Механический завод "Людвиг Нобель"

1873-1874, 1885-1886 арх.К.К.Андерсон; 1897-1902, 1903 арх.Р.Ф.Мельцер; 1912 арх.Ф.И.Лидваль; 1913 инж.Г.Ф.Джонсон

Пироговская набережная, 19; Сампсониевский проспект, 30

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Это предприятие индустриальной зоны Выборгской стороны связано с памятью о династии крупных предпринимателей, внесших неоценимый вклад в развитие российской наки и промышленности. Начало этой ветви положил шведский уроженец Эмануэль Нобель, который основал в Петербурге заводы, работавшие на военно-морское министерство. Когда военные заказы прекратились, Э. Нобель вынужден был вернуться в Швецию, его сын Людвиг, оставшийся в России, возродил дело, начатое отцом. В 1862 году он купил у Имервуда маленький заводик, состоящий из литейной и механической мастерских и доки для починки мелких судов, и основал на его месте механический завод, поставлявший продукцию всей стране.

Завод Нобеля с момента своего основания начал выполнять заказы Артиллерийского ведомста, а также выпускать гидравлические печи и прессы, водяные турбины и другое оборудование для крупнейших заводов России. После смерти Людвига Нобеля руководство предприятием перешло к его сыновьям - Карлу, а затем Эммануэлю. С 1900х годов по инициативе последнего налажен выпуск двигателей системы Р. Дизея для фабрик, электростанций и судов.

Владения Нобелей простирались от Выборгской (Пироговской) набережной за Б. Сампсониевский проспект до Нюстадской улицы (ныне Лесной проспект) и далее - до Финляндской железной дороги. В комплекс завода входили каменные здания цехов и жилой дом владельца с конторой, расположенный на южной границе участка по набережной. Производственные здания вытянулись вдоль двора, выходя торцовыми фасадами на проспект.

Возведение жилого дома и конторы происходило в несколько этапов с 1870 по 1886 годы под руководством архитектора К.К. Андресона. Реконструкция и расширение выполнялись в 1902-1903 годах Р.Ф. Мельцером. Эти же архитекторы принимали участие в строительстве фабричных сооружений, также как и знаменитый мастер модерна Ф.И. Лидваль.

Р.Ф. Мельцером был осуществлен проект "Жилой колонии" для рабочих, состоявший из нескольких домов, протянувшихся вдоль внутриквартального проезда, в конце которого Ф.И. Лидваль поставил доходный дом. На другой стороны Нюстадской улицы возвели народный дом-читальню (Р.Ф. Мельцер, 1897-1910) и особняк Эмануэля Нобеля (1910-1912, Ф.И. Лидваль). Все вместе можно рассматривать как многофункциональный комплекс, в который вошли не только промышленные объекты, но и здания различного назначения (жилые, общественные).

После революции и национализации заводу присвоили имя "Русский Дизель". Територия его была увеличена за счет отчуждения части соседнего участка льнопрядильной джутовой мануфактуры Д.Н. Лебедева, а корпуса существенно реконструированы.

Среди производственных построек завода Нобеля выделяется огромный протяженный корпус чугунолитейной мастерской. Он формирует линию застройки вдоль западной границы (ул. Фокина) и обращен кирпичным торцом к Б. Сампсониевскому проспекту. Часть цеха в соответствии с проектом Ф.И. Лидваля в 1912 году была перекрыта железобетонными фермами с верхним криволинейным поясом. Эта смелая новаторская конструкция позволила смонтировать однопролетное перекрытие и организовать просторное помещение литейной. Позднее оно было расширено инженером Г.Ф. Джонсоном с использованием традиционных для начала века решетчатых колонн и клепаных металлических ферм, образующих трехнефную структуру. Большие окна продольного фасада чередуются с узкими простенками. Завершенность композиции придает торец корпуса, силуэт которого повторяет очертание двухскатной крыши с фонарем верхнего света. Мощные бетонные перемычки проемов выделяются на плоскости стены и напоминают о зарождении нового функционального стиля.

Органично вписался в сложившуюся фабричную среду лицевой трехэтажный блок постройки конца 1930х годов. Он выполнен в характерных для конструктивизма формах с применением железобетонного каркаса. Его несущие элементы выделены на фасаде светлым колером. Пространство между ними заполнено витражным остеклением. Венчает фасад карниз на консольной плите. Корпус расположен в одном ряду со старым чугунолитейным цехом. Вместе эти два здания создают живой, запоминающийся образ фабричной застроки разных времен.

Ввиду банкротства ГП "Фирма "Русский дизель"" часть производственных площадей перешла в собтвенность других компаний, которые пытаются перепрофилировать помещения под свои цели - открыть мастерские или торговые фирмы.

Особняк на Выборгской набережной сохранился почти без изменений, хотя, вследствие неправильной эксплуатации, находится в плачевном состоянии - несмотря на статус памятника истории и культуры федерального значения. В этом доме велась не только активная деловая жизнь, но и принимались решения о поддержке российской науки, о выделении благотворительных средств на культуру и образование. Учитывая историческую, художественную и культурную ценность здания, предлагается здесь создать мемориальный центр семьи Нобелей. А в старых цехах могут разместиться офисы, торгово-складские или развлекательные центры, при этом исторический облик и их конструкции должны быть восстановлены и сохранены.

https://www.citywalls.ru/house6089.html

Эммануил Эммануилович Нобель в 1842 г. переехал в СПб со всей семьей: женой и тремя тремя сыновьями Робетром, Людвигом и Альфредом. Семья поселилась рядом с заводом в доме на Петроградской наб. 24 Нобель совместно с генералом Огаревым устроил небольшой механический завод, на котором были отлиты пушки-памятники, стоявшие у Главного Артиллерийского управления близ Литейного моста. Завод вскоре оказался недостаточным и в 1846 г. Эммануил Нобель устроил на Петербургской стороне другой завод, по размерам значительно больший. Здесь изготавливались мины, металлические конструкции, станки, паровые машины, изобретенное Э. Нобилем центральное водяное отопление. К крупным работам завода следует отнести оборудование машинами и станками строившихся тогда Кронштадтских мастерских, изготовление металлических решеток и оконных рам Казанского собора и др. В период Турецкой войны Э. Э. Нобелю было поручено произвести минное заграждение Кронштадтской и Свеаборгской крепостей, и он вместе со своим сыном Робертом блестяще выполнил эту задачу.

После войны количество заказов резко снизилось, Нобиль вынужден был перейти на частное судостроение, сконструировав и построив более 50 пароходов для общества «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и др. Но новая деятельность не смогла спасти завод от разорения: он был слишком велик, чтобы жить частными заказами. Э. Нобель был вынужден объявить себя банкротом. Кредиторы просили Людвига Нобиля продолжить дело отца. Проработав около двух лет, Людвиг Эммануилович понял, что завод не спасти, оставил его и в дальнейшем устроил свое собственное дело. Э.Э. Нобиль, проработав 22 года в России, в 1859 г. Возвращается в Швецию вместе с сыновьями Робертом, Альфредом и Эмилем.

На противоположной стороне Невы, на Выборгской стороне, несколько наискось от завода Э. Э. Нобиля находился завод Ишервуда (Шервуда), который состоял из литейной, механической и сборочной мастерских и дока для починки мелких судов. Людвиг Нобель, заработав немалые деньги на проведении процедуры банкротства завода отца, порученной ему кредиторами, взял в аренду этот завод, затем выкупил его и в 1862 г. создал собственное предприятие - Чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод. Датой основания завода считается 1 октября 1862 г. Первоначально главной специализацией завода было чугунное и бронзовое литье, изготовление водопроводной арматуры (раковин, сифонов), батарей для отопления, чугунных печей Горни с водяным затвором. Отличным качеством работ завод обратил на себя внимание Артиллерийского ведомства. После исполнения первого заказа, стал постоянным поставщиком ведомства. С 1864 по 1867 гг. завод изготовил 63100 чугунных бомб. Производство лафетов началось в 1865 г.

Завод занимался изготовлением оружия и оборудованием заводов военного ведомства станками и машинами. В 1863 - 1864 гг. были изготовлены две водяные турбины для Сестрорецкого оружейного завода. В 1865 - 1866 гг. - двадцать бегунных фабрик с лежнями и реторты для обжигания угля для Охтенского порохового завода. В последующие годы завод Нобеля поставил Санкт-Петербургскому патронному заводу три гидравлических пресса, печи и четыре станка. Для Петербургского арсенала были сделаны несколько токарно-копировальных станков.

В 1870 г. На Всемирной мануфактурной выставке в СПб Л. Э. Нобель удостоился - высшей награды - права изображать Государственный герб. В 1875 г. Ему был пожалован орден Св. Анны II степени.

В 1874 г. Л. Нобель построил рядом с заводом большой особняк (Пироговская наб., 19).

Завод активно работал в период перевооружения русской армии в конце 1870-х гг. В период 1881-1887 завод продолжал выпуск вооружения. В это же время внимание Л. Нобеля было отвлечено в сторону нефтяного дела.

В 1876 г. Л. Нобель занялся конструированием и изготовлением паровых насосов для перекачки нефтии другого оборудования, необходимого для модернизации нефтяного предприятия брата Роберта, находившегося в Баку.

В 1879 г. братья объединили капиталы и учредили "Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель") на основе нефтеперегонного завода в Баку. завод "Людвиг Нобель" стал больше ориентироваться на выпуск оборудования для нефтяной промышленности. Нобели объединили в одном предприятии добычу, переработку и транспортировку нефти, впервые в России построив нефтеналивной флот.

В 1882 г. Л. Нобель совместно с инженером Альфредом Тернквистом приспособил нефтяную форсунку для сжигания мазута, остаточного продукта перегонки нефти. Форсунка использовалась при эксплуатации паровозов и пароходов, кроме того "нобелевская горелка" для обогрева домов, для пекарен и кухонных плит.

С 1883 г. концерн Нобилей вытеснил с российского рынка американскую компанию Д. Рокфеллера "Стандарт Ойл".

В 1879 г. Л. Нобель первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами.

Людвиг Эммануилович Нобель скончался 31 марта 1888 г. на 57 году жизни. После его смерти дела перешли к двум старшим сыновьям Эммануилу и Карлу: Э. Л. Нобель продолжил вести дело Товарищества Братьев Нобель, А К. Л. Нобель – дела завода. Особого развития достигло в это время изготовление паровых машин, котлов, задвижек, различной арматуры подъемных приспособлений и пр. Карл Людвигович, как инженер, следил за всеми новостями техники и обратил свое внимание на керосиновые двигатели, изготовление которых и устроил на своем заводе. В 1893 г. На Всемирной выставке завод получил две золотые медали: за форсунки и за керосиновый двигатель.

В 1888 г. К.Л. Нобель задумал установить на заводе производство сепараторов. Им был заключен договор по которому заводу было предоставлено исключительное право по всей России изготовления и продажи сепараторов. Спустя несколько лет сепараторы были освобождены от пошлины и изготовление их в России оказалось невозможным, изготовление сепараторов было прекращено, но продажи продолжались. Впоследствии, когда дело достигло больших размеров, оно было выделено в особое предприятие – Торговый дом под фирмой «Альфа-Нобель».

Карл Людвигович скончался в 1894 г. И с того времени ведение завода перешло в руки Эммануила Людвиговича. Эммануэль получил образование в Технологическом институте в Стокгольме, стажировался на предприятиях Германии и Швейцарии. С 1877 г. работал на заводе отца, с 1887 г. возглавлял нефтяную компанию. В это время русская заводская промышленность начала переживать кризис. Э. Л. Нобель нашел необходимым ввести на заводе новые специализации. Завод приступил к изготовлению быстроходных скальчатых насосов, вводится изготовление двигателей Дизеля. В 1898 г., заплатив огромные по тем временам деньги, Нобель купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Получив чертежи 20-сильного двигателя, нобель внес конструктивные изменения в двигатель, который теперь мог работать на нефте, а не на керосине. С 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название "русский дизель".

На Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. ТД «Людвиг Нобель» в третий раз присуждается право изображать Государственный герб.

Для улучшения быта рабочих был устроен зал для народных чтений рабочим, школа для их детей и библиотека для рабочих и их детей. Для служащих завода вблизи него была выстроена целая колония, состоящая из 2-х, 3-х и 4-х этажных домов. Здесь за скромную плату служащие имели квартиры со всеми удобствами: ваннами, центральным отоплением и пр. Дома отделялись друг от друга тенистыми садиками. см. Лесной пр. 20 к.1

В колонии же помещается школа для детей рабочих и служащих завода, основанная 17 сентября 1901 г. На средства семьи Нобель в честь Э. Л. Нобеля и находящаяся в ведении Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском техническом обществе.

Главным достижение Нобиля и его инженеров стало изменение конструкциидизеля на реверсный, что позволило использовать дизель-моторы в качестве судовых машин.

В 1908 г на заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога" - она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой. Следующие реверсные двигатели были установлены на подводной лодке "Акула". затем Нобель стал оснащать ими свои нефтеналивные суда.

После революции Нобели навсегда покинули Россию. Завод был национализирован и получил название "Русский дизель".

Большой Сампсониевский, 28, литера Б

https://www.citywalls.ru/house12600.html

1912-1913, арх. Джонсон Генри Фомич

Большой Сампсониевский, 28, 30, корпус 1, ул.Фокина, 2

https://www.citywalls.ru/house6090.html

1890, арх. Лидваль Ф.

Чугунолитейный цех
1912-1913, выявленный объект культурного наследия, Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001
https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/2073/

Производственный корпус построен в конце XIX века по проекту инженера Г. Ф. Джонсона в кирпичном стиле. Это прямоугольное в плане, одноэтажное здание вытянутое в сторону Большой Невки. Боковой фасад, обращенный на проспект, завершен щипцом ступенчатой формы, прорезанным крупной локарной. Красный кирпич сочетается с цветной штукатуркой.

Большой Сампсониевский пр., 30

https://www.citywalls.ru/house6089.html

Экспериментальный цех машиностроительного завода “Русский дизель”
1930е, выявленный объект культурного наследия, Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001
https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/2072/

Большой Сампсониевский, 30, корпус 1, литера А

https://www.citywalls.ru/house30743.html

Хронология

http://kanoner.com/2020/05/20/165960/

Ремонта цеха-памятника на Большом Сампсониевском будут добиваться через суд
20/05/2020 16:27

КГИОП будет через суд добиваться ремонта чугунолитейного цеха механического завода «Людвиг Нобель» на углу Большого Сампсониевского проспекта и улицы Фокина. Сейчас здание-памятник стоит без крыши. Чугунолитейный цех на Большом Сампсониевском проспекте, 30, корпус 2, на углу с улицей Фокина был построен в 1912 году. Его автор — один из известнейших в ту пору архитекторов Федор Лидваль. Цех признан выявленным памятником. Долгое время здание заброшено, разрушается, часть кровли отсутствует. На это, по данным «Канонера», обратил внимание КГИОП. По результатам проверки ведомство решило обратиться в Выборгский районный суд. Иск был подан к собственникам Арине Николаевой и ООО «Нордвестстрой». В заявлении комитет фиксирует «неудовлетворительное состояние: кирпичная кладка имеет деструкцию и утраты, заполнения проемов частично отсутствуют, штукатурные элементы деструктированы, на крыше произрастает самосевная растительность, крыша в западной части объекта обрушилась». КГИОП требует в течение года провести первоочередные противоаварийные работы, а в течение трех лет — отремонтировать здание.

2022-04-25 22:01

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия