Сооружения городского трамвая

1906-1909 инж.Л.Б.Горенберг, Ф.О.Тейхман; 1913-1915 гражд.инж.А.А.Ламагин

Средний проспект 77-75

https://www.citywalls.ru/house8952.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Василеостровский_трамвайный_парк
https://zavodfoto.livejournal.com/630589.html

Общий вид, 1908 год

Строительство

В конце 1904 года Городской Думой был объявлен международный конкурс на право производства работ. В нём приняли участие три фирмы: «Сименс и Гальске», «„Всеобщая Компания Электричества“» и «Вестингауз». В 1906—1908 годах на пустынном прямоугольном участке к северо-западу от перекрёстка Среднего проспекта и 18-19-й линии фирмой «Вестингауз» были построены вагонные сараи (современные адреса: Средний проспект, 77, литеры А, Б и В). Гражданские инженеры: Фёдор Тейхман, Леонид Горенберг, инженер Александр Коган. 16 (29) сентября 1907 года из Полусарая № 1 на первый регулярный рейс санкт-петербургского сухопутного трамвая вышел вагон «Brush». В 1906—1907 годах было построено двухэтажное западное административное здание (современный адрес: Средний проспект, 79Б), в 1911—1913 годах гражданским инженером Александром Ламагиным был разработан проект реконструкции здания, в 1913—1915 годах первые два этажа были перестроены, фасад изменён, были надстроены 3-й и 4-й этажи. В 1911—1913 годах Ламагиным также был подготовлен типовой проект восточного административного здания (современный адрес: Средний проспект, 79А), которое было построено в 1913—1915 годах. Впоследствии территория парка была расширена на запад до 24-25-й линии, частично перестраивались административные здания, был возведён ряд служебных построек, введён в строй литейный цех, который изготовлял детали рельсового пути, в том числе уникальные цельнолитые крестовины веера (продукция была востребована другими городами СССР). Вагонные сараи подверглись лишь небольшим изменениям в советское время, которые не исказили общий облик зданий.

Развитие транспортного предприятия

29 сентября 1907 года состоялось открытие регулярного пассажирского движения санкт-петербургского трамвая. Из полусарая № 1 вышел в первый рейс вагон «Brush». В 1920-х годах на базе Трамвайного парка № 2 организованы Центральные ремонтные мастерские. Здесь осуществлялись наиболее сложные (периодический и аварийно-восстановительный) виды ремонта. В 1933 году здесь были построены первые четырёхосные вагоны ЛМ-33. Позже строительством вагонов занялся открывшийся в 1934 году вагоноремонтный завод (ВАРЗ) на Чугунной улице. Центральные ремонтные мастерские стали производить ремонт только прицепных вагонов и были названы «ВАРЗ № 2». 15 апреля 1942 года после приостановления трамвайного движения во время блокады Ленинграда трамвайный парк имени Леонова был одним из первых парков, возобновивших выпуск трамваев на линии. В память об этом событии на административном здании установлена мемориальная доска. 29 сентября 1967 года в южном депо парка был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. В музее проводилась демонстрация и реставрация ретро-вагонов, впоследствии на его базе был создан Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. В 2003 году трамвайные парки № 2 и № 3 были объединены под № 3 — трамвайный парк № 2 номинально перестал существовать и формально стал площадкой № 2 трамвайного парка № 3. В 2003—2005 гг. из-за ремонта Среднего проспекта Василеостровский трамвайный парк был изолирован от основной трамвайной сети и обслуживал единственный маршрут. 15 января 2007 года парк был официально закрыт. Все вагоны переданы в трамвайные парки № 3, 8 и СТТП или списаны. 29 сентября 2007 года на территории парка был торжественно открыт памятник трамваю «Brush» маршрута «Главный штаб — 8 линия В. О.», который за сто лет до этого открывал регулярное движение. Начиная с 2010 года, из-за ремонта путей на Петроградском острове трамвайная сеть Васильевского острова вновь потеряла связь с другими районами, а Василеостровский трамвайный парк стал выпускать подвижной состав на один маршрут. Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом № 548-рк от 17.06.2011 на основании решения городской комиссии по распоряжению объектами недвижимости (протокол № 13 от 16.06.2011) объекты находящиеся на территории изъяты из хозяйственного ведения «Горэлектротранса». 6 июня 2011 года в парке начался демонтаж контактной сети и оборудования. В июле 2013 года, через год после отмены соглашения об отмене строительства общественно-делового центра «Дворец искусств» и возвращения территории СПб ГУП «Горэлектротранс», директор предприятия Василий Остряков представил концепцию развития территории Василеостровского трамвайного парка как транспортного предприятия. Весной 2016 года на территории корпуса № 2 проведены работы по ремонту и подготовке парка к возобновлению работы и обслуживанию подвижного состава. 2 июня 2016 года возобновлена деятельность парка как площадки № 2 трамвайного парка № 3.

Объект культурного наследия

29 сентября 2009 года распоряжением КГИОП № 10-28 в реестр объектов культурного наследия в качестве объектов культурного наследия регионального значения были включены только восточные половины вагонных ангаров (Полусараи № 2, № 4, № 6). Экспертами Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было проведено исследование всех трёх корпусов депо, которое выявило ряд обстоятельств, учёт которых требует пересмотра распоряжения КГИОП в пользу сохранения и включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия всего комплекса вагонного депо. ВООПИиК, в частности, аргументирует свою позицию тем, что полусарай № 1 представляет собой старейшее на территории России сооружение, построенное специально для хранения и обслуживания вагонов электрического трамвая, в 1907 году в первый рейс сухопутный электрический трамвай Санкт-Петербурга вышел именно из полусарая № 1. Полусарай № 3 имеет уникальную, отличающуюся от остальных депо железобетонную конструкцию перекрытий без затяжек, его архитектура в своё время стала образцовой для вагонных строений с железобетонными конструкциями перекрытий. Памятниками являются цельные корпуса, состоящие из двух частей, которые из соображений пожарной безопасности делились надвое капитальной поперечной стеной. Полусараи Василеостровского трамвайного парка никогда не имели вторых торцевых фасадов и никогда не существовали в качестве отдельно стоящих зданий, единое пространство каждого из трёх корпусов, то есть пары полусараев, эксплуатировалось целиком на протяжении всего существования объекта. В декабре 2010 года ВООПИиК направило губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко письмо с просьбой вновь инициировать процесс включения в реестр всего комплекса трампарка. 6 июня 2011 года градозащитникам при поддержке и Общества охраны памятников удалось провести альтернативную государственную историко-культурную экспертизу и направить её в Минкульт на рассмотрение. 26 ноября 2014 года КГИОП в соответствии с актом, составленным по результатам государственной историко-культурной экспертизы (№ 3-8297 от 09.09.2013) и с учётом решения рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия от 10.02.2014 Распоряжением № 10-752 включил объект (ансамбль): «Василеостровский вагонный парк Санкт-Петербургского электрического трамвая (Василеостровский трамвайный парк)», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 77, литеры А, Б, В (вагонные сараи); 79, литеры А, Б (административный и жилой дом) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения.

Угроза утраты объекта культурного наследия

В 2007 году губернатором Санкт-Петербурга была высказана идея отдать территорию трампарка под застройку. Планируется построить ряд коммерческих объектов, включая офисы и гостиницы, конгресс-центр, теле-фабрику и концертный зал — «Дворец искусств». Участок будет осваиваться дочерними структурами фирмы TriGránit. Курировать проект было поручено вице-губернатору Алле Маниловой, которая в силу занимаемой должности зачастую использовала телефонное право, предупреждая освещение проблемы в СМИ. В частности, в августе 2010 года был отменён анонсированный сюжет в программе «Вести».

27 декабря 2010 года были проведены общественные слушания по планам застройки ЗАО ЦММП «Телеград» территории парка. Эти слушания стали самыми масштабными в 2010 году[18]. Были высказаны предложения изменить проект — построить здание в той части, что была застроена в советские годы, сделать планируемый к строительству дворец выше, но занимающим меньше места, а историческую часть — сохранить и благоустроить, но проект изменений не претерпел.

Градозащитники обращались в Прокуратуру Петербурга, в Общественную палату и в Министерство культуры с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства. Письма в защиту наследия направили также Михаил Борисович Пиотровский и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), 13 июля 2011 года с открытым письмом выступил кинорежиссёр Александр Сокуров.

Правительство Санкт-Петербурга 11 июля 2011 года подписало соглашение о государственно-частном партнерстве между С-Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» (структура TriGránit) о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации общественно-делового центра «Дворец искусств». Финансовое соглашение и границы проекта будут прописаны и озвучены к 1 декабря 2011 года. В рамках соглашения о ГЧП, инвестору из городского бюджета планировалось возвратить до 15 млрд рублей инвестиций. Однако условия соглашения — решить правовые вопросы к 1 декабря 2011 года — выполнены не были.

6 июня 2011 года градозащитникам при поддержке и Общества охраны памятников удалось провести альтернативную экспертизу и направить её в Минкульт на рассмотрение. Однако на основании формальных ошибок Министерство отказалось рассматривать документ. Более того, подписанный замминистра А. Бусыгиным ответ заявителю был тут же переправлен в Смольный и предан огласке вместе с содержащимися в нём личными данными.

В конце 2011 года команда нового губернатора Г. С. Полтавченко засомневалась в целесообразности реализации проекта «Дворец искусств». Более того, были высказаны предложения по сохранению исторического комплекса депо и организации на его основе технологического музея. Создать последний, но с сохранением всех ангаров депо вызвался всё тот же TriGránit.

28 апреля 2012 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о прекращении соглашения о строительстве в рамках ГЧП общественно-делового центра «Дворец искусств».

В декабре 2013 года ЗАО «Телеград» признано банкротом. 22 января 2014 года Арбитражный суд отказал ЗАО «Телеград» по иску к Правительству и Комитету по строительству о признании незаконным отказа в предоставлении участка в 1,8 га. Однако инвестор по-прежнему имеет намерение возвести на западной половине трампарка коммерческую недвижимость с предоставлением уровня первых этажей «Горэлектротрансу» под троллейбусное депо.

 

«Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908». Генеральный план Василеостровского трамвайного парка. Полусараи пронумерованы в соответствии с очерёдностью их возведения. № 1 — 1906-1907 годы, № 2 — 1907 год, № 3 — 1907-1908 годы, № 4 — 1908 год, № 5 — 1908 год, № 6 — 1908 год


1907. Подготовка к пуску трамвая

1907. Подготовка трамваев к первому выходу

1908. Административный корпус Василеостровского трампарка

1909. Василеостровский трампарк

1960-1970. Василеостровский трамвайный парк

1985. Трамвайный парк имени Леонова (№2)

1986. Трамвайный парк имени Леонова

1989-1991. Трамвайный парк №2

1996. Трамвайный парк имени Леонова

Трамвайный парк . Вагонное депо - Средний пр. ВО, 77 лит А, Б. В. Пам. арх. (регион.) 1909 - гражд. инж. Горенберг Л. Б., инж. Тейхман Ф. О.

Административное здание. 1913-1915 - гражд. инж. Ламагин Александр Алексеевич

https://www.citywalls.ru/house88.html

1947. Средний проспект В.О..

1949. Средний проспект В.О. Фасад дома №77, корпус 1

1961-1965. Средний пр. В.О., 77

В 1911 г. разработаны проекты (автор гражданский инженер А.А. Ламагин), а также составлены сметы для «подстройки двух этажей с переустройством нижних этажей на жилом доме в Василеостровском трамвайном парке» и для строительства административного и жилого дома (типовой проект для Московского и Василеостровского трамвайных парков). Проекты были утверждены в 1912-1913 гг. В 1913-1915 гг. был надстроен до четырех этажей двухэтажный служебный (жилой) дом с изменением фасадов и перестройкой нижних этажей. Второй дом (восточный) предположительно был построен в этот же период. Однако существующее в настоящее время здание отличается от проекта и по решению планов, и по фасадам. На генплане Василеостровского трамвайного парка 1913 г. восточный дом. в отличие от западного, изображен схематично, что означает, что он еще не был построен. Точных сведений о строительстве здания в архивах не обнаружено. Таким образом, точные даты проведения строительства дома установить не представляется возможным. В 1930-х гг. лицевые дома по Среднему проспекту были перестроены при приспособлении под общежитие.

Акт ГИКЭ 2017 г.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (623). Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-28 от 29.09.2009 г..

Хронология

https://kanoner.com/2007/02/26/12840/

Вместо Василеостровского трампарка будет деловой комплекс
26/02/2007 23:08

На территории трамвайного парка № 2 на Васильевском острове, который расположен на Среднем проспекте, 77–79, будет создан многофункциональный общественно-деловой комплекс. Инвестором выступило ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград». Этой компании разрешили провести изыскательские работы на участке. В «Телеграде» корреспонденту «Карповки» не смогли пояснить, что именно будет создано на месте трампарка. По словам сотрудников, сейчас проект только разрабатывается, поэтому первые комментарии возможны будут не раньше осени. Сейчас в депо 2-го трампарка находится Музей электрического транспорта. О ее судьбе также ничего неизвестно.

https://kanoner.com/2009/11/25/12751/

Трамваи из василеостровского музея должны переехать завтра
25/11/2009 21:13

Комитет по транспорту пока не комментирует ситуацию с Музеем городского электрического транспорта, который сейчас расположен на Среднем проспекте, 77–79, в помещениях бывшего трампарка № 2, но, возможно, будет ликвидирован. Между тем новыми сведениями поделился депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев. По его словам, «Горэлектротранс» отказывается платить арендную плату. Предприятие планирует переехать на другое место, которое пока не определено, отметил господин Ковалев: «Куда? На какие площадки? Это же музейное учреждение: там должен быть экспозиционный план, должны быть места для хранения экспонатов, должен быть учет хранение. В общем все то, что полагается музею. И это, конечно, никто не обеспечивает [при переезде]». По сведениям парламентария, вчера было получено указание «в течение двух дней распихать весь подвижной состав куда угодно». Источник в «Горэлектротрансе» сообщил корреспонденту «Карповки», что сейчас музейные вагоны предлагаются всем петербургским паркам. По его словам, если руководители депо откажутся от них, трамваи будут, скорее всего, утрачены. Напомним, по неофициальной информации, комитет по транспорту подтвердил, что территория «не используется под нужды транспортного предприятия и не будет впредь никогда использоваться», поэтому комитет по управлению городским имуществом вправе передать трамвайный парк в ведение другой организации.

https://kanoner.com/2009/11/27/12828/

Трампарк на Васильевском превратят в торгово-развлекательный комплекс
27/11/2009 20:30

Трамвайный парк № 2 на Среднем проспекте, 77–79, станет торгово-развлекательным комплексом. Три его корпуса, которые охраняются КГИОПом, будут сохранены и отреставрированы, однако Музей электрического транспорта из него исчезнет. Об этом на сегодняшнем заседании градостроительного совета заявили инвесторы, которые намерены создать здесь телефабрику. Заказчиком выступает ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград». Эта фирма объявила себя партнером компании-инвестора — венгерской TriGranit Development Corporation, крупнейшей в своей стране. Исполнительный директор «Телеграда» Семен Краснов, однако, заявил, что венгерская сторона планирует сам музей сохранить, но, скорее всего, в другом месте. Более подробной информацией господин Краснов делиться отказался, но не исключил возможность передачи уникальных вагонов «в Музей блокадного трамвая». Комитет по транспорту в течение недели не комментирует информацию о том, что началось расформирование музея. Не исключено, что ведомство предоставит официальный ответ уже после окончания фактической ликвидации экспозиции. В комплексе на месте бывшего трампарка также появятся концертный зал на 1600 мест, павильон для производства фильмов и телесериалов (мощностями будет, возможно, пользоваться Пятый канал), выставочный центр, а также апартамент-отели и бизнес-центры. Первые работы на участке между Средним проспектом, 24-й линией, Малым проспектом и 19-й линией начнутся в середине 2010 года, предположительно в июне. Весь комплекс намерены реализовать к 2014–2015 годам. Проектом занимается ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». По словам руководителя бюро Михаила Мамошина, проектировщики «ни на дециметр» не нарушили высотный регламент, заложенный в правила землепользования и застройки. «Проект полностью соответствует ментальной петербургской традиции», — сказал господин Мамошин. Девелоперы хотят пробить 20–21-ю и 22–23-ю линии Васильевского острова через весь квартал до Малого проспекта. По мнению архитекторов, это «восстановление исторической справедливости». Вместе с тем планируется снести два здания, которые пока охраняются как вновь выявленные объекты культурного наследия. Зампредседателя комитета по охране памятников Алексей Комлев сегодня пояснил, что вопрос о снятии с них статуса решен. Административное здание на Среднем, 79, было построено в 1913–1915 годах архитектором Александром Ламагиным. Соседний корпус (79, корпус 1) — жилой дом Василеостровского трамвайного парка — возвели в 1906–1907 годах по проекту неизвестного автора, а в 1913–1915-м его перестроил тот же Ламагин. Само депо (77, литеры А, Б и В) появилось в 1909 году по проекту Леонида Горенберга. Градсовет в целом одобрил концепцию. При этом руководитель мастерской № 6 ЛенНИИпроекта Михаил Сарри посоветовал Михаилу Мамошину поработать над фасадами делового центра.

