Мебельно-столярная фабрика Ф.А.Мельцера

1884 арх.В.В.Шауб; 1902 воен.инж.Э.Ф.Мельцер

Улица Профессора Попова 18-20; Каменноостровский проспект, 49-51

0 - Постройки Мебельно-столярной фабрики Ф.А. Мельцера, сер. 19 в.; 1884; 1902, арх. В.В. Шауб, воен. инж. Э.Ф. Мельцер. Распоряжение КГИОП №10-357 от 30.07.2013
1 - Дом Корлякова, 1820-е, арх. Д. Адамини, Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 27, литера А, Региональный памятник. Распоряжение КГИОП №10-357 от 30.07.2013
2 - Здание кинематографа «Гранд-Палас», 1820-е; 1912-1913, автор не установлен, набережная реки Карповки, дом 27, литера Г, Региональный памятник. Распоряжение КГИОП №10-357 от 30.07.2013
3 - Постройки Мебельно-столярной фабрики Ф.А. Мельцера. Производственный  корпус, 1902, воен. инж. Э.Ф. Мельцер, набережная реки Карповки, дом 27, литера Б, Региональный памятник. Распоряжение КГИОП №10-357 от 30.07.2013
4 - Постройки Мебельно-столярной фабрики Ф.А. Мельцера. Производственный корпус, сер.19в.; 1884, автор не установлен; арх.В.В.Шауб, набережная реки Карповки, дом 27, литера Б, Региональный памятник. Распоряжение КГИОП №10-357 от 30.07.2013
5 - Постройки Мебельно-столярной фабрики Ф.А. Мельцера. Труба. набережная реки Карповки, дом 27, литера Б, Региональный памятник. Распоряжение КГИОП №10-357 от 30.07.2013

https://www.citywalls.ru/house1321.html
https://www.citywalls.ru/house1130.html
https://www.citywalls.ru/house937.html

Торговый дом "Мельцер Ф. и К"

Предприятие основано в сороковых годах Туром и уже более 35-ти лет находится в руках нынешних владельцев гг. Мельцер. Переняв дело, гг. Мельцер старанием и умелым ведением постепенно расширяли его и, обращая внимание не столько на промышленную, как, главным образом, на художественную сторону, поставили свое дело совсем особняком в ряду других, чисто ремесленных мебельных фирм. Благодаря участию художника-архитектора Г. Ф. Мельцер фирма в состоянии выполнять заказы не только на различные отдельные статьи меблировки, но и на полные обстановки и всевозможные декоративные работы, являясь вследствие этого почти единственным в своем род крупным художественно-промышленным предприятием.

Следуя принятому направлению, фирма постоянно выполнила порученные ей работы безукоризненно, чем прочно установила свою репутацию и приобрела известность не только в России, но и за границею, о чем свидетельствуют полученные оттуда в последнее время заказы.

В 1884 г. была выстроена на набережной р. Карповки, в С.-Петербурге, фабрика, вполне, во всех отношениях, приспособленная к мебельному делу, куда были переведены все мастерские, помещавшияся до того времени в частных домах. Фабрика в настоящее время состоит из следующих отделов:

Рисовальная мастерская, под ведением архитектора Г. Ф. Мельцер, изготовляющая все проекты, рисунки и шаблоны, скульптурная мастерская, изготовляющая все модели и декоративные лепки, столярная, резная, токарная, лакировочная, бронзовая, слесарная, обойная, швейная мастерские и машинное отделение со всевозможными древо-обрабатывающими станками и машинами. Кроме того фабрика располагает обширной библиотекой. <…>

Обзор фабрики представляет и для не специалиста громадный интерес. Во все время своего существования фирма постоянно удостаивалась чести работать для Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств. На выставке в Нижнем Новгороде фирма экспонировала вне конкурса.

Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде Издательство Германа Гоппе 1896 г. С. 128-130

Одно из значимых имен в истории русского мебельного искусства - семья Мельцеров. Торговый дом "Мельцер Ф. и К". был основан в Петербурге Фридрихом Иоганном (Федором Андреевичем) Мельцером - мастером каретного дела. В 1860-х гг.он купил мебельное предприятие А. И. Тура. Фабрика Мельцера стала поставщиком императорского двора. Фабрика выпускала эксклюзивную мебель для великокняжеских особняков, для Зимнего дворца. Здесь была сделана мебель для апартаментов великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, в Фермерском дворце в Петергофе, вещи для комнат императрицы в Большом Царскосельском дворце. Позже фабрика перешла к старшему сыну - Федору Федоровичу Мельцеру. В 1880 г. фабрика находилась на Большой Конюшенной ул., д. 17. Второй сын - военный инженер Эрнест Федорович. В 1890-х гг. он выстроил новые корпуса для фабрики - они разместились по адресам: наб. р. Карповки, 27-29, ул. Профессора Попова , 18-20, Каменноостровский пр., 49-51 Третий сын - Роман Федорович Мельцер (Роберт Фридрих) (1860-1943) придворный архитектор, художник, специалист по мебельному дизайну. С 1878 г. он руководил на фабрике рисовальной мастерской. Здесь готовились проекты для изделий мебельной фабрики. Здесь же работала мастерская по производству светильников под руководством приемного сына Ф. А. Мельцера - инженера-электрика Ивана Ивановича Трофимова-Мельцера. Фабрика Мельцеров выпускала мебель для широких общественных слоев. Здесь же занимались и разработкой стиля интерьеров - изготавливали деревянные панели и двери, подбирали кожи для обивки стен, делали лепной и бронзовый декор, осветительное оборудование, камины и многое другое. В начале XX в. фабрика наладила выпуск функциональных вещей - больничная мебель для Императорского клинического повивального института (1903-1904) и деловая обстановка для "Петербургского общества страхования" (1904) и Учетного и ссудного банка. Мастера высокой квалификации вытачивали винты для первых аэропланов, делали первые гидросамолёты. В годы Первой мировой войны фабрика производила пропеллеры, аппараты телефонной и телеграфной связи, с корпусами, ящиками для них. В 1918 г. фабрика Мельцера прекратила существование. В советское время в корпусах фабрики Мельцера работала мебельная фабрика "Интурист".

по материалам - М. Дашкевич "Мебельная империя Мельцеров"

В 2001 г. здания включёны КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1256)

ЦГАКФФД СПб Гр 81666. Фото - Госкаталог. 1924 г. Река Карповка у Кировского проспекта, завод Халтурина. Производство работ по выводу канализационной трубы в реку.

https://pastvu.com/p/584518
Дом Куницына (Дом Корлякова). 1908–1915

https://pastvu.com/p/139914
Набережная реки Карповки, 1981

https://pastvu.com/p/673922
Силин мост. Каменноостровский проспект, 1910

https://pastvu.com/p/470692
Кадр из фильма "Неоконченная повесть". 1955

https://save-sp-burg.livejournal.com/2304088.html
https://miranda-ke.livejournal.com/4124.html

Территория бывшей мебельной фабрики Мельцера занимает участок между набережной реки Карповки, Каменноостровским проспектом и выходит на ул. Профессора Попова (Песочная).

Исторические объекты на территории: Дом Гризара (Карповка 27), дом Корлякова (угловой - Карповки 29 – Каменноостровский 49), кинотеатр Гранд Палас (Каменноостровский 51) товарищество Мельцера (ул. Проф Попова 18 -20)

Первые постройки на данном участке датируются 1820 гг. Застройка территории была в основном сформирована в конце XIX — начале XX в., значительные изменения произошли в 1900-1910-х гг. и далее в течение XX века. Затем застройка участка претерпевала изменения в ходе реконструкций под функциональные нужды владельцев.

В разное время в ходе истории к разработке проектов зданий на участке привлекались известные архитекторы А.Ромасько, Е. Аникин, Ф.Адамини, А.Ладан, В.Шауб, Э.Мельцер и другие. Авторство проекта углового дома – «Дома Корлякова» - приписывается архитектору Д.Адамини. Однако эксперты не смогли подтвердить факт, в архивах не найдено документального подтверждения причастности Адамини. Индустриальный или «кирпичный» стиль здесь соседствует с неоклассицизмом и хаотично разбросанными многочисленными внестилевыми надстройками и пристройками утилитарного характера.

Владельцы малых участков, размещавшихся на данной территории, часто менялись. Угловой участок по Каменноостровскому проспекту и наб. реки Карповки, по имеющимся сведениям, в первой трети XIX века принадлежал купцу Корлякову. Соседний участок, на углу проспекта и Песочной ул., с деревянными строениями и садом, находился в собственности коллежского советника Беляева. Смежный же с ними сквозной участок между Карповской и Песочной улицей с деревянными постройками, садом и огородом, принадлежал статскому советнику Масальскому.

Участок Корлякова имел косоугольную конфигурацию. Более протяженной стороной он выходил на Каменноостровский пр., между угловым домом и отдельно стоящим флигелем находился сад. Угловой дом-особняк представляет собой образчик позднего безордерного классицизма и датируется 1820 г. Автором проекта «Дома Корлякова» считается архитектор Д. Адамини (по атрибуции историков В.И. Грибанова и Л.Я. Лурье, приведенной в научно-популярном издании «Аптекарский остров» Л.; Лениздат, 1998 г., стр.55). Авторских проектных чертежей здания не выявлено.

Во второй половине XIX — начале XX в. участок, выходивший на Каменноостровкий, принадлежал семье Куницыных. В 1868 г. по заказу Куницыных во дворе были сооружены два деревянных одноэтажных флигеля для нежилых служб. В 1874 г. для почетного гражданина П. В. Куницына архитектор Ф. М. Тутышкин составил проект расширения и надстройки вторым этажом каменного флигеля, выходящего торцом на Каменноостровский пр., а также постройки каменных двухэтажных служб позади него. Этот проект не был осуществлен, что подтверждается планом небольших хозяйственных переделок, намечавшихся для того же владельца архитектором А. А. Ашемуром. Наиболее значительным мероприятием на этом участке стала перестройка каменного одноэтажного флигеля 1820-х гг. По заказу домовладельца В. П. Куницына архитектор А. Я. Ромасько составил проект внутренней реконструкции и изменения фасада. В результате перестройки флигель был приспособлен под кинематограф. Вход в него вел со стороны проспекта через фойе, зрительный зал был рассчитан на 174 места. Здание кинематографа «Гранд-Палас» представляет собой образец одного из немногих частично сохранившихся отдельно стоящих зданий кинематографов 1910-х гг. в Санкт-Петербурге и единственного на Петроградской стороне. Сохранился лицевой фасад в стиле неоклассицизма. Боковые фасады и планировки искажены или утрачены в ходе многочисленных реконструкций.

Наиболее богатая история связана с соседним участком Масальского, где расположились кирпичные корпуса. Архивное дело по застройке территории, перешедшей от Масальского к купцу и владельцу фабрики ламп и бронзовых изделий Жану (Егору) Гризару, ведется с 1854 г. Фабричная застройка здесь началась со строительства по проекту 1857 г. архитектора Е.Ф. Аникина каменного трехэтажного здания, обращенного на Карповку, и примыкающего к нему двухэтажного каменного флигеля, где разместились магазин и фабричное производство.

Дальнейшее расширение фабрики, изменившей профиль и владельца, продолжалось в северном направлении в глубину участка. Так, здесь появились два одноэтажных строения обойной фабрики купца Ф.Ф. Эберлина по проекту 1869 г. архитектора А.Ладана. Однако основной этап развития фабричной застройки пришелся на период с 1884 г., когда владельцами фабрики становятся купец 1-й гильдии, прусский подданный и петербургский купец Фридрих Иоганн (Федор Андреевич) Мельцер и известный петербургский архитектор и мастер прикладного искусства Роман Федорович Мельцер. Петербургская фабрика «Ф.Мельцер и К» стала крупнейшим в дореволюционной России мебельным предприятием.

Первоначально владельцы привлекли для строительства молодого архитектора немецкого происхождения Василия Васильевича (Вильгельма Иоганна Христиана) Шауба, выдающегося архитектора-строителя конца ХIХ – начала ХХ века, одного из пионеров петербургского модерна. Ранние произведения зодчего, в том числе и здание фабрики Мельцера, выполнены в формах эклектики и «кирпичного стиля». В июне 1884 г. он разработал для фабрики проект перестройки лицевого корпуса, надстройки на фабричном флигеле и пристройки к нему одноэтажного помещения для паровых котлов.

На фабрике были мастерские: рисовальная, находившая в ведении придворного архитектора Р.Ф. Мельцера и изготавливавшая «все проекты, рисунки шаблоны»; скульптурная, выполнявшая модели и декоративную лепку; столярная, резная, токарная, лакировочная, бронзовая, слесарная, обойная, швейная, а также машинное отделение с деревообрабатывающими станками и библиотека. Наиболее значимый этап связан с работами для императорских дворцов, когда фабрикой владели Роман Федорович (1860-1943) и Федор Федорович (1861 -1945). По проектам придворного архитектора на их фабрике было создано убранство комнат Зимнего, Александровского дворцов и Нижней дачи в Петергофе. Николай II благоволил Р.Ф. Мельцеру и фабрика при нем выполняла все крупные заказы двора. Кроме того, здесь выпускали мебель для широких слоев общества. Помимо мебели изготавливались все элементы отделки интерьеров: деревянная обшивка панелей, обивка стен кожей, лепные и бронзовые детали, камины, фурнитура, осветительное оборудование. В 1900-х гг. ассортимент еще более расширился за счет изготовления функциональной мебели.

Начиная с 1889 г. сооружение пристроек и новых корпусов на территории фабрики проводилось непосредственно по проектам самих владельцев. В 1898 г. Р. Мельцер разработал проект дымовой трубы.

Композиционное завершение участок получил в 1902 г., когда по проекту Э.Ф. Мельцера по красной линии Песочной улицы (ныне ул. Профессора Попова) был выстроен каменный четырехэтажный фабричный корпус вместо снесенных деревянных построек, внутренняя планировка помещений которого неоднократно изменялась, соответственно функциональному назначению здания.

Во время Первой мировой войны на фабрике производили пропеллеры и винты для первых аэропланов, первые гидросамолеты, аппараты телефонной и телеграфной связи. Мебельная фабрика была национализирована в 1919 г. и переименована во 2-й Государственный деревообделочный завод в составе объединения «Главмебель». В 1922-1923 гг. предприятие было включено в «Петродревстрой», а вскоре ему было присвоено имя Степана Халтурина.

В 1925 г. территория завода была расширена за счет присоединения соседнего участка, расположенного на углу Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. В угловом здании разместилась школа фабрично-заводского обучения, а остальные корпуса отошли под производственные и складские функции. Некоторые постройки были заняты складом лесоматериалов, слесарной мастерской и конюшней. В здании бывшего кинематографа «Гранд Палас» разместился склад материалов. В 1927-1929 гг. здание слесарно-столярной мастерской было перестроено с заменой деревянных конструкций на железобетонный каркас, к ней пристроен двухэтажный корпус, соединивший ее с помещением сушильной камеры. В 1934 г. Государственный деревообделочный завод им. С.Халтурина перешел в ведение главного управления «Союзмебель» Наркомлеса, а в 1939 -1944 гг. Наркомата авиационной промышленности, освоив выпуск продукции по специальному заказу, в связи с чем корпуса были реконструированы. В годы Великой Отечественной войны здесь выполнялись военные заказы.

В послевоенный период (1946-1950) завод был вновь передан в ведение мебельной промышленности. Корпуса были реконструированы и приспособлены для производства массовой мебели. В таком качестве предприятие - завод №4 производственного объединения «Ленмебельдревпром», затем экспериментальный мебельный комбинат «Интурист» - просуществовало вплоть до 1998 г., когда прекратило свое существование.

В настоящее время историческая структура застройки объединенных участков утрачена, на участке помимо исторических зданий, включенных в перечень, находятся многочисленные пристройки разных времен, что хорошо видно на фотографии ниже.

Сами здания находятся в крайне плачевном состоянии.

http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?p=169012#169012
https://urban3p.ru/object5385/gallery/

Дымовая труба - уничтожена в 2020 году

Фото 4 августа 2021 года. Труба снесена

Производственное здание, литера Б (корпус по ул.Профессора Попова, 20)

https://www.citywalls.ru/house937.html

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1256)

Производственное здание, литера Б (корпус по наб.р.Карповки, 27)

https://www.citywalls.ru/house1321.html

В 2001 г. здания включёны КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1256)

Хронология

http://kanoner.com/2013/04/12/107526/

Территорию мебельной фабрики Мельцера на Карповке могут застроить жильем
12/04/2013 16:21

На пересечении набережной реки Карповки, 27, и Каменноостровского проспекта может появиться жилой комплекс. Под снос отдаются исторические здания фабрики Мельцера.

Архитектурная мастерская «Студия-17» разработала эскизный проект застройки территории на Карповке, 27. Руководитель мастерской Святослав Гайкович сообщил «Карповке», что здесь можно разместить 16 тыс. кв. метров жилья с подземным паркингом на 200 машиномест.

Согласно проекту, памятники архитектуры (дом Корлякова и производственный корпус фабрики Мельцера) не только сохранятся, но и будут доминировать на участке с новой постройкой. Для возведения нового дома потребуется снести дворовые исторические постройки фабрики, не имеющие охранного статуса. На визуализации проекта видно, что еще один памятник, здание кинематографа «Гранд-палас» на Карповке, 27, литера Г, предлагается «встроить» в новый дом.

Святослав Гайкович указывает на то, что площадь жилья инвестору, скорее всего, придется сократить ввиду нехватки социальной инфраструктуры. «Если решить вопрос социальной инфраструктуры и инженерного обеспечения объединенными силами города и инвестора — градостроительный узел на Карповке превратится из трущобы в благоустроенную, традиционную для Петербурга площадь», — говорит архитектор. Кто является заказчиком проекта, господин Гайкович не раскрывает.

Сейчас территорией завода владеют ООО «Петроцентр» и ООО «Петроградская сторона». Эти компании являются дочерними структурами скандинавской группы компаний NCC. Вероятно, холдинг имеет виды на застройку этой территории, но подтвердить данную версию не удалось — в NCC не комментируют планы по развитию участка. В настоящее время российское подразделение NCC занимается проектами жилых комплексов «Шведская крона» близ Удельного парка, «Эланд» в поселке Мурино, а также Village во Всеволожске.

С конца XIX века на Карповке, 27, находилась одна из крупнейших мебельных фабрик «Ф. Мельцер». В советское время ее корпуса занимал мебельный завод имени С. Н. Халтурина, затем — мебельный завод № 4 производственного объединения «Ленмебельдревпром», после — экспериментальный мебельный комбинат «Интурист», входивший в объединение «Ленпроектмебель». Последний выехал отсюда в 1998 году.

http://kanoner.com/2013/07/13/123296/

Градсовет предлагал снести дом Корлякова на набережной Карповки
13/07/2013 17:14

Градостроительный совет рассмотрел варианты застройки мебельной фабрики Мельцера на набережной реки Карповки, 27. Представленный вариант «Студии-44» вызвал оживленные споры.

Предпроект застройки территории мебельной фабрики Мельцера рассмотрели на градсовете в пятницу. Конкурс на проектирование выиграла архитектурная мастерская «Студия-44» Никиты Явейна. Архитектор представил на градсовете четыре варианта объемно-пространственного решения застройки.

Камнем преткновения стал дом Корлякова на углу набережной реки Карповки, 27, и Каменноостровского проспекта. Дом построен в 1820-х годах, имя архитектора доподлинно не известно. Были предложены варианты примыкания домов, нависания нового дома прямо над историческим зданием и два варианта «окружения» дома Корлякова стенами нового здания с частичным нависанием. Однако ни один из вариантов не удовлетворил градсовет.

Предлагалось, например, вовсе снести историческую постройку, так гармония нового дома и с Каменноостровским проспектом, и с окружающей застройкой важнее одного домика. По словам членов градсовета, предложенные господином Явейном варианты удовлетворяют лишь прокуратуру и комитет по охране памятников. Не против сноса выступил, в частности, и новый глава совета и председатель КГА Олег Рыбин. Однако его заместитель Юрий Митюрев напомнил, что по закону дом Корлякова сносить нельзя. На недопустимости сноса памятника также настаивали глава КГИОПа Александр Макаров и историк архитектуры Борис Кириков, проводивший историко-культурную экспертизу здания.

В итоге 10 членов совета выступили за принятие представленного примера застройки, против — 7 человек. Студия будет разрабатывать четвертый вариант проекта с учетом замечаний совета. Проект предусматривает дом с фасадами в «промышленном» стиле, а также создание со стороны Карповки глубокого курдонера длиной 80 метров и шириной 18 метров. Заводскую трубу предлагается «пересадить» по центру курдонера на крышу двухэтажного паркинга. Предельная высота корпусов составит 27 метров.

Сейчас территорией завода владеют ООО «Петроцентр» и ООО «Петроградская сторона» — дочки скандинавской группы компаний NCC. Холдинг намерен построить здесь 16 тыс. кв. метров жилья А-класса. Начать застройку территории планируется через год. NCC уже имеет согласование историко-культурной экспертизы. Это будет первый проект компании в центре Петербурга. В настоящее время подразделение NCC занимается проектами жилых комплексов «Шведская крона» близ Удельного парка, «Эланд» в поселке Мурино, а также Village во Всеволожске.

С конца XIX века на Карповке, 27, находилась одна из крупнейших мебельных фабрик «Ф. Мельцер». В советское время ее корпуса занимал мебельный завод имени С. Н. Халтурина, затем — мебельный завод № 4 производственного объединения «Ленмебельдревпром», после — экспериментальный мебельный комбинат «Интурист», входивший в объединение «Ленпроектмебель». Последний выехал отсюда в 1998 году.

http://kanoner.com/2013/07/15/123396/

Дом Корлякова стал камнем преткновения в застройке бывшей фабрики Мельцера
15/07/2013 17:38

В следующем году начнется застройка жильем территории бывшей мебельной фабрики Мельцера на пересечении набережной реки Карповки, 27, и Каменноостровского проспекта. Предварительный проект был представлен на градостроительном совете, в ходе обсуждения члены совета высказали необычное предложение — снести охраняемый дом Корлякова ради гармоничного решения застройки. «Карповка» выслушала аргументы зодчих.

Одно из крупнейших в своем роде предприятий существовало здесь со второй половины XIX века. В 1918 году оно прекратило свое существование, в советское время его корпуса занимал мебельный завод имени Халтурина, а затем — мебельный завод № 4 производственного объединения «Ленмебельдревпром». Последнее мебельное производство — экспериментальный мебельный комбинат «Интурист», входивший в объединение «Ленпроектмебель», — покинуло помещения в 1998 году.

Теперь территорией завода владеют дочерние структуры скандинавской группы компаний NCC. Холдинг пока отказывается от комментариев по данному объекту. Однако известно, что здесь планируется построить порядка 16 тыс. кв. метров жилья класса А. Для компании это будет первый проект в центре Петербурга. Начать застройку территории планируется через год. NCC уже имеет на руках согласование историко-культурной экспертизы.

Холдинг провел закрытый конкурс на право проектирования, в котором участвовала, в частности, архитектурная мастерская «Студия-17» Святослава Гайковича. Победителем стала архитектурная мастерская «Студия-44». Руководитель студии Никита Явейн представил на градостроительном совете четыре варианта объемно-пространственного решения застройки.

Совет не был полностью удовлетворен ни одним из предложений. Наибольшие споры вызвала судьба дома Корлякова. Здание-памятник было построено ориентировочно в первой половине XIX века, имя архитектора доподлинно не известно. Среди вариантов объемно-пространственного решения, градсовет отдал предпочтение частичному «нависанию» нового здания над памятником. Были также предложения с полным «наплывом» нового дома или с примыканием зданий. Некоторые из членов совета высказались в пользу сноса памятника, так как он не гармонирует с новым домом и окружающей застройкой в целом. Однако этого не допускает законодательство.

Сам Никита Явейн не принимает всерьез предложения о сносе дома: «Два с половиной человека сказали, что надо снести, и то под конец дискуссии. Ну хорошо бы снести... Хорошо бы на Марсе жить! У каждого свои мечты». Архитектор говорит, что обсуждать здесь нечего, ведь есть данность — памятники, охранный статус которых подтвердила проведенная экспертиза, и «если у органов охраны возникают какие-либо на этот счет сомнения, то можно провести повторную экспертизу».

Господин Явейн добавил, что проект будет проработан с изменением фасадов здания. Проект предполагает создание со стороны Карповки курдонера глубиной 80 метров и шириной 18 метров. Заводская труба, таким образом, будет располагаться по центру курдонера, на крыше двухэтажного паркинга. Максимальная высота здания составит 27 метров.

«Это объект культурного наследия, он неприкосновенен!» — заявил «Карповке» историк архитектуры Борис Кириков, который выполнял экспертизу бывшей фабрики. Он уточнил, что охранный статус имеет лишь первый этаж здания, а второй входит в диссонанс с первым и «производит впечатление куцей поздней надстройки», «поэтому действия по разборке второго этажа правомочны и скорее на пользу, а сохранение здания, как говорил Макаров, неизбежно». Собеседник «Карповки» признал, что дом является рядовой застройкой, но его важно сохранить как пример подлинной истории Каменноостровского проспекта начала XIX века. «Дом Корлякова мешает решению угла так же, как Адмиралтейство тоже мешает прямому проезду с Невского проспекта на Васильевский остров», — сыронизировал господин Кириков.

В целом историк положительно отнесся к одобренному на градсовете проекту, называя его примером хорошего компромисса: при условиях инвестора по метражу решение с «нависающим» над домом объемом неизбежно, кроме того, удачным историк находит решение по сохранению трубы.

За демонтаж исторической постройки на градсовете высказывался архитектор Сергей Шмаков. Он пояснил «Карповке», что хотел бы видеть на месте строения: «Этот угол Каменностровского проспекта и набережной реки Карповки необычайно ответственный. И все важные градостроительные узлы Петербурга всегда решались на мажорной ноте, с высотной постройкой, со знаковым силуэтом — башней или шпилем. Если мы хотим продолжить традиции градостроительства, то здание надо снести в пользу углового дома с башней. Если дом Корлякова такой такой ценный, его можно разобрать и перенести куда-нибудь. Понятно, что КГИОП против — он подчиняется законам и свято охраняет любой объектик».

Впрочем, против закона архитектор не предлагает идти, но хотел бы его пересмотреть: «Если этот проект обретет реальность, это будет карикатура на решение важного угла. У меня претензия не к проекту, но только к этому углу. Если закон способствует возникновению градостроительных ошибок, коей я считаю сохранение этого домика, то закон надо корректировать». На градостроительном совете Сергея Шмакова поддержал Марк Рейнберг, основатель «Архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова».

Идея демонтажа домика близка и архитектору Святославу Гайковичу, но в ее воплощение он не верит: «С одной стороны, коллеги, высказывающиеся в пользу сноса, очень хорошо это аргументировали. Здесь мы видим подход, когда во главу ставится не судьба одного домика, а композиционное решение города в целом». Господин Гайкович отметил, что в свое время ради создания единого ансамбля Главного штаба было снесено несколько десятков строений, которые тому мешали.

«С другой стороны, есть мнение общественности: многие жители и градозащитники сейчас считают, что любое строение, которое дожило до наших дней со второй половины XVIII — начала XIX веков, достойно сохранения, и решать последующие городские явления стоит из условий их сохранения. Это же сейчас прописано и в наших законах. И пока идея, что город прежде всего, а судьба отдельного строения на втором плане, не может быть реализована — для этого нужно изменение общественного сознания и законодательства. Так что с учетом реализации проекта в будущем году сносить дом Корлякова невозможно», — заключил архитектор.

Член Всероссийского общества охраны памятников Людмила Семыкина считает, что все предложения по сносу — из области фантастики: «Ни один из них не взял на себя ответственность за этот акт вандализма». Она также указывала, что по этому поводу на градостроительном совете хорошо высказывался архитектор Евгений Герасимов: если это памятник, то на него нельзя «наплывать» новой постройкой, перекрывать и тому подобное.

«Кардинальный дефект нашего законодательства в том, что памятник не имеет охранной зоны», — говорит градозащитница, поясняя, что речь идет о зоне вокруг конкретного объекта, в пределах которой было бы невозможно какое-либо строительство, это бы не допустило новых объемов над домом Корлякова. «Я думаю, здесь есть еще поле для обдумывания и мы постараемся не допустить проекта с „наплывом“», — заключила Людмила Семыкина.

http://kanoner.com/2014/04/15/137861/

Снос фабрики Мельцера на Карповке признан незаконным
15/04/2014 23:08

Снос комплекса зданий фабрики Мельцера на набережной Карповки, 27, признан стройнадзором незаконным. Правда, ранее подобные заявления успешно обжаловались в суде. Демонтажные работы на Карповке начались в январе. Их проводила группа Springald, сносившая в Петербурге многие резонансные здания, в том числе дом Рогова, исторические здания на 12-й Красноармейской, Заставской, Смолячкова, в переулке Лодыгина, Речной вокзал. Заказчиком выступил скандинавский холдинг NCC, который намерен построить здесь жилой комплекс. Сносу на Карповке предшествовала историко-культурная экспертиза, проведенная историком Борисом Кириковым. Она оставила под охраной только лицевые корпуса зданий, а именно — два флигеля фабрики Мельцера (выходящие на Карповку и на улицу Профессора Попова), дом Корлякова на углу Каменноостровского и Карповки и кинотеатр «Гранд-палас» на Каменноостровском. Остальные цехи, несмотря на то что они были историческими, отдали на слом, хотя по закону о зонах охраны демонтаж таких построек запрещен. Но их признали необратимо аварийными. Тем не менее, как сообщили сегодня вечером в градозащитной группе «Экология рядовой архитектуры», снос фабрики признали незаконным. Служба строительного надзора привлекла застройщика ООО «Петроцентр» (аффилировано с NCC) к ответственности, назначив штраф 600 тыс. рублей. У компании не было разрешения на строительство. Не исключено, что стройнадзор решил оштрафовать застройщика не по причине незаконности сноса, а в связи с негативным фоном вокруг проекта. Из-за резонанса снос увидела прокуратура Петербурга, пообещав провести проверку. Тем не менее, в соответствии с Градостроительным кодексом, снос домов в отсутствие разрешения на строительство возможен. И ранее львиную долю штрафов, наложенных стройнадзором именно за снос без разрешения на строительство, удалось успешно оспорить в суде, в том числе группе Springald. Ненужность разрешения «Карповке» подтверждал и Минрегион, разработчик Градкодекса. В NCC ранее говорили, что строительство жилого комплекса на месте фабрики Мельцера начнется во втором квартале 2014 года. Архитектурный проект был разработан мастерской Никиты Явейна «Студия-44». Это должен быть дом с диагональным двором-курдонером, обращенным к Каменноостровскому проспекту и Силину мосту через Карповку. В его центре будет стоять дымовая труба, признанная памятником. Никита Явейн, правда, предложил разобрать ее, построить подземный паркинг под всей территории, а только затем собрать заново.

http://kanoner.com/2015/01/13/142840/

Проект жилого дома на Карповке слегка изменили, скоро старт
13/01/2015 18:13

Выдано разрешение на строительство жилого дома на месте фабрики Мельцера на набережной Карповки, 27. По словам архитектора, внешний облик слегка изменился, кроме того, дом стал ниже.

О проекте было объявлено весной 2013 года. Тогда территорию фабрики Мельцера купило ООО «Петроцентр», аффилированное с шведской группой NCC. Спустя несколько месяцев концепцию, разработанную ООО «Архитектурная мастерская „Студия-44“» Никиты Явейна, представили на градсовете.

На территории фабрики находились почти только дореволюционные здания, однако памятниками архитектуры были признаны только четыре лицевых корпуса: два на Каменноостровском проспекте (фрагмент кинематографа «Гранд-палас» и дом Корлякова), один на Карповке (производственный корпус) и один на улице Профессора Попова (другой производственный корпус). Историко-культурную экспертизу, снявшую с охраны остальные постройки, провел Борис Кириков.

Новый дом не будет выходить на уличный фронт, но при этом станет самым массивным зданием у Силина моста. Он будет иметь диагональный двор-курдонер с дымовой трубой посреди, а фасады двух верхних этажей наклонены внутрь, что заставило критиков найти сходство с гробом. В целом это типичный представитель хаотизма.

В январе прошлого года территория была очищена от зданий, не признанных памятниками. Работы проводила группа Springald. Впоследствии эти действия служба строительного надзора признала незаконными, поскольку у «Петроцентра» не было разрешения на строительство. Практика показывает, что у застройщика был почти 100%-й шанс отменить 600-тысячный штраф. Но, по информации «Канонера», NCC решила не ссориться со Смольным.

В декабре разрешение на строительство жилого дома было выдано. Никита Явейн рассказал сегодня «Канонеру», что проект претерпел некоторые изменения по сравнению с вариантом, представленным на градсовете. В частности, высота была понижена почти на этаж из-за «изменившегося законодательства». Фасады получили облицовку резным камнем, на них появилось «больше деталей».

Официальный представитель NCC подтвердил «Канонеру», что проект, представленный сейчас на сайте концерна, актуальный. Однако когда начнется строительство, пока открыто не называется.

http://kanoner.com/2019/01/10/161837/

Старинную дымовую трубу на Карповке снесут, а затем воссоздадут
10/01/2019 16:36

Дореволюционную дымовую трубу мебельно-столярной мастерской Мельцера на набережной реки Карповки, 27, снесут как аварийную, несмотря на статус памятника. Затем ее обещают воссоздать для нужд паркинга. Комплекс зданий мебельно-столярной фабрики выходил на Карповку и на улицу Профессора Попова. В 2014 году прошел снос тех построек, что не стояли под охраной. Его по заказу ООО «Петроцентр», входившего в группу NCC (теперь фирма передана группе Bonava, образованной на основе коллектива NCC), проводило ООО «Спрингалд» из группы Springald. Остались два краснокирпичных производственных корпуса — на Карповке и на улице Попова, а также дымовая труба во дворе, тоже краснокирпичная. В декабре 2014 года «Петроцентр» получил разрешение на строительство здесь жилого дома. Его проект разработало ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна. Одним читателям «Канонера» сооружение напоминает гроб, окрашенный в серый цвет, другим — пемзу. В нынешнем январе очевидец заметил демонтажные работы на крыше дома Корлякова, расположенного на углу Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. Он тоже попал на территорию «Петроцентра». Согласно проектой документации, дом лишится позднего второго этажа и вновь станет одноэтажным. А вот дымовую трубу снесут, поскольку «ее состояние признано аварийным». В последующем ее воссоздадут «на историческом месте, в исторических габаритах». «Функционально дымовая труба, согласно проекту, используется для дымоудаления из подземных этажей паркинга», — говорится в документации, согласованной КГИОПом. «Канонер» не помнит ни одного случая, когда снесенные дымовые трубы воссоздавались. Такие планы, например, были у руководства ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова» в отношении трех сооружений на территории Невской мануфактуры на Синопской набережной, но после сноса с труб сняли статус памятника, а потому их так и не воссоздали.

http://kanoner.com/2020/08/03/166401/

На Карповке начался демонтаж дореволюционной дымовой трубы
03/08/2020 15:28

На набережной реки Карповки, 27, начался снос дореволюционной дымовой трубы мебельно-столярной мастерской Мельцера. Впоследствии этот памятник архитектуры должны воссоздать. Комплекс зданий мебельно-столярной фабрики выходил на Карповку и на улицу Профессора Попова. В 2014 году прошел снос тех построек, что не стояли под охраной. Его по заказу ООО «Петроцентр», входившего в группу NCC (позднее фирма была передана группе Bonava, образованной на основе коллектива NCC), проводило ООО «Спрингалд» из группы Springald. Остались два краснокирпичных производственных корпуса — на Карповке и на улице Попова, а также дымовая труба во дворе, тоже краснокирпичная. В декабре 2014 года «Петроцентр» получил разрешение на строительство здесь жилого дома. Его проект разработало ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна. Одним читателям «Канонера» сооружение напоминает гроб, окрашенный в серый цвет, другим — пемзу. Само строительство так и не началось. При этом в 2019 году был демонтирован верхний, поздний этаж дома Корлякова, расположенного на углу Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. А сегодня очевидец Николай Лаврентьев сообщил «Канонеру», что рабочие приступили к разборке дымовой трубы. Причиной демонтажа стало «аварийное состояние». Как писал ранее «Канонеру», в последующем трубу воссоздадут «на историческом месте, в исторических габаритах». «Функционально дымовая труба, согласно проекту, используется для дымоудаления из подземных этажей паркинга», — говорится в документации, согласованной КГИОПом.

2022-01-01 19:14

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия