Элеватор АО товарных складов

ОАО "Невская мельница". 1908-1911, гражд.инж.Л.Ф.Геллерт, инж.-техн.И.Н.Квиль; 1920е
Улица Глиняная, 2; проспект Обуховской Обороны, 7

2016-05-16. Элеваторы и мельница мукомольного завода им. В.И. Ленина отнесены к региональным памятникам

https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/88191/

Распоряжением КГИОП от 13 мая 2016 года в соответствии с актом, составленным по результатам государственной историко-культурной экспертизы, с учетом решения рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения включены следующие объекты: «Элеватор акционерного общества Санкт‑Петербургских товарных складов, холодильников и элеваторов», расположенный по адресу: Санкт‑Петербург, пр. Обуховской Обороны, д.7, лит. А; «Мельница-пакгауз акционерного общества Санкт‑Петербургских товарных складов, холодильников и элеваторов», расположенный по адресу: Санкт‑Петербург, пр. Обуховской Обороны, д.7, лит. В; «Элеватор мукомольного завода им. В.И. Ленина», расположенный по адресу: Санкт‑Петербург, пр. Обуховской Обороны, д.7, лит. Ж.


В 1912 г. в створе первой мельницы Д. И. Мордуха с юго-западной стороны по проекту И. Н. Квиля для Акционерного общества Санкт-Петербургских товарных складов был возведен четырехэтажный каркасный пакгауз № 4. Часть пакгауза стала использоваться в качестве третьей по счету мельницы на территории мукомольного предприятия. Сооружение является одним из первых в Петербурге образцов «скелетного типа». Конструктивная основа корпуса - монолитный железобетонный каркас, состоящий из колонн и ребристых плит перекрытий. Здание пакгауза имеет в плане форму прямоугольника со скругленным очертанием стены северо-западного дворового фасада (возможно, это обусловлено траекторией подъездных железнодорожных путей). В 1913-1915-е гг. на участке мукомольного комплекса вдоль Глиняной и Глухоозерской улиц были построены параллельно друг другу железобетонные пакгаузы №№ 5, 6, 7. Постоянно проводилась механизация и техническое оснащение предприятия. В 1914 г. мельница была первой в России электрифицирована. После Октябрьской революции, 15 февраля 1918 г. элеватор, зерновые склады и мельницы были национализированы и подчинены Наркомату по продовольствию, а осенью того же года переданы в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны.

(Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного Объекта культурного наследия «Элеваторы (два) и мельница акционерного общества Петроградских товарных складов (мукомольный завод им. В.И. Ленина)»… http://kgiop.gov.spb.ru)

В конце XIX в. еще существовали упоминания об усадьбе Потемкина в названии Озерковской слободы, но уже в первой половине XIX в. неподалеку от озера появилась Глухоозерская ферма. Впоследствии земли Глухоозерской фермы перешли в ведение Кабинета Его Императорского Величества. В первой четверти XIX о. в России наблюдалась все усиливающаяся механизация промышленности. В районе Шлиссельбургской дороги появлялись различные промышленные предприятия. Прежде всего, это было связано с завершением строительства в 1830-х гг. но южной окраине Санкт-Петербурга Обводного канала, который связал изучаемую местность с морем, портом, Кронштадтом. Промышленное освоение территории Стеклянного завода и земель Глухоозерской фермы также активизировались в связи с сооружением Обводного канала. Удобство транспортировки по воде сырья и готовой продукции позволило расширять на невских берегах промышленное производство, в том числе и мукомольное. Выбор места был обусловлен близостью к невским пристаням и амбарам, традиционному центру перевалки зерна. Формированию крупного мукомольного комплекса у истока Обводного канала предшествовало начавшееся с середины XIX в., постепенное промышленное освоение земель. Строительство мукомольного предприятия у истока Обводного канала началось в 1907 г. Купец 2-й гильдии Д. И. Мордух обратился в Санкт-Петербургскую Городскую Управу с прошением о разрешении постройки паровой мельницы на арендованном участке из земель Кабинета Его Величества по улицам Глиняной под № 2, 4 и Глухоозерской под № 1,3. Первое здание паровой мельницы, проектные чертежи которого подписаны инженером Г. А. Гиршсоном в 1907 г., находилось в Александро-Невской части 1-го участка по улицам Глиняной под №2, 4 и Глухоозерской под №1, 3. Здание было четырехэтажным, но выполненным не в железобетоне, а в кирпиче. Первоначально данная постройка предполагалась под размещение складов, но в процессе строительства ее назначение изменилось - в здании устроили паровую мельницу. В том же 1907 г. Д.И. Мордух получил разрешение на строительство одноэтажной каменной пристройки, примыкающей со стороны двора к северному фасаду здания мельницы, и дымовой трубы. В пристройке размещалась паровая машина. Проект был выполнен гражданским инженером Л. Ф. Геллертом. Возможно, Л. Ф. Геллерт является и автором проекта второй мельницы, которая в дальнейшем на планах участка Мордуха значилась как «малая мельница», в то время как первое здание мельницы было обозначено как «большая мельница», Постройка второй мельницы датируется между 1907 и 1911 гг. В 1908 г. было учреждено акционерное общество «Петербургские товарные склады, холодильники и элеваторы», одним из директоров которого стал Д. И. Мордух. осле Октябрьской революции, 15 февраля 1918 г. элеватор, зерновые склады и мельницы были национализированы и подчинены Наркомату по продовольствию, а осенью того же года переданы в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны.

(Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного Объекта культурного наследия «Элеваторы (два) и мельница акционерного общества Петроградских товарных складов (мукомольный завод им. В.И. Ленина)»… (kgiop.gov.spb.ru)

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Формирование мукомольного комплекса АО товарных складов у истока Обводного канала началось в 1907 году с постройки паровой мельницы - одного из первых в Санкт-Петербурге железобетонных сооружений "скелетного типа" (инж.Г.А.Гиршсон). Затем инженер И.И.Квиль построил здесь элеватор и пакгаузы. Здание можно считать одним из предвестников конструктивизма. Находящийся у истока Обводного канала, элеватор виден издалека и задает тон в индустриальном пейзаже этой части города. Здание находится под государственной охраной. Сейчас оно не используется.

В 1917 г. для мельницы была построена сеть железнодорожных веток, соединивших ее с Николаевской железной дорогой. В феврале 1918 г. Совнарком национализировал элеватор и зерновые склады мельницы, а осенью вся она перешла в ведение хлебного отдела Петроградской губернской потребительской коммуны. В конце 1918 г. она получила название «Первая государственная мельница». В 1922 г. суточная производительность составила около 700 тонн муки, работало здесь 750 человек. 22 сентября 1922 г. общее собрание рабочих и служащих постановило дать предприятию название «Государственная мельница имени В. И. Ленина». Решение было утверждено в тот же день. В 1932 г. мельница была реконструирована, вместо старых машин были поставлены новые, отечественные. Предприятие стало называться «Мельничный комбинат имени В. И. Ленина». Перед Великой Отечественной войной здесь вырабатывалось около 1000 тонн муки в сутки. В годы блокады перед предприятием была поставлена задача, кроме выпуска ржаной обойной муки для госпиталей и детских садов, готовить сеянную муку, а из ячменя и овса – муку типа обойной. В самое тяжелое время комбинат освоил сложные помолы из пищевых заменителей и суррогатов. В муку добавляли овсяный, ячменный и ржаной солоды, которые поступали с пивоваренных заводов, а также вели помолы рисовой лузги, жареного ячменя, дефектной сои, чечевицы, кукурузных отрубей и т.д. Однажды со дна Ладоги удалось поднять баржу с зерном, потопленную фашистами. Это зерно разложили тонким слоем на брезент, непрерывно перелопачивая просушили и использовали для выпечки хлеба. В Музее истории Ленинграда на специальном стенде показан состав блокадного хлеба: ржаная мука – 67,9%, обойная пыль – 9,9%, жмых – 6%, сметки – 2,5%, овсяный солод – 8,6%, дефектная мука – 3,1%, целлюлоза – 2%. Размалывали тысячи тонн жмыха (дуранды) – для этого специально переделали оборудование; наладили переработку риса в крупу, заменив наждачную поверхность обычных машин мистовой резиной. Вражеские самолеты сбросили на территорию предприятия более 600 зажигательных и несколько фугасных бомб Были разрушены паровозное депо, многие склады, кладовые. В июле 1943 г. коллектив комбината помог комбинату им. С. М. Кирова наладить работу после длительной консервации. В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина завод был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой. За успехи в VIII пятилетке коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Шилов В. В. «Проспект Обуховской Обороны» . – Л., Лениздат, 1978., С.46-49

Выбор места для крупного мукомольного предприятия был предопределен удобством водных путей. Формирование его началось с постройки в 1907.г. паровой мельницы, принадлежащей купцу Д. И. Мордуху. Первая в России железобетонная вальцовая мельница, сооруженная инженерами Г. А. Гиршсоном и Л. Ф. Геллертом, считалось "скелетной постройкой в современном смысле". С 1908 г. предприятие с пакгаузами перешло в собственность Акционерного общества санкт-петербургских товарных складов, одним из директоров которого стал Д. И. Мордух. Производство расширялось, повышался уровень его механизации, в 1914 г. мельница была электрифицирована. Здесь сложился целый "хлебный городок", положивший начало развитию крупной мукомольной промышленности в городе. В 1911-1912 гг. инженер Исидор Квиль возвел элеватор на берегу Обводного канала и приступил к строительству четырехэтажного каркасного пакгауза. Могучий корпус элеватора задает тон в индустриальном пейзаже этой части города. Железобетонная структура сооружения образована гигантскими вертикальными ячейками - силосами. Нижний ярус решался в виде аркады, несущей монолитный основной массив (позднее проемы были заложены. Лапидарная пластика и мощный ритм граненых выступов (закромов) наполняют наполняют композицию брутальной экспрессией. Эти укрупненные глухие объемы напоминают излюбленную в архитектуре модерна форму трехъгранных эркеров и превращают фасад в складчатую поверхность - наподобие мехов гармони. Здание завершалось мансардой, прорезанной овальными люкарнами, и двумя гранеными башнями с куполами, навевавшими ассоциации с крепостными сооружениями. В 1920-х гг., при частичной реконструкции элеватора, его верхний этаж был упрощен, а башни заменены прямоугольными надстройками более строгого рисунка.

Кириков Б. М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского авангарда. — СПб, Издательский Дом «Коло», 2009, с.47-49

18 ноября 1924 г. Вид на корпуса, разрушенные во время пожара на 1-й Государственной мельнице. ЦГАКФФД СПб Гр 8449
25 июля 1925 г. Восстановление 1-й государственной мельницы им. Ленина ЦГАКФФД СПб Гр 8439

Элеватор, 1918
Фото 1930х годов

Фото 1939го года
Фото до 1931го года

План двора, 1911 год
Закрома

Фасад железобетонного хранилища элеватора и его разрез
1936 год

1933 год
1914-1924 гг. Вид с территории мельничного комплекса. Слева – башни элеватора.

10 августа 1925 г. Главный корпус 1-ой государственной мельницы имени В.И.Ленина в строительных лесах ЦГАКФФД СПб Гр 8444

1978 г. Мельничный комбинат имени В. И. Ленина.
1936 год

1925 г. Восстановление 1-й государственной мельницы имени Ленина (ЦГАКФФД СПб Гр 8438)
1925 год
1938 г. Вид части новой набережной Обводного канала (ЦГАКФФД Вр 49909)

Фотографии

Пр.Обуховской Обороны, 7; Глиняная ул., 2; Мельничная ул., 1 - Пирвиц Е.Ф., 1924-1925

https://www.citywalls.ru/house10134.html

Пр.Обуховской Обороны, 7; Глиняная ул., 2; Мельничная ул., 1 - Квиль И.Н., 1911-1912

https://www.citywalls.ru/house13763.html

Два элеватора и мельница акционерного общества Петроградских товарных складов в 2001 г. включёны КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1068).

Пр.Обуховской Обороны, 7, литера Ж - элеватор мукомольного завода им.В.И.Ленина

https://www.citywalls.ru/house26758.html

1958 – инж. Курочкин, инж. Классен, инж. Овчинников

После войны территория мукомольного предприятия стала развиваться в юго-западном направлении. В 1948-1950 гг. Всесоюзная проектная контора «Промзернонроект» Министерства заготовок СССР разработала проект нового элеватора, который должен был разместиться между Глиняной улицей и ковшом Обводного канала. Авторами проекта были инженеры Курочкин, Классен и Овчинников, Проект был утвержден 23 сентября 1950 г. Строительство элеватора было завершено в 1958 г., о чем свидетельствует дата «1958», обозначенная на юго-западном фасаде здания. В конце 1959 г. были завершены работы по устройству галереи для передачи зерна с нового элеватора на мельницу, что позволило полностью отказаться использования для этого железнодорожного транспорта. К настоящему времени элеватор принадлежит ЗАО «Петербургзернопродукт».

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного Объекта культурного наследия «Элеваторы (два) и мельница акционерного общества Петроградских товарных складов (мукомольный завод им. В.И. Ленина)»

Пр.Обуховской Обороны, 7, литера З - материальный склад весовая мастерская строительной группы, 1902 год

https://www.citywalls.ru/house33264.html

Пр.Обуховской Обороны, 7, литера П - товарные склады, элеваторы и холодильники - 1909 год

https://www.citywalls.ru/house26689.html

Проспект Обуховской Обороны, 7, лидера Д - Силосный корпус бестарного хранения отпуска муки. Компрессорная станция ЦГП - 1972

https://www.citywalls.ru/house33263.html

Проспект Обуховской Обороны, 7, литера В - Мельница-пакгауз, арх.Квиль И.Н., 1912

https://www.citywalls.ru/house26602.html

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. (Распоряжение КГИОП № 10-187 от 13.05.2016)

Проспект Обуховской Обороны, 7, литера Б - Гиршсон Г.А., Геллерт Л.Ф., 1907-1911

https://www.citywalls.ru/house26601.html

2022-07-03 20:35

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия