Гаражи и мастерские Товарищество автомобильно-омнибусного сообщения

1908, 1913-1914, арх. Иванов Б.А., Покровский С.В.
ул.Шкапина, 48

https://www.citywalls.ru/house9543.html

Снесено 2018-11-09


http://kanoner.com/2017/07/26/156274/

Омнибусный гараж на улице Шкапина памятником не признали
26/07/2017 12:47

Здание гаража и мастерских Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения на улице Шкапина не имеет достаточной ценности, чтобы быть памятником. Его фасады типичны для промышленных зданий, пишет КГИОП. Пробный пробег первого омнибуса состоялся в 1907 году по Невскому проспекту. Почти сразу открылся пассажирский маршрут — между Александровским садом и Балтийским вокзалом. В 1908 году по проекту инженера-техника Бориса Иванова на улице Шкапина построили гараж и мастерские Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения. В 1914-м его расширил гражданский инженер Сергей Покровский. Здание сохранилось до нашего времени. Оно расположено вдоль подъездного железнодорожного пути и торцом выходит к улице Шкапина. Здание одноэтажное, в «кирпичном» стиле. У западного торца имеется небольшая одноэтажная пристройка. КГИОП провел исследование на предмет включения объекта в список выявленных памятников. В итоговом заключении, оказавшемся в распоряжении «Канонера», говорится, что «архитектурно-художественное решение объекта типично для промышленной архитектуры Петербурга рубежа XIX–XX веков, художественной ценности не представляет». Таким образом, статуса памятника гараж и мастерские не заслуживают.

http://kanoner.com/2018/11/09/161227/

На улице Шкапина сносят дореволюционный омнибусный гараж
09/11/2018 13:25

На улице Шкапина сносят дореволюционного здание гаража и мастерских Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения. Ранее КГИОП отказался включать его в список памятников, но снос запрещал закон. Одноэтажное здание гаража и мастерских Товарищества автомобильно-омнибусного сообщения, расположенное возле железнодорожного переезда на улице Шкапина, было построено в 1908 году по проекту инженера-техника Бориса Иванова. В 1914-м его расширил гражданский инженер Сергей Покровский. В советское время произошли непринципиальные изменения: некоторые окна и въездные арки частично заложили. В 2017 году «Канонер» обратился в КГИОП с просьбой признать здание выявленным памятником. Однако экспертная комиссия сочла, что «архитектурно-художественное решение объекта типично для промышленной архитектуры Петербурга рубежа XIX–XX веков, художественной ценности не представляет». Александр Треугольников, побывавший на месте, сообщил «Канонеру», что сейчас здание сносят. На объекте работает экскаватор. Земля под гаражом находится в собственности ОАО «РЖД». Согласно закону о зонах охраны, снос дореволюционных зданий в этой части города запрещен, а в случае разборки аварийных фрагментов их надо восстановить.

https://www.fontanka.ru/2019/04/01/040/

2019-04-01. Суд оштрафовал РЖД за самовольный снос депо для омнибусов на улице Шкапина

Ленинский районный суд Петербурга постановил оштрафовать ОАО «РЖД» за самовольный снос исторического здания — депо прародителей автобусов, омнибусов, на улице Шкапина. Об этом 1 апреля сообщает пресс-служба комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников. РЖД предстоит выплатить штраф в размере 200 тысяч рублей за несогласованный демонтаж построенного в 1908 году здания депо для омнибусов, которое располагалось юго-восточнее дома № 48 по улице Шкапина, в непосредственной близости от Балтийского вокзала. Документы на согласование демонтажных работ поступили в КГИОП уже после сноса депо, в декабре прошлого года. Отчет о состоянии здания, выполненный компанией «АБИ 1», комитет возвратил на доработку. Примечательно, что в ноябре, когда сносили депо, пресс-служба РЖД в ответ на запрос «Фонтанки» в подтверждение правомерности своих действий ссылалась на заключение КГИОП, согласно которому депо якобы расположено вне границ зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. На сайте комитета, в свою очередь, указано, что депо не входит в список объектов культурного наследия, но постройка защищена законом как историческое здание, возведенное до революции, и расположенное в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ, одна из зон охраны объектов культурного наследия). Омнибусы являются первым городским общественным транспортом, прародителями автобусов. Они представляли собой запряжённую лошадьми карету на 10-16 человек. В 1907 году инженер-технолог Борис Иванов запустил первый в Петербурге омнибус-мотор с двигателем, без лошадей. В 1908 году на Везенбергской улице (современная Шкапина) по проекту инженера построили гараж и мастерские «Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения». Место за Балтийским вокзалом для строительства было выбрано неслучайно: первый маршрут омнибус-моторов связал Александровский сад у Адмиралтейства с Варшавским и Балтийским вокзалами.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия