Фабрика роялей "К.М.Шредер"

ул.Чапаева, 15
1900

https://www.citywalls.ru/house13238.html

Фабрика была основана Петербурге в 1818 г уроженцем Саксонии Иоганном Фридрихом Шредером. Это была вторая фортепьянная фабрика в столице. Первоначально она представляла собой небольшую кустарную мастерскую, где делали прямоугольные фортепьяно. Располагалась она тогда на Большой Мещанской ул. Доброкачественность и надежность изделий принесла популярность Шредеру. Он купил участок на углу Большой Мещанской (ныне Казанская ул.) и Вознесенского проспекта , где было построено здание фабрики и открыт магазин.

В 1839 г. на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге фортепиано Шредера было удостоено медали «За трудолюбие и искусство». Это была первая награда.

В 1852 г. фабрика по наследству стала принадлежать Карлу Ивановичу Шредеру, сыну основателя. Им был расширен ассортимент продукции и улучшено качество выпускаемых инструментов. В 1862 г. Шредер первым в России начал ставить в рояли литые чугунные рамы.

Для некоторых моделей использовалась американская конструкция цельногнутых корпусов, более совершенная система механизма, устройство «дискантного колокольчика» для улучшения тембра верхнего регистра - система перекрестных струн и многие другие нововведения. Он выписывал лучших мастеров и специалистов из-за границы и своим сыновьям.

Сыновья Карла Ивановича Карл и Иоганн изучали современное фортепианное производство в западных странах.

К 1862 г. фабрика Шредера была уже самой крупной в столице по числу рабочих и по объему выпускаемой продукции.

В 1860-е гг. К. И. Шредер расширил производственные площади предприятия - фабрика занимала большое пятиэтажное кирпичное здание. Первый этаж был полностью отдан под складские помещения, на остальных располагались мастерские. Готовые рояли поступали в залы магазина, который находился в соседнем здании, выходящем фасадом на Большую Мещанскую.

В 1861 г. на Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Петербурге Шредер удостоился «Публичной похвалы». В 1865 г. инструмент демонстрировался на аналогичной выставке в Москве, получил там медаль «За трудолюбие и искусство». Выставка в Касселе в 1870 г. принесла фабрике еще одну награду. На Петербургской промышленной выставке 1870 г.. фирма получила высшую награду - Государственный герб. В этой выставке участвовало 18 русских фортепьянных мастеров, но надо сказать, не принимала участия лучшая петербургская фортепианная фабрика того времени - фирма «Я. Беккер».

В 1872 г. на Всемирной выставке в Лондоне инструмент Шредера получил одну из высших наград. В сентябре 1873 г. К. Шредеру удалось обойти своего главного конкурента среди российских фабрикантов - владельца фирмы «Я. Беккер». На Всемирной промышленной выставке в Вене фабрика Шредера была награждена Большой золотой медалью «За преуспеяние», а знаменитая беккеровская фирма получила лишь почетный диплом. Помимо Золотой медали Шредер был награжден орденом Франца-Иосифа.

В 1874 г. Шредер приобрел большой участок на Петербургской стороне и в том же году выстроил на нем большое пятиэтажное здание, оборудованное по последнему слову современной техники. Впервые в России для изготовления музыкальных инструментов применились паровые двигатели, приводящие в действие машины и механизмы. Теперь основное здание фабрики помещалось на наб. Большой Невки, 34. Сюда владелец перевел все производство, оставив на старом месте лишь торговые помещения, склад и контору. Фабрика по новому адресу стала работать с апреля 1875 г. В ночь на 5 сентября 1878 г. на фабрике случился большой пожар, начавшийся в столярном помещении, через два часа все огромное пятиэтажное здание было в огне, спасти не удалось ничего. Уцелела главная сушильня с запасом леса, стоящая очень далеко от здания фабрики, и паровой котел.

Вскоре Шредер приобрел участок на Большой Вульфовой улице (ныне ул. Чапаева) где в короткий срок построил новую фабрику, по размерам производственных помещений и по технической оснащенности не уступающую сгоревшему предприятию. В 1879 г. фабрика начала свою деятельность. С этого времени она стала именоваться 1-й Российской фортепианной паровой фабрикой «К. М. Шредер».

На фабрике действовали уже две паровые машины. К моменту пуска предприятия на нем числилось 170 рабочих, к 1885 г. число их выросло до 200 человек.

В конце 1870-х гг. фабрика Шредера выпускала большие концертные рояли американской конструкции с диапазоном в семь с четвертью октав, концертные и салонные рояли в семь октав с механизмом двойной репетиции, кабинетные рояли с металлической рамой и перекрестными струнами и семиоктавные пианино.
На Всемирной промышленной выставке 1878 г. в Париже рояль Шредера получил Гран-при, а сам он - орден Почетного легиона. В июне 1880 г. Шредер удостоился звания «Поставщик двора его императорского величества». Помимо этого Шредер являлся поставщиком германского двора и женских учебных заведений ведомства императрицы Марии, а с декабря 1875 гг. официально именовался поставщиком Петербургской консерватории, которая пользовалась его инструментами начиная с 1866 г. Титулы эти создавали фирме соответствующую рекламу и способствовали расширению круга потребителей.
На Всероссийской промышленной выставке в Москве в июле 1882 г. фабрика «К. М. Шредер», наряду с фирмой «Я. Беккер», участвовала вне конкурса. Министерством финансов представители этих фирм были назначены официальными экспертами выставки.
В начале 1980-х годов Шредер приобрел под магазин музыкальных инструментов дом на Невском пр.,52 , где ранее размещались известный в городе ресторан и гостиница Палкина. Торжественное открытие магазина состоялось 27 марта 1883 года.

Один из шредеровских роялей под номером 6701, принадлежавший А П. Бородину и верно служивший ему до последних лет его жизни, хранится сейчас в музее Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (бывшего Ленинградского института театра, музыки и кинематографии).

После смерти К. И. Шредера в 1889 г. владельцами фирмы стали его сыновья - Карл, Иоганн и Оскар. Старший из братьев, Карл Карлович, работал долгое время на крупнейших зарубежных фортепианных фабриках. Возглавив техническое руководство предприятием, он продолжал усовершенствовать конструкции инструментов.

В 1900 г. братья основали торговый дом «К. М. Шредер» для эксплуатации фабрики и торговых заведений, который имел свои отделения в Варшаве и Одессе.

Весной 1903 г. Карл Карлович вышел из предприятия и приобрел фабрику роялей «Я. Беккер». Техническое руководство шредеровской фабрикой перешло к Ивану (Иоганну) Карловичу, который в фортепианном производстве был сведущ значительно менее, чем старший брат. Несколько новых моделей роялей и пианино оказались малоудачными и подорвали репутацию фирмы, но несмотря на общее снижение качества знаменитых шредеровских инструментов, они намного превосходили средний уровень продукции, выпускаемой в те годы другими фабриками.

Их отличала прочность, безукоризненность отделки, относительная легкость клавиатуры, яркий и певучий тон. Поэтому многие пианисты для своих концертных выступлений все еще предпочитали шредеровские рояли.

Наследники К. И. Шредера продолжили расширение производства. Накануне первой мировой войны среднегодовая производительность фирмы составляла 1200 инструментов.

К концу 1890-х гг. в на фабрике имелась кузница, небольшое слесарно-токарное отделение и столярное отделение. На предприятии работало 18 токарных, фрезерных, сверлильных станков.

В первые годы XX в. оборудование фабрики было целиком обновлено, установлены новые станки и машины, увеличена мощность парового двигателя. В 1910 г. начал действовать локомобиль.

Во время первой мировой войны производство было сокращено, фабрика занималась выполнением военных заказов Петроградского военно-промышленного комитета и Главного военно-технического управления. В слесарно-механической мастерской по производству дистанционных трубок и запальных трубок к ручным гранатам, оборудованной на скорую руку, в ночь на 19 мая 1917 г. вспыхнул пожар, полностью уничтоживший лесопилку и часть основного производственного корпуса.
В 1918 г. фабрика «К. М. Шредер» была национализирована Советом народного хозяйства Северного района.

В 1918 г. фабрика роялей К. М. Шредера, была секвестрирована, перешла в ведение совнархоза Северного района, стала называться 1-й государственной фортепьянной фабрикой им. Луначарского и была законсервирована. Весной 1925 г. на ее базе образована Ленинградская фабрика мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского. В 1930 г. она была переименована в фабрику № 2 мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского, в 1934 г. в фабрику народных музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского, в 1957 г. в фабрику щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского.

20 мая 1993 г. зарегистрировано АООТ (ныне ОАО) по производству народных музыкальных щипковых инструментов "Арфа".


Когда отзвучал финальный аккорд. Бизнес-центр вытеснил музыкальную фабрику, но не мастеров

Санкт-Петербургские ведомости. 30.09.2015, Алла Чередниченко, Рубрика Экономика

Сегодня на улице Чапаева, 15, гордо возвышается современный бизнес-центр «Сенатор». Стены этого респектабельного здания помнят известную «Луначарку», которая производила гитары, балалайки и другие музыкальные инструменты.

Что было

В годы Гражданской войны в кирпичном здании на Большой Вульфовой улице (сегодня это улица Чапаева, 15) делали концертные и салонные рояли. В официальных списках предприятие, которое занималось этим благородным делом, значилось как 1-я российская фортепианная фабрика «К. М. Шредер». Владели этим солидным производством члены семейства господина Шредера, уроженца Саксонии.

В 1918 году фабрика «К. М. Шредер» была национализирована Советом народного хозяйства Северного района, а в 1922 году ей было присвоено имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Еще через несколько лет на ее базе была образована Ленинградская фабрика мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского (производство клавишных инструментов вместе с основным оборудованием и имуществом предприятия перевели на 2-ю фортепианную фабрику «Я. Беккер»). И только в 1957 году после ряда экономических перипетий, структурных перераспределений и переименований предприятие получило окончательное название – Фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского.

Ставка на щипковые инструменты была сделана неспроста. До революции их производство в России было сосредоточено в руках кустарей-одиночек, которые не могли удовлетворить потребительский спрос (ситуацию спасали поставки инструментов из-за границы). После революции в России началась активная организация собственного промышленного производства щипковых инструментов. В рамках этой программы и работала фабрика Луначарского, но путь ее развития был не так уж прост. После отделения клавишного производства щипковые инструменты остались в разрушенных, переживших два пожара помещениях. Фрезерный станок да ленточная пила – вот и все, чем располагала на момент пуска реорганизованная фабрика. Но она не сдалась.

На первом этаже из отборной древесины, предварительно созревающей на специальных складах не менее 15 лет, резали верхние деки для серийных инструментов. Конвейеры были на втором этаже, а на третьем располагался экспериментальный цех. Практиковалось тесное сотрудничество с учеными Института музыкальной промышленности, специалисты которого давали ценные рекомендации по подбору древесины. Поддерживалось сотрудничество с Лесотехнической академией. Кроме этого в 1930-х годах при фабрике было создано ФЗУ, где обучали столяров и станочников.

Период расцвета фабрики пришелся на 1950-е годы. Благодаря деятельности технического совета в период с 1950-го по 1970 год на предприятии были внедрены прогрессивные технологии (электрическое лакирование, вакуумное формование корпусов гитар, акустическая настройка дек арф и гитар...). Начиная с 1954 года ленинградские балалайки, домры, мандолины, арфы и гитары имели высокие оценки на международных выставках.

Что стало

Снижать обороты фабрика начала еще в 1990-х. Умирала долго и мучительно, пока ее «до последнего кусочка» не перекупили и не растащили, а оставшиеся мастера не разбежались по своим мастерским.

В 1993 году предприятие было приватизировано, в результате чего появилось АООТ (ОАО) по производству народных щипковых инструментов «Арфа». К названию нового предприятия, где продолжали делать те самые ленинградские гитары, в обязательном порядке добавлялась маркетинговая фраза – «бывшая Луначарка». Но причастность к известному бренду не спасла предприятие от банкротства в начале нового столетия. Именно это банкротство принято считать финальным аккордом к тому времени уже не существующей фабрики им. Луначарского.

В 2005 году все производственные помещения были проданы под строительство бизнес-центра, а остатки оборудования и материалов распроданы. Впрочем, что-то спасать было уже поздно. По словам свидетелей того времени, качество инструментов, которые делались на фабрике в последние годы перед закрытием, оставляло желать лучшего.

При этом отголоски былой «музыки» продолжают звучать по сей день. В здании на улице Чапаева работает фирма «Форест», которая не так давно претерпела структурные метаморфозы. Часть ее осталась в бизнес-центре, и сотрудники этой фирмы честно заявили: «Мы работаем со струнными народными инструментами, но гитары не производим и к фабрике Луначарского никакого отношения не имеем».

А вот вторая часть бывшего «Фореста», уже под новым брендом, пытается серийно производить отечественные гитары, упорно ссылаясь на историческую связь с фабрикой Луначарского. В этом году даже выехала со своими инструментами на специализированную выставку в Москву.

Что касается бизнес-центра, который сегодня располагается в стенах бывшей фабрики, то его нынешних обитателей музыкальное прошлое здания особо не интересует. Они гордятся удобным расположением, парковкой и современной внутренней отделкой офисов. На вопрос об истории здания девушка-администратор дала четкую информацию об условиях аренды офисных помещений. На этом разговор и закончился...

Старые фотографии

Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896

Санкт-Петербургское купечество и торгово-промышленные предприятия города. К 200-летнему юбилею столицы. 1903 г. Ч.1 С. 43

«Вечерний Ленинград» №176(2956), 27.07.1955 г.

Современные фотографии

2024-09-03 20:11

(с) Кирилл Кравченко, 2024, Моя Энциклопедия