Вагонные мастерские Александровского главного механического завода

1890е, арх.И.И.Шапошников, инж.Ф.С.Ясинский

Улица Седова, 45


Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Завод занимает обширную территорию между улицей Седова и железнодорожной веткой Петербург-Москва. Поскольку производство связано с вагонами и даже целыми вагонными составами, ко всем заводским цехам подведены железнодорожные пути. Протяженные краснокирпичные цеха с фонарями верхнего освещения, с великолепными акцентами дымовых труб котельной скрыты со стороны улицы Седова высокими аллеями тополей. И только с высоты путепровода, построенного над железной дорогой в 1970е годы, можно увидеть этот интересный заводской комплекс.

Первые производственные постройки возникли на этой территории после передачи в 1843 году Александровского чугунолитейного завода, расположенного на 7й версте Шлиссельбургского тракта, в ведение Главного управления путей сообщения. И с 1844 года между слободой, где жили рабочие завода, и трассой, отведенной для будущей железной дороги между Петербургом и Москвой, строятся деревянные цеха и каменная кузница для организации вагонного отделения. Все строительные работы курировал старший архитектор департамента железных дорог Р.А. Желязевич.

Железнодорожное сообщение в России развивалось, завод получал все больше заказов. С 1868 года на участках паровозных и вагонных мастерских начинается реконструкция. Сносятся старые деревянные постройки, строятся большепролетные, перекрытые металлическими фермами, протяженные кирпичные корпуса сборнопассажирского, сборнотоварного, деревообделочного, колесосборочного цехов, малярная и котловая мастерские. С торцов здания оформлены брутальными порталами с мощными контрфорсами и деревянными воротами. Крупные оконные проемы боковых фасадов решены в виде высоких витражей с полукруглыми завершениями. Особо интересный силуэт придают деревообделочной и сборнотоварной мастерским шедовые конструкции фонарей верхнего освещения.

Все цеха вагонного отделения были построены практически в одно время, в 90е годы XIX века, по проектам архитектора И.И. Шапошникова и инженера Ф.С. Ясинского. Поэтому архитектурная среда, сложившаяся на заводе, производит впечатление цельности и законченности. Своеобразным дополняющим акцентом этой среды стала железобетонная водонапорная башня, построенная в 30е годы.

В 1931 году завод отделился от своего головного предприятия и стал называться Октябрьским вагоноремонтным заводом. В то же время была проведена частичная реконструкция предприятия. Свободные пролеты между некоторыми мастерскими были застроены в характере исторических построек из красного лицевого кирпича. Тогда же началась прокладка улицы Седова, в которую влилась Экипажная улица рабочей слободы.

Сейчас завод акционировался и носит название АО "Электровагоноремонтный завод". После отделения Латвии, где находился Рижский вагоностроительный завод, бвший в советские времена ведущим предприятием отрасли, петербургский завод стал главным российским предприятием по строительству вагонов.

Основной комплекс исторических построек завода сохранился и находится под государственной охраной.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Октябрьский_электровагоноремонтный_завод

Схема

Водонапорная башня - ул.Седова, 45, литера БУ - 1938,

https://www.citywalls.ru/house12943.html

Выявленный ОКН. Ансамбль: Вагонные мастерские Александровского главного механического завода Николаевской железной дороги. Наименование объекта: Водонапорная башня. Датировка: 1938. Авторы: автор не установлен. Адрес: улица Седова, дом 45, литера БУ. Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001.

Сборнотоварные цеха, ул.Седова, 45, литера АБ - 1892-1893 - Шапошников И. И., Ясинский Ф. С.

https://www.citywalls.ru/house27591.html

Малярный цех. Сборонопассажирский цех. Колесосборочный цех - ул.Седова, 45, литера БО - 1892-1893 - Шапошников И. И., Ясинский Ф. С.

https://www.citywalls.ru/house27590.html

Обойный цех и цех краснодеревщиков - ул.Седова, 45, литера Ф - 1892-1893 - Шапошников И. И., Ясинский Ф. С.

https://www.citywalls.ru/house27589.html


Деревообделочный цех, колесно-тележочный цех - ул.Седова, 45, литера Щ - - 1892-1893 - Шапошников И. И., Ясинский Ф. С.

https://www.citywalls.ru/house12944.html

1893 (Росреестр) - Выявленный ОКН. Ансамбль: Вагонные мастерские Александровского главного механического завода Николаевской железной дороги. Наименование объекта: Деревообделочный цех. Датировка: 1890-е. Авторы: арх. И.И. Шапошников, инж. Ф.С. Ясинский. Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001

Лаборатория - Улица Седова, 45, литера Н

https://www.citywalls.ru/house12941.html

Дымовые трубы

Хронология

http://kanoner.com/2013/09/19/134943/

Ради французских трамваев разобрали пути завода на Цимбалина
19/09/2013 13:27

На месте путей вагоноремонтного завода на Цимбалина идет подготовка к строительству цехов по производству скоростных трамваев. Собирать вагоны будет французская компания Alstom. В ноябре 2011 года на территории Октябрьского электровагоноремонтного завода был подписан меморандум об организации в Петербурге производства современных трамваев. Документ скрепили своими подписями губернатор Георгий Полтавченко, руководство ЗАО «Трансмашхолдинг» и французской компании Alstom Transport SA. ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод», на базе которого тогда и было решено производить новые трамваи, входит в «Трансмашхолдинг». Акционером последнего, в свою очередь, является компания Alstom Transport SA, которая и будет собирать вагоны. Местом для строительства новых цехов был выбран неиспользуемый участок завода вдоль улицы Цимбалина. Там на многочисленных путях раньше ржавели аварийные вагоны, а потом несколько лет пути пустовали. Официально расчищенная территория имеет тот же адрес, что и все постройки Октябрьского завода: улица Седова, 45. Для уточнения участку присвоен литерный адрес — АЖ. Демонтаж железнодорожных путей начался там этим летом. На данный момент место бывшего отстойника уже полностью освободили от старых рельсов и шпал. Как сегодня рассказал «Карповке» руководитель проекта Егор Гуневич, сейчас на расчищенной территории идет подготовка к строительству. Когда проект будет доработан и пройдет все согласования, сразу же начнется строительство производственных корпусов. Господин Гуневич рассказал, что там планируется возвести два цеха — большой и маленький. Информацию о сроках работ руководитель проекта сообщить газете не смог.

http://kanoner.com/2014/03/21/137362/

На улице Цимбалина разворачивается строительство завода французских трамваев
21/03/2014 13:10

На территории вагоноремонтного завода на улице Цимбалина разворачивается строительство трамвайного завода. Собирать низкопольные вагоны будет французская компания Alstom. Меморандум об организации в Петербурге производства современных трамваев был подписан губернатором Георгием Полтавченко, руководством ЗАО «Трансмашхолдинг» и французской компанией Alstom Transport SA в 2011 году. Производить трамваи было решено на базе ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод». Предприятие входит в «Трансмашхолдинг», акционером которого, в свою очередь, является Alstom, которая и займется сборкой вагонов. Низкопольные скоростные трамваи, которые будут производиться на Октябрьском заводе, сконструированы с учетом российских особенностей. Низкий пол обеспечивает удобный доступ для пассажиров с колясками, пожилых людей и инвалидов. Длина трамвая может варьироваться в зависимости от потребностей заказчика от 25 до 35 метров, увеличивая его вместимость до 300 пассажиров. Местом для строительства двух новых цехов был выбран неиспользуемый участок завода вдоль улицы Цимбалина. Территория имеет тот же адрес, что и все постройки Октябрьского завода: улица Седова, 45. Для уточнения участку присвоен литерный адрес — АЖ. Там на многочисленных путях стояли аварийные вагоны. Прошлым летом начался демонтаж старых рельсов. В сентябре, когда территория была расчищена, приступили к подготовке стройплощадки, а параллельно — к согласованию проекта. На днях застройщику, которым числится Октябрьский электровагоноремонтный завод, было выдано разрешение на строительство завода. Как ранее рассказывал «Карповке» руководитель проекта Егор Гуневич, промышленное предприятие будет состоять из двух корпусов. Сборка первых трамваев в них начнется уже в следующем году — согласно информации региональной геоинформационной системы, строительство на данном участке должно завершиться не позднее сентября 2015-го. Однако, как ранее сообщал Alstom, завод планируют возвести уже к концу этого года.

http://kanoner.com/2014/04/24/138076/

На улице Цимбалина идет снос вагоноремонтного завода
24/04/2014 13:52

На улице Цимбалина продолжается снос вагоноремонтного депо, необходимый для строительства трамвайного завода. На слом отданы и дореволюционные корпуса. Производство трамваев французской компании Alstom Transport SA было решено начать в Петербурге после меморандума со Смольным, заключенным в 2011 году. В качестве площадки был выбран Октябрьский электровагоноремонтный завод на улице Седова, 45. Его территория растянулась вдоль улицы Цимбалина до железной дороги. В прошлом году были демонтированы подъездные железнодорожные пути. А в нынешнем марте ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» получило разрешение на строительство. Сейчас там возведены конструкции новых цехов, расставленных параллельно друг другу. Ранее руководитель проекта Егор Гуневич говорил «Карповке», что промышленное предприятие будет состоять из двух корпусов. В новых корпусах будут собирать низкопольные вагоны. Длина трамвая может варьироваться в зависимости от потребностей заказчика от 25 до 35 метров, увеличивая его вместимость до 300 пассажиров. Открыть завод Alstom планировал к концу 2014 года, но, в соответствии с разрешением на строительство, цехи будут готовы только в 2015-м. На днях возле стройплощадки побывал корреспондент «Карповки» и обнаружил, что рабочие приступили к демонтажу зданий вагоноремонтного завода. Однако восемь памятников архитектуры, относящиеся к вагонным мастерским Александровского главного механического завода Николаевской железной дороги, сносить не должны. Но в них уже демонтировали оконные проемы и кровлю.

http://kanoner.com/2018/03/01/158800/

На улице Цимбалина сдали новые корпуса вагоноремонтного завода
01/03/2018 17:51

На улице Цимбалина ввели в эксплуатацию новые корпуса Октябрьского электровагоноремонтного завода для производства низкопольных трамваев. Эти корпуса пришли на смену дореволюционному зданию. Реконструкция территории на улице Седова, 45, началась в 2013 году по заказу ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод». Она потребовалась для создания производства низкопольных трамваев французской компании Alstom Transport SA. Два новых здания было решено расположить вдоль улицы Цимбалина у перекрестка с Белевским проспектом. Первым делом были демонтированы подъездные железнодорожные пути. В марте 2014 году завод получил разрешение на строительство. Позднее приступили к сносу мешавших корпусов. Один из них был дореволюционный и входил в состав вагонных мастерских Александровского главного механического завода Николаевской железной дороги. В советское время этот корпус надстроили. Сегодня Октябрьский завод ввел оба цеха в эксплуатацию. Им дали адреса: улица Седова, 45, строения 11 и 12.

2022-10-05 21:34

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия