Путиловская верфь - Северная верфь
1913-1914, 1935
Корабельная улица, 5https://www.citywalls.ru/house4709.html
На территории Северной верфи (бывшая Путиловская верфь) находятся Большая судостроительная мастерская и фабрика-кухня, которые включены КГИОП В 2001 г. в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [771]. К сожалению, данные объекты находятся на закрытой территории режимного завода и совершенно недоступны для обзора. Кой-какие фотографии исторических краснокирпичных корпусов я еще нашел, а вот фабрику-кухню, ныне заводскую столовую - увы :-(. Согласно Викимапии, историческими дореволюционными корпусами завода являются цеха № 20, натурный плаз № 47 (сильно перестроен), цех № 6. Цех № 7 советской постройки (достроечный цех. цех главного сварщика) 1950го года постройки, но на мой взгляд, не лишен обаяния :-).
Краткая история предприятия
Еще в конце XIX в. на Путиловском заводе по контракту от 7 июля 1889 г. были заложены первые боевые надводные корабли – миноносцы «Биорке» и «Роченсальм». Для их строительства на берегу, в юго-западной части заводской территории возвели деревянный эллинг. Строительство кораблей продолжалось. Закладка эсминца «Новик» состоялась 19 июля 1910 г. еще на так называемом старом стапеле судостроительной мастерской Путиловского завода, а спущен на воду корабль был 21 июня 1911 г. уже на новой «Путиловской верфи». В конструкции корпуса эсминца впервые в мире была применена продольная система набора, разработанная выдающимся отечественным кораблестроителем И. Г. Бубновым.
Верфь ведет свою историю от судостроительного отдела Путиловского завода, основанного в 1890 г., который в 1908 г. выделился в самостоятельное предприятие.
По замыслу Правления Общества Путиловских заводов, верфь должна была в перспективе занять главенствующее место среди судостроительных компаний Петербурга и успешно конкурировать с действующими заводами. Обширная территория предприятия занимала исключительно выгодное географическое положение на окраине Петербурга, вблизи Морского канала и порта. Проект верфи предусматривал внедрение самых передовых технических достижений того времени. Главным судостроительным сооружением верфи должен был стать эллинг длиной 250 метров, вплотную примыкающий к корпусообрабатывающему цеху. При ширине эллинга 80 метров в свету и при высоте до подкрановых путей 40 метров, на нем можно было строить корабль любого в то время водоизмещения. Для строительства миноносцев предусматривались деревянные стапеля с обслуживанием их железнодорожными кранами. Для судоремонта предусматривалось построить два плавучих дока. Помимо корпусного производства, новая верфь должна была обладать и развитой машиностроительной частью для изготовления всех механизмов, включая паровые котлы и турбины. Длина причальных линий, оборудованных кранами, превышала 1,5 км. Внутренний бассейн для достройки судов предусматривался длиной 600 метров, шириной 200 метров, глубиной от 7,2 до 8,4 метра.
Расположение мастерских (цехов) предусматривалось с учетом производственного процесса так, чтобы избежать обратного и перекрещивающего движения материалов и изделий, поступающих из цеха в цех или на стапель. Общее количество станков и различных машин было определено в 446 единиц, большей частью германского производства.
По замыслу правления, Путиловский завод должен был поставлять для верфи литье, прокат, вооружение, обрабатывать изделия машиностроительной части, снабжать ее электроэнергией. Путиловский завод и верфь в известной мере были органически связаны друг с другом.
К сожалению, завершению работ по постройке эллинга помешала начавшаяся Мировая война. Вместо 250 метров по длине было построено только 150 метров, что на многие десятилетия ограничило размеры строящихся на заводе кораблей и судов. Задуманный проект верфи до конца осуществлен не был – помешала начавшаяся Первая мировая война. Вместо 250 метров по длине было построено только 150 метров, что на многие десятилетия ограничило размеры строящихся на заводе кораблей и судов. Не были построены плавучие доки, универсальная котельная мастерская, деревообделочные мастерские. Новая Путиловская верфь оказалась несколько ограничена в своих возможностях и была не в состоянии строить суда большого водоизмещения. Тем не менее, она являлась самым современным и технически оснащенным судостроительным предприятием Петербурга.
Верфь была заложенная на площади в 35 га, не считая акватории, южнее Путиловского завода, на заболоченном берегу Финского залива. Строительство Путиловской верфи осуществлялось в два этапа. В первую очередь поднималась из воды и болота территория. На втором этапе производилось строительство производственных зданий.
Для намывки новых территорий была приглашена голландская фирма «Аккерман и Ван Гаарен», имевшая богатый опыт гидротехнических работ. В связи с начавшимися работами по сооружению верфи, Правление Общества Путиловских заводов приняло решение объявить о ее рождении: «Правление Общества Путиловских заводов имеет честь уведомить, что с 1-го ноября 1912 г. открыто действие Путиловской верфи, как Судостроительного завода Общества независимого в административном отношении от принадлежащего Обществу Путиловского завода». Таким образом, датой основания нашего завода считается 1 (14) ноября 1912 г.
Договор на строительство в Петербурге «корабельной верфи, пригодной для постройки судов и судовых машин всех величин» года был подписан с немецкой фирмой «Блом унд Фосс» только в феврале 1913 г.. Участие германской фирмы заключалось в составлении общего проекта верфи, разработке технической документации для постройки мастерских и эллинга, рекомендациях по закупке станков и оборудования, содействии в налаживании производственного процесса
Строительство велось невиданными темпами. Все здания и сооружения возводились одновременно. Всего за один год - с 1912 по 1913 - на Путиловской верфи были построены Большая и Малая судостроительные мастерские общей площадью 22 000 м2, турбинная мастерская с испытательной станцией для котлов и турбин, сборочно-установочная, медницкая, ремонтная мастерская, строительный и железнодорожный цеха. Эллинг проектировался длиной 250 и шириной 80 м., на нем можно было построить корабли и суда водоизмещением до 50 тыс. т., но построенная часть эллинга имела длину только 150 м. К югу от эллинга были сооружены четыре открытых стапеля, на которых предполагалось строить миноносцы и другие корабли и суда водоизмещением до 2 тыс. т. Входящий в Морской канал внутренний бассейн глубиной до 7,8 м. (ковш), вырытый для достройки и ремонта кораблей имел длину 639 м. и ширину 205 м. Для администрации и технических служб завода было построено трехэтажное здание общей площадью 6200 м2, в котором до сих пор размещается заводоуправление. Проект предусматривал два пассажирских лифта. У завода на берегу реки Емельяновки выросли шесть двухэтажных деревянных домов, в которых разместились администрация завода и служащие. Два из них сохранились до настоящего времени
В 1916 г. на «Путиловской верфи» работало 4500 рабочих, строились два крейсера, восемь миноносцев, десять тральщиков.
В октябре 1922 г. Путиловская верфь переименована в Северную верфь, и завод в основном был занят строительством коммерческих судов различного назначения. Всего с 1928 по 1937 гг. на Северной верфи было построено 18 сторожевых кораблей. Началась подготовка к строительству легких надводных кораблей, в том числе разработка технического проекта первого паротурбинного сторожевого корабля типа «Ураган», который вошел в историю советского кораблестроения как первый корабль, спроектированный и построенный советскими кораблестроителями, с которого началось строительство советского надводного флота.
В 1930 г. из Технического бюро Северной верфи выделено Бюро специального проектирования судов, на которое возложено проектирование боевых кораблей и катеров для Военно-морских сил РККА. С 1931 г. бюро было переименовано в Центральное конструкторское бюро специального судостроения (ЦКБС) – в дальнейшем ЦКБ-17 (Невское ПКБ).
Новым этапом военного кораблестроения для верфи стало создание более крупного корабля -лидера эсминцев «Ленинград». Его закладка состоялась 5 ноября 1932 г. на Северной судостроительной верфи. В 1933 г. после проведения ходовых испытаний он был включен в состава Балтийского флота.
В начале 1936 г. Северная верфь была переименована в завод имени А.А. Жданова.
В предвоенные годы на заводе им. А.А. Жданова был построен экспериментальный корабль «Опытный». На этом корабле отрабатывались вопросы электрической сварки судовых конструкций, вопросы применения новых механизмов и т.д. В состав БФ корабль был принят в сентябре 1941 г.
К началу Великой Отечественной войны на заводе № 190 им. А.А. Жданова трудилось 11,5 тыс. человек. На второй день войны на завод пришел пассажирский теплоход «Андрей Жданов» - его требовалось срочно переоборудовать под госпитальное судно. Через три недели оно было готово к приему раненых. По инициативе заводчан были спроектированы и изготовлены из имеющихся на складе 130-миллиметровых орудий железнодорожные батареи, на базе 15-тонных железнодорожных платформ. Всего было изготовлено 12 таких артиллерийских установок, которые обороняли Ленинград до полного снятия блокады. В течение одной недели был полностью демонтирован турбинный цех и вывезен в тыл. Последний эшелон с оборудованием ушел за сутки до установления блокады города. До конца 1941 г. завод выполнил восстановительный ремонт лидера «Минск», потопленного в августе в Кронштадте авиацией противника.
В связи с близостью завода к линии фронта (3-4 км до передовой), механический, инструментальный, деревообрабатывающий, меднолитейный, сталелитейный, кузнечный, все вспомогательные цеха и службы завода были перебазированы на Выборгскую строну, где после монтажа станков продолжался выпуск боеприпасов для фронта. На старом месте остались лишь корпусостроительные цеха. До конца 1941 г. на заводе было изготовлено около 18 000 мин и 6 000 снарядов, 15 артиллерийских и 135 пулеметных дотов.
В марте 1942 г. Государственный Комитет обороны вынес решение, обязывающее ленинградских судостроителей построить к 15 мая 11 несамоходных барж, грузоподъемностью по 600 тонн каждая, для организации снабжения через Ладожское озеро. Заготовки для барж делали в Ленинграде, баржи «россыпью» перевозили на Ладогу для сборки. Завод им. А.А. Жданова построил три баржи грузоподъемностью 900 тонн, 18 плашкоутов, грузоподъемностью 25 тонн.
В 1943 году на заводе № 190 им. А.А. Жданова начался ремонт СКР «Вихрь», он пришел на завод в 1941 году для капитального ремонта. В этом же году началась серийная постройка малых тральщиков - «стотонников». В 1944 году заводчане построили девять «стотонников». После снятия блокады завод начал перебазирование на старую территорию, не прекращая выпуск продукции. В 1944-1945 гг. продолжалась постройка малых тральщиков и ремонт боевых кораблей (эсминца «Стерегущий» и др.).
После окончания Великой Отечественной войны завод был назначен головным предприятием по строительству крупной серии эсминцев по проекту 30-бис. В 1953 г. началось строительство эсминцев проекта 56, которых до 1958 г. было построено 13 единиц. В конце 1950-х гг. на заводе развернулось строительство эсминцев с ракетным оружием. В первой половине 1960-х годов на заводе им. А.А. Жданова были построены четыре корабля, ставшие первыми ракетными крейсерами советского ВМФ. Головной корабль был заложен на заводе им. А.А. Жданова 23 марта 1960 г. В конце 1960-х годов на заводе им. А.А. Жданова были построены четыре больших противолодочных корабля (БПК), позже переклассифицированы в ракетные крейсеры. В 1970-е гг. на заводе с учетом потребности ВМФ в кораблях ПЛО меньших размеров было построено 6 сторожевых кораблей. В 1976 г. на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова закладкой головного корабля - эсминца «Современный» - началось крупносерийное строительство эсминцев, которых до 1994 г. для ВМФ СССР, а затем и России было построено 17 единиц.
В 1984 -1987 гг. завод производит восстановительный ремонт крейсера «Аврора».
В первой половине 2000 гг. было утверждено ТТЗ на проектирование корвета (проектное бюро – ФГУП ЦМКБ «Алмаз»). Закладка головного - корвета «Стерегущий» - состоялась 21 декабря 2001 г. «Стерегущий» воплотил в себя все достижения современной кораблестроительной науки. 28 февраля 2008 г. на корабле состоялась церемония подъема Андреевского флага.
«Северная верфь» неоднократно подвергалась широкомасштабной реконструкции, в ходе которой был создан целый комплекс уникальных сооружений и производств. Имеются корпусообрабатывающее производство, корпусосборочное производство, судомонтажное производство (4 стапельных места в крытом отапливаемом эллинге и три открытых стапельных места), трубообрабатывающее производство, спуско-подъемный комплекс : плавучий док (грузоподъемность — 10000 т) и трансбордерное устройство комплекса позволяют выполнять операции спуска и подъема судна для любого стапеля верфи. Трансбордерная платформа имеет грузоподъемность 4500 т и способна перемещает корпус строящегося судна по рельсовым путям к любому стапельному месту. Достроечная набережная имеет длину 870 м, оборудована кранами грузоподъемностью до 32 т, глубина акватории составляет 10 м.
«Северная верфь» была приватизирована в 1994 г. Контрольный пакет акций приобрела фирма «Союзконтракт». В том же году было создано Открытое акционерное общество «Машиностроение Северной верфи» на базе машиностроительных цехов завода ОАО «Северная верфь». ОАО "Машиностроение Северной верфи" специализируется на производстве узлов и механизмов, различных металлоконструкций как основной вид деятельности.
Верфь ждет новая реконструкция. Будут построены новые корпуса, корпусно-сборочный цех, эллинги и большой док длиной 400, шириной 70 метров для строительства газовозов, нефтевозов. После неё предполагается строить не только военные корабли.
В 2002 г. на территории предприятия, рядом с административным зданием построен храм-часовня св. апостола Андрея Первозванного. Освящена в декабре 2003 г.
Достроечный цех. Отдел главного сварщика
https://www.citywalls.ru/house28107.html
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия