Путиловский завод - Кировский завод
1910е, инж.А.И.Путилов
Проспект Стачек, 47Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005
Гигант отечественной индустрии Путиловский (Кировский) завод имеет двухсотлетнюю историю, богатую новаторскими достижениями, трудовыми подвигами, участием в революционных событиях. Завод был основан указом императора Павла I в 1801 году по предложению выдающегося деятеля эпохи начала индустриализации России, выходца из Англии Чарльза Гаскойна. Тогда же на собственную дачу Гаскойна, находившуюся на Петергофской дороге, был переведен литейный завод. Наиболее яркие страницы дореволюционной истории предприятия связаны с именем талантливого инженера и организатора Николая Ивановича Путилова, который купил у казны разорившийся завод в 1868 году и в короткие сроки наладил на нем новое многоотраслевое производство - рельсы и вагоны для строящейся железной дороги, боеприпасы и орудия для военной промышленности. С 1890 года здесь стало развиваться механическое производство, а в начале ХХ века - паровозостроение и судостроение. На Путиловском был построен самый быстроходный для того времени эскадренный миноносец "Новик", самый мощный отечественный локомотив серии "М" и самая легкая пушка "образца 1902 года". Уже в 1901 году при заводе существовали церковь, больница, школа, библиотека для рабочих, театр с заводским парком и несколько групп жилых домов для служащих.
Насыщенная социальными и революционными событиями жизнь Санкт-Петербурга в значительной степени была связана с рабочими-путиловцами. В 1934 году завод получил имя С.М.Кирова. Здесь стали производить знаменитые сельскохозяйственные машины: сначала "Фордзон-Путиловец", а позднее - самые мощные в мире колесные тракторы "Кировец". В эти же годы были построены новые и реконструированы старые производственные здания, возведены корпус училища и пожарная часть.
В годы Великой Отечественной войны завод не прерывал работу, выпуская военную технику. В 2001 году предприятие отметило свой 200-летний юбилей. На заводе существует музей истории и техники АО "Кировский завод", построен выставочный зал в стиле архитектура постмодерна.
В течение длительного периода существования на обширной территории предприятия формировалась сложная архитектурно-производственная среда с четко выраженными зонами - металлургической, механической, складской, административной. На территории этого огромного комплекса было немало производственных зданий с оригинальными конструктивными решениями, изобретенными и апробированными именно здесь. Однако из-за многочисленных реконструкций и утрат в наиболее удовлетворительном состоянии сохранились до нашего времени лишь несколько: административное здание, заводская лаборатория, кузница и башенная мастерская, находящиеся в глубине заводской етрритории. Они состоят под государственной охраной и используются в производственных целях.
Самое замечательное в историко-архитектурном отношении из сохранившихся построек - это башенная мастерская. Она была сооружена накануне Первой Мировой войны и предназначалась для окончательной сборки крупногабаритных башенных установок военных судов. Возведению этого уникального цеха придавалось настолько большое значение, что на его территории присутствовал сам император Николай II.
Мастерская представляет собой громадное трехпролетное здане с кирпичными наружными стенами и сложной внутренней металлической системой, состоящей из колонн, ферм, подкрановых опор и балок. Великолепная освещенность цеха создается за счет сплошного остекления боковых скатов кровли и двух витражей на торцах здания. Свет равномерно струится сквозь ажурные металлические конструкции. Интерьер поражает своей воздушностью и размерами. Снаружи постройка производит не менее сильное впечатление. Массивное краснокирпичное здание завершено в центральной части высоким фронтоном ломаного очертания, в плоскости его - огромный прочный витраж. По монументальности, тяжеловесной экспрессии оно перекликается с промышленными зданиями Петера Беренса.
https://www.citywalls.ru/house5197.html
Указом императора Павла I от 28 февраля 1801 г. повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод. Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 г. когда на нём было отлито первое пушечное ядро. В 1844 г. с развитием в стране жлезнодорожного сообщения завод начал выпускать рельсы.
C 1868 по 1880 гг. владельцем завода был известный российский предприниматель Николай Иванович Путилов, по фамилии которого завод получил наименование Путиловского. В этот период на заводе была пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов.
В 1874 г. образовано "Акционерное общество Путиловских заводов". В 1880-е гг. на заводе также началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, а в 1894 г. производство паровозов. В 1900 г. Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.
В 1910-х гг. завод активно развивает судостроительное направление деятельности, рассчитывая получить крупные военно-морские заказы. В 1911 г. на заводе спущен на воду эскадренный миноносец "Новик", самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1912 г. основана отдельная производственная площадка - "Путиловская верфь", ныне ОАО "Северная верфь". Во время Первой мировой войны на заводе производилась доработка закупленных в Англии броневиков "Остин", а в в 1916 г.на базе этих бронеавтомобилей была разработана собственная модификация - "Остин-Путиловец", выпуск которой осуществлялся 1918 - 1920 г. В 1922 г., после национализации, завод получил новое имя - "Красный путиловец".
В 1924 г. на заводе проведены испытания первого советского трактора "Фордзон-Путиловец" и начато его серийное производство. До 1941 г. на заводе было выпущено 125 тысяч тракторов "Фордзон-Путиловец" и с 1934 г. тракторов "Универсал".
До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику - танки Т-28 и артиллерийские орудия. В конце 1920-х гг. был налажен выпуск трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы.
17 декабря 1934 г., через 16 дней после убийства С. М. Кирова, заводу присвоено наименование "Кировский завод".
В 1939 г. на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.
В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый "Танкоград" - крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов. В этой связи 6 октября 1941 г. "Танкограду" было присвоено официальное наименование "Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске". Но часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, оказавшийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику. За годы войны на территории завода упало 4680 снарядов, 770 бомб. За ремонт танков в осаждённом Ленинграде Кировский завод был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Начиная с 1948 г., передислоцированная часть завода вернулась из Челябинска, и завод продолжил работу в Ленинграде в полном объёме.В 1948 г. было освоено производство гусеничных тракторов КТ-12 (выпускался до 1951 г.).
В 1954 г. на заводе была создана первая в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 г. изготовлена турбина для первого в мире атомного ледокола "Ленин", а в 1961 г. - газотурбинная установка ГТУ-20 для первого советского газотурбохода "Парижская коммуна".
С 1964 г. на заводе организовано серийное производство тракторов "Кировец".
Завод награждён двумя орденами Ленина (1939, 1951), орденом Трудового Красного Знамени (1926), орденом Красного Знамени (1940), орденом Октябрьской Революции (1970), орденом Дружбы народов (1976), орденом Отечественной войны I степени (1985).
В 1992 г. акционирован, создано ОАО "Кировский завод" (управляющая компания), имеющая около 30 дочерних предприятий, в числе которых:
Сталелитейный завод "Петросталь",
Производство тракторов "Кировец" (Петербургский тракторный завод),
Производство тоннельных эскалаторов, завод "Универсалмаш".
ЗАО "Турбомашины" (1993 г.) - выпускает турбогенераторные и парогазовые установки в диапазоне мощности от 1100 до 2500 кВт.
"Шереметев" Бизнес-центр класса "В", расположенный на проспекте Стачек
Заводоуправление
https://www.citywalls.ru/house23954.htm
К сожалению, среди зданий Кировского завода возникает некоторая коллизия. На сайте КГИОП среди памятников пром.архитектуры отмечено здание администрации 1913го года постройки, но какое именно здание среди корпусов Кировского завода имеет в виду КГИОП - вызывает вопросы :-). Здание, расположенное на проспекте Стачек https://www.citywalls.ru/house5198.html, честно говоря, не очень тянет на историческое, да и заводоуправлением оно никогда не было, там была больница. Современное здание заводоуправления https://www.citywalls.ru/house23252.htm, расположенное на центральной заводской площади, представляет собой классический примет позднего сталинского неоклассицизма, хотя и является дореволюционным (серьезно перестроено). И только это здание, ныне заводская поликлиника, впечатляет своей архитектурой модерна!! Быть может, среди памятников пром.арха Кировского завода КГИОП имел в виду это здание?
Центральная лаборатория Кировского завода
https://www.citywalls.ru/house30913.htm
Башенная мастерская Путиловского завода. 1912
https://www.citywalls.ru/house19396.htm
К интереснейшим зданиям, уникальным для того времени, относится башенная мастерская Путиловского завода, высота которой равна 34,8 м. Она построена в 1912 г. и представляет собой трехпролетное здание. Кирпичные стены толщиной в 2,5 кирпича расположены на бутовом фундаменте. Фундаменты металлических колонн установлены на сваях. Нагрузку от кранов принимают на себя решетчатые колонны сложной конструкции с выступами и консолями. Колонны механической и котельной не связаны с наружными стенами и представляют собой самостоятельную конструкцию, несущую крановую нагрузку. В середине пролета 10-тонный кран размещен на высоте 22,9 м; нижний - 70-тонный кран - на высоте 15,8 м. Стремление перекрыть сложные по технологическому процессу помещения двухскатной кровлей заставило конструктора создать в среднем пролете арочную ферму со стрелой подъема около 6 м. Ферма имеет затяжку и шарнирно опирается на решетчатые колонны. В целях образования двухскатной кровли от опор арочной фермы до конька стропильных ферм боковых пролетов установлены дополнительные легкие наклонные решетчатые фермочки с параллельными поясами, увеличивающие к тому же жесткость здания в поперечном направлении. Сплошь стеклянные боковые скаты крыши среднего пролета площадью 3,5 тыс. м2 служат верхним светом для цеха; остальные скаты покрыты кровельным железом. Здание башенной мастерской, сохранившееся в основном до настоящего времени, было увеличено в длину на 70,8 м и в ширину на 27,41 м пристройками - железобетонной и кирпичной, с металлическим каркасом и металлическими колоннами. Здание имеет площадь 315 86,4 м.
Артоболевский И.И., Благонравов А.А. "Очерки истории и техники в России (1861-1917)
Кузнечно-прессовой цех № 1
https://www.citywalls.ru/house30393.htm
Цех 710
2021-10-25 21:30
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия