Охтинское Адмиралтейство

И.Гомзин, Д.Лебедев
Якорная пл., 2, Малоохтинский пр., 1

https://www.citywalls.ru/house10063.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Охтинские_верфи

В 1806 г. Морское ведомство выселило из Ниеншанца питомник и купило эти земли под новую верфь. В это время был утвержден проект новых фрегатских элингов. Верфт превратилась в Охтинское адмиралтейство. В 1809-1814 гг. здесь построили пять эллингов. Построенные здесь суда отличались высокими мореходными качествами, прочностью, хорошими условиями для экипажа. Первую шхуну "Стрела" на Охтинской верфи спустили на воду в 1811 г. в присутствии Александра I. В дальнейшем здесь были построены шлюп "Камчатка" (1817), на котором В. Головнин совершил кругосветное плавание; шлюп "Восток" (1818) - флагманский корабль кругосветной экспедиции Лазарева - Беллинсгаузена, дошедший до Антарктиды; фрегат "Паллада" (1832), совершивший плавание с дипломатической миссией в Японию, и еще 26 фрегатов, 11 корветов, 17 бригов и больше 100 суденышек мелкого класса. В 1848 г. здесь было построено первое в России винтовое судно. Первый в мире полуброненосный крейсер "Генерал-адмирал" построен на Охте. В 1856 г. для расширения верфи Морским ведомством приобретена дача Е. Ф. Комаровского, находящаяся рядом. Но Новое Адмиралтейство выходило на первые позиции, и в 1860-1864 гг. на Охтинской верфи было спущено последнее парусное судно - корвет "Аскольд". В 1896 г. верфь на 35 лет арендовало общество "Крейтон и К" для строиьельства миноносцев. Но постепенно верфь приходила в упадок. В 1908 г. часть участка передали Главному гидрографическому управлению, дом которого сохранился на территории завода "Штурманские приборы" - постройка 1914 г. В 1912 г. фирма "Крейтон и К" разорилась, а верфь возвращена в казну. Во время Первой мировой войны в 1914 г. Охтинская верфь переименована в "Петрозавод", стала филиалом Адмиралтейского завода, здесь выпускались снаряды. В 1917-1918 гг. на заводе находился штаб Охтинской революционной дружины. В 1931 г. ее передали в "Союз верфи", и с этого времени на Охте стали строить буксирные суда, баржи, речные катера и пароходы. Во время ВОВ - тральщики, платформы для ладожской эвакуации, после войны - морские буксиры. В послевоенные годы крупные серии морских и портовых буксиров строились на Петрозаводе прогрессивым поточным методом. Эти суда составляли основу портового флота страны, а Петрозавод стал флагманом отечественного буксиростроения. В середине 1970-х гг. построил два судна для перевозки грузов по Байкалу для БАМа. Сохранение судостроительного завода с его стапелями в пределах исторического центра города стало невозможным. В 1974 г. завод был перепрофилирован в машиностроительный и вошел в состав объединения "Ритм". Последние эллинги "Петрозавода" демонтировали к 1981 г. В 1980-е гг. Малоохтинский пр. был продлен, по территории Петрозавода проложен новый участок набережной, сооружен путепровод и мост на устьем Большой Охты, которые стали частью магистрали непрерывного движения. В 1985 стал совместным российско-шведским предприятием "Седерваль-Ритм". В 1993 г. - возобновлена судостроительная программа, налажен выпуск малотоннажных судов, патрульных катеров. Основным элементом композиции Петрозавода стало здание, образующее Невский фасад и оформляющее съезд с Большеохтинского моста. Проект здания выполнен в 4-й мастерской ЛенНИИпроекта. В проекте было оформление фасада семью большими барельефами, посвященными истории отечественного флота и мореплавания - скульпторы Р. Е. Красницкий, А. А. Федотов. В начале 2000-х гг. в помещениях "Петрозавода" находился деловой и спортивный центр "Паллада". Сейчас исторический мыс ждет радикальных перемен...

 

Охтинская верфь. А. А. Монтиверди, аквар., серед. XIX в.

Охтинские верфи, 1880-1890 гг.


Среди многочисленных утилитарных и административных строений, возведенных на территории Адмиралтейских заводов, было одно, просуществовавшее крайне недолго, но тем менее свидетельствующее о неординарном новом подходе к проектированию, на много десятилетий вперед предвосхитившее будущее развитие архитектуры. Речь идет о постройке так называемого Паноптического института на Охте в 1805 году. Чертежи зданий института, сохранившиеся в РГА ВМФ, свидетельствуют о необычайно интересном архитектурном замысле, к сожалению, так и не доведенном до конца. Основное здание представляло собой объем, шестигранный в плане с шатровым завершением, к которому радиально торцами примыкали более низкие корпуса мастерских. Оригинальность объемного построения целиком продиктована функцией - здесь необходима оптимальная взаимосвязь сборочного цеха (центрального объема) с мастерскими, выполнявшими отдельные операции. Есть основание полагать, что в центральном объеме был предусмотрен поворотный круг, позволяющий непрерывно осуществлять последовательные операции. Горизонтальные ленточные окна, гладкие плоскости и вся прорисовка фасадов перекликается с архитектурой конструктивизма. Возможно, автором этого здания был академик архитектуры И. Гомзин, подписавший чертеж здания.

Здесь же, на территории Охтинского Адмиралтейства, несколько позднее, в 1830-е годы, были возведены два деревянных эллинга, не менее интересные и значительные в архитектурном отношении, и также не сохранившиеся до наших дней. Построены они были по проекту инженера Д. Лебедева. Два величественных одинаковых объема с крышами ломаного очертания и арочными витражами в торцах. Они были объединены между собой шестиколонным дорическим портиком. Чертежи и фотографии позволяют составить впечатление об архитектуре этих интереснейших построек. И если проект здания Паноптического института предвосхищает будущий конструктивизм, то эллинги во мной напоминают «беренсианскую» архитектуру начала 20 века.

Из книги: Штиглиц М.С. Пром.архитектура Санкт-Петербурга. Докторская диссертация. 2003

2023-11-06 18:41

(с) Кирилл Кравченко, 2023, Моя Энциклопедия