https://kanoner.com/2009/12/02/12867/

Комтранс: Коллекция Музея трамвая будет сохранена в полном объеме
02/12/2009 10:57

Комитет по транспорту спустя полторы недели прокомментировал ситуацию с Музеем электрического транспорта, который располагается в стенах депо бывшего трампарка № 2 на Среднем проспекте, 77–79. В ответе на запрос газеты «Санкт-Петербургские ведомости» ведомство сообщило, что ни один уникальный вагон не пострадает. Со ссылкой на постановление петербургской администрации № 747 от 23 июня 2009 года чиновники пояснили, что сейчас на территории парка «ЗАО «ЦММП «Телеград» проводит изыскательские работы на предмет определения возможности размещения многофункционального общественно-делового комплекса». «Решение о передаче участка под строительство может быть принято только в форме отдельного постановления правительства Санкт-Петербурга (согласно вышеуказанному постановлению срок проведения изыскательских работ не должен превышать 11 месяцев)», — уточнили в комтрансе. При этом в транспортном ведомстве заявили, что «в любом случае коллекция музея будет сохранена в полном объеме, ни один экспонат не останется без должного внимания и необходимого обслуживания». Информацию о том, что комитет по управлению городским имуществом расторгает договор аренды с «Горэлектротрансом» по желанию предприятия, в комитете комментировать не стали. Также чиновники отказались отвечать на вопрос: «Почему сейчас экспонаты (вагоны) предлагаются другим трамвайным паркам?» Напомним, по информации источников «Карповки» в «Горэлектротрансе», в середине ноября транспортники начали искать новые места для временной передачи музейной коллекции. Их предлагали в городские трампарки. Официально «Горэлектротранс» заявляет, что никакого расформирования не ведется. Территория на Васильевском острове, в том числе три охраняемых депо, станет торгово-развлекательным комплексом, включающим телефабрику. Заказчиком выступает ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград». Эта фирма объявила себя партнером компании-инвестора — венгерской TriGranit Development Corporation, крупнейшей в своей стране. На заседании градостроительного совета 27 ноября исполнительный директор «Телеграда» Семен Краснов заявил, что венгерская сторона планирует сам музей сохранить, но, скорее всего, в другом месте. Более подробной информацией господин Краснов делиться отказался, но не исключил возможность передачи уникальных вагонов «в Музей блокадного трамвая».

https://kanoner.com/2010/08/26/17104/

На Васильевском острове готовят к сносу трампарк имени Леонова
26/08/2010 19:26

Трамвайный парк № 2 (имени Леонова) на Среднем проспекте, 77–79, в Петербурге готовят к частичному сносу. Внутри ангаров начала XX века, до недавнего времени охранявшихся как объекты культурного наследия, начали бурить скважины. Согласно проекту мастерской Михаила Мамошина, здания разрежут пополам, и западные фрагменты полностью разберут. Как рассказал сегодня корреспонденту «Карповки» руководитель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров, по всему полу здания сделали еще несколько отметок, где появятся новые скважины. Пока, несмотря на это, расположенный внутри Музей городского электротранспорта действует. Не так давно комитет по охране памятников, добавил господин Федоров, снял статус выявленного объекта культурного наследия с западных частей ангаров, сохранив его только у восточных половин. Корпуса были построены в 1909 году по проекту архитектора Леонида Горенберга. На территории парка планируется возвести многофункциональный комплекс, и ранее представители компании-инвестора ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград» обещали, что три здания будут сохранены и отреставрированы, однако музей отсюда исчезнет. Отметим, что накануне телеканал «Россия» показал сюжет о будущем трамвайного парка, где рассказывается о разрушительных планах «Телеграда». Однако в дневных выпусках, как было анонсировано, он не вышел, а в Интернете видео сохраняется только на портале Youtube.

https://kanoner.com/2010/08/26/17104/

На Васильевском острове готовят к сносу трампарк имени Леонова
26/08/2010 19:26

Трамвайный парк № 2 (имени Леонова) на Среднем проспекте, 77–79, в Петербурге готовят к частичному сносу. Внутри ангаров начала XX века, до недавнего времени охранявшихся как объекты культурного наследия, начали бурить скважины. Согласно проекту мастерской Михаила Мамошина, здания разрежут пополам, и западные фрагменты полностью разберут. Как рассказал сегодня корреспонденту «Карповки» руководитель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров, по всему полу здания сделали еще несколько отметок, где появятся новые скважины. Пока, несмотря на это, расположенный внутри Музей городского электротранспорта действует. Не так давно комитет по охране памятников, добавил господин Федоров, снял статус выявленного объекта культурного наследия с западных частей ангаров, сохранив его только у восточных половин. Корпуса были построены в 1909 году по проекту архитектора Леонида Горенберга. На территории парка планируется возвести многофункциональный комплекс, и ранее представители компании-инвестора ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград» обещали, что три здания будут сохранены и отреставрированы, однако музей отсюда исчезнет. Отметим, что накануне телеканал «Россия» показал сюжет о будущем трамвайного парка, где рассказывается о разрушительных планах «Телеграда». Однако в дневных выпусках, как было анонсировано, он не вышел, а в Интернете видео сохраняется только на портале Youtube.

https://kanoner.com/2010/10/28/18516/

Объект наследия на Среднем проспекте потерял охранный статус
28/10/2010 18:02

Бывший служебный жилой дом Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 79, корпус 1, литера Б, распоряжением комитета по охране памятников лишился статуса выявленного объекта культурного наследия. Как стало известно корреспонденту «Карповки», документ был подписан 28 сентября. Незадолго до этого КГИОП в ответе на запрос «Санкт-Петербургских ведомостей» сообщил, что это здание «остается в списке выявленных объектов культурного наследия на период изучения». Изучение проходило в рамках проекта мастерской Михаила Мамошина, который вслед за инвестором ЗАО «СПбЦМП «Телеград» предложил снести историческое здание. Ранее стало известно, что КГИОП своим распоряжением лишил западные корпуса самого трампарка охранного статуса. Историко-культурную экспертизу, опровергшую их ценность, провело ООО «АРС». Как пояснили корреспонденту «Карповки» в комитете, причиной стал тот факт, что западные корпуса не просматривались со Среднего проспекта в отличие от восточных. Этот жилой дом был построен в 1906–1907 годах по проекту неизвестного автора. В 1913–1915-м его перестроил архитектор Александр Ламагин.

https://kanoner.com/2010/11/29/19119/

Ретротрамваи Музея электротранспорта на Васильевском спишут
29/11/2010 14:30

Музей городского электротранспорта, располагающийся в стенах депо трамвайного парка на Среднем проспекте, 77–79, в Петербурге, не может официально считаться музеем. Как пояснил корреспонденту «Карповки» источник, знакомый с ситуацией, в музее в принципе не может быть движущихся экспонатов, коими являются старые трамваи и троллейбусы. Собеседник интернет-газеты также рассказал, что была проведена экспертиза ретромашин, и специалисты пришли к выводу, что ценность представляют примерно двадцать единиц из нескольких десятков. Поэтому, скорее всего, остальные спишут. Ранее на месте трампарка планировалось построить телефабрику. Однако из-за кризиса от ее возведения решено было отказаться, и теперь инвесторы из венгерской девелоперской компании TriGranit готовы профинансировать создание Дворца искусств — там будут проводить международные фестивали. Кроме того, запланирован комплекс зданий для Петербургского экономического форума. Будущий комплекс спроектирован мастерской Михаила Мамошина.

https://kanoner.com/2010/12/03/19184/

Градозащитники требуют не допустить сноса трампарка на Васильевском
03/12/2010 17:24

Петербургские градозащитники отправили письмо министру культуры Александру Авдееву с требованием не допустить сноса трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте, 77–79. Инициаторами выступили движения «Экология рядовой архитектуры» и «Петербуржцы за общественный транспорт». Как подтвердили корреспонденту «Карповки» в комитете по охране памятников, нынешнее депо планируется разрезать надвое, и западную половину снести. Причиной стал тот факт, что «первоначальные условия визуального восприятия западных полусараев были кардинально изменены в советский период после расширения участка трамвайного парка» и только восточные полусараи по-прежнему «хорошо просматриваются». Об этом говорится в историко-культурной экспертизе, проведенной ООО «АРС», — именно на ее основании КГИОП исключил западную часть из-под охраны. Кроме того, объектом культурного наследия перестал быть и жилой дом Василеостровского трамвайного парка на Среднем, 79, корпус 1, литера Б. Причина: «постройка относится к числу рядовых ведомственных жилых зданий начала XX века и не представляет историко-культурной ценности» (ранее такую ценность она представляла). На месте трампарка планируется построить дворец фестиваль и комплекс для проведения Петербургского экономического форума. По словам чиновников, проект комплекса, созданный мастерской Михаила Мамошина, «ничего не нарушает: ни ПЗЗ, ни хренезе». Вместе с тем Музей электрического транспорта, который сейчас квартирует в депо, официально не может считаться музеем, так как все его экспонаты на ходу. По результатам проведенной экспертизы, ценными признали около 20 машин из нескольких десятков; остальные должны списать.

https://kanoner.com/2010/12/26/19606/

Завтра будут обсуждать застройку Василеостровского трампарка
26/12/2010 13:28

Завтра в Петербурге пройдут общественные слушания, посвященные предстоящей застройке территории Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77–79. Об этом сегодня корреспонденту «Карповки» сообщил руководитель группы «Экология рядовой архитектуры» Алексей Ярэма. Проект предполагает снос двух объектов культурного наследия — западной половины самого депо, так как она «не просматривается» со Среднего проспекта, и жилого дома на Среднем, 79, корпус 1, литера Б (пояснения историко-культурной экспертизы «Карповка» публиковала здесь). Накануне слушаний градозащитники обратились к прокурору Петербурга Сергею Зайцеву с «требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства при подготовке к реализации проекта, в особенности — к сносу Василеостровского трампарка». В их числе, сообщил Алексей Ярэма, — «выделение на территории парка трех предполагаемых к застройке участков, границы которых проходят прямо по существующим зданиям, что запрещено Земельным кодексом». Напомним, на месте трамвайного парка планируется построить дворец искусств и экспоцентр для проведения Петербургского экономического форума. Проект лоббирует вице-губернатор Алла Манилова.

https://kanoner.com/2010/12/28/19662/

Застройка трамвайного парка на Васильевском начнется летом
28/12/2010 15:34

Летом будущего года планируется начать первые работы по застройке Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77–79. Согласно новой идее, комплекс включит дворец искусств, в котором будут проходить главные общегородские мероприятия, а также городок для проведения Петербургского экономического форума. Об этом сообщил исполнительный директор ЗАО «Телеград» Семен Краснов. Несмотря на название компании, от создания телефабрики отказались. Как пояснил корреспонденту «Карповки» источник в Смольном, это произошло из-за кризиса. Неофициально — из-за бесперспективности прежнего проекта. Согласно новой идее, комплекс включит дворец искусств, в котором будут проходить главные общегородские мероприятия, а также городок для проведения Петербургского экономического форума. Помимо «якорей» квартал между Средним проспектом, 24-й линией, Малым проспектом и 19-й линией займут бизнес-центры и гостиницы. Архитектурное решение создали сотрудники ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». Проект, напомним, предполагает снос двух объектов культурного наследия — западной половины самого депо, так как она «не просматривается» со Среднего проспекта, и жилого дома на Среднем, 79, корпус 1, литера Б. Оба были выведены из-под охраны распоряжениями КГИОПа. По информации «Карповки», которая может и не являться правдой, идею отдать трампарк под крупный проект, в который привлекут крупнейшую девелоперскую компанию Венгрии TriGr?nit Шандора Демьяна, выразила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Лоббировать продвижение проекта, согласно той же не обязательно правдивой информации, доверили вице-губернатору Алле Маниловой — не только как чиновнице, ответственной за культуру, но и как наиболее влиятельному лицу для питерских СМИ. Как минимум после выхода трех публикаций и сюжетов, согласно все той же не обязательно правдивой информации, госпожа Манилова связывалась с главными редакторами и просила не трогать тему застройки трампарка. Одним из наиболее показательных случаев можно назвать отмену анонсированного выхода сюжета Зинаиды Курбатовой на телеканале «Россия-1».

https://kanoner.com/2011/01/02/19741/

Смольный меняет инвестора застройки Василеостровского трампарка?
02/01/2011 13:02

Смольный планирует провести конкурс на строительство многофункционального комплекса на месте Василеостровского трамвайного парка, расположенного на Среднем проспекте, 77–79, в Петербурге. Договор аренды с прежним инвестором ЗАО «ЦММП «Телеград» утратил силу. Как сообщает комитет по инвестициям и стратегическим проектам, 24 января состоится подача конкурсных предложений, а 31 мая планируется объявить победителя. Строительство Дворца искусств, главного объекта комплекса, начнут в конце года. В течение 11 лет город вернут инвестору 9,5 млрд рублей инвестиций. Правительство Валентины Матвиенко планировало реализовать проект, обратившись к крупнейшей девелоперской компании Венгрии TriGr?nit Шандора Демьяна. Именно поэтому, скорее всего, фактически инвестор вряд ли поменяется.

https://kanoner.com/2011/05/25/22747/

Вечером горел трамвайный парк на Васильевском острове
25/05/2011 10:41

Накануне вечером пожар тушили на территории трамвайного парка имени Леонова на Среднем проспекте, 77–79, в Петербурге. Как рассказали сегодня в МЧС, там что-то загорелось в металлическом ангаре. В результате пострадала внутренняя дощатая обшивка. Напомним, вместо трампарка планируется создать дворец искусств и конгресс-центр. Инициатива принадлежит губернатору Валентине Матвиенко. Градозащитники выступают против проекта, так как будет уничтожена половина исторического трамвайного депо.

https://kanoner.com/2011/06/07/22887/

ЭРА: начался снос Василеостровского трамвайного парка
07/06/2011 12:01

На Васильевском острове начался снос бывшего трамвайного парка имени Леонова, расположенного на Среднем проспекте, 77–79. Об этом сообщил руководитель группы «Экология рядовой архитектуры» Алексей Ярэма. По его информации, «6 июня начался демонтаж контактной сети и оборудования». Господин Ярэма рассказал, что приказом директора Горэлектротранса Дениса Козлова от 20 мая «установлен срок ликвидации объектов транспортной инфраструктуры парка до 20 июня 2011 года». Когда начнется снос зданий, общественник не уточнил. Напомним, на месте трампарка планируется строительство дворца искусств и конгресс-центра. Инвестором выступает венгерская девелоперская корпорация TriGr?nit. По информации вице-губернатора Аллы Маниловой, о реализации этого проекта Валентина Матвиенко лично договорилась с президентом корпорации Шандором Демьяном. Предполагается, что западная половина трамвайного депо будет снесена, а оставшуюся реконструируют.

https://kanoner.com/2011/07/05/23247/

Василеостровский трампарк пока не стал федеральным памятником
05/07/2011 17:43

Скандальная история со строительством дворца искусств на месте Василеостровского трамвайного парка на днях получила продолжение. В прессу раньше адресата попало письмо замминистра культуры, где тот якобы отказал градозащитникам в федеральном охранном статусе для комплекса. Эксперты полагают, что в дело вновь вмешалась вице-губернатор Манилова. Трамвайный парк, расположенный на Среднем проспекте, 77–79, был официально закрыт в 2007 году. Все вагоны были списаны или переданы в другие депо. В стенах исторических ангаров остался только Музей электрического транспорта. В то же время губернатор Валентина Матвиенко, встречаясь с президентом венгерской девелоперской компании TriGranit Шандором Демьяном, попросила его прийти и на петербургский рынок. Изначально на территории трампарка намечалось возвести телефабрику, затем, когда кризис внес свои коррективы, там решили строить дворец искусств. Проект дворца и конгресс-центра разработало ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». Для нового строительства необходимо снести западную половину старинных корпусов. В ходе историко-культурной экспертизы, проведенной ООО «АРС», было доказано отсутствие архитектурной ценности именно этой части зданий, так как она «не просматривается» со Среднего проспекта. В свою очередь в 2011 году по заказу Всероссийского общества охраны памятников и его зампреда Александра Кононова была проведена альтернативная экспертиза (ее автором стала Татьяна Кудрявцева). Она предполагает сохранение всех корпусов, в том числе западных, а также повышение статуса объектов с регионального до федерального значения. На днях в прессу, а именно в интернет-газету «Фонтанка.ру», попало письмо замминистра культуры Андрея Бусыгина, в котором тот сообщил Александру Кононову о претензиях к выводам экспертизы градозащитников. «Экспертиза не содержит однозначного вывода и выполнена с нарушением пунктов положения [об историко-культурной экспертизе]», — говорится в документе. Само издание делает вывод, что таким образом общественникам было отказано в повышении охранного статуса для трампарка. Это не так, заявил сегодня корреспонденту «Карповки» председатель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров. Такое письмо лишь означает, что экспертиза «требует технической доработки». Он также заявил, что сам господин Кононов не получал письма, а потому неизвестно, как оно попало в прессу. Александр Кононов сегодня подтвердил «Карповке», что письма он не получал. Более того, прочитав выложенные на «Фонтанке» копии, он сделал вывод: «Никаких претензий, что парк не подходит под статус федерального памятника, там нет. Те два пункта формальные». Однако градозащитник не исключил возможности, что, если данная бумага действительно отписка, чтобы не принимать результаты экспертизы, «мы с юристами будем предпринимать другие действия». Между тем, как стало известно «Карповке», у истории с публикацией «сканов» на «Фонтанке» есть и иная сторона. По некоторым сведениям, такое письмо было готово еще две недели назад. Более того, к его написанию якобы была причастна вице-губернатор Алла Манилова, лоббирующая проект дворца искусств; именно она распорядилась передать документ в редакцию «Фонтанки», считает наш источник, знакомый с ситуацией. Он не исключил, что проект станет последним для госпожи Маниловой, перед тем как она покинет свой нынешний пост после ухода Валентины Матвиенко в Совет Федерации.

https://kanoner.com/2011/07/06/23259/

Манилова: дворец искусств на месте трампарка будет построен
06/07/2011 11:46

Дворец искусств на месте трамвайного парка имени Леонова на Среднем проспекте, 77–79, в Санкт-Петербурге будет построен. Об этом в комментарии корреспонденту «Карповки» вчера вечером заявила вице-губернатор Алла Манилова. Правда, сроки работ она назвать не смогла. Напомним, комплекс был включен в список региональных памятников архитектуры, но частично — под охрану попала только восточная половина трамвайного депо. Таковы были результаты историко-культурной экспертизы, которую провело ООО «АРС». В свою очередь градозащитники заказали альтернативную экспертизу, чтобы сделать весь комплекс федеральным объектом наследия, но недавно стало известно, что Министерство культуры отправило работу Татьяны Кудрявцевой на доработку. Алла Манилова считает, что общественники потерпели поражение. «В этой экспертизе предлагалось всю территорию объявить объектом культурного наследия федерального значения. Министерство культуры отказало в этом. И сказало, что тот статус, который есть у полусараев сейчас, достаточный, и с ним Министерство культуры согласно. Никаких революций нет», — подчеркнула наша собеседница. Госпожа Манилова повторила, что планы переустройства квартала, где расположен трампарк, не изменены: там «мы будем строить дворец искусств и делать музей трамваев и троллейбусов».

https://kanoner.com/2011/07/11/23604/

На месте трампарка на Васильевском вырастет дворец искусств
11/07/2011 13:31

Сегодня было подписано соглашение о строительстве дворца искусств в Санкт-Петербурге. Это произошло в рамках Санкт-Петербургского кинофорума, сообщили организаторы мероприятия. «До конца 2011 года будут пройдены все необходимые процедуры, чтобы выйти на этап проектирования», — заявила сегодня вице-губернатор города Алла Манилова. Дворец искусств планируется построить на месте трамвайного парка имени Леонова на Среднем проспекте, 77–79. После получения всех разрешений само строительство займет 24 месяца. В развитие проекта планируется вложить около 250 млн евро.

https://kanoner.com/2011/07/13/23822/

Сокуров выступил с открытым письмом из-за строительства дворца искусств
13/07/2011 11:15

Кинорежиссер Александр Сокуров выступил с открытым письмом в связи с запланированным строительством на Васильевском острове в Санкт-Петербурге дворца искусств. Он должен появиться на месте нынешнего трамвайного депо, которое ранее считалось объектом культурного наследия. 11 июля было подписано соглашение о возведении дворца с девелоперской компанией TriGr?nit. Как пояснила куратор проекта вице-губернатор Алла Манилова, «до конца 2011 года будут пройдены все необходимые процедуры, чтобы выйти на этап проектирования». По ранее озвученной информации, ради дворца будет снесена ровно половина исторического трампарка. В недавнем интервью корреспонденту «Карповки» госпожа Манилова подтвердила, что эти планы не меняются. Александр Сокуров назвал подписание документа «демонстративным» и обратил внимание, что это было сделано «вопреки всем возражениям градозащитников». В этой связи кинорежиссер попросил губернатора Валентину Матвиенко возобновить встречи с общественниками и обсудить на ближайшей судьбу трамвайного парка. Кроме того, он попросил чиновницу «не уступать давлению разных сторон».

https://kanoner.com/2011/11/29/29630/

В Петербурге не будут сносить 2-й трампарк ради дворца искусств
29/11/2011 17:37

Власти Санкт-Петербурга могут отказаться от строительства дворца искусств на Васильевском острове. Проект планировалось реализовать на месте исторического трамвайного парка, который предполагалось снести. Однако новое руководство Северной столицы во главе с Георгием Полтавченко фактически заявило о сворачивании идеи команды Валентины Матвиенко. Трамвайный парк на Среднем проспекте, 77–79, построенный в начале XX века, был официально закрыт в 2007 году. С тех пор в его стенах сохраняется только Музей электрического транспорта, а сама земля остается в ведении ГУП «Горэлектротранс». «Никаких революций нет: мы будем строить дворец искусств и делать музей трамваев и троллейбусов», — заявляла «Карповке» в июле вице-губернатор Алла Манилова. У прежней власти было несколько идей по переустройству территории. Так, изначально там хотели создать телефабрику, мощностями которой якобы должен был пользоваться Пятый канал. Однако прежний вице-губернатор Алла Манилова, курировавшая проект, опровергала эту информацию. В любом случае с приходом кризиса в конце 2008 года помещения для съемок стали совершенно не нужны, объяснила чиновница. Взамен пришла мысль о строительстве здесь дворца искусств, аналогичного тому, что стоит в Будапеште. Во время посещения Венгрии Валентина Матвиенко предложила Шандору Демьяну, президенту местной девелоперской компании TriGranit, построить дворец и в Петербурге. В Северной столице не хватает площадок для крупных общегородских мероприятий, поясняла градоначальница. Мастерской Михаила Мамошина была разработана концепция. В ходе проектирования выяснилось, что свободного места под дворец не хватает, и инициаторы предложили снести западную половину исторических корпусов трамвайного парка, которые на тот момент считались выявленным объектом культурного наследия. ООО «АРС» провело историко-культурную экспертизу и доказало, что именно западная половина не заслуживает государственной охраны, хотя и была построена раньше восточной. КГИОП такую резолюцию поддержал. Что касается коллекции музея, то ее ценность, очевидно, тоже «подогнали» под нужные условия. Так, к достойным сохранения причислили не все 64 единицы трамваев и троллейбусов, а лишь 28 — то есть только те, что входят в открытую экспозицию. Остальные же сейчас восстанавливаются энтузиастами за свои деньги и скоро могут войти в состав музея. Активист движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Виктор Туралин рассказал сегодня корреспонденту «Карповки», что «экспертизу» ценности проводил Музей железнодорожного транспорта во главе с директором Галиной Закревской. Правда, на место специалисты выезжали лишь однажды, причем вечером, а потому некогда было всматриваться в вагоны. Несмотря на то что музей не имел право проводить такую экспертизу, ее вердикт был подписан зампредом комитета по культуре Александром Платуновым. Если бы музей, который сейчас по-прежнему имеет статус ведомственного, сделали государственным по такой схеме, то 28 единиц техники перестали бы передвигаться. Хотя сейчас на ретротрамваях постоянно организовывают экскурсии для ветеранов в памятные дни. «Вы поймите: музей не может состоять из экспонатов, которые движутся», — объясняла Алла Манилова. «Может», — говорят в московском Политехническом музее; сейчас это учреждение проводит новую экспертизу. После того как из состава питерской власти вслед за Валентиной Матвиенко были исключены госпожа Манилова и ее верный помощник председатель комитета по культуры Антон Губанков, проекту дворца искусств зажгли красный цвет. Еще в октябре Георгий Полтавченко объявил, что выделение денег на него из городского бюджета нецелесообразно. А на прошлой неделе проект раскритиковал вице-губернатор Василий Кичеджи, сменивший на этом посту Аллу Манилову. Чиновник назвал его «непроработанным и протокольным», а перспективы его реализации «призрачными». Накануне коллегу поддержал и сам Георгий Полтавченко: «То место, которое намечалось, на мой взгляд, выбрано неудачно. Там есть возможность создать другие не менее интересные объекты, в том числе технологический музей». По мнению чиновника, дворец искусств «имеет право на жизнь», но при этом «ждать, пока инвестор найдет средства, город, наверное, не будет». «Это очень правильно: отмена этого проекта приведет к спасению трамвайного депо, и его можно будет полноценно использовать под музейное пространство», — прокомментировал корреспонденту «Карповки» член совета по сохранению культурного наследия градозащитник Александр Кононов. Теперь он ждет, когда власть оформит слова в официальные решения, «начиная с отмены акта о выделении земельного участка».

https://kanoner.com/2012/04/11/39196/

Старый инвестор готовит новый план реновации трампарка на Васильевском
11/04/2012 13:40

Компания «Телеград» не собирается расставаться с территорией Василеостровского трамвайного парка. Сейчас фирма готовит новый проект реновации этих площадей, предусматривающий создание инновационно-технологического музейного комплекса с сохранением всех исторических корпусов. Трамвайный парк на Среднем проспекте Васильевского острова, 77–79, построили в начале XX века. В 2007 году его закрыли. Петербургские власти сначала собирались создать там телецентр, затем — Дворец искусств. Реализацией проекта занималось ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов „Телеград“», связанное с венгерской фирмой TriGranit. В его рамках предполагался снос части корпусов трампарка. После того как губернатором Петербурга стал Георгий Полтавченко, проект подвергся критике как «непроработанный и протокольный». Теперь «Телеград» переработал проект, сообщает «Деловой Петербург». На месте трампарка собираются создать инновационно-технологический музейный комплекс «Депо-300». Он будет включать в себя главное здание и выставочный центр. В старых корпусах хотят разместить интерактивный музей трамвая. Реализовать эти планы намереваются к 2014 году, когда будут отмечать 300-летие Кунсткамеры. Переработкой проекта занимается архитектор Михаил Мамошин. По его словам, теперь собираются сохранить все шесть исторических корпусов. «Нам подтвердили, что эта территория будет развиваться, что ее не отдадут другому инвестору», — заявил исполнительный директор «Телеграда» Семен Краснов. По его словам, фирма разработала новую концепцию реновации трампарка, но она еще не одобрена городскими власями. Ответ ожидают через месяц.

https://kanoner.com/2012/05/13/44078/

Дворец искусств на месте Василеостровского трампарка не построят
13/05/2012 15:08

Дворец искусств на месте Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77–79, строиться не будет. Смольный принял постановление о расторжении соглашения с инвестором. Трамвайный парк № 2, построенный в начале XX века, был официально закрыт в 2007 году. С тех пор в его стенах сохраняется только Музей электрического транспорта, а сама земля остается в ведении ГУП «Горэлектротранс». У прежней власти было несколько идей по переустройству территории. Так, изначально там хотели создать телефабрику, мощностями которой якобы должен был пользоваться Пятый канал. Затем пришла мысль о строительстве здесь дворца искусств, аналогичного тому, что стоит в Будапеште. Во время посещения Венгрии Валентина Матвиенко предложила Шандору Демьяну, президенту местной девелоперской компании TriGranit, построить дворец и в Петербурге. Дворец не помещался на территории, свободной от построек, и было принято решение снести половину исторического депо — трех полусараев из шести. Проведенная ООО «АРС» историко-культурная экспертиза доказала, что у этой половины отсутствует ценность, в частности, потому, что эти здания не просматриваются со Среднего проспекта, хотя и были построены раньше по времени. Алла Манилова, в то время как вице-губернатор, курирующий проект, заявила корреспонденту «Карповки», что доверяет вердикту экспертов. «Этот проект не нарушает ни ПЗЗ, ни хренезе», — сказала госпожа Манилова, имея в виду концепцию, разработанную ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». Питерские градозащитники не согласились с решением о сносе половины депо. Они провели за свой счет историко-культурную экспертизу, доказав федеральную ценностью всего комплекса Василеостровского трампарка. Но Минкульт забраковал работу из-за технических ошибок в бумагах. Алла Манилова уверяла, что не стоит сохранять и большинство вагонов, стоящих в Музее электротранспорта, а остальные сделать невыездными: «Вы поймите: музей не может состоять из экспонатов, которые движутся». Активист движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Виктор Туралин рассказал корреспонденту «Карповки», что «экспертизу» ценности проводил Музей железнодорожного транспорта во главе с директором Галиной Закревской. Правда, на место специалисты выезжали лишь однажды, причем вечером, а потому некогда было всматриваться в вагоны. Несмотря на то что музей не имел право проводить такую экспертизу, ее вердикт был подписан зампредом комитета по культуре Александром Платуновым. Но после смены команды Смольного отношение к проезду резко изменилось. Сперва вице-губернатор Василий Кичеджи, сменивший на этом посту Аллу Манилову, назвал проект «непроработанным и протокольным», а перспективы его реализации «призрачными». Снос зданий отменили. Затем высказался и сам Георгий Полтавченко: «То место, которое намечалось, на мой взгляд, выбрано неудачно. Там есть возможность создать другие не менее интересные объекты, в том числе технологический музей». По мнению чиновника, дворец искусств «имеет право на жизнь», но при этом «ждать, пока инвестор найдет средства, город, наверное, не будет». В нынешнем апреле инвестор проекта заявил, что готовит новый проект реновации квартала с трамвайным парком и дворцом искусств. Здесь собирались создать инновационно-технологический музейный комплекс «Депо-300». Реализовать эти планы намереваются к 2014 году, когда будут отмечать 300-летие Кунсткамеры. Переработкой проекта занимается архитектор Михаил Мамошин. По его словам, теперь собираются сохранить все шесть исторических корпусов. Но Смольный решил разорвать соглашение, подписанное прошлым летом накануне ухода Валентины Матвиенко, о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации дворца искусств. Это должно было пройти на основе государственно-частного партнерства. Никаких компенсаций венгерскому инвестору, «дочке» TriGranit ЗАО «Инвестстрой», не ожидается. Соответствующее постановление принято 28 апреля. Скорее всего, TriGranit откажется и от реализации другого инвестиционного проекта — многофункционального комплекса на месте Бадаевских складов на Киевской улице, 3–5. В апреле директор «Инвестстроя» Семен Краснов сообщил, что срок постановления на изыскательские работы закончился, и компания пока не собирается подавать заявление на его продление. «Инвестор рассматривал этот проект в увязке со строительством дворца искусств... А поскольку город не выполняет своих обязательств и строительство на Среднем остается нереализованным, то развитие территории Бадаевских складов становится для нас проблематичным», — объяснил тогда господин Краснов.

https://kanoner.com/2012/06/14/51058/

Василеостровский трампарк могут отдать под политехнический музей
14/06/2012 20:57

На территории бывшего трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове может быть создан политехнический музей. С такой инициативой общественников согласился Смольный. Прежде половину старинных зданий, так называемых полусараев, Василеостровского трампарка прежние власти Петербурга намеревались снести, а территорию отдать сперва под телефабрику, затем — под дворец искусств. Соинвестором должна была стать венгерская девелоперская компания TriGranit. Проект активно лоббировала вице-губернатор Алла Манилова. Однако новая команда Смольного от такой идеи отказалась. А сегодня вице-губернатор Василий Кичеджи побывал в Василеостровском трампарке и провел совещание по вопросу создания здесь политехнического музея — музея науки и техники. Именно такую идею активно продвигали общественники движения «Петербуржцы за общественный транспорт». По словам председателя комитета по культуре Дмитрия Месхиева, в настоящее время специалисты его ведомства изучают отечественный и зарубежный опыт. Он рассказал, что комплекс зданий депо представляет собой яркий образец промышленной архитектуры начала XX века и является объектом культурного наследия. Создание культурных учреждений в стенах бывших промышленных объектов — западноевропейский тренд, подчеркнул господин Месхиев. В свою очередь ныне существующий Музей городского электрического транспорта, который сегодня существует в стенах депо (он подведомствен Горэлектротрансу), закрывать не планируется. Власти города ценят коллекцию музея — она «в полном объеме отражает историю развития петербургского трамвая от создания первой трамвайной линии в 1907 году до 1990-х годов». Важно, что экспонируемый подвижной состав отреставрирован, некоторые вагоны находятся в действующем состоянии. Если будет принято решение разместить в Василеостровском трампарке музей науки и техники, музей трамваев и троллейбусов может стать частью общей музейной экспозиции. Участники совещания пришли к заключению, что в целом территория трампарка соответствует требованиям к музеям науки и техники. По мнению Василия Кичеджи, «сейчас нам нужны оригинальные идеи, чтобы будущий музей стал интерактивным, суперсовременным, по-настоящему интересным детям и взрослым».

https://kanoner.com/2012/11/07/76655/

Объявлен конкурс на концепцию музея в Василеостровском трампарке
07/11/2012 17:48

Конкурс на создание концепции интерактивного музея науки и техники, который планируется открыть на территории бывшего трамвайного парка № 2 на Васильевском острове, объявлен городским комитетом по инвестициям и стратегическим проектам. На разработку концепции музея городские власти готовы выделить 450 тыс. рублей. Завершить работы необходимо к концу текущего года. Победитель тендера должен будет провести анализ опыта создания подобных музеев в России и других странах, создать концепцию функционирования учреждения, список основных экспозиций и интерактивных модулей. Также подрядчик будет обязан оценить возможность реализации проекта на основе механизма государственно-частного партнерства. Изначально половину старинных зданий, так называемых полусараев, Василеостровского трампарка прежние власти Петербурга намеревались снести, а территорию отдать сперва под телефабрику, затем — под дворец искусств. Соинвестором должна была стать венгерская девелоперская компания TriGranit. Проект активно лоббировала вице-губернатор Алла Манилова. Однако новая команда Смольного от такой идеи отказалась. С предложением о создании в комплексе зданий трампарка музея науки и техники в июне 2012 года выступил вице-губернатор Василий Кичеджи. Именно такую идею активно продвигали общественники движения «Петербуржцы за общественный транспорт».

https://kanoner.com/2012/11/19/79337/

Концепцию музея науки в Василеостровском трампарке разработает ИТМО
19/11/2012 16:32

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам подвел итоги конкурса на разработку концепции интерактивного музея науки и техники, который должны открыть в зданиях бывшего трамвайного парка на Васильевском острове. Победителем тендера стал Университет информационных технологий, механики и оптики. Помимо него, заявку на конкурс подали еще семь организаций, однако победитель предложил наименьшую цену контракта — 176 тыс. рублей. Начальная стоимость при этом составляла 450 тыс. Подрядчик проанализирует опыт создания подобных музеев в России и других странах, создаст концепцию работы учреждения, а также составит перечень основных экспозиций. Помимо этого, победитель должен ответить на вопрос, можно ли реализовать проект на основе механизма государственно-частного партнерства. С предложением о создании в комплексе зданий трампарка музея науки и техники в июне 2012 года выступил вице-губернатор Василий Кичеджи. Ранее половину старинных зданий трампарка планировали снести, а другую отдать сначала под телефабрику, а затем под дворец искусств. После смены губернатора от данной идеи в Петербурге отказались.

https://kanoner.com/2013/01/22/92638/

Василеостровский трампарк могут отдать под квартал для «креативщиков»
22/01/2013 19:02

В Смольном определились с окончательным перечнем площадок, на которых может появиться первый в Петербурге креативный квартал, где планируется разместить офисы творческих компаний. Победитель тендера на разработку финансово-экономической модели, компания «Пирс энд Кларк», завершила свою работу. В соответствии с условиями конкурса три площадки были выдвинуты рабочей группой при городском комитете по инвестициям, а оставшиеся две должен был предложить сам подрядчик. В качестве возможного места дислокации квартала компания предложила городу территорию многострадального трамвайного парка № 2 на Васильевском острове, территорию которого в последние годы прочили под самые разнообразные проекты: телефабрику, дворец искусств и политехнический музей. Последняя концепция впервые была озвучена в июне 2012 года вице-губернатором Василием Кичеджи. Кроме того, подрядчик остановил свой выбор на площадке фабричного комплекса «Красное знамя». Смольный же, как сообщалось ранее, рассматривал варианты с объектами Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада Кронштадтского района, канатный цех завода «Красный гвоздильщик», а также территорию СИЗО «Кресты» на Арсенальной набережной, 7. Разработанные «Пирс энд Кларк» финансово-экономические модели в настоящий момент оцениваются специалистами комитета по инвестициям. Завершить анализ чиновники планируют к марту 2013 года.

https://kanoner.com/2013/09/13/133944/

«Телеград» пытается отстоять право застройки трампарка на Среднем в суде
13/09/2013 15:50

«Телеград» требует признать незаконным отказ от предоставления под застройку трампарка на Среднем проспекте, 77. Инвестор пытается оспорить решение властей в суде. Трамвайный парк на Васильевском острове — один из старейших в Петербурге. Он заработал в 1907 году, вагоны в том числе из этого депо обслуживали блокадный Ленинград. В 2007 году парк имени Леонова был официально закрыт для приема и постоя линейных трамваев, в нем разместилась экспозиция Музея городского электрического транспорта. Тогда же был анонсирован проект застройки территории парка телефабрикой венгерской компанией TriGranit. Российская «дочка» холдинга ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов „Телеград“» планировала снести часть исторических зданий, а оставшиеся реконструировать. Кроме того, на территории депо обещали построить гостиницы, бизнес-центры и телестудию. В правление Георгия Полтавченко от проекта официально отказались, отдав предпочтение размещению в трампарке сначала политехнического музея, затем креативного кластера, а уже в недавнее время — обновленного действующего депо для электротранспорта. Тем не менее «Телеград» не смирился с таким решением Смольного и подал иск к комитету по строительству. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с требованием признать незаконным отказ в предоставлении участка под строительство многофункционального комплекса. Данный иск касается лишь части территории парка — участка на Среднем проспекте В. О., 77, литера Ф. На этом земельном наделе находится несколько зданий: административный корпус (Средний проспект В. О., 79, корпус 2, литера О), склад (Средний проспект В. О., 77, литера Ф), хозяйственная пристройка (Средний проспект В. О., 77, литера Х) и литейный цех (Средний проспект В. О., 77, корпус 3, литера Н), построенный еще до войны. Также на наделе есть и несколько неучтенных строений. В случае если у инвесторов получится доказать служителям Фемиды свою правоту, то чиновники в течение двух недель с момента вступления решения суда в силу должны будут предоставить предпринимателям вожделенный участок.

https://kanoner.com/2014/07/09/139481/

В трампарке на Среднем проспекте появится гараж для электробусов
09/07/2014 13:08

Гараж для стоянки гибридных троллейбусов, или электробусов, будет оборудован на территории трамвайного парка на Среднем проспекте, 77–79. Ради этого привлекут инвестора. Этот трамвайный парк, открытый в 1907 году, прекратил свое существование ровно через 100 лет. В нем разместилась экспозиция Музея городского электрического транспорта. Тогда же был анонсирован проект застройки территории парка телефабрикой от венгерской компании TriGranit. Российская «дочка» холдинга ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов „Телеград“» планировала снести часть исторических зданий, а оставшиеся реконструировать. Кроме того, на территории депо обещали построить гостиницы, бизнес-центры и телестудию. Затем, незадолго до ухода Валентины Матвиенко в 2011 году, тогдашний вице-губернатор Алла Манилова рассказала «Карповке», что там решено строить дворец искусств. В правление Георгия Полтавченко от проекта официально отказались, отдав предпочтение размещению в трампарке сначала политехнического музея, затем креативного кластера, а в 2013 году была озвучена идея обновленного действующего депо для электротранспорта. «Телеград» решил судиться со Смольным за землю. Речь касалась участка на Среднем проспекте В. О., 77, литера Ф, выходящего на красную линию. Как стало известно «Карповке», «Телеграду» удалось договориться с комитетом по транспорту о строительстве на этом месте многофункционального центра. Как пояснили в ООО «Телеград инвест», «в рамках реализации проекта предполагается восстановить работу трамвайного парка». Активист движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Виктор Туралин в курсе проекта. Предполагается, что на первом этаже коммерческого здания будет расположен гараж для гибридных троллейбусов — электробусов. Но для этого нужно изменить функциональное использования земли в генплане. Соответствующая заявка была направлена в июне. По словам господина Туралина, в ходе переговоров речь шла также об инвестировании в ремонт самого трамвайного депо, а именно западной части. Сейчас в ней находится ремонтная мастерская, где из груды железа возрождают старосоветские трамваи и троллейбусы. Однако, по предположению нашего собеседника, «Телеград» в это вкладывать деньги не будет. Сейчас на месте будущей стройплощадки стоит четырехэтажное нежилое здание, выходящее на Средний проспект (дом 79, корпус 2), и литейный цех постройки 1930-х годов в стиле конструктивизма.

https://kanoner.com/2014/10/10/141280/

Западную половину Василеостровского трампарка возьмут под охрану
10/10/2014 16:44

Западной половине Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77–79, будет возвращен статус памятника. Под охрану возьмут и жилой дом, выходящий на проспект. Василеостровский вагонный парк был построен в начале XX века. Во время Валентины Матвиенко он перестал обслуживать трамваи и превратился в музей. Затем власти стали рассматривать возможность застройки территории. Сперва там хотели обустроить телефабрику для нужд Пятого канала, затем — дворец искусств. Для этой идеи западную половину старинных зданий, так называемых полусараев, намеревались снести. Чтобы проект реализовать, западные фрагменты, более старые, сняли с государственной охраны, экспертизу провело ООО «АРС». Новая команда Смольного от идеи масштабной застройки отказалась. Более того, КГИОП заказал новую историко-культурную экспертизу, чтобы вернуть западной части полусараев статус памятника. Ее провело ООО «Ленстройуправление», экспертом была Маргарита Штиглиц. Гендиректор «Ленстройуправления» Владимир Трушковский сегодня сообщил «Канонеру», что экспертиза рекомендовала взять под охрану не только западные фрагменты, но и жилой дом, выходящий на Средний проспект (79, корпус 1, литера Б). Он сейчас числится историческим зданием. «Границы объекта культурного наследия были увеличены в разы. Такую рекомендацию, в частности, озвучил член совета по сохранению культурного наследия Рафаэль Маратович Даянов (гендиректор бюро „Литейная часть-91“. — Прим. ред.). Он предложил взять в границы всю территорию под трамвайными путями», — добавил господин Трушковский. Председатель комитета по охране памятников Сергея Макаров проинформировал, что сейчас ведется работа внесению изменений в учетную документацию. После этого западная половина полусараев и жилой дом получат статус объектов культурного наследия.

https://kanoner.com/2014/12/04/142205/

Под охрану возвращена западная половина Василеостровского трампарка
04/12/2014 12:46

Западной половине Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77, возвращен статус памятника. Ранее ее сняли с охраны ради дворца искусств Михаила Мамошина. Василеостровский вагонный парк был построен в начале XX века. Во время Валентины Матвиенко он перестал обслуживать трамваи и превратился в музей. Затем власти стали рассматривать возможность застройки территории. Наиболее обсуждаемым был дворец искусств, спроектированный ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». Этому замыслу мешала западная половина трамвайного депо, и по результатам экспертизы ООО «АРС» ее сняли с охраны. Она более старая, чем восточная, но эксперт Елена Лущеко обосновала свое решение тем, что эту половину не видно со Среднего проспекта. Новая команда Смольного от идеи масштабной застройки отказалась. Более того, КГИОП заказал новую историко-культурную экспертизу, чтобы вернуть западной части полусараев статус памятника. Ее провело ООО «Ленстройуправление», экспертом была Маргарита Штиглиц. В октябре гендиректор «Ленстройуправления» Владимир Трушковский рассказал «Канонеру», что экспертиза рекомендовала взять под охрану не только западные фрагменты «вагонных сараев», но и административный дом, выходящий на Средний проспект (79, корпус 1, литера Б). Сегодня Смольный опубликовал распоряжение КГИОПа, которым западные полусараи и административный дом возвращены в список памятников.

https://kanoner.com/2015/03/17/144084/

Смольный ищет инвестора для реконструкции Василеостровского трампарка
17/03/2015 15:26

Реконструкция Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77, будет проведена с привлечением инвестора. При этом, помимо трамваев, здесь разместят и троллейбусы. Депо, открытое в 1907 году, не работает по своему изначальному назначению с 2007-го. Правительство Валентины Матвиенко рассматривало два крупных инвестпроекта, связанных с застройкой территории: сперва здесь хотели сделать телефабрику, затем — дворец искусств. Новая команда Смольного от идеи масштабной застройки отказалась. В 2014 году стало известно, что на территории трампарка будет создан гараж для гибридных троллейбусов — электробусов. Инвестором выступит ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов „Телеград“», которое ранее должно было осуществить проект дворца искусств. Многофункциональный центр с троллейбусным парком разместится на Среднем проспекте, 77, литера Ф (этот участок выходит на Средний). Тем временем Смольный ведет поиск инвестора для реконструкции основной части депо, сообщил депутату Алексею Ковалеву вице-губернатор Марат Оганесян. «Перед потенциальным инвестором будут поставлены две основные задачи: реконструкция зданий музея Горэлектротранса, а также восстановление, строительство и реконструкция инфраструктуры для совмещенного трамвайно-троллейбусного парка», — говорится в ответе.

https://kanoner.com/2015/04/13/144525/

Албин рассказал, что может произойти с Василеостровским трампарком
13/04/2015 18:47

На территории Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, 77, могут построить коммерческий объект. Для этого инвестору необходимо отдать четверть территории. Вице-губернатор Игорь Албин рассказал о судьбе закрытого депо. Депо, открытое в 1907 году, не работает по своему изначальному назначению с 2007-го. В 2014-м стало известно, что на территории трампарка будет создан гараж для гибридных троллейбусов — электробусов. Инвестором должно выступить ЗАО «Телеград». Многофункциональный центр с троллейбусным парком разместится на небольшом участке на Среднем проспекте, 77, литера Ф. Тем временем власти Петербурга рассматривают перспективы развития основной территории трампарка, включающую сараи-памятники. Вице-губернатор Игорь Албин рассказал депутату Алексею Ковалеву, что существуют два разных варианта. В феврале поступило предложение ОАО «Уралвагонзавод». В качестве компенсации компания просит отдать 1,5 гектара земли из 6, используемых под парк. Взамен инвестор обещает реконструировать депо № 1 под музей городского пассажирского транспорта, депо № 2 — под мастерские музея, депо № 3 — под собственно депо «с последующей поставкой 30 трамваев», а также построить троллейбусный парк с поставкой 70 гибридных троллейбусов. Одновременно комитет по транспорту развивает альтернативный проект. А именно создание здесь автобусно-троллейбусного парка. «При этом потенциальный инвестор осуществляет поставку 100 единиц автобусов и 100 единиц троллейбусов, а также... устанавливает модульные конструкции для отстоя и сервисного обслуживания подвижного состава», — пояснил Игорь Албин. По словам чиновника, минус проекта — придется тратить бюджетные деньги на ремонт депо. Вице-губернатор заметил, что реализация идеи «Уралвагонзавода» возможна лишь в случае, если территория трампарка останется, как сейчас, в зоне деловой застройки. Однако при этом обращает внимание, что в 2015 году в генплан внесут поправку, чтобы изменить зону на «транспортную».

https://kanoner.com/2022/07/29/171664/

Горэлектротранс помечтал, как мог бы выглядеть трампарк на Васильевском
29/07/2022 14:00

Горэлектротранс решил помечтать, как бы мог выглядеть бывший Василеостровский трамвайный парк на Среднем проспекте, 77. В частности, он предложил создать там крупный музей и детскую железную дорогу. Депо, открытое в 1907 году, не работает по своему изначальному назначению с 2007-го. За это время было несколько идей, связанных с реконструкцией территории. Наиболее радикальная предполагала снос западной половины депо под дворец искусств, проект курировала лично вице-губернатор Алла Манилова. Также хотели создать тут гараж для электробусов. Но все инициативы не дошли до реализации. Очередную концепцию представили на Петербургском экономическом форуме в минувшем июне. На этот раз инициатором был Горэлектротранс, подведомственный комитету по транспорту. «Цель проекта заключается в создании крупного музейного общественного пространства. В рамках реализации проекта планируется проведение ремонтно-реставрационных работ существующих зданий, а также строительство детской железной дороги», — пояснил «Канонеру» замдиректора Горэлектротранса Евгений Власов. Впрочем, как можно понять, презентация пока далека от воплощения. «В настоящий момент ведутся работы по определению источника финансирования», — уточнил господин Власов.

2023-04-25 21:24

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия