1920 г. завод лаков и красок братьев Васильевых, созданный в 1839 г., национализирован и передан в ведение Химической секции ПСНХ. После национализации в 1920 г. химический завод Русского АО "Перун", основанный в 1910 г., передан Химической секции ПСНХ и переименован в Государственный завод карбида. Дальнейшие переименования: 1921 г. Государственный химический завод карбида, 21 ноября 1923 г. Химический завод "Красный автоген" объединения "Госсжатгаз", 1931 г. завод "Красный автоген" № 1. Подведомственность: 1929 г. Ленинградхимтреста, 1930 г. Всесоюзного автогенного треста, 1943 г. Главного управления автогенной промышленности Наркомата тяжелого машиностроения СССР, 1948 г. Министерства химической промышленности СССР, 1 июля 1957 г. Управления химической промышленности Ленсовнархоза.
В 1976 г. стал головным предприятием Л ПО "Лентехгаз", в 1993 г. реорганизован в АОЗТ (после 1996 г. ЗАО) "Лентехгаз". (rusarchives.ru)
Водонапорная башня
Место и возможно часть сохранившихся зданий судостроительно-судоремонтного и механического завода Пульмана П.Д., адрес - Большой Грязный Остров дом 1. Работало 400-500 чел. Появился в 1890-х. в 1900-х на заводе было назначено внешнее управление(вероятно процедура банкротства), в 1910-х куплен АО "Перун" и стал заводом "Перун". На 1917- существовал.
"По воспоминаниям отставного статского советника Н.П. Хижинского, относящимся ко 2-й половине XIX в., "...за речкой лежал довольно низменный остров, который почему-то назывался Коровьим (позже Грязный.- С.Г.). Другой берег этого острова выходил на Чёрную речку, или Екатерингофку, и ближе к нам был лесопильный завод, кажется, Григорьева...". Лесопильный завод появился здесь в 1875 г. В 1928 г. шведские фирмы построили здесь новый завод "Пионер", образцовый по уровню механизации для всего СССР. Сохранился выполненный в монолитном железобетоне цех этого завода, а его ажурная, также железобетонная, водонапорная башня - важный архитектурный акцент в панорамах Екатерингофки".
Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. 2001, стр. 112:
Таким образом, на территории Большого Грязного острова существовало два завода: судостроительно-судоремонтный и механический завод Пульмана П.Д. (далее ставший лесной биржей), и завод "Перун". Водонапорная башня была построена для завода Пульмана П.Д. А потом оба завода объединили, и на острове ацетиленового производства "Перуна" все предприятие стало гидролизным заводом.
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия