Выборгский коночный парк
Лесной пр., 23, Нейшлотский пер., 17
http://encspb.ru/object/2804025682?lc=ru
ПАРОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (паровая конно-железная дорога, паровой трамвай), вид гор. транспорта, разновидность конки. Паровая тяга впервые введена в 1882 на Невской пригородной конно-жел. дороге на маршруте от Знаменской пл. (ныне пл. Восстания) до Семянниковского з-да (ныне "Невский з-д"). Движение осуществлялось 3 локомотивами по воскресным дням. Состав включал 4 вагона (затем один вагон тянули до Рыбацкого). С 1884 движение стало регулярным. В 1898 на линии работали 17 локомотивов нем. фирмы "Krauss" и бельг. фирмы "Cockerill". Вокзал находился на Знаменской пл., депо - в с. Александровское (не сохр.). В 1913 линия с парком, мастерскими, 12 локомотивами, 62 вагонами перешла в ведение города. В 1887 открылось регулярное движение парового трамвая на Лесной линии - от клиники баронета Виллие (ВМА) до Круглого пруда (р-н 2-го Муринского и Институтского просп.). В 1907 маршрут продлен до Политехн. ин-та. В 1902 Лесная линия перешла в ведение города. В 1914 на ней имелось 16 паровозов швейц. фирмы "Brown", бельг. "Cockerill" и Путиловского з-да. В качестве станции использовался коночный парк на углу Нейшлотского пер. и Лесного просп. В 1892-94 открылись приравненные к трамвайным гор. линиям Приморская ж. д. (Новая Деревня - Сестрорецк) и Ириновская ж. д. (Охта - Ржевка - Ириновка). В 1926-28 Ириновская ж. д. преобразована в трамвайную линию. Узкоколейный участок до ст. Рахья эксплуатировался до 1990-х гг. Движение на Лесной линии П. ж. д. прекратилось в 1918, на Невской - в 1922 (с открытием Невской трамвайной линии). В 1942-43 паровой трамвай использовался для грузовых и пасс. перевозок по трамвайным путям Володарского моста в Невском р-не в ночное время; тогда же по просп. Стачек до Кировского з-да курсировал паровик "Бесстрашный". До 1963 в трамвайном грузовом парке эксплуатировались 3 паровоза серии "О" и "Ь".
Лит.: Януш Б. В. Впервые по железным рельсам // ЛП. 1985. № 6. С. 27-28; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994.
https://transphoto.org/photo/41277/
https://www.citywalls.ru/house6207.html
Выборгский коночный парк
Во второй половине XIX в. в быстро растущем городе возникла потребность в увеличении пассажироперевозок. В 1860(3) г. появился первый вид рельсового уличного транспорта - конно-железная дорога (конка - трамвай на конной тяге). На углу Лесного пр. и Нейшлотского пер. построили Выборгский коночный парк. Двухэтажное здание из красного кирпича, значившееся под номером 23/19, было отделено от улицы забором. До Октябрьской революции из этого парка на линию выходили вагоны конки, потом паровичка; затем здесь была конюшня для служебных лошадей. В 1930-х гг. тут размещался Выборгский участок Службы пути и тока. Потом здание разобрали и на его месте возвели жилой дом. К моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. К 1928 г. длина трамвайного пути достигла 274 км. Ленинградский трамвай располагал 1133 вагонами. За 1928 г. он перевез около 506 миллионов человек. Трамвай был тогда главным видом массового пассажирского транспорта в Ленинграде. В середине 1920-х гг. главным служебным транспортом трамвайщиков была лошадь. И аварийные бригады, и монтажники контактной сети, и путейцы ехали к месту работ на подводах. Бывший Выборгский коночный парк стал большой конюшней. В 1926 г. лошади отработали 8 тысяч дней.
Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Лениздат. 1982. С. 14
Во второй половине XIX в. в быстро растущем городе возникла потребность в увеличении пассажироперевозок. В 1860 г. появился первый вид рельсового уличного транспорта - конно-железная дорога (конка). Изначально использовалась только для грузоперевозок. С 27 августа 1863 г., после постройки первых пассажирских линий (пл. Восстания - Невский пр. - стрелка Васильевского острова; Адмиралтейская пл. - Конногвардейский бульв. - 6-я линия; Никольская пл. - Садовая ул. - Невский пр.) конка стала перевозить и пассажиров. Скорость была невысокой - не более 8 км/ч. К моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. Интервал движения обычно составлял 10-15 минут,. Линии конки были узкоколейными и практически всегда однопутными с разъездами каждые 1-1,5 км, лишь на оживлённых магистралях прокладывались 2 пути. Никаких оборотных колец на линиях конки не было. В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов - одноэтажный и двухэтажный (с империалом). Империал представлял собой крышу, приспособленную для перевозки пассажиров. В движение вагон обычно приводился парой лошадей. В 1875-1877 гг. открывается движение конок по 26 маршрутам, протяженность которых составила 84 версты. Для нового транспорта строились специальные коночные парки. Первый коночный парк был построен на Лиговском пр., 40. Другие парки - Рождественский (до 2003 - трамвайный парк № 4, ныне закрыт), Московский (у Московских ворот, не сохран.), Василеостровский (не сохран.), Петербургский (трамвайный парк № 3, площадка № 1), Нарвский (за Нарвской заставой, не сохран., сущ. до 1915), Выборгский (Нейшлотский пер.) и парк села Александровское (на пр. Обуховской обороны). На углу Лесного пр. и Нейшлотского пер. построили Выборгский коночный парк. К концу XIX в. акционерные общества эксплуатировали 30 коночных линий общей протяженностью 157 км. После появления электрического трамвая в 1907 г. конка постепенно вытеснялась им (исчезли в 1917). В 1980-е гг. были предприняты попытки заменить конную тягу паровой. В 1886 г. по Большому Сампсониевскому пр. и 2-му Муринскому пр. была проложена первая линия парового трамвая (паровика). Маленький локомотив тащил за собой несколько коночных вагонов с пассажирами. Вскоре в городе появились две линии паровой железной дороги. Первая линия тянулась от клиники Виллие Военно-медицинской академии в самом начале Большого Сампсониевского пр. на север Выборгской стороны. Обе линии по-прежнему именовались "конкой", иногда "паровой конкой", и даже во многих официальных документах они значились как "линия паровой конно-железной дороги". Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая, паровик не получил развития. Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 г.), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.
Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Лениздат. 1982
ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 204
Сооружения конного парка
Хронология
http://kanoner.com/2020/02/21/165284/
На углу Нейшлотского и Лесного под жилье расчищают земельный участок
21/02/2020 15:16На углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта от зданий расчищают земельный участок. До революции там находился трамвайный парк, а в будущем появится жилой комплекс от ЮИТ. Земельный участок в Нейшлотском переулке, 17, имеет почти прямоугольную форму — за исключением пятна с домом 23/19 по Лесному проспекту. До революции здесь располагался трамвайный парк. Конфигурация домов под литерами А (в центре участка) и Б (вдоль Лесного) похожа на дореволюционную. Но сейчас официально годом постройки всех зданий является 1971-й; возможно, датировку поменяли недавно. Сейчас ведется расчистка территории. Работы проводит ООО «Строительная фирма „Ирон“». Заказчиком, скорее всего, является ЗАО «Инженерный центр по технологии и материалам», у которого земельный участок находится в полувековой аренде. Сам надел должен использоваться «для размещения объектов науки», но в последнее время тут работали автосервисы. Согласно генплану, земля находится в зоне, где в приоритете строительство многоквартирных жилых домов. Гендиректором ЗАО сейчас является Игорь Бакан, который ранее возглавлял юридическую службу группы «Соло». Но ни сам проект, ни «Инженерный центр по технологии и материалам» к «Соло» отношения сейчас не имеют, сказал сотрудник группы. «Канонеру» стало известно, что снести планируется не все здания, а два, которые были признаны аварийными. После этого землю собираются продать группе «ЮИТ» для строительства жилья.
http://kanoner.com/2020/03/18/165465/
ЮИТ построит на углу Нейшлотского и Лесного жилые десятиэтажки
18/03/2020 15:55Стали известны подробности строительства жилого комплекса на углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта. Он будет состоять из десятиэтажек, что вдвое выше окружающей застройки. С дореволюционных пор здесь, в Нейшлотском переулке, 17, располагался трамвайный парк. Некоторые здания сохранились до нашего времени. В феврале «Канонер» рассказал, что собственник участка ЗАО «Инженерный центр по технологии и материалам» ведет расчистку своей территории. Работы проводило ООО «Строительная фирма „Ирон“». Источник, знакомый с проектом, поведал изданию, что землю собираются продать группе «ЮИТ» для строительства жилья. Сегодня ЮИТ официально подтвердил покупку и рассказал некоторые подробности. В частности, здесь возведут два десятиэтажных жилых дома и один девятиэтажный. Это вдвое выше окружающей застройки, в том числе исторической. Первым будет угловой корпус.
http://kanoner.com/2020/10/19/166850/
На углу Нейшлотского и Лесного вновь начали сносить бывший трампарк
19/10/2020 12:47На углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта вновь принялись сносить бывший трамвайный парк. Взамен группа «ЮИТ» обещает возвести жилой дом. С дореволюционных пор здесь, в Нейшлотском переулке, 17, располагался трамвайный парк. Некоторые здания сохранились до нашего времени. Правда, в документах они числятся советскими. В феврале «Канонер» рассказал, что собственник участка ЗАО «Инженерный центр по технологии и материалам» начал расчистку своей территории. Работы проводило ООО «Строительная фирма „Ирон“». Но тогда демонтаж был выполнен частично. Недавно стартовал основной повал зданий. Этим занято ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»). Взамен трампарка будет построен жилой комплекс, который станет вдвое выше окружающей застройки. Он будет состоять из двух десятиэтажных и одного девятиэтажного зданий. Девелопером выступает группа «ЮИТ».
https://www.fontanka.ru/2020/10/21/69512375/
ЮИТ не планирует приостанавливать снос депо Выборгского парка общества конно-железных дорог
21 октября 2020, 15:00Компания ЮИТ не планирует приостанавливать демонтаж депо Выборгского парка общества конно-железных дорог в Нейшлотском переулке. Об этом «Фонтанке» сообщил представитель застройщика. Градозащитники пытаются в судебном порядке исправить официальную дату постройки, доказав, что здание является историческим. «Демонтажные работы связаны с необходимостью подготовки территории к строительству и проведению дополнительных инженерных изысканий», — рассказали в компании. О старте демонтажа накануне сообщили градозащитники. С июля 2020 года они пытаются оспорить дату постройки здания, которая указана в документах — 1971 год. По данным истцов, депо возвели в конце XIX века, и здание сохранилось с незначительными перестройками. Ответчиками выступают городское управление Росреестра и филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Петербургу, в качестве заинтересованной стороны — ГУП «ГУИОН». Дело рассматривается в Куйбышевском районном суде. Застройщик говорит, что получил известие о привлечении к делу в качестве заинтересованного лица по инициативе самого суда только 6 октября. «Суд привлек, естественно, сразу к процессу ЮИТ в качестве правообладателя. Более того, они уже участвовали в судебном заседании. И уже пришли на это судебное заседание с позицией и подготовленными документами», — рассказал один из истцов, замглавы городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов. В компании, в свою очередь, пояснили, что дата постройки — 1971 год — включена в технические паспорта зданий, изготовленные ГУИОН в 2001 году по заказу комитета по управлению городским имуществом перед приватизацией объекта в 2002 году. Застройщик приобрел недвижимость в марте текущего года. По мнению истцов, компания начала демонтажные работы после знакомства с исковым заявлением. Отметим, что в случае, если градозащитникам удастся в суде доказать, что постройка является дореволюционной, сносить такое здание запрещал бы закон. Даже в случае признания его аварийным собственнику пришлось бы разобрать постройку и восстановить облик, который формирует уличный фронт. Застройщик говорит, что старт демонтажа не связан с судебным процессом. «Компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» работа над проектом ведется в плановом режиме с начала 2020 года. В настоящее время завершается процесс проектирования и экспертиза. До конца года по нашим планам должно быть начато строительство нового жилого комплекса и открыты продажи», — рассказали в компании. При этом уведомление о начале работ по сносу было подано за три дня до заседания, на котором было решение привлечь застройщика к процессу. Стороны расходятся в отношении вопроса, было ли необходимо получать разрешение на строительство перед началом сноса. В компании отметили, что в соответствии с Градостроительным кодексом разрешение на строительство для демонтажа в данном случае не требуется. Градозащитники со ссылкой на этот же документ придерживаются противоположной точки зрения.
https://www.fontanka.ru/2020/10/21/69512863/
Почему корпуса конно-железной дороги могут постареть до защитного статуса
21 октября 2020, 21:05Снесенные корпуса Выборгского парка конно-железных дорог могли «помолодеть» по документам не менее 19 лет назад. Если суд признает постройки историческими, владельцу участка придется их восстановить, хотя бы частично. Градозащитники добиваются в суде признания дореволюционными корпусов Выборгского парка конно-железных дорог в Нейшлотском переулке, которым, если верить реестру недвижимости, не исполнилось и полвека. Их почти полностью снес застройщик, планирующий на этом месте возвести жилой комплекс. Внимательное изучение историко-культурной экспертизы участка заставляет усомниться в молодости зданий. Накануне комитет по охране памятников опубликовал историко-культурную экспертизу участка, расположенного юго-восточнее пересечения Нейшлотского переулка и Лесного проспекта. Заказчик экспертизы — ООО «Центр инженерных изысканий в строительстве», работы проводились с 10 сентября по 14 октября. Этому предшествовала новость о начале демонтажа компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» комплекса существующих в этой локации корпусов Выборгского парка конных железных дорог. В едином реестре недвижимости указана дата возведения — 1971 год. Градозащитники уверены, и небезосновательно, что постройки в определенный момент «помолодели». По их данным, корпуса были возведены до революции, точнее — в конце XIX века. В июле 2020 года градозащитники обратились в Куйбышевский суд с иском к управлению Росреестра, где требуют откорректировать дату постройки парка. Судья привлекла в качестве заинтересованного лица АО «ЮИТ». По данным представителя фирмы, информация об этом дошла до них 6 октября. И в день заседания, в котором застройщик принял участие, стало известно о начале сноса. В историко-культурной экспертизе содержится описание, как менялась и выглядела территория со временем. Так, если на «Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал-майора Шуберта» территория занята огородами, то к 1880 году ситуация меняется. Со ссылкой на «План урегулирования Санкт-Петербурга» эксперты констатируют наличие построек Выборгского коночного парка, а рядом планируемую трассу Нюстадской улицы (сегодня — Лесного проспекта). В XX веке ситуация на участке не меняется: на «Старом плане Петербурга» 1904 года участок полностью занят Выборгским коночным парком. Далее авторы экспертизы описывают постройки. В юго-западной части участка параллельно друг другу располагались два вагонных сарая. Один — по красной линии Нюстадской улицы, второй стоял параллельно. «Сараи были каменные одноэтажные, крытые железом, без потолков, с земляными полами. В них было проложено по 4 пути рельс. В каждом сарае помещалось по 16 вагонов. Длина каждого составляла примерно 31,3 м, ширина примерно 17 м», — говорится в тексте. Кроме того, за сохранившимся жилым трехэтажным домом, фасад которого выходит на Нейшлотский переулок, располагались три конюшни, построенные по одному проекту. Это каменные одноэтажные здания, крытые железом. Кроме того, при раскопке шурфов эксперты зафиксировали наличие конструкций конно-железной дороги, деревянные настил и шпалу, а также булыжное мощение. «Был снесен один из двух вагонных сараев, остался тот, который расположен ближе к Лесному проспекту. Также почти полностью снесли две конюшни в глубине участка, а ту, что расположена ближе к жилому дому, — наполовину», — рассказала член президиума городского отделения ВООПИиК Анна Капитонова, которая участвует в деле в качестве одного из истцов. Доказательная база градозащитников строится также и на исторических чертежах, технических паспортах и учетных карточках 1965 года, где стоит дата «до 1917 года». «В карточках есть поэтажные планы, которые сравниваются с поэтажными планами современных построек. Видно, что ничего не изменилось», — пояснила Капитонова. Она считает, что шансы выиграть дело достаточно высоки. В случае, если иск будет удовлетворен и решение вступит в силу, застройщик будет обязан восстановить исторические здания, так как они расположены в границах объединенных зон охраны. Но только те, которые формируют уличный фронт. Наиболее явный претендент — это как раз примыкающий к Лесному проспекту вагонный сарай, однако он пока уцелел. Правда, «ЮИТ» отметил, что не планирует приостанавливать снос. Замглавы ВООПИиК Александр Кононов пояснил, что в данном случае невозможно наложить обеспечительные меры: «Их невозможно наложить из-за того, что компания не обращалась за получением заключения в КГИОП, не обращалась за получением разрешения на строительство». Соответственно, отсутствует и документ, действие которого можно «заморозить». При этом стороны придерживаются противоположных мнений относительно того, имел ли застройщик право начинать снос без разрешения на строительство. Градозащитники не исключают, что начало демонтажа связано с рассмотрением дела в суде. Компания это отрицает, утверждая, что работа над проектом ведется в плановом режиме с начала года, а уведомление о начале работ по демонтажу было направлено в профильные госорганы за несколько дней до первого заседания, на котором застройщик выступал в качестве заинтересованного лица. Сейчас завершается процесс проектирования и экспертиза, а еще до Нового года застройщик планирует начать строительство жилого комплекса и открыть продажи. «С претензиями «градозащитников» к государственным органам относительно изменения года постройки некоторых зданий после очередной перестройки разберется суд», — заверил представитель застройщика. Он добавил, что к компании не может быть вопросов, так как по документам здания не исторические. Если же корпуса и «помолодели», то около 20 лет назад или раньше, так как дата постройки 1971 год включена в технические паспорта зданий. Они были изготовлены ГУИОН еще в 2001 году по заказу комитета по управлению городским имуществом перед приватизацией, которая состоялась на следующий год. Застройщик, в свою очередь, приобрел участок только в марте 2020 года.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»
https://nsp.ru/27433-tramvainyi-spor
2021-01-22. Трамвайный спор
По ходатайству ЮИТ суд проведёт экспертизу снесённых зданий в Нейшлотском переулке.
В рамках суда о признании незаконной даты постройки корпусов бывшего Выборгского парка конно-железных дорог компания «ЮИТ» (застройщик спорного участка) ходатайствовала о проведении судебной экспертизы исторических построек. Об этом сообщает петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Градозащитники напоминают, что компания уже полностью снесла строения в октябре прошлого года. Спор идёт вокруг снесённых зданий в Нейшлотском пер., 17. Истцы утверждают, что они были построены до 1917 года. В качестве доказательств представлены архивные чертежи Выборгского парка конно-железной дороги, размещённого на этом участке в конце XIX века. В АО «ЮИТ Санкт-Петербург» утверждают: количество и контуры зданий по документам не соответствуют тем, что компания приобрела в начале 2020 года. «Никаких документов, доказывающих, что приобретённые здания – это постройки того самого парка, нет. В архивах ГУИОН документы, подтверждающие постройку зданий до 1917 года, также отсутствуют, – прокомментировали NSP в ЮИТ. – Дата постройки зданий, согласно ЕГРН и сведениям ГУИОН, была указана как 1956 и 1971 годы, то есть ЮИТ имел абсолютно законные основания для их сноса и добросовестно руководствовался открытыми данными публичного государственного реестра, имел все основания исходить из принципа достоверности государственных реестров». Активисты отмечают, что снос построек начался накануне очередного заседания суда. Они пытались остановить работы, но Куйбышевский районный суд отказал в ходатайстве о применении мер предварительной защиты в виде приостановления работ по сносу на участке. В итоге он был полностью расчищен от всех исторических построек. «ЮИТ осуществлял всю работу над проектом в плановом режиме с начала 2020 года, проведение работ по демонтажу не было связано с привлечением к судебному процессу», – поясняют в компании. Застройщик настаивает, что ценность у построек отсутствовала, и они не являлись историческими. По сведениям ЮИТ, в советское время в зданиях располагался экспериментальный завод по производству дизельных двигателей, все строения были приспособлены и реконструированы для нужд предприятия. К моменту сноса они не эксплуатировались уже около 20 лет. «Постройки были заброшены, находились в аварийном состоянии, выглядели депрессивно, а вся территория представляла собой экологическую и социальную угрозу для жителей соседних кварталов и уже давно нуждалась в реновации», – уверяет застройщик. Позиция ВООПИиК: «Несомненно, снос был выполнен с целью уничтожить спорные объекты для того, чтобы не дать возможность полноценно обследовать их в рамках судебного процесса и объективно установить дату постройки, однако суд согласился с доводами АО «ЮИТ» и назначил судебную строительно-техническую экспертизу при полном отсутствии спорных зданий на участке». Напомним, что участок 1,1 га вместе с расположенными на нём зданиями в Нейшлотском переулке у Сампсониевского собора компания «ЮИТ» приобрела у ЗАО «Инженерный центр по технологии и материалам» (ИЦТМ), связанного с бывшим вице-губернатором Петербурга Юрием Молчановым. ИЦТМ смог на правах собственника строений приватизировать площадку, а затем продал её застройщику. В рамках своего проекта «Новая жизнь старого центра» NSP продолжит следить за развитием этого и других градозащитных конфликтов, предоставляя всем участникам возможность высказать свою позицию.
http://kanoner.com/2021/05/28/168009/
ЮИТ представил проект жилых домов на углу Нейшлотского и Лесного
28/05/2021 12:33Группа «ЮИТ» представила проект жилого комплекса на углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта. Ради него ранее был снесен дореволюционный комплекс коночного парка. С дореволюционных пор здесь, в Нейшлотском переулке, 17, располагался трамвайный (позднее коночный) парк. Некоторые здания сохранялись до нашего времени. Правда, в документах они числились советскими. Год назад собственник участка ЗАО «Инженерный центр по технологии и материалам» начал расчистку своей территории в рамках предпродажной подготовки; покупателем, как писал «Канонер», стала группа «ЮИТ». Работы, проводившиеся ООО «Строительная фирма „Ирон“», завершены не были. Повторно за снос взялись осенью уже по заказу ЮИТ; их выполнило ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»). Взамен трампарка будет построен жилой комплекс. ЮИТ представил проект, выполненный ООО «Скай ресурс». Как видно на карте, комплекс будет состоять из трех основных коробок — двух десятиэтажных и одной девятиэтажной, а также более низких кубов-парковок, выходящих в Нейшлотский переулок. Как и прогнозировало издание, коробки будут вдвое выше окружающей исторической застройки. В мае ООО «Специализированный застройщик „ЮИТ Илона“» получило два разрешения на строительство жилых домов.
2022-04-16 18:05
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия