Полюстровская трамвайная подстанция

1914-1915, Ламагин А.А.

Пискаревский пр., 4, литера А

https://www.citywalls.ru/house9982.html
Государственная историко-культурная экспертиза

Хронология

https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/46585/

Полюстровская трамвайная подстанция включена в перечень выявленных объектов культурного наследия

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова от 17 декабря 2018 года «Полюстровская трамвайная подстанция» (Пискаревский пр., д. 4, лит. А) включена в перечень выявленных объектов культурного наследия. Решение принято комиссией по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия по итогам рассмотрения заявления о выявлении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Здание подстанции расположено неподалёку от пересечения Пискаревского проспекта и улицы Жукова (бывшей Енисейской) и обращено к проспекту дворовым фасадом. Лицевой фасад подстанции выходил на Елизаветинскую улицу, которая исчезла в 1930-е годы. Построено по проекту гражданского инженера Александра Алексеевича Ламагина в 1914-1915 годах. Объект представляет ценность как сохранившийся образец дореволюционной застройки на данной территории, которая подверглась с течением времени серьезным изменениям. Выразительный фасад здания решен в приемах неоклассики. Здание подстанции представляет собой одноэтажный машинный зал с примыкающим к нему с севера трехэтажным административным корпусом. В послевоенное время к зданию был добавлен небольшой двухэтажный объем, который, однако, не исказил общий архитектурный облик. От других подстанций, построенных в 1913 – 1915 годах, Полюстровскую отличает богатый декор лицевого фасада: «муфтированные» пилястры ионического ордера, карниз с модульонами, полосовый руст в уровне первого и второго этажей, оконные наличники с замковыми камнями.

http://kanoner.com/2017/04/24/154812/

На Пискаревском снесут старинную подстанцию ради «пустого места»
24/04/2017 15:22

На Пискаревском проспекте, 4, снесут дореволюционную Полюстровскую трамвайную подстанцию, чтобы она не портила вид. Взамен для Горэлектротранса возведут аналогичное здание на улице Жукова. Полюстровская подстанция была построена в 1916 году для второй очереди петербургского трамвая на Елизаветинской улице. Полюстровская подстанция — восьмая по счету в городе и последняя трамвайная подстанция, введенная в Петербурге до революции. Здание оформлено с использованием приемов классической архитектуры, но в связи с упразднением Елизаветинской улицы весь декор остался со стороны двора. На Пискаревский же выходят утилитарные фасады, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Сегодня подстанция № 8 принадлежит Горэлектротрансу и продолжает использоваться по назначению: она обслуживает соседние трамвайные и троллейбусные линии. Но, как рассказал корреспонденту «Канонера» зампредседателя комитета по транспорту Олег Матвеев, ООО «Жилой комплекс „Полюстрово“» (структура управляющей компании «Теорема») намерено построить для подстанции новое здание «на улице Жукова, 1». По ранее обнародованным планам застройки этой местности, новостройка расположится к северо-западу от перекрестка улицы Жукова и Пискаревского проспекта, возле жилого комплекса, который сейчас строит «Теорема» в лице упомянутой фирмы «Жилой комплекс „Полюстрово“». Как сообщил корреспонденту «Канонера» президент «Теоремы» Игорь Водопьянов, холдинг давно готов построить для подстанции новое здание. Но дело за Горэлектротрансом, который должен сначала протянуть к новостройке свои кабели. У перевозчика же нет денег. После завершения строительства Полюстровская подстанция будет снесена, поскольку, по мнению господина Водопьянова, не представляет ценности. Кроме того, по его словам, здание нельзя считать дореволюционным. Наш собеседник не пояснил, почему он так думает, но, вероятно, речь идет о перестройках советского периода. Во всяком случае, по сведениям бизнесмена, комитет по охране памятников против сноса не возражает. После демонтажа на участке ничего строить не будут — Игорь Водопьянов хочет оставить здесь «пустое место». Между тем концепцией, разработанной бюро Сергея Чобана, на месте подстанции планировалось построить бизнес-центр. Подстанция не охраняется как памятник, но входит в зону регулируемой застройки. Если КГИОП все же сочтет ее дореволюционной, разборка будет возможна только в случае аварийности конструкций.

https://save-sp-burg.livejournal.com/2574490.html

Застройщик подсуетился с экспертизой по Полюстровской подстанции
25 ноя, 2019 at 11:20 PM

Полюстровской трамвайной подстанции (1914-1915 г.г., гражд.инж. А.А.Ламагин) отказано в статусе памятника. Историко-культурная экспертиза с таким выводом вывешена 22 ноября на сайте КГИОП. Эксперт Тамара Егорова и компания "Добрый город" делали ее по заказу ООО "ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС "ПОЛЮСТРОВО". (Это структура одного из известных городских застройщиков, УК "Теорема" Игоря Водопьянова, который давно строит планы по сносу подстанции). Обоснования отрицательного заключения в основном не отличаются оригинальностью: "утилитарное здание", "не имеет значительной историко-архитектурной и эстетической ценности", "рядовой элемент средовой застройки". Отдельно подчеркнуто, что эта подстанция не участвовала в пуске блокадного трамвая. Примечательно, что сначала подстанция входила в перечень выявленных объектов, по которым в этом году экспертизы заказывал КГИОП. (Она числилась 9м номером в лоте N2, тендер на который выиграла компания "Темпл Групп".) Однако потом в этом лоте осталось всего 8 позиций - Полюстровская подстанция из него исчезла. Теперь становится ясно, почему - видимо, застройщик успел "подсуетиться" и договорился о заказе экспертизы "за свой счет" (и с устраивающим его результатом). Ссылка на ГИКЭ - http://kgiop.ru/media/uploads/userfiles/2019/11/22/01-26-2486.pdf Замечания принимаются до 13.12.2019.

http://kanoner.com/2019/11/26/164524/

«Теорема» хочет снять с охраны Полюстровскую подстанцию на Пискаревском
26/11/2019 14:54

Группа «Теорема» инициировала процедуру снятия с охраны Полюстровской подстанции на Пискаревском проспекте, 4. Ранее владелец структуры намеревался снести ее ради газона. Полюстровская подстанция была построена в 1916 году (автор проекта — гражданский инженер Александр Ламагин) для второй очереди петербургского трамвая. Она стала последней трамвайной подстанцией, введенной в Петербурге до революции. Здание оформлено с использованием приемов классической архитектуры, но в связи с упразднением Елизаветинской улицы, на которую оно выходило, весь декор остался со стороны двора. На Пискаревский же обращены утилитарные фасады. В 2017 году «Канонер» рассказывал, что здание находится в ведении Горэлектротранса и продолжает использоваться по назначению. Но его планируется обменять на новую подстанцию на улице Жукова, 3, которую хотело построить ООО «Жилой комплекс „Полюстрово“», структура управляющей компании «Теорема». Глава «Теоремы» Игорь Водопьянов в свою очередь говорил «Канонеру», что намерен снести старинный объект ради «пустого места», а именно газона. В декабре 2018 года Полюстровскую подстанцию признали выявленным памятником. Господин Водопьянов, узнав об этом, поделился с изданием своим возмущением по поводу ситуации. По его убеждению, статус не спасет здание, ведь в этом случае оно станет никому не нужным. В 2019 году упомянутая фирма «Жилой комплекс „Полюстрово“» заказала историко-культурную экспертизу, чтобы охранный статус был с подстанции снят. Ее выполнило ООО «Добрый город», а конкретно эксперт Тамара Егорова. Она, как и Игорь Водопьянов, уверена, что памятником подстанция стала зря. Один из главных аргументов связан с военной историей: «Можно с уверенностью утверждать, что в знаменательном и важном для блокадного города событии — пуске трамвайного движения, осуществленном в Ленинграде весной 1942 г. (8 марта и 15 апреля), — подстанция им. Ленина (бывш. Полюстровская) не участвовала». К чему госпожа Егорова вспомнила о блокаде, непонятно. Автор заказной экспертизы пишет, что здание «претерпело значительные изменения» после войны, когда со стороны Пискаревского проспекта к нему пристроили новые объемы. «В условиях современной градостроительной ситуации объект экспертизы утратил свое первоначальное градостроительное значение», «не играет значительной градостроительной роли» и «представляет собой здание утилитарной архитектуры нач. XX века», утверждает Тамара Егорова.

2020-04-09 14:09

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия