Заведение графических Искусств. Хромолитография Э. И. Маркуса

наб.р.Смоленки, 14; 10я линия В.о, 61
1880, 1898, Кригер Р.И.

https://www.citywalls.ru/house8205.html
https://www.citywalls.ru/house10368.html

История ПО "Полиграфоформление"

История первого производства ОАО «Полиграфоформление» неотделима от истории предприятия в целом. Ведь именно здесь, на Васильевском острове, и было когда-то основано «Заведение графических Искусств. Хромолитография Э.И.Маркуса», положившее начало более чем вековым традициям объединения.

Основатель предприятия - Эдуард Исаакович Маркус - приехал для создания собственного дела в Петербург из г. Митава Курляндской губернии (ныне -г.Елгава, Латвия) в 1879 г.

Свою деятельность Э. И. Маркус начал с создания «Заведения графических Искусств. Хромолитография Э.И. Маркуса» - одной из крупнейших хромолитографий Петербурга. Он гордо и без затей использовал в названии предприятия свое имя и высоко поднял планку, включив в название слово «Искусство». Сохранившиеся образцы изделий той поры свидетельствуют, что сегодняшние успехи ОАО «Полиграфоформление» имеют глубокие исторические корни.

На предприятии изготавливали упаковку для российской табачной, парфюмерной и пищевой промышленности. Все изделия были помечены личным логотипом -

«ХР. - ЛИТ. Э.И.МАРКУСЪ», что подчеркивало уважение к своему предприятию, а также высокое полиграфическое качество.

Напечатанные литографским способом рекламные плакаты для многих петербургских предприятий являли собой настоящие произведения искусства. В отделе эстампов Государственной Российской Национальной библиотеки им.

М. Е. Салтыкова-Щедрина хранится более 100 афиш, плакатов, вкладышей и буклетов, более 200 этикеток и упаковочных коробок, изготовленных в Хромолитографии Маркуса. Плакат конца XIX - начала XX в. играл ведущую роль в рекламной деятельности: ведь в те времена телевидения и радиовещания еще не существовало.

Литография как способ плоской печати с непосредственным переносом краски с печатной формы на бумагу была изобретена в конце XVIII в. Она имела неоспоримые преимущества - прекрасное качество при сравнительной простоте технологии. Хотя «сравнительная простота» - понятие относительное: это производство тоже имело свои тонкости и требовало высокого профессионализма от художника-литографа.

В 1898 г. на участке по 10-й линии ВО, 57, где Маркус изначально арендовал помещение под предприятие, начинается строительство и реконструкция хромолитографии под руководством арх. Романа (Рейнгольда) Ивановича Кригера (1863–1935), выпускника Академии Художеств, мастера промышленной архитектуры, представителя рационалистического направления. По проектам Кригера расширили и усовершенствовали производственные корпуса Хромолитографии, организовали так называемый «склад готовых картин для конфетных и пряничных фабрик, бандеролей и кружков для монпансье и т.д.».

К 1917 г. на предприятии работало более 400 человек. В прессе того периода отмечается либеральное отношение Маркуса как хозяина к своим рабочим, что говорит о его большом опыте работы с людьми и уважительном отношении к ним. В газете «Новое печатное дело» за 1911-1913 гг. не раз встречалось упоминание о литографиях Киббеля, Веферса и Маркуса как о «больших мастерских», где созданы наилучшие условия труда, а также подчеркивалось «неучастие рабочих в стачечном движении».

Также следует отметить особое отношение Э.И. Маркуса к вопросам чести и репутации производителя. Постоянные заказы от крупнейших компаний России говорят о нем как о надежном поставщике и партнере. Широка география связей с заказчиками: Москва, Одесса, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Киев, Рига, Баку, Тифлис. Список клиентов Хромолитографии впечатляет не меньше: в него входят такие промышленные гиганты того времени, как М. Конради, Жорж Борман, Эйнем, Абрикосов и сыновья (кондитерские фабрики); Шапшаль, М. Богданов, Лаферм, А. И. Шапошников (табачные фабрики); фабрика обуви Г. Вейса; парфюмерное производство А. Брокара и др. Все это привело к быстрому и успешному развитию предприятия — выручка по заказам оценивалась более чем в полмиллиона рублей в год.

Э.И. Маркус закончил свою деятельность как частный владелец в октябре 1916 г., передав Хромолитографию Акционерному обществу «Русское печатное и издательское дело».

В 1918 г. был издан Декрет «О национализации всех предприятий полиграфического и картонажно-переплетного производства». В 1919 г. Хромолитография национализирована и переименована в Государственную Литографию № 3. До 1935 г. она подчинялась Министерству табачной промышленности.

В начале Великой Отечественной Войны предприятие было законсервировано. Его восстановление (уже в качестве 1-й Художественной Литографии Межобластной Конторы Главснаба Наркомата Пищевой промышленности СССР) началось в 1944 году.

В 1949 г. здесь освоена технология офсетной печати. Это привело к переподчинению предприятия Комитету по печати.

В период с 1966 по 1971 гг. 2-я Ленинградская фабрика офсетной печати (как тогда называлось наше предприятие) провела существенную модернизацию и автоматизировала многие производственные процессы.

В 1974 г. Комитет по печати издал приказ о слиянии 2-й Фабрики офсетной печати и Полиграфической фабрики № 17, также расположенной в Ленинграде и специализировавшейся на флексографской печати. Созданное таким образом новое производственное объединение получило название «Полиграфоформление». При этом Фабрика офсетной печати превратилась в производство № 1, а Полиграфическая фабрика № 17 - в производство № 2.

Объединение «Полиграфоформление» специализировалось на производстве этикеток, упаковки и кроя складных коробок для кондитерской, ликеро-водочной, мясомолочной и фармацевтической промышленности.

«Полиграфоформление» было зарегистрировано как акционерное общество открытого типа в мае 1994 г.

Административное здание, 10-я линия ВО, 61, Смоленки наб., 14

https://www.citywalls.ru/house8205.html

Ранее бывший Главным фасад административного здания в настоящее время сильно перестроен и скрылся за построенным в третьей четверти XX века производственным зданием. Из прежней архитектуры сохранилась весьма привлекательная пристройка - парадный подъезд с художественной кирпичной кладкой и изящной башенкой и кованым завершением, вероятно появившийся в 1880-е гг. Возможно, в былые времена перед зданием был разбит палисадник. (В настоящее время образовавшийся двор очень узок и чтобы сфотографировать здание целиком нужна специальная техника). Судя по плану участка на картах, здание, стоящее во дворе нового здания по наб. Смоленки, 14, является самостоятельным, независимым от производственных зданий, находящихся по 10-й линии, 59.

Производственные здания. 10я линия В.о., 59

https://www.citywalls.ru/house10368.html

2024-08-29 21:05

(с) Кирилл Кравченко, 2024, Моя Энциклопедия