Судостроительный завод Семянникова и Полетики
1864-1900, арх.Р.Р.фон Генрихсен
Проспект Обуховской Обороны, 51
https://www.citywalls.ru/house2424.html
В пушкинские годы здесь находилась дача чиновника и архитектора Георгия Шишова. В 1850-х гг. работала шелковая фабрика Бинарда. Но уже в середине XIX в. здесь же открылось небольшое чугунолитейное предприятие. Владел им англичанин Томсон. Завод выпускал артиллерийские снаряды и чугунное литье. В 1857 г. предприятие приобрели генерал-майор Петр Федорович Семянников и подполковник Василий Аполлонович Полетика - горные инженеры, соученики по Горному институту. В 1864 г. они открыли завод.Предприятие было названо «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики», но его чаще называли Семянниковским. На заводе развернулось судостроительное производство. На берегу Невы была устроена верфь, и в 1858 г. спущены на воду два небольших парохода «Мария» и «Работник». В 1865 г. со стапелей сошел первый российский броненосец «Кремль». Как раз в это время все флоты мира активно переоснащались, на смену деревянным боевым кораблям приходили броненосцы, шел переход на металлические суда с винтовыми двигателями.Завод оснащался новым оборудованием. Были построены новые производственные корпуса, в том числе и то красно-кирпичное здание прокатной мастерской, с четной стороны проспекта. Здесь были прокатно-механические и модельные цеха, эллинги для судов, возведенные арх. Р. Р. Генрихсеном в 1863-1864 гг. На территории были сооружены два крытых металлических эллинга, в которых можно было строить сразу по два больших судна. В 1870-1875 гг. завод построил один из первых российских броненосных крейсеров "Генерал-адмирал".
В 1868 г. Невский завод получил заявку на постройку паровоза. В 1869 г. был выпущен первый паровоз. В 1870 г. на Всероссийской промышленной выставке в Соляном городке он был награжден Малым Гербом Российской Империи. С 1870 г. завод принадлежит Русскому обществу механических и горных заводов. После смерти П. Ф. Семянникова завод стал терять казенные заказы , число работников сократилось. В 1887 г. умер В. А. Полетика. Завод закрыли и начали продажу с аукциона. Его приобрело Московское товарищество невского судостроительного и механического завода, самым видным акционером которого был Савва Мамонтов. Благодаря его энергии завод получил заказ на постройку больших серий миноносцев. С 1898 г. называется Невский судостроительный и механический завод. С 1907 г. завод входил в синдикат «Продпаровоз». До 1912 г. фактически является казенным, т.к. главным его пайщиком является Государственный банк. Выкупленный у Госбанка завод вошел в военно-промышленный концерн, снабжал его предприятия металлоломом и крупными штампованными деталями.
Шерих. Д. Ю. Невская застава. — Москва, ЗАО «Центрполиграф», 2006
Из книги Невский судостроительный и механический завод. К выпуску 3000 паровоза с основания завода. СПб., 1910.
Старые фотографии
1890-1900. Общий вид Невского завода, кораблестроительный отдел и прокатная мастерская
1899-1910. Невский судостроительный и механический завод. Заводоуправление
1900-1910. Старая электрическая станция
1900-1910. Новая электрическая станция
1900-1910. Паровозо-сборочная мастерская Невского судостроительного и механического завода
1900-1910. Пароходо-котельная мастерская Невского судостроительного и механического завода
1900-1915. 20-тонный электрический кран для Невского Судостроительного и Механического завода в Петербурге
1900. Невский судостроительный и механический завод
1901-1905. В малом эллинге Невского судостроительного и механического завода
1901-1905. Береговой кран Невского завода
1902. Миноносец «Блестящий» после спуска на воду на Невском заводе
1902. Спуск эскадренного миноносца Бодрый
1903. Спуск на воду бронепалубного крейсера II-го ранга Жемчуг
1903. Спуск на воду бронепалубного крейсера II-го ранга Жемчуг
1904. Вид части завода от Шлиссельбургского проспекта по направлению к Николаевской ж. д. (в 1904 г.)
1910-1020. Котельные мастерские Невского судостроительного и механического завода
1910-1920. Паровозо-котельная мастерская Невского судостроительного и механического завода
1910-1920. Паровозо-механическая мастерская Невского судостроительного и механического завода
1910. Пароходо-механическая мастерская Невского завода
1912. Паровозосборочная мастерская Невского завода
1916. Паровозостроители
1924. Невский судостроительный завод. Котельный цех
1925. Паровозо-механическая мастерская Невского судостроительного и механического завода
1926. Открытие памятника Ленину у Невского машиностроительного завода
1926. Открытие памятника В.И. Ленину у Невского завода
1930-1939. Рабочие Невского завода
1930-1940. Сборка паровозов Т48у на Невском заводе
1932. Завод имени Ленина (Невский машиностроительный)
1933. Танк-паровоз серии Т-48у (Выпуск 1933 г.)
1934. Фасад клуба завода им. Ленина
1934. Шлиссельбургский проспект, участок 70-78
1934. Проспект Села Смоленского у Невского завода имени Ленина
1934. Общий вид одного из корпусов Невского машиностроительного завода имени В.И.Ленина на проспекте Села Смоленского
В 2001 г. комплекс включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1079). Здание паросилового цеха N 32 и Лопаточная мастерская (цех N 2) исключены из списка распоряжением КГИОП от 25 сентября 2009 года N 10-27 в соответствии с актом по результатам государственной историко-культурной экспертизы, выполненной ООО "Арс" (peг. N 3-7738 от 22.09.2009), а также отказано во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Здание заводоуправления - пр.Обуховской Обороны, 41, литера АФ
https://www.citywalls.ru/house2424.html
Опытная мастерская (цех № 82) - пр.Обуховской Обороны, 40
https://www.citywalls.ru/house13204.html
Региональный ОКН. Прокатная и сталелитейная мастерская "Невского железоделательного, механического и корабельного завода" ("Невского железопрокатного завода" П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики) Датировка: 1864-1900-е Авторы: арх. Р.Р. фон Генрихсен и др. Категория охраны: Р Распоряжение КГИОП № 10-28 от 29.09.2009
Мастерская представляет собой типичный образец "кирпичного" стиля. Лицевой фасад здания симметричен, центральная его часть раскрепована и увенчана щипцом. Венчающий карниз, который огибает боковые скаты постройки, профилирован орнаментом из "городков". окна большие, сдвоенные, арочного очертания.По центру тройное окно, обрамлённое веерным архивольтом. За декоративно оформленным торцевым фасадом - протяженный объем мастерской, огромное пространство которой перекрыто металлическими фермами.
Кириков Б., Штиглиц М. Петербург немецких архитекторов. — Чистый лист, СПб, 2002
1900-1910. Прокатная мастерская Невского завода
1954. Судостроительный отдел Невского завода
Компрессорная (цех № 7) - пр.Обуховской Обороны, д.51, литера Л
https://www.citywalls.ru/house33141.html
Выявленный ОКН (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001)
Паровозосборочная и механическая мастерская - пр.Обуховской Обороны, 51, литера Щ - СНЕСЕНО!
https://www.citywalls.ru/house33142.html
Здание снесено в 2021м году
1904-1910. Наружный вид паровозо-сборочной и механической мастерской
Электронасосная - пр.Обуховской Обороны, 38, литера АЕ - СНЕСЕНО!
https://www.citywalls.ru/house33291.html
Лаборатория турбинных машин. Цех № 2 - пр.Обуховской Обороны, 51, литера АЗ - СНЕСЕНО!
https://www.citywalls.ru/house33144.html
Ремонтно-механический цех №33. пр.Обуховской Обороны, 51, литера АМ - СНЕСЕНО!
https://www.citywalls.ru/house33147.html
Хронология
http://kanoner.com/2013/07/30/126456/
Часть цехов Невского завода на Большом Смоленском сносят
30/07/2013 18:22На территории Невского завода на Большом Смоленском проспекте идут масштабные демонтажные работы. Владельцы территории заявляли о планах по возведению там офисов и жилья. В 2007 году в результате реорганизации Невского завода его земля была разделена между двумя структурами — ОАО «Невский завод Ленина» (ОАО «НЗЛ») и ЗАО «Невский завод Ленина» (ЗАО «НЗЛ»). В ЗАО «НЗЛ» (входит в ЗАО «Рэп холдинг») «Карповке» сегодня сообщили, что на их части предприятия (северной) производство будет сохранено и редевелопмента не планируется. Планы соседей там комментировать не стали. В южной части завода ОАО «НЗЛ» (за ним, по информации «Карповки», стоит Газпром) собиралось реализовать масштабный девелоперский проект. Основными задачами компания называет строительство и реконструкцию объектов недвижимости и комплексное освоение земельных участков. В ОАО «НЗЛ» сегодня не смогли оперативно предоставить комментарии, сославшись на занятость руководства. Год назад гендиректор ОАО «НЗЛ» Геннадий Глиняный рассказал «Деловому Петербургу», что планируется возведение общественно-деловой и жилой застройки. Для этого инвестор собирался снести большую часть построек. По словам очевидцев, этим летом на территории предприятия начался демонтаж цехов. В эти дни сносятся здания вдоль Большого Смоленского проспекта от улицы Седова до улицы Бабушкина. По данным источников «Карповки», к работам по сносу не привлекалась ни одна из более или менее известных в городе демонтажных компаний. Те же источники отмечают, что некоторые постройки ОАО «НЗЛ» находились в аварийном состоянии, в частности, обрубной цех со стороны улицы Седова. Сейчас на объекте работает техника группы компаний «Орион». Связаться с ней сегодня не удалось.
http://kanoner.com/2021/07/26/168388/
На проспекте Обуховской Обороны снесли дореволюционное здание
26/07/2021 12:34На проспекте Обуховской Обороны, 57, снесли дореволюционное здание. Оно выделялось торцом с закругленными окнами второго этажа. Трехэтажное здание стояло в 40 метрах от проспекта, но хорошо с него просматривалось. Скорее всего, возведено оно было во второй половине XIX века. В последнее время стояло заброшенным. В последний раз «Канонер» его видел 1 июля. А предположительно на прошлой неделе здание снесли. Сейчас на этом месте деревянные обломки.
http://kanoner.com/2021/10/27/169075/
Территорию Невского завода на Большом Смоленском застроят жильем
27/10/2021 12:47Часть территории Невского завода на Большом Смоленском проспекте застроят жилым комплексом. Это 26 гектаров, в границах которых нет памятников.Территория площадью 26 гектаров, отданная под застройку, выходит только на Большой Смоленский проспект возле перекрестков с улицами Пинегина и Бабушкина. Основной этап сноса бывших производственных корпусов состоялся летом 2013 года. Тогда работы проводила техника с символикой группы компаний «Орион». Летом 2021 года демонтаж возобновился. Его по заказу ОАО «Невский завод» проводит ООО «СК „Прайд“», входящее в группу «Прайд». Среди прочего было снесено дореволюционное здание на проспекте Обуховской Обороны, 57. В сентябре владельцами завода стали структуры Setl Group. На бывшей территории предприятия девелопер намерен возвести жилой комплекс. В Setl Group «Канонеру» рассказали, что жилые дома будут высотой до 12 этажей, планируется строительство детского сада и школы. Памятников в границах территории нет: заводоуправление и компрессорная Невского железоделательного, механического и корабельного завода находятся на смежных участках. Снос дореволюционных домов, в том числе 57-го, закон не запрещал, поскольку освобождаемая территория находится за пределами охранных зон.
2022-10-25 21:55
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия